Как правил и как погиб Андрей Боголюбский
Великий князь владимирский Андрей Боголюбский, причисленный Русской православной церковью к лику святых, является одним из самых выдающихся правителей в древнерусской истории. Его жизненный путь отмечен многочисленными победами, а смерть была мученической, принятой от рук предателей из собственного окружения. Верующий человек, Андрей умер с молитвой на устах. Произошло его убийство 845 лет назад, 29 июня 1174 года.
Сын Юрия Долгорукого
Будущий князь Владимирский, Андрей Боголюбский родился примерно в 1111 году в семье Юрия Владимировича Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, который считается основателем Москвы, нынешней столицы государства российского. Матерью Андрея была Анна, дочь половецкого князя Каипа (Аепы), которую тот в 11-летнем возрасте выдал замуж за князя Юрия Долгорукого. Таким образом, в жилах Андрея Боголюбского текла и половецкая кровь.
Молодые годы Андрея практически не освещены в исторической литературе, поскольку нет источников, которые бы давали хоть какую-то информацию. Известно, что в 1146 году, когда Андрею было уже 35 лет, он изгнал из Рязани Ростислава Ярославича, а в 1149 году Андрей получил от Юрия Долгорукого Вышгород, став князем вышгородским. Во время похода против Изяслава Михайловича Андрей очень хорошо себя зарекомендовал при осаде Луцка, хотя город взять и не удалось.
В 1148 году Юрий Долгорукий женил 37-летнего сына на дочери казненного боярина Степана Кучки Улите, которая отличалась красотой. В течение жизни Улита родила Андрею пятерых детей – Изяслава (умер в 1165), Мстислава (умер в 1173), Юрия (умер 1190), Глеба (умер в 1175 году в 20 лет, причислен к лику святых) и дочь Ростиславу.
В 1152 году Андрей участвовал в осаде Чернигова, где получил тяжелое ранение. В 1153 году Юрий Долгорукий сделал Андрея князем рязанским, однако в результате нападения на Рязань Ростислава Ярославича, заручившегося поддержкой половецкой орды, Андрей был вынужден бежать из Рязани. Сохранилось предание, что бежал он из города в одном сапоге.
Когда Юрий Долгорукий окончательно утвердился в Киеве, он вновь сделал Андрея князем вышгородским.
В Вышгородском женском монастыре Андрей в буквальном смысле выкрал очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. Когда в 1155 году Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме, он забрал чудотворную икону с собой и она, получившая название Владимирской иконы Божьей матери, впоследствии превратилась в одну из главнейших православных святынь Руси.
По преданию, икона Богородицы была привезена из Царьграда (Византия), а написал ее сам евангелист Лука. Икону уже в то время наделяли чудесными свойствами – якобы она сама отходила от стены ночью и становилась посередине церкви. Андрей очень хотел обладать этой иконой, но взять ее открыто было невозможно, поскольку это не позволили бы местные жители. Поэтому с помощью священника Николая и диакона Нестора Андрей выкрал икону ночью и скрылся в суздальской земле. Ночью Андрею явилась во сне Богородица и велела оставить икону во Владимире. Князь так и поступил, а на том месте, где ему явилась Матерь Божья, основал город Боголюбый (Боголюбово).
Князь Владимирский и Суздальский
В 1157 году скончался Юрий Долгорукий. Андрей стал после смерти отца князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Он перенес свою столицу во Владимир, пристроив к Владимирскому кремлю Новый город – земляную крепость с двумя каменными башнями. При этом сам Андрей предпочитал жить в замке Боголюбово, по названию которого и стали вскоре называть самого князя.
Годы правления Андрея Боголюбского характеризовались бурным развитием Владимиро-Суздальской земли. Так, именно тогда была построена Церковь Покрова на Нерли. Не исключено, что и Москву строил именно Андрей Боголюбский, а не его отец Юрий Долгорукий, который был слишком занят делами в Киеве и мог лишь отдать указание о строительстве города. Одним из первых Андрей стал приглашать для строительства объектов на своих землях западноевропейских зодчих, понимая тогдашнее превосходство Европы в архитектуре и строительном деле.
Надо отметить, что богобоязненный Андрей, тем не менее, весьма лихо боролся за власть. Он прогнал из княжества свою мачеху княгиню Ольгу со своими сводными братьями Михаилом, Васильком и Всеволодом. Вслед за мачехой отправились и другие родственники князя, а также приближенные к покойному отцу бояре. Андрей стремился опираться на свою дружину, а также завязал тесную дружбу с крупными торговцами Ростова, Суздаля и Владимира, рассматривая горожан как еще одну свою опору.
В 1159 году дружина Андрея захватила Волок Ламский, построенный новгородцами. Здесь Андрей отпраздновал свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Расширяя свои владения, Андрей старался не обделять младших дружинников, в которых видел противовес боярству. Он выделял им земельные наделы и всячески поддерживал, понимая, что именно они являются его главной опорой в противостоянии с родовым боярством.
Ко времени правления Андрея Боголюбского относится и попытка создания независимой от Киева митрополии во Владимире, однако патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг не утвердил Феодора митрополитом и назначил епископом Ростова византийского священнослужителя Леона. Леон базировался в Ростове, а Феодор во Владимире. В конце концов, Андрей был вынужден направить Феодора в Киев, где епископу отрезали язык и отрубили правую руку.
Взятие Киева и война с Новгородом
Андрей Боголюбский отметился и многочисленными военными походами, участвуя в борьбе за власть на просторах Руси. В 1169 году Андрей Боголюбский, воспользовавшись сумятицей в Киеве, направил туда свое войско под командованием сына Мстислава Андреевича. К владимирскому войску присоединились дружины полоцкого и муромо-рязанских князей. 12 марта 1169 года войско суздальское взяло Киев штурмом. Два дня продолжался грабеж Киева. Многих жителей города увели в плен, были разграблены киевские церкви и монастыри. В Киеве стал править младший брат Андрея Глеб, а сам Андрей Боголюбский предпочел остаться во Владимире.
Впервые в истории Древней Руси Андрей Боголюбский решил изменить порядок старшинства князей. Прежде князь, переходя править в Киев, покидал свою вотчину, но Андрей Боголюбский остался во Владимиро-Суздальской земле. Из-за этого статус Суздальщины многократно вырос и именно с Владимиро-Суздальской земли началось формирование и развитие будущего единого русского государства.
Зимой 1170 года войско под командованием сына Андрея Мстислава, в составе суздальских, рязанских и муромских дружинников, прибыло под Новгород и начало осаду этого великого русского города. Утром 25 февраля суздальцы пошли на штурм Новгорода, однако новгородцам удалось одержать победу и взять в плен множество суздальских дружинников. Мир с Андреем Боголюбским был заключен новгородцами лишь потому, что вскоре в городе начался голод и в сложившейся ситуации новгородцы решили, что лучше помириться с серьезным соперником, чем продолжать вражду.
Помимо Киева и Новгорода Андрей Боголюбский дважды организовывал масштабные походы в Волжскую Булгарию. Эта страна была восточным соседом Руси, а населявшие ее тюрки-булгары преимущественно исповедовали ислам. В 1164 и 1171 гг. войско Андрея Боголюбского дважды вторгалось в Волжскую Булгарию. В первый раз суздальцам удалось взять город Бряхимов и сжечь еще три города, а во второй раз Мстислав Андреевич, командовавший суздальским войском, предпочел избежать столкновения, увидев, что булгары собрали очень многочисленную армию и соотношение сторон складывается не в пользу суздальцев.
Убийство Андрея Боголюбского
Неудачный поход суздальского войска на Киев в 1173 году вызвал недовольство части крупных бояр княжества. Пожилой 60-летний Андрей удовлетворял интересы бояр все меньше и меньше и они решили составить заговор, чтобы устранить стареющего князя. Возглавили заговор бояре Кучковичи, договорившиеся с ключником Анбалом. Именно Анбал похитил висевший над постелью Андрея Боголюбского меч Святого Бориса, из-за чего князь не смог оказать сопротивления заговорщикам.
В ночь с 28 на 29 июня 1174 года бояре Кучковичи спустились в винный погреб, где выпили для смелости вина, а затем пошли в спальню князя. Когда они постучали к Андрею Боголюбскому, князь поинтересовался, кто за дверью. Один из бояр назвал имя Прокопия – любимого слуги князя. Но Андрей, который прекрасно знал голос своего помощника, понял, что его обманывают и насторожился. Он не стал отпирать дверь, а вскочил и хотел было схватить меч. Но меча не было на месте. В это время бояре Кучковичи выломали дверь в княжеские покои и набросились на Андрея.
Боголюбский, несмотря на возраст, отличался недюжинной физической силой. Он долго дрался с боярами, пока все же не упал под их ударами. Подумав, что князь мертв, Кучковичи вышли из опочивальни. Андрей вскоре очнулся и кое-как вышел из своей спальни, попытавшись скрыться на лестнице за столбом. Но бояре обнаружили кровавый след и вскоре нашли и самого Андрея. Боголюбский начал читать молитву, произнеся в конце ее: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!». После этих слов он скончался под ударами убийц. Бездыханное тело Андрея Боголюбского вытащили на улицу.
Верный слуга Андрея Боголюбского Кузьмище Киянин отнес тело своего господина в церковь, но лишь на третий день после убийства Андрея Боголюбского отпел игумен Арсений. Тело князя перенесли из Боголюбова во Владимир, где и похоронили в монастыре. В 2015 году, когда в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском шли реставрационные работы, историки обнаружили надпись XII века, которая содержала подробное описание обстоятельств убийства Андрея Боголюбского и имена 20 участников заговора с целью устранения князя.
К лику святых Русской православной церкви Андрей Боголюбский был причислен многие столетия после своей трагической гибели. Его канонизировали в 1702 году, а днем памяти сделали 4 (17) июля. Мощи Святого Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Князь был мудрым и смелым человеком
Каким был князь, причисленный к лику святых, человеком? Сейчас об этом трудно судить, ведь есть лишь отрывочные источники в виде старинных летописей. Тем не менее, великий русский историк Василий Осипович Ключевский, на основе анализа данных, составил словесный портрет Андрея. Он отмечал, что князь был человеком отважным, во время боя «забывался», ввязывался в самые опасные схватки и даже мог не заметить, как с него сбивали шлем. Он рисковал жизнью не задумываясь, но как только бой заканчивался, Андрей превращался в мудрого политика, который мог принимать взвешенные решения.
И действительно, политическим деятелем Андрей Боголюбский был незаурядным. От многих князей он отличался умением держать ситуацию под контролем. Его практически никогда нельзя было застигнуть врасплох. И лишь в последние годы жизни, в пожилом возрасте, Андрей несколько снизил бдительность, что и стало причиной его гибели. Но надо отметить, что прожил Андрей 63 года, что для древнерусского князя в век распрей и постоянных войн было очень и очень много.
Андрей Боголюбский, как и многие другие русские князья, пролил за свою жизнь немало крови, в том числе и родственников своих. Но главная заслуга князя, которой у него не отнять, относится к превращению Владимиро-Суздальской земли в самостоятельный политический центр земли Русской. И в этом плане Андрей был достойным сыном и продолжателем дела своего отца Юрия Долгорукого, а в плане политической мудрости – достойным внуком и наследником Владимира Мономаха.
Андрей Боголюбский – краткая биография
Андрей Боголюбский (не ранее 1100 — 1174 гг.), Великий Князь Владимирский (с 1157. г.).
Отец Андрея, суздальский князь Юрий Долгорукий, стремился утвердиться в Киеве и вёл нескончаемые распри со своими противниками.
Андрей был вынужден до поры до времени подчиняться отцовской воле. В периоды кратковременных княжений Юрия в Киеве он правил в соседних уделах — Вышгороде, Турове, Пинске (1149—1151 гг., 1155 г.).
Но ему было не по нраву княжение в неспокойных южных землях, где его судьба зависела бы от настроения дружины и вечевых решений горожан.
Властолюбивый и своенравный по характеру, Андрей лелеял замысел придать главенствующее положение среди русских княжеств Ростово-Суздальской земле, сделать её средоточием государственной жизни на Руси.
Это и подтолкнуло его в 1155 г. бежать на Суздальскую землю против воли отца.
В Ростове и Суздале тогда княжили младшие братья Андрея. Вот почему путь его лежал в небольшой Владимир на Клязьме, который он задумал сделать центром всего княжества.
Такое пренебрежение старейшими городами земли могло вызвать недовольство ростовчан и суздальцев. Андрею требовалась поддержка Церкви.
По пути во Владимир он похитил из Вышгородского монастыря чудотворную икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой и вывезенную из Константинополя. Перенесение этой почитаемой на Руси святыни во Владимир придало бы городу значение благословенного места.
По легенде, невдалеке от Владимира Андрею во сне явилась Божия Матерь и велела возвести в селе, где он ночевал, церковь во имя Рождества Богородицы, а вокруг неё монастырь.
Заложенная князем в Боголюбове резиденция стала любимым местом пребывания Андрея, которого с тех пор прозвали Боголюбским.
В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.
При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.
Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.
Однако политические интересы Андрея простирались гораздо дальше пределов Северо-Восточной Руси. Поводом к одному из раздоров послужило то, что киевский князь Мстислав Изяславич — давний противник Андрея — по своей воле послал княжить в Новгород сына Романа.
Вечные темы
Цитаты про любовь и музыку
В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.
Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги.
За убийством в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в Боголюбове некогда любимого всеми князя последовали грабежи и резня княжеских посадников и управляющих, продолжавшиеся шесть дней.
Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.
В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.
Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.
Биография Андрея Боголюбского
Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.
В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.
По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.
Правление Андрея Боголюбского
Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.
После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.
Золотые ворота во Владимире
Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.
В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.
В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.
В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.
Реконструкция замка Андрея Боголюбского
Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.
Взятие Киева (1169)
После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.
Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.
Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.
Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.
Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.
В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.
Поход на Новгород (1170)
Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.
Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.
Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина
Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.
Осада Вышгорода (1173)
Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.
Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.
Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.
Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова
Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.
Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.
Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.
Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.
Походы в Волжскую Булгарию
В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.
Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.
И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.
Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово
Личная жизнь
В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.
Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.
Смерть и канонизация
Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.
Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.
Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.
Убиение Андрея Боголюбского
Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.
Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.
Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-andreya-bogolyubskogo
http://interesnyefakty.org/andrej-bogolyubskij/