Андрей Штакеншнейдер – главный архитектор при дворе Николая I
Внук немецкого кожевенника, русский архитектор с немецкой фамилией – Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря его таланту Санкт-Петербург блистает многими постройками, без которых невозможно теперь представить облик северной столицы.
Биография
Близ Гатчины, на берегу реки Ижоры, императорским указом Павла I, датируемым 1797 годом, Иоганну Штакеншнейдеру даруется в потомственное владение мельница с прилегающим к ней обширным земельным участком. Год спустя был выстроен каменный дом, ставший семейной усадьбой. Здесь, 22 февраля 1802 года, у мельника Иоганна и родился сын — будущий знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Фамилия ему досталась от деда, искусного мастера кожевенного дела, который был родом из Германии.
Учеба
В возрасте 13 лет мальчика отдали на обучение в архитектурный класс Академии художеств: он с раннего детства проявлял способности к рисованию и сооружению игрушечных сооружений. Но учеба в Академии не стала особенно успешной. После ее окончания, в 1821 году, юный Штакеншнейдер получил место чертежника в Комитете строений и гидравлических работ, который занимался регулированием застройки петербургских площадей и улиц.
Спустя 4 года работы молодой архитектор попал в команду специалистов, которых набирал для работы над проектом Исаакиевского собора Огюст Монферан. Благодаря этому знакомству для Андрея Штакеншнейдера открылся путь в мир большой архитектуры.
Придворная служба
По протекции Монферана в 1831 году Штакеншнейдера привлек для постройки своей загородной усадьбы граф Александр Бенкендорф – Главный начальник III отделения канцелярии Его Императорского Величества. Граф остался доволен работой архитектора, который в знак своих заслуг был представлен императору Николаю I.
Штакеншнейдер начал придворную службу при дворе князя Михаила Павловича, сына императора Николая, стал привилегированным строителем императорских и княжеских дворцов.
Архитектор императорского двора
Талант архитектора подтверждают звания, полученные им на придворной службе:
- в 1834 году архитектору присвоен титул академика
- в 1848 году Штакеншнейдер стал профессором архитектуры
- в 1851 году он возведен в чин статского советника
- в 1858 году стал действительным статским советником
В 1854 году Штакеншнейдер начал преподавательскую деятельность в Академии Художеств, спустя четыре года работы он обзавелся самым большим количеством учеников.
С 1856 года Андрей Штакеншнейдер являлся главным архитектором Собственного Его Величества Дворца, заведовал загородными дворцовыми постройками государыни императрицы.
В браке с Марией Федоровной Халчинской у архитектора родились 8 детей. Архитектор скончался в Москве в возрасте 63 лет и похоронен в Санкт-Петербурге на территории мужского монастыря — Свято-Троицевой пустыни.
Архитектурные творения
Трудами архитектора создано много великолепных построек. Санкт-Петербург и Петергоф украшают дворцы и павильоны, возведенные по проектам Андрея Штакеншнейдера.
Мариинский дворец
Построенный с 1839 по 1844 годы, он стал первым самостоятельным и самым лучшим творением Штакеншнейдера. Дворец является частью ансамбля Исаакиевской площади. В его архитектуре Штакеншнейдер соединил сразу несколько стилей, что характерно для такого художественного направления, как эклектика. По мнению некоторых специалистов особо выделяется среди них неоклассицизм.
Дворец предназначался в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I – княжны Марии Николаевны.
Во время октябрьской революции 1917 года во дворце разместилось Временное правительство. Сейчас там работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Николаевский дворец
Николай I распорядился возвести на Благовещенской площади парадную трехэтажную резиденцию для своего третьего сына, князя Николая Николаевича.
По проекту Штакеншнейдера дворец возводили с 1853 по 1861 годы. Его архитектурным стилем также стала эклектика.
Площадь, на которой расположен дворец, в 1918 году переименовали в площадь Труда. В советские годы в здании располагались профсоюзы, которые именовали его Дворцом Труда. В настоящее время помещения дворца арендуют коммерческие организации.
Ново-Михайловский дворец
Он стал резиденцией для четвертого сына Николая I – князя Михаила Николаевича. Дворец строили с 1857 по 1862 годы. Возвели его в самом центре города на Дворцовой набережной, 18. Он расположен на берегу Невы, напротив Петропавловской крепости.
Так как в Санкт-Петербурге уже существовал один Михайловский дворец, вновь выстроенный был назван Ново-Михайловским. Его архитектурным стилем стала привычная для Штакеншнейдера эклектика.
Сейчас в помещения Ново-Михайловского дворца работают различные учреждения Российской Академии Наук.
Дворец Белосельских-Белозерских
В месте пересечения Невского проспекта с Фонтанкой расположился трехэтажный дворец. Его фасад розового цвета оформлен скульптурами атлантов, будто поддерживающих сооружение.
Штакеншнейдер перестроил каменный особняк, принадлежащий княгине Белосельской, оформив его в стиле необарокко. Работы по переделке дворца продолжались с 1847 по 1848 годы.
Внутреннюю отделку особняка Штакеншнейдер выполнил самостоятельно, оформив помещение мраморными каминами и широкой парадной лестницей, украшенной скульптурами с канделябрами и ажурными перилами.
В советские годы дворец занимали различные учреждения. С середины 90-х и до 2003 года в здании дворца располагался Музей восковых фигур. В 2003 году дворец передан в ведение Управления по делам президента РФ. В 2015 году здесь закончились реставрационные работы.
Загородные постройки
Трудами Штакеншнейдера созданы постройки в Петергофе и Петергофском уезде, Царском селе, Сергиевской пустыни, Павловске, Крыму.
Штакеншнейдер разработал планировку двух пейзажных парков Петергофа — Колонистского и Лугового. Дворцово-паковый ансамбль и его окрестности украшают многие творения Штакеншнейдера:
- павильоны Царицын, Ольгин, Бельведер, «Озерки»
- Львиный каскад фонтанов
- Собственная Его Величества Дача с Церковью Святой Троицы
- загородный дворец для Марии Николаевны, дочери Николая I
На территории Петергофа в парке Александрия, названном в честь супруги Николая I Александры Федоровны, Штакеншнейдер перестроил Фермерский дворец, а к Коттеджу пристроил Столовую с Мраморной террасой. Помимо этого для императрицы был выстроен дворец в Крыму.
Места, связанные с именем архитектора
В Санкт-Петербурге, помимо архитектурных творений Штакеншнейдера, существует еще несколько мест, связанных с именем знаменитого архитектора. А в Гатчинском районе области сохранились некоторые постройки усадьбы, где родился Андрей Иванович.
В гостях у Иоганна Штакеншнейдера, еще будучи наследником, любил бывать будущий император Павел I во время своих увеселительных прогулок по Гатчине. Его частые визиты послужили поводом к тому, что усадьба мельника стала именоваться Охотничьим домиком Павла I. Именно здесь, на обеде доме Штакеншнейдера, 5 ноября 1796 года он получил известие о смертельном состоянии своей матери, императрицы Екатерины II, которая скончалась на следующий день.
Согласно другой легенде за женой Иоганна Штакеншнейдера, Анной, закрепилась слава местной травницы – целительницы. Она лечебными компрессами избавляла от болезни жену Павла I Марию Федоровну.
Игорь Северянин, один из поэтов Серебряного века, жил на даче недалеко от Гатчинской мельницы, в местах, овеянных легендами, связанными с трагической судьбой Павла I. Они вдохновили его на знаменитые строки, в которых он описывает окрестности, где по его впечатлению «словно призрак, стоит заброшенный дворец, он обветшал, напоминая без драгоценностей ларец».
Семейное поместье Штакеншнейдера именовалась мыза. Так в некоторых частях Петербургской губернии в XVII — XVIII веках назывались отдельно стоящие усадьбы с хозяйством. Именно по названию усадьбы Штакеншнейдера — мыза Ивановка — именуется поселок, который существует и теперь. Здесь до настоящего времени сохранилась Гатчинская мельница. Усадебный дом же был разрушен – от него остались лишь каменные руины. Часть его каменных стен была использована для возведения новых построек в поселке Мыза-Ивановка.
Усадебный комплекс, на котором находится мельница, хозяйственные постройки и парк, объявлен памятником архитектуры и находится под государственной охраной. Мельницу Штакеншнейдера планируется восстановить.
Ресторан — гостиная «Штакеншнейдер»
Дом № 10 на улице Миллионой, где с семьей жил архитектор, являлся центром культурной жизни Санкт-Петербурга: там регулярно устраивались «штакеншнейдеровские субботы», на которых собирались представители творческой интеллигенции.
В 2015 году в этом старинном особняке открылся ресторан.
Его исторический интерьер оформлен роскошно:
- сводчатый потолок, украшенный лепниной и массивными люстрами
- антикварные шкафы ручной работы
- мягкая мебель, обитая натуральной кожей и бархатом
- на стенах картины в золоченых рамах
- полы устланы коврами
Некоторые элементы интерьера остались нетронутыми со времен постройки особняка: кирпичная кладка в одном из залов и дубовая дверь. На внутреннем дворике ресторана есть веранда с фонтаном.
Меню ресторана почти наполовину составляют блюда традиционной русской кухни, приготовленные по старинным рецептам. Подают их на именных сервизах работы «Императорского фарфорового завода».
Продукты для ресторанной кухни поставляют фермерские хозяйства, работают собственная кондитерская и хлебопекарня.
Ночной клуб Stackenschneider
Танцевальный клуб Stackenschneider – одно из заведений ночной жизни Санкт-Петербурга, который существует с 2013 года.
Первоначально он открылся в арт-кластере особняка на улице Милионной, который принадлежал архитектору. Исторические стены особняка с вензелями и лепниной были перекрашены в черный и красный цвета.
Слава клуба, как главного оплота местной электронной сцены, распространилась даже за пределами Санкт-Петербурга. Среди своих завсегдатаев клуб именуется «Штакен».
В 2014 году клуб переехал и расположился на Конюшенной площади. Теперь с его открывается вид на купола Спаса-на-Крови.
Андрей Иванович Штакеншнейдер — архитектор: биография, работы в Санкт-Петербурге и Петергофе
Штакеншнейдер – архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные памятники Санкт-Петербурга и Петергофа. Об этом замечательном человеке мы и расскажем в данной публикации.
Ранние детские годы архитектора
Родился Штакеншнейдер Андрей Иванович 22 февраля 1802 года на территории могущественной Российской империи. Дед будущего архитектора был уроженцем одного из крупнейших городов Севера Германии – Брауншвейга. Он был известным мастером, способным изготавливать различные вещи из натуральной кожи животных. А когда слава о его мастерстве дошла до российского императора Павла, его пригласили в столицу. Позднее дед решил остаться в России. Он женился, и на свет появился отец Андрея Ивановича.
Сам же Андрей родился в стенах фамильной фермы, где ранее проживало все семейство Штакеншнейдеров. Практически все свое детство маленький архитектор провел на мельнице, на которой работал его отец. Когда будущему мастеру исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Императорскую академию художеств. Однако из-за того, что особых талантов он так и не проявил, после окончания учебы его определили в комитет гидравлических работ и строений. Именно там наш архитектор Штакеншнейдер некоторое время работал, занимая должность рядового чертежника.
Разнообразие профессиональной деятельности
По истечении четырех лет работы чертежником наш герой получил выгодное предложение, благодаря которому он устроился на новое место работы. На этот раз его ожидала должность архитектора-рисовальщика.
Так он и попал на строительство Исаакиевского собора, возглавляемое специальной комиссией по сооружению. Здесь он и проявил себя как талантливый архитектор. Штакеншнейдер позднее был замечен другим известным строителем и архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром. Именно он пригласил нашего героя для работы над Зимним дворцом.
Уход с работы и занятия частной практикой
В какой-то момент архитектор Штакеншнейдер решил, что ему самое время заняться частной практикой. В начале 1831 года он ушел из комиссии и с большим удовольствием занялся частным строительством. Одной из первых самостоятельных его работ стало проектирование графского дома. Имение принадлежало А. Х. Бенкендорфу.
После того как наш герой удачно справился с поставленной перед ним задачей, граф рассказал о нем императору. В итоге талантливого архитектора пригласили в один из самых богатых домов СПб. Штакеншнейдер практически сразу заполучил расположение Николая I.
Все чаще он стал получать индивидуальные заказы от императора. И спустя некоторое время стал практически единственным архитектором, которому доверяли строить не только огромные имения, но и княжеские, царские дворцы. И так было вплоть до самой смерти архитектора. Он длительное время работал и проектировал недвижимость царских и привилегированных лиц, получил почетное звание личного архитектора дворца Его Величества.
Первые награды и обучение за границей
Если верить сведениям из биографии, Штакеншнейдер впервые получил признание в 1834 году. В это самое время он активно работал над проектом «небольшого дворца императора», за который и получил многообещающее звание академика.
Однако, несмотря на это, наш герой чувствовал, что ему катастрофически не хватает опыта. При этом ему удалось добиться поддержки государя, и за счет государственного пособия выехать за границу на обучение. Так, он посетил Англию, Францию и Италию. А вернувшись, от представителей Санкт-Петербургской академии художеств получил почетное звание профессора второй степени.
Работы над Мариинским дворцом
За время своей жизни Андрей Иванович проектировал и возводил здания различной сложности. Ему удалось побывать в Москве, Крыму, Санкт-Петербурге, Новгороде, Таганроге, Петергофе и даже Царском Селе. Во всех этих местах он довольно успешно работал и творил. Критики высоко оценивали его работы и утверждали об особенностях его строгого и одновременно демократичного стиля. Одним из самых величественных зданий, которое архитектору удавалось когда-либо построить, является Мариинский дворец.
Это здание, находящееся на красивейшей Исаакиевской площади, наш герой спроектировал в 1839 году. Строительство же дворца было окончено в 1844 году. О том, какие здания и дворцы Штакеншнейдер построил, помимо данного сооружения, где в настоящий момент находится резиденция Санкт-Петербургского Законодательного собрания, мы расскажем ниже.
Другие выдающиеся творения великого автора
Благодаря своему пытливому уму и прекрасной фантазии наш герой создал дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Напомним, что это уникальное строение в стиле необарокко было возведено в период между 1846 и 1848 годами.
Среди многочисленных произведений знаменитого архитектора можно встретить не только дворцы, но и детские больницы, часовни, дачные резиденции и многое другое. Например, в начале 1835 года была смоделирована и затем построена частная вилла известного актера кино Женьеса. Ровно через год наш герой работал над возведением дачного участка для Званцовых. А в 1834 году перестроил дачный домик М. И. Мордвинова.
Известные постройки в Петергофе
Окрестности Петергофа и сам город стали прекрасным местом для вдохновения нашего мастера. Здесь он активно работал над планом великолепных пейзажных парков: Лугового и Колонистского.
Затем он думал над некоторыми элементами Колонистского парка отдельно. Так, нашему автору принадлежат зарисовки сразу двух павильонов: Ольгина и Царицина. Интересно, что Ольгин павильон создавался по заказу императора Николая I и в честь его дочери. Ее звали Ольгой. Сама постройка похожа на неаполитанскую башню, частично выступающую своим цоколем из-под воды.
Царицин же павильон возводился строго по просьбе супруги императора Александры Федоровны. Своими внешними признаками он походил скорее на старинное древнеримское здание, нежели на классическую постройку времен Николая I.
Величественные павильоны в различных парках
Андрей Иванович занимался планированием и двух других павильонов в живописном Луговом парке. Один из них – Розовый павильон, или «Озерки». По словам критиков, именно он был центральной композицией всего парка. Его строительство началось в 1845-м, а закончилось – в 1848 году. Второй – Бельведер, представлял собой двухэтажное здание, построенное из довольно массивных гранитных блоков.
В начале 1727 года наш герой затеял строительство дворцово-паркового ансамбля на собственной даче императора Петра II. Затем под чутким руководством архитектора была построена церковь Святой Троицы, дворец, оранжерея и домик для садовника в дворцово-парковом ансамбле XIX века. Далее был дворец в Знаменке, Фермерский дворец и Львиный каскад. Об этом удивительном объекте мы и расскажем далее.
Уникальный каскад в Дворцово-парковом ансамбле Петергофа
Во время проектирования Нижнего парка знаменитый архитектор применил принцип создания каскадных фонтанов. Считалось, что, таким образом, дворец, строящийся на территории парка, будет дополнен эффектным уголком живой природы. При этом изначально над проектом работал небезызвестный итальянский архитектор Николо Микетти. Но его идея сомкнуть кольцо каскада в пределах Эрмитажной аллеи так и не была воплощена в жизнь.
В период между 1854-1857 годами проект каскада был полностью переделан. На этот раз за его основу взяли проект А. И. Штакеншнейдера. По предварительным данным, он предполагал существенное увеличение изначальных размеров бассейна и добавление 14 колонн, высота каждой из которых составляла 8 м.
Между колоннами также установили 12 своеобразных мраморных чаш. Из старых декоративных элементов автор решил оставить маскароны (комические изображения мифических животных) и большие фигуры львов, из пасти которых выходили струи воды. Посреди колонного пантеона красовалась фигурная статуя «Нимфа Аганипа». Все, кто видел данный каскад, описывали его как нечто невероятно красивое, строгое и одновременно сказочное.
Несколько слов о личной жизни архитектора
Чрезвычайная занятость архитектора не помешала ему наладить и свою личную жизнь. Находясь на пике своей головокружительной карьеры, автор многочисленных работ встретил женщину, в которую сразу же влюбился. Это была Мария Федоровна Халчинская.
Спустя некоторое время после совместной жизни у супругов родилось 8 детей. Примечательно, что все они, кроме самой младшей Зинаиды, которая умерла в детстве, стали известными личностями. Например, дочь архитектора Елена во время своей бурной молодости стала писать мемуары. Позднее она даже открыла свой литературный салон. Сын архитектора Николай долгое время проживал в Петербурге. Он любил рисовать, увлекался архитектурным искусством и даже построил один из домов в Харькове.
Еще один сын Андрея Ивановича Александр окончил театральные курсы и стал одним из излюбленных артистов в Императорском театре. Однако у столь талантливого человека, как Штакеншнейдер, были и другие дети, которые не стали посвящать свою жизнь искусству.
Например, именно таким был его сын Адриан. После получения высшего образования он отправилась работать в канцелярию Правительствующего сената. Немного позже он перебрался в Киев, несколько лет пожил в Харькове, где и возглавил судебную палату. Сын Владимир также с головою ушел в юриспруденцию. Дочери Мария и Ольга удачно вышли замуж и уехали жить за границу.
Память будет жить вечно
Андрея Ивановича уже давно нет в живых. Он умер в начале августа 1865 года. На момент смерти ему исполнилось 63 года. Память о нем продолжает жить в сердцах и умах наших соотечественников. А его величественные творения будут и дальше радовать туристов и местных жителей.
Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. К 220-летию со дня рождения
«сочетание прошлого и будущего»: линия, цвет и образ
А. И. Штакеншнейдер в короткое время произвёл очень много и большею частью удачных построек ˂. ˃ Будущему историку наших художеств весьма трудно определить характеристику архитектуры господина Штакеншнейдера. Почти все исчисленные здания построены или проектированы каждое в другом вкусе
6 марта 2022 года исполняется 220 лет со дня рождения архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера (22 февраля по ст. ст. 1802, Гатчинский уезд Санкт-Петербургской губернии — 8/20 августа 1865, Москва), профессора архитектуры Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Действительного Статского Советника. Он заслуженно пользовался благосклонностью императора Александра II и его супруги Марии Александровны ещё в те годы, когда Александр Николаевич был наследником престола, а на протяжении последнего десятилетия творческой деятельности, с декабря 1857 года, А. И. Штакеншнейдер занимал пост Главного архитектора Высочайшего Двора.
И. А. Гох Портрет Андрея Ивановича Штакеншнейдера Ок. 1860 Государственный Эрмитаж
Середина XIX века — эпоха историзма или неостилей — когда фантазия творца создавала неповторимый и уникальный образ фасада и интерьера. Постройки А. И. Штакеншнейдера, который превосходно владел искусством «сочетания» и интерпретации различных архитектурных элементов для создания художественного образа, сыграли заметную роль в застройке площадей и набережных Санкт-Петербурга. И действительно, образование, талант и кругозор позволяли ему создавать произведения в любом стиле и виртуозно использовать формы барокко, ренессанса и античности при возведении фасадов и оформлении интерьеров.
C ним всегда охотно работали коллеги, скульпторы и мастера, специалисты-отделочники, а его академический класс был самым большим по числу студентов. В некоторые годы он насчитывал до 60 человек. Студенты Академии не только работали в его мастерской, приобретая профессиональный опыт, но нередко нуждающиеся получали и кров в его доме на Миллионной улице, 10, под одной крышей с его многочисленной семьёй. Один из его сыновей, Николай, выпускник Петербургской Академии художеств, стал архитектором, и в 1880-х годах был главным архитектором Ялты. Именно он весной 1894 года предложил чертежи и рисунки отца для приобретения в коллекцию Министерства Императорского двора, но получил отказ, и значительная часть графического наследия архитектора была распылена по различным коллекциям, в том числе и частным.
По проектам А. И. Штакеншнейдера и под его руководством для членов императорской фамилии были возведены в центре столицы Мариинский дворец на Исаакиевской пощади для дочери императора Николая I , дворец Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки у Аничкого моста, напротив стасовского здания Кабинета, Николаевский дворец на Благовещенской площади для великого князя Николая Николаевича и Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной для великого князя Михаила Николаевича. В комплексе зимней Императорской резиденции — зданиях Эрмитажа — молодой Штакеншнейдер начал работу под руководством О. Монферрана в конце 20-х годов XIX века, принимая участие в переделке апартаментов вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Из работ архитектора в Зимнем дворце до настоящего времени частично сохранилась отделка ряда помещений, созданных им к середине 50-х годов XIX века. В залах первого этажа северо-западного ризалита №№ 12 – 14 с экспозицией «Отдела археологии Восточной Европы и Сибири», в бывшей «Готической гостиной», «Гостиной с амурами» и кабинете великой княжны Ольги Николаевны, дочери Николая I , декор сводов соответствует акварелям Э. П. Гау, запечатлевшим эти залы после перестройки их А. И. Штакеншнейдером.
Э. П. Гау Виды залов Зимнего дворца. Готическая гостиная великих княжён 1858. Государственный Эрмитаж Современный вид зала № 12
Э. П. Гау Четвёртая запасная половина Белая гостиная. Гостиная с амурами 1860-е. Государственный Эрмитаж современный вид зала № 13
На втором этаже Зимнего дворца в 1850-е годы архитектором были частично переделаны или полностью оформлены интерьеры «Золотой гостиной» и «Малинового кабинета» в апартаментах Марии Александровны.
Но, пожалуй, самыми безупречными по исполнению архитектурного декора является интерьер «Зелёной столовой» Марии Александровны и императора Александра II, созданный в 1850 – 1851 годах. Всё убранство столовой выполнено по рисункам А. И. Штакеншнейдера: мебель, канделябры, рельефы — их исполнил скульптор Д. И. Иенсен, ранее работавший с архитектором в Мариинском дворце, и затем при перестройке здания Старого Эрмитажа. Стилистически отделка «Зелёной столовой», современного зала № 306, расположенной на втором этаже в «теле» здания, усложненная отсутствием окон — безупречна. Пространство, первоначально перекрытое конструкцией со световым фонарем и освещаемое только верхним естественным светом, по цветовой палитре выдержаное в бело-светло-салатной гамме, дополняющей ощущение воздушности интерьера и придающей ему оттенок сказочной нереальности.
Л. Премацци Зелёная столовая 1852. Государственный Эрмитаж
В 50-х годах XIX века архитектор капитально перестроил здание Старого (Большого) Эрмитажа. Отдавая должное такту, с которым А. И. Штакеншнейдер подошёл не только к облику парадного фасада Старого Эрмитажа, возведённого Ю. М. Фельтеном более полувека назад, но и к уже сложившемуся ансамблю дворцовых зданий, протянувшихся вдоль Невы, необходимо отметить то «минимальное вмешательство», которое позволил внести архитектор в уже сформировавшуюся застройку Дворцовой набережной. Основные перестройки фасада касаются верхнего этажа, где происходит замена старых деревянных стропил металлическими, вследствие чего третий этаж здания становится чуть выше. При этом Штакеншнейдер практически полностью сохраняет исторический декор, лишь изменяя пропорцию оконных проёмов верхнего этажа. Сравнивая современный вид здания с его изображениями на акварелях К. И. Кольмана и К. П. Берггова, выполненных в первой четверти XIX века, ещё до перестройки А. И. Штакеншнейдером, можно сказать, что изменения внесённые им в фельтеновский фасад, практически неуловимы.
К. П. Беггров Вид Дворцовой набережной 1826. Государственный Эрмитаж
Интерьеры здания, именовавшиеся в документах того времени «Седьмой запасной половиной Зимнего дворца» и созданные для наследника престола, интересны своим планировочным решением: архитектор создал две независимые параллельные анфилады со сквозными проходами между ними, а по центральной оси корпуса устроил внутренние кладовые — подсобные помещения для удобства обслуживания и проживания. Залы запасной половины имеют разнообразную форму, в том числе и восьмиугольную, в ряде из них скругленные углы, подчёркнутые накладным декором с золочением. Отделка жилой надворной анфилады более сдержана. Часть её помещений — ванные комнаты, гардеробные — при организации музейной экспозиции были несколько видоизменены. Окрашенные в настоящее время стены, были некогда затянуты тканью светлых и ярких тонов. В середине анфилады сохранилось представительское помещение «Дубовый кабинет » .
Ванная комната в Старом Эрмитаже. Современный зал в надворной части Седьмой запасной половины 1871 Воспр. по: Всемирная Иллюстрация
Оформление парадной анфилады, выходящей окнами на Неву, более многообразно. В её отделке использованы цветные и экзотические породы дерева в наборных паркетах сложного рисунка, дверных проёмах и полотнах. В залах анфилады установлены колонны и мраморные камины с изысканным декором из натурального камня. Ряд каминов сложного оформления расположен у наружной северной стены, что свидетельствует о их преимущественно декоративном характере. Множество деталей: десюдепорты над дверными проемами, лепные и с живописными вставками, символическим изображением времён года, резные золоченные оконные карнизы, декоративные плакетки «гротески» с лепниной и обильным золочением — характерная черта в оформлении этих помещений. Потолки и фризы декорированы сложной лепной и живописной отделкой. В оформлении парадного двусветного зала, № 214, архитектор цветом выделил как горизонтальное, так и вертикальное членение его объёма. Наряду с общим «буйством цвета и фантазии»: колоннами с гермами, живописными полотнами во фризе и на потолке, дверными полотнами в технике « à la Boulle», в композиции десюдепортов были включены шесть медальонов с барельефными портретами выдающихся полководцев русской армии П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина-Таврического, А. В. Суворова-Рымникского, М. И. Кутузова-Смоленского, И. Ф. Паскевича-Эриванского и В. М. Долгорукого-Крымского. Отделка помещений Седьмой запасной половины была завершена в 1860 году.
Императорский Эрмитаж. Парадный двусветный зал. Современный Зал Леонардо да Винчи в здании Старого Эрмитажа 1870. Воспр. по: Всемирная Иллюстрация
Анфилада парадных залов в здании Старого Эрмитажа 2021. Государственный Эрмитаж
http://fb.ru/article/329950/andrey-ivanovich-shtakenshneyder—arhitektor-biografiya-rabotyi-v-sankt-peterburge-i-petergofe
http://academy.hermitagemuseum.org/materials/arhitektor-andrej-ivanovich-shtakenshnejder-k-220-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-%C2%ABsochetanie-proshlogo-i-budushchego%C2%BB-liniya-cvet-i-obraz