Андрей Карелин Фотограф биография

Фотохудожник Андрей Карелин из Нижнего Новгорода

Фотохудожник Андрей Карелин из Нижнего Новгорода

В нижегородском Русском музее фотографии открылась выставка «Нижегородская знаменитость», посвященная 180-летию фотохудожника Андрея Карелина. На ней представлены только портретные работы мастера. Это не случайно — его моделями становились люди, получившие мировую известность. Впрочем, и сам Андрей Осипович был признан на мировом уровне. Только вот нижегородцы порой об этом даже не догадываются.

Из академии художеств в фотосалон

Андрей Осипович Карелин (1837-1906 гг.) фигура неоднозначная и многое в его удивительной судьбе неизвестно широкой публике. Между тем он был выпускником Петербургской Академии художеств, в 1864 году получил звание свободного художника. Уже тогда Карелин увлекся новым видом «технического творчества», который и прославил его в дальнейшем.

В 1866 году Карелин приезжает в Нижний Новгород, в 1869-ом открывает мастерскую «Фотография и живопись», где желающие могли заказать живописные и фотографические портреты. При этом он снимал очень много жанровых сцен, фотографировал Нижний Новгород, этапы строительства павильонов XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, и, главное – много экспериментировал с техникой фотосъемки.

Он ощущал себя именно фотохудожником и стремился продвинуть фотографию и приблизить ее к живописи. Поэтому существуют работы, и одна из них есть на выставке, созданные в технике расписанной акварелью фотографии.

Известен факт, что к созданию фотоальбома о Нижнем Новгороде Карелин привлек знаменитого художника Ивана Шишкина, с которым был хорошо знаком по Академии художеств. Тот поначалу не хотел браться за это, а потом с удовольствием расписывал фото.

Широко известные фото в жанрах постановочной и натурной съемки неоднократно экспонировались в залах музея. А вот его портретные работы, связанные со знаменитостями, собраны воедино впервые.

«Мне захотелось донести до людей, насколько это значимая фигура, — рассказала директор Русского музея фотографии Вера Тарасова, — поэтому задача была не столько показать художественность его фотографий, сколько рассказать, среди каких людей он жил, с кем общался, кто приезжал к нему в салон».

В экспозицию вошли и подлинные работы художника и фотографии его самого и семьи. Истории создания некоторых портретов уникальны.

Что ни портрет, то знаменитость

На фотографиях — Великий князь Алексей Александрович, митрополит Назарий (Кириллов), Альфред герцог Эдинбургский, химик Дмитрий Менделеев, живописцы Валерий Якоби, Константин Маковский, Владимир Верещагин, Иван Шишкин, писатели Владимир Короленко и Максим Горький, коллекционер и создатель Щукинского музея Петр Щукин, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль, промышленник Демидов и другие.

История с фото герцога Эдинбурского может проиллюстрировать то, что Карелин был настоящим новатором в области усовершенствования фотографии. Герцог был фотолюбителем и во время визита в Нижний Новгород захотел побывать у известного уже тогда фотохудожника.

Девушки с альбомами. Нижний Новгород, А. Карелин, 1876 год

«15 августа 1875 года герцог побывал также у известного нижегородского фотографа Настюкова, — рассказывает Вера Тарасова. – Там тоже сделан его портрет. И сравнивая их, можно понять, насколько Карелин далеко для своего времени продвинулся в мастерстве. На настюковском портрете герцог стоит в одной плоскости, там нет никакой перспективы. У Карелина он сидит положив ногу на ногу, откинувшись в кресле.

При том уровне техники на переднем плане должны были получиться длинные ноги, большие колени и маленькая голова. Без искажения передать глубину фотографы тогда не могли. Герцог знал об этом и был поражен, когда получил гармоничный соразмерный снимок!».

Художник и новатор

Кроме того, что Карелин был замечательным художником, он изучал физику, оптику. Именно он впервые в Европе применил в фотосъемке добавочные линзы.

В 1876 году ему присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». Его усилия были вознаграждены и на европейском уровне. Достаточно сказать, что после участия в нескольких международных выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге в 1878 его приняли в члены Французской национальной Академии искусств.

По словам современников на Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге он буквально «затмил работы всех знаменитых иностранцев и, по единогласному решению жюри, получил высшую награду — золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность».

В 1882 году на XIV Всероссийской выставке, которая проходила в Москве, один из разделов был отдан фотографии, поскольку она была еще новинкой. Андрей Осипович представил там свои работы. В журнале «Фотограф-любитель» писали: «Всякий старается обратить особенное внимание на нашу русскую знаменитость, нижегородского А.О. Карелина… Карелин проложил новый путь художественной фотографии — сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми».

«Я поведу тебя в музей»…

Посещение выставки в Русском музее фотографии не стоит ограничивать только просмотром выставки. Сам по себе музей уникален. Он расположен в доме, где работали и жили и основоположник художественной фотографии Андрей Карелин, и его последователь, тоже знаменитый фотограф, основатель публицистической фотографии Максим Дмитриев.

Здесь можно проследить историю совершенствования фототехники, от огромной выездной камеры Дмитриева, до миниатюрных камер размером со спичечный коробок. Возможно эта дмитриевская камера, весом более ста килограммов, сопровождала фотографа в его путешествиях по Волге. За десять лет он отснял всю великую реку от истоков до устья.

Вам расскажут историю знаменитого карелинского стеклянного павильона, где он снимал свои знаменитые портреты и жанровые сцены, используя солнечное освещение. К слову, решение городских властей передать помещение павильона музею и восстановить его, о котором громко говорили пару лет назад, так пока и не воплощено в жизнь. +

Это могло бы стать еще одной точкой притяжения для туристов на перекрестки улиц Большая Покровская и Пискунова…

А выставка будет работать до 6 февраля.

Краткая биография фотохудожника

Андрей Осипович Карелин родился 4 (16) июля 1837 года в Солдатской слободе (ныне село Селезни) Тамбовской губернии, был внебрачным сыном государственной крестьянки Татьяны Ивановны Карелиной. В 1847 г. отправился в Тамбов в мастерскую иконописи.

В 1857 г. поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, где начал заниматься фотографией. В 1863 г. Карелин получил две малые серебряные медали Академии художеств «За успех в рисовании». В 1864 г. завершил учебу, был удостоен звания свободного неклассного художника.

Китайские ярмарочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. А. О. Карелин, И. И. Шишкин

В 1865 году с первой женой Евгенией Никитичной Макаренко и детьми Людмилой и Аполлоном А.О. Карелин переехал из Санкт-Петербурга в Кострому. Здесь занимался портретной и церковной живописью, работал в фотомастерской М.П. Настюкова. В 1866 году при родах умирает жена, оставив сына Андрея. Вскоре Карелин с тремя детьми и второй женой Ольгой Григорьевной, урождённой Лермонтовой (родственницей М. Ю. Лермонтова), переехал в Нижний Новгород. В 1892 году Карелины проживали на Муковской улице в доме Губина. В Нижнем Новгороде у них родилось трое детей: Ольга, Татьяна, Рафаил.

В Нижнем Новгороде Карелин открыл свою рисовальную школу и преподавал в ней до 1905 г. В 1869 г. открыл собственную фотомастерскую «Фотография и живопись». В 1870 г. вместе с живописцем И. И. Шишкиным А.О. Карелин выпустил альбом «Нижний Новгород». На Нижегородской ярмарке фотохудожник открыл свой павильон, постоянно работал в нем.

Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород,1896

В 1873 году А.О. Карелин принял участие в VI Всемирной выставке художественной фотографии в Вене. В 1876 году за портреты и этюдные фотографии с натуры на выставке французского фотографического общества в Париже был награждён Большой серебряной медалью, а также бронзовой медалью на Всемирной международной выставке в Филадельфии.

В 1878 году А.О. Карелина приняли в члены Французской национальной академии искусств. Он был награждён дипломом Французского фотографического общества и золотой медалью на VIII Всемирной выставке в Париже.

В 1879 году император Александр III пожаловал мастера золотой медалью на Станиславской ленте «за полезное участие в Парижской Всемирной выставке». Он был также награждён почётным дипломом Национальной Академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции.

В 1886 году Карелин выпустил фотоальбом «Виды Нижнего Новгорода». В 1887 году возле Юрьевца он сумел сделать серию фотографий полного солнечного затмения. В 1898 году изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью «волшебных фонарей».


Варварская улица. Нижний Новгород. 1870-е гг.

Карелин был избран членом большого числа различных обществ: от Нижегородского общества любителей художеств до Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Андрей Осипович Карелин скончался 12 августа 1906 года и был похоронен на кладбище Крестовоздвиженского женского монастыря. Позднее прах А. О. Карелина был перенесен на Бугровское кладбище.

Андрей Осипович Карелин.
Нижегородский светописец

Первым русским фотохудожником, ярко проявившим себя в области жанра, был Андрей Осипович Карелин Придя в фотографию от живописи, он проявил свежее восприятие натуры и внес в исполнение богатое разнообразие творческих приемов. Карелин удивительно тонко умел придавать инсценированным сюжетам жизненную правдивость.

Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии в семье крестьянина, в десять лет был отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Именно там он приобщается к искусству фотографии, кропотливо и настойчиво изучает тонкости фотографической науки. В те времена воплощать свои идеи и образы лишь с ее помощью было довольно сложно из-за весьма несовершенной техники. Однако тайна волшебного искусства привлекала мастеров живописи.

В 1866 году Карелин приезжает в Нижний Новгород, где три года спустя открывает мастерскую «Фотография и живопись». Все желающие могли заказать здесь живописные и фотографические портреты. Художник изучает физику, оптику, приемы освещения. В 1873 году он переводит свою мастерскую в дом В. Н. Николаевой. На улице Осыпной по специальному проекту строится фотопавильон.

Великолепный мастер композиции и света, Андрей Осипович создавал чудесные художественные снимки, которые обладали особой мягкостью, пластичностью, объемностью. Его изящные комнатные группы и жанровые сценки приводили всех в восхищение. «Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией», — писал библиограф, историк литературы, археограф, палеограф, член-корреспондент АН В. И. Срезневский.

В годах XIX века Андрей Осипович участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге; его работы награждаются самыми престижными премиями. Изучив связь между фокусным расстоянием, степенью диафрагмирования и глубиной резкости, Карелин получает необходимую четкость изображения и нужную резкость во всех планах. Впервые в Европе он применяет добавочные линзы.

«Со стороны технической Карелин достиг высокой степени совершенства и при тех скудных средствах, которые в то время были в распоряжении фотографа, с мокроколлодионным, чрезвычайно малочувствительным способом и объективами с весьма малою глубиною фокуса. ».

С. М. Прокудин-Горский, журнал «Фотограф-любитель», 1906 год

Сохранились воспоминания В. И. Немировича-Данченко о снимке принца Альфреда, герцога Эдинбургского, выполненного А. Карелиным 15 августа 1875 года на балконе Главного ярмарочного дома. Принц Альфред путешествовал по Волге. Он сам был фотографом-любителем и много слышал о мастерстве Карелина, однако недоверчиво относился к рассказам о его изобретении. Конечно же, принц посетил фотосалон нижегородской знаменитости, но, фотографируясь, намеренно сел так, что при съемке любым фотоаппаратом его фигура вышла бы искаженной, непропорциональной. Ноги получились бы громадными, так как находились на переднем плане; находящиеся на второй плоскости руки были бы значительно крупнее его лица, расположенного в третьей плоскости. Как же был удивлен герцог, когда он получил «. художественный портрет с полной соразмерностью всех деталей. »! В конце годов XIX века при съемке портретов и портретных групп фотографы еще не достигали такого совершенства на столь большом пространстве — до 7 метров в глубину.

В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». По словам современников, на Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге он буквально затмил всех знаменитых иностранцев и по единогласному решению жюри получил высшую награду — золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность». В 1878 году мастера принимают в члены Французской национальной Академии искусств. Имя Карелина получает всемирную известность. В 70–80-е годы выходит несколько выпусков его художественного альбома «Фотографии с натуры».

В 1880 году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применениям. В состав этого отдела входили тогда самые известные российские ученые и фотографы: Е. П. Вишняков, П. И. Деньер, Л. С. Левицкий, В. А. Каррик, Д. И. Менделеев, В. И. Якоби, граф Ностиц. На заседаниях общества они рассматривали вопросы развития фотографии и фотопромышленности в России и часто приглашали на них Андрея Осиповича как одного из лучших знатоков фотографического дела.

В ежемесячном журнале «Фотограф», целью которого было знакомить фотомастеров самых отдаленных уголков России «со всеми усовершенствованиями в области фотографии, ее применением и способствовать ее успехам в России», публиковал свои статьи и Карелин. Для повышения уровня фотографов V отдел организовывал специальные курсы и фотовыставки, чтобы начинающие фотографы могли увидеть работы мастеров и поучиться у них. Например, на ХV Всероссийской выставке 1882 года в Москве всю правую сторону громадного здания занимали литография, хромолитография, типография, фотолитография, фототипия, фотогравюра, гелиография и, наконец, фотография.

Овладев к тому времени фотографической техникой в совершенстве, А. О. Карелин представил зрителям ряд своих совершенно новых работ. В них мастер отступил от прежних приемов, придавая изображениям художественную мягкость контуров, как будто сдваивая их. Он заявлял, что фотография, снятая общеупотребительным способом, — неверна и уродлива. Как живописец Карелин стремился приблизить свои фотографические работы к произведениям лучших художников. Он старался передать предметы так, как мы их видим, уходя при этом от резкости, жесткого контраста, стремясь к пластичности изображения. Для достижения этой цели мастер применял принцип работы стереоскопа, то есть «сливал» два изображения в одно; при этом Карелин использовал способ копирования с двух негативов, придуманный петербургским фотографом-портретистом А. И .Деньером. Но Деньер делал подобные портреты только малого формата и считал, что художественный эффект достижим лишь при употреблении негативов коллодионных, но не желатинных; к тому же своего способа он не опубликовывал.

Карелин опровергает утверждение Деньера, делает высокохудожественные снимки большого формата и обнародует способ изготовления «при снимании на коллодии и при употреблении сухих пластинок», подробно рассказывая о применяемом им способе печатания: «. при снимании на коллодии последний должен быть вдвое жиже обыкновенного. Проявление обеих пластинок надобно вести так, чтобы сумма силы обоих негативов была равна силе одного обыкновенного негатива, причем лучше, если один из этих негативов слабее другого. При употреблении сухих пластинок проявление ведется так, чтобы соотношение уменьшенной силы каждого негатива было таким же, как при коллодии. Оба высушенных негатива налагаются один на другой так, чтобы более сильный пленкою лежал наружу, а более слабый находился пленкою на стекле первого. Затем негативы защемляют щипчиками и склеивают по углам бумажками. В таком двойном негативе нижний, сильнейший заменяет глаз более зоркий или отчетливее видящий, между тем как верхний, более слабый, копирует без резких границ, смягчает контуры. Для получения хорошего отпечатка с двойного негатива при копировании, — отмечает Карелин, — важно положение рамки относительно источника света, потому что при его неправильности мягкость может быть преувеличена и доведена до двоения контуров. Если появляется художественная потребность в спокойном тоне изображения некоторых предметов, то она удовлетворяется легко — процарапыванием».

Процесс этот был крайне сложным. Ученик Карелина Ф. А. Фомин вспоминал: «Делать в мягкой тональности снимки крупного размера Андрею Осиповичу стоило большого труда и терпения, а также умения занимать модель разговорами во время двойной фотосъемки, между которыми происходила замена одной кассеты с отснятой пластинкой на неотснятую. Тогда он эту процедуру старался производить как можно тише и не торопясь, так как иначе могло произойти изменение положения либо камеры, либо одного из снимаемых. Малейшее шевеление — и пропадал большой труд».

«На Осыпной улице помещается фотография художника А. О. Карелина, приобретшего европейскую известность своими усовершенствованиями в фотографии. Изобретенным им аппаратом он делает снимки посредством двух негативов, причем получается необыкновенное изящество, нежность, а главное — живость рисунка».

«Иллюстрированный спутник по Волге», Казань, 1884 год

В 1885 году Карелин был награжден медалью Императорского русского технического общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела». На публичной лекции в Историческом музее сын Андрея Осиповича, Почетный вольный общник Императорской Академии художеств Андрей Андреевич Карелин позднее скажет: «Применение в более широких размерах этого способа, стесняемого только размерами фотографий, могло явиться лишь у фотографа, обладающего, экстренным глубоким фокусом, который мог бы брать с абсолютной резкостью первый план и тушевал бы предметы, уходящие вглубь лишь настолько, насколько этого требует воздушная перспектива. Художник Императорской Академии художеств А. О. Карелин, имея изобретенный им глубокий фокус своих объективов, явился первым преемником Деньера по истечении срока данной ему привилегии и, доведя способ Деньера до возможного совершенства, работает и доныне, не стесняясь размерами фотографических листов. ».

. Творчество Андрея Осиповича Карелина весьма многообразно. Среди его работ можно было встретить не только прекрасные комнатные группы, но и «роскошные снимки детей, разных животных, птиц, их полеты, снимки видов, процессий. Кроме того, эти снимки сделаны множеством способов: сухих, мокрых, устарелых и самых новейших, дневного и лунного света, снимки покоя и движения». Иными словами, по снимкам Карелина можно было проследить целую эпоху развития фотографии. Как это часто бывает, о мастере смело можно сказать «талантливый человек талантлив во всем». Его интересы были разнообразны и многочисленны. Он выпускал открытки с видами Нижнего Новгорода и фотографировал солнечное затмение, увлекался живописью, иконописью и музыкой, был активным общественным деятелем и просто умным, добрым и обаятельным человеком.

Андрей Карелин. Как крестьянский сын ошарашил жюри международной выставки?

На международной фотовыставке в Эдинбурге случился большой конфуз: достойными золотой медали были признаны две фотографии. Автором обеих оказался один и тот же человек — русский художник Андрей Карелин.

А конкуренция была серьезная — 6000 снимков из Европы и Америки. Так внебрачный сын крестьянки из Солдатской слободы Тамбовской губернии стал мировой знаменитостью, был награжден Золотой медалью Королевской Академии Эдинбурга.

Андрей Осипович Карелин родился в 1837 году. Учился в Тамбове иконописи (так же начинали и И. Крамской с В. Репиным), затем в Петербурге, в Академии художеств. (Как и в жизни В. Сурикова нашелся помещик-меценат, который помог талантливому юноше).

За успех в рисовании получил две Серебряные медали Академии, по окончании ее получил звание свободного художника. Но уже тогда главным увлечением Карелина стала фотография — совершенно новое в то время дело. И в этом деле, благодаря Андрею Карелину, фотография сразу стала видом искусства. Крестьянский сын стал основоположником жанра художественной фотографии. Творчество светописца оказало огромное влияние на становление эстетики фотографии как вида искусства.

Карелин переезжает в Кострому. Там в родах третьего ребенка (будущего художника, тоже Андрея Карелина) умирает его жена. С тремя детьми и второй женой, родственницей М. Лермонтова, Карелин переезжает в Нижний Новгород. Этот город и стал для него родным. Там были рождены еще трое детей, открыта рисовальная школа, в которой и преподавал до последних лет жизни. И — создана первая фотомастерская-ателье «Фотография и живопись художника А. Карелина».

Вместе со знаменитым художником Шишкиным был сделан и издан альбом «Нижний Новгород». А. Карелин сделал серию фотографий полного солнечного затмения, фотопортреты , , , , .

И каскад призов всех возможных международных выставок: 1873 год — в Вене, 1876 год — в Париже (большая серебряная медаль), на Всемирной международной выставке в Филадельфии — бронзовая медаль, Золотая медаль на VIII Всемирной выставке в Париже.

Продолжал и заниматься живописью, в основном, портретной (портреты Демидовых, Теплова).

Он был принят в члены Французской академии искусств, а также в члены всевозможных российских обществ. Александр III уже в России пожаловал художнику-фотографу золотую медаль на Станиславской ленте. В 1876 году Андрей Карелин получает необычное звание — «фотограф Академии художеств».

Нижегородский Городской художественный и исторический музей обязан своему существованию тоже . И открыт он был благодаря стараниям последнего, и первоначальную коллекцию составляли те предметы старины, которые собирал художник и фотограф.

Умер Андрей Осипович в 1906 году, похоронен на монастырском кладбище.

Его сын — Андрей Андреевич Карелин (1866−1928) — учился у отца, затем в Петербурге, в Академии художеств, у Маковского. Жил в Нижнем Новгороде и Ашхабаде, писал в основном исторические полотна и портреты.

Оказывал большую помощь в работе Городского музея в Нижнем Новгороде, организовал художественный отдел Туркменского музея и в Ашхабаде. Восстанавливал технологию среднеазиатской майолики. Выполнял мозаики святых, мучеников, апостолов для православных храмов.

Большие таланты, достойно прожитые жизни. Люди, которые работали и создавали то, что и называется культурой. Как это ни банально звучит…

Судьба художника не обязательно должна быть внешне изломанной, наполненной потрясениями и запредельными страстями. Жизнь можно прожить по-разному, в том числе, и внешне сравнительно спокойно, оставив после себя и большое творческое наследие, и добрую память.


источники:

http://rosphoto.com/history/andrey_karelin-86

http://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/22884/