Секреты «черной» бухгалтерии Якунина начали выплывать наружу
Попавшие в руки западных правоохранительных органов документы о теневых банковских операциях могут обернуться для бывшего главы РЖД Владимира Якунина тяжелыми правовыми последствиями
За последний год швейцарские полицейские по наводкам американских спецслужб провели расследования в отношении многих известных людей, в том числе россиян. В мае в Цюрихе были арестованы и экстрадированы в США семь ведущих чиновников международной федерации футбола (ФИФА) по обвинению в коррупции. В начале этого года швейцарская прокуратура заблокировала счета бывших руководителей ОАО «Банк Москвы» Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина, на которых находится $361 млн. Последнее расследование швейцарской полиции завершилось также арестом счетов — принадлежащие бывшему министру сельского хозяйства Ирине Скрынник 60млн франков были заморожены на счетах швейцарских банков. О расследовании в отношении Скрынник «Интерфаксу» сообщил знакомый с ситуацией источник .
По слухам расследования швейцарской полиции могут затронуть и бывшего главу «РЖД» Владимира Якунина. В апреле этого года в Швейцарии при загадочных обстоятельствах скончался Андрей Крапивин — человек, которого Владимир Якунин называл своим старым знакомым. Официально Крапивин занимал должность советника Якунина, на деле же заведовал теневой бухгалтерией «РЖД». После смерти Крапивина его ноутбук, в котором были прописаны все разработанные им финансовые схемы, вероятно, попал в руки швейцарской полиции. Сегодня зарубежные силовики расшифровывают данные с этого ноутбука и несколько документов, по неподтвержденным данным, уже стали достоянием швейцарских журналистов, готовящих сюжет о Крапивине. Есть версия, что этот ноутбук с «черной бухгалтерией» РЖД был для Якунина сродни партбилету, утеря которого стала одним из аргументов в пользу отставки бывшего главы железной дороги. В нашем материале мы попытались разобраться в том, кто такой господин Крапивин и чем же он на самом деле занимался во времена работы в «РЖД».
Старый знакомый Якунина
Именно так — старый знакомый — и называл глава РЖД своего советника по банковским вопросам и отношениям со странами СНГ 58-летнего Андрея Крапивина, а окружающие заочно называли его «кошельком Якунина». Также, как пишут «Ведомости», через Крапивина решались многие вопросы, связанные с крупными строительными подрядами РЖД.
Крапивин и Якунин были знакомы еще с 90-х годов, когда Крапивин рулил мелким «Межтрансбанком», через который сын будущего патриарха железных дорог приватизировал по бросовой цене гостиницу «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге, заработав на этом сразу же 100 млн долларов. В 2005 году они уже вместе завладели ОАО «Трансэлектромонтаж» (ТЕМ, дочерняя компания РЖД), которая обеспечивает электрификацию всей железной дороги и ранее контролировалась окружением бывшего главы госмонополии Геннадия Фадеева. Крапивин и его давние друзья «по безопасности» Борис Ушерович и Валерий Маркелов каким-то образом добились от прежних собственников передачи компании своим оффшорным компаниям и стали совладельцами ТЕМ наряду с РЖД, получая немалую прибыль от подрядов. Позднее эта троица и с ними Якунин-младший в короткие сроки взяли под контроль все оставшиеся ключевые дочерние компании РЖД, через которые проходили сотни миллиардов рублей подрядов (это вагоностроительный «Трансмашхолдинг», перевозчик зерна «Русагротранс», международный грузоперевозчик Freigh One, проектное бюро «Ленгипротранс», ЧОП «Легион», «Инфотех» и прочие). Сын Алексей Крапивин тоже был пристроен к делу, став посаженным генералом видимо для изъятия отступных у компаний-подрядчиков, прямо не подконтрольных этой группе.
Но куда занимательней то, какими методами создавалась эта империя с оборотами в миллиарды долларов. Об этом можно судить в том числе по очень показательной истории отъема состояния в сто миллиардов рублей у «широко известного в узких кругах» девелопера, банкира и теневого финансиста Германа Горбунцова. После встречи с командой Крапивина, Горбунцов с супругой в одночасье потеряли два банка (СТБ и «Инвестпрогресс-банк»), несколько строившихся жилых комплексов в Москве и Подмоковье (Новоясеневский, Кутузовский, дом на Селезневской), доли в шести заводах, а также дворца спорта «Сокольники» и даже хоккейную команду «Спартак».
Все началось с того, что Крапивин разместил в одном из полутеневых банков «Конверс банке-Москва» 450 млн долларов (не то средств РЖД, не то самого Якунина, не то их общие) под убийственные для банка условия: за короткий срок с процентами сумма вклада быстро выросла до 650 млн долларов. Тогдашний владелец банка известный предприниматель Александр Антонов вскоре продал его такому же промышленному полутеневому финансисту и застройщику Герману Горбунцову и его партнеру Петру Чувилину. Переименовав приобретение в «Столичный торговый банк» (СТБ) оба начали выводить из него деньги: Горубнцов в основном в свои строительные проекты, Чувилин имел какие-то дела с созданным им в Чечне «ЗАТО-банком», в котором видимо тоже оседали средства РЖД. При этом оба партнера, а также их коммерческий директор Сергей Менделеев дружно зарабатывали на переводе и распылении средств от подрядных контрактов РЖД на десятки и сотни миллиарды долларов через специально купленную систему денежных переводов «Лидер». Надо сказать, что это специфическая среда, где мелкие (по числу клиентов, а не средств на счетах) банки создаются специально для отмывания и обналичивания денег крупных компаний, такие «помойки» часто переходят из рук в руки разных теневых финансистов. (Из этой же среды, кстати, был и общий знакомый наших героев Сергей Френкель, осужденный за убийство зампреда Центробанка Сергея Козлова).
Не далее как через год проценты по вкладу РЖД выросли до чудовищного миллиарда долларов и советник Якунина Крапивин внезапно затребовал его, отказавшись продлевать депозит. Очевидно, он сделал это, прекрасно понимая, что в настоящий момент банк почти пуст. Разгневанные Горбунцов и Чувилин накинулись на продавца Александра Антонова с упреками в подвохе. Он разумеется отказался платить, поскольку во-первых, они должны были знать о горе-депозите РЖД, во-вторых, сами виноваты, поскольку выводили деньги. Более того, счет Антонову в сто млн долларов предъявил и сам Крапивин, посчитав, что это на их с Якуниным деньги банкир купил себе автоконцерн SAAB.
Пока тот размышлял над “джентльменским предложением”, Чувилин подбил Менделеева и Горбунцова испугать Антонова (по другой версии — сразу убить), чтобы его сын Владимир, также известный воротила, был сговорчивее. И вскоре после этого, 11 марта 2009 года на улице Расплетина в Москве киллеры расстреляли из машины Александра Антонова и его телохранителя. Оба едва выжили, Антонов, получив пять пуль, остался инвалидом и вскоре после покушения унес ноги в Лондон вместе с семьей. Тогда следствие зашло в тупик (хотя имена всех киллеров следствию известны).
Крапивин в качестве залога забрал долю в СТБ-банке и поставил заместителем председателя своего друга — «торпеду» Ушеровича. И спустя шесть месяцев плохие времена настали уже у Горбунцова. Чувилин и Менделеев окончательно задружились с Крапивиным и решили, что во всех бедах банка виноват Горбунцов, якобы вваливший чрезмерно много денег в строительство. С него де и надо взять миллиард. С подачи Крапивина за дело взялся Ушерович, который не мудрствуя лукаво поступил по шаблону 90-х годов. Явившись к жене Горбунцова Ларисе (на нее была записана большая часть семейного имущества) в сопровождении четырех бандитов с пистолетами, Ушерович пригрозил ей похищением, сыну тюрьмой и мужу расправой, если она не перепишет все на некую оффшорную компанию. И придвинул к ней увесистую стопку документов, которые она беспрекословно и подписала. Тоже самое и также под дулом пистолета вскоре сделал и сам Горбунцов.
Империю Горбунцовых в сто млрд рублей (тогда это было втрое больше одного млрд долларов) поделили между собой так: Крапивину достался сам СТБ-банк как ценный актив для продолжения теневых операций с подрядными деньгами РЖД, его сыну отошла строительная ОРТЕГА групп (три готовых жилых комплекса в Москве и Подмосковье), а Ушеровичу, второму другу Крапивина Маркелову (он тоже принимал активное участие во всем этом) достались спорткомплекс «Олимпийский» и хоккейная команда «Спартак». Что-то перепало и наемному менеджеру Менделееву, который сумел использовать ситуацию в свою пользу и на пустом месте обзавелся прибыльным имуществом. Также друзья поделили между собой доли Горбунцова в еще шести предприятиях и банках. Что получил Чувилин не известно, но вскоре ему тоже пришлось сбежать за границу видимо из-за дел с чеченским банком.
Однако Горбунцову в Лондоне, где он с семьей скрылся после рейдерского захвата, спокойно не сиделось. Почти два года он пытался судиться с Крапивиным и его командой. Видимо это доставило немало хлопот всей компании, которая к тому же опасалась огласки. Кончилось дело тем, что на Горбунцова в Лондоне в 2012 году было совершено покушение, после которого он чудом выжил. И тогда, загнанный в угол, он решил сделать ход конем, попросив защиты у российских следователей. В качестве “оплаты” дал признательные показания о том, что вместе с Чувилиным и Менделеевым организовал в 2009 году покушение на Антонова. Однако заказчиком назвал Крапивина, «который действовал в интересах Якунина”. Тем самым он рассчитывал отплатить всей компании за отъем дела всей его жизни. Но и тогда все сумели выйти сухими из воды, так что Горбунцов так и остался ни с чем. Впрочем, если западные правоохранительные органы передадут российским коллегам документы из ноутбука покойного Крапивина, то может всплыть еще много интересных историй, которые вызовут у следствия вопросы уже к самому «сошедшему с рельсов паровозу» Якунину.
Как миллионер от ФСБ уходил
Фигуранта «дела Захарченко» хотели вывести из РФ по контрабандному каналу
Источник: www.rucriminal.info
Бывший совладелец ГК «1520» (крупнейший подрядчик РЖД) Валерий Маркелов заканчивает знакомиться с материалами дела. Он обвиняется в даче взяток экс-сотруднику ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрию Захарченко. ГК «1520» в массовом порядке похищала и выводила средства за рубеж. По данным источника Rucriminal.info, Захарченко прикрывал эти хищения по правоохранительной линии. Маркелов вывел сотни миллионов долларов, у него недвижимость в Испании, на Кипре, в Швейцарии, Англии и т.д. Есть и несколько шикарных яхт. Полученных денег, плюс вырученных от продажи Ротенбергам доли в ГК «1520» (это произошло, когда Маркелов был в СИЗО), с лихвой хватает, чтобы оплачивать выступление сына Артема Маркелова в гоночной серии «Формула-2», тратить миллионы долларов на решение своих проблем с правоохранителями. Маркелов, например, сейчас уверен, что благодаря этим тратам он получит столько сколько отсидел и почти сразу выйдет на свободу. А еще он проклинает две свои оплошности. В 2018 году Валерий Маркелов узнал, что по нему работает ФСБ и решил осесть за пределами РФ. Оттуда он решал свои проблемы привычным способом — деньгами. В результате Маркелову «доложили», что все хорошо, проблема снята. Доложил не кто-то, а его старый знакомый, бывший сотрудник ФСБ РФ. И он решил, что может спокойно приехать в РФ, тем более для этого был весомый повод – сын Артем выступал на этапе «Формулы-2» в Сочи. Все это было оперативной комбинацией, целью которой было выманить Маркелова в России. Но даже при всем этом Маркелов чуть не ушел. Когда все было готово к задержанию, а Маркелов сидел с чемоданом в холле одной из гостиниц, ему поступило сообщение на мессенджер. Позже выяснилось, что доброжелатель (не был установлен) предупредили его о намеченном задержании. В результате чемодан остался, а Маркелов отошел в туалет и в холл уже не вернулся. Сбежал. Он на чужую фамилию снял номер в другом отеле, откуда не выходил. Одновременно Маркелов сумел договориться, что его вывезут в Турцию по морю, путем, которым пользуются контрабандисты. До дня X оставались сутки, когда Маркелов допустил непростительную ошибку. Ему срочно понадобился документ, хранившейся на диске, в которой можно было зайти дистанционно. Причем вход в диск Маркелов совершил через гостиничный WI-FI. Эту его манипуляцию отследили, а заодно и отель, в котором он прячется. Там Маркелова и задержали. Rucriminal.info отследил путь Маркелова к миллиардам РЖД.
Андрей Крапивин официально занимал в РЖД должность советника президента (то есть главы РЖД Владимира Якунина) по банковским вопросам и отношениям со странами СНГ. А окружающие знали его, как «кошелек Якунина». Через Крапивина решались многие вопросы, связанные с крупными строительными подрядами РЖД. Крапивин и Якунин были знакомы еще с 90-х годов, когда Крапивин рулил мелким «Межтрансбанком», через который сын будущего патриарха железных дорог приватизировал по бросовой цене гостиницу «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге, заработав на этом сразу же 100 млн долларов.
В 2005 году они уже вместе завладели ОАО «Трансэлектромонтаж» (ТЕМ, дочерняя компания РЖД), которая обеспечивает электрификацию всей железной дороги и ранее контролировалась окружением бывшего главы госмонополии Геннадия Фадеева. Крапивин и его давние друзья «по безопасности» Борис Ушерович и Валерий Маркелов каким-то образом добились от прежних собственников передачи компании своим оффшорным компаниям и стали совладельцами ТЕМ наряду с РЖД, получая немалую прибыль от подрядов. Позднее эта троица и с ними Якунин-младший в короткие сроки взяли под контроль все оставшиеся ключевые дочерние компании РЖД, через которые проходили сотни миллиардов рублей подрядов (это вагоностроительный «Трансмашхолдинг», перевозчик зерна «Русагротранс», международный грузоперевозчик Freigh One, проектное бюро «Ленгипротранс», ЧОП «Легион», «Инфотех» и прочие). Сын Алексей Крапивин тоже был пристроен к делу, став посаженным генералом видимо для изъятия отступных у компаний-подрядчиков, прямо не подконтрольных этой группе.
По данным Rucriminal.info, всего под контролем этой дружной команды находилось около 200 фирм, получавших средства от РЖД. Речь идет о миллиардах долларов, большая часть которых оседала в теневой «кассе». Часть денег «отмывалась» и обналичивалась в России. А часть уходила на счета офшорных фирм в Швейцарии. Только с 2007 по 2013 годы из России было выведено $2,5 млрд, полученных по договорам с РЖД. 20 апреля 2015 года Андрей Крапивин умер, а его приемником в ранге «кошелька» Якунина стал Маркелов.
Понятно, что такой расхитительно-отмывочный механизм не мог работать без надежного прикрытия в силовом блоке. Одним из прикрывающих и был Дмитрий Захарченко. Причем, со своими задачами он справлялся столь успешно, что вскоре стал младшим партнером, получавшим долю от теневых доходов. Доля оказалась столь большой, что Захарченко буквально «купался» в деньгах. Он в срочном порядке «выписал» из Ростова-на-Дону своего отца Виктора Дмитриевича, на которого начал оформлять одну за другой дорогущие квартиры (общая стоимость потянет под 1 млрд рублей).
Крупнейший подрядчик РЖД
Крупнейший подрядчик РЖД
Алексей Крапивин, хотя и родился в Ташкенте, но детство провел в Москве, куда его отец Андрей Викторович Крапивин переехал из Узбекистана торговать хлопком.
Крапивин-старший не только имел тесные связи с узбекскими чиновниками, но и наладил отношения с влиятельными людьми в России. На российский рынок он вышел через «Международный центр делового сотрудничества», возглавляемый на тот момент Владимиром Якуниным . Силовую поддержку бизнесу обеспечивал его партнер Валерий Маркелов, связанный с Солнцевской ОПГ , контролировавшей, в том числе, и банковскую сферу. В середине девяностых Крапивин-старший совместно с Маркеловым и еще одним предпринимателем Ушеровичем занялся банковским бизнесом, получив пост вице-президента недавно созданного «Межтрастбанка».
После дефолта 1998 года российская текстильная промышленность пошла на подъем, и Андрей Викторович Крапивин вместе со своими партнерами выкупил фабрику «Авангард» во Владимирской области. Однако, радужные перспективы предпринимателей подпортил хлынувший в Россию товар из Китая и Турции.
От разорения Крапивина-старшего спас Якунин, который в начале 2000-х годов стал заместителем министра транспорта, а затем и первым заместителем министра путей сообщения и способствовал тому, чтобы у его приятеля появился собственный бизнес в транспортной сфере.
Своего сына Андрей Крапивин сумел пристроить в Финансовую академию при Правительстве РФ на специальность «Международные валютные отношения». Алексей Крапивин фактически с первого курса начал числиться в коммерческих структурах, аффилированных с его отцом. На третьем курсе он уже возглавил отдел бюджетирования компании «Евродизайн и К», соучредителем которой сам же и являлся. Компания работала в сфере пассажирского воздушного транспорта. Затем молодой финансист и вовсе возглавил компанию «Рэйлтех», которая поставляла железнодорожникам подшипники, железобетонные шпалы, аккумуляторные батареи и прочую продукцию.
После того, как Алексей Андреевич окончил вуз, он перешел в компанию «ЕД Логистика», в которой возглавил отдел бюджетирования и управленческой отчетности, а затем и финансовый департамент. Компания была связанна с «Евродизайн и К» и также работала на госзаказах.
Клиент ТОКИО
Естественно столь стремительная карьера молодого человека не была случайной. В 2003 году в результате реорганизации министерства путей сообщения Якунин стал первым вице-президентом, а затем и президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В это же время отец Алексея Андреевича стал выигрывать различные тендеры для новой государственной структуры. Сам он держался в тени и госконтракты получал через технические компании, а крупными активами владел через офшоры.
Впервые Якунин представил своего соратника широкой публике в 2007 году, когда рекомендовал того на пост независимого директора Первой грузовой компании (ПГК), «дочки» РЖД, а также ввел его в советы директоров крупнейшего поставщика оборудования для РЖД «Трансмашхолдинг» и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Тогда Владимир Иванович обозначил Крапивина, как своего «внештатного помощника», который разбирается «в банковских вопросах и вопросах взаимоотношений с СНГ».
Действительно Андрей Викторович Крапивин совместно с Маркеловым и Ушеровичем отвечали за сотрудничество со Столичным торговым банком, который был создан под тендеры РЖД. Со временем партнеры и сами стали акционерами банка. Их счет в СТБ обозначался под названием «клиент ТОКИО». Большая часть денег с этих счетов уходила не субподрядчикам, а в офшоры, изредка оставалась на депозитах в банке или попросту обналичивались. За то, чтобы подряды доставались «правильным» компаниям следили друзья Крапивина, в частности бывший директор фабрики «Авангард» Андрей Куркин и сын бывшего члена совета директоров «Авангарда» Максим Караянис. Они руководили некой коммерческой структурой «Росжелдорснаб», которая выступала одной из главных организаторов тендеров РЖД.
Сергей Липатов
Деньги, заработанные на контрактах госмонополии, Крапивин-старший вкладывал в девелоперские проекты. Так у него появилась группа компаний «ГРАС», строившая элитную недвижимость в Сочи и в поселке Новое Лапино на Рублевке. Помимо Андрея Викторовича, бенефициарами «ГРАСА» были бизнесмен Рубен Худоян и председатель совета директоров «Транстелекома» Сергей Липатов. С последним Андрей Крапивин имел общие проекты еще в конце девяностых, в том числе связанные с «Межтрастбанком». Именно через Сергея Владимировича «ГРАС» вышел на сочинский рынок.
Сергей Липатов был еще одной ключевой фигурой в схемах Якунина по выводу железнодорожных денег. Сергей Владимирович на тот момент возглавлял совет директоров футбольного клуба «Локомотив», одновременно являясь и председателем совета директоров главного спонсора клуба «Транстелекома». Несмотря на то, что достижения «железнодорожной» команды шли по наклонной, а финансирование клуба фактически бюджетными средствами было колоссальное. Проверить судьбы денег не представлялось возможным, так как Сергей Липатов фактически их выделял самому себе. Прокачивались же деньги по традиции через кредитные учреждения Крапивина и компании.
«ГРАС» был тоже втянут в «спортивную» коррупционную схему. К тому времени Сергей Липатов со скандалом покинул «Локомотив» и вошел в совет директоров спонсора волейбольного столичного клуба «Динамо» «Трансмашхолдинг». Сразу после этого именно «ГРАСу» было доверено строительство спорткомплекса для волейболистов под названием «Флотилия». Со временем комплекс превратился из спортивного в многофункциональный, и должен был состоять из четырех жилых комплексов в 29 этажей с офисами, со спортивно-оздоровительным корпусом, с гостиницей, бассейном и квартирами.
Через Худояна же Сергей Липатов с Крапивиным пытались добиться отмены охранного статуса знаменитой усадьбы «Архангельское». Так, Худоян арендовал через компанию ООО «Парк Архангельское» 6 гектаров усадебной земли, которую «ГРАС» уже готовился застроить. Однако арбитражный апелляционный суд Москвы признал недействительным договор об аренде леса вблизи усадьбы «Архангельское», заключенный Мослесхозом с ООО «Парк Архангельское». Позже Худоян, разругавшись с партнерами, продал свою 33-процентную долю группе А1. Но Крапивин и Липатов, не желая делать бизнес прозрачным, выкупили долю нового совладельца, заплатив за нее в два раза больше себестоимости.
Горбунцов и Майстренко
Ранее у Крапивина, Маркелова и Ушеровича случился еще один конфликт, на этот раз с одним из совладельцев «Столичного торгового банка» Германом Горбунцовым. Вип-клиенты решили закрыть счета и забрать из банка все средства – порядка 400 млн. долларов. Сам Горбунцов уверял, что его клиенты прогорели на девелоперских проектах и искали, на кого повесить долги.
Также он утверждал, что вооруженные люди, блокировав главный офис банка, силой заставили его бывшую супругу Ларису переписать на чужих людей те активы, которые числились за ней. По другой версии конфликт возник вследствие того, что Горбунцов сам присвоил часть «железнодорожных» денег, выведя их за границу через принадлежащий ему молдавский Universalbank. В итоги банкир нашел убежище в Молдавии, откуда и поведал об особенностях работы РЖД с подрядчиками.
Люди из окружения Крапивина также владели московским бизнес-центром «Вишневый сад», рыночная стоимость здания которого приблизительно равнялась 4 млрд рублей. Кроме того Андрея Крапивина связывали с девелопером «Флэт и Ко», который на 76% принадлежал кипрскому офшору, а на 24% – гендиректору Дмитрию Майстренко. Этот Майстренко в том числе владел охотничьим хозяйством «Авангард», которое ранее принадлежало одноименной текстильной фабрике из Юрьев-Польского. Именно «Флэт и Ко» продавал дома в поселке Новое Лапино, который застраивал крапивинский «Грас».
Самые крупные поставщики РЖД
Крапивин и его партнеры в начале 2010-х годов являлись самыми крупными поставщиками РЖД. Тот же Маркелов в 2010 году стал владельцем «ПКП Мобойл», после чего компания стала крупнейшим поставщиком топлива для железнодорожников. Только за 2012 год она продала топлива на 42,5 млрд. рублей. Другие организации лидеры госзаказов были связаны с самим Крапивиным-старшим.
Среди них можно выделить «Росжелдорпроект», который только за 2012 и 2013 годы суммарно провел работы для госмонополии более чем на 50 млрд рублей. Например, компания выступила генеральным проектировщиком знаменитой дороги Адлер – Красная Поляна. Были под Крапивиным и другие олимпийские инфраструктурные объекты, в том числе и благодаря липатовским связям в сочинской администрации. Одним из совладельцев «Росжелдорпроекта» был Крапивин-младший. Совместно с Маркеловым и Ободовским, он входил в совет директоров компании и владел ее 50-процентной долей. Вторая половина «Росжелдорпроекта» принадлежала РЖД. Следует отметить, что Ободовский был еще одним ключевым партнером семьи Крапивиных.
Андрей Викторович Крапивин все активней вводил своего сына в «железнодорожный» бизнес. Тот же «Росжелдорпроект» был дочерней компанией питерского института «Ленгипротранс», совет директоров которого возглавил Алексей Крапивин. Кроме того он вошел в состав совета директоров ОАО «Трансэлектромонтаж», которое Крапивин-старший выкупил у знакомого олигарха Константина Григоришина. К этому моменту его сын уже являлся генеральным директором сразу двух компаний – «Ортига Групп» и расположившейся в инновационном центре Сколково «Дивити-Инвест».
Интересы Алексея Крапивина распространялись не только на железнодорожную тематику. Он также являлся совладельцем почти трех десятков организаций, среди которых были и текстильный комбинат, яхт-клуб, бухгалтерские компании, автоцентры, поставщики отделочных материалов, интернет-стартапы. Также он стал совместно с Ушеровичем, Маркеловым и Ободовским совладельцем «Интерпрогрессбанка», еще одного важного партнера РЖД.
Офшоры
Но большая часть компаний Крапивина находилась в офшорах. Через эти коммерческие структуры финансировались различные проекты в России, в общей сложности на сотни миллионов долларов. Через данные офшоры в частности РЖД работала с крупнейшим мировым производителем поездов и самолетов шведской компанией «Бомбардье транспортейшн», которая с 1990-х годов поставляла систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950. Позже появилось совместное российско-шведское предприятие «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)», после чего производство Ebilock-950 стало переноситься в Россию.
Крапивин торговал системами Ebilock-950 через офшоры Rambo Management. В частности, когда данную систему на железных дорогах в Азербайджане устанавливала «Бомбардье транспортейшн», тендер на поставку шведского оборудования неожиданно выиграла британская компания Multiserv Overseas Limited. А вот сама Multiserv имела контракт на поставку Ebilock-950 с Крапивинским Rambo. Получалось, что шведское отделение «Бомбардье» поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две «прокладки».
Примечательно, что Multiserv Overseas Limited владела компания Multiserv Management LLP, первым директором которой выступал Юрий Ободовский. Данная схема была распространена и в России. Только в период с 2012 по 2014 год российская «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» закупила у британской Multiserv Overseas Limited оборудование Ebilock-950 на десятки миллионов евро. Офшорная схема Крапивина стала достоянием широкой аудитории после того, как были опубликованы секретные документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca одного из крупнейших в мире регистраторов офшорных фирм. А историей по поставке микропроцессоров в Азербайджан даже заинтересовалась шведская полиция.
С раскрытием «панамских архивов» всплыла информация и о других фирмах Алексея Крапивина, в частности Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., которые получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA 277 млн долларов. Средства эти были связаны с крупнейшей операцией по отмыванию денег в Восточной Европе, которой заинтересовались правоохранительные органы Молдовы, России и стран Балтии. Речь шла о выводе из России 22 млрд. долларов в период с 2011 по 2014 годы под видом исполнения незаконных судебных решений, принятых молдавскими судьями.
Кроме того, офшоры Крапивина выдавали кредиты различным кипрским структурам, в том числе для приобретения активов в России. Так, например, в 2014 году компания Gordox выдала 100.5 млн. долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. В том же году Sterema стала владелицей контрольного пакета в крупной российской строительной компании «Бамстроймеханизация», одного из главных подрядчиков крупнейшего проекта реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Работы были оценены в 177.3 млрд. рублей, что составило почти 60 % от объема всех средств, выделенных на тендеры.
Реконструкция Байкало-Амурской магистрали
Еще одним подрядчиком реконструкции БАМа и Транссиба стала созданная Крапивиным, Маркеловым, Ушеровичем и Ободовским «Группа компаний 1520». Ободовский к тому же занимал пост генерального директора данной организации. «Группа компаний 1520» выиграла конкурс на электрификацию Восточного полигона стоимостью около 28 млрд. рублей. Всего же до 2018 года планировалось выделить на реконструкцию БАМа еще 562 млрд. рублей.
Уход Якунина
В 2015 году в Швейцарии скончался Андрей Викторович Крапивин. Умер он при весьма таинственных обстоятельствах, неожиданно для всех у него случился острый отек печени – гепатомегалия. При этом вскрытия тела не проводилось. Спустя буквально несколько месяцев в отставку был отправлен Владимир Якунин, для которого смерть ключевой фигуры в выстроенных им схемах перед предстоящим аудитом госкомпании стала весьма «своевременной».
Уход «непотопляемого» железнодорожника связывали не только с принятием его сыном британского подданства и политическими амбициями самого Владимира Ивановича, но и с колоссальной растратой бюджетных средств. Новым главой Российских железных дорог стал первый заместитель министра транспорта Олег Белозеров, который и был призван провести ревизию деятельности монополиста. Как следствие под ударом оказались «Бамстроймеханизация» и «Росжелдорпроект». На замену Rрапивинской команде стал претендовать сын близкого Белозерову олигарха Аркадия Ротенберга — Игорь Ротенберг.
Началась борьба за огромную оффшорную империю покойного. Одним из главных претендентов на нее стал и Сергей Липатов. Однако Сергей Владимирович без своих покровителей и сам стал стремительно терять позиции, а спустя несколько лет попал под подозрение в хищении денежных средств из «Межтрастбанка». Другой партнер Крапивина Ушерович совместно с членом совета директоров банка «Новое время» Иваном Станкевичем был вызван на допрос в следственный комитет. По версии следствия, именно по их распоряжению четыре банка выдавали крупные суммы валюты в упаковке ФРС США полковнику ГУЭБиПК Дмитрию Захарченко. И хотя Ушерович пока что проходит в деле лишь в качестве свидетеля, он предпочел скрыться за границей и на данный момент занимается оформлением гражданства на Кипре.
Алексей Крапивин
Однако Алексей Андреевич не оставил надежды закрепиться и при новом руководстве Российских железных дорог. В его «Объединенной строительной компании 1520» был сменен генеральный директор, которым стал некто Сергей Клевакин. Примечательно, что ранее Клевакин возглавлял компанию «Форатек ЭТС», которая после смены власти РЖД стала получать подряды от железнодорожного монополиста на более крупные суммы, чем ранее. В связи с этим возникли предположения, что Алексей Крапивин нашел общий язык с новыми выгодоприобретателями. Позже возникли сообщения и о том, что группа компаний 1520, собирается купить долю в «ФСК Мостоотряде-47», строившем железную дорогу в обход Украины.
То, что Алексей Крапивин выбрал правильную стратегию, говорил тот факт, что в 2018 году в составленном российским Forbes рейтинге «Королей госзаказа» он оказался на первом месте в компании Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. По подсчетам журнала, на данный момент «ОСК 1520» и «Росжелдорпроект» располагают подрядами на общую сумму в 218 млрд рублей. Однако же фигура Крапивина может лишь номинально возглавлять пирамиду государственных заказов, а фактически в ней уже идет процесс смены бенефициаров.
Алексей Андреевич Крапивин является «достойным» продолжателем дела своего отца, который сумел выстроить целую оффшорную империю. Крапивин-старший, пользуясь своим близким знакомством с Владимиром Якуниным, проводил через свои компании и банки самые крупные подряды Российских железных дорог.
После смерти отца и смены руководства РЖД Алексей Крапивин сумел сохранить выстроенные схемы, хотя, возможно, что их бенефициарами стали уже другие люди. Тем не менее, на сегодняшний день Алексей Крапивин продолжает считаться крупнейшим подрядчиком РЖД. Это доказывает, что перемены в государственной монополии так и не привели к искоренению ее громадной коррупционной составляющей.
http://rucriminal.info/ru/material/kak-millioner-ot-fsb-uxodil
http://kompromat1.pro/articles/85485-krupnejshij_podrjadchik_rzhd