Архимандрит Андрей Конанос: биография, книги, проповеди
Эпоха безверия создала поколения людей, которые не испытывают ни к чему воцерковленному ни тяги, ни интереса. Да, сегодня малышей крестят, на Пасху освящают куличи, а пары желают обвенчаться. Но лишь немногие проявляют неподдельный интерес к церкви и ее канонам. Практикует ли человек молитвенные правила? Изучает ли? Скорее всего, ответ отрицательный, ведь даже из огромного количества молитв он, как правило, знает только «Отче наш», причем не всегда наизусть. А ведь молитва – это обращение к трехсоставности человеческого существа, его духу, душе и телу. Причем именно в этом иерархическом порядке.
Сложившаяся ситуация вынуждает церковь отказаться от привлечения «паствы» старыми путями и начать использовать новые методы. Священники «стучатся» в человеческие сердца при помощи радиобесед, телепередач, интернета. Архимандрит Андрей Конанос именно такой современный богослов, миссионер и проповедник. Эта статья посвящена ему.
Монашеский чин архимандрита
Об Андрее Конаносе
Он поступает в Афинский Университет на теологический факультет Богословия. Еще на стадии обучения у молодого человека проявляется интерес и склонности к педагогической деятельности. Он начинает преподавать слово Божие в различных учебных заведениях в Афинах, проводит миссионерские встречи с молодежью, ездит вожатым в православные детские оздоровительные лагеря. Этот удачный опыт общения с подрастающим поколением поможет ему в его дальнейшей деятельности во славу Господа.
Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) в 1999 году произвел его в сан диакона, а в 2000 году рукоположил во священника: иерея, а затем и в архимандрита. Андрей Конанос – знаменитый миссионер-проповедник. Огромный опыт общения с молодежью позволяет ему делать это талантливо и легко. В приходе Отца Андрея проходят регулярные встречи с молодыми людьми и студентами, проводятся беседы с ними, он практикует длинные ночные службы, которых требует монастырский устав. В России его проповеди обрели огромную популярность буквально сразу после того, как верующие люди узнали об архимандрите и его миссионерской деятельности.
Работа на радио и в Интернете
Крупнейшая церковная радиостанция Греции «Пирейские митрополии» в 2003 году запускает авторскую программу архимандрита Андрея Конаноса «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα»). В кратчайший срок эта радиопередача оказалась в числе самых популярных в Греции. Ее аудитория – это и женщины, и мужчины, и подрастающее поколение. Архимандрит не просто вел лекции на различные воцерковленные темы, он отвечал на вопросы своих радиослушателей, нашел подход к каждому из них, разговаривал на понятном для всех языке. В 2013 году программа на радио закрылась, но лишь для того, чтобы теперь Отец Андрей продолжил свою миссионерскую деятельность в сети интернет. Здесь он ведет онлайн-дневник, в котором размещает свои размышления, статьи, проповеди.
Что касается российской аудитории, то она может слушать проповеди архимандрита на православном радио Вера, 100.9 FM, ежедневно с понедельника по пятницу в программе «Родники небесные». Приложение для этой радиостанции можно скачать через Play Market, весит оно 200 килобайт. Религиозные сайты «Православие.ру» и «Правмир» регулярно публикуют статьи Андрея Конаноса. Их с великой радостью читают и воцерковленные люди, и только вставшие на путь веры, потому что проповедник говорит с читателями языком любви, а значит языком Христа.
Книги Андрея Конаноса
Работа в радиопрограмме позволила накопить Отцу Андрею огромное количество радиобесед. Они-то и легли в основу книг архимандрита. Андрей Конанос написал две книги, обе они вышли в свет благодаря издательству «Сретенский монастырь». Первая книга называется «Когда Христос станет для тебя всем». Она собрала в себе беседы архимандрита на предмет необходимости присутствия Иисуса Христа в повседневной жизни каждого человека. Вторая книга носит название «Не бойся радоваться! Беседы о православии». Здесь проповедник активно призывает людей не унывать несмотря ни на что, а напротив, радоваться каждому дню и верить, что все будет хорошо. Кроме прочтения бумажных вариантов, имеется возможность прослушивания аудио-книг. Архимандрит Андрей Конанос в аудио-формате звучит на сайтах «Азбука.ру» и «Предание.ру». Мы же остановимся на разъяснении содержания каждой книги подробнее.
Книга «Когда Христос станет для тебя всем»
Издательство «Сретенского монастыря» выпускает книгу в 2015 году. В ней Отец Андрей рассуждает о том, что современные люди утратили радость Христову в суете и тревогах. Проповеднику не понаслышке известны проблемы современных взрослых и молодых людей, он помогает решать их, предлагает это делать совместными усилиями. Его беседы написаны живым и остроумным слогом, самыми простыми словами, льющимися из любящего пастырского сердца. Он предлагает взглянуть на жизненные трудности и помогает разобраться в них. Речь его полна радости и умиротворения. Рассуждает о православии архимандрит Андрей Конанос в современном обществе, затрагивает самые волнующие и душещипательные вопросы. Темы, описанные в книге, отличаются большим разнообразием: здесь можно прочесть о взаимоотношениях детей с родителями, мужа с женой, взаимодействии людей с окружающей действительностью и церковью, о страхах, стрессах, болезнях. Книга издана на греческом, болгарском, английском и русском языках.
Архимандрит Андрей Конанос «Не бойся радоваться! Беседы о православии»
Спустя 2 года, в 2017 году, издательство «Сретенский монастырь» выпускает вторую книгу Отца Андрея. В ней он изо всех сил пытается убедить читателя в том, что даже если в настоящий момент окружающая действительность кажется враждебно настроенной, если буквально все представляется ужасным, в конце концов ситуация наладится. Все будет хорошо! – архимандрит Андрей Конанос твердо в этом убежден, поэтому позитивный настрой проходит лейтмотивом через всю книгу. Беседы о покаянии и радости каждого дня, тайны молитв и секреты смирения, рассуждения о ценности человека и его эгоизме, об одиночестве и справедливости, и еще очень многое, нашли отражение в книге и настраивают на позитивный лад.
Проповеди Конаноса Андрея
Статьи Андрея Конаноса
Статья о Божественной литургии
Божественная литургия – это главнейшее христианское богослужение, основная его часть. Переводится с греческого как «общее дело». В своей статье «Святая Божественная литургия» архимандрит Андрей Конанос рассуждает о том, что даже клирики недостойны говорить о ней, о том, что ощущение сверхъестественного от совершаемого таинства зависит и от подготовленности святых отцов, и от желания Бога счесть эти проявления заслуживающими любви. Он сетует на леность прихожан, на то, что у людей пропало влечение к Святой литургии. Взывает к духовной культуре, призывает входить в дом Отца своего благоговейно и вести себя там подобающе. И советует почаще задаваться вопросом: «Что видит обо мне Бог?», потому что ответ на него очевиден: «Каждый эпизод жизни».
Архимандрит Андрей Конанос «Если все раздражает»
Еще одна статья проповедника, в которой он рассуждает о человеке сегодняшнего дня, по-прежнему несовершенном и полном искушения. Архимандрит говорит, что раздражение другими – естественный процесс. И вместе с тем совершенно противоестественный. Каким бы грешником не казался окружающим какой-то человек, Бог видит и душу его, и помыслы. И если даже Господь не осуждает его, то какое на это право есть у смертных. Святой Отец призывает смотреть вглубь себя. И даже тот факт, что человек далек от совершенства, принимать смиренно. Не важно, что люди здесь, внизу, говорят о чем хотят, главное — чтобы Бог наверху смотрел и радовался.
Простыми словами о главном
«Достоевщина»
Подтверждением вышеизложенного «о раздражении» звучат упреки и обвинения некоторых в излишней «достоевщине» проповедей Андрея Конаноса, то есть в избыточном нагнетании и драматизации. Его попрекают тем, что беседы его наполнены не Евангельской трезвостью и строгостью, а звучат как психолого-патологические виньетки, в которые виртуозно вплетены имена и житие Святых.
Оппонентами Святого Отца не берется во внимание тот факт, что люди слышат его, понимают, их сердца открываются, а души возвращаются в церковную обитель. Зато можно вдоволь «насладиться» уверениями о заигрывании архимандрита с публикой, искажении слов Нового Завета, льстивости в общении. Такие псевдо-борцы за истину своим «архаичным правом» способны не только отпугнуть начинающего прихожанина, но и полностью отвратить его от Храма Божьего.
«Милосердный и добрый Бог» архимандрита Андрея Конаноса способен вернуть много заблудших душ, открыть для них веру и спасение. А о том, что Бог – это не только любовь, но и совесть, Отец Андрей умеет донести также красноречиво и художественно.
Священник оставил священство – объясняем, что это значит
Что произошло
Известный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) заявил о том, что оставляет священство. По его словам, у него много причин для принятия этого решения, однако не стал их указывать. При этом отметил, что снимает священнические одежды с благодарностью:
«Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой», — рассказал он о своих планах.
Кто такой Андрей Конанос?
Андрей Конанос родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета.
В 1999 году архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом Андрей Конанос был рукоположен в диакона, в 2000 году — в иерея и в том же году был возведен в сан архимандрита.
С 2006 года вел передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашали для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США.
Чем он знаменит?
Конанос — автор многочисленных книг и популярный православный проповедник.
В своих произведениях архимандрит Андрей затрагивает темы, которые волнуют современных людей: в чем искать источник радости, что такое любовь, как сохранить связь с Богом. Он пишет об эгоизме, одиночестве, справедливости, воспитании детей.
Книги и записи архимандрита Андрея (Конаноса) переведены на множество языков: английский, болгарский, русский.
Россиянам Конанос знаком по книгам: «Когда Христос станет для тебя всем», «Не бойся радоваться!», «Добрый день, Господи!», «Бог не оставит тебя», «Христос посреди нас», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Христос — это свобода!», «Счастье — в твоем сердце».
Что такое архимандрит?
Архимандрит (греч. αρχιμανδρίτης от αρχι «главный, старший» + μάνδρα «в значении монастырь; также загон, овчарня, ограда») — монашеский чин, один из высших в Русской православной церкви, обычно он настоятель крупного монастыря.
В Православных церквях есть три степени священства: диакон, пресвитер и епископ. При посвящении в диакона, ставленник (то есть, посвящаемый в сан) получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в пресвитера человек получает благодать самому совершать Таинства.
Духовенство в современной Православной церкви делится на белое и черное. К черному духовенству относят всех монахов.
Что значит «сложить сан»?
Рукоположение — Таинство Православной церкви. Только человек, рукоположённый в священника, может совершать Таинства (Исповедь, Причастие, Литургия).
Постриг — обряд посвящения в монашество. Во время пострига у будущего монаха выстригают крестообразно волосы на голове. Это действие символизирует добровольную жертву Богу.
Монаха-священника называют иеромонахом.
Бывает, что священник добровольно складывает с себя сан — просит освободить его от священнослужения. Причины могут быть разные. Кто-то разуверился в Церкви, кто-то не может совмещать обязанности священника с другими обязанностями.
Конанос остался монахом? А в Церкви?
Как написал сам Конанос: «Я покидаю ряды клира. Но мое сердце, моя сущность и мое внутреннее «ядро» остаются с вами, остаются непоколебимыми. Они никогда не изменятся, даже, несмотря на то, что теперь мой образ и внешний вид будут другими».
То есть, он перестает быть священником, но остается верующим человеком. Он не сможет больше совершать службы, как священник.
Какие правила действуют в отношении снявших сан?
В Русской церкви существует мера наказания для священнослужителей — запрещение в служении. В этом случае священник не может совершать богослужения. Более строгой мерой наказания является извержение из священного сана. Это лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть, степени священства.
Извержение из сана не означает отлучения от церкви.
Запрещение в служении может быть добровольным. Пример этого — Иван Охлобыстин. 26 ноября 2009 года стало известно, что Охлобыстин попросил патриарха Кирилла освободить его от служения из-за «внутренних противоречий».
8 февраля 2010 года Патриарх исполнил просьбу, отстранив его от священнослужения, запретил ношение священнических одежд и иерейского креста. Патриарх отметил, что если священник Иоанн Охлобыстин сделает «окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», то его временное запрещение в служении может быть снято.
Что говорят о решении архимандрита Андрея (Конаноса)?
«Если человек не может более стоять у престола и вести общину за собой в Небесное Царствие, значит, лучше ему взять паузу. Это горестно для верных. Но это не выжжет его душу ролевой игрой в напускное благочестие», — считает иеромонах Димитрий Першин.
«Единственная реакция, которая, на мой взгляд, допустима в такой ситуации – проявить заботу и поддержку. Отец Андрей пишет, что не потерял веру и продолжает служить Богу, любить ближнего. Но даже если бы он потерял веру, наша реакция не может быть иной. Господь, давая заповедь любви, не разграничивает ее по национальностям, полу, финансовому положению, возрасту, взглядам. Не взгляды мы должны любить, не место и таланты личности, а самого человека. Ведь как легко любить талантливого священника, музыканта, писателя, политика etc. Любя такого, будто приобщаешься к его величию. Но нам надо помнить, что более всего нуждается в любви обычный человек. Ведь каждый из нас, даже самый удивительный, – обычный. И, напротив, каждый самый обычный – удивителен и неповторим. И уж точно без исключения каждый заслуживает любви», – пишет священник Дионисий Костомаров.
«Священники, действительно, покидают Церковь. И не только батюшки, но и монахи, и даже епископы. Что с этим делать? Можно замалчивать. Можно бесконечно повторять, что они не были нашими. Собственно, церковное общество именно так и поступает. Разумно ли это? Полезна ли для церковной жизни такая стратегия? Для меня ответ очевиден. Священники, монахи, епископы, как и миряне, покинувшие Церковь, должны представлять для нас глубокий интерес не только из милосердия, но и ради церковной пользы — как биографии, изучение которых может нам помочь избежать подобных трагедий в будущем, позволит проделать богословскую и каноническую «работу над ошибками»,– отмечает архимандрит Савва (Мажуко).
Православная Жизнь
Архимандрит Андрей (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000 – в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке, готовится издание сборников на английском и болгарском языках.
Нам необходимо понимать своих детей – они являются частью нашей домашней церкви. Когда наши дети не такие, какими мы хотим их видеть, то необходимо узнать немного своего ребенка, почему он не такой, как другие, почему сын хочет учиться в одном университете, а ты хочешь, чтобы он поступил в какой-нибудь другой вуз? Почему твоя дочь хочет выйти замуж за одного человека, а ты хочешь, чтобы она вышла замуж за другого человека и думаешь об этом более 6 лет? И после удивляешься: «Почему мой ребенок не делает то, что я хочу?» А ребенок спрашивает тебя: «Почему ты не понимаешь меня? Почему ты не понимаешь, что мы с тобой разные, что ты идешь по своему жизненному пути, а я должен пойти по своему пути. И если ты любишь меня, это значит, что ты уважаешь меня, и если ты уважаешь меня, позволь мне сделать свой выбор, не дави на меня! Когда начнешь понимать меня, то почувствуешь себя хорошо, если ты оставишь меня в покое, то я снова вернусь к тебе».
Чем больше ты будешь уважать своего ребенка и позволишь ему распахнуть свои крылья, тем чаще он будет возвращаться в свое гнездо, в свое домашнее гнездо.
Если же ты будешь притеснять своего ребенка, то навсегда потеряешь его. Когда ребенок будет слышать имя своей матери, то будет чувствовать, что он должен бежать как можно дальше от своих родителей: «Мне надо бежать подальше от них! Это чрезмерное давление! Это откровенное преследование!»
Есть родители, которые строят дом своим детям, думают о том, где они будут жить, какую профессию они получат, но твой ребенок с этим не согласен. Понимаешь ли ты своего ребенка?
Это сложное дело.
Любовь – это позволить ребенку сделать свой выбор, если это необходимо, отпустить от себя.
Это очень сложно сделать. Я говорю об этом как о своей проблеме. Когда мы кого-то любим, обычно тех, кого любим, мы хотим удержать возле себя, потому что они нам дороги. Мать плачет о своем сыне, когда он женится, хотя он счастлив. Тогда почему ты плачешь? Зачем ты плачешь, женщина?
– Но он чувствует себя прекрасно!
– Да, но я не хочу, чтобы он жил далеко от меня.
– Прекрасно. Лучше ты подумай и пойми, что ты чувствуешь?
– Я чувствую, что он мне необходим. Я не плачу о том, что он чувствует себя хорошо. Да, он учится и живет в Германии, хорошо питается, у него все прекрасно, и у него нет никаких проблем! Но я мучаюсь. Я скучаю по своему ребенку!
Следовательно, это не чистая любовь, не такая, как у Бога. То, что делает Бог, Он делает не для того, чтобы мы стали Его собственностью, а потому что Господь любит нас. И это уважение заключается в том, что Он очень сильно хочет, чтобы мы были рядом с Ним, благодаря нашим собственным дарованиям, которые будут процветать и развиваться. А мы хотим привязать к себе другого человека.
– Ты будешь стоять рядом со мной!
Взрослому сыну звонит по телефону его мать, чтобы узнать, чем он занимается. Она еще не осознала, что у сына есть жена, которую он любит, и она является его супругой. И если мать любит своего сына, тогда она должна понять, что он не принадлежит ей, и она должна сказать:
– Мой ребенок преуспевает!
– Какого цвета ты купил автомобиль? Наверное, твоя жена посоветовала тебе купить машину такого цвета? Да? Но ты не спросил моего мнения и не посоветовался со мной! А еще передай своей жене, что я ей объясню, как мариновать помидоры! Она не знает, как их надо мариновать!
Разве это любовь? Это похоже на любовь, но не любовь. Но если мать, которая это произносит, подумает об этом честно, то она поймет, что это пагубная любовь. Любовь, которая душит другого человека.
Настоящая любовь выгоды не ищет. Поэтому мать должна сказать:
– У тебя всё хорошо, дитя мое, хотя ты далеко от меня. Я буду счастлива, если ты будешь рядом со своей женой и ребенком!
Я напомню вам о том, что я уже говорил в начале своей беседы, – все мы любим друг друга. Нет человека, который бы не любил другого человека. Но наш ум внушает нам и говорит: «Вот этого человека не надо любить! Ты только посмотри на него, какой он! Он такой нехороший, сошел с правильного пути».
Душа любит, ум отделяет и устанавливает эти разделительные границы.
Если мы поймем другого человека, тогда мы сможем ему помочь в важных моментах в его жизни.
Меня смущают люди, которые считают, что они умнее других и думают, что они всё знают. Например, они приходят на официальный обед и всё время высказывают свое мнение и думают, что они выражают самую правильную точку зрения, самые мудрые мысли. А его жена под столом наступает ему на ногу: «Перестань уже!»
Все мы это делаем и становимся посмешищем. Он глубоко в душе не хочет этого делать, но мы должны его понять, что, наверное, когда он был ребенком, его никто не хвалил и не говорил ему: «Знаешь, когда ты мудро говоришь, не надо, чтобы только ты говорил, но и другие люди должны участвовать в разговоре, тогда ты будешь уважаемым человеком».
На всякий случай знайте, что тот, кто хочет показать себя, является чувствительным человеком, даже если он становится отталкивающим для других людей. В глубине души он хочет услышать приятные слова, хочет, чтобы ему сказали: «Приходи и ты, чтобы мы дали тебе немного любви, чтобы поняли тебя, приходи, чтобы мы показали тебе, что ты ценный человек!»
Никто его не оценил и не сказал ему: «Ты ценный человек!»
И он уходит, чтобы проявить свою ценность на другом обеде. Такое со мной часто происходит…
Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар
http://www.pravmir.ru/svyashhennik-ostavil-svyashhenstvo-obyasnyaem-chto-eto-znachit/
http://pravlife.org/ru/content/arhimandrit-andrey-konanos-udushayushchaya-lyubov-roditeley