Андрей Сергеевич Некрасов биография

Некрасов Андрей: литературный отец капитана Врунгеля

Андрей Некрасов – писатель, очеркист, прозаик, больше известный читателю как автор приключений знаменитого капитана Врунгеля и его верных помощников – Фукса и Лома.

Самый любимый мультфильм

Не одно поколение ребятишек выросло на этом произведении, успешно экранизированном режиссером Д. Черкасским в 1978 году. Голосами любимых героев в 13-серийном мультфильме разговаривают Савелий Крамаров, Владимир Басов, Михаил Пуговкин, Сергей Мартинсон. Незадачливого и бесстрашного капитана Врунгеля озвучил Зиновий Гердт.

Написать для детишек такую эпохально-фантазийную книгу, сидя дома за письменным столом, Некрасов Андрей вряд ли бы сумел. Поэтому он самолично решил покорять моря и океаны, чтобы в реальности соприкоснуться с жизнью своего героя. Вернее, все было наоборот: сначала были океаны и моря, а потом возник симпатичный персонаж Христофор Бонифатьевич Врунгель, описавший свои невероятные похождения вокруг света, естественно, немного их приукрасив.

Андрей Некрасов: биография

Андрей Сергеевич Некрасов появился на свет в Москве 22 июня 1907 года. Приключенческой литературой сын врача увлекался в самого детства; особое впечатление на него произвели «Путешествия Марко Поло».

И китов бил, и золото добывал

Плавая на самых различных кораблях рядовым матросом и кочегаром в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, Некрасов Андрей начал записывать интересные случаи и смешные ситуации, свидетелем которых был и в которых сам принимал участие. На протяжении 10 лет в нелегких природных условиях пробовал себя в разных сферах: выстаивал у обжигающих топок корабельной кочегарки тяжелые вахты, охотился в Беринговом проливе на моржей, организовывал на Тихом океане китобойный промысел, добывал золото на Амуре и нефть на Сахалине. В 1933 году после окончания морского техникума во Владивостоке Некрасов Андрей Сергеевич был назначен заместителем в морском управлении треста «Дальморзверпром».

Писательская деятельность Некрасова

Первыми публикациями (1928 год) были отдельные заметки и стихи (преимущественно для детской аудитории), под которыми Некрасов Андрей Сергеевич подписывался как Топе.

В 1935 году свет увидела книга «Морские сапоги» — сборник рассказов, в котором автор делится с читателем историями о тяжелых трудовых буднях моряков в условиях Севера. В 1936 году состоялась публикация книги «Повесть о товарище Кирове», написанной в соавторстве с несколькими писателями.

Книга «Приключения капитана Врунгеля», опубликованная в 1937 году и принесшая своему автору популярность, была переведена на многие языки и несколько раз переиздавалась. Прототипом капитана стал давний знакомый А.М.Вронский, возглавлявший на Дальнем Востоке первый китобойный трест и часто на досуге развлекавший своих друзей придуманными историями. В то же время писатель Богданов Н.В. небезосновательно считал, что одним из прототипов Христофора Бонифатьича являлся сам Некрасов, веселивший сотрудников редакции увлекательными байками-рассказами.

Книга была встречена критиками того времени неоднозначно. Так, Лев Кассиль хвалебно отозвался о повести, написанной для людей, любящих шутки, ценящих хитросплетенную прелесть небылиц и замечающих истинный обывательский смысл в смешных нелепостях. Писатель И. Рахтанов предрек несерьезному произведению скорое забвенье, однако спустя 30 лет поменял свое мнение, включив «Врунгеля» в разряд книг, которым предначертана счастливая долгая жизнь.

Практически сразу после публикации детская книга была изъята из продажи, а автор, занимавший на тот момент пост помощника 1-го секретаря Днепропетровского обкома, арестован и направлен на строительство Норильского комбината.

Годы послевоенные

В 1941 году Андрей Некрасов добровольцем попал на фронт, нес службу в авиации и пехоте; с 1942 года являлся сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году вступил в Союз писателей СССР.

В 1944 году, попав под колеса беспощадной репрессивной машины, писатель был осужден Военным трибуналом на 3 года.

В 1953 году свет увидела новая книга автора «Завидная биография». Также перу Некрасова принадлежит произведение «Судьба корабля» (1958 год) и серия научно-популярных книг.

После реабилитации писатель состоял в руководстве закрытого яхт-клуба для советских капитанов и даже обзавелся одной из списанных немецких яхт, которую в честь книжного аналога назвал «Бедой». При спуске на воду судно затонуло, вполне оправдав свое название, а после ремонта, задев линию электропередачи стальными вантами, и вовсе сгорело.

До последних дней Некрасов Андрей Сергеевич состоял в редколлегии литературного альманаха «Океан» и журнала «Пионер». Умер в 80-летнем возрасте, 15 февраля 1987 года.

Андрей Некрасов

Страна:Россия
Родился:22 июня 1907 г.
Умер:15 февраля 1987 г.

Псевдонимы:
Жанры:

Андрей Сергеевич Некрасов — советский писатель, автор повестей, рассказов, очерков, научно-популярных книг для детей, сюжет которых в большинстве связан с морским делом и морскими приключениями.

Родился в 1907 году в Москве в семье врача. В детстве увлёкся чтением приключенческой литературы, особенно книг о путешествиях, что пробудило интерес к странствиям. Ребёнком Некрасов переболел полиомиелитом и прихрамывал на левую ногу. После окончания школы начал работать монтёром на Московской трамвайной станции.

В 1926 году уехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, начав вести записи об интересных случаях, участником и свидетелем которых ему приходилось быть. Попал на Тихоокеанское побережье, которое, по его словам, исходил от Чукотки до Посьета — матросом, кочегаром, зверобоем. Сдав экстерном экзамен на штурмана во Владивостокском морском техникуме, два года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности в морском управлении треста «Дальморзверпром».

Параллельно с основной работой с 1928 года Некрасов начал печатать небольшие заметки и стихи (стихи подписывал псевдонимом Топс). Свой первый серьёзный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря опубликовал в 1930 году.

В 1933 году вернулся в Москву, где познакомился с писателем Б. С. Житковым, сыгравшим важную роль в его профессиональном становлении. Некрасов начал сотрудничать с детскими журналами и газетами «Пионер» , «Мурзилка» , «Смена» , «Ленинские внучата», «Колхозные ребята».

В 1935 году вышел первый сборник рассказов писателя «Морские сапоги», посвящённый трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока и отразивший его дальневосточные впечатления — Амур, Приморье, Сахалин, Охотоморье, Камчатка, а также Некрасов вместе с тремя соавторами написал «Повесть о товарище Кирове». В 1936 году в серии «Библиотека юного колхозника» вышла книжка «Электрическое солнце».

Во время совместной работы над книгой о Кирове Некрасов рассказал Житкову о своём давнем знакомом А. М. Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своём кругосветном плавании, перемежая были и небылицы. И в 1937 году появился журнальный вариант книги «Приключения капитана Врунгеля», который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере («Пионер», №1-9, 11-12). Рисунки к повести сделал известный художник К. П. Ротов. В 1939 году повесть вышла отдельным изданием, в котором были сняты редакторские правки и искажения текста, присущие журнальному варианту. В дальнейшем «Приключения капитана Врунгеля» неоднократно перерабатывались. Хотя критика 1930-х неоднозначно оценила книгу Некрасова, она принесла автору известность. Писатель Л. А. Кассиль одобрительно отозвался в своей рецензии о повести, предрекая ей долгую жизнь.

Во время Великой Отечественной войны в апреле 1942 года Некрасов рядовым попал на Западный фронт. Осенью этого же года стал сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году был принят в Союз писателей. 14 апреля 1944 года, работая в газете в звании лейтенанта, был осуждён Военным трибуналом Ростовского-на-Дону гарнизона на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на севере, достоверных сведений об этом периоде почти нет. Впоследствии был реабилитирован.

Начал публиковаться вновь с 1953 года. Выпустил сборник рассказов «Завидная биография» (1953), повести «Судьба корабля» (1958), «Мы были на Диксоне» (1960). Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: писал статьи и очерки для любознательных подростков — о технике, авиации, электричестве, океанологии. Много лет был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан». По сценариям Некрасова поставлены научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.

Скончался 15 февраля 1987 года и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Фантастическое в творчестве:

Главное творческое достижение Некрасова — герой повести «Приключения капитана Врунгеля» (1937) Христофор Бонифатьевич Врунгель, изобретательный мореход, способный заменить радиоприёмник больным зубом, а судовую машину белками в колесе.

Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р. Э. Распэ о бароне Мюнхгаузене. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьёзные случаи. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалёкий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с мошенническими наклонностями, — герои постоянно попадают в комические обстоятельства.

© По материалам сети Интернет

Примечание к биографии:

На третьем фото — сам писатель в образе своего героя капитана Врунгеля.

Андрей Некрасов: в поисках приключений

22 июня исполняется 110 лет со дня рождения советского писателя и очеркиста, литературного «папы» знаменитого капитана Врунгеля.

Его биография не изобилует подробностями, а местами полна нестыковок и пробелов — по большей части от того, что Некрасов, человек по природе своей скромный и воздержанный, о себе говорить не любил. До сих пор историки и краеведы, со страниц книг отслеживая места пребывания писателя где-нибудь в Игарке на Енисее, открывают новые подробности его судьбы. При этом есть в ней и общеизвестные поразительные факты.

Родился Андрей Сергеевич в 1907 году в Москве, в семье врача. Его мать, Людмила Федоровна, искренне надеялась, что сын пойдет по ее стопам – подастся в медицину. Тем более, что ребенком Андрей тяжело заболел полиомиелитом, из-за чего впоследствии у него развилась хромота. Но, на счастье миллионов мальчишек и девчонок, любимейшей с детства книгой у Некрасова были «Приключения Марко Поло», и потому в поисках этих самых приключений он и пребывал всю свою жизнь, стремясь как можно больше узнать, увидеть, испробовать… Ведь чтобы написать книжку о кругосветном путешествии, нужно было самому сначала объездить весь свет. И не иначе!

Сегодня не только русские и белорусские, но и английские, болгарские, индийские, японские и многие другие дети читают «Врунгеля» на родных языках. Правда, прославленный некрасовский капитан, согласно «прописке», часто меняет фамилию: чехи, например, знаю его как Жванилкина, поляки – как Залганова, немцы – как Флюнкериха… Что, впрочем, не мешает ему быть любимейшим персонажем не только юных, но и взрослых ценителей авантюрного жанра литературы.

По морям, по волнам

В начале трудового пути он действительно много ходил по морям. Увлеченный морской романтикой, испытывающий тягу к путешествиям, Андрей Некрасов в 19 лет сменил Москву на далекий Мурманск, а работу монтера в столичном трамвайном депо – на службу матросом на рыболовецком судне. Как впоследствии вспоминал сам писатель, море стало его уникальной школой жизни, подарившей немало реальных историй – героических, драматических, курьезных, которые позже и станут основой большинства его произведений. «Я ловил треску в Баренцевом море, — писал Некрасов. — Мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскаленных топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане… Отстояв вахту, я от нечего делать много читал, и чем больше читал, тем больше хотелось мне и самому написать что-нибудь…».

Он начал записывать истории, которым бывал свидетель, а также байки, услышанные от товарищей по экипажу. Таких записей вскоре набралось прилично, и тогда Некрасов решается разослать их по столичным журналам. И его вдруг — на удивление сослуживцев и на радость самому 20-летнему автору — начинают печатать! Рассказики и очерки из заветных тетрадок выходят один за другим – в «Мурзилке», в «Пионере» и других детских журналах. Свой первый серьезный рассказ, «Из-за Ваера» — о героях Северного моря — Некрасов опубликовал в февральском номере ежемесячника «Борьба миров» в 1930-м.

В том же году Некрасов участвовал в перелете Москва – Дальний Восток с известным летчиком Михаилом Водопьяновым. Сдав экстерном экзамен на штурмана, он два года занимался организацией китобойной промышленности на Тихом океане. В 1933 году, после окончания морского техникума во Владивостоке, Андрей Сергеевич был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».

«Написали бы вы небольшую повестушку…»

А директором того треста был его тезка по фамилии Вронский. Этого человека, помимо организаторских способностей, отличал дар красноречивого рассказчика, на досуге развлекавшего друзей дивными небылицами о своем несостоявшемся кругосветном плавании. Вот как описывал это сам Некрасов: «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчеркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял «Да-с», «Вот так», а к слушателям обращался не иначе как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…».
Однажды Некрасов, перебравшийся к тому времени в Москву из-за проблем со здоровьем, пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову. А тот ему и предложи:

— Написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать.

Что из этого вышло – хорошо известно: удалая команда маленькой яхты «Беда» в составе неунывающего капитана Врунгеля, старшего помощника-верзилы Лома и жуликоватого матроса Фукса путешествует и поныне по всему свету, соперничая известностью с самим бароном Мюнхгаузеном.

В дневниках Андрея Сергеевича отмечена точная дата рождения идеи юмористической повести – 22 декабря 1934 года, 4 часа утра. Отталкиваясь от фамилии Вронского, Некрасов придумал своему капитану фамилию Врунгель, подсказанную дополнительными ассоциациями с реальным бароном Врангелем, знаменитым русским мореплавателем.

В то же время некоторые современники Некрасова были убеждены, что прототипом капитана Врунгеля можно считать и самого автора «Приключений…», который слыл в редакционной среде «морским волком» и балагуром.

Печатать «Приключения капитана Врунгеля» — в виде историй в картинках – начал журнал «Пионер» в январе 1937 года. Эти рисунки Константина Ротова, очень популярного в 20-30 годы художника-сатирика, стали для некрасовских персонажей хрестоматийными. Но, по сути, журнальный вариант книги был втрое короче первоначального авторского: содержал множество осторожных изъятий, связанных с принципами освещения образа советского моряка и с «японскими» мотивами.
Вдобавок кое-кто из критиков, когда два года спустя «Приключения…» всё же вышли отдельной книгой, предрекал труду Некрасова скорое забвение, называя его «скороспелым, трудноискоренимым в жизненной практике явлением», способным «рассмешить только самого непритязательного читателя». А вот классик детской литературы Лев Кассиль отозвался о повести одобрительно, посчитав, что ей суждена долгая жизнь.

И действительно, это произведение Андрея Некрасова обессмертило имя автора, выдержав множество изданий ещё при его жизни. По нескольку раз в год (!) продолжает переиздаваться книга и в нынешние времена. По мотивам «Приключения капитана Врунгеля» режиссером Давидом Черкасским в конце 70-х снят не менее популярный многосерийный мультипликационный фильм. Есть и художественное кино про неразлучную троицу, где в роли капитана снялся блестящий комедийный артист Михаил Пуговкин.

Так что семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

В лагере или на фронте?

А вот для самого автора выход книги в реальности обернулся бедой. В 1937 году Андрей Сергеевич был арестован и сослан в Норильский ГУЛАГ. В то время он занимал важный партийный пост в Днепропетровске. Возможно, в книге набиравшая обороты репрессивная государственная машина усмотрела некий намек…

В некоторых биографических очерках пишется, что в Норильске Некрасов отбывал срок вплоть до смерти Сталина — 1953 года. В других говорится, что он в 1941-ом ушел добровольцем на фронт: вначале был рядовым на Западном фронте, а с осени 1942 года – сотрудником фронтовой газеты, и осужден Военным трибуналом на три года ИТЛ только в апреле 1944 года.

Скорее всего, в его жизни были и лагеря, и фронтовые версты. В Союз писателей СССР он вступил в 1943-ем — трудно предположить, что осужденному человеку кто-то из коллег по цеху осмелится давать рекомендации: сами по соломинке ходили… А вот военному корреспонденту армейской газеты дорога в творческую организацию была открыта. Тем более что попасть на фронт тот всячески стремился, невзирая на собственную инвалидность.

…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, заметок по истории корабельного дела, океанографии, авиационной технике и электричеству. В 1953 году увидели свет сборник его рассказов «Завидная биография» и повесть «Судьба корабля». Несмотря на болезнь, Андрей Сергеевич много ездил по стране, описывая жизнь людей, к которым испытывал огромную любовь и уважение – полярников, моряков, рыбаков. Он являлся членом редколлегий нескольких периодических изданий, в том числе литературно-художественного альманаха «Океан» и журнала «Пионер», некогда открывшего его им миллионной читательской аудитории. На склоне лет, шутя, он говорил о себе как об «усталом старом господине», а на самом дел водил машину, был членом московского яхт-клуба, катался на коньках и всем всё чинил и правил.

Умер Некрасов в 1987 году, в возрасте 80 лет. Похоронен писатель на Ваганьковском кладбище.


источники:

http://fantlab.ru/autor7190

http://www.postkomsg.com/history/214556/

Сказка/Притча