Житие преподобного Андрея Критского
С островом Крит связаны имена двух великих святых Церкви: преподобномученика Андрея и святителя Андрея. Они не были современниками, но жили в пределах одного столетия. Первый пострадал, защищая иконы, а второй стал замечательным гимнографом, поэтом составителем покаянного канона Андрея Критского.
Биография святителя Андрея Критского
Родиной святого Андрея Критского был город Дамаск. Здесь он родился в 660 году от благочестивых родителей, отца звали Георгий, а мать Григория. Андрей был воспитан в православии, а жизнь его складывалась следующим образом:
- святой Андрей не произнес ни одного слова до семи лет, но после причащения он начал говорить и впоследствии стал одним из самых прославленных песнописцев;
- когда Андрею исполнилось 14 лет, родители отправили его в Иерусалим и там по достижении соответствующего возраста он принял монашество;
На Критской кафедре святитель прославился как чуткий и заботливый пастырь. Строил дома для сирот и престарелых. Также построил храм Влахернской Божией Матери. Много проповедовал, а по его молитвам Бог берег остров от набегов арабов и засухи, регулярно посылая обильные дожди.
Это не часто встречающееся сочетание хорошего администратора и великого поэта в святителе Андрее в полной мере находили основу, и он стал образцом именно такого идеала. Святитель Андрей Критский стал одним из защитников икон, для этого он приезжал в Константинополь. После этой поездки он тяжело заболел и умер в 740 году.
Труды святителя Андрея Критского
Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.
Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:
- канон в Вербную Неделю;
- трипеснцы для всех дней Страстной недели;
- четверопеснец в Великую Субботу;
- каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
- канон на Преполовение Пятидесятницы.
Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.
У него есть некоторые особенности.
- Тропари это припевы к библейским текстам.
- Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
- Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
- В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.
Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста.
Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:
- на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
- и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
- чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.
Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.
Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.
Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.
Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.
Жизненный путь преподобномученика Андрея Критского
Об преподобномученике Андрее Критском известно еще меньше чем о святителе:
- родился он в начале VIII века на острове Крит, неизвестно кто были его родители, какое он получил воспитание и образование;
- но остается факт, который состоит в том, что святой был монахом в местечке Кастрон, и жил спокойной, молитвенной жизнью монаха, созерцая Божественные энергии перед иконами, если бы не начавшееся гонение на иконы;
- как только он узнал о начавшихся гонениях против тех, кто почитает иконы, тотчас отправился в Константинополь, где открыто, обличил императора Константина V Копронима в том, что он впал в ересь.
Преподобный Андрей Критский по приказу императора был брошен в темницу, при этом он был жестоко избит слугами императора. Страдания святого преподобномученика Андрея Критского продолжились на следующее утро, когда преподобного повели на казнь, снова избив. Но он умер еще до того, как был доставлен к месту казни, от раны на ноге, нанесеной каким-то торговцем-иконоборцем с помощью ножа. Мученическая смерть святого последовала около 767 года.
Почитание и мощи
Святые мощи святителя Андрея Критского первоначально были погребены в церкви св. Анастасии, затем перенесены в Константинополь, здесь они пребывали в монастыре, который был освящен в честь самого святого Андрея. После турецкого господства от св. мощей святителя осталась только правая рука, которая находится в храме г. Аркалохори, на острове Крит.
После смерти тело прмч Андрея Критского было сброшено в яму, куда сваливали трупы преступников. Только через три месяца, христиане извлекли мощи святого из ямы и положили их в храме св. апостола Андрея в местечке Криси.
Святые мощи сейчас почивают в этом храме, но только теперь городок стал частью Константинополя, а сам храм уже освящен в честь прп Андрея Критского.
Дни памяти святых
Память святителя Андрея Критского 4 июля. Что касается преподобномученика Андрея Критского, то день памяти его долгое время не был определен, как и год мученической кончины. Но теперь день памяти Андрей Критского определен как 17 октября.
Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона
Христианству уже более двух тысяч лет. За это время многие люди сумели проявить лучшие свои человеческие качества, за что верующие их почитают как святых. Одним из них является преподобномученик Андрей Критский. Этот человек многое сумел сделать для последующих поколений. Да и жизнь его довольно интересна для современных людей. В ней отражаются все условия существования человечества в начале прошлого тысячелетия, тревоги и тяготы, а еще стойкость отдельных личностей, подобная подвигу. Давайте разберемся, кто такой преподобномученик Андрей Критский, житие которого всесторонне изучается верующими. Для чего о нем необходимо знать современным гражданам?
Преподобномученик Андрей Критский: житие
Существует некоторая путаница в головах людей, не погруженных в богословие. Святых по имени Андрей несколько. И двое из них являются Критскими. Их не нужно путать, так как эти люди прошли совершенно разный путь, каждый прославился по-своему. Преподобномученик Андрей Критский, житие которого мы описываем, был обычным богобоязненным юношей. Жил он во времена императора-иконоборца. Среди сверстников выделялся этот человек только тем, что свято соблюдал традиции. Он отказался от мирских радостей, молился и показывал пример окружающим. В текстах, которые написаны в его память, говорится, что преподобномученик Андрей Критский многих сумел наставить на путь истинный, зажечь веру в сердцах. Жил он в те времена, когда никто уже открыто не сопротивлялся христианским традициям. Вроде мир установился в обществе. Но дьявол не оставлял людей своим черным вниманием. Но действовать стал хитростью, которой и возмутился будущий преподобномученик Андрей Критский.
Важные вехи жизни
Верующие, отмечая День преподобномученика Андрея Критского, вспоминают его судьбу, стараются впитать опыт этого человека. Внимание при этом концентрируется на преданности Иисусу, тяготам, которые он сумел преодолеть во славу Его. Это обычная практика. Тем не менее для формирования правильного образа нужно представлять себе и те исторические события, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Скорее всего, на формирование его личности повлияло наблюдение за тем, как окружающие не отказываются от греха. В его жизнеописании рассказано о том, что был этот человек добр и кроток. Он не ругался с грешниками, а показывал им пример своею жизнью. Сопротивление почти всему обществу может сломить или закалить. Андрей остался верен своим принципам, полученным от родителей. Его вера только еще больше укрепилась, что он продемонстрировал публично в Константинополе, когда пришло время.
Борьба с произволом
Так бы сказали о деятельности преподобномученика люди, родившиеся, к примеру, в девятнадцатом веке. А произошло следующее. Был в Константинополе император по имени Константин Копроним, прозванный иконоборцем. Он повелел убрать лики святые из храмов, так как «негоже поклоняться дереву». Верующие саботировали такой странный указ, он оскорблял их религиозные чувства. Император уперся и велел заключать непослушных в темницу. Об этом узнал Андрей Критский. Он сразу поехал в Константинополь. Его возмутил факт мучений людей, которые хотели молиться Господу. Императора же справедливые речи Андрея Критского не вразумили. Он повелел схватить и истязать заступника верующих. Но никакие истязания не могли сломить его волю и приверженность вере. Юноша погиб во время следования к месту казни.
Тропарь и кондак преподобномученика Андрея Критского
Согласно церковным правилам, этого Святого поминают 17 октября. Во время службы в храме поет хор. Исполняются короткие стихи, повествующие или напоминающие о важных событиях, связанных с датой или праздником. Тропарь преподобномученика Андрея Критского принято исполнять в его день, а также во время Великого поста. Это делается не только для того, чтобы вспомнить об преподобномученике, но и на его примере научиться истинной вере. В тексте говорится о том, подвиг этого святого был связан с защитой своих духовных братьев. Он не убоялся властителя и его вооруженных приспешников, делая то, что должно. Еще принято читать во время службы величание преподобномученика Андрея Критского. Это стих, которым восхваляется доблесть святого. Текст его таков: «Ублажаем тя, преподобномучениче Андрее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».
«Спаситель» императорской семьи
Давайте перенесемся в девятнадцатый век. Все семейство Александра III попало в день Святого Андрея в аварию. Они путешествовали на поезде, который сошел с рельсов, да еще и перевернулся. Пострадало более двадцати человек, но все императорское семейство осталось цело. Эта история так повлияла на окружение, что в Санкт-Петербурге был построен храм преподобномученика Андрея Критского. Люди посчитали событие милостью Божией, которую решили увековечить. Церковь стоит и ныне. Она не особенно заметна, так как включена в архитектурный комплекс городской застройки. Но верующие посещают этот храм, чтобы помолиться святому. Преподобномученик Андрей Критский, икона которого есть в этой церкви, как и во многих других, считается исцелителем. О том, что его мощи творят чудеса, говориться в древних документах.
О чем просят преподобномученика
В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград». Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными. Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.
Молитва преподобномученику
В церковных книгах можно найти канон и тропарь Святого. Эти тексты принято читать, если человек хочет обратиться к преподобномученику. В них говорится о подвиге и силе обычного человека, которому вера помогла противостоять власти. У каждого из нас в жизни бывают такие ситуации, когда считаем себя слишком «малыми» перед врагами. А если посмотреть на то, что смог сделать преподобномученик, то устыдитесь. Это был юноша, бережно хранящий в сердце образ Господа. Он не обладал ни богатствами, ни оружием, не руководил войском. Однако, узнав о дьявольских кознях хитрого императора, задумавшего извратить суть религиозной традиции, смог подняться до уровня воина Христова. Согласитесь, в начале тысячелетия были совсем иные порядки. Выступая против властителя, человек обрекал себя на мучительную смерть. И он не испугался! Молитва преподобномученику Андрею Критскому именно об этом. Каждый верующий стремится так слиться с Господом, чтобы позабыть в трудной ситуации о своей бренной жизни, а действовать во славу Его.
О путанице в именах святых
Мы уже упоминали, что Андреев Критских двое. Так получилось, что жили эти люди примерно в одно и то же время. Но у каждого свой путь. Не совсем грамотные авторы приписывают деяния преподобномученика святителю Андрею. Это не просто неуместно, но и очень вредно, так как порождает в неокрепшей душе сомнения об истинности существования таких людей. Получаются прямо дьявольские козни, но на другом уровне, такие же, как у императора-иконоборца. Чтобы уважаемый читатель до конца понял, о чем речь, напишем немного о жизни святителя Андрея Критского. Этот человек известен совсем иными делами. Его вера проявилась в умении противостоять не императору, а в некотором смысле, более грозной силе – сообществу духовных учителей, признанных верующими авторитетами на тот момент. Он выступил в защиту правильного понимания Иисуса Христа на Вселенском соборе. Несколько слов об этом человеке.
Святитель Андрей Критский
Мальчик родился в третьей четверти VII века в славном городе Дамаске. Родители Андрея были людьми глубоко верующими, и ребенка воспитывали в том же духе. Одно их тревожило – отпрыск никак не желал разговаривать. Уже седьмой год пошел мальчику, а нем был, что рыба. Это обстоятельство сыграло в его жизни очень большую роль, направив судьбу в особое русло. Он заговорил. Как? Об этом чуть позже. В четырнадцатилетнем возрасте будущий святитель Андрей Критский отправился в Иорданскую лавру. Там он постигал науки в иночестве, а потом был назначен писарем. На молодого монаха обратил внимание святитель Софроний, Иерусалимский патриарх. Этот человек лично занимался его духовным воспитанием. После захвата Святого Града мусульманами на Андрея были возложены обязанности сингела, то есть секретаря. Ему довелось выступать на VI Вселенском соборе. За смелость и принципиальность верующие его уважали и почитали. В 685 году его избрали архиепископом острова Крит, где он и осуществлял служение до кончины.
Очень важно понять, как человек становится верным воином Христовым, тем более в условиях древности. А они были довольно жестокими, о правах человека тогда не думали, войны вспыхивали, как сухой хворост. За приверженность христианству убивали довольно часто. Внутренние убеждения, как и способы отправления религиозных обрядов, становились опасными для жизни. Будущий святитель Андрей Критский родился в христианском семействе. Как уже указано, мальчик был нем. Ни одного словечка от него не слышали родители до тех пор, пока не исполнилось отроку семь лет. Все семейство, как положено верующим, ходило в храм. Однажды после причащения Святых Христовых Тайн мальчик заговорил. Родителям такой поворот событий показался чудом. И это подоткнуло их к тому, чтобы склонить сына на монашество. Да и сам Андрей оказался под впечатлением своеобразного перерождения. Путь его с той минуты был предопределен. Он свято служил Господу, был назначен архиепископом на Крит, строил там храмы и занимался делами паствы.
Заключение
Мы часто думаем о святых только в трудные минуты. Знаете, существует некий эгоизм в нынешних верующих. Как только необходима помощь – в храм бежим, а о том, к кому обращаемся, рассуждать ленимся. Из этого отношения, в частности, возникает путаница в головах. Стыдно не знать, кто такой преподобномученик Андрей Критский, согласитесь. В церковных школах принято изучать подвиги людей в прошлом. Дети получают не только информацию, но и основу для формирования характера. Преподобномученик являет им пример того, как много дает вера для обычного человека. Она поднимает его над несправедливостью, возносит до вершин власти, позволяет сопротивляться произволу, защищая ближнего. Сила состоит не в количестве оружия или денег, а в правде, опирающейся на заветы Иисуса. Имея такое знание в душе, человеку становится проще справляться с тяготами жизни. Не зря говорят, что счастлив тот, кто в сердце своем имеет Христа. Такой человек никогда не почувствует себя ни одиноким, ни преданным, ни покинутым. А вы как считаете?
О святителе Андрее Критском и его Великом Каноне
вятитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить даже до семи лет. И только лишь после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте отверзлись его уста. И он смог не только хорошо учиться, но впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, также один из самых лучших, ярких и плодотворных.
В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. По пострижении в монашество святой Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием Иерусалимской патриархии. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, монах Андрей, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а святой Андрей был оставлен в Константинополе, и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».
Здесь он получил послушание возглавить Орфанотрофион, или Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Затем он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии.
20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя не только должную заботливость, но и обнаруживая дар вести хозяйственные дела. Так, здание сиротского дома при нем было надстроено, а Дом престарелых (Герокомион), который так же был ему поручен, несколько раз отремонтирован.
Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.
После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей.
На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан.
Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия.
Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.
В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах.
Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.
Многим святым Святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Этот канон не является самым большим по объему, канон на Сретение Господне больше Великого, а канон на Рождество Предтечи почти такой же по объему, как и Великий канон. 250 тропарей,— кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, — столько содержит Великий канон в своих 9-ти Песнях, среди которых есть и вторая Песнь.
Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы», — это слова о Святом Андрее.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех Песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». [«Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его]. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Меняется масштаб и соотношение восприятия ближних и всего мира. Вот такому смирению учит нас святой Андрей Критский.
Весь Ветхий Завет делает Святитель школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, и вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений. Сам дух канонной поэзии происходит из монашеского миросозерцания, наставлений, размышлений.
Форма канона совсем не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах, на которые опирается ум: это суть ирмосы, воспевающие во всех канонах праздник или память святого через осознавание события дня, через столпы-вехи древней Священной Истории. Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум «на недвижимом камени заповедей» Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами. «Праксис и феория», — «делание и созерцание» воспеваются в четвертой Песни Великого канона. Святой Андрей как бы увлекается и забывает, что его слушают не одни только монахи, и в самых красивых и изящных строфах канона говорит о важнейшем соотношении этих двух состояний подлинного монашеского жития.
«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
«Ты бо еси тайнник покаяния преизряднейший» — поет Церковь святому Андрею Критскому. Но быть таинником покаяния она призывает и каждого священника. Потому что после его смерти, после совершения его погребения и прощания с ним, по Уставу поются ирмосы Великого канона в то время, когда гроб почившего священника обносится вокруг храма перед самым погребением. Прощальная песнь духовных чад и прихожан со своим пастырем — ирмосы Великого канона! Прихожане поют самое дорогое из того, что они могут вспомнить о священнике: символ покаяния и изменения ума: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение…» Ибо ничто не ценится больше, чем пастырская помощь священника в покаянии. Священник как бы «открывает глаза» человеку, возвращает ему «изгнанного из мира сего» Бога, святых Ангелов, Пречистую Богородицу, всех Святых Его, всю полноту ожидающего нас Царства Небесного. И тогда получается, что Великий канон приобретает значение символа всей жизни Пастыря и пасомых, Батюшки и прихожан, символ спасения человека от греха и смерти.
Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.
http://fb.ru/article/277236/prepodobnomuchenik-andrey-kritskiy-jitie-i-ikona
http://www.pravmir.ru/o-svyatitele-andree-kritskom-i-ego-velikom-kanone/