Андрей Константинович Нартов биография Кратко

Андрей Нартов: биография, личная жизнь, научные достижения изобретателя

Андрей Нартов — известный отечественный изобретатель и инженер, который жил в XVIII веке. Он был скульптором и механиком, членом Академии наук, первым на планете изобрел токарно-винторезный станок, обладавший механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес.

Биография изобретателя

Андрей Нартов родился в 1693 году. Он появился на свет в Москве. Точная дата его рождения достоверно неизвестна. Предположительно, он происходил из посадских людей.

В 1709 году Андрей Нартов начал трудиться токарем в московской школе навигационных и математических наук. Свой талант проявил уже в то время, его приметили первые лица государства. В 1712 году Андрея Константиновича Нартова даже вызвали к императору Петру I. В Петербурге после встречи с главой государства его определили в дворцовую токарню как высококвалифицированного специалиста, токаря.

Первые разработки

В этот период Андрей Нартов начинает свои первые разработки, строит сразу несколько механизированных станков, которые применяются для изготовления произведений прикладного искусства и получения барельефов методом копирования.

В 1718 году император Петр I отправляет его повышать свое образование за границу. Андрей Константинович Нартов посещает Францию, Голландию, Англию, совершенствует свое токарное мастерство, а также приобретает от зарубежных специалистов различные знания в области математики и механики, что способствует развитию его инженерной мысли.

Когда герой нашей статьи возвращается в Петербург, царь Петр поручает ему руководить собственной токарней, которую Нартов расширяет, устанавливает новые машины, которые специально для этого привозят из Западной Европы. Между токарем и императором, на удивление, были близкие отношения. Прямо в токарне, которая находилась рядом с покоями императора, Петр часто устраивал свой кабинет.

В 1724 году Андрей Нартов, биография которого рассматривается в этой статье, представил императору собственный проект академии художеств, который очень понравился главе государства, но реализовать его не успели.

После смерти Петра

Петр I умер в 1725 году. После этого Нартова практически сразу отстранили от двора, его таланты стали никому не нужны.

В 1726 году его направили на монетный двор, обратно в Москву. Учреждение в то время находилось в запущенном состоянии, не было даже самого элементарного и необходимого оборудования. Нартову удалось в кратчайшие сроки наладить выпуск новых монет, а в 1733 году здесь был создан механизм для подъема Царь-колокола.

Триумфальный столп

После смерти Петра I именно Нартову поручили сделать триумфальный столп, на котором были бы изображены все военные успехи императора. Но окончить эту работу он так и не успел.

Когда в академию наук сдали все токарные принадлежности, а также неоконченный триумфальный столп, начальник академии барон Корф вызвал Нартова из Москвы обратно в Петербург, потому что считал, что только он может завершить реализацию этого проекта. В 1735 году Нартов прибыл в город на Неве, начал руководить слесарями, а также учениками механического и токарного дела.

Изобретения инженера

Среди изобретений Андрея Константиновича Нартова особое место занимает токарно-винторезный станок, конструкция которого была еще неизвестна никому на планете. Нартов разработал этот проект еще при жизни Петра в 1717 году. Однако изначально ему уделили недостаточно внимания, а со временем про это изобретение и вовсе забыли. В результате подобный станок практически заново изобрел британский ученый Генри Модсли в 1800 году.

При этом герой нашей статьи не отчаивался, все время представлял новые разработки, выбивал деньги на реализацию своих проектов, хоть это и было непросто. В 1742 году он даже обратился с жалобой к императрице Елизавете на советника академии Ивана Шумахера, с которым у него возникли финансовые разногласия. В итоге Нартов добился начала следствия, а место советника занял сам.

Советник академии наук

Стоит при этом отметить, что результаты работы Нартова на этом посту оказались весьма неоднозначными. Он стремился улучшить финансовое состояние академии и навести порядок в делах, но при этом не сумел найти общего языка с академиками. Из-за этого оставался в этой должности только полтора года.

Как отмечали многие члены академии того времени, Нартов ничего не знал, кроме токарного дела, не владел иностранными языками, проявляя себя в качестве самовластного администратора. Например, он приказал опечатать архив в канцелярии, в котором хранилась вся переписка академиков, с самими академиками общался грубо. Закончилось все тем, что все академики, во главе с Ломоносовым, стали требовать вернуть Шумахера. Так и случилось в 1744 году, а Нартов сконцентрировался на пушечно-артиллерийском деле.

Артиллерийское ведомство

Изобретения Андрея Константиновича Нартова в Артиллерийском ведомстве в первую очередь были связаны с созданием новых станков и оригинальных запалов. Также он разработал новый способ отливки пушек, самобытный оптический прицел.

Значение его работы было настолько велико, что в 1746 году даже был издан указ о награждении его 5000 рублей за новейшие артиллерийские изобретения. В 1754 году его произвели в чин статского советника, отписав несколько деревень, расположенных в Новгородском уезде.

Нартов умер в Петербурге в 1756 году, ему было 63 года. После его смерти выяснилось, что у изобретателя огромные долги, так как он вкладывал в свои научные и технические опыты много личных сбережений, часто из-за этого залезал в долги. Его похоронили на восьмой линии Васильевского острова.

Работы Нартова

Нартов известен также как писатель. В частности, напечатанные в 1885 году анекдоты и рассказы о Петре I были преимущественно позаимствованы из его записок. При этом многие исследователи отмечают, что в этих записках он часто преувеличивал свою роль и значение, зато они ценны тем, что практически дословно передают речи императора.

По предположению исследователя истории русской литературы Леонида Майкова, который напечатал «Рассказы Нартова о Петре Великом» в 1895 году, в действительности их написал не Андрей Константинович, а его сын Андрей Андреевич Нартов, который родился в 1796 году, знал обо всем только по рассказам отца. Майков сопроводил это издание собственными критическими замечаниями, оценил степень достоверности каждого сообщения.

Также известно, что в 1755 году герой нашей статьи закончил трудиться над рукописью под названием «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин». Это настоящая энциклопедия станкостроения, собравшая практически все, что было известно об этой отрасли в то время. Эта книга сыграла огромную роль в развитии отечественной техники и науке. Нартов стремился напечатать эту книгу большим тиражом, чтобы она была доступна всем и каждому. В первую очередь начинающим механикам, токарям и конструкторам. В ней содержались тщательные и скрупулезные описания 34 оригинальных токарных и других станков. Нартов приводил самые подробные чертежи и сопроводительные разъяснения, составлял кинематические схемы, делал пояснения, описывал в мельчайших подробностях все инструменты и приспособления, которые могли понадобиться при сборке такого станка.

Также героем нашей статьи разработано подробное теоретические введение, которое касалось многих принципиальных вопросов практики и теории сочетания. В нем он формулировал необходимость и важность построения моделей станков, которые необходимо делать заранее, прежде чем запускать в производство полноценные станки.

Свой труд Нартов закончил незадолго до своей кончины. Его рукописи собирал уже его сын, который и приготовил сборник, чтобы представить Екатерине II. Рукопись была передана в библиотеку при дворе, но дальнейшего хода не получила. Бесценный теоретический труд Нартова пролежал в неведении двести лет, его старания оказались напрасны. Важный промышленный прорыв, который Россия могла бы осуществить, основываясь на его трудах, так и не был совершен.

Сын Нартова стал писателем и переводчиком, одним из основателей Вольного экономического общества.

Нартов Андрей Константинович

Андрей Нартов родился 7 апреля 1693 года в городе Москва. С 1709 года работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук. В 1712 году Петр I вызвал его в Петербург, где определил, как высококвалифицированного токаря, в собственную дворцовую «токарню».

В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства. В 1717 году разработал конструкцию и создал первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. Около 1718 года царь послал ученого в путешествие в Европу для совершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике». По возвращении из-за границы поручил ему заведовать своей токарней, которую тот вскоре расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы.

Андрей Нартов занимался не только усовершенствованием станков и токарным делом, но и более широким кругом технических вопросов. В частности, Петр поручил ему «придумать механические способы, как бы легче и прямее колоть камень» для Кронштадтского канала, а также «каким образом отворять и запирать слюзные ворота на этом канале». В 1722 году построил станок для сверления фонтанных труб, прокладываемых в Петродворце. В 1723 году закончил изготовление еще двух станков. Также занимался подготовкой механиков и токарей. В 1724 году представил проект учреждения Академии художеств.

После смерти Петра I Андрей Константинович отстранен от двора. В 1726 году именным указом направлен в Москву на московский монетный двор, который в то время находился в чрезвычайно запущенном состоянии и где отсутствовало элементарное оборудование. Механику удалось наладить технику монетного дела. В 1733 году создал механизм для подъема Царь-колокола.

Также Нартову поручено было сделать «триумфальный столп» в честь императора с изображением всех его «баталий». В 1735 году вызван из Москвы в Петербург в академию «к токарным станкам», для заведования учениками токарного и механического дела и слесарями. В 1744 году перешел в Артиллерийское ведомство и сосредоточил свою деятельность «на пушечно-артиллерийском деле». Создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек, заделки раковин в канале орудия.

Андрей Нартов изобрел оригинальный оптический прицел. Значение изобретений оказалось столь велико, что 2 мая 1746 года издан указ о его награждении за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде. В 1754 года произведен в генеральский чин статского советника.

В 1755 году Нартов завершил работу над рукописью «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин» — своеобразной энциклопедией станкостроения, медальерного и токарного искусства первой половины XVIII века.

Андрей Константинович Нартов скончался 27 апреля 1756 года в возрасте шестидесяти трех лет. Похоронен в ограде церкви Благовещения. В настоящее время его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.

В кино

«Михайло Ломоносов» (1986). В роли Нартова — Сергей Плотников

«Пётр Первый. Завещание» (2011). В роли Нартова — Ефим Каменецкий

А.К. Нартов — творец технического прогресса в России первой половины XVIII века

В ряду выдающихся представителей русской технической мысли и прикладной науки первой половины XVIII века особое место занимает Андрей Константинович Нартов, проводивший успешную новаторскую работу над созданием новых токарных станков, а также прославившийся изобретениями в области артиллерии, монетного производства и медальерного искусства.

Портрет А. К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 2021 году исполняется 265 лет со дня смерти талантливого изобретателя. Технические новации XIX–XXI веков — паровая машина, электрогенератор, самолет, телевидение, компьютер — без изобретения А. К. Нартова не смогли бы осуществиться, так как не было бы точных металлорежущих станков.

Личный токарь Петра I

В отечественной историографии биография А. К. Нартова, как одного из крупных деятелей русской культуры первой половины XVIII века, получила определенное освещение в литературе [1]. Особый интерес представляют заграничная переписка А. К. Нартова с Петром I, где представлены итоги пребывания А. К. Нартова в европейских странах, а также собственноручно написанная им биография [5].

Андрей Константинович родился в Москве 28 марта 1693 года. Вероятнее всего, Нартов принадлежал к посадскому сословию [4]. Первая веха творческой биографии Нартова приходится на 1705–1712 годы и связана с периодом его обучения в Навигацкой школе в Москве. В 1705 году в возрасте двенадцати лет уже работал токарем (рабочим по обработке резанием вращающихся заготовок металла) в мастерской при московской школе математических и навигационных наук — первом техническом учебном заведении в России. Навигационная школа не была замкнутым учебным заведением, в нее принимались школяры из всех сословий. Эти благоприятные обстоятельства дали возможность такому талантливому и жаждущему знаний юноше, как Нартову, получить начальные знания.

Эта школа была основана Петром I, последний часто навещал математико-навигацкую школу, в токарной мастерской которой для него изготовлялись станки, где он нередко и сам работал. Своим мастерством, увлеченностью и преданностью своему делу Нартов удивлял не только мастеров-токарей, но и привлек внимание самого царя Петра I, который ценил в людях стремление к знаниям. В 1712 году Петр I вызвал Андрея Нартова в Петербург, где определил его в собственную «токарню». В начале XVIII века увлечение токарным искусством было модным среди дворянства, безусловно, токарное ремесло имело и практическое значение. Это был один из основных путей распространения передовой техники. Вместе с токарным искусством распространялись связанные с ним ремесленные навыки и технические знания.

Андрей Константинович Нартов, середина XVIII века. Неизвестный художник, Государственный исторический музей, Москва

Нартов попал в среду первоклассных токарных «художников». Руководил придворной мастерской знаменитый Франц Зингер, по происхождению немец из Гамбурга. Благодаря своему таланту А. К. Нартов долгое время работал в царской токарной мастерской. Многие дела Петр I решал за токарным станком в присутствии Нартова. Нартов стал личным токарем царя, готовившим ему работу за токарным станком, общение Петра и Нартова сделалось почти повседневным. Вообще, Нартову везло в жизни в отношении общения с незаурядными людьми: в юности — Л. Ф. Магницкий, русский математик, автор первого в России учебного пособия по математике, затем Петр I, в заграничной командировке он проходил обучение у Пьера Вариньона, выдающего французского математика и механика. Это общение оставило неизгладимые следы в характере и развитии такого восприимчивого и талантливого человека, каким был Андрей Нартов.

Командировка в Европу

К 1718 году относится большое событие в жизни Нартова — он получил длительную заграничную командировку. Основной задачей было получение новейших достижений машиностроения в Англии и Франции. Он должен был прежде всего собрать материалы о токарных станках и других машинах, закупать машины и их чертежи, инструменты и техническую литературу, приглашать на службу новых мастеров.

Андрей Нартов отправился из Петербурга в Берлин. Здесь он обучал токарному искусству немецкого короля Фридриха Вильгельма I. Он привез из Петербурга токарный станок, после осмотра которого немецкий король признал, что «у нас в Берлине такой машины нет» [4].

Затем Нартов побывал в Голландии, в Англии и во Франции. В Англии Нартов прожил около девяти месяцев. Оказалось, что токарные мастера, как замечает сам Нартов, не превосходят русских, а машиностроители не могут изготовить станков, чертежи которых Нартов привез с собой. Но в других областях техники — в изготовлении точных приборов, инструментов кораблестроения, судостроения, монетном производстве — в Англии Нартов увидел машины, неизвестные в России. К ним относилась особая конструкция токарно-винторезного станка, зуборезно-фрезерный станок, особые конструкции прокатных вальцов и прессов для обработки металлов [4]. Нартов приобретал в Англии техническую литературу и для себя лично (Нартов владел английским языком), иногда и за счет экономии в пище.

Итоги пребывания Нартова в Англии суммированы им самим в письме к Петру I от 20 марта 1719 года. Письмо является прекрасным образцом делового письма, факты излагаются ясно и просто, что отличает его от штампов, принятых в челобитных. Отрывок из письма:

«…При сем вашему царскому величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи машинам, которые ваше царское величество приказал здесь зделать, я мастерам казал и оные зделать по ним не могут… Я многие вещи здесь нашел, которых в России ныне не находится… Я ныне вашему царскому величеству объявляю, что я здесь присмотрел:

1. Машину, которая нарезовает лехким способом железые шурупы для монетных дел.
2. Машину, которая тянет свинец и надлежит ко адмиралтейству…» [3].

18 октября 1718 года Нартов приехал в Париж. Здесь он знакомился с производством, посещал монетные дворы, мануфактуры, проходил обучение при Академии наук под руководством математика Вариньона и астронома де Лафая.

Фрагмент из книги Ф. Н. Загорского «Андрей Константинович Нартов. 1693–1756», 1969 год

Зарубежные поездки А. К. Нартова в Пруссию, Францию и Англию, устроенные по инициативе Петра I, в частности встречи с передовыми людьми, обогатили его новейшими знаниями в области технических наук и познакомили с достижениями европейской технической мысли. После возвращения в Россию он широко применял опыт европейских стран в своей творческой деятельности.

Уникальные изобретения

В 1718 году Нартов изобрел уникальный, единственный на тот период станок с суппортом для вытачивания сложнейших рисунков «роз» на выпуклых поверхностях. До изобретения Нартова при работе на станке резец зажимали в специальную поддержку, которая передвигалась вручную, или же мастер держал резец в руке [4]. И качество изделия целиком зависело от руки токаря. Нартов изобрел механизированный суппорт, принцип действия которого не изменился и до сегодняшнего дня. Суппорт (от английского и французского support, от позднелатинского supporto — поддерживаю) — узел, предназначенный для крепления и ручного либо автоматического перемещения инструмента. Например, в автомобиле суппорт предназначен для крепления тормозных колодок.

Заведующий царскими мастерскими

Когда Нартов в 1720 году вернулся из заграничной поездки, Петр I назначил его заведующим царскими токарными мастерскими. В этих мастерских Нартов за короткий срок создал целую группу новых оригинальных станков. На 1725–1750-е годы пришелся период наиболее результативной и плодотворной работы А. К. Нартова, так как именно в этот период созданы наиболее значительные его изобретения: станок для сверления пушек 1738 г., скорострельная мортирная батарея 1741 г., усовершенствование новых способов отливки пушек и заделки раковин в каналах стволов орудий, токарно-копировальные станки и другие механизмы.

Токарно-копировальный станок, построенный А. К. Нартовым в 1718–1729 годах

Долгое время считалось, что только в конце XVIII века англичанин Генри Модсли первым изобрел суппорт, но на самом деле это право принадлежит Нартову. В Национальном хранилище искусств и ремесел в Париже стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. В Эрмитаже есть целая группа металлообрабатывающих станков, созданных Нартовым в первой четверти XVIII века.

Андрей Нартов создал разнообразные станки с суппортами, заменяющими человеческую руку, что позволяет автоматически выполнять сложные и тонкие операции по обработке металла, которые высоко превосходят работу, проделанную резцом в руках человека.

Токарно-копировальный станок А. К. Нартова, 1721 год. Государственный Эрмитаж

Гений А. К. Нартова как исследователя и писателя проявился в написанном им произведении «Театрум махинарум или Ясное зрелище махин», представлявшем собой рукописную книгу в парчовом переплете с золотым обрезом формата 528×363 мм. В ней 104 листа, из них 24 заполнены текстом, остальные — таблицы: рисунки станков, инструментов и вытачиваемых из них художественных изделий [2]. В книге подробно и профессионально дано описание копировально-токарных, токарных, винторезных, зуборезных, сверлильных станков и прессов, с высокой точностью выполнены иллюстрации. А. К. Нартов разработал целую систему теоретических положений и практических решений для проектирования и строительства машин.

Фрагменты рукописи «Театрум махинарум» А. К. Нартова были опубликованы В. В. Данилевским в 1957 году

Будучи талантливым художником, Андрей Константинович на своих станках создавал красивые бокалы, вазы, светильники, настенные и настольные предметы интерьера. Незначительная часть их сохранилась в Эрмитаже, но большая часть произведений токарно-прикладного искусства, созданных Нартовым, утрачено. В 1723 году А. К. Нартов приходит к мысли, что в России необходимо создать особую «Академию разных художеств». Проект Академии он представил Петру I в 1724 году. [4].

К «художествам» относились все прикладные знания из области механики, архитектуры, строительного дела, гравирование, ваяние, живопись, ремесла. По замыслу А. К. Нартова, задуманная им Академия художеств должна была стать центром технических знаний и готовить специалистов в этих областях.

Перемены после смерти Петра 1

А. К. Нартов тщательно продумал процесс образования, какие звания должны присуждаться, каким должно быть помещение. Петр I лично рассмотрел проект и дополнил перечень специальностей, даже поручил разработать проект здания Академии художеств. Однако смерть Петра I остановила реализацию этой идеи. Позже, в 1737 и 1746 годах, Нартов вновь поднял перед Сенатом вопрос о создании Академии художеств, но никаких результатов это не принесло.

В 1724–1725 годах Нартов был на вершине своего успеха. Петр I собственноручно наградил его золотой медалью с изображением правителя. В 1724 году после двух дочерей у Нартова родился наследник, сын Степан, крестным стал сам император. Но в январе 1725 года жизнь А. К. Нартова резко изменилась, умер Петр I.

В правление Екатерины I Александр Меншиков стал решающей фигурой в государстве. «Личный токарь» Петра I, А. К. Нартов, знал слишком много тайн двора, о Меншикове в особенности. Однажды у него произошла стычка с Александром Меншиковым, после чего А. К. Нартов был вынужден покинуть царский дворец.

Изображение Дербентской стены на медном чеканном барельефе работы A. К. Нартова в память о Петре I, Государственный Эрмитаж

В 1726 году он был направлен в Москву, в Московский монетный двор, который находился в то время в крайне бедственном положении. Отсутствовало самое элементарное оборудование. Нартову пришлось налаживать технику монетного дела. Выяснилось, что даже весы для взвешивания металла были в непригодном состоянии, и ему пришлось создавать новые весы. Он изобрел и ввел в производство оригинальные гуртильные станки («гурт» — ребро монеты) и другие монетные станки. А. К. Нартов стал основоположником важнейшей для государства науки об измерениях — метрологии, тесно связанной с монетным производством. Он впервые в России создал и упорядочил образцовые меры длины и веса. В 1735 году он вернулся в Санкт-Петербург, где работал в Артиллерийском ведомстве и в Петербургской академии наук. Спроектированная и созданная им Катальная гора — одна из главных достопримечательностей резиденции императрицы Елизаветы Петровны — не имела аналогов в мире.

Неугасающий интерес, осознание важности своего дела способствовали тому, что А. К. Нартов притягивал к себе единомышленников — учеников и последователей. Непосредственно у него обучалось 29 учеников [1]. А. К. Нартов подготовил большую группу специалистов для секретных артиллерийско-технических работ. После смерти А. К. Нартова его ученики работали в арсеналах Петербурга, Москвы, Выборга, Риги. Младший сын А. А. Нартов продолжил работу по внедрению артиллерийской техники отца как офицер-артиллерист. А. К. Нартов как учитель ставил высокие требования к своим ученикам. Самым талантливым и восприимчивым учеником А. К. Нартова стал его сын Андрей Андреевич Нартов, который впоследствии заявил себя эффективным руководителем ряда центральных органов промышленности, был выдающимся деятелем русской культуры второй половины XVIII века.

Андрей Андреевич Нартов (1737–1813), начало XIX века. Гравюра с прижизненного портрета

Он занимал высокие посты президента Берг-коллегии, директора Горного училища, президента Вольного экономического общества, почетного члена Академии художеств, Шведской академии наук и т.д. Исследователь, чиновник, поэт, писатель, инженер, Андрей Андреевич Нартов сделал потрясающую карьеру и достойно продолжил дело своего отца.

Скончался Андрей Константинович Нартов 16 апреля 1756 года в Петербурге в чине статского советника. Его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.

Вместо заключения

На формирование личности А. К. Нартова повлияли благоприятные исторические условия, связанные с начавшимися преобразованиями Петра I, и его врожденные способности, постоянное стремление учиться и овладевать новейшими достижениями отечественной и европейской научно-технической мысли, вопреки многочисленным житейским преградам. Неоценим его вклад в развитие отечественного и мирового станкостроения, медальерного искусства, монетного производства, артиллерии, а также в подготовку технических специалистов, продолжавших его начиная. Творческая биография А. К. Нартова заслуживает внимания в научных, образовательных и воспитательных целях.

Литература:

[1]. В. Н. Балканова: А.К. Нартов в отечественной историографии/Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2001. — Вып. 11.— С. 10–15.
[2]. А. Н. Евграфов, П. А. Андриенко: Вклад ученых Санкт-Петербурга XVIII–XIX веков в развитие теории механизмов и машин/Научно-технические ведомости СПбГПУ. № 4. 2016.
[3]. Ф. Н. Загорский: Андрей Константинович Нартов 1693–1756. Ленинград: Наука, 1969. 166 с.
[4]. С. В. Истомин: Самые знаменитые изобретатели России. Москва: Вече. 2002.
[5]. Материалы этой переписки частично опубликованы исследователем Ф. Н. Загорским. Он же впервые опубликовал текст автобиографии А. К. Нартова, написанный им в 1754 году для подачи в Герольдмейстерскую контору Сената.


источники:

http://rus.team/people/nartov-andrej-konstantinovich

http://ruvera.ru/articles/ak_nartov