Андрей Андреевич Вознесенский
Фото Все
Видео Все
Достояние республики Андрей Вознесенский 12.09.2015
Поэзия и время. Андрей Вознесенский. Voznesensky
Андрей Вознесенский — биография
Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Андрей Вознесенский проявил себя как поэт-песенник. Его творчество не слишком одобряли власти, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Лирика Вознесенского пользуется особенным спросом у благодарных читателей.
Детство
Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных гидроэлектростанций – Братской и Ингурской. Впоследствии инженер Вознесенский стал профессором, главой Института водных проблем.
Андрей Вознесенский в детстве
Первые годы своей жизни мальчик жил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с мамой оказался в эвакуации, в городе Кургане. В то время мальчику уже исполнилось восемь лет, он был учеником младших классов. Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом. После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.
Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо. ». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.
Литература
Творческая биография поэта Вознесенского развивалась очень быстро. Уже в 1958 году любители поэзии впервые познакомились с его стихами. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. Читать Вознесенского непросто, в каждой его строке есть подтекст. Его стихи были новаторскими, на творчество молодого поэта оказывает большое влияние не только Пастернак, но и Маяковский, футурист Кирсанов. В 1960 году выходит первый сборник поэзии Андрея Вознесенского. Молодой человек назвал его «Мозаикой». В своих произведениях поэт позволяет себе критиковать власть, политический строй. После выхода таких стихов он становится неугодным, произведения Вознесенского называют «неформатом», ставят их в один ряд с творчеством Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Пострадал и редактор, давший распоряжение на издание сборника молодого бунтаря. Он рассчитался за публикацию крамольных стихов своей должностью, а сам тираж с большим трудом удалось сберечь от уничтожения. https://www.youtube.com/watch?v=UOiYxkRrzck Так была встречена первая книга поэта, но властям не удалось запугать молодого неформала. Через несколько месяцев выходит следующий сборник стихов Вознесенского, который он назвал «Параболой». Книга выходит огромным тиражом, и тут же превращается в библиографическую редкость. Далеко не все желающие смогли приобрести стихи молодого поэта. Его стали приглашать на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои произведения. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.
Всемогущий генсек Никита Хрущев не собирается мириться с поэтом-оппозиционером, он намерен навсегда изгнать Вознесенского из страны.
Но он уступил просьбе Джона Кеннеди, которая утихомирила воинственного политика. Брат президента Соединенных Штатов, Роберт Кеннеди, очень тепло относился к творчеству Вознесенского, и даже переводил его произведения на английский язык. Американский президент не остановился на достигнутом результате, он добился еще одной преференции для Вознесенского. По распоряжению Хрущева поэта стали выпускать за границу. В США Андрей Андреевич познакомился с драматургом Артуром Миллером, поэтом Алленом Гинзбергом, Мэрилин Монро. Голливудской кинодиве поэт посвятит стихотворение. Со своими стихами Вознесенский объездил всю Европу, где к его творчеству относились очень тепло. В 1962 году поэт выпускает очередной сборник стихов, назвав его «Треугольная груша». Власти крайне недовольны его творчеством, Вознесенского критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу его личности и творчества. Но обычным советским читателям нравятся стихи Андрея Андреевича, они точны и правдивы. Произведения этого поэта выпускаются в «самиздате», их перепечатывают, передают друг другу «из-под полы». И это вдохновляет литератора на новые трудовые подвиги.
Вознесенский работает очень много. Каждый год он радует своих поклонников новой книгой великолепных стихов. Особенно привлекают читателей его стихотворения о любви. Вознесенский – настоящий романтик, самое высокое человеческое чувство он воспевает в стихотворениях «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Эмоции, которые рождаются в его произведениях о любви, крайне полярны. Они возносятся к вселенской любви, либо падают вниз, к полюсу всеобъемлющего трагизма. Пиком творчества Вознесенского критики считают его либретто, которое стало основой для создания ленкомовской рок-оперы «Юнона и Авось» (1981). Композиции «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили и производят на слушателей незабываемые впечатления. С первых дней показов спектакля в зале был аншлаг. Однако в скором времени в иностранной прессе появились статьи, которые осложнили судьбу рок-оперы. Театральную труппу с этой постановкой долго не выпускали за границу, достать пластинку с рок-оперой можно было только путем невероятных усилий.
Андрей Вознесенский
В своей любовной лирике автор использует странные, и даже как будто бессмысленные эпитеты. Но именно эти слова очень точно передают высокие чувства, которые обуревают поэта, и вызывают трепетный отклик в душах читателей и слушателей. «Юнона и Авось» — не первое театральное воплощение высокой поэзии Андрея Вознесенского. Поэтический цикл «Антимиры» в театре на Таганке тоже шел с аншлагами. Музыку к этой постановке писали Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий. Поэт писал и масштабные произведения, он оставил своим читателям восемь поэм, среди которых особо значимыми признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо». Свое произведение «Андрей Полисадов» он посвятил прадеду, который был архимандритом в Муроме. В 1993 году в журнале «Дружба народов» была опубликована последняя поэма Вознесенского. Этот безразмерный молитвенный сонет получил название «Россия воскресе». Кроме стихотворений, поэт писал мемуары и публицистику, есть у него и большое прозаическое произведение – «Прорабы духа».
Вознесенский – знаменитый поэт-песенник. Многие песни, написанные на его стихи, стали настоящими хитами. Главным шлягером советской эпохи считается «Миллион алых роз». Его песни о любви имеют глубокий смысл, по этой причине они до сих пор не потеряли своей популярности. Композиции «Танец на барабане», «Подберу музыку», «Верни мне музыку» востребованы до сих пор. На стихи Андрея Вознесенского создавали настоящие шедевры известные композиторы – Стас Намин, Игорь Николаев, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс, Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов.
Вместе со своей семьей поэт поселился в Переделкино, недалеко от дачи своего наставника, Бориса Пастернака. В доме-музее Пастернака есть уникальная вещь – портрет Бориса Леонидовича, сделанный руками Вознесенского. Поэт, преклонявшийся перед творчеством старшего товарища, сделал его портрет в седьмом классе на уроке труда. Дважды в год благодарный ученик посещал дачу мэтра, в день его рождения и в день кончины. Он ни разу не пропустил эти даты.
Андрей Вознесенский: краткая биография и творчество поэта
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны. После возвращения в Москву, где ходил в школу, уже в 14 лет пишет первые стихи.
После школы поступает в архитектурный институт, после окончания института Вознесенский так и не работал по специальности.
В 1958 году выходят в свет первые стихи, а в 1960-м был опубликован первый сборник «Мозаика». Спустя некоторое время выходит второй сборник «Парабола». Поэта стали приглашать на вечера, где были такие же поэты, гонимые в советском государстве.
В особенности был недоволен поэтом Никита Хрущев, «спасло» же Вознесенского требование Джона Кеннеди, оставить его в покое. Стихотворения Андрея Вознесенского стали переводить и выпускать за границей.
В 1962 году выходит третий сборник «Треугольная груша», вызвавший новые недовольства со стороны власти. Поэт подвергается жесточайшей критике, а произведения его передаются только «из-под полы». Несмотря на это поэт каждый год выходят новые сборники.
Первой супругой поэта была его коллега Белла Ахмадулина, но вместе прожили они недолго. Музой же для поэта почти на протяжении всей жизни была Зоя Богуславская. Брак с Зоей не подарил поэту детей, на смертном одре рядом с Андреем Вознесенским была именно Зоя Богуславская.
В 1995 году у поэта обнаружили болезнь Паркинсона. В 2006 году произошел первый инсульт, осложнением которого были трудности с передвижением и паралич руки. В 2010-ом еще один инсульт, после которого поэт потерял голос. Весной была перенесена операция, но третий инсульт случился в первые теплые деньки, этот удар Вознесенский уже не пережил. Похоронен литератор на Новодевичьем кладбище.
Биография Вознесенского
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Он рос в образованной и интеллигентной семье.
Его отец, Андрей Николаевич, был инженером-гидротехником, в связи с чем принимал участие в постройке Братской и Ингурской гидроэлектростанций. Позже он стал доктором технических наук, после чего возглавил Институт водных проблем.
Мать Вознесенского, Антонина Сергеевна, была родом из небольшого города Киржач, находящегося во Владимирской области. Именно в этом городке прошло детство поэта.
Кроме Андрея в семье Вознесенских родилась девочка Наташа.
Детство и юность
Когда в 1941 г. началась Великая Отечественная война, Андрею исполнилось 8 лет. В скором времени он вместе с родителями был эвакуирован в Курган, в котором начал ходить в местную школу.
И хотя этот город был совсем не похож на Москву, он оставил в сердце маленького Андрея множество приятных воспоминаний.
Андрей Вознесенский в молодости
После окончания войны семейство Вознесенских вернулось в Москву. Именно там будущий литератор окончил школу и начал писать первые стихи.
В возрасте 14 лет он отправил свои произведения знаменитому поэту Борису Пастернаку. Тот по достоинству оценил творчество Вознесенского, после чего они стали часто общаться.
Стоит заметить, что Пастернак оказал серьезное влияние на становление личности юного поэта.
После школы Андрей Вознесенский успешно сдал экзамены в Московский архитектурный институт. Однако образование архитектора так никогда ему и не пригодилось.
Получив диплом в 1957 г. он произнес следующую фразу: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!».
Авторитет Пастернака
По признанию самого Вознесенского, тяга к поэзии у него появилась еще в детстве. В юном возрасте молодой поэт отважился отправить некоторые свои стихи уже известному тогда Борису Пастернаку
. Пастернак был впечатлен творчеством начинающего дарования и захотел познакомиться с Андреем поближе. С этого момента и началась их дружба длиною в жизнь. Именно Борис Леонидович уговорил Вознесенского поступить на учебу на
архитектурный факультет
, поскольку считал, что у всякого поэта должна быть «серьезная» профессия в жизни, а литературное заведение только загубит талант юного дарования.
Творчество Вознесенского
В течение короткого отрезка времени Вознесенский получил большую известность. Поэт одно за другим писал новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В его стихах читатель мог проследить скрытый подтекст, что было весьма необычно и интересно для того времени.
В 1958 г. в творческой биографии Вознесенского произошло знаковое событие. В печать вышли его первые стихи, которые сразу же вызвали интерес у публики.
В этот период Вознесенский серьезно увлекался творчеством Бориса Пастернака и Владимира Маяковского.
Андрей Вознесенский выступает на сцене
Спустя 2 года Андрей Андреевич издал первый поэтический сборник «Мозаика». В нем оказалось немало стихов, которые шли вразрез с советской идеологией. В результате Вознесенский начал испытывать давление со стороны чиновников и многих коллег по цеху.
Интересен факт, что редактор, допустивший издание «Мозаики», был немедленно уволен со своей должности.
Однако, несмотря на все препятствия, уже через несколько месяцев Вознесенский публикует 2-й сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех.
Вознесенского начали приглашать на разные творческие вечера, где он мог читать свои произведения. Он выступал на одной сцене с такими поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.
Вскоре давление на Андрея Вознесенского увеличилась еще больше. Против него выступил советский генсек Никита Хрущев, собиравшийся выдворить молодого поэта за пределы СССР.
Интересно, что тогда за литератора вступился президент США Джон Кеннеди, который лично попросил Хрущева оставить Вознесенского в покое. Не менее интересен и тот факт, что брат американского президента, Роберт Кеннеди, высоко отзывался о творчестве Вознесенского, и даже переводил его стихи на английский язык.
По просьбе того же Кеннеди Андрею Вознесенскому разрешили посетить США. Там он познакомился с разными деятелями культуры, а также с популярной актрисой Мэрилин Монро (см. интересные факты о Монро).
После этого он побывал во многих европейских странах, где его творчество было высоко оценено критиками.
В 1962 г. вышел очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также вызвал волну недовольства у представителей власти. Его критиковали в прессе и изображали в оскорбительных карикатурах. Тем не менее, народ искренне полюбил опального поэта.
В последующие годы биографии из-под пера Андрея Вознесенского вышло много великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.
Одновременно с этим было немало стихотворений, заставляющих задуматься о социальных проблемах. В тот период биографии им были написаны такие произведения, как «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.
В 1981 г. в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали у публики настоящий восторг.
Москвичи и гости города всеми силами пытались попасть на популярный спектакль, вследствие чего театральный зал был всегда переполнен.
С Андреем Вознесенским, 1967 г.
После этого сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой для очередного спектакля. Интересен факт, что для этой постановки Владимир Высоцкий написал музыку и исполнил «Песню акына» на стихи Вознесенского.
В период биографии 1959-1993 гг. Вознесенский сочинил 8 поэм. Так же он был известен и как поэт-песенник. Именно ему принадлежат стихи к таким шлягерам, как «Плачет девочка в автомате», «В моей стране», «Два стрижа», «За и т. д.
С ним хотели сотрудничать многие популярные артисты, среди которых были Александр Кальянов, София Ротару, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Андрей Миронов и др.
Болезнь и смерть
Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Могила А. А. Вознесенского на Новодевичьем кладбище Москвы
Личная жизнь
Первой женой в биографии Вознесенского стала Белла Ахмадулина, которая ради него ушла от Евгения Евтушенко. Тем не менее, их брак оказался недолгим.
Вознесенский и Ахмадуллина
В скором времени Андрей встретил поэтессу Зою Богуславскую, с которой прожил 46 лет. Интересно, что на момент их знакомства Зоя также состояла в браке, и даже имела ребенка. Однако любовь к Вознесенскому оказалась сильнее.
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Они прожили долгую и счастливую жизнь, хотя общих детей у них так и не родилось. Богуславская была рядом с мужем до последних дней его жизни.
Начало творческого пути
Несмотря на успешное окончание ВУЗа в 1957г., душа Андрея тяготела к поэзии. Вознесенский так и не успел поработать по своей основной специальности, и уже с 1958 г.
поэзия Андрея Андреевича начала появляться
в периодических изданиях
, а спустя еще год свет увидел первую его значимую
поэму «Мастер»
. После этого момента популярность Вознесенского стремительно набирала обороты. Даже Пастернак был удивлен этому факту, и искренне радовался за друга, говоря, что рад, что дожил до того дня, когда его творчество получило признание.
Библиография
Собрания сочинений
- Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
- Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009
Сборники
2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков
- Мозаика
: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.) - Парабола
: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с. - «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962.
- Антимиры
: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964. - Мой любовный дневник
. — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора) - Ахиллесово сердце
: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз. - Стихи
. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя:
Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках
) - Тень звука
: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.) - Взгляд
: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз. - Выпусти птицу!
: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.) - Дубовый лист виолончельный
: Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз. - Витражных дел мастер
: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978) - Витражных дел мастер
: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР) - Соблазн
: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с. - «Избранная лирика». — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
- «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981
- «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984
- «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
- «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание)
- «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
- «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
- «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
- «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
- «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с.
- «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
- «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
- «Casino „Россия“» (1997)
- «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
- «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
- «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
- «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
- «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
- «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000
- «Лирика» (2000)
- «Моя Россия» (2001)
- Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
- «Лирика» (2003)
- «Избранное» (2003)
- «Возвратитесь в цветы!» (2004)
- «Избранное» (2006)
- «Стихотворения» (2006)
- СтиXXI
. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека) - Стихотворения
— М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) (В пер.) - Тьмать
. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) - Ямбы и блямбы
: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека) - «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта»)
Это первое академическое издание произведений поэта.
Поэмы
- «Мастера» (1959)
Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.
Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.
Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.
Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.
- Вечное мясо (1977)
Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.
История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.
Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.
Проза
- Мемуарная проза, публицистика
- Книга «Прорабы духа» (1984)
Литература
Андрей Вознесенский СТИХОТВОРЕНИЯ
- Анджей Дравич. Партия стучит кулаком по столу/Поцелуй на морозе- с. 33, 51 (илл. после 51) — 53, 61. Перевод с польского М. Малькова. Спб., 2013, электр. изд., испр. и дополн.
- И. Вирабов. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015 (серия «Жизнь замечательных людей»)
Это первая объёмная биография поэта. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.
Биография Вознесенского
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 124.
Вознесенский Андрей Андреевич (1933–2010) — советский публицист, поэт-песенник. Один из ярких представителей поколения шестидесятников, чьё творчество было особенно актуальным во время хрущёвской оттепели. Вошёл в историю в качестве классика ХХ столетия. Краткая биография Вознесенского позволит узнать самое важное из личной жизни и творчества знаменитого поэта.
Детство и юность
Андрей Андреевич появился на свет 12 мая 1933 года в Москве в интеллигентном семействе. Отец мальчика был инженером-гидротехником, который занимался строительством крупнейших в союзе гидроэлектростанций.
С началом Великой Отечественной войны 8-летний Андрей с мамой и сестрой Наташей были вынуждены эвакуироваться из столицы в Курган, где мальчик пошёл в школу.
По возвращении в Москву Андрей Вознесенский стал учеником одной из старейших столичных школ. Уже тогда он начал писать стихи и в возрасте 14 лет отважился послать свои сочинения Борису Пастернаку. В дальнейшем дружба с выдающимся русским поэтом во многом определила творческую судьбу Вознесенского.
После окончания школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт, несмотря на то, что самым важным делом жизни для него была поэзия. Сделал он это под влиянием Пастернака, опасавшегося, что преподаватели Литературного института загубят талант юного поэта.
Начало карьеры
В 1958 году Вознесенский впервые опубликовал свои стихи, которые выгодно отличались своим своеобразным стилем, необычными сравнениями и яркими метафорами. Стихи Вознесенского нельзя было назвать простыми для восприятия, поскольку почти в каждой строке автор заложил подтекст. Они были по-настоящему новаторскими, в них чувствовалась школа Пастернака, Маяковского, Кирсанова.
Спустя 2 года вышел в свет дебютный сборник Вознесенского под названием «Мозаика». Он сразу же навлёк на себя гнев властей, поскольку молодой поэт без малейшего стеснения критиковал существовавший политический строй. Фамилию Вознесенского занесли в «чёрный список», наряду с Беллой Ахмадулиной и Евгением Евтушенко.
Однако подобная реакция вовсе не испугала Андрея Вознесенского, который спустя всего несколько месяцев вновь опубликовал очередной сборник «Парабола». Внушительный тираж был моментально распродан, а поэт приобрёл огромную популярность: его стали приглашать на закрытые вечера, где опальные поэты собирались и читали свои запрещённые произведения.
Народная популярность
В 1962 году был опубликован новый поэтический сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также не пришёлся по душе власти. На Андрея Андреевича началась настоящая травля, однако в народе его правдивые и искренние стихи очень любили. Их подпольно печатали, передавая из рук в руки.
Андрей Вознесенский писал прекрасные стихи о любви, среди которых особенно популярными стали «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным».
Пиком творчества поэта стало либретто, послужившее основой для постановки знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». Наиболее сильными композициями стали «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя».
На счету поэта и масштабные произведения — 8 поэм, среди которых лучшими признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо».
Одним из главных направлений творчества Вознесенского стало создание песен. На стихи Андрея Андреевича было написано немало шлягеров, которые на протяжении многих лет были невероятно популярны в народе: «Миллион алых роз», «Подберу музыку», «Танец на барабане и другие».
Личная жизнь
Вознесенский, биография которого стала олицетворением служения искусству, не сразу нашёл счастье в личной жизни. Его первой супругой стала известная поэтесса Белла Ахмадулина, однако этот брак быстро распался.
Во второй раз Вознесенский женился на Зое Богуславской, известном литераторе. Этот брак продлился 46 лет, вплоть до смерти поэта. Общих детей у пары не было.
Скончался Андрей Андреевич Вознесенский 1 июня 2010 года. Причиной смерти поэта стал инсульт.