Андрей Белый Актер биография

Биография Андрея Белого

Жена — Александра Дмитриевна Егорова
Дети — нет

Андрей Белый (1880-1934) – русский поэт и писатель, был одним из ведущих деятелей в русском модернизме и символизме, известен также своими работами в качестве стиховеда, мемуариста и критика.

Детские годы

Настоящее имя Андрея Белого ‒ Борис Николаевич Бугаев. Родился он 26 октября 1880 года в Москве.

Его отец, Николай Васильевич Бугаев, был известным российским философом и математиком, членом-корреспондентом Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, заслуженным профессором и деканом на физико-математическом факультете в Московском университете.

Мама, Александра Дмитриевна (девичья фамилия Егорова), считалась одной из первых красавиц в Москве.

Долгие годы жизни (почти 26 лет) будущего поэта прошли в доме его родителей, который располагался на пересечении Денежного переулка с Арбатом. Сейчас на этом месте в самом центре Москвы действует единственный в мире мемориальный музей, посвящённый Андрею Белому.

Среди представителей старой московской профессуры у отца, Николая Бугаева, были очень широкие знакомства, так что детство Андрея прошло в высокой атмосфере культурно-профессорской Москвы. В доме частым гостем был великий писатель Лев Толстой.

Между родителями складывались непростые отношения, что тяжело сказалось на формирующемся характере и психике будущего поэта. В дальнейшем это выразилось в странностях и конфликтах Андрея Белого с окружающими.

Обучение

В 11-летнем возрасте Андрей поступил на учёбу в лучшую московскую частную гимназию Поливанова Л. И., где его самыми любимыми увлечениями стали восточная религия (оккультизм, буддизм) и литература (особенно мальчика интересовали произведения Ибсена, Ницше и Достоевского). На последних курсах юношу очень увлекла поэзия. Среди стихотворных произведений особое предпочтение он отдавал поэтам Франции и символистам России (Мережковский, Брюсов и Бальмонт).

Когда парню было 15 лет, он сблизился с будущим русским поэтом Сергеем Соловьёвым, сыном известного переводчика. Андрей довольно близко вошёл в их семью, здесь происходили его знакомства с новинками искусства в музыке, живописи, философии. Именно в доме Соловьёвых с сочувствием были встречены его первые поэтические опыты и придуман творческий псевдоним ‒ Андрей Белый.

В 1899 году он окончил учёбу в гимназии и по настоянию родителей сдал экзамены для поступления в Московский университет. На физико-математическом факультете он выбрал естественное отделение, потому что с ранних юношеских лет, несмотря на свои мистические и художественные настроения, Андрей стремился к точным наукам.

В университете он усиленно занялся изучением теории Дарвина и зоологией беспозвоночных, много уделял внимания химии. При этом он не пропускал ни одного номера ежемесячного художественного иллюстрированного журнала «Мир искусства», в котором изучал новинки творчества русских символистов.

В 1903 году Белый окончил университет с красным дипломом.

В 1904 году в этом же Московском университете Андрей стал студентом историко-филологического факультета. В качестве своего руководителя он выбрал знаменитого русского логика, переводчика и философа Бориса Александровича Фохта. Однако спустя год Белый перестал ходить на занятия, а в 1906 году написал в деканат прошение об отчислении его из университета. Он принял решение целиком и полностью посвятить себя литературной деятельности.

Литературная деятельность

Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.

В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.

В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.

Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».

В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.

В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».

Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.

В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:

Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».

С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.

Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:

  • цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
  • очерк «Революция и культура»;
  • поэма «Христос Воскрес»;
  • поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».

Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.

С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:

  • дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
  • роман «Маски»;
  • мемуары «Воспоминания о Блоке»;
  • трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».

Личная жизнь

Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».

Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».

В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.

В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.

Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.

Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя.

8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Анатолий Белый

Имя: Анатолий Белый ( Anatoly Bely )

Настоящее имя: Анатолий Вайсман

День рождения: 1 августа 1972 (49 лет)

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: г. Брацлав, Немировский район, Винницкая область, Украина

Карьера: актер

Фото: Анатолий Белый

Биография Анатолия Белого

Детство и семья Анатолия Белого

Вырос мальчик в простой советской рабоче-интеллигентной семье. Его отец был строителем, в частности, участвовал в возведении Волжского автобусного завода, а мама учила детей немецкому языку. С юного возраста мальчик был увлечен спортом, подавал большие надежды в области акробатики и фехтования, мечтал посвятить себя этому делу.

Несмотря на атлетизм, парень не решился на поступление в специализированный вуз. Родители настояли на выборе более приземленной, но «хлебной» специальности, а потому после выпуска из школы Анатолий стал студентом Самарского авиационного института. В качестве специальности Анатолий выбрал перспективное программирование.

Именно в институте он по-настоящему увлекся творчеством. Парень стал участником университетской команды КВН, где и смог развить свой актерский талант. Кроме того, в это время он вспомнил давнюю мечту – освоить какой-нибудь музыкальный инструмент – и в совершенстве овладел игрой на гитаре. В скором времени Анатолий отодвинул учебу на второй план и начал уделять большую часть времени самовыражению.

Проучившись три года в авиационном институте, Белый наконец-то понял, что занимается совершенно не тем делом. О том моменте «инсайта» он говорил так: «На минуту я представил, будто всю жизнь буду сидеть за компьютером и заниматься программированием. Та картина, которая предо мной предстала, была настолько отвратительной, что уже следующим утром я покинул ряды студентов ».

В его дальнейших планах, конечно же, было поступление в театральное училище. Для этого он переехал в Москву и начал штурмовать все профильные училища столицы. В «Щепке» ему улыбнулась удача – молодой человек попал на курс к Николаю Афонину. В театральном Анатолий наконец почувствовал себя на своем месте. Он был доволен абсолютно всем, а особенно квалифицированными преподавателями, среди которых была уважаемая Людмила Новикова, которая стала для молодого человека настоящим кумиром и научила его всем азам театрального искусства.

Театральная карьера

Через некоторое время парень был призван на военную службу, но именно в рядах вооруженных сил он устроился в свой первый театр – «Театр Российской армии», куда призывают многих военнообязанных актеров. Демобилизовавшись, он снова остался без работы, поэтому был вынужден удариться в торговлю.

Спустя некоторое время он узнал, что известный актер и режиссер Олег Меньшиков работает над новым проектом. Он в очередной раз решил рискнуть и попробовать себя на кастинге. Знакомый актера, режиссер Павел Каплевич, порекомендовал актера Меншикову, и молодой актер был утвержден на роли в спектаклях «Горе от ума» и «Кухня». После этого мужчину приняли в труппу Театра имени Станиславского, где он впоследствии выходил на сцену в постановках «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой».

Кинокарьера Анатолия Белого

В 2006 году мужчине было присвоено звание Заслуженного артиста РФ.

В 2007 году мужчина появился в одной из главных ролей в нашумевшей антиутопии «Параграф 78», снятой по сценарию Ивана Охлобыстина. Наряду с ним актерский состав картины составили Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Григорий Сиятвинда, певица Слава, Станислав Дужников и Азиз Бейшеналиев.

Андрей Белый

(настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев)

(1880-1934) русский прозаик, поэт, критик, литературовед

Будущий знаменитый символист родился в семье профессора Н. Бугаева, известного математика, автора оригинальной теории эволюционной монатодологии и председателя Московского математического общества. Детские годы Бугаева прошли в бытовой и интеллектуальной атмосфере профессорской Москвы. Она оказала влияние не только на его умственное развитие, но и на подсознание. Позже в своих романах и мемуарах он создаст образы знаменитостей, бывавших в доме, в виде кариатид, держателей особой системы мироздания. Вероятно, благодаря своей неуемной энергии отец получит в этой иерархии почетное прозвище Гефеста, бога огня, подвижного и переменчивого.

Мать занималась только собой, вела светский образ жизни. О ее красоте свидетельствует образ молодой на картине «Боярская свадьба» К. Маковского, для которой она позировала.

Каждый из родителей мечтал сделать из мальчика будущего гения: отец видел в нем продолжателя дела, мать мечтала о всестороннем развитии, учила музыке и грамоте. Позже Бугаев вспоминал, что боялся расстроить мать своим непониманием и оттого еще больше тупел.

В целях самозащиты он уходил в свой внутренний мир, который во многом складывался под влиянием произведений Майн Рида, Жюля Верна. Позже детские фантазии и страхи (Бугаев часто болел) также станут содержанием его книг. Ведь он рано начал многое подмечать. Раздвоенность станет его обычным состоянием, со временем он даже откажется от своего имени.

Бугаев поступает в частную гимназию Л. Поливанова. Через руки этого педагога, знатока русской словесности, автора оригинальной методики образования, прошли многие русские деятели, из близких Бугаеву символистских кругов там учился В. Брюсов.

Детство заканчивается, наступает время чтения Бодлера, Верлена, Уайта, Гауптмана, Ибсена. К осени 1895 года относятся первые опыты сочинительства. Как поэт Бугаев формируется под влиянием французских декадентов и отечественной философии.

В 1896 году он знакомится с семьей М. Соловьева, брата философа В. Соловьева. Они поселились в том же доме на углу Арбата и Денежного переулка, где жили Бугаевы. Сережа Соловьев становится приятелем и другом поэта, а жена Соловьева знакомит его с творчеством импрессионистов и Врубеля. Бугаев увлекается музыкой Грига, Вагнера, Римского-Корсакова.

Соловьев придумал псевдоним для начинающего литератора — Андрей Белый. Ведь из уважения к отцу Бугаев не решается печататься под своим именем и подписывается «студент-естественник». В то время он учится на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета.

Правда, Андрей Белый выступал и под другими псевдонимами, их известно не менее двенадцати, среди них — Альфа, Бета, Гамма, Кунктатор, Леонид Ледяной. Подобная разбросанность свидетельствовала о неустойчивом состоянии поэта, он еще находится в процессе самопоиска.

Постоянство не являлось особенностью Белого. Он даже свои стихи сочинял на бегу, в процессе движения, перемещения. Ни один текст Андрей Белый не воспринимал как окончательный: выпуская переиздания, он порой менял текст настолько, что он представлял вариации на ту же тему. Гак, стихи из сборника «Пепел» переписывались им трижды, для изданий 1923 года и 1929 годов. Последний вариант был подготовлен для сборника «Зовы времени», но он не вышел из-за смерти поэта.

Роман «Петербург» существует в четырех редакциях, причем в первой из них ритмическую структуру определял амфибрахий, а во второй — анапест. Подобная структура требовала объяснений. Ни один издатель не принял роман «Маски» (1932) в стихотворной форме. Поэтому Белому приходилось давать предисловия к своим произведениям, снабжать их схемами и рисунками, проводить специальные семинары по метрике.

Первые произведения Белого в основном не сохранились, отрывки из других были позднее напечатаны в «Северных цветах» и «Золотом Руне».

Андрей Белый всегда мечтал согласовать точные науки и музыку. Он не работал по полученной специальности, но в статьях и теоретико-философских исследованиях использовал для построения своих теорий даже математические выкладки.

Опорой для Белого становится философия В. Соловьева и Ф. Ницше. Он откровенно заявляет, что основывался на их выводах для конструирования собственной системы взглядов, связанных с мистическим преображением бытия и познанием тайны сущего.

Начало XX века ознаменовано работой Белого над «Симфониями». Они представляют собой новую форму, лирическую ритмизованную прозу, где различные сюжетные линии стекаются по законам музыкальной композиции в виде отдельных лейтмотивов.

Как писал автор, ему было важно передать душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях. Но он еще только вырабатывает свой собственный почерк, в первой симфонии пока сильны книжные впечатления. «Третья симфония» интересна пророческим пафосом.

Андрей Белый постоянно расширял круг литературных знакомств, он многому научился у В. Брюсова, определенное влияние на поэта оказало окружение Мережковского-Гиппиус. Он напечатал значимые для творчества статьи «Формы искусства» (1902) и «Символизм как миропонимание» (1904) в их религиозно-философском журнале «Новый путь».

Белый верил в то, что является адептом нового искусства, истинного символизма. Его взгляды разделяли единомышленники, в основном студенты Московского университета, называвшие себя аргонавтами.

После встречи с А. Блоком в 1903 году им становится ясно, что оба поэта развиваются в одном направлении. Правда, сам Андрей Белый признавался, что в то время уступал Блоку в литературном мастерстве. Отношения дружбы-вражды отразятся в переписке, являющейся бесценным памятником истории развития символизма как литературного течения.

1904 год принес разочарования, Андрей Белый отходит от кружка аргонавтов и заводит полемику с Брюсовым. Предметом нападок было то, что Брюсов стал другом для покинутой Андреем Белым возлюбленной. В отношениях с Н. Пиотровской Белый надеялся обрести астральную любовь, но они переросли в тривиальный роман. Тогда он порывает с ней. Свои впечатления оба поэта отражают в стихах, Брюсов делает Белого героем своего романа «Огненный ангел».

Новая полоса творчества начинается с сотрудничества в ведущем символистском журнале «Весы», где Белый публикует свои статьи, заметки, рецензии. Постепенно он становится ведущим теоретиком символизма.

В течение некоторого времени (в 1906-1909 годах) Андрей Белый полагал, что влюблен в жену Блока Л. Менделееву. Но скорее он отдал дань общим настроениям, ведь многие полагали, что Менделеева станет земным олицетворением Вечной Женственности, обоснованной В. Соловьевым и реализованной Блоком в стихах. Позже свои переживания, навеянные неразделенной любовью и разочарованиями в юношеских мечтаниях, Белый отразит в сборнике «Урна» (1909), рассказе «Куст», в образе ангела Пери в романе «Петербург» (1916), а также в мемуарах.

Андрей Белый относился к тем людям, которые легко подвергались чужому влиянию и увлекались многими вещами одновременно. Он легко менял тональность в отношениях с окружающими, переходя от дружбы к ненависти и наоборот. Известно, что Белый неоднократно провоцировал окружающих на дуэли, но они не допускались близкими.

Литературная жизнь Белого шла параллельно с университетскими занятиями. Закончив в 1903 году естественное отделение с дипломом первой степени, осенью 1905 года Андрей Белый поступает на историко-философское отделение. Но вскоре покидает его, не закончив. Теперь он полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

Шкловский полагал, что из «Симфоний» Белого вышла новая проза, уже связанная не с традиционным сюжетом, а с расщеплением повествовательного целого, где значение имеют отдельные составляющие, но не целое. Конечно, последователи использовали и блестящую смысловую игру, которую Белый затевал практически в каждом своем произведении. Один из критиков отметил, что дробный мир поэта как бы запечатлен фасеточным зрением насекомых.

Революционные настроения Белого, вероятно, отразились в изменении сюжетной направленности его произведений. В 1904-1908 годах он создает книгу стихов «Пепел», где показывает свое отношение к теме родины. Любопытно, что вновь Белый и Блок думают одинаково, они обращаются к традициям Н. Некрасова, размышляя о том, куда пойдет Россия.

Андрей Белый пишет:

Просторов простертая рать:

В пространствах таянства пространства.

Россия, куда мне бежать

От голода, мора и пьянства? («Русь»).

Некоторые критики полагают, что хотя Белый и пессимистичен, не видит будущего, по художественному мастерству — ритмическому разнообразию, словесной изобретательности, звуковому богатству — он превосходит Блока, четко обрисовывавшего возможное возрождение России.

В романе «Серебряный голубь» (1910) Андрей Белый продолжает историко-философскую линию противопоставления Востока и Запада. Он следует традициям Гоголя, этнографически точно изображая сцены колдовства и эротико-мистических радений.

Формально сюжет подчинен истории героя Дарьяльского, попадающего в руки сектантов-голубей. На самом же деле Белый бесконечно варьирует темы и мотивы произведения, добиваясь членения романа на отдельные составляющие. Язык произведения ритмизован, как и ранние повести Гоголя, местами он невнятен и напевен. Так Андрей Белый отражал смятенное состояние своих героев.

Позже стало ясно, что он открыл неогоголевскую эпоху в русской прозе, став создателем новой литературной формы — музыкально-ритмической прозы.

В десятые годы в жизнь Белого входит Ася Тургенева. Она воспринимала их отношения прежде всего как дружеские, Белый же верил в большее, поэтому совершенные вместе путешествия позже включил в свои романы как значимые для него воспоминания.

Начиная с 1912 года поэт путешествует по Европе, во время своих странствий знакомится с антропософами, их учителем Штайнером. В1915-1916 годах в Дорнахе Белый принимал участие в строительстве Иоаннова храма. Он возвращается в Россию в 1916 году в связи с военным призывом. Ася остается в Европе.

Предреволюционное десятилетие ознаменовано выходом лучшего произведения Белого — романа «Петербург», в котором он дал характеристику распада сознания своего героя — интеллигента Н. Аблеухова. Ведущими мотивами является тема града Петра как олицетворения мощной разрушительной силы и проблема ворвавшегося в Россию революционного вихря.

Заявленная Андреем Белым история русского интеллигента в смутное время является своеобразным обобщением тех идейных поисков, которые в свое время вели Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой. В свою очередь своими загадками, скрытыми отсылками, аллюзиями и реминисценциями Белый повлиял на представителей русского орнаментализма, заворожил своими поисками Е. Замятина, Б. Пильняка, В. Набокова.

Примерно в середине десятых годов Белый последовательно создает личную биографию, он предполагал назвать ее эпопеей «Моя жизнь». В предисловии к повести «Котик Летаев» издания 1922 года, Андрей Белый называет себя психологом-палеонтологом. Он помнит даже форму облаков, проплывавших в разные годы над имением его отца «Серебряный Колодезь». Поэтому откровенно заявляет о том, что его память запечатлевает мельчайшие жизненные впечатления. Они и становятся содержанием книги, начиная с внутриугробных воспоминаний. В повести «Крещеный китаец», второй части эпопеи, поэт расскажет о более зрелом периоде жизни.

Своеобразным продолжением эпопеи становятся «Записки чудака» (1922), свою задачу писатель формулирует следующим образом: назначение этого дневника — «сорвать маску с себя, как с писателя; и рассказать о себе, человеке, однажды навек потрясенном. . . Моя жизнь постепенно мне стала писательским материалом».

Вернувшись в Москву, Андрей Белый стал вестником новой культуры. Она была революционна по духу, но не по социальным устремлениям. В своих лекциях и статьях («Революция и культура») Белый призывает к бунту против форм. Он много пишет, хотя бытовая неустроенность приводила к болезням. Но все же поэт находит в себе силы публиковать и ранее написанное.

Оправившись после болезни, он на два года уезжает за границу. В Берлине происходит решительное объяснение и окончательный разрыв с Асей Тургеневой. Штайнер уклоняется от свидания с Белым, который называет себя послом России от антропософии, и их отношениям также приходит конец. Вместе с тем берлинское двухлетие стало рекордным для Белого временем по публикации его произведений: выходят семь переизданий и девять новых публикаций.

Подспудно у писателя возникает замысел мемуаров, частично пропавших при переезде, но восстановленных в начале тридцатых годов. Замысел «Воспоминаний о Блоке» удалось реализовать в 1922-1923 годах.

Другое направление творчества связано с созданием романа «Москва». Он вышел в виде двух частей — «Московский чудак» и «Москва под ударом».

Последнее десятилетие оказалось самым драматическим для Белого. Его спутница, К. Васильева (Бугаева), была арестована вместе с другими деятелями антропософского движения. Поэт пишет патетическое обращение на имя И. Сталина. Клавдия возвращается домой.

Она была не только другом, но и личным секретарем Белого. Возможно, поэтому ему удалось создать грандиозное сочинение — мемуарную трилогию «На рубеже веков» (1931), «Начало века» (1933), «Между двух революций», в которых он воссоздал время, получившее позже название «серебряного века».

Белому вновь удается проявить стилевое новаторство, он ведет живой разговор с читателем, фиксируя любопытные подробности быта того времени. Конечно, некоторые характеристики кажутся гротескными, персонажи обрисовываются сатирическими красками. Андрей Белый пытается найти согласие с тогдашними властями, но все равно оценивается в печати отрицательно. Правда, в разгромной статье Л. Троцкого отмечен поразительный дар поэта конструировать собственную Вселенную.

Параллельно, начиная с конца 1928 года Белый возвращается к своим работам о ритме русского стиха («Ритм как диалектика» и «Медный всадник», 1929), заканчивает свои размышления о прозе Гоголя («Мастерство Гоголя», 1934).

Смерть Белого оказалась неожиданной, он умер от мозгового спазма после солнечного удара. Вероятно, болезнь мозга не распознали вовремя.


источники:

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-anatolyi-belyi.html

http://biografiivsem.ru/andrei-belyi