Андрей Попов Журналист биография

Памяти талантливого журналиста

На черно-белой фотографии, напечатанной в семидесятые годы двадцатого века, журналисту-международнику, будущему политическому обозревателю Гостелерадио СССР Андрею Попову, немногим более тридцати. Таким он был во время своей работы в Арабском отделе Главной редакции радиовещания на страны Ближнего и Среднего Востока. Такая же фотография и на его личной карточке члена Московского отделения Союза журналистов Советского Союза.

Умный, талантливый, умевший ярко и очень доходчиво рассказать слушателям страны о сложнейших аспектах событий в арабских странах, добрый, не повышавший в дискуссии голос, настоящий товарищ. Таким я вспоминаю Андрея, с которым много лет проработал за одним столом в арабском отделе Гостелерадио на Пятницкой, 25, с которым отмечали дни рождения, бывали дома друг у друга.

Андрей родился в апреле 1948 года в Будапеште, где корреспондентом ТАСС тогда работал его отец, интеллигентнейший Евгений Владимирович Попов, выпускник Военного института иностранных языков, сотрудник ГРУ, прекрасно владевший четырьмя языками, включая венгерский и арабский. Мама Андрея, Муза Владимировна, была сотрудником АПН. Естественно, сын продолжил семейную традицию. Окончив факультет журналистики МГИМО, Андрей Попов стал редактором, затем собственным корреспондентом Гостелерадио в Ливане, в Египте, спустя некоторое время возглавил корреспондентский пункт ВГТРК в Каире. Добавлю, что семейную традицию поддержал и младший брат Андрея, Александр Евгеньевич, выбравший журналистскую стезю и работу собственного корреспондента в Венгрии.

Вскоре после демобилизации из рядов Советской Армии, меня приняли на должность редактора Арабского отдела редакции Ближнего и Среднего Востока. Именно Андрей стал одним из первых, кто познакомил меня со многими аспектами культурной жизни в арабских странах. Он с радостью откликнулся на предложение для популярного в 70-е—80-е годы «Музыкального глобуса» совместно подготовить звуковые странички, посвященные музыкантам арабских стран. Что в 70е-90-е годы прошлого столетия на Всесоюзном радио страны было большой редкостью. С теплотой и признательностью, помимо политических, вспоминаю интереснейшие интервью Андрея с рядом ведущих деятелей культуры арабских стран. Материалов, ставших основой десятков радиопередач. Во время работы собственным корреспондентом Гостелерадио в Ливане, где очень легко было попасть под обстрел воюющих группировок, Андрею для отправки в Москву пленок с репортажами и интервью, много раз приходилось добираться по трудным горным дорогам в Сирию. Именно из Дамаска тогда можно было оперативно переправить в столицу СССР, с таким трудом добытые записи. Журналистскую работу Андрей Евгеньевич всегда делал на «отлично».

Андрею повезло с семьёй, милой, любящей женой Валерией, с детьми. Знаю, что о дочери Анастасии, высокопрофессиональном и бесстрашном собственном корреспонденте программы «Вести» в Бельгии, достойно продолжившей семейную традицию, отец говорил с особой гордостью.

Тяжело писать в прошедшем времени о так рано ушедшем от нас Андрее, не дожившем до семьдесят первого дня рождения два месяца. Но остались в архивах радио и телевидения его звуковые и видеоматериалы. Жива среди родных, друзей и коллег добрая память о большом, талантливом журналисте и теплом человеке, Андрее Евгеньевиче Попове.

Скончался собкор ВГТРК на Ближнем Востоке Андрей Попов

Ушел из жизни Андрей Попов — много лет он был собственным корреспондентом ВГТРК на Ближнем Востоке, прошел несколько вооруженных конфликтов, 5 лет проработал в Ливане во время гражданской войны. Ему был 71 год.

Андрей Попов родился в 1948 году в Будапеште. После окончания в 1971 году отделения журналистики МГИМО направлен в Гостелерадио СССР. Работал редактором, корреспондентом в отделе радиовещания на арабские страны. С 1982 года руководил региональным отделением Гостелерадио в странах Ближнего Востока и Африки. После двух лет работы в Каире был переведен корреспондентом в Ливан и пять лет работал там во время гражданской войны. Возвратившись в Москву, защитил диссертацию по арабским странам. В 1992 году вновь выехал в Египет, возглавлял корпункт Центрального телевидения. Последние годы работал собственным корреспондентом ВГТРК в Египте. В его послужном списке интервью с такими политическими деятелями, как Ясир Арафат, Амр Муса, Ицхак Рабин, Беньямин Нетаньяху.

«Не стало Андрея Евгеньевича Попова — замечательного журналиста, продюсера, человека, который почти полвека своей жизни отдал служению профессии; человека, который до последнего дыхания оставался верен своему долгу, который как никто знал этот огнеопасный, этот сложный регион. Который работал десятилетиями — в Бейруте во время гражданской войны, в Ливане, где неоднократно его жизнь и жизнь его семьи подвергалась опасности, в Каире, во время гражданской войны ездил в Ливию, был в Иордании, в Израиле, в Йемене, во множестве стран и регионов, с историей которых он был блистательно знаком. Умер мой друг, мой старший товарищ, мой коллега, у которого я учился, в том числе, отношению к профессии, к жизни, к людям», — рассказал Сергей Пашков, шеф Ближневосточного бюро ВГТРК.

«Об Андрее Попове, безусловно, вспомнят очень многие журналисты, которые приезжали работать на Ближний Восток, потому что Андрей помогал, встречал, переводил, сопровождал, выручал, когда возникали какие-то проблемы. Он очень многим помогал делать материалы, делясь своей информацией, делясь всем, что он знал, чтобы его коллеги могли спокойно работать в тех местах, где, не зная местных реалий, работать очень тяжело. Его помощь всегда была очень кстати, была бесценной», — отметил Сергей Курохтин, собственный корреспондент в Берлине.

Ближний Восток был для Андрея Попова вторым домом

Умер легендарный журналист Андрей Попов . Собственный корреспондент ВГТРК на Ближнем Востоке, он в течение многих лет освещал события в арабском мире. Карьеру журналиста начал еще в советский период. Прошел несколько вооруженных конфликтов. Андрей Попов готовил репортажи для «Вестей ФМ» и телевидения. Его дочь Анастасия Попова пошла по стопам отца и стала тележурналистом ВГТРК. В последние годы Андрей Попов работал собкором в Каире. Ему было 70 лет. Выражаем соболезнование семье нашего коллеги.

Многим репортам посчастливилось работать вместе с Андреем Поповым. Наш обозреватель Николай Осипов познакомился с ним в время одной из командировок на Ближний Восток.

Улыбчивый человек со слегка прищуренными глазами, сединой, загорелый – для меня, конечно же, наш, свой, российский, но уже настолько слившийся с арабским миром, что там его все принимали за своего. Таким я встретил Андрея Попова в аэропорту Туниса во время поездки на север Африки. Для него весь Ближний Восток был дом родной. Он знал, пожалуй, всех правителей, у многих брал интервью в разные годы: иорданский король, израильский премьер, палестинский лидер, политики, послы, его многие знали лично и помнили. Его яркие репортажи о событиях в Египте, Палестине, Йемене и других государствах были украшением эфира. Андрей Попов мог говорить о политике, о военных конфликтах, о традициях и легендах арабских стран….

Он родился в семье журналистов в Будапеште. Окончил МГИМО. В первой половине 70-х годов уехал на стажировку в Египет от Гостелерадио. С того времени Ближний Восток стал для Андрея Попова вторым домом. В 80-х – Ливия, гражданская война, сотни репортажей и еще больше журналистских историй, которые он рассказывал нам, коллегам, и которые надо было записывать за ним. Это классика репортерской работы – то, что потом становится репортерскими легендами. Ливан, Сирия, Кувейт, Иордания, Арабские Эмираты. В конце 80-х он на несколько лет, самых трудных для России, вернулся сюда. Защитил диссертацию по арабским странам и в 1992 снова уехал в Каир.

Он писал статьи для журналов, делал сюжеты для телевидения и радио – профессионал с широчайшими познаниями, Андрей мог рассказывать о культуре арабских стран, древностях, ценностях, обычаях, о характерах и целях политиков, тем более что многих из них лично знал, показывать жизнь простых людей изнутри. Его колоссальный опыт был основан на реальных событиях, свидетелем которых он становился, он сам потом писал в сборнике статьей радиожурналистов: «Личное общение с этими людьми дает столько, сколько не почерпнешь ни в одном Интернете или в журнальной публикации». Или еще цитата из записок Андрея: «Работая в различных странах Ближнего Востока, я обратил внимание на некое журналистское братство. Все готовы протянуть тебе руку помощи».

Он сам был таким – всегда готов был помочь и протянуть руку и даже обижался, если кому-то нужна была помощь, а к нему не обращались.

Он побывал на всех революциях «арабской весны». Вел прямые репортажи в эфире «Вестей ФМ», даже когда выбрался из передряги в Каире, когда на Андрея напали радикалы. Город был охвачен беспорядками, а он, едва разобравшись с проблемой, позвонил в студию «Вестей».

Он ориентировался в этом круто сваренном арабском бульоне так, словно сам знал его рецепт. В то время как Ливия доживала свои последние дни, Каддафи был уже уничтожен, мы вместе с Андреем объезжали лагеря беженцев в соседнем Тунисе. Вместе готовили репортажи – он был моими ушами – арабский язык был практически родной, – а часто и глазами: только он мог навскидку опознать подозрительного собеседника, за которым мог скрываться радикал. Ну и официальные должностные лица – как, например, начальник лагеря – встречали Андрея доброжелательно, ведь для них он был почти свой.

В том лагере через день вспыхнули беспорядки. Толпа радикалов бросилась с железными палками на персонал. Андрей Попов, пока я просчитывал пути отступления, не сделал ни шагу назад, а встал на пути каких-то арабских парней, накричал на них, отобрал палки и выгнал взашей. Не знаю, чем бы это закончилось, но тут подоспела основная охрана. Та история не говорит о безрассудстве – напротив, он был более чем рассудительным человеком. Просто он настолько хорошо знал тех людей, их характеры, намерения, что знал, как можно и следует поступить в такой ситуации.

К нему всегда обращались за советом и разъяснениями, когда надо было разобраться в каких-то ближневосточных событиях. А он с легкостью и улыбкой и готовностью объяснял. И всегда казалось, что Андрей искренне рад, что ты позвонил именно ему и обратился именно к нему. Несколько лет назад он написал в одной из книг: «В российской журналистике понятие «собкор» скорее уходящее, но во всем остальном мире именно на них и стоит настоящая журналистика». Андрей Попов был тем самым собкором, на ком стояла эта настоящая журналистика. Светлая тебе память.

Популярное

«Если Польша вмешается в конфликт на Украине, ей понадобится много гробов»


источники:

http://www.vesti.ru/article/1349746

http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2119170/