3. 098. Анатолий Степанович Иванов, Вечный зов
3.098. Анатолий Степанович Иванов, «Вечный зов»
Анатолий Степанович Иванов
(1928—1999)
Русский писатель, зам. главного редактора журнала «Сибирские огни» и главный редактор журнала «Молодая гвардия», депутат Верховного Совета СССР, лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства и дважды Государственной — РСФСР и СССР, Герой Социалистического труда, Анатолий Степанович Иванов (1928—1999) во второй половине XX в. был одним из самых популярных романистов в нашей стране.
Перу прозаика принадлежат сборники рассказов («Алкины песни», «Случайные встречи»), повести («Жизнь на грешной земле», «Вражда», «Печаль полей» и др.), романы («Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»).
Роман-эпопея «Вечный зов» (1963—1975, опубликован 1970—1976) четверть века была настольной книгой в каждом доме, где любили Россию и чтили человека труда.
«Вечный зов»
(1963—1975, опубликован 1970—1976)
В некоторых современных литературных энциклопедиях (например: «Русская литература». — М.: Дрофа-Плюс, 2007) нет упоминания об Анатолии Иванове.
Скорей всего потому, что романы этого писателя вопреки желанию составителей чересчур велики и никак не помещаются в отведенное им место. Оттого их там нет и вовсе.
А может, потому, что на страницах «Вечного зова» написана правда, которая режет глаза. Хотя бы вот эта, высказанная отрицательным персонажем, фашистским прихвостнем, бывшим томским жандармом Лахновским, сказанная им в конце Великой Отечественной войны: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!»
И таки сделали. А ведь Иванов предупреждал не просто ради красного словца. Но нет пророков в своем отечестве — они все в эмиграции.
Как бы ни сложилась история России и история новой российской культуры, лет через 100, если не раньше, потомки наши будут искать правду об истории страны и о русской культуре не в «самиздатовских» опусах и макулатуре конца-начала столетий, а в таких произведениях как «Тихий Дон», «Василий Теркин» и «Вечный зов».
То же самое станут делать и иноязычные читатели, поскольку любой народ прежде всего интересует судьба каждого народа, а не тех индивидуумов, что не «ужились» с ним.
Человечество никогда не избавится от своих идеалов, особенно когда ему не хватает их как воздуха. И где искать идеалы, как не в лучших произведениях социалистического реализма? Да и вообще — в русской классике.
Есть гоголевский персонаж — Тарас Бульба, огромный, неподъёмный и несгораемый (в отличие от рукописей). Что толку обсуждать его — плох он или хорош. Он отлит не только из слов гениального художника, а из самой жизни. Он данность, он ее плоть и дух. То же самое можно отнести и к героям романа «Вечный зов».
Над «Вечным зовом» А. Иванов работал 13 лет (1963—1975).
«Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям не просто», — акцентировал внимание автор. Первая книга романа была опубликована в журнале «Москва» в 1970 г., вторая — в 1976. Публикации и многочисленные издания этого произведения имели колоссальный, как сказали бы сегодня, коммерческий успех.
Масштабное повествование с множеством действующих лиц и сюжетных ответвлений, в котором показана история нескольких поколений одной семьи, как часть истории всего народа на сломе эпох, позволяет назвать это произведение не только эпосом, но и семейным романом.
Автор вслед за А.С. Пушкиным, видевшим в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, особое внимание уделил показу семейных коллизий.
Место действия — Сибирь-матушка, время — с 1906 по 1960-е гг. «Сибирский» материал придал этой вещи еще и своеобразный колорит, и этнографическую сочность. В центре повествования история семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села.
Главными героями как в русских сказках являются три брата Савельевых: Антон, Федор и Иван. На их долю выпали три войны, революция, становление нового общественного строя. Басовой нотой, пронизывающей эту героическую симфонию, является категорическое неприятие собственничества и потребительства, если точнее — буржуазности, не приемлемой русской литературой (включая эмигрантскую) априори.
Критики увидели в самом названии эпопеи «концепцию зова жизни», где каждый человек становится личностью только как член социума, коллектива, крестьянского «мiра».
В начале романа старший брат Антон Савельев подался на заработки в город, и там стал подпольщиком. Его арестовывали, сажали в тюрьму, откуда он совершал побеги, приговаривали к расстрелу, но ничто не могло вышибить его из седла — в 1930-е гг. Антон стал крупным руководителем производства, а в 1941 г. за несколько месяцев на пустом месте под открытым небом возвел завод, производивший снаряды для фронта. Директор трагически погиб, спасая людей во время пожара.
Средний брат Федор Савельев в молодости был доверенным лицом кулака-мироеда Кафтанова, совратил Анфису, дочь деревенской повитухи, невесту односельчанина Кирьяна. Женившись на дочери Кафтанова Анне, Федор так и не смог отлепиться от Анфисы, вышедшей замуж за Кирьяна.
Он поддерживал с ней связь до начала Великой Отечественной войны, но когда Кирьян добровольцем ушел на фронт, Анфиса дала Федоруу от ворот поворот. Кирьян, потерявший на фронте обе ноги, не захотел возвращаться домой и стал побираться, пока Анфиса не отыскала и не забрала нелюбимого мужа к себе. Видно, таков крест русской женщины — заботиться о защитниках, ставших калеками.
Младший брат Иван Савельев служил у Кафтанова конюхом, в Гражданскую войну побывал и в рядах белогвардейцев, и у партизан. Из-за того, что он отпустил приговоренного к расстрелу односельчанина, белогвардейцы казнили его отца.
Федор всю жизнь винил брата в смерти отца, возвел даже на него навет, по которому Ивана в 1930-е гг. осудили на несколько лет. Кончилось их противостояние тем, что Иван в немецком тылу застрелил брата, когда тот направил на него оружие.
После этого Иван воевал в одном танковом экипаже со своим племянником, старшим сыном Федора Семеном и прославился боевыми подвигами. Иван выжил, а Семен попал в плен, после которого сражался в рядах антифашистского Сопротивления в Норвегии и героически погиб.
Показательно, что роман, в котором слились «глубочайшая правдивость, остроконфликтность, как сама жизнь, психологическая убедительность» некоторые критики уже в XXI в. назвали «пророческой книгой, предсказавшей крушение социализма в России» (В. Юдин).
Кинорежиссеры В. Усков и В. Краснопольский по сценарию А. Иванова 10 лет снимали телесериал «Вечный зов». В 1973 г. в кинопрокат было выпущено 12 серий и в 1982—83 гг. еще 7. В 2000 г. по новым стандартам был смонтирован 27-серийный фильм.
Картина имела огромный зрительский успех, в адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
И сегодня фильм спорит по популярности с романом.
Но часто в блогах встречаются записи вроде следующей: «Взял прочитать только из-за когда-то просмотренного телефильма, все время высматривал нестыковки, попадаются, конечно, но все равно книга лучше фильма; понравилось описание работы в тылу, как они смогли пережить все это?».
Анатолий Иванов
Биография
В статьях о биографии Анатолия Иванова нередко можно встретить слово «почвенник» — писатель действительно в подробностях описывал жизнь людей «на земле», их труд и ежедневную работу.
Писатель Анатолий Иванов
Однако читателям прозаик запомнился не сельскохозяйственными деталями, а трогательным и живым повествованием о судьбах, чувствах, радостях и горестях героев, которым хочется верить и сопереживать. Самыми известными книгами Иванова стали «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», однако этими масштабными трудами библиография Анатолия Степановича не исчерпывается.
Детство и юность
Будущий писатель родился 5 мая 1928 года в простой крестьянской семье. Родина прозаика — село Шемонаиха (сейчас это территория Казахстана). Иванову с раннего возраста пришлось столкнуться с трудностями: в 1936-м умер отец мальчика. На руках у матери остались трое детей, 9-летний Анатолий был старшим. Чтобы помочь матери, мальчик много работал в огороде, а также рыбачил в ближайших к селу речках.
Анатолий Иванов в молодости
Трудности закалили характер маленького Анатолия: несмотря на сложное время, он доучился в школе, а сразу после этого поступил в университет в Алма-Ате, выбрав факультет журналистики. Тогда же, будучи студентом, юноша начал писать первые очерки и статьи, которые охотно публиковали в местных газетах.
Окончив университет, Анатолий Иванов перебрался в город Семипалатинск, где устроился на работу в местную газету. Поначалу начинающий журналист числился литературным сотрудником в отделе сельского хозяйства, а затем получил должность ответственного секретаря в редакции издания.
Анатолий Иванов курит трубку
Параллельно Анатолий Степанович продолжал совершенствоваться в эпистолярном жанре. Многие очерки и рассказы, написанные в то время, остались неопубликованными, однако благодаря им Иванов сформировал собственный стиль.
Старания прозаика не пропали даром: уже в 1954 году было опубликовано его первое серьезное произведение — рассказ «Крестьянка». Молодого писателя заметили серьезные литературные журналы, и вскоре советский читатель познакомился и с другими работами Анатолия Иванова.
Книги
Вскоре рассказы и повести Анатолия Степановича стали по-настоящему популярными. Секрет читательской любви лежал на поверхности: Иванов писал о том, что было близко каждому человеку: о военных годах, которые были еще свежи в памяти, о тяжелой работе и незатейливых житейских радостях. Позднее творчество писателя будут сравнивать с романами Василия Шукшина и Валентина Распутина, которые также особое внимание уделяли быту и укладу жизни простых людей.
Анатолий Иванов с коллегами
В 1958-м Анатолий Иванов присоединился к Союзу писателей — этой чести прозаик удостоился после выхода романа «Повитель». События этого произведения захватывают послереволюционное время, а также начало 1940-х годов.
В центре повествования — борьба «красных» и «белых», судьбы крестьян, пытающихся приспособиться к новой власти, и жизненный путь Григория Бородина — человека-«повителя», то есть сорняка, способного думать только о собственной выгоде. Роман пришелся по нраву критикам и читателям, позднее его перевели на многие европейские языки, к писателю же пришла всесоюзная слава.
Книги Анатолия Иванова
Следующая громкая работа Анатолия Иванова опубликована в 1963 году. Речь идет о романе «Тени исчезают в полдень». Эта эпопея посвящена судьбе целой деревни, жители которой переживают сложности гражданской войны, последующей коллективизации, а затем и Великой Отечественной войны.
В центре сюжета — несколько зажиточных семей, которым удалось избежать «красного террора» и затаиться в таежной деревеньке под чужими документами. Эти люди уверены, что советская власть вскоре будет свергнута, и даже спустя годы отказываются поверить в новую реальность.
Валерий Хлевинский в фильме по книге Анатолия Иванова «Вечный зов»
Той же тематике посвящен и «Вечный зов» — самое масштабное произведение Анатолия Иванова. Первая часть романа опубликована в 1970 году, вторая вышла шестью годами позднее. Здесь писателю удалось раскрыть смену жизненных ценностей на примере главных героев.
Ярые белогвардейцы постепенно становятся коммунистами и начинают бороться уже за идеалы советского режима. Книга написана в духе того времени: коммунистическая власть представлена единственно верной. Неудивительно, что роман получил положительные отклики критиков и неоднократно переиздавался.
Анатолий Иванов на съемках фильма по книге «Жизнь на грешной земле»
Вслед за «Вечным зовом» вышли не менее талантливые произведения Анатолия Иванова — сборник рассказов «Жизнь на грешной земле», роман «Вражда», в центре которого события Великой Отечественной, а также книга «Ермак», работе над которой писатель отдал пять лет. Однако прозаику больше не удалось повторить успех первых книг, которые по сей день пользуются интересом у читателей.
Александра Завьялова в фильме по книге Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень»
Во втором фильме, состоящем из нескольких серий, сыграли Нина Русланова, Валерий Гатаев, Александра Завьялова. Эти картины разобрали на цитаты, а фото актеров в образе главных героев хранились, пожалуй, в коллекции каждого киномана того времени.
Есть в фильмографии, составленной по произведениям писателя, и картина «Ермак». Главные роли в этой исторической драме, посвященной жизни атамана Ермака Тимофеевича, достались Виктору Степанову, Ирине Алферовой, Никите Джигурде и другим именитым лицедеям. Примечательно, что одного из героев мог сыграть Арнольд Шварценеггер, однако условия его голливудского контракта не позволили присоединиться к съемкам.
Личная жизнь
Личная жизнь писателя сложилась счастливо. Анатолий Иванов оказался однолюбом: еще будучи студентом, он познакомился с будущей супругой Галиной Леонтьевной.
Анатолий Иванов
Юноша поразил девушку количеством стихов Сергея Есенина и Михаила Лермонтова, которые декламировал наизусть. Вскоре возлюбленные поженились, а через некоторое время Галина подарила мужу дочь Ирину. Всего у писателя двое детей — позднее в семье Ивановых родился сын Сергей.
Смерть
В конце 1990-х здоровье писателя стало давать серьезные сбои. Позднее выяснилось, что почти 7 лет организм Анатолия Иванова боролся с раком, однако этот диагноз врачи озвучили только за пару дней до смерти прозаика.
Могила Анатолия Иванова
Как позднее признавалась в интервью вдова, кончину Анатолия Степановича приблизило и несчастье, произошедшее с дочерью Ириной: та погибла в автокатастрофе, оставив на руках у бабушки с дедушкой двоих внучек.
Прогрессирующая онкология и серьезные нервные потрясения и стали причиной смерти всенародного кумира. Писателя не стало 31 мая 1999 года. Анатолий Иванов покоится на московском Новодевичьем кладбище.
Библиография
- 1956 — «Алкины песни»
- 1958 — «Повитель»
- 1963 — «Тени исчезают в полдень»
- 1970 — «Жизнь на грешной земле»
- 1970 — «Вечный зов» — Кн. 1
- 1976 — «Вечный зов» — Кн. 2
- 1971 — «Жизнь на грешной земле»
- 1980 — «Вражда»
- 1983 — «Печаль полей»
- 1985 — «Ермак»
Цитаты
«Жизнью своей всегда распоряжается сам человек. Только сам. Истина эта самая простая, проще не бывает. Но, к сожалению, этой-то простейшей истины люди иногда не понимают».
«Все люди вместе живут. Да поврозь часто думают. В этом все и горюшко на земле. Весь корень тут».
«Золотое сердце на серебро не купишь».
«Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается».
Писатель Анатолий Иванов: биография, творчество
Произведения писателя Анатолия Иванова сегодня не столь популярны, как книги современных авторов. Все же они не забыты. Прозаик последнюю свою книгу опубликовал в начале девяностых. Известен он прежде всего по романам «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». По этим произведениям были сняты фильмы, которые сегодня, к слову, знают только представители старшего поколения.
Биография писателя Анатолия Иванова
Герой сегодняшнего повествования родился в 1928 году в крестьянской семье. Родители будущего писателя Анатолия Иванова в колхозе не состояли, но занимались хлебопашеством. Отец заведовал районным отделом «Союзпечати».
После окончания школы Иванов уехал в Алма-Ату, где поступил на факультет журналистики. Печататься начал в конце сороковых. В начале это были небольшие заметки в «Прииртышской правде».
Первое художественное произведение Иванова было опубликовано в 1954 году. Это был рассказ «Крестьянка». Затем в одном из литературных журналов появились «Алкины песни» и другие рассказы начинающего писателя.
Анатолий Иванов прославился после выхода романа «Повитель», который позже был переведен на чешский, болгарский, румынский, французские другие языки. На протяжении пяти лет он занимал должность главного редактора литературного журнала «Сибирские огни». В Москве проживал с конца шестидесятых. Умер писатель Анатолий Иванов в 1999 году.
Литературное творчество
Еще во времена Достоевского была заложена основа такого литературного направления, как почвенничество. Его представители выступали против бюрократии, крепостничества, призывали к сближению интеллигенции с крестьянством. При этом они высказывались за развитие торговли, промышленности и свободу личности. Это литературное направление возродилось в 50-е годы 20-го столетия. И тогда оно приняло форму деревенской прозы. Известные советские почвенники – Василий Шукшин, Валентин Распутин, Анатолий Иванов. Произведения писателей , представителей этого литературного направления, посвящены, как правило, деревенской жизни.
Анатолий Иванов вступил в Союз писателей в 1958 году. Он хотя и считается одним из выдающихся почвенников, в творчестве которых не последнее место занимают христианские идеалы, воспевал в своих произведениях коллективизацию, революцию в сибирских селах. Однажды, будучи уже известным писателем, автор «Вечного зова» заявил, что целью его является изображение очищения людей от капиталистических пережитков.
Книги писателя Анатолия Иванова высоко ценили советские критики. Первую Государственную премию он получил в 1971 году. Позже его не раз удостаивали высоких наград. Так, одну из них он получил за сценарий к фильму » Вечный зов». Писатель Анатолий Иванов за год до начала перестройки получил звание «Герой социалистического труда». Кроме того, за тот же «Вечный зов» бы награжден премией КГБ.
Произведения Анатолия Иванова: «Повитель», «Жизнь на грешной земле», «Вражда», «Ермак», «Печаль полей».
«Вечный зов»
Первая часть вышла в свет в 1971 году. Вторая – спустя пять лет. Роман советского прозаика охватывает важные события в отечественной истории. В этом произведении показаны и Гражданская война, и Великая Отечественная, и пятидесятые годы. Главные герои – братья Савельевы: Федор, Антон, Иван. Один из них оказывается на стороне белогвардейцев, которые, конечно, показаны персонажами отрицательными. Но и он, по примеру своих братьев, позже становится коммунистом и принимает активное участие в борьбе за идеалы революции.
В книге множество персонажей. Есть, конечно, и отрицательные, те, что не желают жить в согласии с советскими идеалами. Но таких немного. Книга была написана 50 лет назад, тем не менее и сегодня читатели оставляют о ней положительные отзывы.
«Тени исчезают в полдень»
В основе этого романа история жителей сибирской деревни под названием Зеленый Дол. В этой книге также отражена судьба советского народа. В первых главах рассказано о последних годах существования царской России. Затем герои оказываются в водовороте таких событий, как Гражданская война и коллективизация. Показаны также события ВОВ.
Герои романа – наследники зажиточных сибирских семей. Им удается спастись от «красного террора», осесть под чужими документами в небольшой таежной деревне. Бывшие «кулаки» убеждены, что советская власть просуществует недолго. Но они, как известно, ошибаются. Власть крепчает, проходят десятилетия, представители молодого поколения строят собственную жизнь, и их идеалы расходятся с идеалами отцов. Роман был опубликован в 1973 году.
«Повитель»
Несложно догадаться, что и эта книга повествует о людях, переживших революцию, войны. Герои романа «Повитель» – жители маленькой захолустной деревеньки. В начале показаны события, сопутствующие свержению царя. В годы революции, да и позже, уже в начале сороковых годов, жители отдаленных регионов страны узнавали новости очень поздно. В книге Анатолия Иванова интересно рассказано о том, как крестьяне восприняли смену власти, как они пытались адаптироваться к новой жизни.
Между «красными» и «белыми» происходит борьба. Страдают от нее прежде всего жители деревни, которые вынуждены работать и отдавать зерно и на нужды петербургских революционеров, и на нужды армии Колчака. Герой романа – Григорий Бородин – человек жадный и трусливый. Именно поэтому произведение называется «Повитель», что значит сорняк, который, вырастая, губит хорошее растение. Жизнь Григория проходит в погоне за богатством, за что он и наказан.
Роман опубликован в 1958 году.
Над книгой «Ермак» Иванов работал пять лет. Это произведение вышло в печать в 1993 году.
Экранизации
Один из самых известных сериалов советских времен – «Вечный зов», снятый на «Мосфильме» в семидесятые годы. Съемки продолжались почти десять лет. Сценарий Анатолий Иванов написал в соавторстве с Константином Исаевым. В съемках было задействовано огромное количество актеров, среди которых и такие известные, как О. Басилашвили, В. Борисов, Н. Кустинская.
Еще одна известная экранизация – «Тени исчезают в полдень». Фильм вышел на экраны в 1975 году. Главные роли исполнили Петр Вельяминов, Нина Русланова.