Анатолий Папанов — биография, новости, личная жизнь
Анатолий Папанов
Анатолий Дмитриевич Папанов. 31 октября 1922 года, Вязьма — 5 августа 1987 года, Москва. Советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1989 — посмертно). Участник Великой Отечественной войны.
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме (ныне — в Смоленской области).
Отец — Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982) был военным.
Мать — полька Елена Болеславовна Росковская (1901-1973), модистка.
Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона).
Как вспоминал Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актёрские способности его отца. К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.
В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой — его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем.
В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».
С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии.
Анатолий Папанов в 1941 году
В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом, несколько месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы.
Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».
Анатолий Папанов в молодости
После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.
С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.
В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.
В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский.
На спектакле Театра сатиры «Домоклов меч» писатель Константин Симонов был настолько поражен игрой Папанова, что предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина.
Поначалу Столпер сомневался. Он знал Папанова как исполнителя, в основном, комедийных ролей. Здесь же предстояло сыграть роль героическую. Долго сомневался в своих способностях сыграть героя и сам Папанов.
Жена актера Надежда Каратаева вспоминала: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Мужу несколько раз звонили, уговаривали, а мы стояли и слушали, как он отказывался: «Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу». А уже после выхода картины, после ее грандиозного успеха он меня часто спрашивал: «Что это все восторгаются? Чего там особенного я сыграл?»».
С выходом фильма на широкий экран к Папанову пришла всесоюзная слава, и спрос на артиста возрос неимоверно. На «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восемь (!) из них пригласили Анатолия Папанова. В ответ он принял все предложения и был утвержден на все восемь ролей одновременно. А позднее, через дирекцию театра, дал всем вежливый отказ: мол, не могу, занят в спектаклях.
В 60-70-е годы он много снимается в самых разных ролях и жанрах. Психологическая драма «Наш дом», киноповесть об ученых «Иду на грозу», лирические комедии «Приходите завтра» и «Дети Дон-Кихота», сатирическая комедия «Дайте жалобную книгу», в ставших культовыми картинах «Берегись автомобиля», «12 стульев» и «Бриллиантовая рука».
Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля»
Анатолий Папанов в фильме «Дайте жалобную книгу»
Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»
Анатолий Папанов в фильме «12 стульев»
Анатолий Папанов в фильме «Инкогнито из Петербурга»
Кроме огромного количества ролей в кинолентах озвучивал мультфильмы. Так, именно его голосом говорит Волк из мультсериала «Ну, погоди!».
О своем герое говорил: «По-моему, он совсем не страшный. Если сначала Волк действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство. Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком! Волку ничего такого и в голову бы не пришло».
Анатолий Папанов. Короткие истории — Умелец
Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.
Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры.
Последняя кинороль — «Холодное лето пятьдесят третьего. ».
В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре.
В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: «Меня эта тема волнует». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове.
Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего»
Почти закончив съемки, режиссер просил актера остаться в деревне и отдохнуть. У них было еще два дня. Но Папанов настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежитие и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!».
Работа в фильме осталась незавершенной. Роль А. Папанова озвучивал другой актер. Не сбылась и сокровенная мечта артиста: он, наконец-то, уговорил главного режиссера Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль. В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние».
Умер 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ (в это время в доме была отключена горячая вода).
В момент смерти никого не оказалось рядом.
Жена Надежда Каратаева рассказывала: «Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода. Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить».
Хоронили артиста в закрытом гробу. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).
Могила Анатолия Папанова
Анатолий Папанов об актерской профессии:
Каждая новая роль для артиста — «езда в незнаемое». Конечно, не следует обольщаться и думать, что возможностям нет границ. Но беда, когда режиссер постоянно использует лишь какие-то определенные грани актерского дарования, какие-то привычные краски. Это обкрадывает, обедняет артиста, да и режиссеру не приносит большой творческой радости. Какая уж тут радость — идти проторенной дорогой! Ведь искусство — это открытие. И, как всякое открытие, дается нелегко.
Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых лежат наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями. В этом отношении актера можно сравнить с сапожником. Неизвестно, какие сапоги он будет тачать, но все необходимое всегда должно быть наготове. Вообще хороший мастер ценится по количеству и состоянию инструмента. Я как-то пригласил водопроводчика, а у него сверло не заточено, дюймового ключа нет. Что это за мастер? Он и не смог ничего починить.
Наблюдать жизнь очень интересно. А у актера увиденное возрождается в сценических образах. Вот обыденная ситуация — рыболов на реке. Но посмотрите, как он насаживает червяка, как держит удочку, как сидит, — и увидите характер. Я не пройду мимо, остановлюсь обязательно. Все собираю: жесты, взгляды, голоса.
Актер в любой момент готов что-то интересное схватить, перенять, запомнить — и зрительно, и эмоционально. Это становится действием автоматическим, даже не надо настраивать себя на волну наблюдения. Отправляясь на футбол, не нужно говорить себе: «Сегодня я буду искать на трибунах типаж для будущего фильма». Просто, выработав привычку наблюдать, невольно подмечаешь все увиденное.
Для исполнения комедийных ролей необходимо очень точно выверить все детали. Деталь решает судьбу характера. Вот, например, мне надо сыграть застенчивого человека. Как это показать? А оказывается, можно только приподнять бровь.
В фильме «Порожний рейс» я сыграл нудного, бесцветного человека. А он запоминается. И это одна из любимых моих работ. Когда я взялся за эту роль, у меня всплыли не только отдельные впечатления — вспомнился конкретный человек. В молодости я работал на дровяном складе, и начальник мой был страшный демагог. Вспомнилось, как веско он говорил, как смотрел в лицо собеседнику, как держал голову.
Смешным мне его и не пришлось делать. Он и в жизни был смешон. Что же касается бесцветных характеров, то актер может их расцветить. Вот, скажем, я читаю пьесу. Там сказано, что в кабинет начальника входит посетитель. И тут начинает работать фантазия. Как одет посетитель, как причесан, носит ли он усы? А может быть, он давно не ел? Тогда у него будет уже другое выражение лица. А может быть, он плохо воспитан и на ходу закусывает, хрустит огурцом? А может быть, начальник — женщина, и посетитель в нее влюблен?
У наблюдательного артиста появится целый список способов сделать этого человека выразительным.
Я думаю о «записной книжке» художника. Она должна быть у каждого актера. «Записная книжка», в которую мы должны записывать жизнь. И неважно, в памяти ли мы храним все факты, события, встречи или же заполняем записями чистые листки блокнота. Нельзя быть актером, нельзя быть художником без любопытства к жизни.
Помните, как начинается повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат», что заставило писателя вспомнить эту историю? Репей, растущий у дороги. Так иногда начинается творчество.
И когда артисты Художественного театра ходили в московские ночлежки, спускались на дно жизни, трудно и буднично готовясь к своему взлету, к постановке знаменитой горьковской пьесы, — это тоже было ремесло.
В Москве множество приезжих — из самых разных мест, самых разных профессий. Море индивидуальностей, море человеческих типов, море разных характеров. Почему же мы не всегда наблюдательны и любопытны?
И еще: я не верю в большого человека с маленькой эрудицией. Мне кажется, талант приносит плоды только в совокупности с опытом, культурой, постоянным расширением знаний… Примером может служить очень уважаемый мною С. Юрский, глубоко эрудированный, крайне пытливый, постоянно ищущий, постоянно недовольный собой художник. Актер с «записной книжкой».
Анатолий Папанов. Раскрывая тайны
Рост Анатолия Папанова: 184 сантиметра.
Личная жизнь Анатолия Папанова:
С 20 июня 1945 года Анатолий Папанов был женат на актрисе Надежде Юрьевне Каратаевой.
Они познакомились в ГИТИСе.
«Когда немцев отогнали от Москвы, начались занятия в ГИТИСе. Я стала учиться на втором курсе. В разгар учебы у нас появился новенький студент. Это был высокий молодой человек в линялой гимнастерке, в военной форме. Он был раненый, сильно хромал и ходил с палочкой. Студента звали Толя Папанов. Он вернулся с фронта», — рассказывала Надежда Юрьевна.
В этом браке в 1954 году родилась дочь — Елена Папанова, она окончила ГИТИС, стала актрисой Театра им. Ермоловой, снимается в кино.
Анатолий Папанов и Надежда Каратаева
Фильмография Анатолия Папанова:
1937 — Ленин в Октябре — эпизод
1939 — Подкидыш — прохожий
1952 — Композитор Глинка — адъютант Великого князя
1952 — Ревизор — чиновник
1960 — Совершенно серьёзно — редактор
1961 — Человек идёт за солнцем — администратор парка
1961 — Человек ниоткуда — Крохалев и ему подобные
1961 — Казаки — хорунжий
1962 — Яблоко раздора — Крячко
1962 — Бей, барабан! — поэт Безлошадных
1962 — Ход конём — Фонарев
1963 — Порожний рейс — Аким Севостьянович
1963 — Стёжки-дорожки — дежурный милиционер
1963 — Короткие истории — телемастер, умелец
1963 — Приходите завтра. — Николай Васильевич (озвучивал Евгений Ташков)
1964 — Живые и мертвые — комбриг Серпилин
1964 — Родная кровь — муж Сони
1965 — Зелёный огонёк — Жмуркин
1965 — Дети Дон Кихота — Пётр Бондаренко, врач-педиатр
1965 — Наш дом — Иванов-отец
1965 — Иду на грозу — Аникеев
1965 — Дайте жалобную книгу — метрдотель Кутайцев
1965 — Мать и мачеха — Филипп
1966 — Весёлые расплюевские дни — Максим Вараввин и Полутатаринов
1966 — Берегись автомобиля — Сокол-Кружкин, тесть Семицветова
1966 — В городе С. — Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч)
1967 — Возмездие — Серпилин
1968 — Семь стариков и одна девушка — юрисконсульт
1968 — Виринея — Магара
1968 — Служили два товарища — командир полка
1968 — Бриллиантовая рука — Лелик, контрабандист
1968 — Золотой телёнок — Васисуалий Лоханкин (роль вырезана при монтаже)
1969 — Адъютант его превосходительства — атаман Ангел
1969 — В тринадцатом часу ночи — Овинный
1969 — Вчера, сегодня и всегда — тетушка Бетти
1969 — Семейное счастье — Чубуков
1970 — Белорусский вокзал — Николай Иванович Дубинский
1970 — В тридевятом царстве. — собачий магнат
1969 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — Рязанов, Давид Борисович
1970 — Сохранившие огонь — Крутов
1970 — Любовь Яровая — Горностаев
1971 — Вся королевская рать — Бёрден-старший
1971 — Джентльмены удачи — шахматист в гостинице
1971 — Разрешите взлёт! — Сахно
1972 — Ход белой королевы — отец Наташи
1973 — Дача — Павлик
1973 — Дела сердечные — Борис Иванович
1973 — Плохой хороший человек — Самойленко
1974 — День приёма по личным вопросам — Иванов
1974 — Одиножды один — Ваня Каретников
1975 — Страх высоты — Мазин
1975 — Одиннадцать надежд — Воронцов
1976 — 12 стульев — Ипполит Матвеевич (Киса) Воробьянинов
1977 — По семейным обстоятельствам — няня
1977 — Мама, я жив
1978 — Всё решает мгновение — Дед Нади
1978 — Инкогнито из Петербурга — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
1978 — Любовь моя, печаль моя — звездочёт
1979 — Инженер Графтио — Генрих Графтио
1979 — Пена — Махонин
1981 — Любовь моя вечная
1982 — Иван — Иван
1982 — Отцы и деды — дед Луков
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Джон Фальстаф
1984 — Время желаний — Владимир Дмитриевич
1987 — Холодное лето пятьдесят третьего. — Копалыч / Старобогатов (озвучание — И. К. Ефимов)
Телеспектакли Анатолия Папанова:
1966 — Лабиринт — Бродяга
1969 — Швейк во Второй мировой войне — Адольф Гитлер
Радиоспектакли Анатолия Папанова:
1972 — Остров сокровищ (Билли Бонс)
Озвучивание мультфильмов Анатолия Папанова:
1960 — Машенька и медведь — Медведь
1960 — Про козла — Волк-вожак
1961 — Ключ — голова Змея Горыныча
1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей
1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож
1962 — Зелёный змий — Зелёный змий
1963 — Бабушкин козлик — Волк
1963 — Как котёнку построили дом — Бульдозер
1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач
1964 — Кот-рыболов — Медведь
1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало
1964 — Лягушонок ищет папу — Крокодил
1965 — Ваше здоровье — спившийся здоровяк и его здоровье
1965 — Пастушка и трубочист — Козлоног
1965 — Приключения запятой и точки — клякса-атаман
1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг
1965 — Портрет — Осёл
1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк
1966 — Происхождение вида — первый человек
1966 — Про злую мачеху — Петрушка-рассказчик
1966 — Хвосты — Волк
1966 — Зайдите, пожалуйста!
1967 — Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый
1967 — Машинка времени — Хулиган
1967 — Ну и рыжик!
1967 — Межа — Змей Горыныч
1967 — Легенда о злом великане — великан
1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор
1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк
1967 — Слонёнок — Крокодил
1967 — Честное крокодильское — Вулкан
1968 — Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь
1968 — Кот в сапогах — Людоед
1968 — Маугли — тигр Шер-Хан
1968 — Осторожно, щука! — Рак
1968 — Русалочка — экскурсовод
1968 — Самый большой друг — Крокодил
1968 — Чуня — Пёс
1969 — В стране невыученных уроков — землекоп / Белый медведь
1969 — Капризная принцесса — Король
1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — Медведь
1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя
1969-1986 — Ну, погоди! (выпуск 1-16) — Волк
1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог
1969 — Украденный месяц — диктор
1969 — Ну, погоди! — Волк
1970 — Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый
1970 — Бобры идут по следу — Рак, Олень
1970 — Лесная хроника — Волк
1970 — Мой друг Мартын
1970 — Обезьяна с острова Саругасима — Дракон
1970 — Сказка сказывается — Королевич
1970 — Отважный Робин Гуд — Шериф Ноттингемский
1971 — Алло, Вас слышу! — все персонажи
1971 — Как ослик счастье искал — Гусь
1971 — Чужие следы — Волк
1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст
1972 — Заветная мечта — дедушка Осёл
1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион
1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан
1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей
1973 — Небылицы в лицах — Никодим
1973 — Часы с кукушкой — Лев
1974 — Мешок яблок — Волк
1974 — Молодильные яблоки — Серый волк
1977 — Как грибы с горохом воевали — царь Боровик, купец Дубовик
1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк
1978 — Дед Мороз и серый волк — Волк
1978 — Подарок для самого слабого — Лев
1979 — Летучий корабль — Водяной
1980 — Мореплавание Солнышкина — штурман
1981 — Так сойдёт — Бобр
1982 — Травяная западёнка — приказчик Яков
1983 — Волчище — серый хвостище — Волчище
1984 — Медведь — липовая нога — волк
1985 — Козёл да баран — третий волк
Роли Анатолия Папанова в театре:
Русский драматический театр (г. Клайпеда):
1948 — «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева — Сергей Тюленин
1948 — «Машенька» А. А. Афиногенова — Леонид Борисович
1948 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва — Рекало
1948 — «Собака на сене» Лопе де Вега — Тристан
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева. Режиссёр: Андрей Гончаров — Ашот Мисьян, Матрос
1948 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского. Режиссёр Андрей Гончаров — Сыромятов
1949 — «Мешок соблазнов» Марка Твена. Режиссёр Николай Петров — Джек Холидей
1949 — «Роковое наследство» Льва Шейнина. Режиссёр Николай Петров — Лыжиков
1949 — «Кто виноват?» Георгия Мдивани. Режиссёр: Э. Б. Краснянский — Забелин
1949 — «Положение обязывает» Г. Мунбилта. Режиссёр Андрей Гончаров — Гржимайло, Лапин
1949 — «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по водевилю Д. Т. Ленского). Режиссёр Э. Б. Краснянский — Пустославцев, Нептун, Помощник режиссёра
1949 — «Комедия ошибок» Шекспира. Режиссёр Эммануил Краснянский — первый купец
1950 — «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова. Постановка Борис Равенских — Муравьёв, Пирогов
1951 — «Не ваше дело» В. Поляков. Режиссёр: Валентин Плучек — Яков
1951 — «Женихи» А. И. Токаева, В. В. Шкваркина. Постановка Андрея Гончарова — Мытыл
1952 — «Потерянное письмо» И. Караджале. Постановка Николая Петрова и Валентина Плучека — Ионеску
1953 — «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева. Постановка Валентина Плучека — Алупкин
1953 — «Где эта улица, где этот дом?» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского. Режиссёр Эммануил Краснянский — Завгар
1954 — «Судья в ловушке» Г. Филдинга. Режиссёр С. Колосов — Констебль
1955 — «Последняя сенсация» М. Себастьяна. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Бушмен
1955 — «Клоп» В. В. Маяковского. Постановка Валентина Плучека и Сергея Юткевича — Шафер, Двуполое четвероногое
1955 — «Поцелуй феи» З. Е. Гердта, М. Львовского. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Синицын
1956 — «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра. Постановка Валентина Плучека — Гобле
1957 — «Квадратура круга» В. П. Катаева постановка Г. Зелинского — Емельян Черноземский
1957 — «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета. Постановка Валентина Плучека — Иван Иванович
1957 — «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. Постановка Валентина Плучека — Англичанин, Вельзевул
1957 — «Дамоклов меч» Назыма Хикмета постановка В. Плучека — Боксёр
1957 — «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда. Постановка Валентина Плучека — Фабрис
1958 — «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Корейко
1959 — «Памятник себе» С. В. Михалкова постановка В. Плучека — Почесухин
1960 — «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссёры: Эраст Гарин и Хеся Локшина — Воробьянинов
1961 — «Яблоко раздора» М. Бирюкова. Постановка В. Плучека — Крячка
1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. Постановка В. Плучека — Манган
1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д. Тункеля — Полотёр
1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского. Постановка В. Плучека — Василий Тёркин
1967 — «Интервенция» Л. Славина. Постановка В. Плучека — Бродский
1967 — «Доходное место» А. Н. Островского. Постановка Марк Захаров — Юсов
1968 — «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Яблоков
1968 — «Последний парад» А. Штейна; постановка В. Плучека — Снежин
1970 — «У времени в плену» А. Штейна; постановка В. Плучека — Сысоев
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя; постановка В. Плучека — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
1972 — «Таблетку под язык» А. Макаёнка; постановка В. Н. Плучека — Дед Цыбулька
1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина; постановка В. Плучека, А. А. Миронова и А. А. Ширвиндта — Шубин
1974 — «Клоп» В. Маяковского; постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 года В. Н. Плучека — Шафер
1975 — «Ремонт» М. Рощина; постановка В. Н. Плучека — Макарыч
1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. Н. Плучека — Фамусов
1977 — «Бег» М. А. Булгакова; постановка В. Н. Плучека — Хлудов
1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова; постановка В. Н. Плучека — Судаков
1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта; постановка А. А. Ширвиндта — Пожарник
1984 — «Вишнёвый сад» А. Чехова; постановка В. Н. Плучека — Гаев
1985 — «Родненькие мои» А. Смирнова; постановка В. Н. Плучека — Тесть
1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ; постановка В. Н. Плучека — Гицэ
1987 — «Последние» М. Горького; постановка спектакля Анатолием Папановым
последнее обновление информации: 15.04.2022
Анатолий Папанов
Имя: Анатолий Папанов ( Anatoliy Papanov )
День рождения: 31 октября 1922
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Вязьма, Смоленская обл.
Дата смерти: 5 августа 1987 (64 года)
Причина смерти: узнать сердечный приступ
Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Карьера: актер
Биография Анатолия Папанова
Детство и юность: Вязьма – Москва
В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Отец устроился на склад заведующим, мама – модисткой в ателье. Поселились они рядом с хлебозаводом, в районе Малых кочек (сейчас это улица Доватора).
Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось, не удавалось увлечь его и книгам. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод.
Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль (матрос из массовки). В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» (Папанов – Гортензио), «Васса Железнова» (Папанов – Пятеркин), репетировали водевили.
Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки.
Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней. Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам:
…ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок.
Война
Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву «П», подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо.
В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. Погиб его друг Алик Рафаевич, учившийся на оператора во ВГИКе. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой.
Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу, Анатолию ампутировали два пальца и, несмотря на протесты бойца, присвоили третью группу инвалидности, а это значило отправку в тыл. Кто-то другой, может быть, был бы рад спастись, убраться подальше от фронта. Но Папанов видел в этом проявление трусости.
Сознание собственной неполноценности терзало юношу. Он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. От отчаяния Папанов однажды зашел в «Каучук», где так часто бывал до войны. В студии оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки. Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов.
Везде встречая теплый прием, он решил, что станет артистом и в 1943 году пришел поступать в ГИТИС. Перед приемной комиссией прочитал стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На втором курсе был недобор мужчин, поэтому его зачислили сразу туда.
Студенты вуза делали постановки, отрывки из пьес, с которыми выезжали на фронт, давать концерты. Папанов на всю жизнь запомнил, с какой жадностью и благодарностью воспринимали их появление бойцы. Искусство помогало всем хоть ненадолго обрести душевное успокоение.
Но в институте ему приходилось трудно: из-за собственной хромоты в студенческих постановках он всегда был на вторых ролях. К тому же, ему так и не удалось исправить «шипящий» акцент, появившийся из-за неправильного прикуса. Который, впрочем, через много лет станет его узнаваемой чертой. Но пока что он заставлял себя через боль заниматься танцами, делать гимнастику, и в итоге на четвертом курсе уже мог ходить без ненавистной ему трости.
Театр
На сцене в Клайпеде Анатолий сыграл свои первые театральные роли. Он был Сергеем Тюлениным в «Молодой гвардии», Тристаном в «Собаке на сене», Леонидом Борисовичем в «Машеньке». Постановки шли поочередно: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй – русская.
В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который в прошлом высоко оценивал профессионализм Папанова. Он и пригласил актера в Театр сатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Ему нужен был исполнитель роли матроса Ашота Мисьяна. Папанов согласился. Позже в этот же театр устроилась его жена, переехавшая из Клайпеды.
Кинематограф
Личная жизнь Анатолия Папанова
Оказалось, Надя тоже была на фронте, работала в санитарном поезде. Фронтовое прошлое сблизило нас, мы стали общаться, вместе сидели в библиотеке, готовясь к занятиям…
Смерть и наследие
Съемки проходили под Петрозаводском. В последний день режиссер Александр Прошкин уговаривал Анатолия Дмитриевича остаться в деревне Руга еще на пару дней, отдохнуть, а потом вылететь из Петрозаводска в Ригу, где его ждали жена и гастрольный спектакль. Но артист переживал о своих учениках в ГИТИСе, хотел проверить лично, как их разместили в общежитии, и улетел в Москву.
Папанова не дождались в Риге и жена забила тревогу. В их московскую квартиру приехал зять, который не смог открыть дверь, пробрался в дом через соседский балкон. Он и нашел Анатолия Дмитриевича. Он сидел на крае ванной, холодная вода из душа лилась ему на голову. Врачи констатировали смерть от сердечно-сосудистой недостаточности.
Это был не инфаркт, а сердечный спазм, и если бы артист находился дома не один, его можно было бы еще спасти. Дочь Анатолия уверена, что приступ случился из-за того, что в доме в тот день не было горячей воды, и он решил помыться холодной, а лето было удушливым. Сердце могло не выдержать перепада температур. Ему было всего 64 года – возраст солидный, но не преклонный, и до этого никаких проблем со здоровьем у Папанова не было. Он часто купался в прохладную погоду в озере.
В день похорон гроб с телом выставили не в зрительном зале, а в фойе. Коллеги остались на гастролях, но проводить любимого артиста в последний путь пришло огромное количество людей. Похоронили Папанова на Новодевичьем кладбище.
Спустя год вышел фильм, в котором он сыграл последнюю роль и за которую был посмертно награжден Государственной премией. В финале голос Валерия Приёмыхова напомнил зрителям, что это последняя работа артиста.
Режиссер «Холодного лета» Александр Прошкин позже вспоминал, как Папанов (а его герой по сюжету погибал) просил его показать ему его могилку и почему-то упорствовал в этом вопросе. А когда Прошкин показал декорацию – холмик с простеньким крестом – актер сразу погрустнел и замкнулся в себе. Да и в целом среди актеров есть поверье, что играть собственную смерть не к добру.
Анатолий Папанов
Биография
Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, артист до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей Советского Союза.
Памятник Анатолию Папанову в Вязьме
За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.
Детство и юность
Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.
Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.
Анатолий Папанов в детстве
В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.
Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.
Анатолий Папанов в молодости
Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.
Анатолий Папанов прошел войну
Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.
Театр
В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.
На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин
Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.
В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.
Анатолий Папанов в театре
После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.
В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.
Анатолий Папанов в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»
Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Островскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.
Фильмы
Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.
Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра. », «Яблоко раздора».
Анатолий Папанов и Екатерина Савинова в картине «Приходите завтра»
В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.
После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.
Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»
Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие».
Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым. Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «12 стульев».
Анатолий Папанов и Андрей Миронов
У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».
Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»
Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего. » актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.
Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го»
Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».
Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.
Анатолий Папанов и Клара Румянова
После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.
Личная жизнь
Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.
Анатолий Папанов с женой
С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.
Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.
Анатолий Папанов с дочерью
В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.
Смерть
Жизнь артиста внезапно оборвалась 5 августа 1987 года. Мужчина приехал в Москву после съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего. » в Карелии. Он собирался навестить жену в Риге, где у нее в то время были гастроли с театром. После дороги Анатолию Дмитриевичу необходима была ванная, но в доме в этот момент отсутствовала горячая вода. Холодный душ негативно повлиял на сердечно-сосудистую систему Папанова, спровоцировав сердечный приступ, который и стал причиной смерти артиста.
В доме не было никого, кто смог бы вызвать скорую и предотвратить гибель Анатолия Дмитриевича. Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.
Могила Анатолия Папанова
Могила Анатолия Папанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя несколько дней после похорон артиста скончался его друг и коллега Андрей Миронов, который заменил Папанова в гастрольных спектаклях Театра сатиры.
http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-anatoliy-papanov.html
http://24smi.org/celebrity/997-anatolij-papanov.html