Анатолий Кролл
фотографии >>
биография
Кролл Анатолий Ошерович
Родился 20 апреля 1943 года в Челябинске.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.03.1989).
Народный артист России (26.01.1998).
Один из наиболее известных и авторитетных дирижеров, композиторов и пианистов российского джаза и эстрады. Окончил Челябинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (1956-1959) по классу фортепиано. Начав свою профессиональную деятельность в юные годы (15 лет) в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии (1959), Ульяновской филармонии (1960), становится самым молодым в то время дирижером — музыкальным руководителем Государственного Эстрадного оркестра Узбекистана (1960-1962), в котором работали в качестве солистов чрезвычайно популярные в то время певцы Батыр Закиров, Луиза Закирова и другие. С эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись и первые записи на грампластинки (1961-1962).
В 1963 году создает в Тульской филармонии свой знаменитый джаз-оркестр, который за 7 лет своего существования выпустил в свет множество таких известных ныне джазовых музыкантов, как трубач В. Гусейнов, саксофонисты А. Пищиков, С. Григорьев, Р. Кунсман, ударник И. Юрченко, контрабасист С. Мартынов, тромбонисты А. Шабашов и В. Бударин и многих других, а также солистов-вокалистов Валентину Пономареву и Владимира Макарова.
Сенсационным было признано выступление на первом Международном джазовом фестивале в Таллине в 1967 году джазового квартета А. Кролла, где он блистательно выступил в качестве солиста-пианиста. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько лауреатских наград: А. Пищиков — как лучший саксофонист фестиваля, А. Кролл — как лучший пианист, а в целом квартет — как лучший джаз-ансамбль. Выступление квартета на Первом Международном джазовом фестивале Таллин-67 было показано по ЦТ и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А. Кролла Тульской филармонии называли джазовым университетом, в который мечтали попасть музыканты и певцы всей страны, а многие из них окончили его на «отлично».
В 1971 году А. Кролл был приглашен в Москву в «Росконцерт», где возглавил созданный им большой эстрадный оркестр «Современник». В нем не только продолжились традиции тульского оркестра, но и появились свои. Оркестр становится одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР. Много гастролирует по стране и за рубежом: четырежды в Болгарии, Польше, дважды в Чехословакии, Германии, Франции, Индии и т.д.
Оркестр «Современник» неоднократно становился музыкальной платформой для больших международных концертных программ: «Мелодии друзей», Фестиваль искусств и Индии, Фестиваль советской песни в Зеленой Гуре, Джазового фестиваля в Праге. Оркестром записано множество грампластинок инструментальной и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями. В оркестре проходило становление таких исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников и более 5 лет формировалась творческая биография одной из одареннейших и ярчайших исполнительниц популярной песни и джаза Ларисы Долиной. А. Кролл был художественным организатором первого приезда в СССР бывшего своего музыканта, проживающего в США, популярного автора и исполнителя Вилли Токарева.
Становится традиционным участие биг-бэнда А. Кролла в Московских джазовых фестивалях. В целом оркестр «Современник» (впоследствии Московский концертный оркестр) проработал в «Росконцерте» около 20 лет. В 1991 году А.Кролл переходит на работу в театр «Темп» Союза театральных деятелей России в качестве художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей, создав также инструментальную группу солистов. Под его музыкальным руководством и при участии инструментального ансамбля в 1992 году был успешно проведен конкурс актерской песни им. А. Миронова. Финалом работы А. Кролла в театре явилась его гастрольная поездка с коллективом в США, где он представил публике талантливую исполнительницу Светлану Портнянскую, которая в дальнейшем продолжила свою самостоятельную профессиональную карьеру в этой стране.
Революционным поворотом в жизни дирижера и композитора А. Кролла явилось создание в конце 1992 года под покровительством Международного коммерческого союза Большого джаз-оркестра «МКС Биг-Бэнд», в который вошли лучшие джазовые музыканты и солисты Москвы.
Оркестр буквально сразу же завоевал передовые позиции в российском джазе, сенсационно выступив на Международном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария) в 1994 году и получив Сертификат за выдающееся выступление на фестивале, провел блистательные гастрольные поездки во Францию (1994), выступив помимо концертов на ведущем телеканале Франции ТФ-I, а также в Швейцарии (1996) — в культурной программе всемирного экономического форума в Давосе.
С большим успехом прошли выступления на международных джазовых фестивалях в Москве (1994-1998), «Блэк Си» в Сочи (1994), в Минске (1995), Оренбурге (1995), Сибири (1996), Казани (1996), Самаре (1997). Постоянными становятся выступления «МКС Биг Бэнда» А. Кролла на телевидении, радио, записывается 4 лазерных компакт-диска. Оркестр подготовил и показал множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза.
По мнению специалистов и музыкальной общественности, «МКС Биг-Бэнд» А. Кролла — один из самых ярких и высокопрофессиональных музыкальных коллективов в российском джазе за всю историю этого жанра.
Параллельно с дирижерской работой в 80-е годы началась и успешно продолжается до сих пор кинобиография композитора А. Кролла. Большинство его музыки в кино написано к фильмам виднейшего кинорежиссера К. Шахназарова (1982 — «Мы из джаза», 1984 — «Зимний вечер в Гаграх», 1994 — «Сны», 1995 — «Американская дочь», 1997 — «День полнолуния»). Фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» признавались лучшими музыкальными фильмами года. В числе других работ в кино — музыка к кинофильму «Простодушный» (реж. Евг. Гинзбург, 1992), «Барханов и его телохранитель» (1996) и «Артист и мастер изображения» (реж. В. Лонской). Во всех работах А. Кролла в кинематографе обязательно участвует и его оркестр, записывая музыку, а зачастую и снимаясь в них.
А. Кролл является членом Союзов композиторов (1989) и кинематографистов России (1997), заместителем председателя Комиссии джазовой музыки Московского Союза композиторов, членом правления ЦДРИ.
Сын — Кролл Олег Анатольевич (род. 1971) — окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных по классу фортепиано И. Бриля, работает в оркестре А. Кролла.
Анатолий Кролл — биография, новости, личная жизнь
Анатолий Кролл
Анатолий Ошерович Кролл. Родился 20 апреля 1943 года в Челябинске. Советский и российский джазовый музыкант, пианист, дирижер, композитор, аранжировщик, актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Народный артист Российской Федерации (1998).
Анатолий Кролл родился 20 апреля 1943 года в Челябинске.
Отец — Ошер Лейбович Кролл (1898-1964).
Мать — Фаина Павловна Ческина (1904-1959).
Старшие братья — Владимир (1929 г.р.) и Павел (1935 г.р.).
Анатолий Кролл родился в Челябинске, куда его семья была эвакуирована из Харькова. Несмотря на бедную жизнь вчелябинском бараке, у них было пианино — поскольку его старший брат Владимир еще на Украине начал заниматься музыкой, а родители очень хотели, чтобы он стал музыкантом. Однако Владимира больше тянуло к технике. Зато у Анатолия очень рано проявились выдающиеся музыкальные способности. С 4-х лет он уже начал извлекать первые звуки из пианино. Слушая радио, мальчик жадно запоминал услышанные мелодии и затем воспроизводил их на пианино, чем вызывал у окружающих большой восторг, особенно у родителей.
Сам Анатолий Кролл вспоминал: «Абсолютный слух позволял мне безошибочно определять не только звучавшую ноту, но и любое их сочетание, в каком бы безумном порядке ноты ни звучали. В 6-7 лет я уже играл целые отрывки из оперетт Кальмана, которые обожала моя мама. А затем увлекся музыкой Цфасмана, часто звучавшего тогда по радио».
Молва о талантливом молодом музыканте поползла по Челябинску, Кролла, по его словам, стали «демонстрировать как некий уникальный «экспонат»». К 9-ти годам он освоил аккордеон и стал героем парков и скверов, его начали приглашать в различные молодежные компании и показывать всевозможным гастролерам-эстрадникам.
В Челябинске окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Его педагогом по специальному фортепиано Мира Лазаревна Герчикова, попавшая на Урал во время эвакуации из Киева, в котором она окончила до войны консерваторию.
Успешно проучился в музыкальной школе семь лет, затем поступил в Челябинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, в котором учился в 1956-1959 годах по классу фортепиано.
В 1959 году начал свою профессиональную деятельность в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии. В 1960-м работал в Ульяновской филармонии.
Первую славу приобрел в свои неполные 18 лет — когда стал самым молодым в то время дирижером и музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Работал там в 1960-1962 годы. Вместе с ним работали в качестве солистов чрезвычайно популярные в то время певцы Батыр Закиров, Луиза Закирова и другие. С эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись и первые записи на грампластинки.
В 1963 году Кролл возглавил созданный им при Тульской филармонии молодёжный джаз-оркестр, просуществовавший семь лет. За этот период оркестр превратился в настоящую джазовую лабораторию, в «кузницу» джазовых кадров, а город Тула постепенно, по словам одного из критиков, в «негласную столицу джаза». Оркестр притягивал к себе внимание джазменов и любителей джаза с просторов всего огромного Советского Союза.
Его гастрольные выступления проходили при битком набитых залах, В разное время в биг-бэнде Кролла начинали или продолжали свою музыкальную карьеру такие музыканты, как трубач В. Гусейнов, саксофонисты А. Пищиков, С. Григорьев, Р. Кунсман, барабанщики А. Симоновский, И. Юрченко и Ю. Генбачёв, контрабасист С. Мартынов, тромбонисты А. Шабашов и В. Бударин и др., вокалисты Валентина Пономарева, Владимир Макаров, а также известный впоследствии автор-исполнитель «русского шансона» Вилли Токарев.
На джазовом фестивале в Таллине в 1967 году обратил на себя внимание джазовый квартет Анатолия Кролла.
После вынужденного ухода Эдди Рознера из Росконцерта в 1971 году Анатолий Кролл собрал из оставшихся музыкантов бывшего московского биг-бэнда Эдди Рознера большой эстрадный оркестр «Современник», переименованный позже в Московский концертный оркестр, а потом в Полифоник бэнд. Удача сопутствует Кроллу и здесь: невыездной прежде коллектив постепенно получает возможность гастролировать за рубежом — Болгария, Польша, ЧССР, Германская Демократическая Республика, Индия и др. — как участник больших международных концертных программ («Мелодии друзей», Фестиваль искусств в Индии, Фестиваль советской песни в Зелёной Гуре, Джазовый фестиваль в Праге).
С оркестром оказались связаны первые годы профессиональной деятельности Юрия Антонова, Евгения Мартынова, Леонида Серебренникова, Наталии Капустиной, пять лет с биг-бэндом работала Лариса Долина.
Любителям кино запомнилось участие оркестра в фильмах Карена Шахназарова «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх».
Анатолий Кролл в фильме «Мы из джаза»
О своей работе в кино Кролл говорил: «К большинству картин Шахназарова я писал музыку после того, как фильм был снят. Я уже мог видеть, что сделал режиссер, как сыграли актеры. Если бы я писал музыку только на основе прочитанного сценария, у меня появлялся бы свой склад образов, не совпадающий с тем, что сделали реальные исполнители, режиссер, операторы. Для сочинения полноценной «музыкальной одежды» композитор должен увидеть картину хотя бы вчерне собранной. Понять — что хотел сказать режиссер и какие моменты можно усилить с помощью музыки. Тем не менее какие-то моменты, в которых я участвую как музыкант-актер, в памяти сохранились. Например, в фильме «Сны» я дирижирую оркестром. В фильме «Зимний вечер в Гагарах» у нас даже был небольшой диалог с Евгением Александровичем Евстигнеевым: он захотел пропеть какую-то песню и сказал мне: «Степан, играй», а я начал ему возражать, что это безвкусно и пошло. Вообще кино подарило мне много встреч с потрясающими актерами. Я счастлив, что мне довелось поработать с Зиновием Гердтом, Арменом Джигарханяном, Олегом Басилашвили».
Всего написал музыку более чем для десятка фильмов — кроме упомянутых, в его активе ленты «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Простодушный», «Барханов и его телохранитель», «Артист и мастер изображения» и др.
Распустив оркестр в 1991 году, Анатолий Кролл переходит на работу в театр Союза театральных деятелей РФ, ознаменовавшуюся сотрудничеством с талантливой исполнительницей Светланой Портнянской, конкурсом актёрской песни.
Новой страницей в творчестве Кролла как дирижёра и композитора стал «МКС биг-бэнд», названный так в честь спонсора и патрона — Международного коммерческого союза. Этот оркестр, успешно работавший на эстраде с 1992 по 1999 год, объединил многих первоклассных джазовых музыкантов и солистов Москвы и стал, по мнению критиков, лучшим из всех, которые когда-либо возглавлял Кролл.
Постоянными становятся выступления «МКС биг-бэнда» А. Кролла на телевидении, радио, записывается 4 лазерных компакт-диска. Оркестр подготовил и показал множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза.
В числе престижных наград и выступлений: Международный джазовый фестиваль в Монтрё (Швейцария) — Сертификат за выдающееся выступление на фестивале, гастрольные поездки во Францию (1994 год) — выступление на ведущем телеканале Франции TF1. Между тем имя А. Кролла на родине уже давно успело стать брендом и наилучшей рекомендацией, «знаком качества» для любого музыканта, работавшего когда-либо в оркестрах под его управлением.
В 1998 году ему присвоено звание Народный артист Российской Федерации.
Анатолий Кролл является членом Союзов композиторов (1989) и кинематографистов России (1997), заместителем председателя Комиссии джазовой музыки Московского Союза композиторов, членом правления ЦДРИ.
Художественный руководитель и дирижёр джаз-оркестра «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.
Анатолий Кролл — Дюк Эллингтон. Сентиментальное настроение
Личная жизнь Анатолия Кролла:
Жена — Татьяна Михайловна Кролл (1951 г.р.).
Сын — Олег Анатольевич Кролл (1971 г.р.), окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных по классу фортепиано И. Бриля, работает в оркестре своего отца.
«Я благодарен жизни за то, что она мне подарила бесценное счастье — музыку и мою семью», — говорил Анатолий Кролл.
Фильмография Анатолия Кролла:
1983 — Мы из джаза — музыкант, пианист (нет в титрах)
1985 — Зимний вечер в Гаграх — дирижёр Степан (нет в титрах)
1993 — Сны — руководитель оркестра, джаз-оркестр «МКС БЭНД»
1996 — Карнавальная ночь-2
2006 — Правдивая история киномузыки (документальный)
2014 — Тайны советского кино. Зимний вечер в Гаграх (документальный)
2017 — Тайны кино. Зимний вечер в Гаграх (документальный)
2017 — Тайны кино. Мы из джаза (документальный)
Работы Анатолия Кролла в кино как композитора:
1983 — Мы из джаза
1985 — Зимний вечер в Гаграх
1993 — Сны
1994 — Простодушный
1995 — Американская дочь
1996 — Барханов и его телохранитель
1998 — День полнолуния
2000 — Артист и мастер изображения
2001 — Яды, или Всемирная история отравлений
2004 — Всадник по имени Смерть
Дискография Анатолия Кролла:
1974 — Оркестр Современник — дирижёр Анатолий Кролл
1983 — А. Кролл, орк. «Современник», «Мы из джаза» 1996 — МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла, «В джазе только девушки»
1996 — МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла, «In A Mellow Tone»
1996 — МКС Биг-Бэнд Анатолия Кролла, «Дни вина и роз»
2002 — Анатолий Кролл, «День полнолуния» (Boheme Music)
Награды и звания Анатолия Кролла:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (2 марта 1989 года);
— Народный артист Российской Федерации (26 января 1998 года) — за большие заслуги в области искусства;
— Орден Почёта (2 февраля 2004 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 января 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден Дружбы (2 мая 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, активную общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу;
— Серебряный Крест Заслуги Республики Польша (2014).
Анатолий Кролл Краткая биография
Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, художественный руководитель оркестрового класса кафедры «Инструменты джазового исполнительства», председатель творческой секции джазовой музыки СМК, президент Гильдии джазовых исполнителей РМС, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, доктор искусств Международной академии наук Сан-Марино
Имя Анатолия Кролла — композитора, дирижера, пианиста и продюсера, одной из самых знаковых фигур российского джаза — хорошо знают и высоко ценят не только любители джаза, но и представители профессиональной музыкальной общественности.
Родился 20 апреля 1943 года в Челябинске. Отец — Кролл Ошер Лейбович (1898–1964). Мать — Ческина Фаина Павловна (1904–1959). Супруга — Кролл Татьяна Михайловна (1951 г. рожд.). Сын — Кролл Олег Анатольевич (1971 г. рожд.), окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу фортепиано И. Бриля, работает в оркестре А. Кролла. Внуки — Антон Олегович (2005 г. рожд.), Анатолий Олегович (2009 г. рожд.).
В 1959 году Анатолий Кролл окончил Челябинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского по классу фортепиано (позже он экстерном окончит с отличием академию имени Гнесиных) и сразу начал свою профессиональную деятельность в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии (1959), Ульяновской филармонии (1960), а затем стал самым молодым дирижером — музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана (1960–1962), в котором работали в качестве солистов чрезвычайно популярные в то время вокалисты — Батыр Закиров и Луиза Закирова. С Государственным эстрадным оркестром Узбекистана и его солистами состоялись первые грамзаписи Анатолия Кролла (1961–1962).
В 1963 году А. Кролл создает в Тульской филармонии знаменитый джаз-оркестр, который за 7 лет своего существования принес молодому музыканту широкую популярность и выпустил в свет целый ряд джазовых исполнителей, а также солистов-вокалистов: Валентину Пономарёву (ныне народная артистка России), Вадима Мулермана (ныне народный артист России), Владимира Макарова (1932–2008) — заслуженного артиста России.
Дирижерскую деятельность Анатолий Кролл активно совмещал с деятельностью джазового пианиста-солиста. Сенсационным было признано выступление на Первом Международном джазовом фестивале в Таллине в 1967 году джазового квартета А. Кролла. Этот яркий джазовый ансамбль получил сразу несколько лауреатских наград: А. Кролл признан лучшим пианистом, а в целом квартет — лучшим джаз-ансамблем. Выступление квартета А. Кролла на Первом Международном джазовом фестивале Таллин-67 было показано по ЦТ и в дальнейшем записано на грампластинку. Оркестр А. Кролла Тульской филармонии называли джазовым университетом, в который мечтали попасть музыканты и певцы всей страны.
В 1971 году А. Кролл был приглашен в Москву в «Росконцерт», где возглавил созданный им большой джаз-оркестр «Современник». В нем не только продолжились традиции тульского оркестра, но и появились свои. Оркестр стал одним из самых значимых и популярных эстрадных коллективов СССР. Много гастролировал по стране и за рубежом: побывал в Болгарии, Польше, Чехословакии, Германии, Франции, Индии.
«Современник» неоднократно становился музыкальной платформой для больших международных концертных программ: «Мелодии друзей», Фестиваль искусств в Индии, Фестиваль советской песни в Зелёной Гуре, Джазовый фестиваль в Праге. Оркестром записан целый ряд грампластинок инструментальной и вокальной музыки с отечественными и зарубежными исполнителями. В музыкальном коллективе проходило становление таких блестящих исполнителей, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников, сестры Елена и Татьяна Зайцевы.
В «Современнике» началась и в течение 6 лет формировалась творческая биография одной из одареннейших и ярчайших исполнительниц популярной песни и джаза Ларисы Долиной. Созданная Анатолием Кроллом специально для Ларисы Долиной «Антология джазового вокала» в течение нескольких лет с огромным успехом исполнялась на многих джазовых фестивалях и в концертных турне.
А. Кролл был художественным организатором первого приезда в СССР бывшего своего музыканта (контрабасиста джаз-оркестра Тульской филармонии), проживавшего в то время в США, популярного автора и исполнителя Вилли Токарева.
Традиционный фаворит московских джазовых фестивалей, музыкальный коллектив, давший путевку в музыкальную жизнь целой плеяде знаменитостей, собирающий аншлаги на любом выступлении, оркестр «Современник», руководимый Анатолием Кроллом (впоследствии Московский концертный оркестр), проработал в «Росконцерте» около 20 лет.
В 1991 году А. Кролл перешел на работу в театр «Темп» Союза театральных деятелей России в качестве художественного руководителя музыкальных программ и фестивалей, создав также инструментальную группу солистов.
Под его музыкальным руководством и при участии инструментального ансамбля в 1992 году был успешно проведен конкурс актерской песни имени А. Миронова. Финалом работы А. Кролла в театре явилась его гастрольная поездка с коллективом в США.
Революционным поворотом в жизни дирижера и композитора А. Кролла явилось создание в конце 1992 года под патронатом Международного коммерческого союза Большого джаз-оркестра «МКС Биг-Бэнд», в который вошли лучшие джазовые музыканты Москвы: Арзу Гусейнов, Станислав Григорьев, Алексей Николаев, Эдуард Зизак, Олег Кролл, Владимир Мамыко, Михаил Топунов, а также вокалисты: Ирина Родилес, Светлана Панова, Анна Бутурлина и др.
Новый оркестр сразу завоевал передовые позиции в российском джазе. Он стал сенсацией Международного джазового фестиваля в Монтрё (Швейцария) в 1994 году, получив там сертификат «За выдающееся выступление», провел блистательные гастроли во Франции (1994), где стал первым российским джазовым коллективом, выступившим на ведущем телеканале Франции ТФ-I, в Швейцарии (1996) стал участником культурной программы Всемирного экономического форума в Давосе.
С большим успехом прошли выступления коллектива на международных джазовых фестивалях в Москве (1994–1998), «Блэк Си» в Сочи (1994), Минске (1995), Оренбурге (1995), Сибири (1996), Казани (1996), Самаре (1997). «МКС Биг-Бэнд» стал частым гостем на телевидении, радио, записал 4 лазерных диска. Оркестр подготовил и показал множество тематических концертных программ, посвященных великим мастерам мирового джаза. По мнению специалистов и музыкальной общественности, «МКС Биг-Бэнд» А. Кролла — один из самых ярких и высокопрофессиональных музыкальных коллективов в российском джазе за всю историю этого жанра.
Композитор Анатолий Кролл имеет значительную кинобиографию, которая началась в 1980-е годы и успешно продолжается до сих пор. Большинство его музыки в кино написано к фильмам выдающегося режиссера Карена Шахназарова, с которым их связывает крепкая многолетняя дружба («Мы из джаза» (1982), «Зимний вечер в Гаграх» (1984), «Сны» (1994), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1997), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2004). Фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» признавались лучшими музыкальными фильмами года. В числе других работ в кино: музыка к кинофильму «Простодушный» (режиссер Е. Гинзбург, 1992), «Барханов и его телохранитель» (1996) и «Артист и мастер изображения» (2000) (режиссер В. Лонской). Во всех работах А. Кролла в кинематографе обязательно участвует и его оркестр, записывая музыку, а зачастую и снимаясь в них.
Чрезвычайно насыщенная многолетняя работа с биг-бэндом и в кинематографе на некоторое время вынужденно переместила А. Кролла преимущественно в область дирижирования и композиции, вытеснив Кролла-исполнителя. Такое положение вещей не вполне устраивало Анатолия Ошеровича, и в конце 2001 года он принимает категорическое решение о возрождении своей пианистической деятельности.
Эту творческую задачу он активно реализовал созданием ансамбля с символическим названием «Мы из джаза», посвятив рождение этого коллектива предстоящему вскоре 20-летию выхода на экраны культового фильма. Он пригласил в свой квартет самых одаренных и ярких музыкантов нового поколения. Основу репертуара группы составляли преимущественно авторские композиции Анатолия Кролла и его специальные аранжировки любимых мелодий джаза — шедевров джазовой классики.
Появление квартета «Мы из джаза» имело большой резонанс, и он сразу стал одним из самых востребованных джазовых ансамблей на всех российских и многих зарубежных фестивалях.
В 2005 году А. Кролл создает вторую версию ансамбля «Мы из джаза». Новый состав коллектива не только закрепил успех предыдущего, но и значительно развил его. Ансамбль «Мы из джаза» существует по сей день и признан одним из ведущих джазовых коллективов России.
Однако главной темой творчества Анатолия Ошеровича Кролла остается биг-бэнд.
В 2003 году, приняв предложение руководства Российской академии музыки имени Гнесиных о педагогической деятельности и передаче своего богатейшего многолетнего опыта молодым джазовым музыкантам, маэстро создает там джаз-оркестр «Академик-бэнд». Его сенсационный дебют состоялся в 2004 году на крупнейшем Московском международном фестивале «Российские звезды мирового джаза». Оркестр сразу же заявил о себе как об одном из лучших биг-бэндов Москвы и России. В его состав вошли лучшие молодые джазовые музыканты страны, многие из которых уже являлись неоднократными победителями престижных джазовых конкурсов и фестивалей. Почти каждый музыкант оркестра — одаренный солист-импровизатор, обладающий виртуозной техникой и яркой индивидуальностью. Репертуар оркестра имеет широкий диапазон — от шедевров джазовой классики до современнейших композиций.
«Академик-бэнд» А. Кролла покоряет своей мощной молодой энергетикой, неуемной страстью, тончайшей чувственной нюансировкой, необычайной ансамблевой слаженностью и виртуозностью. Оркестр является постоянным и неизменным участником всех крупнейших международных джазовых фестивалей в Москве и других городах, выступает с сольными концертами на лучших концертных площадках, таких как Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Московский международный дом музыки, Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных. Концертные выступления «Академик-бэнда» имели большой успех в Санкт-Петербурге, на родине А. Кролла в Челябинске, и многих других городах России, а также в столице Республики Беларусь Минске.
Пройдя уникальную творческую школу у своих педагогов в академии имени Гнесиных и у маэстро А.О. Кролла, молодые музыканты высоко востребованы в лучших джазовых коллективах не только России, но и дальнего зарубежья. Наиболее талантливые ученики Анатолия Ошеровича стали студентами ведущего джазового колледжа США «Беркли-скул» в Бостоне.
Музыкальная общественность называет детище Анатолия Кролла «оркестром XXI века».
Помимо собственных творческих коллективов А.О. Кролл активно сотрудничает с лучшими профессиональными джаз-оркестрами Москвы и всей России. Он неоднократно участвовал в создании новых концертных программ с биг-бэндами имени О. Лундстрема, И. Бутмана и другими.
Продолжаются творческие контакты и с Ларисой Долиной, Юрием Антоновым, Олегом Митяевым и другими звездами первой величины.
На протяжении многих лет Анатолий Кролл проводит в разных городах России проблемные семинары и конференции по вопросам оркестрового искусства, сопровождая их мастер-классами с оркестрами.
В 2004 году маэстро открыл еще одну страницу своей многогранной деятельности. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры Правительства Москвы, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Союза московских композиторов, Российского авторского общества, Российского музыкального союза (РМС) и Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП) он организовал несколько постоянно действующих крупнейших в Москве и России Международных джазовых фестивалей и конкурсов, а также создал ряд тематических концертных программ: «Российские звезды мирового джаза»; «Польские звезды мирового джаза»; «Шедевры симфоджаза»; «Джаз Московской осени» (в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень»); «Карнавалы джаза»; цикл «Российский джаз — великие имена»; фестиваль, посвященный женскому исполнительскому искусству в джазе, — «Очарование джаза» и другие.
Особое место среди музыкальных проектов Анатолия Кролла занимает фестиваль «Все цвета джаза». Учрежденный ООН и ЮНЕСКО, этот фестиваль является крупнейшим джазовым форумом в мире. «Все цвета джаза» проходят ежегодно 30 апреля во всех мировых джазовых столицах. В фестивале принимают участие все лучшие оркестры, ансамбли и солисты российского джаза. Каждый год после проведения очередного фестиваля Анатолий Ошерович получает благодарственные письма ЮНЕСКО за «внимательное отношение к мировой джазовой семье».
Все масштабные творческие мероприятия, организованные А.О. Кроллом, проходят на центральных концертных площадках Москвы, таких как Московский международный дом музыки (ММДМ), Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных, Большой зал Московской государственной консерватории, Концертный зал имени Чайковского, Московский дом композиторов, Большой концертный зал МГТУ имени Баумана, Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) и других.
Необычайно широкий резонанс приобрел созданный А.О. Кроллом в 2011 году на базе Российской академии музыки имени Гнесиных Международный конкурс молодых джазовых исполнителей «Гнесин-Джаз», проводимый ежегодно при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Российским музыкальным союзом и Национальным фондом поддержки правообладателей. Этот фестиваль-конкурс охватывает весь возрастной диапазон молодых джазовых исполнителей.
В марте 2017 года стартует организованный А.О. Кроллом Международный конкурс молодых джазовых исполнителей в области джазового вокала «Гнесин-Джаз-Голос».
А.О. Кролл является художественным руководителем джазового фестиваля «Какой удивительный мир» (Челябинск), Международного джазового фестиваля в Ростовской области, президентом фестиваля экологически чистой музыки «Взлетная полоса» в рамках культурной программы Международного авиасалона «АвиаМАКС» (Москва), а также возглавляет ряд других региональных джазовых проектов.
Активно работая в каждом из многих направлений своей деятельности, маэстро успешно продолжает второй полувек своего уникального многогранного творчества. Он организует и проводит большое количество крупных фестивалей и концертов, в которых принимают участие самые известные московские, российские и зарубежные джазовые коллективы и исполнители.
А.О. Кролл является художественным руководителем оркестрового класса кафедры «Инструменты джазового исполнительства» и членом Ученого совета российской академии музыки имени Гнесиных; доктором искусств Международной академии наук (МАН) — Сан-Марино; академиком Российской академии киноискусств «Ника»; почетным профессором Томского Государственного университета и Челябинской государственной академии культуры и искусства.
Творческая и организаторская деятельность Анатолия Кролла высоко оценена руководством России и города Москвы.
Он — заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1986), народный артист России (1998), кавалер ордена Почёта (2004), лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (2007), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), кавалер ордена Дружбы (2014), кавалер польского ордена «Серебряный крест» (2014).
В 2003 году на «Площади Звезд» в Москве заложена именная звезда Анатолия Кролла.
Еще одна его именная звезда установлена в 2013 году в Екатеринбурге перед зданием Театра эстрады в честь 70-летия маэстро.
Анатолий Ошерович Кролл — член правления Союза московских композиторов (СМК) и председатель творческой секции джазовой музыки СМК; член Союза кинематографистов России (СКР) и член правления Гильдии композиторов СКР; член совета Российского музыкального союза (РМС) и президент Гильдии джазовых исполнителей РМС; член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО; член Комиссии Департамента культуры г. Москвы по премиям города Москвы; член Совета гуманитарной секции Сенаторского клуба Совета Федерации РФ; член президиума правления ЦДРИ; вице-президент Авторского совета РАО, член Конкурсной комиссии народной премии «Светлое прошлое», член Экспертного совета Международного Объединенного Биографического Центра.
Маэстро отмечен рядом российских и международных общественных наград. Он — лауреат народной премии «Светлое прошлое» (2003), кавалер ордена Петра Великого I степени с муаровой лентой, кавалер ордена Святого Иоанна Иерусалимского «За благородство дел и чистоту помыслов».
В 2013 году А.О. Кроллу была вручена медаль ЮНЕСКО «За большой вклад в сотрудничество Российской Федерации с Организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО». В 2016 году он был награжден дипломом и золотой медалью Европейской научно-промышленной палаты за большой вклад в культуру и образование.
http://stuki-druki.com/authors/Kroll-Anatoliy.php
http://biograph.ru/index.php/whoiswho/6/606-kroll