Русский художник М.М.Потапов. Возрождение из страны фараонов
В ы верите в реинкарнацию?
Михаилу Потапову сомневаться в ней не приходится — с детства он был уверен, что много тысячелетий назад жил в Египте. Он часто вспоминал свою далекую родину.
Художник-«египтянин» жил в Соликамске. Михаил Михайлович Потапов — художник-археолог, художник-египтолог, художник-иконописец, академик и Почетный гражданин города Соликамска.
В его комнате возникает странное ощущение — множество глаз наблюдают за тобой: все стены увешаны портретами египтян — реальных, живых людей, как будто протянута невидимая ниточка между двумя мирами, один из которых давно ушел в прошлое.
Изограф Солнечной Империи
Интерес искусствоведов к творчеству патриарха российской живописи застрял на умилении чудаком, который словно с натуры писал портреты фараонов Нового Царства.
Но феномен Потапова, чьё сознание параллельно присутствует в современной России и Египте XVIII династии — не просто забавный казус.
«Я — осколок дореволюционной Российской Империи, которой завидовали и Европа, и Америка», — заявлял своё кредо Михаил Михайлович на страницах автобиографии «Египтянин» (Екатеринбург, 1998). В его соликамском музее-квартире с реальности спадает пелена, мешающая отличать вечное от преходящего.
Событиям и лицам возвращается истинный масштаб, потому что рядом находится тот, кто продолжает считать себя подданным двух величайших по своей духовности царей — Аменхотепа IV (Эхнатона) и Николая II.
Ему подарили трон из клена — точно такой же, какой был у Аменхотепа III. Свои работы Михаил Потапов украшал иероглифами, — для него это родной алфавит, который художник изучил полностью и знает так же хорошо, как русские буквы.
По существу, реинкарнация или «переселение души» это информационный процесс — передача информации одной личности другой. Обмен информацией между людьми — привычный и необходимый для жизнедеятельности человека процесс. Воспринимаемая человеком информация способствует его развитию, формированию личности.
Он помнил царскую Россию, гражданскую войну, немецкую оккупацию и пять лет лагерей. Но живопись и древний Египет сопровождали его на протяжении всей жизни и давали силы выстоять в трудные моменты.
…Потапов «заболел» Эхнатоном в 1915 году, когда будучи учеником Черкасской гимназии, прочитал о нём в двухтомнике Д.Г. Брэстеда.
— Я не мог оторваться от них, они меня очаровали, околдовали на всю жизнь, — вспоминает Михаил Потапов. — Но вот что было странно: увиденное мне казалось таким близким и родным, знакомым и любимым, что сложилось впечатление, будто иллюстрации лишь напомнили мне то, что я когда-то видел и знал. Была полная уверенность в том, что я действительно прикасался к камням египетских храмов.
Великий Сфинкс, пирамиды, колоннады, мумии в саркофагах, богиня с головой кошки были частью воспоминаний о реальных событиях, непосредственным участником которых я был. Господи, да когда же я мог это видеть? Где? Это потрясло меня, иллюзия моего присутствия там, в древнем Египте, была столь сильна, что я уж было решил, что схожу с ума.
К счастью, маленького Мишу Потапова успокоила знакомая мамы, объяснив это тем, что, возможно, тысячи лет назад его душа жила в Древнем Египте, и мальчик, удовлетворившись этим объяснением, не отрываясь, начал рисовать иллюстрации на темы из истории Египта, запоем читал книги известных египтологов. Личность и идеи фараона-мыслителя потрясли его до глубины души.
С 10 лет Миша погрузился в изучение трудов египтологов, как на русском, так на французском, английском и немецком языках. М.М. Потапов вспоминает:
«Я попросил маму, чтобы мне сшили подобие древнеегипетского костюма из прозрачной кисеи, в котором я выбегал на обрыв Днепра, чтобы встретить восходящее солнце… Когда солнце показывалось над Полтавским берегом протекавшего вниз Днепра, я протягивал к нему свои ручонки и пел Гимн Солнцу фараона Эхнатона».
Детство кончилось. Старшие братья связали судьбу с Белым движением, весь 1920 г. семья провела в Крыму. После эвакуации армии Врангеля настала новая эпоха: с мечтой стать египтологом пришлось распроститься.
Для дворян (а покойный отец Потапова к тому же был генералом) двери ВУЗов были наглухо закрыты. Но его талант художника и любовь к Египту помогли выдержать все испытания и выразить свою мечту в прекрасных картинах.
Видимо не случайно первая выставка Потапова состоялась именно на Урале, в Соликамске.
А через 3 года местный музей закупил часть работ художника, а самому ему была выделена квартира, и Потапов смог переехать туда из Закарпатья.
Соликамск, Кама (основная река Пермского края), Кемь (прежнее имя Египта) — в этих названиях один, древний корень. И нельзя не увидеть перст Божий в том, что всю жизнь прославлявший Эхнатона, «солнечного Мессию Египта», живописец наконец осел в городе, где два слова «Солнце» и «Кемь» сливаются воедино.
… Сведя запутанную структуру божеств к единственному культу Атона, почитавшегося в образе многорукого Солнца, Эхнатон предвосхитил грядущую эру Монотеизма, когда религиозное чувство перестало растекаться по горизонтали, чтобы окончательно сосредоточиться на прорыве в область Трансцендентного.
«О, сколь многочисленно творимое Тобою/ И скрытое от мира людей,/ Бог единственный! Нет другого, кроме Тебя!/ Ты был один — и сотворил землю по желанию сердца своего…»
Солнечный культ, учреждённый Эхнатоном, был не большим язычеством, чем строки Псалтири, где сказано, что «Господь Бог есть Солнце» (Пс 83:12). Эхнатон понимал, что солнечный диск — только внешняя форма, в которой Атон предпочитает являть себя людям. На самом деле, Бог есть нечто большее — это жизненная сила, как таковая, энергия, необходимая для развития всего существующего.
Не скрывали восхищения перед гением этого владыки: «Провиденциальные силы сделали первый в мировой истории шаг к озарению народных сознаний реальностью Единого Бога. Если бы реформа Эхнатона удалась, встретив достойных преемников и продолжателей, миссия Христа была бы осуществлена на несколько веков раньше, и не на Иордане, а в долине Нила».
Летом 1928 г. перед душой Михаила Михайловича как бы распахнулись врата времён.
«Однажды я вышел в сад нашего севастопольского дома и задумался о судьбе моего любимого фараона, — вспоминает Потапов. — И вдруг как будто всё затуманилось вокруг, и перед моим взором стали возникать как на экране кинематографа картины. Я видел спальню умирающего Аменхотепа III, его жену Тейю в кресле рядом с ним…
И мне только оставалось зафиксировать это на бумаге. Так я начал писать книгу «Солнечный мессия Древнего Египта» и в 30-х закончил первую часть задуманной трилогии».
На следующий год Потапов приезжает в Ленинград, где его акварели в древнеегипетском стиле увидел академик Н.Я. Марр. Тот направил молодого человека к крупнейшему тогда египтологу В.В. Струве.
«Только древнеегипетские мастера могли создать подобное. Вы — воскресший из мёртвых древнеегипетский художник», — заявил потрясённый учёный и зачислил Михаила в Эрмитаж стажёром. Но над Потаповым довлел злой рок. Призыв в армию и болезнь лёгких помешали ему остаться в Ленинграде.
Картины Потапова с изображением семьи и родителей Эхнатона, его предков и наследников отличаются от памятников древности и по манере исполнения, и по настроению.
Это не реконструкция, а ретроспектива, вскрывающая вечностный паттерн Истории. Потапов видит Эхнатона и Нефертити из нашего времени, глазами христианина, когда ушло всё наносное, а на первый план выступил их главный подвиг — совместное служение Истине, Красоте и Справедливости.
А спустя несколько лет осуществилась еще одна его заветная мечта — он побывал в отделе Берлинского музея, посвященном Древнему Египту, и увидел, наконец, гипсовые маски Эхнатона, снятые с него при жизни, и скульптурные портреты его жены — царицы Нефертити — и дочерей.
Олег Потапов
Биография
1962 – Родился в г. Черняховске Калининградской обл.
1982 – Окончил Рязанское художественное училище.
1989 – Окончил Московский полиграфический институт.
С этого года начинаются постоянные творческие поездки на Русский Север, озеро Кенозеро.
1990 – Вступил в Молодёжное объединение Союза художников РСФСР.
1994 – С этого года начинаются ежегодные поездки на Академическую дачу им. И.Е. Репина,
под Вышним Волочком.
1998 – Поездка на Творческую дачу им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском.
1999 – Вступил в Московский союз художников (МСХ).
Персональные выставки: «Дом художников», «Центробанк РФ», «Живаго-банк» (г. Рязань).
2000 – Участие в международном пленэре в г. Малоярославце Калужской обл. Участник выставки
«Пейзажи России» в Пекине (КНР). Участник выставки Русских художников в Организации
Американских государств, Нью-Йорк (США). Персональные выставки в Управлении делами
президента РФ и Мэрии г. Москвы.
2001 – Персональные выставки в «Русских домах» в Будапеште (Венгрия) и Белграде (Югославия).
2002 – Персональные выставки в «Русском доме» в Берлине (Германия) и в Центральном доме художников
в Москве (ЦДХ). Являлся художественным руководителем пленэра в г. Касимове Рязанской обл.
2003 – Две персональные выставки в «Русском доме» в Берлине (Германия).
2004 – Участие в Международном пленэре в г. Белгороде. Участие в пленэрах в г. Ржеве и г. Зубцове
Тверской обл. Две персональные выставки в «Русском доме» в Берлине (Германия).
Творческая поездка в Париж (Франция).
2005 – Персональные выставки в «Русских домах» в Брюсселе (Бельгия) и Берлине (Германия).
Творческая поездка в Амстердам (Голландия).
2006 – Персональные выставки в «Русских домах» в Люксембурге и Берлине (Германия).
2007 – Персональные выставки в «Русских домах» в Вене (Австрия) и Берлине (Германия).
Вторая творческая поездка в Париж (Франция).
2008 – С этого года начинаются постоянные поездки на Творческую дачу им. К.А. Коровина
в г. Гурзуф (Крым). Две персональные выставки в «Русском доме» в Берлине (Германия).
2009 – Персональная выставка в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина
в с. Константиново Рязанской обл. Персональная выставка в «Русском доме» в Берлине (Германия).
Вторая творческая поездка в Амстердам, путешествие по Голландии.
2010 – Творческая поездка за Полярный круг, путешествие по Мурманской обл., в Хибины и на Белое море.
Персональная выставка в «Русском Доме» в Берлине (Германия).
2011 – Персональные выставки в «Русском Доме» в Братиславе (Словакия) и Берлине (Германия).
Творческие поездки в Венецию, Прагу, Вену.
2012 – Творческая поездка в Рим (Италия). Участие в международном пленэре в г. Тиват (Черногория).
Персональная выставка в «Русском Доме» в Берлине (Германия).
Творческая поездка на Волгу в г. Плёс.
2013 – Участие в международном пленэре в г. Боровск и в пленэре в г. Таруса Калужской обл.
2014 – Персональная выставка в «Русском Доме» в Берлине и в Немецко-Русском институте культуры
в Дрездене (Германия). Творческие поездки в Мадрид и Толедо (Испания).
2015 – Участие в пленэре в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Творческая поездка в Санкт-Петербург.
Персональная выставка в Центральном доме художников в Москве (ЦДХ).
2016 – Персональная выставка в «Русском Доме» в Берлине. Участие в пленэре в г. Вятка.
Творческая поездка в с. Константиново Рязанской обл.
2017 – Персональные выставки в «Русских Домах» в Копенгагене (Дания) и в Берлине (Германия).
Творческая поездка в Флоренцию, путешествие по Италии. Творческая поездка в Барселону (Испания).
Участие в пленэрах в Великом Устюге и в Солнечной долине (Крым).
2018 – Персональная выставка в «Русском Доме» в Копенгагене (Дания). Вторая творческая поездка в Мадрид,
путешествие по Испании. Творческие поездки в Швецию и Грецию.
Участие в пленэрах в Костроме и Коктебеле.
2019 –Творческие поездки в Данию, Швейцарию, Ригу, Таллин. Паломническая поездка по Святым местам в Израиль.
Участие в международном пленэре в Черногории.
2020 – Творческая поездка в Суздаль. Участие в пленэре в Староуткинске на реке Чусовой.
Участие в пленэрах в Коктебеле, Симеизе и Алупке (Крым).
Работы находятся в Художественном фонде РФ, в государственных художественных музеях
г. Рязани и г. Белгорода. А так же в галереях и частных коллекциях более чем в десяти странах мира.
Статья искусствоведа
Олег не поддался искушению удивить зрителя дерзкой оригинальностью творческой позиции. Напротив, подчеркнутая объективность и естественность восприятия действительности – главное творческое кредо, которое ненавязчиво, со спокойной уверенностью утверждает автор в своих произведениях. Большое значение для развития художника имеют постоянные поездки на Академическую дачу им. И. Е. Репина под Вышним Волочком и творческую дачу им. Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Много новых впечатлений дает участие в различных пленэрах. Но главную роль в биографии Олега Потапова сыграли поездки на русский Север. Не случайно северные пейзажи занимают основное место в его творчестве.
Завораживающая суровая красота природы, особый уклад жизни Севера, сохранившего многовековые традиции, вдохновляли не одно поколение русских художников. В работах Олега главное – не этнографический интерес и не всплеск эмоций, а спокойное созерцание и размышление.
В пейзажах художника мы редко видим людей. Но в них почти всегда присутствуют дела добрых человеческих рук. Это деревня крепких русских домов, часовня в глубине леса, а чаще всего просто банька или лодочка у озера. Глазами живущего в этом пейзаже человека смотрит на мир и сам художник. В несложных сюжетах и сдержанном колорите работ Олега Потапова чувствуется затаенное любование деревенской жизнью, гармонией человека и окружающей природы.
В пейзажах разлита энергия тишины и покоя. Состояние души, когда хочется никуда не спешить, остановиться и задуматься
о вечном, близко и понятно каждому чуткому зрителю.
Ирина Денисова
Потапов Александр Никитович
График Александр Никитович Потапов р одился 11 февраля 1940 г. в г. Черемхово Иркутской области.
Вся жизнь Александра Никитовича Потапова связана с Сибирью. Своеобразным символом укорененности мастера в Сибирской земле стал его творческий псевдоним – Тунгус Черемховский. С 17 лет трудился на производстве, овладел профессиями вулканизаторщика, шлифовщика, слесаря-монтажника, автослесаря, маляра. В 1967 г. окончил вечернее отделение Иркутского училища искусств по специальности художник-оформитель и вскоре после выпускных экзаменов уехал в г. Братск. Спустя год работы художником во дворце культуры г. Братска Александр Никитович перебрался в г. Новочеркасск. Потом снова были города Иркутск, Братск. С 1972 г. мастер живет и трудится в Барнауле.
В 1972–1997 гг. А. Н. Потапов работал в Алтайском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР, принимая самое активное участие в творческой жизни края.
С 1970 г. художник является постоянным участником международных, всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, городских выставок. На его счету 28 персональных выставок, которые прошли в городах Братске, Барнауле, Семипалатинске, Иркутске, Тальцы, Шелехово, Черемхово, Саянске, Павловске, за рубежом – в Токио. Художник работает как график-станковист, живописец, мастерски владея такими техниками, как линогравюра, гравюра на картоне, литография, офорт, карандаш, монотипия.
В 1970–1980 гг. Александр Никитович создает множество работ, повествующих о трудовых подвигах жителей городов и сел Алтайского края («В кузнечно-прессовом», 1976; «Алтайские студенческие стройотряды», 1978; «Пчелка», 1978; «Колькина Эртээшка», 1980). Художнику интересны жизненные истории людей, их судьбы. Так, в серии офортов «История села Поломошного» (1984–1988) художник обращается к теме освоения Сибири русскими поселенцами, колхозному строительству, событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., освоению целинных земель на примере многовековой истории обитателей одного села.
Особенное место в творчестве А. Н. Потапова занимает лубок, увлечение которым началось с творческой дачи «Челюскинская», где в 1985 г. Александр Никитович познакомился с основоположником современного лубка Виктором Петровичем Пензиным. Получивший прочное основание в житейской и художнической сущности мастера, лубок стал его «визитной карточкой» на долгие годы. Участвуя в многочисленных выставках, среди которых было много зарубежных, А. Н. Потапов способствовал популяризации этого почти забытого самобытного явления русского изобразительного искусства. Многое сделано им для возрождения интереса к лубочной картинке на Алтае. Так, в 1989 г. по инициативе художника в краевой библиотеке им. В. Я. Шишкова состоялась выставка работ из коллекции Мастерской народной графики.
Любовь к родной истории и культуре движет художником на протяжении всего творческого пути. А началось все с детства, с семьи из 10 человек, бабушки, которая привычно пересыпала разговор пословицами и поговорками. Эти зернышки русской первородной речи в дальнейшем выросли в один из самых многочисленных по количеству произведений цикл «Пословицы и поговорки русского народа», над которым художник работает с 1970 г. Верность русской традиции, ее понимание нашли отражение в графических сериях «Русская масленица» (1995), «Русская сибирская свадьба» (1999), «Русский народный календарь», над последней из которых автор трудится с 2001 г. по сей день. Поднимая огромный пласт нашей культуры, художник интерпретирует его на свой лад. Это своеобразная энциклопедия в картинках, иллюстрирующая исконный уклад жизни русского человека, где каждый праздник имел свое особое значение, был связан с определенными формами поведения и культурными обычаями.
Все, кто когда-либо писал о творчестве Александра Никитовича Потапова, единодушно отмечали, что его искусство ярко, необычно.
До третьих петухов. 1988 г. Собственность ГХМАК
А. Н. Потапов – самобытный художник-график, работы которого легко запоминаются благодаря своей художественной выразительности, интересному решению тем, посвященных славянской мифологии, русскому фольклору, литературе.
Особое место в искусстве мастера занимает творчество В. М. Шукшина, емкий мир образов которого, наполненный характерными типажами, появляется в работе А. Н. Потапова «До третьих петухов» (1988). Личности В. М. Шукшина посвящена серия из четырёх работ: «Про то, как Василий Шукшин в баньку ходил», «Зеленые алтайские мужики и Василий Шукшин», «А скажи, Василий», «Небылица в лицах», выполненная А. Н. Потаповым к 60-летию мастера.
Художнику свойственно философское осмысление действительности. «Россия под знаками Востока. От дракона до дракона» – это графический цикл-хроника последнего десятилетия ХХ в. – своего рода история в лицах, где художник размышляет о судьбе России, о силе и непостижимости русского характера. Следуя жанру публицистики и собственному ощущению переломной эпохи, художник изображает «перестроечную» действительность в черно-белом цвете, обостряя восприятие происходящего, условное воспроизведение которого представляет собой образную символизацию вековечного двуцветия бытия: праведного и грешного, доброго и злого. Вглядываясь в листы, работа над которыми началась в 2002 г. и продолжается сегодня, мы словно заново открываем для себя философию национального духа.
А. Н. Потапов мыслит вселенскими категориями. Не только прошлое русского народа, но и обращение к будущему всего человечества в контексте нравственно-этических проблем мироздания нашло свое отражение в серии лубков «Сохраним природу» (1988), лейтмотивом которой стали библейские строки: «Воздай им по делам их», «Содрогнитесь, беззаботные», «Не дай нам праздности и уныния», «Все труды человека для рта его».
Создавая современные вариации лубка на исторические, производственные, политические темы, А. Н. Потапов опирается на традиции XVIII– XIXвв. Его работам присуще единство образа и текста, где русский фольклор тесно переплетается с изречениями самого художника. А. Н. Потапову всегда есть, что сказать людям. Не случайно один из графических циклов 2005 г. называется «Продолжаем разговор». Следуя формату «живого» общения, автор полностью исполнил эти работы вручную, придавая каждому листу импровизационную неповторимость. Интересным опытом в творчестве художника последних лет является лубок, сделанный в технике «батика» (росписи по ткани). Следуя традиционным формам построения листа и цветовоспроизведения, мастер использует современные материалы, расширяя художественные возможности «народной картинки».
Новаторский поиск, творческий эксперимент свойственны не только графике, но и живописи А. Н. Потапова, мир образов которой необычайно многолик. Портрет, натюрморт, пейзаж, религиозные и жанровые композиции социальной и этнографической направленности, абстракции и живопись в стилистике лубочной картинки – все это мы встречаем в произведениях мастера, среди которых наиболее значимыми являются: «Исход» (1994), «Проникновение Маракары» (1996), «Русская София» (1996)), «Масленица – прощеное воскресенье» (1999), «Град земной и град небесный» (1999), «Едет Святой Георгий на коне» (2000), «Отверзни уста моя и вежды» (2003), «Поле Куликово» (2006).
Работы А. Н. Потапова находятся в фондах музеев гг. Москвы, Иркутска, Барнаула, Саянска, Шелехова, Всероссийского мемориального музея-заповедника им. В. М. Шукшина (с. Сростки), в частных собраниях коллекционеров России, Болгарии, Чехии, Греции, Польши, Германии, Кубы, США, Японии, Буркина-Фасо.
Александр Никитович Потапов с 1980 г. является членом Союза художников России, с 1985 г. – членом Мастерской народной графики, Лауреатом Гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края за 1995 г.
Литература
Публикации А. Н. Потапова
- «Я вижу мир» // Алтайская правда. 1988. 20 нояб.: ил.
О 9-й краевой молодежной выставке, г. Барнаул. - «Для пригожества» // Алтайская правда. 1989. 16 мая: ил.
О выставке русской народной картинки, посвященной Дню славянской письменности и культуры в краевой библиотеке им. В. Я. Шишкова. - Волшебно краски растекались… // Прямая речь. Барнаул, 1990. Окт. (№ 3). С. 7: портр, репрод.
- А вижу свет божественный: частушки // Дизель-экспресс. Барнаул, 2001. 21 дек.: ил.
- Отвяжись, худая жизнь // Дизель-экспресс. Барнаул, 2005. 2 сент.: портр.
О персональной выставке «Нам бы жить, да не тужить». - Черемховский, Т. (псевд.) О назначении Потапова А. Н. Вице-президентом Международной ассоциации «Искусство народов мира» по Алтаю // Искусство народов мира. Красногорск. 2007. Апр. (№ 4). С. 1: фото, репрод.
- Большим желанием томим наладить дружеские связи // Искусство народов мира. 2007. Июль: рисунок автора.
Литература о жизни и творчестве
- Александр Потапов: графика, лубок / Алт. орг. Союза художников РСФСР; вступ. ст. М. Шишина. Барнаул, Б. г. [39] с: портр., ил. Библиогр.: с. 38.
- Корзухин, А. Барнаул // Художник. 1989. № 2. С. 31–32: репрод.
О персональной выставке художника в выставочном зале АлтГУ. - Потапов Александр Никитович // Кто есть кто на Алтае. Барнаул, 1994. С. 338.
- Тихонов, В. Звания, медали и признание – лучшим из лучших // Молодежь Алтая. 1995. 3марта (№ 10). С. 2.
О вручении премии Демидовского фонда А. Н. Потапову за серию графических работ «Русская масленица». - Степанская, Т. М. Потапов Александр Никитович // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 291.
- Александр Потапов. «Тунгус Черемховский»: [буклет]. Барнаул, 2000. 1 слож. л.: портр.
- Шишин, М. Художнику Потапову – 60 // Творческий Алтай. Бийск, 2000. № 3. С. 10.: портр, репрод.
- Потапов, А. Как пташки, разлетаются работы: [беседа с художником] / вел B. Тихонов // Тихонов, В. М. Сборник интервью. Барнаул, 2001. С. 78–80.
- Потапов Александр Никитович // Художники Алтая, XXвек. Барнаул, 2001. С. 194–195: портр., ил. Текст, парал.: рус, англ. яз.
- Самсонова, Е. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в коллекции Змеиногорского музея истории развития горного производства // Змеиногорск в культурном пространстве Алтая. Барнаул, 2002. С. 124–138. – Из содерж.: [А. Н. Потапов]. С. 131–132.
- Потапов Александр Никитович // Север России. XXIвек: художники северных сибирских и дальневосточных регионов России: проект «Художники Севера – XXIвеку». М, 2003. Кн. 2. С. 211: портр., ил.
- Сидорова, О. «Нам бы жить да не тужить»: заметки с персон. выст. А. Н. Потапова в Гос. худож. музее Алт. края // Барнаул. 2005. № 4. С. 140–142: репрод.
- Барабаш, А. Ай да Потапов, ай да… Тунгус Черемховский // Вечерний Барнаул. 2005. 24 июня. С. 21: портр.
Источник информации: Алтайский край. 2010 г.: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул, 2009. С. 18-21. (текст в формате pdf)
http://oleg-art.ru/about/
http://altlib.ru/personalii/potapov-aleksandr-nikitovich/