Андрей Донской Баянист биография

Статьи

Сергей Иванович Бланк: «. потому что так сложилась судьба».

Трудно переоценить роль в формировании будущего баяниста-исполнителя, педагога, аранжировщика – того наставника, который в детские годы сумел привить ученику подлинную любовь к музыке и к своему инструменту, воспитать важнейшие качества характера: трудолюбие, ответственность, упорство в достижении цели. Подобных наставников – преподавателей детских музыкальных школ – не так уж и много, поскольку эта профессия прежде всего является уделом подлинных энтузиастов. О таких педагогах-энтузиастах, работающих на Дону, и пойдет речь в настоящем очерке.

Путь в музыку одного из выдающихся педагогов-баянистов начального этапа обучения Сергея Ивановича Бланка связан с музыкальной школой им. Ипполитова-Иванова. «Я с детства очень любил музыку, – вспоминает С.И. Бланк. – У меня мама была украинка, она постоянно пела, и я пел вместе с ней. Мне настолько нравились все инструменты, что было даже безразлично, на каком из них учиться. Выбор пал на баян почти внезапно. Мне он понравился, вероятно, потому, что на нем везде играли. Баян и аккордеон звучали повсюду. Во всех кинофильмах играли на баяне (сам Николай Крючков играл!), в музыке царил полнейший «баянизм». Особенно поражала меня знаменитая Ростовская толкучка послевоенных лет, где выставлялось очень много баянов, где продавцы (в основном бывшие фронтовики) как бы соревновались друг с другом, брали то один, то другой инструмент, демонстрируя их возможности. Здесь можно было найти баяны как немецкого производства, так и ростовских мастеров. А рядом продавались и ноты, написанные от руки или размноженные на светочувствительной бумаге. Тут же звучали песни Петра Лещенко, обработки народных мелодий; можно было услышать сыгранные на различный лад «Коробейники», «Цыганочку» и т. д. Сразу собирался народ, слушатели, кто-то покупал баян и, радостный, нес его домой. Грамотных учителей было очень мало. В основном учили «с рук», по слуху, когда ученику нужно было только повторять сыгранное.

Большое впечатление на меня производили выступления баянистов (особенно Григория Зайцева), обычно музицировавших в маленьких ресторанчиках. Мы с ребятами любили подходить туда и слушать. Играли баянисты очень интересно, исполняли все, что заказывали, в том числе и классику. Запомнился, в частности, один из музыкантов, достигавший очень выразительного, утонченного звучания, подражая скрипке. Тут же продавали пиво, располагалась соответствующая публика. Заходили все подряд. Раньше не было сегодняшнего разделения на «интеллигенцию» и «простой люд».

Очень много встречалось незрячих музыкантов, ходивших по дворам и игравших на гармониках – по большей части жалостливые песни. Эти гармонисты у меня всегда вызывали восторг, а слушатели охотно подавали им – кто мелкие деньги, кто продукты.

Вполне доступной в то время была филармония, располагавшаяся рядом с моим домом. Я с детства, еще в дошкольном возрасте, нередко посещал филармонию. Значительными впечатлениями тех лет для меня явились, например, исполнение Анатолием Дядченко Второго концерта для баяна с симфоническим оркестром Сотникова, выступления знаменитого трио баянистов – А. Кузнецова, Я. Попкова, А. Данилова. Но самое большое влияние на мое музыкальное развитие оказал Михаил Федорович Внуков, в классе которого я занимался в школе им. Ипполитова-Иванова. Это был мягкий, добрый человек, прекрасный музыкант; он очень много нам играл на уроках, читал с листа разнообразную музыкальную литературу. Дома под впечатлением от урока я мог работать по 3-4 часа. Михаил Федорович буквально воспламенял всех учеников. Своего баяна у меня поначалу не было. Играл на столе, выстукивая пальцами воображаемую мелодию. Потом с большим трудом через «Посылторг» удалось приобрести баян – новенький, с желтыми клавишами «Ростов-Дон».

Нам повезло, что мы занимались у М. Ф. Внукова, который в своей практической деятельности опирался на методику пианистов и скрипачей. Он постоянно говорил: «Учитесь у пианистов», и нередко, работая в классе над фортепианными пьесами, приводил своих учащихся на консультации к педагогам-пианистам – прежде всего к Вере Михайловне Клячко, которую он очень уважал. Мои занятия по специальности проходили успешно. Уже со второго класса Михаил Федорович взял меня в свой баянный оркестр, в составе которого я в конце года выступал на отчетном концерте. Оркестр в ту пору был небольшой – 12 человек. Михаил Федорович сам инструментовал яркие, интересные произведения, в основном классические пьесы и обработки народных песен. Мы переиграли оркестром много разнообразной музыки, причем не только в процессе подготовки к концертам, но и просто знакомясь с различными сочинениями.

Большое место в педагогической практике М. Ф. Внукова занимало обучение навыкам ансамблевой игры. Будучи прекрасным баянистом-исполнителем, он всегда тяготел к этой форме музицирования. Мне запомнились его дуэт с Я. М. Лихно, а позже и трио в составе: М. Ф. Внуков (1-й баян), Я. М. Лихно (2-й баян), В.Д. Гузь (3-й баян). Нас он тоже приучал играть в ансамблях. Вспоминаю трио в составе: Сергей Бланк, Михаил Супруненко, Владимир Ушенин, – которое выступало и на отчетных концертах, и по Ростовскому радио.

По окончании школы (а на выпускном экзамене Сережа исполнял III часть Первого концерта Чайкина, что по тем временам являлось событием незаурядным) юный баянист поступил в музыкальное училище, в класс А. И. Дядченко. К тому времени Анатолий Иванович был уже вполне сложившимся педагогом, талантливым исполнителем, окончившим заочно музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве. В училище Сергей увлекался джазом, пробовал сочинять музыку, выполнял оркестровки для различных эстрадных коллективов. После первого курса его призвали в армию. При штабе Северо-Кавказского округа, где проходила служба, Сергей организовал эстрадный ансамбль. После увольнения в запас и окончания музыкального училища он с 1966 по 1968 годы преподавал в музыкальной школе поселка Чалтырь. В 1968 году С. И. Бланка пригласили в ростовскую школу им. Чайковского, где он вначале работал преподавателем, а с 1972 года – заведующим отделом.

Из воспоминаний Сергея Ивановича: «Баянный отдел школы им. Чайковского в те годы находился на подъеме. Руководил нашей работой Борис Андреевич Булгаков – незаурядная личность, прекрасный музыкант, педагог, оказавший большое влияние на развитие баянного и аккордеонного исполнительства на Дону. В период службы в армии он играл в джаз-ансамбле. После войны работал в ансамбле аккордеонистов, а затем в оркестре Георгия Балаева, где выступал как аккордеонист и пианист. Однако это был не только прекрасный джазмен, но еще и разносторонний музыкант, который очень хорошо знал творчество Баха, Моцарта, мог свободно сыграть Фортепианный концерт Грига. Б. А. Булгаков обладал великолепной школой – блестящей постановкой технического аппарата, легким, полетным звуком, подлинной штриховой культурой. Запомнились и его замечательные инструментовки для оркестров и ансамблей баянов, где в полной мере проявилось его тонкое музыкальное чутье, незаурядное воображение: все партии отличались пластичностью, мелодической развитостью, отделка буквально каждого голоса поражала филигранной точностью.

Помимо нашего отделения, Борис Андреевич возглавлял областную секцию баянистов-аккордеонистов. Он мастерски проводил все заседания секции, умело разрешал возникающие творческие споры, организовывал встречи с ведущими музыкантами-педагогами, исполнителями (как местными, так и приезжими), проводил областные конкурсы. Наряду с работой в школе, Б. А. Булгаков успешно преподавал и в музыкальном училище.

Значительная роль в перспективном развитии отдела принадлежала Алексею Владимировичу Сахарову, приглашенному для работы в нашу школу. Благодаря Сахарову и я сформировался как педагог. Если бы не он, то, вероятно, я еще долго продолжал бы применять устаревшие методические приемы. Под влиянием Алексея Владимировича кардинально изменился педагогический репертуар, используемый в ДМШ. По рекомендации Сахарова в 1970-1971 годах я перевел свой класс на готово-выборный баян (параллельно в Ипполитовской школе это сделал А. С. Усенко). Это была настоящая революция в педагогике и исполнительстве! В ту пору в школе учились Анатолий Заикин, Николай Чагодаев (сейчас он преподает в Германии), Михаил Зацепин, Григорий Османов и другие музыканты, впоследствии – видные баянисты.

С 1976 года Сергей Иванович перешел на работу в музыкальную школу им. Ипполитова-Иванова, где в скором времени организовал методический уголок. Здесь были собраны методические доклады, хрестоматии педагогического репертуара, составленные преподавателями школы, сборники ансамблевых пьес, произведений для выборного баяна, этюдов. Перечисленными материалами активно пользовались преподаватели других школ, особенно периферийных. Благодаря «ипполитовцам» методические уголки стали распространенной формой обмена педагогическим опытом в нашем регионе.

В 1972 году С.И. Бланк возглавил городскую баянную секцию. Его энергия и организаторские способности содействовали целенаправленному и регулярному проведению детских конкурсов на Дону.

С 1990 года эти конкурсы приведены в соответствие с международными стандартами. Обязательные пьесы к этим соревнованиям сочиняет С. И. Бланк. Зачатки композиторского дарования проявились у него еще в детстве. Создание собственных и подбор по слуху знакомых мелодий поощрялось и М. Ф. Внуковым. В армии Сергей обращался к песенному жанру. Инструментальную музыку С. Бланк вначале импровизировал, а потом записывал на магнитофон. Первым произведением, сочиненным к областному конкурсу, стал «Экспромт» для готового баяна. Затем последовали пьесы уже для готово-выборного инструмента: «Баллада о времени», «Воспоминание», «Девушка и Дэв» (по мотивам армянских сказок), «Клаксон Плакса», «Полиция, дорога, автомобиль». Перечисленные пьесы служили воспитанию у юных баянистов основных исполнительских навыков в области современной музыки, развитию образного мышления, гибкости и подвижности слуха.

Еще одной гранью дарования Бланка является его работа с оркестрами. Продолжая традиции, заложенные М. Ф. Внуковым, он уже много лет руководит школьным оркестром баянистов-аккордеонистов. Им выполнено более 30 оркестровок, из которых подавляющее большинство составляют обработки народных мелодий, аранжировки собственных сочинений. Часто к Сергею Ивановичу обращаются с просьбами предоставить для копирования рукопись понравившейся пьесы – значит, это интересно педагогам и детям, значит, в его музыке заключено что-то важное и нужное для учебного процесса.

Но, пожалуй, более всего впечатляют достижения С. И. Бланка, связанные с успехами его учеников. В классе Сергея Ивановича в разные годы учились: Анатолий Заикин – заслуженный артист России, лауреат Всероссийского, Всесоюзного и Международного конкурсов, доцент Ростовской консерватории; Григорий Османов -лауреат Международного конкурса, преподаватель Ростовского училища искусств; Александр Ляшенко – лауреат международных конкурсов, преподаватель Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусств; Валерий Бородин – лауреат Всероссийского конкурса; Сергей Троенко – лауреат Международного конкурса; Дмитрий Огурцов – баянист ансамбля «Казачий круг», и др. В 1991 году Сергея Ивановича пригласили на работу в Музыкальный лицей при Ростовской государственной консерватории. И вскоре последовали новые успехи: звания лауреата Всероссийского конкурса юных исполнителей в Ярославле был удостоен Владимир Харахашев; дипломантом международных конкурсов в Клингентале (Германия) и Туле (Россия) стал Андрей Сочилкин; дипломами Международного конкурса в Санкт-Петербурге были награждены Аркадий Тызыхян, Максим Новосельцев и Елена Манвелян. В 1994 году Бланк сформировал из своих питомцев ансамбль баянистов-аккордеонистов «Юные виртуозы», который регулярно дает концерты в городах Ростовской области.

И ныне С.И. Бланк продолжает трудиться с огромным энтузиазмом и энергией. Его постоянно приглашают на областные курсы повышения квалификации, где Сергей Иванович выступает перед преподавателями музыкальных школ с циклами лекций по актуальным вопросам методики, детской педагогики и начального обучения. Такие семинары проводились педагогом, помимо Ростова, в Магадане, Ставрополе, Минске.

В заключение приведем высказывание С.И. Бланка о своей профессии: «Когда иные коллеги с пренебрежением говорят о баянистах, называя их «народниками», меня это оскорбляет. Почему?! Потому, что я считаю себя музыкантом. Мне абсолютно все равно, на чем играет тот или иной исполнитель. Я люблю все инструменты. А на баяне играю, потому что так сложилась судьба. Вот я и стремлюсь добиться на баяне максимума своих возможностей. «. И далее: «Я в своем творчестве обратился к самым истокам баянного исполнительства. Чтобы стать хорошим школьным педагогом, нужно стать вровень с самым маленьким ребенком. «.

Статья опубликована в книге «Из истории баянного исполнительства на Дону» (В.В. Ушенин, Ростов-на-Дону, Издательство РГК, 1999).

Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!

Андрей Бызов — Биография / История

Андрей Бызов

С 1981 г. А.Б. Бызов преподает в Уральской консерватории на кафедре народных инструментов дисциплины: «Инструментовка», «Чтение партитур», читает курс лекций по инструментоведению, ведет класс ансамбля. Студенты его класса неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В 2005 г. ему присвоено ученое звание профессора. Композитор активно сотрудничает с коллективами Екатеринбурга: ансамблем танца под руководством А.П. Поличкина, детской хореографической студией Свердловского государственного театра оперы и балета, театральной студией Дворца пионеров и школьников, оркестром баянистов Дворца молодежи (дир. Л. Болковский), хором «Аврора», хором ДШИ № 1 под рук. А. Принца и др. В 1998 г. по итогам детско-юношеского конкурса на лучшее исполнение музыки уральских композиторов А. Бызову был вручен приз городского управления культуры как самому исполняемому автору.

А.Б. Бызов – композитор широкого жанрового диапазона. Среди его сочинений – театральная музыка (мюзикл «Чугунная цепочка»), балеты («Стойкий оловянный солдатик», «Тимур и его команда»), произведения для симф. оркестра (Концерт для электробаяна с орк.; Концерт для фп с орк., Концерт для 4-стр. домры с орк., Симфониетта для стр. орк.; композиции на темы Э. Джона, А. Челентано), хоровые опусы, песни, фортепианные и флейтовые пьесы. Но центральное место в его творчестве занимают сочинения для народных инструментов. Музыка А. Бызова звучала в 30 странах мира в исполнении таких известных коллективов, как Государственный академический оркестр нар. инстр. им. Н. Осипова (дир. Н. Калинин), Уральский государственный оркестр нар. инстр. (дир. Л. Шкарупа), Государственный ансамбль «Россия» (дир. В. Гридин), Нижегородский государственный оркестр нар. инстр. (дир. В. Кузнецов), Петербургский оркестр баянистов имени П.И. Смирнова (дир. В. Смирнов), Якутский, Череповецкий, Красноярский, Смоленский государственные оркестры нар. инстр., Украинский национальный оркестр нар. инстр., Уральский государственный филармонический оркестр, симфонический оркестр Самарской филармонии, Челябинский камерный оркестр «Классика», Екатеринбургский муниципальный камерный оркестр «BACH» и др. К произведениям А.Б. Бызова обращались народные артисты России Иван Шепельский, Анатолий Хижняк, Николай Худяков (Уральское трио баянистов), Шаукат Амиров, Фридрих Липс, Виктор Романько, Александр Цыганков, заслуженные артисты России Зинаида Алёшина, Тамара Вольская, Анатолий Трофимов, Михаил Уляшкин; Андрей Горбачев, Рудольф Белов; ансамбли «Скоморохи», «Экспромт-квинтет» (С-Петербург), «Голоса России» (Петрозаводск), «Русское Инструментальное Трио» (Владивосток), Балтийский аккордеонный квинтет Excelsior (Россия – Литва), «Зарни ёль» (Сыктывкар), «Мелодия» (Донецк), «Мюзет» (Омск), «Русская Мозаика» (Курск), «Ваталинка», «Озорные наигрыши» (Тюмень), «Аюшка», «Урал», «Феникс» (Екатеринбург), трио баянистов Липецка, Кургана, Перми; зарубежные исполнители Йохан Андерсен (Швеция), Ежи Юрек (Польша), Эдуардас Габнис (Литва), литовский аккордеонный квинтет Cantus, Варшавский аккордеонный квинтет, Дуэт аккордеонистов Reicheirt-life (Германия), квартет флейт Les Flûtes Joyeuses (Италия), дуэты аккордеонов Paris-Moscou (Франция), Duo Monte-Carlo (Монако), Гельсингфорский балалаечный оркестр (Финляндия), квинтет Russian Carnival (США).

Сочинения А.Б. Бызова публиковались в издательствах «Музыка», «Советский композитор» («Композитор»), записывались на фирме «Мелодия». В 2002 г. в серии «Звезды русского баяна» выпущен авторский диск «Андрей Бызов – Уральскому трио». Ежегодно в городах России проходят авторские концерты композитора. В 2003 г. А.Б. Бызов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств России».

Сочинения.

Произведения для музыкального театра

  • 1983 — «Живой огонь», мюзикл в 1 д. по пьесе В. Вербовой
  • 1984 — «Стойкий оловянный солдатик», балет в 1 акте, либр. В. Титова по мотивам сказки Г. Х. Андерсена
  • 1985 — «Хрустальная планета», мюзикл в 1 д. по пьесе Р. Каца
  • 1986 — «Новогодние приключения», мюзикл в 1 д. по пьесе Н. Головина
  • 1986 — «Тимур и его команда», балет в 1 акте, либр. В. Титова по мотивам пов. А. Гайдара
  • 1987 — «Новогодняя фантазия», мюзикл в 1 д. по пьесе Л. Низкер
  • 1988 — «Зеркальный лед», мюзикл в 1 д. по пьесе Б. Шергина
  • 1989 — «Такие разные ветры», мюзикл в 1 д. по пьесе Л. Ткаченко и А. Гуляева
  • 2008 — «Чугунная цепочка», нар. мюзикл в 2 д., либретто С. Белова

Симфонические произведения

  • 1980 — Симфония для большого симфонического оркестра в 3 частях
  • 1983 — Концерт (Concerto grosso) для электронного баяна и камерного оркестра в 3 частях
  • 1986 — «Тимур и его команда», сюита из балета по мотивам повести А. Гайдара
  • 2003 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях
  • 2005 — Концерт для 4-стр. домры (мандолины) с оркестром в 3 частях
  • 2005 — «Под небом Парижа», шансон-фантазия для 2-х аккордеонов, бас-гитары и симфонического оркестра
  • 2006 — «Челентано-фейерверк» для 2 аккорд., бас-гитары и симфонического оркестра
  • 2006 — «Виват, Элтон!» для губной гармоники, фортепиано, ритм-группы и камерного оркестра
  • 2006 — «Шотландские долины», для волынки, фортепиано, ритм-группы и камерного оркестра
  • 2009 — Концерт для квартета народных инструментов, флейты, гобоя и камерного оркестра

Вокально-инструментальные произведения

  • 1975 — Шесть романсов на ст. Р. Гамзатова для баритона и фортепиано
  • 1979 — «Александр Матросов», кантата для баса, смешанного хора и симфонического оркестра на ст. С. Кирсанова
  • 1988 — Три уральские песни для сопрано и фортепиано: «Посылала меня мать», «Забывало-позабывало», «Из-за бани ветер дует»; (вар. для орк. нар. инстр.)
  • 1989 — Уральская нар. «Скушно, пташка», для меццо-сопрано и ансамбля народных инструментов (гитара, балалайка, баян)
  • 1991 — Две русские песни для голоса и ансамбля (домра, гитара, баян, бас): «Однозвучно гремит колокольчик», «Посею лебеду на берегу»
  • 1993 — «Иванушка», на стихи Э. Вериго для женской группы нар. хора в сопровождении баяна
  • 1993 — Две рус. песни для сопровождении и ансамбля народных инструментов: «Ах вы сени», «Уральская»
  • 1993 — Две украинские народные песни для сопрано, тенора и оркестра народных инструментов
  • 2005 — «Добрый берег Ямала», ст. Э. Вериго
  • 2008 — «Озату», татарская народная песня в сопровождении оркестра народных инструментов
  • 2009 — Сюита из мюзикла «Чугунная цепочка» для нар. хора и оркестра народных инструментов

Хоровые произведения

  • 1983 — «Прибаутки» для детского хора и фортепиано
  • 1985 — «Потешки» для детского хора, чтецов и оркестра народных инструментов
  • 1988 — Три песенки на ст. англ. поэтов для детского хора и фортепиано: «На пруду», «Алхимик», А. Милн; «Цветочное нашествие», Э. Фарджен
  • 1989 — «Песня о дружбе» для детского хора и фортепиано на стихи Б. Шергина
  • 1991 — «Уходит лето», «Ночной снегопад» на стихи Тим. Собакина для детского хора и фортепиано
  • 1997 — Три песни на стихи Б. Заходера для детского хора и фортепиано
  • 2000 — «Стихи сысертских ребятишек» для детского хора и фортепиано в 6 частях (вариация для оркестра народных инструментов)
  • 2003 — Четыре хора без сопровождения на стихи польских поэтов
  • 2005 — «Добрый берег Ямала», стихи Э. Вериго
  • 2007 — «Утренний кот» на стихи Д. Герасимовой, «Урок зоологии» на ст. Л. Яковлева для детского хора и фортепиано
  • 2008 — «Хранитель времени», «Наш праздник» на стихи Э. Вериго
  • 2010 — Гимн Арамильского авиаремонтного завода, стихи Э. Вериго

Камерно-инструментальные произведения

  • 1977 — Соната для скрипки и фортепиано
  • 1978 — Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели
  • 1979 — Четыре пьесы для гитары
  • 1984 — «Стойкий оловянный солдатик», сюита для фортепиано в 4 руки (в 3 частях)
  • 1990 — Пьесы для фортепиано: Танец, «Принцесса», Менуэт, Марш, Вальс, «Отзвуки танго»
  • 1990 — «Вариации и маленькая увертюра на одну тему» для флейты, кларнета, трубы, тромбона, скрипки, виолончели, органа и ударных
  • 1991 — Concerto grosso, авторская версия для пяти аккордеонов
  • 1991 — Пьесы для фортепиано: Ноктюрн, Галоп, Вальс, Прелюдия, «По Бейкер-Стрит», Частушка
  • 1993 — Ноктюрн и Галоп, для ансамбля скрипок
  • 1993 — «Ее портрет», пьеса для ансамбля скрипок (домристов) и фортепиано
  • 1999 — «Прогулка под дождем» для фортепиано в 4 руки
  • 2000 — 10 польских народных песен для фортепиано
  • 2001 — «Маленькая мучная серенада» («Несерьезная увертюра» для флейты, фортепиано струнного квартета и ансамбля русских народных инструментов)
  • 2002 — Сюита для флейты и клавесина (фортепиано) в 4 частях
  • 2004 — «Два сюжета из деревенской жизни» для квартета флейт
  • 2006 — «Новорусская сюита» для 2 фортепиано в 4 частях: «Биржевые новости», «Аукцион», «Неофициальный визит», 2006 2006 — «Депутатский галоп»
  • 2007-2008 — «Токкатина», «Балет», «Поездка Баха в Кострому», «Реплики» для фортепиано
  • 2009 — «Черный квадрат», Этюд-тарантелла для фортепиано
  • 2009 — Сюита для 2 флейт и фортепиано: 1. «Паспье»; 2. «Хранитель времени»; 3. «Пастораль»; 4. «Каприччио»
  • 2010 — Второй кварт. для двух скрипок, альта и виолончели
  • Б/Д — Маленькая фуга для струнного ансамбля

Произведения для народных инструментов

  • 1973 — «Разудалая» («Во пиру была») для трех баянов
  • 1973 — трио баянистов. Екатеринбург, 2007; ББ (р.)
  • 1977 — «Русские зарисовки», сюита для баяна в 4-х частях
  • 1977 — «Припевки», «Хоровод», «Эх вы, сани!», для ансамбля народных инструментов
  • 1977 — «Ваталинка», сибирский наигрыш для баяна
  • 1977 — «Ваталинка» для домры или балалайки и фортепиано; для оркестра народных инструментов
  • 1977 — «Уральский перепляс» для ансамбля народных инструментов
  • 1978 — «Русские сюжеты», сюита для 3-х баянов в 6 частях
  • 1978 — Две пьесы на уральские темы для 3-х баянов: «В бане черти табак толкли», «Марков камень»
  • 1978 — «В бане черти табак толкли» для оркестра народных инструментов
  • 1979 — «Мальчишки с нашего двора», сюита для баяна в 3-х частях
  • 1979 — «Марш-гротеск» для оркестра баянистов
  • 1979 — «Огороды городили», пьеса на уральсую тему для баяна
  • 1981 — «Катюша», пьеса на тему М. Блантера для трех баянов
  • 1981 — «Прогулка» для ансамбля народных инструментов
  • 1983 — «В уездном городе N», сюита для ансамбля народных инструментов
  • 1984 — «Казаки», пьеса на тему братьев Покрасс для 2-х баянов; вариация для оркестра народных инструментов
  • 1988 — Сонатина № 1 для баяна
  • 1988 — «Во горнице» для оркестра народных инструментов
  • 1989 — «Парад-алле» для оркестра баянов
  • 1989 — Вальс для балалайки и гитары
  • 1990 — «Три рассказа Дж. Лондона», сюита для ансамбля народных инструментов
  • 1991 — «Ты – одессит, Мишка», пьеса для баяна на тему М. Валовца
  • 1992 — Сонатина № 2 для баяна
  • 1993 — Пять пьес для баяна
  • 1993 — «Бенгальский танец» для ансамбля народных инструментов
  • 1993 — Три зарисовки для гитары
  • 1994 — «Русский вальс» для баяна и оркестра баянистов
  • 1994 — Три пьесы для гитары
  • 1994 — «Ша, штил», пьеса на еврейскую тему для домры и фортепиано; вариация для оркестра народных инструментов
  • 1994 — Сюита для двух домр в 4 частях
  • 1995 — «Шведский псалом» для трех баянов
  • 1995 — «Лезгинка» для баяна; вариация для оркестра народных инструментов
  • 1995 — «Рэг-тайм» для гитары
  • 1998 — «Со старой пластинки» для оркестра народных инструментов
  • 1999 — Пять эскизов для балалайки solo
  • 1999 — «Эпилог» памяти Н. Худякова для 3-х баянов
  • 2000 — «Легенды горы Благодать» (Сказы Земли Уральской) для оркестра народных инструментов
  • 2001 — «Зимняя сюита» для 3-х баянов в 4 частях
  • 2001 — «Косил отец сено» для домры и гитары
  • 2003 — «Воробей и синица», пьеса на чешскую тему для ансамбля народных инструментов
  • 2003 — «Уж я золото хороню», пьеса на русскую тему для ансамбля народных инструментов
  • 2004 — Концертино для домры и фортепиано
  • 2004 — «Колобок», илл. к рус. сказке для ансамбля русских народных инструментов
  • 2005 — «Уральская рябинушка» на тему песни Е. Родыгина для фортепиано с оркестром народных инструментов
  • 2006 — «Тагильский экспресс» для оркестра баянистов
  • б/д — Три пьесы для готово-выборного баяна:
  • б/д — «Интродукция», «Лабиринт», «P.S.»
  • б/д — «Травушка-муравушка», вар. на рус. тему для баяна
  • б/д — «Туринская игрушка», хореографическая миниатюра для баяна
  • б/д — «Воспоминание о вальсе» для баяна с оркестром
  • б/д — «Новорусская сюита» для оркестра народных инструментов

Музыка к хореографическим постановкам

  • 1980 — Матросский танец для ансамбля танца п/у А. Поличкина
  • 1981 — «Матрешки» для ансамбля танца п/у А. Поличкина
  • 1984 — «Екатеринбург в лицах» (для Урал. нар. хора)
  • 1989 — Нижнеисетская кадриль
  • 1995 — Хореографическая композиция по сказам П.П. Бажова для ансамбля танца ДК им. Окунева Уралвагонзавода
  • 1996 — «У причала» (Программы Театра танца Дворца молодежи п/у М. Баланчука)
  • 1996 — Танец на табуретках
  • 1998 — «У колодца»
  • 1999 — Самба
  • 1999 — Цыганский танец
  • 2000 — «Девочка со скрипкой»
  • 2002 — «Огневушка-поскакушка»
  • 2003 — «Косари»
  • 2006 — «Пингвины»
  • 2008 — «Каменный цветок» (хореографическая композиция по сказу П.П.Бажова)
  • 2010 — «Под окном черемуха колышется» (вокально-хореографическая композиция)

Музыка к спектаклям и кинофильмам

  • 1979 — Е. Шварц. «Два клена» (СГТЮЗ, реж. В. Рубанов)
  • 1981 — К. Мешков. «Милое мое привидение» (Курган, Т. «Гулливер», реж. Б. Понизовский)
  • 1984 — «Любовь, любовь, любовь» по мотивам рассказа А.Чехова (СГТЮЗ, реж. В. Рубанов)
  • 1985 — Л. Устинов. «Бочка меда» (СГТЮЗ, реж. Л. Лелянова)
  • 1987 — Н. Воронов. «Следствие» (СГТЮЗ, реж. А. Праудин)
  • 1987 — С. Козлов. «Поющий поросенок» (СГТЮЗ, реж. В. Иванский и В. Сизов)
  • 1997 — Музыка к к/ф «Алиса в стране Метрополитении». Свердловская киностудия, 1998 (реж. И. Брызгалина)

Шишкин, Юрий Васильевич

День рождения 24 августа 1963

признанный выдающийсясоветский и российский музыкант, один из лучших баянистов современности

Юрий Васильевич Шишкин (24 августа 1963, г. Азов, Ростовская область) — признанный выдающийсясоветский и российский музыкант, один из лучших баянистов современности. Активно участвует в развитии баянного исполнительства в мире. Искусство Юрия Шишкина отличает высокое мастерство, создание масштабной образной партитуры произведения, владение музыкальной живописью и блестящая техника. Творческий портрет музыканта дополняет его страсть к музыке, поиск новых приемов игры и средств выразительности, темперамент и артистизм.

Биография

Юрий Шишкин родился 24 августа 1963 года в городе Азове Ростовской области, в немузыкальной семье. Его мать — Шишкина Софья Андреевна — мастер женского платья, отец — Шишкин Василий Иванович — строгальщик на заводе Кузнечно-прессового оборудования. В роду музыкантов не было. По линии отца предки были донские казаки. Так, прапрадед Юрия за заслуги перед отечеством на военном поприще получил от царя 40 десятин земли. Мать — из Белоруссии, Гомельская область, Рогачёвский район, посёлок Станьково (Минская область). Первые навыки игры на баяне он получил у своего дяди — Шишкина Георгия Ивановича, баяниста-любителя, гитариста и певца.[1] Надо сказать, что в детстве Юра был далёк от мысли заниматься музыкой. Он хотел быть художником-анималистом, изучал повадки животных, наблюдал за ними, и свои впечатления отражал на бумаге. Мама же видела в нём музыканта. Она была человеком тонким, музыкальным — даже знала наизусть некоторые оперы — и хотела детей своих приобщить к искусству, поэтому отдала сына в музыкальную школу, а дочь Светлану — в балетную студию. После окончания Детской школы искусств в Азове (1970—1977, ныне ДШИ им. С.Прокофьева, в класс Лавриненко Н. И.) в возрасте 15-ти лет Юрий оказывается перед выбором — продолжить обучение по музыкальной стезе или же исполнить свою мечту, к которой он тайно готовился, — поступить в Ростовское художественное училище им. Грекова. У родителей же были иные мысли по поводу его учёбы. Однако, при всём тогдашним уклонении Юрия от занятий музыкой, он все же сдал экзамены в Ростовское училище искусств (1978—1982, ныне Ростовский колледж искусств), и стал учеником в классе Н. И. Григоренко. Этот преподаватель научил его по-настоящему работать над музыкальным произведением, усердно заниматься — не по одному часу, как это происходило раньше, а по 8-10 часов каждый день. И уже через два года, в 1980, а затем в 1981 году, он стал победителем на внутриучилищном и зональном конкурсах, восхитив жюри совершенством своей игры. Продолжая обучение в Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте (1983—1989, ныне Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) в классе профессора В. А. Семёнова (Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных, композитор), он одерживает победу на II Всесоюзном конкурсе баянистов и аккордеонистов в г. Ворошиловграде (1984) и конкурсе-отборе на международный конкурс в Клингенталь (Германия), проходившем в г. Тамбове (1987). Затем он поступил на ассистентуру-стажировку в Российской академии музыки имени Гнесиных (1990—1992) в классе профессора В. А. Семёнова. Свой первый сольный концерт исполнил в 1982 г. в ДШМ им. Римского-Корсакова в Ростове-на-Дону. Начиная с 1988 года Шишкин начинает концертировать по городам СССР (Челябинск, Свердловск, Одесса, Ленинград, Москва). В 1989 г. с успехом проходит его первый концерт за границей (Голландия, Амстердам). Он выступает с концертами, лекциями и мастер-классами в крупнейших городах мира, играет во всех регионах России, принимает участие в международных фестивалях и конкурсах. Премьеры его новых программ ежегодно проходят в Голландии, Германии, России.

Личная жизнь

С 1989 г. женат на Галине Петровне Шишкиной, преподавателе по классу домры и гитары в ДМШ им. Ипполитова-Иванова, а также в Ростовском колледже искусств, среди её учеников множество лауреатов всероссийских и международных конкурсов. С 2010 года Галина Петровна является Заслуженным деятелем Всероссийского музыкального общества. В браке родились двое детей — сын Андрей и дочь Алла. Оба так же связаны с музыкой. Андрей закончил ДМШ им. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано и гитары. Алла закончила ДМШ им. Ипполитова-Иванова по классу фортепиано (1997—2004 годы), Ростовский колледж искусств в классе Евтодиева Т. В.(2004-08 г.), продолжает обучение в РГК им. Рахманинова на 4 курсе(2012 г.) в классе Бендитского И. С., а затем, после его смерти, у О. Л. Оноприенко. Алла является победителем международных и всероссийских конкурсов пианистов.


источники:

http://pianokafe.com/artist/andrey-byzov/about/

http://www.peoplelife.ru/329174