Анатолий Кторов — биография, новости, личная жизнь
Анатолий Кторов
Анатолий Петрович Кторов (настоящая фамилия — Викторов). Родился 12 (24) апреля 1898 года в Москве — умер 30 сентября 1980 года в Москве. Советский актер театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Народный артист СССР (1963).
Анатолий Викторов родился 12 (24 по новому стилю) апреля 1898 года в Москве.
Отец — инженер-технолог, крупный ученый-химик.
Его дед держал лавку на Никольской улице.
Брат Александр погиб в 17 лет под колесами трамвая.
Анатолий обучался в частной гимназии Страхова.
С пяти лет он заикался: на его глазах загорелся соседский дом и он испытал шок. Однако дефект речи не помешал ему в 1916 году поступить в Школу-студию под руководством Федора Комиссаржевского, которую он окончил в 1919 году. Тогда же он излечился от заикания и сократил свою фамилию — Кторов.
Со второго курсе начал играть на сцене московского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, созданном на основе студии, где служил с 1917 по 1919 год.
Его первая театральная работа — паж Жеан в постановке «Ванька-ключник и паж Жеан» Ф.К. Сологуба.
После закрытия театра год служил в Государственном Показательном театре Василия Сахновского, но и он был закрыт. Тогда в 1921 году он поступил в 3-й театр РСФСР, более известный как Театр Корша, в котором служил вплоть до 1933 года. Хорошие внешние данные и природный артистизм, мастерство сценического диалога уже в первые годы работы выдвинули его в число известных молодых актеров.
Работы Анатолия Кторова в Московском драматическом театре (бывший Театр Корша):
- 1921 — «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Петлиц;
- 1922 — «Мера за меру» У. Шекспира — Люцио;
- 1923 — «Иудейская вдова» Г. Кайзера — Навуходоносор;
- 1923 — «Легкомысленная комедия для серьезных людей» О. Уайльда — Элджернон;
- 1924 — «Черная месса» В. Г. Шершеневича по В. Сарду — Сын короля;
- 1927 — «Пурга» Д. А. Щеглова — Генри;
- 1929 — «Инженер Мерц» Л. В. Никулина — поручик Печерский;
- 1932 — «Бесприданница» А. Н. Островского; режиссер В. Г. Сахновский — Карандышев;
- 1932 — «Попутчики» Л. Н. Сейфуллиной — писатель Шевелев.
Его ближайшим другом был Игорь Ильинский, одногрупник по Школе-студии. Режиссер Яков Протазанов снял их дуэт в своих популярных кинокомедиях «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и «Праздник святого Иоргена». После этих картин Кторов стал широко известным. Его имя ставили первым на афише, и даже бытовало выражение «улыбаться, как Кторов».
Анатолий Кторов в фильме «Процесс о трех миллионах»
В 1936 году снялся у Протазанова в драматической роли Сергея Паратова в фильме «Бесприданница» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и великолепному актерскому ансамблю. Лента получила Золотую медаль на Международной выставке в Париже 1937 года.
Анатолий Кторов в фильме «Бесприданница»
После роспуска Театра Корша Владимир Немирович-Данченко пригласил Кторова, его жену Веру Попову и Бориса Петкера во МХАТ СССР им. М. Горького, где он служил всю оставшуюся жизнь. Однако ему не предлагали крупных ролей, предпочтение отдавали Марку Прудкину, выступавшему в схожих амплуа (Кторов был вынужден дублировать его).
В июне 1941-го года театр был на гастролях в Минске, когда началась война. Актерам пришлось добираться до Можайска, смешавшись с толпами беженцев, а оттуда на товарном поезде — до Москвы. В ноябре 1942 года МХАТ эвакуировали в Саратов, где состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова, где Кторов исполнил роль главного антагониста, фашистского генерала Розенберга.
В 1962 году Ангелина Степанова предложила руководству поставить пьесу «Милый лжец» Джерома Килти, где она бы исполнила роль Стэллы Патрик Кэмпбелл, а Кторов — роль Бернарда Шоу. Это была «внеплановая» постановка, однако результат был с восторгом принят и худсоветом, и зрителями, а роль Шоу стала главным успехом артиста. Спектакль шел более 400 раз. Его с триумфом показывали и на гастролях в Англии.
Работы Анатолия Кторова в МХАТ:
- 1933 — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Блюменшен;
- 1934 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Звонцов;
- 1935 — «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса — Сэм Уэллер;
- 1936 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Леонид Юрьевич Шервинский;
- 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты — отец Иона;
- 1938 — «Достигаев и другие» М. Горького — Звонцов;
- 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Джордж Сэрфес;
- 1941 — «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого — Тушкевич;
- 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Долгоруков;
- 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Розенберг;
- 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Александр Владимирович Серебряков;
- 1948 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин;
- 1949 — «Домби и сын» по Ч. Диккенсу — Кэркэр;
- 1950 — «Враги» М. Горького — Николай Скроботов;
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Коко;
- 1952 — «Залп «Авроры»» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Бьюкенен;
- 1953 — «Дачники» М. Горького — Суслов;
- 1953 — «Ангел-хранитель из Небраски» А. М. Якобсона — Анкер Анкерсен;
- 1956 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина — иностранный писатель;
- 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Эдуард Кроссмен;
- 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Автолик;
- 1962 — «Убийца» И. Шоу — Муссэ;
- 1962 — «Милый лжец» Дж. Килти — Бернард Шоу;
- 1965 — «Дон Кихот ведет бой» В. Н. Коростылева — Суворин;
- 1967 — «Чрезвычайный посол» П. Л. Тура А. С. Тур — король;
- 1968 — «Враги» М. Горького (возобновление) — Николай Скроботов;
- 1970 — «Обратный счет» Е. Г. Рамзина — Альберт Эйнштейн;
- 1973 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина — инженер Забелин;
- 1974 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дубельт;
- 1977 — «Чеховские страницы» А. П. Чехова — Нюхин.
В середине 1960-х годов после долгого перерыва вернулся на экраны: Сергей Бондарчук пригласил его на роль старого князя Болконского в эпопею «Война и мир». Именно игру Кторова впоследствии особо выделяли критики. Последней кинематографической удачей Кторова стала блистательная роль короля в фильме «Посол Советского Союза».
Анатолий Кторов в фильме «Война и мир»
В последние годы испытывал большие проблемы с памятью, Степановой приходилось работать за двоих, и она отказалась играть в «Милом лжеце».
Анатолий Кторов скончался 30 сентября 1980 года во сне в своей квартире. Похоронен в семейной могиле на Введенском кладбище (7 уч.).
Личная жизнь Анатолия Кторова:
Жена — Вера Николаевна Попова (1889-1982), актриса, народная артистка РСФСР (1948), лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Они вместе работали в Театре Корша, во МХАТе (1933-1964).
З.В. Сонина-Долинская писала: «Вере Николаевне он был предан беззаветно, всю жизнь. Среди театральных деятелей они выделялись своей высокой любовью друг к другу, своей полной человеческой и творческой гармонией».
Вера Попова — жена Анатолия Кторова
Фильмография Анатолия Кторова:
1925 — Закройщик из Торжка — городской повеса Толя
1925 — Его призыв — Владимир Заглобин, эмигрант
1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — оштрафованный гражданин
1926 — Процесс о трех миллионах — Каскарилья
1927 — Круг — Владимир Полонский, растратчик
1927 — Кто ты такой? — Друммонд, профессор-социолог
1930 — Праздник святого Иоргена — Коркис, вор
1931 — Железная бригада — инженер Грич, саботажник
1934 — Марионетки — До, принц
1936 — Бесприданница — Сергей Сергеевич Паратов
1952 — Школа злословия (телеспектакль) — Джозеф Сэрфес, племянник
1962 — Рабочий день В.И. Ленина (телеспектакль) — Л.К. Мартенс
1963 — Верните плату за обучение (телеспектакль) — директор гимназии
1964 — Минута истории (телеспектакль)
1965 — Учитель словесности (телеспектакль) — Шебалдин, директор городского кредитного общества
1965-1966 — Война и мир — Николай Андреевич Болконский, князь
1969 — Посол Советского Союза — Король Густав V
1976 — Милый лжец (телеспектакль) — Бернард Шоу
1978 — Чеховские страницы (по рассказу А. П. Чехова «Лекция о вреде табака») (телеспектакль) — Нюхин
1980 — Альманах сатиры и юмора (телеспектакль) (по рассказу А. П. Чехова «Дорогая собака»)
Озвучивание Анатолия Кторова:
1956 — Черные скалы — Дамиров (роль М. А. Марданова)
1958 — Не пойман — не вор — Леон де Шавиль (роль Р. Армонтеля)
1962 — Как быть любимой — Томаш (роль А. Млодницкого)
последнее обновление информации: 18.09.2021
Анатолий Кторов
фотографии >>
биография
Кторов Анатолий Петрович
24 апреля 1898, Москва — 30 сентября 1980, Москва.
Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1963).
В 1919 году окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской.
В 1917-1918 годах и в 1923 году — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской;
В 1919-1920 годах — актёр Государственного Показательного театра;
В 1921 году и в 1923-1933 годах — актёр Театра Корша.
С 1933 года — актёр МХАТа. С этого момента в судьбе Кторова многое изменилось, и, в частности, артист надолго — почти на три десятилетия — оставил кинематограф. В большой труппе МХАТ Кторов далеко не сразу обрёл себя.
Тем не менее он не остался без ролей.
Знаменательным событием для актёра стала роль Бернарда Шоу в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (1962). Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актёра.
В 1965 году зрители снова увидели Кторова на экране, в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Анатолий Петрович Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я.А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни. Зрителям герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х годов, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссёра С.Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утёс.
Похоронен актёр на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Жена — актриса Вера Николаевна Попова, с которой вместе работал на разных сценах (театр Корша, МХАТ).
Анатолий Кторов
24 апреля 1898 года — 30 сентября 1980
Настоящая фамилия Викторов.
Народный артист СССР (1963). Лауреат Сталинской премии СССР (1952 — за театральную работу). Кавалер ордена Ленина (1967), 2 орденов Трудового Красного Знамени (1973, 1978) и медалей.
«Сурьезный» напарник «несурьезного» Ильинского. В этой ипостаси я впервые зафиксировал фамилию бесподобного кудесника, чьим профилем был канонический образ-портрет. Было время — баловали праздного «совка» шикарными гроздьями творений Великого Немого. И не только от Чарли Чаплина или Макса Линдера. Отечественным товаром тоже, и, заметьте, штучным, где искрометные «опилки» притворяющегося безмозглым Страшилой И. Ильинского уравновешивались интеллектуальными гирями красавца А. Кторова. В итоге, с чаш слетали классически упакованные шедевры: «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и, куда ж без него? – «Праздник Святого Йоргена». То-то был ДУЭТ.
Позже я понял, что визуально знаю Кторова «из раньшего времени» — годков этак с пяти. Именно на сию зрелую пору пришелся первый мой «кинотеатровый» просмотр «Посла Советского Союза», где Анатолия Петровича почему-то зовут Густав V. Он король Швеции. Настоящий король! И Болконский-старший, разумеется («Война и мир» С. Бондарчука)! Ненастоящих пусть считают не тут.
Что касается Паратова, — да, молодых с лёту околдовывает усатый шмель, куражист-купчина Никита Михалкова. Но это что теперь называется, в легкую. С годами-то опыт «тяжелеет» и властно переставляет не только акценты, но и фигуры. Тут-то и видишь (говорю только за себя), что кторовский Паратов и выше, и глубже, и увесистей. Это аристократ, случайно приблудившийся к купцам. Он не мил и не щедр, он безжалостен и расчетлив. А душа нараспашку, да под цыганочку, только для личного, как нонче ругаются, бренда. Для любимых (или все-таки любящих его) он тиражирует разлуки. Порой, и с жизнью.
Что касается, изменения восприятия Паратова михалковского и кторовского, то здесь я ссылаюсь на собственный опыт. Именно так в 20 лет я «видел» Паратова после премьеры «Жестокого романса». Такая уж была ступень умственного развития…
Вообще, практически до середины 1990-х Никита Михалков вызывал у меня восторг, был едва ли не любимым режиссером. Теперь я понимаю, что дело не только в таланте и, тем паче, в его картинах. Просто при старом порядке он мог себе позволить этакую фривольность штатного инакомысла и даже ядовито-оппозиционные шпильки в адрес цеховой номенклатуры, превозносимые и гиперболизированные уже нами, почитателями, до уровня памфлетной критики как бы всей партийной иерархии.
Видя его сегодняшние «антибюрократизм и вольнодумие», со вздохом понимаешь: кумиры 1980-х были не безоговорочными революционерами, а умышленно фрондирующим элементом. Чей критический пафос был вдумчиво просчитан до допустимых (неопасных) масштабов. Но вот дело сделано, и ступай теперича хоть в бояре, хоть в повара. Так вот, в случае с михалковским Паратовым подобные выкрутасы и перерождения вполне предвидимы. Кторовский – целен, консервативен, но постоянен, пусть даже в чванстве, чем вызывает большее уважение – классовое, сословное, человеческое.
Потрясающий Артист совсем не хотел дружить со звуковым кино (на театре сделал девяносто девять образов, в кино — всего двенадцать), и это во времена С. Герасимова, С. Бондарчука, Г. Чухрая… А с современными б, как думаете? Были ж Люди, Аристократы, Короли.
К вопросу о псевдониме. Есть мнение, что свою фамилию актер Викторов намеренно укоротил по причине некоторого заикания, из-за коего на старте карьеры он едва не расстался со сценой.
Само собой, псевдонимы для актеров – дело привычное. Но в случае с Кторовым-Викторовым мне кажется, проблема не в заикании. Скорее всего, «Кторов» звучит более своеобразно и резко, что в театральной среде всегда очень ценилось. Плюс ко всему, мода на урезание фамильных слогов давняя, уходит в 18 век, если не глубже. Особенно, эта практика была популярна в высшем свете среди «незаконнорожденных» отпрысков родовитого дворянства. Бецкой – от Трубецкой, Агин – от Елагин, Пнин – от Репнин… и так далее вплоть до Путин от Распутин (шутка, слух ли версия – на личное усмотрение каждого).
Очень красиво – лучше, чем по телевизору — читается резюме Виталия Вульфа. С одним я не то что бы не согласен, — просто обидно, если это, действительно, так. Вот этот фрагмент: «Кторов был символом великолепия и мужской особой красоты. Дистанция между ним и теми, кто испытывал обывательское томление, была велика».
Такая прямолинейность подхода грешит, на мой взгляд, уже самовлюбленностью и высокомерием не только перед обывателями, но перед всеми, кто преклонялся перед кино, как жанром искусства. А среди них были гении иных направлений. Одно дело играть недоступного аристократа, ослепительного светского льва, и совсем другое – начать себя им ощущать, потом идентифицироваться, ставя себя выше публики. А ведь голый аристократизм – не самоцель и уж точно не главенствующий признак вида.
Скорее всего, такой умный человек как Кторов намеренно подпускал немалую иронию и самоиронию (!), усвоенную со времен немого кино, и тем самым высмеивал тип надменного, лощеного фата, буквально упивающегося собственными магнетизмом и неотразимостью. Фат не может быть величественен, он играет в величавость. А это уже не по данному адресу.
Театральные ступени: 1919 год — окончание студии под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской; 1917-1918, 1923 — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской; 1919-1920 — актёр Государственного Показательного театра; 1921 и 1923-1933 — актёр Театра бывшего Корша, с 1933 — актёр МХАТа. Лучшие работы: Шервинский («Дни Турбиных» Мих. Булгакова), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» Ч.Диккенса), Джозеф Сэрфес («Школа злословия» Ричарда Шеридана), Розенберг («Русские люди» Конст. Симонова), Дульчина («Последняя жертва» Александра Островского), барон Клинген («Плоды просвещения» Льва Толстого), Суворин («Дон-Кихот ведёт бой» Владимира Коростылёва) и т.д.
Среди лучших фильмов с его участием: «Марионетки» (1933), «Школа злословия» по Р. Шеридану (фильм-спектакль 1952), «Учитель словесности» по Антону Чехову (1965), «Милый лжец» по Бернарду Шоу (фильм-спектакль 1976), «Чеховские страницы» (фильм-спектакль 1977) и др.
Впервые опубликовано: «Кино-Театр.Ру» 11, 12 марта 2008 года.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2281/bio/
http://proza.ru/2012/04/23/488