40 дней назад не стало Анатолия Мельникова, человека-легенды
09:00, 20 июля 2019г, Общество 11814
Сорок дней как не стало Анатолия Мельникова, человека-легенды, сотворившего современный лик краевой столицы. Возможно, в память о нем нынешние разработчики и эксперты новой редакции генплана Барнаула учтут опыт барнаульского прорыва конца ХХ века, когда городом руководил Анатолий Иванович.
На сто шагов вперёд
До сих пор не могу произнести «был». Последняя наша встреча случилась в канун 90-летия Анатолия Ивановича, в апреле 2018-го. Болезнь уже мучила его, и голос был тихий-тихий. Но не подводили мысль и главный его талант – продумывать каждое слово и действие на сто шагов вперед. До последнего вздоха он любил Барнаул, и когда рассказывал о нем, то возвращалось детство, проходила перед глазами история города, с которым мы росли вместе.
«Я никому не сломал жизнь» – так говорил человек, который мог все. Мыслитель государственного масштаба, жесткий в принятии управленческих решений – и просто несгибаемый, когда дело касалось интересов краевой столицы.
Бывая в Москве, настырный Мельников доказывал высоким начальникам необходимость «коллективизации в промышленности». Не тогда ли начинались для края целевые программы, уже привычные сегодня?
Транспортная сеть, спальные районы, школы, больницы, предприятия и еще сотни проектов… Простое перечисление того, что создано при Анатолии Ивановиче, потребовало бы нескольких статей. Если интересно, почитайте книгу «Прорыв» – триста страниц фактов, цифр, интервью, мнений. Мы же остановимся лишь на некоторых фрагментах этой удивительной судьбы.
Казус Хегинс
«Набрал я три ведра картошки, прошагал 20 км до Тальменки, оттуда на поезде приехал в Барнаул. Остановился у знакомых. На базаре продал картошку и пошел в театр. Шел спектакль «Ревизор». Он закончился, когда мой поезд уже ушел. В темноте добрался до дома знакомых, чтобы не будить, залез на крышу». Это послевоенное время, трогательное описание первого знакомства сельского парня с городом.
Крестьянских корней он никогда не скрывал, наоборот, подчеркивал при любой возможности. И когда бывали в крае высокие гости, потчевал их едой своего детства, которую готовила мама Клавдия Константиновна: шаньгами, пирогами с калиной и брусникой, щами, окрошкой…
В 26 лет Мельников уже заместитель председателя горисполкома. В первую свою командировку в 1955 году в холле московской гостиницы он увидел… телевизор. Через год появилась телебашня и началось вещание в Барнауле, он стал вторым после Томска сибирским городом, где в середине 50-х уже было телевидение. Правда, телевизоров – всего восемь на край.
В 1955 году в Барнауле работала журналистка «Нью-Йорк таймс». От всего сердца, не ожидая подвоха, Мельников показывал ей новые предприятия, вузы, жилые дома. Радовался, что американка задает вопросы, делает фото. А вскоре прочел в «Нью-Йорк таймс»: «Барнаул живет в XVII веке». Бараки, пыль и нехватка зелени – это все, что описала госпожа Хегинс. С этой статьей Анатолий Иванович отправился в Москву выбивать для города дорожную технику. И когда московский чинуша с сарказмом заметил, зачем, мол, Барнаулу асфальтированные дороги, показал ему газетный перл: «Вы хотите, чтобы нас и дальше считали отсталыми?» Все, что нужно было столице края, Москва выделила.
Квартирный вопрос
15 тысяч семей, эвакуированных во время войны вместе с предприятиями из Ленинграда, Харькова, Подольска, построили в невероятно короткие сроки заводы, обеспечили победу в страшной войне, но сами так и остались в бараках без удобств.
– Я приглашал директоров заводов и предлагал ответить рабочим, когда будет решен их жилищный вопрос. Все понимали: надо сносить бараки, давать жилье. Кто-то из директоров соглашался, кто-то уходил в оппозицию. Дома, поликлиники, учебные заведения, торговые площади, объекты энергетики – всего этого не хватало Барнаулу. Кардинально изменить ситуацию могли капитальные вложения в строительство, но это были астрономические суммы, которыми край не располагал, – вспоминал Анатолий Иванович.
Планы Мельникова по решению глобальных проблем краевой столицы поддержал первый секретарь крайкома КПСС Александр
Георгиев. Городу нужен был прорыв. Так появился проект постановления Совмина СССР «О развитии городского хозяйства города Барнаула в 1975 – 1980 годах», основа генплана, по сути, одного из самых успешных в истории города.
«По собственному»
Газификация природным газом. Она начинается с решения середины 80-х, не понятого многими. Сославшись на возраст и здоровье, Анатолий Иванович пишет заявление «по собственному желанию» об уходе с поста председателя горисполкома. А следом возглавляет краевое управление газового хозяйства.
Газификацию, как и другие проекты, пришлось продавливать. Без нее нечего было и мечтать о развитии. Вот что Анатолий Иванович рассказал во время работы над книгой «Прорыв» ее редактору Михаилу Зимогору:
– Масштабы прокладки газопровода от Новосибирска до Барнаула, конечно, несопоставимы со многим из того, чем приходилось заниматься раньше. Да и годы-то были не самые лучшие, середина 90-х. Никаких гарантий, что будет завтра. Но сколько замечательных людей трудилось рядом со мной! Проектировщики, сварщики, бульдозеристы, газовики. Они же на одном энтузиазме, на своих плечах вытащили этот грандиозный и амбициозный проект. И все получилось. В декабре 1995 года природный газ пришел в Барнаул.
Во время церемонии зажжения на Алтае символического факела глава «Газпрома» Рем Вяхирев сказал: «Я сорок лет работал на Севере, строил газопроводы в Союзе и за границей, но такой подготовки нигде не видел». Это была оценка работы многотысячного коллектива, возглавляемого Мельниковым.
P.S. С 1972 года в краевой столице были построены более четырех миллионов квадратных метров жилья, транспортная, энергетическая, социокультурная инфраструктура.
Справка
Анатолий Мельников родился 29 апреля 1928 года в Тальменском районе. С 1951 по 1986 год – в системе управления городом и краем. Заслуженный строитель РФ, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Алтайским краем» II степени, почётный гражданин Барнаула.
Виталий Мельников
Биография
Критик Виктор Демин называл режиссера Виталия Мельникова лириком под маской бытописателя. Земная биография постановщика и сценариста продлилась 93 года, а фильмография насчитывала полсотни проектов, но в возрасте 87 лет Виталий Вячеславович признавался, что так и не понял до конца жизнь, а кино для него, как в детстве и молодости, по-прежнему остается магией.
Детство и юность
Будущий режиссер появился на свет в роддоме города Свободного 1 мая 1928 года. Через несколько дней после рождения родители забрали маленького сына, которого в семье называли Витей, домой — в село Мазаново, тогда, как и Свободный, относившееся к Амурскому округу Дальневосточного края.
Мать Виталия Августа Даниловна, на момент его рождения работавшая учительницей, прожила 97 лет, но после ареста мужа — бывшего лесничего, продвигавшегося по партийно-хозяйственной линии, навсегда перестала петь и молиться. Вначале образованная женщина вынуждена была переквалифицироваться в учетчицу утильсырья, а затем вместе с сыном бежать сперва в Омск, а затем в Остяко-Вогульск (ныне — Ханты-Мансийск) На память о первых, самых счастливых годах детства у Мельникова сохранилось фото с родителями.
Виталий Мельников в молодости / «Кино-Театр»
В результате репрессий погиб не только отец режиссера, но и дед — крестьянин Данила Фомич Трапезников, служивший в Русско-Японскую войну на Дальнем Востоке и влюбившийся в суровый, но красивый край. Главной радостью Виталия в Сибири стали чтение книг (особенно Николая Гоголя) и просмотр кинофильмов. Подросток крутил динамо-машину и благодаря этому занятию бесплатно следил за приключениями персонажей лент, которые привозила кинопередвижка.
После окончания школы Виталий поступил во ВГИК, где как раз тогда были востребованы абитуриенты — «чистые листы», юноши, ничего не знавшие о специфике кинопроизводства. Будущего наставника Сергея Юткевича парень подкупил на вступительном экзамене покадровым пересказом одного из его фильмов, многократно прокрученных во время жизни Мельникова в Сибири. Другим педагогом уроженца Свободного в кузнице кинематографических кадров был Михаил Ромм, а однокурсниками — Владимир Басов и Григорий Чухрай.
Фильмы
Первый раз уроженец Дальнего Востока скомандовал «Мотор!» в 1950 году: студенту ВГИКа поручили сделать пару сюжетов для киножурнала «Новости сельского хозяйства». В мае 1953 года 25-летний Виталий приехал в город на Неве и 10 лет отработал на «Леннаучфильме», снимая документальные фильмы, среди которых были кинобиографии Михаила Ломоносова и Николая Кибальчича.
Первым опытом Мельникова в художественном кино стала работа вторым режиссером в картине Иосифа Хейфица «День счастья», поставленной по повести Юрия Германа. Через год ученик Юткевича и Ромма в тандеме с более опытным режиссером Михаилом Шамковичем снял комедийную короткометражку «Барбос в гостях у Бобика».
Дебютный полнометражный фильм Мельникова «Начальник Чукотки», премьера которого состоялась в год 50-летия Октябрьской революции, удостоился приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» и вошел в золотую сокровищницу советского кино. Образ центрального персонажа — юного писаря Алеши Бычкова, волей случая заменившего на Крайнем Севере погибшего комиссара Алексея Глазкова, — создал 26-летний Михаил Кононов. Актер стал своеобразным талисманом Мельникова, режиссер снял его в таких своих картинах, как «Здравствуй и прощай», «Первая встреча, последняя встреча», «Царская охота» и «Царевич Алексей».
Виталий Мельников и Людмила Зайцева / «Кино-Театр»
Любимыми артистками корифея «Ленфильма», которых Виталий Вячеславович с радостью задействовал в лентах, были Светлана Крючкова и Людмила Зайцева. Первая из этих актрис на пробах в мельниковский фильм «Старший сын» влюбилась в оператора Юрия Векслера, а во время съемок вышла за него замуж и переехала из Москвы в город на Неве. Вторая прошла с режиссером творческий путь длиной в 35 лет — от главной героини комедии «Здравствуй и прощай», вышедшей на экраны в 1972 году, до Устиньи Гавриловны в предпоследней, автобиографической ленте мастера «Агитбригада “Бей врага!”».
И Зайцева, и Крючкова сыграли царских особ в лентах Мельникова, вошедших в трилогию «Империя. Начало» о российских самодержцах и во многом противоречащих мнению официальной историографии о Петре I и Екатерине II как о великих и мудрых правителях. Людмила Васильевна создала образ первой жены Петра Алексеевича Евдокии Лопухиной в картине «Царевич Алексей», а Светлана Васильевна использовала весь актерский талант, чтобы выглядеть неприглядно и жалко в роли коронованной покровительницы Алексея Орлова в фильме «Царская охота», поставленном по пьесе Леонида Зорина.
В фильмографии Мельникова могла бы быть еще одна картина, в названии которой фигурировало бы слово «охота», однако фильм, снятый по произведению Александра Вампилова «Утиная охота», режиссер озаглавил «Отпуск в сентябре». Лента о пьющем интеллигенте эпохи застоя пролежала на полке свыше 6 лет и вышла на экраны уже после смерти исполнителя центральной роли Олега Даля.
Последним фильмом Виталия Вячеславовича стала романтическая драма «Поклонница», воссоздающая эпизод из личной жизни Антона Павловича Чехова. Образ автора «Каштанки» и «Вишневого сада» кинематографист доверил воплотить Кириллу Пирогову.
Личная жизнь
В отличие от коллег, многократно менявших жен, Виталий Вячеславович женился один раз и навсегда. Супруга Тамара Александровна Мельникова подарила режиссеру двух дочерей: Ольгу и Ирину.
Виталий Мельников и жена Тамара Мельникова / «Кино-Театр»
Жизнь семьи скрашивали выезды на дачу. Пока Ира и Оля росли, с ними на лето из двухкомнатной хрущевки за город выезжала мама Виталия Вячеславовича. В сентябре девочки с бабушкой возвращались в город, а режиссер с женой уезжали в Пицунду, где Мельников писал и обдумывал очередной сценарий. Ученику Юткевича и Ромма сперва предоставляли скромные государственные дачи в Зеленогорске и Репине. Затем постановщик приобрел участок в Грузине, на котором собственноручно при помощи супруги и зятя выкорчевывал деревья и строил дом.
Мельников был очень дружен с Эльдаром Рязановым и даже назвал в честь коллеги своего пуделя.
Смерть
Патриарх советского и российского кино скончался 22 марта 2022 года. Зять Мельникова, журналист и писатель Анатолий Аграфенин, сообщивший о кончине знаменитого тестя, поведал, что причиной смерти режиссера стали осложнения после перенесенного в феврале коронавируса, а также что усопшего похоронят на кладбище в Комарове — втором по престижности некрополе Санкт-Петербурга.
Виталий Мельников — биография, новости, личная жизнь
Виталий Мельников
Виталий Вячеславович Мельников. Родился 1 мая 1928 в селе Мазаново Амурской области — умер 21 марта 2022 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Народный артист РСФСР (1987).
Виталий Мельников родился 1 мая 1928 в селе Мазаново Амурской области.
На Дальнем Востоке его семья оказалась благодаря деду по материнской линии, который служил там в русско-японскую войну и ему очень понравились те края.
В 1930-е его отец и дед были расстреляны. Как рассказывал Мельников, следователь, который вёл дело его отца, посоветовал его матери уехать с Дальнего Востока. И они перебрались в Сибирь — в Ханты-Мансийск.
Во время Великой Отечественной войны он приобщился к кино. Электричества не было и он с друзьями крутил динамо-машину кинопередвижки — за это их бесплатно пускали смотреть фильмы. Мельников был одним из самых активных крутильщиков. Он вспоминал: «Это было настоящее волшебство: крутишь ручку динамо и видишь, как мятая, порой не очень чистая тряпка оживала, становясь самым настоящим экраном, и как оживали люди от всего того, что происходило в фильме. В разгар войны я был подростком и смотрел на кино как на работу, мне казалось, что я обязательно должен быть сопричастным к этому волшебству. Кино для меня так и осталась чудом, магией, я так до конца и не смог понять, что это за такое».
С подросткового возраста начал мечтать о поступлении во ВГИК. После школы отправился в Москву, во ВГИКе курс набирал режиссёр Сергей Юткевич. Мельников пробился к нему на собеседование: «Помню, Юткевич попросил меня рассказать о каком-нибудь фильме, а поскольку я много лет работал «динамо-машиной», то множество фильмов знал просто наизусть. Я ему рассказал от корки до корки один из его фильмов времён войны, он был просто сражён этим. Помню, он растерянно спрашивал меня: «И вы там, в сибирской глуши, показывали мою картину?» Он был просто потрясён и, думаю, только поэтому и взял меня к себе на курс».
В 1952 году окончил ВГИК, мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма. Во время учебы подружился с Эльдаром Рязановым, с которым поддерживал отношения всю жизнь.
Виталий Мельников в молодости
Снял ряд документальных фильмов на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов — «За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.
С 1964 года — режиссер киностудии «Ленфильм».
Широкая известность к Виталию Мельникову пришла в 1966 году, когда он снял комедию «Начальник Чукотки» с Михаилом Кононовым и Алексеем Грибовым в главных ролях. В основе фильма — реальные факты о первых шагах советской власти на Чукотке. По сюжету юный представитель РСФСР, собравший с иностранцев десятки тысяч долларов пошлины за покупку меха, был вынужден бежать с ними в США, спасаясь от белых. Чтобы вернуть деньги стране Советов, ему пришлось совершить целое кругосветное путешествие.
Виталий Мельников и Михаил Кононов на съемках фильма «Начальник Чукотки»
Член КПСС с 1973 года.
В 1974 году представил фильм «Ксения, любимая жена Фёдора» с Аллой Мещеряковой и Станиславом Любшиным в главных ролях.
Одной из самых известных работ режиссера (также он выступил и сценаристом) стал фильм «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. По сюжету двое парней, опоздав на последнюю электричку и изрядно замерзнув, стучатся в первый попавшийся дом. Один из них, непутевый великовозрастный балбес, решает разыграть пожилого человека и выдает себя за сына хозяина квартиры. Второй молча соглашается. Хозяин дома Сарафанов, добрейшей души человек, музыкант (играет на кларнете на свадьбах и похоронах), воспитавший без жены дочь и сына, сразу же признает в госте старшенького и, конечно же, счастлив. Однако реакция «отца» столь тепла и трогательна, что в парне пробуждается совесть. Неожиданно для себя он оказывается в психологическом тупике. Главные роли в фильме сыграли Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Владимир Изотов, Светлана Крючкова.
Его фильм «Отпуск в сентябре» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» снят в 1979 году, но был положен на «полку» и вышел на экраны только в 1987-м.
Большой популярностью у зрителей пользовалась мелодрама «Выйти замуж за капитана» (14-е место в прокате — 11,5 млн зрителей) с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным в главных ролях.
С 1989 года — художественный руководитель киностудии «Голос» («Ленфильм»).
В 1995 году избран секретарём Санкт-Петербургского союза кинематографистов.
Член попечительского совета Высшей школы режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге.
В 1990-2003 годах снял историческую трилогию «Империя. Начало» — фильмы «Царевич Алексей», «Царская охота» и «Бедный, бедный Павел» (при этом второй фильм трилогии был снят первым, в 1990 году).
В 2007 году вышел фильм Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага!»», основанный на реальных событиях из биографии режиссера. Главную роль сыграл актер Виктор Сухоруков.
Виталий Мельников и Виктор Сухоруков на съемках фильма «Агитбригада Бей врага!»
В 2012-м режиссер экранизировал историю взаимоотношений Антона Чехова и начинающей писательницы Лидии Авиловой, выпустив фильм «Поклонница». Съемки фильма продолжались три года. В основе сценария подлинные события — воспоминания героев, их переписка. Молодая писательница Лидия Авилова встречается со знаменитым уже Антоном Чеховым. Между ними возникает сперва взаимная симпатия, а постепенно и любовь. Лидия на несколько лет моложе писателя, имеет супруга, троих детей и страдает «болезнью интеллигентности», которой подвержен и Антон Павлович. К тому же он как врач знает, что неизлечимо болен. Главные роли исполнили Кирилл Пирогов, Светлана Иванова и Олег Табаков.
«Я не понимаю, когда режиссёр объявляет себя полным хозяином на площадке, требуя беспрекословного подчинения. Я всегда старался, чтобы каждый человек, работающий со мной в картине, чувствовал себя хозяином на своём месте. Да, последнее слово за мной, это понятно, но я не диктатор», — говорил Виталий Мельников.
Умер 21 марта 2022 года в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь Виталия Мельникова:
Жена — Тамара Мельникова.
Дочь — Ольга Витальевна Аграфенина, окончила факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. Жданова (кафедра радио и ТВ), работает на киностудии «Ленфильм». Автор ряда статей о кино. Руководитель проекта «Аннотированный каталог «Ленфильма», 1918-2003», буклета «От «Аквариума» до «Ленфильма» (1986), кинопраздника «Фильму «Золушка» — 60 лет»., многочисленных кинофестивалей «Ленфильма» в Риге, Хельсинки, Кёльне и т.д. С 2005 помощник директора ОАО «Ленфильм» по творческим вопросам.
Виталий Мельников и жена Тамара
Ольга Аграфенина — дочь Виталия Мельникова
Фильмография Виталия Мельникова:
1995 — Чтобы помнили. Олег Даль (документальный)
1996 — Чтобы помнили. Юрий Богатырёв (документальный)
2003 — Виталий Мельников. Режиссер (документальный)
2005 — Пёстрая лента. Олег Даль (документальный)
2008 — Последний звонок Нестора Петровича. Михаил Кононов (документальный)
2008 — Культурный слой. Костюм в кино (документальный)
2008 — Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Начальник Чукотки» (документальный)
2008 — Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Старший сын» (документальный)
2009 — Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Отпуск в сентябре» (документальный)
2009 — Фильм о фильме. Начальник Чукотки (документальный)
2009 — Петербург. Современники. Виталий Мельников (документальный)
2009 — Евгений Леонов. Страх одиночества (документальный)
2009 — Документальная камера. Виталий Мельников. Жизнь, кино (документальный)
2010 — Острова. Юрий Векслер (документальный)
2010 — Андрей Петров. Гений музыки для всех (документальный)
2011 — Раба любви Елена Соловей (документальный)
2011 — Олег Даль. Между прошлым и будущим (документальный)
2011 — История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2012 — Эдуард Розовский. Мастер света (документальный)
2013 — Владимир Басов. Львиное сердце (документальный)
2015 — Тайны советского кино. Старший сын (документальный)
2017 — Тайны кино. Здравствуй и прощай (документальный)
2018 — Тайны кино. Начальник Чукотки (документальный)
Режиссерские работы Виталия Мельникова:
1961 — Страницы великой жизни (документальный)
1961 — Слово о Ломоносове (документальный)
1961 — Рождение картины (документальный)
1962 — Со дня Чудского озера (документальный)
1962 — Николай Кибальчич (документальный)
1964 — Барбос в гостях у Бобика (короткометражный)
1966 — Начальник Чукотки
1969 — Мама вышла замуж
1970 — Семь невест ефрейтора Збруева
1972 — Здравствуй и прощай
1974 — Ксения, любимая жена Фёдора
1975 — Старший сын
1977 — Женитьба
1979 — Отпуск в сентябре
1981 — Две строчки мелким шрифтом (Two Lines in Small Font / Zwei Zeilen, kleingedruckt)
1983 — Уникум
1984 — Чужая жена и муж под кроватью
1985 — Выйти замуж за капитана
1987 — Первая встреча, последняя встреча
1990 — Царская охота (Royal Hunt, The / Ruské impérium)
1991 — Чича
1994 — Последнее дело Варёного
1997 — Царевич Алексей
2000 — Луной был полон сад
2003 — Бедный, бедный Павел
2007 — Агитбригада «Бей врага!»
2012 — Поклонница
Сценарии Виталия Мельникова:
1975 — Старший сын
1977 — Женитьба
1979 — Отпуск в сентябре
1981 — Две строчки мелким шрифтом (Two Lines in Small Font / Zwei Zeilen, kleingedruckt)
1983 — Уникум
1997 — Царевич Алексей
2003 — Бедный, бедный Павел
2007 — Агитбригада «Бей врага!»
2012 — Поклонница
Награды и звания Виталия Мельникова:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (31.12.1976);
— Народный артист РСФСР (18.06.1987);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (30 июля 2010 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден Почёта (2002);
— Орден Красного Трудового Знамени (1981);
1976 — МТФ «Злата Прага» в Праге (Премия Интервидения, Премия за лучший сценарий в разделе драматических произведений, фильм «Старший сын»);
1982 — ВКФ (Премия за режиссуру, фильм «Две строчки мелким шрифтом»);
1993 — Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК (Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру, фильм «Последнее дело Вареного»);
1993 — Премия мэра Санкт-Петербурга (фильм «Последнее дело Вареного»);
1997 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз прессы, фильм «Царевич Алексей»);
1997 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Царевич Алексей»);
1997 — КФ «Окно в Европу» в Выборге (Главный приз за лучший фильм, Приз «Поддержка в прокате», фильм «Царевич Алексей»);
1997 — КФ русских фильмов в Онфлере (Гран-при, фильм «Царевич Алексей»);
1998 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Спец. приз жюри, фильм «Царевич Алексей»);
2000 — Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» «Медный всадник» (Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру, фильм «Луной был полон сад»);
2000 — МКФ «Лiстапад» в Минске (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Луной был полон сад»);
2001 — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (Приз «Золотой Витязь» за лучший игровой фильм, фильм «Луной был полон сад»);
2003 — КФ «Амурская осень» в Благовещенске (Премия за лучшую режиссерскую работу, фильм «Бедный, бедный Павел»);
2003 — МКФ «Лiстапад» в Минске (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Бедный, бедный Павел»);
2004 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет» — «За мужество в подходе к трагически перекликающимся страницам русской истории», фильм «Бедный, бедный Павел»);
2004 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшую режиссуру, фильм «Бедный, бедный Павел»);
2006 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Спец. приз «Немеркнущая зрительская любовь»);
2007 — МФ кинематографических дебютов «Дух огня» (Приз «За вклад в кинематографическое искусство»);
2016 — Премия «Ника» — специальный приз имени Алексея Германа за выдающийся вклад в кинематограф.
последнее обновление информации: 22.03.2022
http://24smi.org/celebrity/174423-vitalii-melnikov.html
http://stuki-druki.com/authors/melnikov-vitaliy-rezhisser.php