Андрей Поночевный Пианист биография

Поночевный Андрей (фортепиано)

Один из самых ярких представителей белорусской фортепианной школы Андрей Поночевный получил музыкальное образование в Республиканском музыкальном лицее при БГАМ (1984-1995) и в Белорусской государственной академии музыки (1995-2001), где занимался в классах И.И.Бартошевич профессора Л.С.Шеломенцевой и заслуженного артиста Республики Беларусь профессора Ю.Н.Гильдюка. С 2001 по 2004 годы Андрей Поночевный являлся солистом Белoрусской государственной филармонии. В 2002 году был удостоен звания «Минчанин года». В 2004 году продолжил стажировку в США. Занимался в классе профессора Тамаша Унгара в Форт Уорте и Хаокина Ачукарро в Далласе, где получил «Диплом Артиста».

Андрей Поночевный – обладатель Бронзовой медали XII Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2002), высших наград на международных конкурсах пианистов: Tomassoni Foundation в Кёльне (I премия), конкурс им. В.Кэппелла в Вашингтоне (I премия), а также многих премий международных конкурсов в Москве, Риге, Варшаве, Праге, Дублине, Гонконге, Новом Орлеане и др.

Многочисленные победы на конкурсах открыли пианисту дорогу на мировые сцены Европы и Америки. Андрей Поночевный выступал в таких залах как Линкольн Центр и Карнеги Холл в Нью-Йорке, Кеннеди Центр и Филлипс Галлерея в Вашингтоне, Бетховен Холл в Бонне, Кёльнская и Варшавская филармонии. География его гастролей охватывает страны СНГ, Западной Европы, Америки и Азии.

После победы на конкурсе в Вашингтоне в 1998 году пианист сотрудничал с симфоническими оркестрами США (Балтимор, Дес Мойнес, Иллинойс, Нашуа, Луизиана, Плано, Ирвинг, Руж Валли), Китая (Тяньцзинь, Ксиньянь), Германии (Оркестр Людвигсбругского фестиваля), Беларуси (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь), а также выступал с сольными концертами в 24 штатах.

Андрей Поночевный принимал участие во многих престижных фестивалях, среди которых «Русский фортепианный фестиваль», Фестиваль в замке Людвигсбург (Германия), «Новые виртуозы» в Пуэрто-Рико, «Международный Фортепианный институт и фестиваль» в Нью-Йорке, «Саванна фестиваль», «Брависсимо фестиваль» в Гватемале, «Чанчгун фестиваль» в Китае и многих других.

Пианист был удостоен ряда почётных званий Китая, таких как «Выдающийся артист Китая» (2009, 2011), Почётный профессор Колледжа искусств Цзилинь в Чаньчунь, консультант Шопеновского общества города Цзилинь и Ассоциации Культурного развития (YCAA) в Гонконге, приглашённый профессор Университета Бэйхуа.

Концерты Андрея Поночевного транслировались на радио WGBH (Бостон), WQXR (Нью-Йорк), WFMT (Чикаго), WDR (Кёльн), SWR (Штутгарт), «Культура» (Минск), SIRTVS (Любляна), ROROR (Бухарест), AuABC (Аделаида, Австралия), DKDR (Копенгаген).

Андрей Поночевный ведет успешную преподавательскую деятельность, среди его студентов — лауреаты национальных и международных конкурсов. Он регулярно проводит мастер-классы, принимает участие в конкурсах в качестве члена жюри. В настоящее время живет в Далласе (Техас), активно концертирует и преподаёт в Далласком Университете г. Ирвинг (Техас). Принимает активное участие в музыкальной жизни Беларуси, ежегодно выступая в Большом зале филармонии с новыми концертными программами.

«Хороший инструмент стоит 200 000 долларов, а я занимался на «октябре» за 300». Два беларуса, которые стали топовыми мировыми пианистами

Кирилл Кедук: «Не было бы классической музыки – не было бы и Макса Коржа»

Кирилл – единственный беларуский пианист, у которого есть альбом с мировым лейблом DELOS, он играет на топовых площадках мира вплоть до Steinway Hall в Нью-Йорке. При этом он еще и игрок сборной артистов Беларуси по футболу и будет выступать в составе сборной на чемпионате мира в России.

Фото: Слава Поталах

«Сейчас в Беларуси я чувствую себя вполне реализованным, несмотря на то, что уехал из страны в 12 лет. Приезжал раз в полгода, в 25 женился и остался здесь на пару лет, стал инициатором и создателем фестиваля TyzenHouse в родном городе Гродно. Показатель успешности среди музыкантов. С одной стороны, это признание коллег, с другой – публики, ведь есть много примеров, когда «изнанка» крутит носом от какого-то исполнителя, несмотря на то, что среди аудитории он популярен. Вообще ревность и зависть в профессиональной сфере повсеместна, невозможно нравиться всем, тем более, в искусстве. Самое важное в артисте – заставлять публику быть неравнодушной по отношению к себе. Бывает так: есть музыкант, хорошо научен, все правильно исполняет, но не цепляет. А есть те, кто вроде и это не так делает, и это должно быть по-другому, но его ходят слушать с открытым ртом. Для меня артист интересен в первую очередь тем, чем он цепляет. И это не измеряется в категориях хорошо/плохо.

Не было бы классической музыки – не было бы и Макса Коржа. Я бы, скорее, говорил про то, что нужно привить уважение. И быть немножечко образованным, чтобы понимать эту музыку – необходим определенный бэкграунд. Играть на классических инструментах можно всё, конечно, только барабаны имитировать сложнее всего, но это не совсем имеет смысл. Поясню: определенная музыка создана для определенных вещей. На алкогольной встрече с друзьями вы не будете слушать симфонию Брамса. Или энергично танцевать под Чайковского. Такая музыка нужна для рефлексии и глубины. А к Коржу я прекрасно отношусь, но это совсем другая плоскость.

Моцарт – это тоже шоу

Был период в нашей стране, как и в других постсоветах, когда классика людьми воспринималась, как нечто скучное. Потому что людям нужно шоу – и во времена Моцарта с его новаторскими операми, и сейчас. Когда это всё подается на высоком уровне, в это невозможно не влюбиться. А если это полууставший музыкант после пяти работ… Люди чувствуют подачу и настроение, о зрителе нужно заботиться и давать все в лучшем виде. У нас сейчас как раз начался этот этап.

На Западе классическая музыка – это абсолютно такая же история, как и поп (по популярности). В Минске появился фестиваль классики у Ратуши, недаром тысячи человек собираются, стоят и слушают симфонии. Когда людям предлагают откровенное «г», на него даже бесплатно не пойдут, поэтому здесь совершенно другая история. Конечно, аудитория всё ещё немного боится классики, и совершенно зря. Такие мероприятия очень сильно помогают менять закореневшее восприятие. На концерт Спивакова, например, билетов не достать. Когда это красивый артист, который нравится противоположному полу, когда он вызывает интерес не только музыкальный, но и вообще как фигура, нет никаких трудностей, чтобы «привить» классику публике.

Рэп 80-х и Оксимирон

Слушать классическую музыку – это для меня работа. Часто слушаю её из-за интереса к конкретному артисту. В наушниках очень люблю Стинга, Джо Кокера, The Prodigy, Daft Punk, американский рэп 80-х годов и даже русский. Готов отдать дань уважения Оксимирону, несмотря на то, что жанр батл-рэпа достаточно вульгарный. Каждый мало-мальски не бездарный человек может делать рэп. Нет слуха, но есть чувство ритма и флоу – получится. Если рок может делать 10 процентов, то рэп – процентов 70-80. С классикой иначе: к этому, безусловно, нужны способности и талант. И здесь как с фигурным катанием – люди начинают с шести лет, за вас должны выбрать эту профессию, как было в моем случае. А потом я это полюбил. Знаете, это как договорной брак, когда ты полюбил партнера, уже будучи его супругом.

Я считаю, что в музыкальную школу нужно отдавать всех, потому что ничто не развивает мозг так, как музыка: ни шахматы, ни спорт. Эти пару лет ребенку, даже если он не должен становиться музыкантом, дадут очень многое. Конечно же, если это нормальная музыкальная школа и педагог, который его не терроризирует и не пробуждает ненависть к инструменту. В Англии, да и вообще на Западе играют вообще все поголовно, это считается хорошим тоном. Не нужно шарахаться классики, это ложная боязнь.

Две-три тысячи «гастрольных» евро в Европе и оклад в 500 рублей в Беларуси

Своему ребенку я не желаю судьбы музыканта, если только он сам этого не захочет. В музыкальную школу будет ходить, но… Как профессия это дико сложно. В Европе музыканты получают очень хорошие деньги: даже работая преподавателем и совершенно не напрягаясь, можно зарабатывать от двух-трех тысяч евро. У нас совершенно нищенские зарплаты (если вы закреплены только за гос. структурой), но в гонорарной истории все стало значительно лучше, чем пять-семь лет назад. Если ты артист достойный, тебя знают, то за концерт можно получить вполне европейский гонорар (от 1000 долларов, если у мероприятия есть спонсор). Если история без спонсора – договариваешься с площадкой на процент от продажи билетов.

Хороший концертный инструмент стоит 200 000 долларов. Это тот, что стоит в концертных залах, а не у молодых музыкантов дома.

В Гродно, где живет моя мама, я занимаюсь на старом «Красном октябре», который стоит долларов 300. Многие музыканты занимаются на «школьных» инструментах, для скрипачей, конечно, эта история больше затратная – нужен свой инструмент. А хороший стоит от нескольких тысяч (и кларнет, и гобой, и виолончель).

Страдивари вообще стоят миллионы. Для музыкальной школы вы купите приличное пианино, и этого будет достаточно. Основная затратность в другом: не в одноразовой покупке инструмента, а в возможности ездить на конкурсы и фестивали – это очень важно. Мои родители всю жизнь были в долгах по этой причине. Все денежные потоки были направлены на меня, и пока я учился, у нас постоянно были финансовые проблемы.

Диск от международного лейбла Delos Records, а также запись, продакшн (стоил до 50 000) и дистрибьюцию, спонсировала компания, у которой был фонд поддержки талантливых молодых музыкантов (Kempinski). Они мне ещё и год учебы в Италии оплатили. Конечно, есть планы на еще одно сотрудничество, и ведутся разговоры с другим лейблом, не менее крутым. Но, поскольку я суеверный, пока не буду его называть.

В искусстве я люблю определенную недоговоренность. В нашей поп-беларуской музыке я бы показал очень много пошлости, не в смысле похабности и сексуальности, а в смысле не тонкого отношения к делу и публике. К счастью, это постепенно начинает меняться благодаря развитию мира и глобализации. В этом плане хорошо, что мы не изолированы от мира, как Северная Корея. Я хочу жить в Беларуси, но пока не могу себе это позволить.

Классика дает духовную подушку: человек становится глубже и просто более интересным (шутим про увесистую часть беларуских чиновников – что их спасение тоже в искусстве, если не поздно). Можно ездить на рейв-фестивали и слушать классику, одно другому не противоречит».

Андрей Поночевный: «Культура должна меньше зависеть от государства, и больше – от людей, которые на это не жалеют своих денег»

Андрей стал артистом года в Китае в 2009 и 2011 годах, был минчанином года (за такое звание полагается 200 долларов, которые Андрей потратил на свадьбу друзей). Он единственный беларуский пианист, который стал лауреатом конкурса Чайковского в Москве, а также единственный беларус, который смог дойти до финала фортепианного конкурса имени Шопена в Варшаве. Сейчас Андрей живет в Далласе, но все еще приезжает в Минск на концерты и рассказывает, почему Америка для музыканта – это просто другая не то, что страна, а целая планета.

«У нас в стране я реализовался по максимуму: получил все, чего хотел. Наверное, поэтому и поехал куда-то дальше, чтобы двигаться вперед. Здесь я получил очень хорошее музыкальное образование в школе при консерватории (сейчас она называется гимназией) и самой консерватории. После распределения отработал в солистом в филармонии, а самые главные награды от конкурсов были получены ещё во время пребывания тут. Я регулярно возвращаюсь в Беларусь, и это для меня всегда событие.

Топовые музыканты хорошо себя чувствуют как в Беларуси, так и в России. При этом, конечно, процент талантливых музыкантов, которые не получают того, что получают эти топ-артисты, тоже достаточно велик. И это, пожалуй, не очень справедливо. Мне кажется, что лучшие артисты в классическом жанре, которые живут в Беларуси, достойны большего в плане материальном, творческом и т.д., даже если сравнивать с Россией. Здесь есть, к чему стремиться. Но отток классических музыкантов остается – нужно делать что-то большее, чтобы люди не уезжали. И хотелось бы, чтобы непосредственное участие в этом принимало государство.

В Америке нет государственной поддержки музыки, а в Беларуси есть, но она накладывает рамки

Я не думаю, что классическую музыку нужно сильно популяризировать: она всегда являла очень маленький процент настоящих слушателей и поклонников. Другое дело, что мы, музыканты, зависим от публики и продажи билетов, поэтому, конечно, нам бы хотелось, чтобы слушателей было больше. При этом нам важен процент понимающей публики, а не просто жующей попкорн: чтобы люди понимали язык, на котором мы «разговариваем» со сцены. Я не считаю, что мы должны бежать за зрителем и всеми силами звать его в залы – качество зрителя тоже очень важно. Беларуская публика очень отзывчива и всегда слушает внимательно, я с удовольствием играю в Минске. В Америке, поскольку я хорошо знаком с местным слушателем он не настолько классически образован, но очень любит эту музыку. 60-70 процентов заполненности зала – это люди, которые покупают абонемент на концерты на целый год. Благодаря этому многие симфонические оркестры могут позволить себе быть в определенной степени финансово независимыми.

Государственной поддержки в Америке нет. Любая музыкальная организация, оркестр зависит от количества доноров и выделенных на сезон денег. В Беларуси все по-другому. Государственная поддержка есть, точно не скажу, но думаю, процентов 50-70 выделяет из бюджета Министерство культуры – чтобы существовали театры, филармонии и т.д. Но это накладывает определенные рамки. Конечно, хотелось бы, чтобы всё, что связано с культурой, меньше зависело от государства, и больше – от людей, которые на это дело не жалеют собственных денег. Хорошим примером является Музыкальный Дом «Классика» (#MuzzicDom) и Александр Чаховский – это не классический пример финансирования для РБ.

Как слушать другую музыку, если по 12 часов играешь Баха

Чайковского на вечеринках слушать невозможно. Другое дело – камерный формат выступлений, играть Чайковского нужно там, где его действительно хотят его слушать. А не просто заказывать выступление артиста на корпоративе (у нас они тоже бывают), чтобы показать, что они пригласили крупнокалиберного музыканта. Покупается всё, но нужно минимум гарантий того, что это будет прилично и действительно кому-то надо.

В юности я чего только не слушал: Depeche Mode, Massive Attack, джаз. Был широкий диапазон жанров, я делал себе какой-то определенный селекшн из музыкантов. А сейчас времени нет даже на классическую музыку: после 12-ти часового преподавания, когда у тебя в голове один Бах, Чайковский и Рахманинов, сил на слушание просто не остается. Играть классику я учился с пяти лет, поэтому из года в год учился понимать этот язык. Он очень сложный. 50% того, что ты слышишь, понимаешь на уровне любителя. С образованием декодируешь произведение совершенно по-другому. Каждая нота для нас значит гораздо больше, нежели для человека неподготовленного.

Когда играешь одну и туже мелодию, конечно, теряется свежесть восприятия, но это зависит от каждого отдельного музыканта, насколько он готов в «конвейере» находить новое и этому удивляться. К счастью, у меня нет 150-ти концертов в год, поэтому профессионального выгорания не случается. На каждый концерт я настраиваюсь, как на первый… и как на последний одновременно (смеётся).

Как стать артистом года в Китае

В 14-15 лет я решил, что музыка – это моя профессия. И с каждым годом я в этом всё больше и больше убеждаюсь. Конечно, профессия тяжелая, каждый день ты должен доказывать в первую очередь себе, что двигаешься вперед и это всё не зря. Сейчас больше шансов быть замеченным, чем 20 лет назад, когда реализовывался я. Если выиграешь конкурс, тебя могут увидеть в Германии, Новой Зеландии или Америке, благодаря интернету или прямому эфиру – и сразу предложить контракт. В моё время такой скорости и глобализации не было.

Профессия музыкального преподавателя и в Америке непроста. Исполнителя – это уже другие категории: студент согласится играть за 50 долларов, кто-то – за 100, кто-то вообще бесплатно, если ему импонирует идея мероприятия, а кто-то начнет переговоры только с тысячи. Разброс довольно большой, а конкуренция в сфере огромная.

С 2009-го я был в Китае по личным приглашениям на мастер-классы, концерты. В Китае огромнейшее количество шикарных залов с не менее шикарными инструментами. Иногда, конечно, китайская публика не совсем понимает, зачем все это делается и строится, – по сравнению с той же Германией, где каждый может рассказать тебе про сонату Бетховена больше, чем ты сам о ней знаешь. Классическая музыка скоро будет впереди планеты всей, я вам гарантирую».

Кирилл Кедук и Андрей Поночевный вдвоем выступят впервые в честь 145-летнего юбилея Сергея Рахманинова 17 мая в Бресте, 18 мая в Гродно и 19 мая в 19:00 в Большом зале Белгосфилармонии.

«Интеллигенция» в бегах: Россия очищается от предателей

«Звёздные» беглецы, некогда заработавшие свои капиталы в России, теперь демонстративно обживаются на Западе. Оттуда же в соцсетях оплёвывают нашу страну и русскую культуру. «Национал-предатели, мошки, которых народ выплюнул на панель», – сказал про них президент России.

Все эти персонажи были обласканы властью, получая от государства всё, что только можно было получить: деньги, награды, почёт. Но всё это совершенно не мешало им открыто поддерживать «оппозиционные» вылазки и заносчиво отвечать на критику: художник имеет право. он так видит. мы, элита, не для толпы творим.

А сейчас мы видим, как караван этих деятелей, тихо рыдая, отправился в заграничные «путешествия» – кто куда. Некоторые даже грозились вернуться, как только в России «всё переменится». То есть вернуться-то они надеются в «другую Россию». Напрасно надеетесь, для вас всё точно переменится, потому что ваше время заканчивается.

А пока они, «вынужденные отдыхающие», продолжают строчить посты в своих бложиках.

Вот, к примеру, кинокритик Антон Долин. В своём посте, написанном в «свободной Латвии», он сообщает, что «на 90% состоит из русской культуры». При этом его совершенно не удивляют нападки на эту же русскую культуру на Западе. В этом он не просто не видит ничего позорного. Наоборот, он подобный процесс с воодушевлением поддерживает:

У нас раскручивали историю о том, как в Уэльсе отказались играть Чайковского. Но как-то стыдливо умолчали, что речь шла об увертюре «1812 год». Ну правда, не очень-то звучит сейчас патриотическая музыка, написанная во славу русского оружия. Даже «Война и мир», при всем пацифизме Толстого, так себе выглядит в нынешней ситуации. Или вот ещё хуже ситуация. Я всегда был поклонником великого советского антивоенного кино – «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Восхождение». Как его смотреть сегодня? Не фальшиво ли именно сейчас умиляться жертвенности советского солдата, погибающего в борьбе с фашистами?

Интересно, а кто в России не давал говорить Долину, ещё недавно возглавлявшему один из известных журналов о кино, ведущему успешного YouTube-блога, рубрики в передаче «Вечерний Ургант» на Первом канале?

Кинокритик Антон Долин теперь свободен в «свободной Латвии». Фото: Anatoly Lomokhov / Globallookpress

Или ещё одна известная персона – актриса и основательница фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова. Она теперь тоже в Латвии, где успела получить вид на жительство и построить дом. Своё решение уехать из России объясняет так:

Мне очень странно, что в первый раз я смогла понять, в какой действительности живу, только когда я попала на суд над Pussy Riot. Когда ты понимаешь, что всё не совсем так, как ты сам себе выстроил в голове. Что она не «справедливость восторжествовала, а несправедливость наказана». Это моя наивность, страшнейшая. А дальше был Крым. Там, по крайней мере, можно было не подписывать это письмо. Да, это было тоже страшно, не подписывать письмо. Тоже было понятно, что за этим что-то последует. Но этого было достаточно на тот момент, чтобы остаться человеком, который может смотреть на себя в зеркало.

Как же ловко после плясок Pussy Riot Чулпан «открыла глаза», что даже не отказалась в 2015 году, уже после воссоединения Крыма с Россией, от награды – не заявила о своём протесте, не сказала о своём несогласии. Зато сейчас рассуждает: «Люблю Россию я, но странною любовью».

Впрочем, Чулпан и в Латвии не пропадёт. Ей, такой «несогласной», уже предложил играть в Новом Рижском театре режиссёр Алвис Херманис. Тот самый, который ставил в московском Государственном театре наций спектакль «Горбачёв» с Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях.

Народ имеет право выразить своё отношение к «интеллигенции»

Так кто же эти «поуехавшие»? Предатели или «право имеют»? Об этом в программе «Не могу молчать» ведущая Елена Афонина беседовала с заслуженным артистом России, певцом Яном Осиным и юристом, председателем московской коллегии адвокатов Георгием Тер-Акоповым.

Елена Афонина: – Скажите, как вы относитесь к подобным персонажам? Я думаю, весь список озвучивать не стоит. К тому же некоторые из них, «уехавшие в отпуск», могут неожиданно сказать: «Отпуск закончился, мы и вернулись». Как нам дальше оценивать то, что делают эти люди? Сделать вид, что ничего не было?

Ян Осин: – Раз уж они самопровозгласили себя «интеллигенцией России», то и наш народ тоже может выразить своё отношение к ним. Вы посмотрите, как на них в соцсетях люди реагируют. Возможно, кому-то и понравился спектакль «Горбачёв», но для меня лично Михаил Горбачёв – это предатель моей Родины, Советского Союза.

Развал страны я встретил уже достаточно взрослым человеком. Когда был референдум, более 70% жителей нашей необъятной страны проголосовали против развала. Но кто-то из таких же «самопровозглашённых» решил тогда иначе. А теперь вот такие люди – артисты, режиссёры и прочие деятели культуры, называющие себя интеллигенцией, считают, что они имеют право выступать от имени всего нашего народа, выражать какие-то претензии и так далее.

Почему они решают за меня? Моё мнение они не спрашивали – ни Чулпан Хаматова, ни Алексей Серебряков, который уезжал в Канаду. Человеческий материал – они так называют людей.

– А я вам объясню почему. Потому что мы – «поголовье России».

Георгий Тер-Акопов: – Я думаю, что здесь надо всё-таки отделять мух от котлет. Мы все люди, и кто-то мог покинуть страну просто из чувства страха или обеспокоенности – это нормально, мы все испытываем разные эмоции.

Но те, кто покинул страну именно по идеологическим соображениям, а теперь продолжает из-за рубежа плевать в тот колодец, который питал их всю жизнь, то это уже недопустимо. Такие люди должны для самих себя расставить все точки над «i» – в своих мыслях, в своих убеждениях – и открыто об этом заявить, что, собственно, они и делают.

На мой взгляд, для страны это будет только полезным, потому что уходит вся пена и проявляется то, что у людей внутри. А народ и государство дадут этому свою оценку. То есть тут надо понять, кто действительно предатель, а кто просто испугался.

Русофобствующая Прибалтика – лучшее убежище для предателей

– Тогда давайте попробуем понять, почему и Хаматова, и Долин, и Эммануил Виторган выбрали Латвию. Или, как ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев, Литву, гражданство которой он имеет. Тоже, кстати, очень интересный персонаж.

К беседе в студии присоединились активист движения в защиту русскоязычного образования в Латвии Сергей Мулеванов и журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий из Таллина.

– Сергей, скажите, почему-то все очень охотно уезжают в Латвию. Чем она так привлекательна?

Сергей Мулеванов: – Тут всё просто. В стране примерно 40% населения – русскоговорящие. Поэтому люди здесь не чувствуют какой-то отчуждённости. Конечно, не считая прессы, образования детей. А по остальным параметрам они как бы остаются в том же самом мире.

С другой стороны, известная с советских времён Юрмала остаётся любимым местом отдыха для многих граждан России, тут нет ничего удивительного.

– Артемий, вам тот же самый вопрос – вы же поняли, кого я процитировала, когда сказала по поводу «поголовья». Это же вы в своём YouTube-канале так называете граждан России, которые «не идут в нужном направлении», по вашему мнению. Это же ваши слова?

Артемий Троицкий: – Я по-разному называю. Мог и так назвать, но совершенно необязательно.

– Нет, обязательно. Это записано было, если я не ошибаюсь, 18 марта. Я посмотрела внимательно, когда готовилась к эфиру.

А.Т.: – Я же не отказываюсь от своих слов. Я просто сказал, что называю по-разному.

– А как вы называете тех, что сейчас приезжает в Эстонию пересидеть сложные времена?

А.Т.: – В Эстонию очень многие приехали: и журналисты, и музыканты, и нормальные, думающие люди. Но я совершенно не уполномочен их имена и фамилии называть, так что воздержусь от конкретики. Но приехало очень много.

– Расширьте, пожалуйста, свою фразу: нормальные приехали, а ненормальные где?

А.Т.: – Ненормальные разные бывают. Кто-то остался в России, кто-то – нет. Но те люди, с которыми я общаюсь, они исключительно нормальные.

– Вы с нами общаетесь, значит, мы в вашей табели о рангах тоже нормальные?

Г.Т.-А.: – Это значит, та тысяча человек, две тысячи человек, которые уехали, они нормальные. А 140 с лишним миллионов, которые остались здесь, они, по-вашему, ненормальные?

А.Т.: – Послушайте, я говорю о тех людях, которые уехали, и сказал, что они нормальные. А вы как адвокат, в общем-то, могли бы почувствовать разницу.

Юрист, председатель московской коллегии адвокатов Георгий Тер-Акопов. Фото: Телеканал Царьград

Свобода слова по-прибалтийски

– Сергей, у меня снова вопрос к вам. Сейчас в соцсетях активно обсуждается судьба блогера Кирилла Фёдорова. Люди, которые уезжают из России, которую они считают исчадием ада, где всё было ужасно, где никому слова сказать не дают, говорят, что надо уезжать в Европу. Но доезжают они почему-то только до Прибалтики. В этих странах есть всё то, чего им так не хватало в России: соблюдение прав человека, свобода слова и прочее?

С.М.: – За любое одобрительное высказывание о том, что происходит сейчас на Украине, мне будет грозить пять лет тюрьмы. Поэтому я в данном случае предпочту промолчать, чтобы не было никаких последствий.

И я очень удивлён, что в России только сейчас увидели, что у нас происходит. Ведь тот же господин Евгений Чичваркин, помнится, ещё в прошлом году призвал к тому, чтобы в России – по примеру Латвии – тоже ввести институт массового негражданства.

Меня это его заявление вышибло из седла. Как общаться с такими людьми, которых некоторые считают нормальными?

А вы гражданин Латвии?

С.М.: – Я коренной гражданин Латвии ещё с допетровских времён – из тех русских, которые здесь жили ещё до прихода Петра I.

– Артемий, а вы с каким паспортом в Эстонии сейчас живёте?

А.Т.: – Я гражданин России, и в Эстонии я живут с паспортом России.

– А ваша семья?

А.Т.: – У жены паспорт Республики Беларусь, у детей по два паспорта.

– Расскажите нам, что такое свобода слова по-прибалтийски?

А.Т.: – Свобода слова тут есть. Естественно, у государства имеется определённая позиция. Эстония – член Евросоюза, член НАТО. Поэтому государство настроено проевропейски и прозападно.

Но в Эстонии есть оппозиционные партии, скажем Народная консервативная партия, которые исповедуют совершенно иные ценности, гораздо более близкие, скажем, к тому, что пропагандируется в России. И это одна из двух-трёх крупнейших партий в Эстонии, со своими газетами. У них полный доступ имеется в теле-, радиоэфир и так далее.

Я живу тут уже семь с половиной лет, с 2014 года. И при том, что я выступаю и по телевидению, и по радио, а также время от времени печатаюсь в газетах-журналах, с каким-то ущемлением свободы слова мне сталкиваться не доводилось.

И снова «это другое, вы не понимаете»?

– Я вернусь снова к вашим словам о «русском поголовье». Вы сильно удивлялись в том видеоролике, что граждане России «почему-то поддерживают спецоперацию». Вот их вы и называли «поголовьем», зато с восторгом говорили о тех, кто выходит на те самые одиночные или не очень одиночные пикеты. Вы действительно восхищаетесь ими?

А.Т.: – Да, я действительно восхищаюсь.

– А вы не были восхищены мужеством тех людей, которые вышли защищать Бронзового солдата в Эстонии? Вы ещё не жили тогда в Таллине, а вот я жила. Вы не восхищены мужеством этих людей или тоже восхищены?

А.Т.: – Вы знаете, что это совершенно разные вещи.

– Ну конечно, «это другое».

А.Т.: – Я действительно при этом не присутствовал. Одно дело – протестовать против кровавой войны, а другое дело – протестовать против переноса памятника.

– Отстаивать историческую память – конечно другое…

Я.О.: – Несколько дней назад в Латвии, в соседней с Эстонией стране, прошёл марш нацистов. При этом сначала его запретили, потом разрешили. Но марш тех, кто против них, не поддержали. Это как, где здесь свобода слова?

Заслуженный артист России, певец Ян Осин. Фото: Телеканал Царьград

А.Т.: – Я считаю, что марш нацистов, бывших эсэсовцев и их потомков – это абсолютно возмутительно. Это происходит в Латвии, к сожалению. И я считаю, что это позор страны. В Эстонии, кстати, этого нет, что бы там ни говорили Елена и им подобные демагоги.

– А что я сказала? Судебное дело против тех, кто выходил защищать Бронзового солдата, длится до сих пор. Вы не можете об этом не знать.

А.Т.: – Об этом я действительно не осведомлён. То, что молодых ребят, а также действительно бабушек-блокадниц в России сажают за то, что они выходят с антивоенными плакатами, – вот это актуальный, свежий, злободневный факт. Вы вспоминаете о событиях 15-летней давности.

– Нет, я о них вспоминаю только потому, что этих людей судят до сих пор – суды до сих пор идут. Я вспоминаю только исключительно поэтому.

А.Т.: – Я думаю, что вы заблуждаетесь. То есть я читаю эстонскую прессу и я уже много лет не слышал ни о каких судах.

– Не слышал или не хотел слышать – это разные вопросы. В эстонской прессе, конечно, этого нет, но вы просто в поисковике вбейте: «Суд над защитниками Бронзового солдата. «

А.Т.: – Они могут врать сколько угодно.

– А, так они могут врать. Всё. Понятно.

А.Т.: – Это тролли. Это ребята с Лахты и так далее…

– Артемий, а вы сейчас гражданин Эстонии или гражданин России? Я говорю не по паспорту – ментально.

А.Т.: – Ментально? По паспорту я точно гражданин России…

– Ну, мы это слышали.

А.Т.: – Сказать, что меня это ужасно радует, я никак не могу, поскольку в России творятся очень неприятные вещи.

– А что вам мешает отказаться от гражданства России?

А.Т.: – Дело в том, что Россия – это не Путин и не путинский режим. Россия – это моя Родина. Я очень люблю эту страну. Я прожил в ней 60 лет. Сейчас мне 66. Так что отказываться от России я не собираюсь.

– Нет, зачем от России – вы от гражданства откажитесь. Вы от паспорта российского откажитесь со всеми привилегиями, которые это даёт. Пенсии, которую это даёт. Почему нет-то?

А.Т.: – Это не даёт абсолютно никаких привилегий. Но отказываться от этого паспорта я не собираюсь. Я надеюсь, что режим в России сменится, причем в ближайшее время.

С.М.: – Задам вопрос в лоб. Понятно, Путин не вечен, скажем так. И однажды он уйдёт. А если на его место приду я или такой, как я, вы как себя будете чувствовать?

– Человек самоустранился. Не хочет он разговаривать с такими, как мы.

С.М.: – Честно, я удивлён. Я помню высказывание Владимира Владимировича, когда он сказал, что наступит время, «когда вы замучаетесь пыль глотать». Так вот, только за прошлый год Латвия по подозрению в незаконности происхождения средств арестовала счетов на 600 миллионов евро. То есть это больше чем полтора миллиона в день. Красота, да?

А сейчас, по санкциям, суммарно арестовано имущества на 17 миллиардов евро. В том числе самолёт Абрамовича. То есть там есть и дом Усманова, нашего миллиардера знаменитого, скажем, и многих других. И вся российская богема боится попасть под этот каток. И они поют всё, что им говорят. Лишь бы у них не отняли то, что они здесь имеют.

– Сложно с вами не согласиться. Упомянутый уже мною Александр Васильев, ведущий программы «Модный приговор» на Первом канале, в начале марта сам написал письмо в муниципалитет литовского города Висагинас, в котором осудил действия России на Украине. Письмо также разместили на официальном сайте мэрии. Вот его содержание:

Беспрецедентные амбиции воссоздания огромной Империи вызывают военную оккупацию, прямо сейчас разрушающую независимое государство Украины. Эта война, безусловно, вызовет также и беспрецедентную изоляцию России и, более того, может привести к смертельной ядерной войне на планете Земля.

– Понятно, у Васильева французский паспорт, литовский паспорт – тут вопросов нет, надо «соответствовать».

С.М.: – Все говорят на Западе: «Война на Украине, война на Украине. » Нет, ребята, война идёт в пределах Садового кольца. А на Украине идут всего лишь боевые действия. Когда внутри Садового кольца вопрос будет решён – тогда и в остальных местах всё встанет на место.


источники:

http://kyky.org/cult/horoshiy-instrument-stoit-200-000-dollarov-a-ya-zanimalsya-na-oktyabre-za-300-dva-belarusa-kotorye-stali-topovymi-mirovymi-pianistami

http://tsargrad.tv/articles/intelligencija-v-begah-rossija-ochishhaetsja-ot-predatelej_518706