Андреа дель Верроккьо: биография, личная жизнь, работы
Андреа дель Верроккьо был итальянским художником, скульптором и ювелиром периода Раннего Возрождения. Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Большей частью Андреа дель Верроккьо известен как превосходный скульптор, и его последняя работа конной статуи Бартоломео Коллени в Венеции считается одним из мировых шедевров.
Семья
Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Отец, Микеле ди Чони, изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Андреа никогда не был женат и помогал обеспечивать пропитанием некоторых из своих братьев и сестер. Известно, что один из его братьев — Симоне — стал монахом, а затем настоятелем обители Сан-Салви. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Первый документ, где фигурирует имя художника, датируется 1452 годом и связан с тяжбой по обвинению в убийстве камнем четырнадцатилетнего мальчика Антонио Доменико, в которой Андреа признан невиновным. На этом, по сути, все фактические данные о личной жизни Андреа дель Верроккьо заканчиваются.
Период обучения
Сначала он был учеником ювелира. Об этом периоде нет никаких сведений, но считается, что работать он начал в ювелирной мастерской Джулиано Веррокки, чью измененную фамилию, возможно, Андреа позже взял как псевдоним. Не исключено, что Веррокки был и его первым учителем.
Существует предположение, что позже Верроккьо стал учеником Донателло, чему нет никаких доказательств, и что противоречит стилю его ранних работ. Начало живописной практики относится к середине 1460 годов, когда Андреа дель Верроккьо под руководством Филиппо Липпи работал в хоре кафедрального собора Прато. По более убедительной версии, именно Липпи обучал Андреа в качестве художника.
Годы деятельности
Известно, что Верроккьо был членом Гильдии Святого Луки, а его мастерская находилась во Флоренции, считающейся центром искусства и науки в Италии. Стремясь владеть различными художественными приемами, развитыми в то время во Флоренции, мастер организовал свою мастерскую как многоцелевое предприятие. Здесь создавались произведения живописи, скульптуры и ювелирные украшения, что соответствовало требованиям заказчиков и меценатов.
Слава художника значительно возросла, когда Андреа дель Верроккьо приняли при дворе Пьеро и Лоренцо Медичи, где мастер оставался до тех пор, пока за несколько лет до своей смерти не переехал в Венецию. При этом он сохранил флорентийскую мастерскую, оставив ее на одного из своих учеников — Лоренцо Креди. В конце жизни Андреа открыл новую мастерскую в Венеции, где работал над статуей Бартоломео Коллени. Там же, в Венеции, мастер скончался в 1488 году.
Ученики
Мастерская Верроккьо, очевидно, считалась одной из лучших во Флорениции и была сформирована благодаря таким ученикам, как Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Франческо Боттинини, Франческо ди Симоне Ферруччи, Лоренцо ди Креди, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. Ранние работы Боттинини, Перуджино и Гирландайо трудно отличить от живописи их учителя.
С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Считается, что именно Леонардо стал моделью статуи Давида, и Андреа Дель Верроккьо запечатлел на бронзовом лике саркастическую улыбку своего подмастерья. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Достоверно известно, что был документ, анонимная жалоба на содомию, в участии которой обвинялся юный да Винчи еще во время его ученичества.
Живопись
На тот момент художники работали в технике темперной живописи, которая существенно отличалась от масляной, только разрабатывающейся. Изображение водорастворимыми красками наносилось на покрытую грунтом доску, на которую порой, по принципу иконописи, наклеивался холст. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. Его стиль в живописи отличают реалистичность и чувственность, сильные, выразительные, порой резкие, особенно в контурах, линии, несколько пафосная манера, напоминающая фламандскую живопись. Из-за отсутствия подписи существует значительная трудность в идентификации картин Андреа дель Верроккьо, поэтому не обо всех работах можно утверждать с уверенностью, что они принадлежат его кисти.
- «Мадонна с Младенцем» (1466–1470; 75,5 х 54,8 см) — относится к ранним самостоятельным работам. Находится в картинной галерее Берлина.
- «Мадонна, кормящая грудью» с двумя ангелами (1467–1469; 69,2 х 49,8 см) — была приписана Верроккьо после ее восстановления в 2010 году и является экспонатом Национальной галереи в Лондоне.
- «Тобиас и ангел» (1470-1480; 84 х 66 см) — была ранее приписана кисти Поллайоло или Гирландайо. Находится в лондонской Национальной галерее.
- «Крещение Христа» (1475–1478; 180 х 152 см) — единственная из известных работ Андреа дель Верроккьо, выполненная маслом. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
- «Мадонна ди Пьяцца» (1474–1486) — выполненная совместно с Лоренцо ди Креди и другими учениками. Единственная картина, имеющая подпись, найдена в кафедральном соборе Пистойи, где сейчас и хранится.
- «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1476–1478; 96,5 х 70,5 см) — хранится в Национальной лондонской галерее.
- Одна и ранних работ — «Мадонна, возведенная на престол, с Иоанном Крестителем и Святым Донатом» — осталась незаконченной. Завершил ее ди Креди, когда Верроккьо в конце своей жизни находился в Венеции.
Еще известно несколько сохранившихся копий, сделанных с оригиналов мастера его учениками, а также ряд фресок, выполненных в мастерской Андреа.
«Крещение Христа»
Андреа дель Верроккьо, получив заказ от бенедиктинского монастыря Сан-Сальви, привлек к работе учеников, среди которых был и Леонардо. Это была самая крупная картина Верроккьо, к тому же она исполнена красками на масляной основе, в мало изученной тогда технике.
В ангеле, повернутом спиной и на три четверти лицом по отношению к наблюдателю, признана рука Леонардо по особой его манере и мягкости исполнения, отличной от резких линий учителя. Молодому гению также приписывается часть пейзажа долины с рекой, что находится выше ангельских голов.
В жизнеописании Верроккьо, составленном Джорджо Вазари, рассказано о том, как Андреа был настолько поражен искусной работой ученика, что решил больше никогда не прикасаться к кистям. Однако это всего лишь метафора, поскольку известны работы, написанные Верроккьо после «Крещения Христа».
Скульптура
В 1465 году Андреа изваял чашу для омовения рук в Старой ризнице Сан-Лоренцо. Между 1465 и 1467 годами он выполнил гробницу Козимо де Медичи в крипте под алтарем церкви. В том же году Трибунал делла Мерканзия, судебный орган Гильдий во Флоренции, поручил Андреа создать бронзовую группу, изображающую Христа и Св. Томаса для центральной скинии, которую недавно приобрел на восточном фасаде Орсанмичеле. Скульптурная группа водружена на место в 1483 году и со дня ее открытия была признана шедевром.
В 1468 году Верроккьо изготовил для Синьории Флоренции бронзовый канделябр высотой 1,57 м, установленный в Палаццо Веккьо, находящийся теперь в Государственном музее Амстердама. В 1472 году он закончил памятник Пьеро и Джованни де Медичи, заключив саркофаг в арке с бронзовой, подобной сети, решеткой. Саркофаг украшен изысканными натуралистическими элементами, отлитыми также из бронзы.
«Давид»
В начале 1470 годов Андреа Верроккьо совершил поездку в Рим, после чего начиная со второй половины десятилетия посвятил свое творчество главным образом скульптуре.
Бронзовую статую Давида высотой 126 см он создал в 1475 году для семьи Медичи, в частности братьев Лоренцо и Джулиано, у которых флорентийская Синьория выкупила скульптуру в 1476 году. В начале семнадцатого века изваяние присоединилось к герцогской коллекции Уффици. А около 1870 года «Давид» стал экспонатом среди скульптур Ренессанса в зарождающейся экспозиции Национального музея Барджелло. Там статуя находится и сейчас.
Скульптура считается одним из лучших произведений Андреа дель Верроккьо. Мастеру гениально удалось воспроизвести в своем «Давиде» анатомически точно смоделированное тело подростка, а также выразительный нюанс юношеской бравады, что свидетельствует о понимании скульптором психологических тонкостей. Гипотеза о том, что для того произведения позировал Леонардо, новый ученик Верроккьо, считается вполне вероятной.
Другие известные скульптуры 1470 годов
В 1475 году мастером изваян утонченный поясной портрет из мрамора дамы с букетом, который также называется «Флора». И тогда же ним создан рельеф похоронного памятника Франческа Торнабуони для церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.
Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Скульптура первоначально предназначалась для фонтана виллы Медичи, и предполагалось, что вода будет исходить изо рта дельфина. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. В этой работе можно наблюдать, присущий Верроккьо динамический натурализм, преобразивший бронзу в мягкие, гладкие формы улыбающегося путто, замершего в неустойчивом положении танца, с прилипшей к спине мантией и влажным пучком волос на лбу.
Последняя работа
В 1475 году умер Кондотьеро Коллони, бывший генерал-капитан Венецианской Республики, и по завещанию оставил значительную часть своего имущества республике при условии, что его конная статуя будет установлена на площади Сан-Марко. В 1479 году Венеция объявила, что она примет наследие, но поскольку установка статуй на площади была запрещена, скульптура будет размещена в открытом пространстве перед Скуолой Сан-Марко.
Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Три подрядчика соревновались за контракт: Верроккьо из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Верроккьо сделал модель конной статуи из воска, в то время как другие предложили модели из дерева, черной кожи и глины. Все три проекта были представлены перед венецианской комиссией в 1483 году, и контракт получил Верроккьо. После этого он открыл мастерскую в Венеции, где несколько лет трудился над полномасштабной глиняной моделью. Когда статуе осталось обрести бронзовую форму, в 1488 году смерть настигла Андреа, прежде чем он успел осуществить отлив. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Но после значительной задержки подряда венецианское государство поручило процесс отлива Алессандро Леопарди, который также сделал и пьедестал. Статуя была в конечном счете установлена в Венеции, на площади Санти Джованни-де-Паоло, у одноименного собора в 1496 году, где находится и сегодня.
Андреа Верроккьо был похоронен во флорентийской церкви Сант-Амброджио. Но сейчас существует только надгробная плита, потому что его останки потеряны. На данный момент известно о 34 произведениях, выполненных великим творцом и его мастерской.
Андреа Верроккьо. Жизнь и творчество.
Андреа Верроккьо
Синопсис
Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо да Винчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо и другие мастера. В эпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам в классическом стиле — как в жанре живописи, так и в создании скульптур. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Статуя Бартоломео Коллеони
Ранние годы
Верроккьо появился на свет во Флоренции и, как считается, был назван в честь успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо. Доподлинно не известно, кто был наставником будущего мастера. Вероятно, первые уроки он получил от тезки-ювелира или Донателло. Со временем Верроккьо стал главной опорой для своей семьи, помогая не только родителям, но и братьям, сестрам, племянникам.
Живопись
Только одна картина, дошедшая до наших дней, может быть с абсолютной точностью приписана руке Верроккьо. Знаменитое полотно «Крещение Христа» было заказано руководством церкви Сан-Сальви во Флоренции, где она оставалась до 1530 года. На композиции, слева от Христа, расположен светлый ангел, в котором узнаваем молодой да Винчи, который работал в студии Варроккио в начале 1470-х. Некоторые критики и аналитики идентифицируют второго ангела на картине как Сандро Боттичелли.
Крещение Христа (1472–1475, Уффици, Флоренция)
Единственной подписанной картиной художника является Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатусом (Собор Святого Зенона, 1475–1483). Хотя известно, что это работа учеников Верроккьо. Сам учитель, вероятно, занимался проектированием и созданием сложной композиции.
Скульптура
Самая ранняя скульптура мастера — бронзовая статуя Давида (1473–1475). Статую, которая была заказана семьей Медичи, часто сравнивают с более известной версией Донателло. Хотя «Давид» Донателло более чувственный, эмоциональный и элегантный, чем в скульптуре Верроккьо, невозможно отрицать ценность и изысканность последней.
Также важной работой из бронзы является «Путто с Дельфином» (1479) — восхитительная скульптура, изображающая балансирующего на одной ноге Амура. Вероятно, первоначально она была установлена на фонтан, где поворачивалась под давлением струй воды.
Путто с Дельфином
После 1475 года Верроккьо акцентировал внимание на скульптуре, что характеризовалось художественным ростом, начавшимся в то время, когда мастер начал работать на семью Медичи. В конце 1470-х он создал весьма реалистичный терракотовый бюст Лоренцо де Медичи. За ним последовал мраморный бюст, известный как «Леди с первоцветом». Благодаря последним произведениям Верроккьо формирует новый стиль классицизма эпохи Возрождения, работы мастера начинают напоминать древние римские скульптуры.
Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.
Наследие
Признание Верроккьо мастером в ювелирном деле и в скульптуре неуклонно росло даже после его смерти. Многие известные художники итальянского Возрождения занимались изучением его картин и статуй, что повлияло и на их творчество.
Андреа дель Верроккьо – скульптор и живописец эпохи Возрождения
Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) – знаковая личность, выдающийся итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, сумевший благодаря своему таланту и неиссякаемому трудолюбию оставить глубокий след в мировой культуре. Его великолепные работы получили признание как современников, так и потомков.
Полотна и скульптуры, созданные мастером, входят в коллекции многих музеев Италии и других стран мира, восхищая необыкновенной манерой исполнения и глубиной идейного замысла.
Биографические сведения и мастерская Верроккьо
О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году. В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию. Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.
После ранней смерти кормильца 17-летнему Андреа пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь и обеспечивать пропитанием некоторых своих братьев и сестёр. При этом увлечённость искусством и неутолимое желание создавать прекрасные произведения определили судьбу юноши.
Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции. Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры. Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.
Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:
- Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
- Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
- Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
- Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi);
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе. Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии.
Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы. Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики. С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.
Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.
Скульптуры и картины – особый стиль мастера
В искусствоведческих кругах принято считать, что Верроккьо обратился к живописи не ранее 60-х годов XV столетия. Выполненные им картины посвящены преимущественно религиозной тематике.
Главенствующее место в евангельских сюжетах, мастерски воссозданных художником, занимает изображение Мадонны (как правило, с маленьким Христом). В произведениях Верроккьо Богородица почти всегда предстаёт печальной девой, исполненной тихой грустью и смирением. Отличительной чертой стиля считается особая аристократическая утончённость, скрупулёзность передачи деталей, точность и острота рисунка, одухотворенность и лиричность образов. Примечательно, что не всем картинам, известным как работы кисти Верроккьо, с абсолютной точностью можно приписать авторство флорентийского художника.
В скульптурных произведениях отчётливо читается влияние античного искусства и творческого наследия таких гениальных художников как Донателло (Donatello), Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo), Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano). Верроккьо стремился к совершенству форм и во многом преуспел в этом. Работы скульптора, считавшегося в свою эпоху лучшим знатоком металла, оказали значительное влияние на развитие бронзовой литой пластики.
Крещение Христа
Картина Крещение Христа (Battesimo di Cristo) признана самой знаменитой работой мастера, выполненной в соавторстве с его учеником, юным Леонардо да Винчи в 70-ы годы XV столетия. В основе сюжета – каноническая библейская сцена из Евангелия от Матвея, часто встречающаяся на полотнах живописцев той эпохи.
В композиционном решении, в том, как изображена центральная фигура Спасителя, стоящего в водах Иордана, так же как и в образе Иоанна Крестителя прослеживаются характерные особенности средневековой живописи. В героях нет индивидуальности, они скорее выполняют роль символов, олицетворяя величественность и глубокую одухотворённость. Движения кажутся скованными, в них отсутствует динамизм, позы выглядят несколько искусственными. Задний план, напоминающий не пейзаж, а декорацию, лишён ощущения пространства и перспективы. В то же время произведение отличается богатой цветовой палитрой и разнообразием оттенков.
В нижнем левом углу картины – фигура маленького ангела, облачённого в голубое одеяние. Автором этой части работы, выполненной (в отличие от всего произведения) не темперными, а масляными красками, был Леонардо да Винчи.
До 1530 года картина находилась в церкви Сан-Сальви (San Salvi), во Флоренции, потом была перевезена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), где экспонируется и в наши дни.
- Советую забронировать индивидуального гида для лучшего понимания экспонатов галереи.
Давид
Почти метровая (125 см) бронзовая статуя Давида, выполненная с невероятным техническим мастерством, относится к 60-70-м годам XV столетия. Эта скульптурная работа прославила Верроккьо и по праву стала считаться эталоном ренессансной пластики. В произведении мастера отчётливо прослеживается влияние Донателло и его изваяния молодого обнажённого царя, воина-победителя, созданного несколькими десятилетиями ранее.
Скульптура Верроккьо отличается изяществом, аристократизмом, выразительностью и анатомической точностью передачи форм человеческого тела. Библейский царь, созданный скульптором, предстаёт отважным, торжествующим юношей, наслаждающимся своей победой над поверженным Голиафом. Его стройное, прекрасное тело облачено в тесно прилегающих кожаный колет. Расслабленная поза, полуулыбка на губах, разворот головы, – каждая деталь повествует о глубокой удовлетворённости героя и его уверенности в себе, а отрубленная мощная голова великана, лежащая у ног юного воина, красноречиво подчёркивает ценность выигранного сражения.
Существует предание, согласно которому именно Леонардо да Винчи позировал для Верроккьо, работавшего над статуей Давида, но доказать достоверность этой легенды не представляется возможным.
Скульптурное произведение выполнялось по заказу семьи Медичи и первоначально должно было служить украшением виллы Кареджи (Careggi), после статую передали в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где располагалась флорентийская синьория, в 1777 году работа мастера попала в Галерею Уффици. В настоящее время великолепное изваяние Верроккьо входит в сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello).
Уверение Фомы
Монументальная работа Христос и святой Фома, в искусствоведческих кругах она носит также название Неверие (или Уверение) святого Фомы (Incredulita di san Tommaso) была выполнена в 60-80 годы XV столетия.
Скульптурную группу первоначально установили в одной из 14 ниш, украшавших внешние стены церкви Орсанмикеле (Orsanmichele) во Флоренции, сейчас она заменена копией, а оригинал, подвергшийся в конце прошлого столетия масштабной реставрации, хранится в стенах одноимённого музея, расположенного при храме.
Образ Спасителя играет главенствующую роль, святой апостол стоит слева, его фигура выступает за пределы ниши, но единство линий ниспадающих одеяний, одухотворённость жестов и глубокий драматизм на лицах героев, рождают ощущение абсолютной художественной цельности и законченности произведения. Такое композиционное решение фасадной скульптуры было настоящим новаторством для искусства той эпохи.
http://artrue.ru/sculpture/andrea-verrokko-zhizn-i-tvorchestvo.html
http://italy4.me/izvestnye-lyudi/andrea-del-verrocchio.html