29. Люди с чистой совестью. Тула
ФОТОРОБОТЫ БАНДИТСКОЙ ЭПОХИ.
ТУЛЬСКОЕ ЖЕЛЕЗО И ТУЛЬСКИЕ ПРЯНИКИ
Отцом-основателем тульского рэкета считается некий гражданин Амбарников, он же Амбар. Начал в начале 90-ых с того, что обирал торговцев на рынке. Спустя несколько лет, он стал единовластным хозяином города и мог запросто явиться к коммерсанту, положить на стол ТТ и требовать свою долю.
В 1993 году взрывом в районе «Рязанки»в Туле Амбара и его машину раскидало на куски, и с этого момента на бригады раскололся весь тульский рэкет. Бандиты поделили город на районы, и теперь коммерсанты были вынуждены платить одним, чтобы они их защищали от других.
Привокзальный район взял себе Буржуй, Сергей Химин. Заречье поделили братья Лешие (Лешковы) — Андрей и Михаил с бандой Попика (Осипов). Пролетарский район захватил Казанец (Геннадий Казанцев). А Криволучье досталось бригаде Андрея Исакова (Исак).
И понеслось. В 1994 году Леший младший умудрился перессорить Осипова и его «правой рукой» Сергеем Гатиловым (Греком). В результате Попика не стало. Его расстреляли прямо на мосту в центре Тулы вместе еще с одним авторитетом из банды Буржуя, Царевым.
В 1996 году в СИЗО за смерть Осипова задушили Лешего старшего (Михаила). Заказавшего Осипова Гатилова (Грека) посадили. Но это было только начало разборок.
В 1997 году в машине расстреляли Буржуя. Тем временем, был задержан Казанец.
В 2001 году у дома первой жены расстреляли Андрей Лешкова (Лешего младшего).
В 2003 году освободился Грек, и его тут же расстреляли на месте сбора бывшей банды Осипова на Зареченском кладбище. В этот же год освобождается Казанцев, и под его джип закладывают бомбу. Потеряв ноги при взрыве, он умирает в больнице.
Дольше всех держится Исаковская банда, состоящая из уголовников, судимых за грабежи и разбои. Говорят, именно они и уничтожили всех своих конкурентов.
Но в 2005 году удача отворачивается и от них. Почти все члены банды оказываются на скамье подсудимых. Лидер ОПГ Андрей Исаков получает 25 лет. Пока идет суд, погибают свидетели и еще несколько бандитов. Но с 2006 года в городе оружейников стрелять начинают намного меньше.
«Лихие 90-е»: Братва, не стреляйте друг в друга! Часть 2
В 80-е годы был популярен телесериал «Спрут» о борьбе комиссара полиции с мафией. Прошло 10 лет, пришли 90-е. Разборки теперь уже русской мафии стали горькой, некиношной реальностью.
Тульское Чикаго
Криминальные страсти в 90-е кипели не только в Туле. Фору Туле давал Алексин. В 90-е звуки выстрелов там стали привычными, как шум волн на Оке. Алексин стал камнем преткновения двух группировок, желавших «доить» спиртовое производство химкомбината. С одной стороны, тульские «спортсмены» во главе с тренером по самбо Александром Шингалиевым. С другой, местная братва, кучковавшаяся вокруг бывшего сотрудника милиции, уволенного из органов со справкой о психическом заболевании. Диагноз не помешал ему объединить сотни алексинских пацанов.
Справка спасала от уголовной ответственности: «крёстный отец» – единственный персонаж тульских криминальных войн 90-х, фамилия которого не разглашается.
Местные объявили войну тульским бандитам осенью 92-го: сначала был убит один из «спортсменов» по кличке Чекист, а месяц спустя для острастки палили в главного инженера химкомбината. На стрелку в Алексин, улаживать конфликт между «спортсменами» и местными, приезжал тульский авторитет Фадин. Но попытка не увенчалась успехом – Фадина застрелили.
Шингалиев год готовил ответный удар: кроме оружия (АКМ, винтовки СВТ и гранаты РГД) «спортсмены» нашли даже радиостанцию для координации действий киллеров. Их было четверо, все когда-то тренировались у Шингалиева. 6 августа 1993 г. они изрешетили пулями «Тойоту» «крёстного отца», но поспешили доложить об исполнении заказа.
Лишь одна из пуль задела руку жертвы: он очень удачно успел откинуться на переднем сиденье. Контрольные выстрелы тогда ещё не вошли в моду.
Алексинские братки были более удачливы: орудие мести настигло Шингалиева через несколько дней. Его убийц так и не нашли, а вот стрелявших в машину алексинского «авторитета» вскоре отдали под суд. Подсудимые не скрывали, что «Шингалиев сказал, что у нас с К. плохие отношения, он мешает нам взять город в свои руки, так как хочет подмять под себя химкомбинат и все коммерческие точки». И после ареста шингалиевских стрелков «спортсмены» предприняли ещё одну неудачную попытку взорвать машину «крёстного отца», в ответ были добиты остатки их группировки.
Получив в своё распоряжение спиртовые потоки, алексинский авторитет «подмял» и рынок недвижимости. Под крышей местного криминала работали и все пункты приёма цветмета в городе. Когда в 1995 году по распоряжению Алексинского ГОВД в городе закрыли все эти злачные точки, чтобы остановить металлическую лихорадку, «авторитет» лично просил одного из руководителей горотдела оставить хотя бы одну приёмку. Последовал отказ, а 27 августа 1995 года в подполковника милиции стреляли, офицер чудом остался жив. Один из подельников вспоминал, что «авторитет» ругался: «Как же так стрелять, если не попасть с четырёх метров?!»
Лишь в конце 90-х Алексин на несколько лет остался без «крёстного отца». Его арестовали после апрельской «стрелки» 1996 года. Тульская братва не унималась и хотела вернуть себе влияние в Алексине. На смену шингалиевским пришли прощупать почву братки косогорского Буржуя. В назначенный час они сошлись у шашлычной кафе «Альянс», в перестрелке один человек погиб, двое были ранены. Суд признал алексинского «авторитета» невменяемым и отправил лечиться в Петелино, откуда он вскоре вышел, убедив экспертов, что «хочет стать проповедником христианской веры и больше в разборки вовлекаться не будет». С тех пор официальной информации о нём нет.
«Блатные» и «законники»
Параллельно с миром «авторитетов» и «братвы» существовал ещё один, не менее опасный мир «блатных» – освободившихся из мест заключения уголовников, старавшихся и на воле не терять друг друга и чтить традиции. Одна из них – безоговорочное признание власти воров в законе. Особо опасных преступников в знак уважения их авторитета и заслуг в сохранении воровских традиций в тюрьмах короновали в «законников», получавших право и на воле, и в зонах судить своих «по понятиям». В Туле воровской трон в 90-е делили Александр Загороднев по кличке Хряк и Алексей Матюшин, Лёсик.
Александр Загороднев (Хряк) Алексей Матюнин (Лёсик)
Ни один из них не марал рук, контролируя конкретные предприятия или фирмы. Их участие в разборках сводилось к роли третейского судьи, в том числе и бизнеса. За каждый «разбор» полагалось вознаграждение. Судя по автопарку, который принадлежал Хряку в 90-е, плата за труды была солидной: свой «бумер», ВАЗ-21099 и Daewoo, а ещё машины для подруги – зелёный джип Hyundai и ярко-жёлтая Pony.
Но «законники» не всегда судили по справедливости. Тому подтверждение – история с дальнобойщиком, который поменял квартиру на ВАЗ-2106 с доплатой в $3 тыс., но покупатель оказался мошенником – через год отказался от квартиры, потребовал обратно машину и задаток. Дальнобойщик вышел на «законника», но жалобщика избили, забрали у него другую машину, ВАЗ-2108, и потребовали за неё $2 тыс. Денег мужчина не нашёл, и машина отошла Хряку. Именно на ней, кстати, Хряк и погорел, получив срок за подстрекательство к грабежу.
Это был первый в области суд, где звучали слова «вор в законе».
После освобождения Хряк вернулся в Тулу, как-то утром вышел выгулять собаку и был застрелен во дворе многоэтажки в Пролетарском районе: эксперты насчитали восемь ран, семь из них – в голову и грудь – были смертельными. Преступление осталось нераскрытым, как и нападение на второго «законника» – Лёсика. У того слабостью были наркотики, и он регулярно ложился в стационар «почистить кровь». В марте 2002 года во время одной из таких процедур в 5-й городской МСЧ в его палату ворвались молодчики с битами, жестоко избили Матюшина и скрылись. И опера, и братва, и «блатные» поняли, что это нападение – вызов беспредельщиков, решивших оспорить власть «законника».
Конец эпохи
За нападением на Лёсика стояли люди Андрея Исакова, тогда 47-летнего лидера преступного сообщества, подмявшего под себя к концу 90-х почти всю Тулу.
Андрей Исаков (Исак), главарь самой кровавой группировки Тулы
В группировку входило до 50 постоянных участников: вооружённых до зубов, с автопарком машин на любой случай. В банде было чёткое разделение труда. Низовой работой – рэкетом – занимались три «бригады», за каждой были закреплены свои предприятия, с которых собиралась дань в «общую кассу». Кто поопытнее, занимался финансами, вёл дела с адвокатами, руководил бизнесом исаковских.
Исаковская братва. Любительский снимок «на отдыхе», Тула, 90-е годы
Им принадлежало кафе «Огонёк» у парка Металлургов, мясной павильон на рынке, несколько автостоянок. К концу 90-х в криминальной среде быть хозяином кафе с пластиковыми столами стало смешно. Деньги в банде крутились огромные, дань «исакам» платил даже «Тулачермет». Но хотелось большего: выбиться в люди, легализоваться, как тот же Леший.
Андрей Лешков (Леший)
В прошлом зареченский авторитет к началу нулевых имел чистый бизнес, владел магазинами и рестораном «Старый дворик». Интересы Лешкова и Исакова пересеклись в фирме «Броус», дочернем предприятии «Тулачермета». Фирма была ликвидирована в декабре 1999 года, часть её имущества – стоянки и магазин – купил Лешков.
Исаков был вне себя, так как Леший зашёл на его территорию – в Пролетарский район.
Но от предложения выкупить стоянки и магазин Исаков отказался, потребовал отдать ему всё так. Последовали отказ и месть. В декабре 2000 года на ул. Энгельса рядом с парком был убит один из бывших руководителей «Тулачермета» Марк Цейтлин, участвовавший в разделе «Броуса» (кстати, убит он был из пистолета редкой модели, недавно поступившей на вооружение в ФСБ). А 1 сентября 2001 г. был застрелен Андрей Лешков.
Эти преступления внесли раскол в ряды исаковских, а после нападения на Лёсика среди исаковских началась война. В одном лагере оказались парни из бригады Сергея Королёва (Король), в другом – верные Исаку братки. В результате одни сожрали других. Пропали без вести пять исаковских: летом 2002-го их тела откопали в овраге у Демидовского карьера. 18 июня в окно квартиры Исакова кто-то выстрелил из гранатомёта. Главарь вовремя покинул Тулу и остался жив. 7 июля 2002 г. от бутылки с зажигательной смесью сгорела исаковская «малина» – кафе «Огонёк».
Опасаясь за свою жизнь, Исак обратился за помощью в милицию. При этом предпринимал беспрецедентные меры безопасности. Доходило, кстати, до смешного. Исаков жил напротив Криволученского отделения милиции, пройти нужно было всего пару сотен метров. Но каждый визит обставлялся как приезд президента: охрана, разведка и только потом в отделение заходил сам Исак. Результатом визитов стал арест Короля.
Осенью 2002 года Король и более 10 его сподручных были задержаны, а летом 2003 года арестовали самого Исака и остатки его команды. И те и другие получили по приговору облсуда от 5 до 25 лет лишения свободы. Ужасная эпоха криминальных войн закончилась.
Андрей Лешков Тула биография
В Туле привыкают к стрельбе
В городе оружейников продолжается криминальная война
Версия для печати | |
Сохранить статью |
За последнее время в Туле совершено несколько громких убийств. В январе этого года из пистолета с глушителем был убит один из руководителей крупного металлургического предприятия «Тулачермет» Марк Цейтлин. После смены собственника на заводе он возглавил только что созданное муниципальное предприятие, которое должно было заниматься закупками товаров для городских нужд. Версия о том, что его убийство каким-то образом связано с деятельностью этой фирмы, маловероятна, потому что к тому времени она еще не развернула своей деятельности. Кстати, убит Марк Цейтлин был из пистолета редкой модели, только недавно поступившей на вооружение в ФСБ. источники: http://myslo.ru/city/tula/legend/lihie-90-e-bratva-ne-strelyayte-drug-v-druga-chast-2 http://flb.ru/info/1743.html |