Андрей Иванов Мансур биография

Медведь, которого вырастили летчики, не любит летать

Медведя Мансура три года назад спасли летчики. Теперь он живет на аэродроме вместе с брошенными когда-то старыми самолетами, восстановленными руками пилотов-энтузиастов

Авиамедведь

Андрей Иванов, частный пилот, любит небо и самолеты. Его команда энтузиастов находит старые заброшенные воздушные суда и занимается их восстановлением. А теперь он еще и «папа медведя».

Мансур появился в команде весной 2016 года, когда группа базировалась на аэродроме Орловка в Тверской области. Медвежонок вышел из леса и прибился к людям. Медведицы рядом видно не было, скорее всего, малыш остался сиротой (часто это случается, когда охотники убивают медведицу прямо в берлоге, или когда спугнутая медведица убегает).

Имя малышу дали Мансур – на Алтае это означает, как говорят, «Миша» (владельцы аэропорта в Орловке были с Алтая), а вот в переводе с арабского это значит «Победитель».

Первой мыслью было устроить медвежонка в руки профессиональных специалистов. Однако оказалось, что в зоопарках бурых медведей и так полно. Потом летчики вышли на семью Пажетновых – биологи Валентин и Светлана на биостанции «Чистый лес» в Тверской области помогают медвежатам вернуться в лес и остаться жить в природе, за 20 лет Пажетновы спасли уже более 200 животных. Но Мансур, как оказалось, уже не готов вернуться в природу – успел запечатлеть образ человека.

А потом Мансур попал в приключение. Вместо обещанного заповедника, куда его пообещали отвезти, оказался на притравочной станции. «Мне позвонил Андрей: приезжай, надо вызволять Мансура», – вспоминает Федор Пащенков, второй куратор медведя.

Федор и Андрей познакомились несколько лет назад. В жизни каждого авиация занимает важное место. Федор Пащенков закончил в 2005 году МЭИ по гражданской специальности «инженер-механик», а под Калугой на аэродроме проходил военные сборы – по авиационному обслуживанию летательных аппаратов на базе МИГ-29.

Андрей Иванов – выпускник МАИ, директор Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, другие названия: РАОПА, AOPA Russia , инженер-конструктор, частный пилот-кругосветчик, руководитель проекта восстановления Ил-14 – «Команды Ил-14».

«Помню, несколько лет назад как-то прочел в Живом журнале, что у ребят появилась идея восстановить Ил-14, который стоит на аэродроме в Тушине. Еще подумал – здорово, но ведь это безумная идея, к пенсии, может, восстановят.

А еще года через три я снова увидел в ЖЖ пост: “Мы улетели из Москвы”. То есть они его сделали! – рассказывает Федор Пащенков. – А ведь на первых фото это была настоящая груда металла! Сейчас у нас тут тоже есть такой металлолом, но, думаю, и это все когда-то тоже полетит». Так и познакомились.

Порадоваться тому, что медведя забрали в заповедник, не удалось. Андрей Иванов через несколько недель забил тревогу – потерялись концы. «Сначала нам говорили, что он где-то в Раменском, не разрешали приехать посмотреть, потом телефон другой дали, мы его пробили – оказалось, что медведь на притравочной станции в Калужской области», – рассказывает Федор.

«Может, ты приедешь туда со своей собакой, попросишь притравить на медведя?» – предложил Андрей легенду, чтобы попасть на станцию. Так и поступили. «У меня хаски, а вроде говорят, что они плохо по зверю работают. Я хочу попробовать. Можно к вам приехать? Хотя мне собаку жалко. Может, у вас какой-то маленький медведь есть?» – звонил Федор притравщикам. Те отнекивались: «Да зачем вам сюда ехать, у вас и под Москвой свои притравки есть».

Летчики вчетвером на двух машинах отправились за медведем. К тому времени они нашли знакомого охотоведа в том районе, который подтвердил, что на местную притравочную станцию действительно привезли медвежонка (Мансуру к тому времени было примерно полгода).

На станции гостей встретил маленький щупленький охотник. Конфликта, которого ожидали пилоты, не случилось, все прошло спокойно. «Чего вы хотите?» – «Мы хотим забрать своего медведя». – «Ну забирайте». Андрей крикнул «Мансур!» – в ответ послышался рев медвежонка.

«Мансур сидела там в маленькой будке. Мы посадили его ко мне в кузов машины, привезли сначала на пруд, он искупался, потом мы его накормили, чтобы у него настроение было хорошее. Все же дорога 500 км до аэродрома. А потом повезли», – рассказывает Федор.

Мансуру нравилось ехать. Он сидел на попе и смотрел в окно. А вот когда у Москвы начались пробки, он начал нервничать. И начал разбирать машину буквально по винтикам. Пришлось всячески отвлекать зверя – кидать ему бутылочки с йогуртом. Каждой хватало минут на десять. Так и доехали потихоньку до Орловки.

«Медведей постоянно приходится спасать»

Мансур уже с детства привык к летчикам и никогда даже не пытался убежать. В его сознании это – его семья. К звуку техники он привык быстро.

«На одном танковом полигоне тоже живет медведица с медвежатами. Там все время стрельбы и испытания, а она не реагирует. Привыкла, – рассказывает Федор Пащенков. – А еще Мансур машины любит, залезает – “Везите меня!” А вот на самолетах отказывается летать. Мы пытались его прокатить, сажали, газовали. В Ан-2 мы построили большую перевозку, пытались там его покатать, но он хитрый – заходит в нее, а лапу заднюю оставляет снаружи».

Таких подкидышей-медведей много, говорит Федор. Кто-то попадает к человеку с детства, а кого-то вызволяют из опасных ситуаций: «Вот в Пензе недавно спасли медведицу, она бывшая цирковая и жила последнее время в частном доме в клетке. Сейчас ее готовят отправить в Минск, ее примут в местном зоопарке.

А медвежата вообще постоянно появляются. Вот этой весной двоих подбросили на мусорку в Новой Москве. Обычно это браконьеры подбрасывают, которые убивают медведицу в берлоге. Или ее спугнули – и медведица в берлогу не возвращается.

Cпят медведи чутко, мы теперь знаем, как это бывает, в берлоге Мансура у нас стоят камеры, и мы видим, что он постоянно просыпается.

Так что если спугнуть медведицу, она просто убежит. Медвежат с мусорки отвезли к Пажетновым, это хорошо – удастся вернуть их в природу».

Как восстанавливают самолеты

Аэродром в Орловке не смог дать место для медведя, пришлось переезжать. Примерно полгода назад Мансур начал обустраиваться на аэродроме Орешково Калужской области. Сюда же с медведем перебазировались и другие «питомцы» авиаторов – самолеты.

Аэродромы, подобные Орловке или Орешково, раньше были военными или курировались ДОСААФ, а сейчас сами по себе, в основном они частные.

Самолеты вообще заброшены. Государство малой авиацией не интересуется, стратегической задачи поддерживать технику в летном состоянии нет, вот и ржавеют такие самолеты годами. Их судьба держится на голом энтузиазме авиаторов-любителей. Эти самолеты теперь обычно брошенные.

Но все, что стоит на аэродроме, уже в рабочем состоянии или восстанавливается. Самолет ИЛ-2 прибыл из Сибири своим ходом, а там его когда-то достали из болота. Штурмовики Ил-2 занесены в Книгу рекордов Гинесса по количеству выпущенных машин, воевали в Великую Отечественную именно они.

Таким достали из воды ИЛ-2. Легеду Великой отечественной. Сейчас он в полной исправности стоит на аэродроме

Команда авиаторов спасла две машины Ил-14. Всего сейчас в летном состоянии три таких самолета в мире. Один из них базируется в Санкт-Петербурге. А два других – под патронажем авиаторов «Команды Ил-14».

Один, «Голубая мечта», стоявший когда-то в Тушине, стал пристанищем бездомных и птиц. В нем все было вырвано и вырезано. Буквально по крупицам его удалось восстановить. Другой, «Пингвин», базировавшийся в Мячкове, был в летном состоянии, его подлатали и он полетел.

Восстанавливают самолеты энтузиасты – электрики, инженеры, сварщики клепальщики – все, кто чем может помочь. Приходят старые опытные мастера, которым хочется применить свои знания, кроме них мало кто сейчас разбирается в этих самолетах. Кто-то из помощников связан с авиацией, кто-то нет. Это люди, которым интересно небо, самолеты, техника.

Владельцы аэродрома Орешково планируют сделать у себя музей летающих самолетов под открытым небом.

Вольер строили всем миром

Мансур ест досыта – это важно еще и для того, чтобы сохранять его позитивное настроение. В день ему варят 12-литровый казан каши. Ест медведь гречку, рис, летом – творог и сырые яйца. Правда, вкусы Мансура меняются, недавно вдруг полюбил вареные яйца, теперь приходится их варить. Любит овощи, фрукты. Уважает арбуз, виноград. И даже смакует – апельсин, например, чистит, и даже чистит гранат и ест по зернышку.

Со дня на день Мансур заляжет в спячку. Для этого авиаторы приспособили железный контейнер, установив в нем раздвижные ворота-решетку, соорудили берлогу, обложив ее сеном. Мансур уже зимовал дважды. А в этом сезоне на аэродроме в Орешково общими усилиями удалось сделать для медведя вольер – огородить около 1 гектара территории, с надежным решетчатым забором и электропастухом.

Федор Пащенков, будучи инженером, ничего не может начать без проекта, без серьезного подхода к делу.

Как инженер решает задачу? Читает книжку. Ищет специалистов. Так авиаторы справляются со всеми задачами – и с вопросами организации жизни медведя, и со строительством вольера.

«Мы в Орловке успели провести топосъемку и геодезические изыскания, но теперь все пришлось начинать заново здесь, в Орешкове. Я приезжал каждые выходные, – рассказывает Федор. – У нас постоянно работал Мухаммед, потом приехал его обучить и очень серьезно помог строитель Владимир Белинский. И очень помогли волонтеры.

Я не верил сначала, что люди будут приезжать. И так было здорово: я приезжаю к 9 утра, начинаю работать, девушки из нашей команды помогали, я пилю деревья, они относят, а уже к обеду приезжали на помощь человек 20, а потом и друзья-знакомые.

Нам надо было расчистить немного лес для территории вольера. Потом ветки опиливать надо было, чтобы Мансур не перелез через ограду. Откликнулся профессиональный арборист, который занимается резкой веток. Приехал и сделал все высотные работы, а еще повесил покрышку для Мансура, чтобы играл».

В следующем сезоне работы еще предстоит много, так что помощь понадобится. В планах – посадить малинник, деревья.

«Эмоции у медведей такие же, как у нас»

Мансуру три года. Медведь еще будет расти, матереть. Будет ли сложнее? «Все специалисты, которые нас консультируют – цирки, зоопарки – говорят так: “пока вы будете его кормить и не обижать, все будет хорошо”. Мировой опыт тоже говорит о том, что никакой агрессии в такой ситуации не возникает», – говорит Федор Пащенков.

Переезжая в Калужскую область, авиаторы установили контакт с Реабилитационным центром диких животных «Феникс» в Калуге – здесь спасают диких животных, вызволенных из цирка, из рук браконьеров.

В Центре помогли установить постоянную связь с ветеринарами. Руководитель центра Вероника Матюшина замечает, что летчики подошли ответственно к содержанию медведя: все тщательно изучили, много общались с экспертами, так что созданные Мансуру условия отличные.

А вот чтобы Мансур сохранял добродушный характер, Вероника Матюшина рекомендует сохранить его вегетарианцем. Мясо в рационе может спровоцировать развитие агрессии в характере.

«Что можно сказать о среде обитания Мансура и его судьбе? Ребята молодцы, они создали отличные условия для медведя. Зверь в отличном состоянии, шерсть густая и блестящая, видно, что за ним следят. Вольер это участок леса, где зверь может реализовать свои умственные способности в том числе, – комментирует жизнь Мансура Никита Овсяников, доктор биологических наук, специалист по медведям, по поведению животных.

Никита Овсянников 26 лет изучал поведение белых медведей в их естественной среде. В гости к Мансуру он приехал, чтобы изучить обстановку и дать полезные советы Андрею и Федору в дальнейшем взаимодействии с животным.

«Одна из основных проблем содержания в неволе таких высокоорганизованных и умных животных – патология поведения, которая выражается в стереотипных движениях.

Все мы видели в зоопарке эти болезненные картины, когда зверь в клетке совершает бессмысленные маятниковые движения. Поэтому чем больше территория и чем больше разных объектов на территории, с которыми зверь может манипулировать, реализовать свои возможности, физические и умственные, тем лучше».

Здесь Мансуру, конечно, безопаснее, чем в лесу, где его могут убить охотники, замечает эксперт. А насколько ему будет психологически комфортно, будет зависеть от ухода и окружения. Но пока условия хорошие.

В дикой природе животные редко умирают от старости – чаще от других причин, в том числе от охотников. А в неволе, но при хороших условиях, в больших пространствах, с уходом и медицинским контролем, животное может прожить дольше.

Может ли у Мансура возникнуть желание заводить потомство? «Скорее, это может быть спровоцировано наличием самки, – поясняет Никита Овсянников. – Но без нее он может обойтись. Однако социальный контакт зверю нужен.

Сейчас он компенсирует это тем что общается со своим «папой» Андреем, со своей семьей – людьми, так он воспринимает свое окружение. Но общение с сородичами по виду тоже важно. Бурые медведи достаточно социальные животные. У них эта потребность есть.

Подселять второго медведя тоже опасно – у них персональность выражена очень хорошо, могут возникнуть и симпатии, и антипатии. И тогда совместная жизнь может превратиться в кошмар».

Может ли Мансур напасть на человека? «Теоретически это возможно, если медведя спровоцировать. Тут еще разница в силе. Медведь сильнее человека и весит больше.

Дело даже не в доминировании. Если животное приходит в раздражение, он может ударить человека. А сила удара может быть такой, что повредит. Не специально, а просто не рассчитав. Он же считает человека тоже медведем и двигается так, как ему привычно, не соизмеряя силу удара или движений».

Один из примеров – когда белый медведь убил свою любимую дрессировщицу в Германии, не желая этого. «Она что-то сделала, что его раздражило, он просто ударил ее лапой, применив обычное поведение со своими сородичами, но удар, естественно, был сильный , и он просто сломал ей позвоночник, – рассказывает Никита Овсянников. – А по размерам мы одинаковые, хотя мы по силе мышц и массе слабее. Но внешне они нас воспринимают как себя.

В то же время Мансур понимает, с кем он взаимодействует, и старается быть осторожным. Сегодня я общался с ним – он осторожно играет с рукой, прикусывает осторожно».

Никита Овсянников напоминает, что очень многое зависит от нас, людей. «Я часто повторяю, что в нашем отношении к животным мы невежественны и высокомерны. Мы отказываем животным в уме, в чувствах, но при этом смотрим на них потребительски, не понимая, с кем мы имеем дело.

Если человек думает о хищнике, он думает, что это машина для убийства. Да, хищник обладает силой и оружием, чтобы убить, такова их природа, но люди не задумываются, что первая задача зверя – это не получить повреждения и выжить. Поэтому они предельно осторожно обращаются со всем, что для них представляет опасность.

В целом нападения крупных хищников на людей происходят по вине человека. Люди и х провоцируют и не принимают правильных действий, чтобы этого избежать. Это может быть и месть, и обида.

Если зверю причиняли боль, например, когда-то стреляли в него, он будет помнить, и в этом случае человек у него будет ассоциироваться с болью и с объектом, который причиняет зло. Эмоциональная база у высокоорганизованных животных такая же, как у нас, и все человеческие чувства им присущи – обида, огорчения, любовь, дружба, привязанность. Чем больше этого мы можем им предоставить, дать возможность реализовать – тем лучше».

Фото: Ирина Сечина

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Андрей Иванов: «Во время кругосветки несколько раз приходилось ночевать под открытым небом: кинул коврик, капюшон накинул на голову и можно спать»

— Расскажите нашим читателям, кто вы и чем занимаетесь?

— Меня зовут Андрей Иванов. Работаю частным пилотом, в прошлом году я совершил полярную кругосветку на самолетах амфибиях. Кроме того, я директор в АОПА-Россия и «папа» медведя Мансура.

— Да, мы нашли медвежонка три года назад на аэродроме «Орловка». Пытались пристроить, планировали отдать ученым, которые могли бы адаптировать его к естественной среде обитания. Но, к сожалению, это оказалось невозможно, так как медвежонок слишком долго прожил с людьми. В дальнейшем, обманным путем он оказался на притравочной станции, откуда мы, конечно, его забрали, как только узнали об этом. После этого мы решили медвежонка оставить и самостоятельно обеспечить ему нормальные условия обитания. Сейчас ему уже три года, он был перевезен на аэродром “Орешково” в Калужской области, где для него был построен вольер, и сейчас мы собираем средства на постройку бассейна, так как водоем для медведя — жизненно необходимое условие.

— А шум аэродрома его не пугает?

— Так как он с самого малого возраста живет вблизи аэродромов, то он не боится ни звуков, ни вида самолетов, а наоборот, испытывает интерес к ним. На первом году жизни я пытался прокатить его на Ан-2, но вот к самому полету он оказался не готов — испугался. Вообще, я веду видео блог, где много рассказываю про Мансура, если читателям интересно, пусть подписываются.

— Так, вернемся к путешествиям и авиации.

— Я хотел бы еще сказать, что я руководитель волонтерского проекта по восстановлению ИЛ-14. Мы возвращаем в небо этот легендарный самолет, который открыл эру регулярных перевозок в СССР. Он в том числе является основным самолётом освоения Арктики и Антарктиды. Наша задача: восстановить до летного состояния самолёт, сохранить его, демонстрировать в небе на авиационных праздниках и шоу, участвовать в научной работе, ну и самое главное — показать, что восстанавливать такие самолёты — это очень увлекательное и полезное занятие.

— Перейдем к кругосветке. Во-первых, вы совершили ее в экипировке компании «Группа 99», правильно?

-Да, мне ее передал руководитель спецпроектов Концерна «Калашников» Михаил Ярин. Мы с ним несколько раз выходили на тренировки по выживанию. Вместе разрабатывали комплект НАЗ для авиации общего назначения. Он консультирует пилотов.

— Расскажите подробнее о вашей полярной кругосветке, какой был маршрут?

-Продолжительность экспедиции составила 43 дня и 20 826 км. 39 аэропортов и авиационных площадок, 150 часов в воздухе на самолете-амфибии Borey.

— Тяжело, наверное, так долго находиться за штурвалом?

-Часы полета были равномерно распределены на протяжении 1,5-2 месяцев, поэтому перелеты длились по 4-6 часов, это время вполне комфортно для нахождения за штурвалом.

— Расскажите про маршрут.

-Экспедиция началась и занчилась в Самаре, остановки были следующие: Пермский Край, Нефтеюганск, Сургут, Норильск, Саскылах, Тикси, Чокурдах, Черский, Певек, Бухта Проведения. Затем было несколько зарубежных остановок — Аляска, Канада, Гренландия, Исландия, Фарерские острова (это территория Дании), Норвегия, Швеция, Финляндия.

Бухта провидения, как и вся Чукотка, сильно впечатлила, это красивое, уникальное место, и люди там живут очень хорошие. Обязательно рекомендую всем там побывать.

— Какие были задачи? Почему вы вдруг решились на такое рискованное дело?

-Задачи простые: пропаганда современной российской авиатехники, проведение экспериментов по исследованию экосистем, культурно-просветительская миссия, изучение и подготовка маршрутов для авиационного и экологического туризма по Российской Арктике.

Кроме того, у нас была некоторая научная программа. Она заключалась, в основном в сборе физиологической информации об особенностях работоспособности участников перелёта в условиях хронического стресса.

— Вы путешествовали летом, но погода там все равно, наверняка, суровая?

-Погодные условия, в основном, везде были комфортные, самыми большими неприятностями были дождь и ветер. Самые холодные условия были в Канаде. Резких перепадов температуры не встречал, да и в хорошей одежде дискомфорт не ощущается.

— Вы сейчас про экипировку «Группы 99»?

-Да, ваша одежда оказалась очень удачной по причине того, что она лёгкая и компактная, тёплая, но при этом дышит, в ней не потеешь, удобная (и крой, и карманы, и молнии), не маркая и не промокающая.

У нас было несколько ночёвок под крылом самолёта на Аляске и в Канаде. Так там мне даже не пришлось доставать спальник, в вашем костюме было уютно и тепло: кинул коврик, капюшон накинул на голову и можно спать.

— А почему пришлось прямо на улице ночевать? Это был форс-мажор?

-Нет, просто не было гостиницы. Если в России нас селили в частных домах или находились иные места для ночевки, то в Канаде мы были никому не нужны, в лучшем случае разрешали остаться в здании аэропорта. В самом самолете ночевать неудобно, поэтому ставили палатки, в них можно было вытянуться полноценно и хорошо выспаться.

Летчик дважды спас медвежонка от смерти. Как зверь отблагодарил своего спасителя

Сейчас медведь Мансур стал звездой, и ему посвятил песню сам Сергей Галанин. А ведь несколько лет назад медвежонок мог умереть. В середине весны 2016 года на аэродроме «Орловка» в Тверской области один из летчиков заметил на взлетно-посадочной полосе месячного медвежонка. Никто не знал, как он там очутился.

Малышу дали имя Мансур, а ухаживать за ним взялся пилот Андрей Иванов. Он подошел к вопросу со всей серьезностью. Изучал литературу, связывался со специалистами в области ветеринарии, с волонтерами, занимающимися спасением бурых медведей.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Медвежонок привязался к пилотам и рос не по дня, а по часам. Он не смог бы выжить в дикой природе, поскольку не привык сам о себе заботиться — добывать пропитание и прятаться от браконьеров.

Для Мансура начали подыскивать заповедник — и нашли «Селигер». Андрей попросил разрешения проведывать друга. Сначала люди, приехавшие за медведем, согласились, а потом начали раз за разом отказывать. Тогда Иванов, у которого возникли недобрые предчувствия, начал выяснять, где же на самом деле оказался Мансур.

Один из перевозчиков «раскололся». Он признался, что медведя отвезли на притравочную станцию, где охотники обучают собак, натравливая их на диких животных. Забирать Мансура приехали всей лётной бригадой. Медведь сразу узнал родные лица. Счастью Мансура не было предела — он прижался к ногам Андрея и не хотел его отпускать. К счастью, здоровью мишки ничего не угрожало. Животное немного похудело, и шерсть свалялась в колтуны.

Мансура привезли на аэродром, но уже не пускали гулять на воле, а соорудили для него специальный вольер. Для защиты от морозов в нем установили утепленный контейнер. Есть там и разнообразные игрушки, мини бассейн, горка с которой можно скатываться, бочки и шины, с которыми тоже можно играть.

Что же касается прокорма, то медведь сам зарабатывает себе на еду. Он стал звездой соцсетей, на YouTube у него миллионы просмотров. Андрей организовал интернет-магазин, в котором продает сувенирную продукцию с фото Мансура. У мишки есть свои страницы в соцсетях и даже целый сайт, на котором ведется прямая трансляция жизни животного в вольере. А группа «Серьга» посвятила ему песню «Я — бурый медведь».


источники:

http://kalashnikov.media/article/technology/andrey-ivanov-vo-vremya-krugosvetki-neskolko-raz-prikhodilos-nochevat-pod-otkrytym-nebom-kinul-kovri

http://www.popmech.ru/popmem/1541060-letchik-dvazhdy-spas-medvezhonka-ot-smerti-kak-zver-otblagodaril-svoego-spasitelya/