Анастасия Вертинская Википедия биография Личная

Анастасия Александровна Вертинская

Фото Все

Видео Все

Анастасия Вертинская. Временно доступен

Анастасия Вертинская на Серебряном Дожде.

Документальный фильм «Анастасия Вертинская»

Анастасия Вертинская — биография

Анастасия Вертинская входит в десятку самых красивых актрис во всем мире. Кроме красоты она обладает изысканным вкусом, умением сохранять спокойствие в любой ситуации, и невероятным талантом, благодаря которому она поднялась на кинематографический Олимп. Все видят в ней богемное существо, настоящую светскую львицу, но актриса уже давно не проявляет интерес к публичным мероприятиям, у нее очень много подруг, но практически нет друзей. Она кажется нездешней, заграничной, но даже после длительного пребывания за рубежом,всегда стремится попасть домой, потому что только в родных стенах ей комфортно.

Слава пришла к Анастасии Вертинской вместе с дебютом в кино – картиной «Алые паруса», а настоящая любовь зрителей настигла актрису после выхода «Человека-амфибии».

Детство и юность

Родилась Анастасия Вертинская 19 декабря 1944 года в столице, в творческой интеллигентной семье. Папа Александр Вертинский был поэтом, актером и исполнителем в жанре шансон. Он долгие годы жил в эмиграции в Шанхае, и только в 1943-м вернулся в СССР. Маму звали Лидия Циргвава, она тоже была актрисой, и снялась в популярных картинах «Садко» и «Королевство кривых зеркал». Старшая сестра Анастасии Марианна родилась в Китае.Она сделала отличную карьеру в качестве актрисы, долгие годы выходила на сцену театра им.Вахтангова.

Фото: Анастасия Вертинская в детстве

Анастасия получила очень хорошее образование, в приоритете была музыка и иностранные языки. Настя часто вспоминала, как отец старался привить в ней любовь к искусству, музыке и литературе, потому что был твердо убежден, что развитие должно быть всесторонним, независимо от того, какой жизненный путь выберет дочь.

В один прекрасный момент родители решили, что девочкам не хватает именно «советского» воспитания, и отправили сестер в пионерлагерь. Девочки уехали с двумя кожаными чемоданами вещей и еды. Анастасия практически ничего не запомнила из лагерной жизни, кроме постоянного чувства голода. По возвращении они смели всю еду, которая была в доме, котлеты хватали руками, позабыв об этикете и правилах приличия. Они вернулись с одним фибровым чемоданом, несколькими шмотками и полной головой вшей. Мама долго боролась с этим «приветом» из пионерского лагеря, но потерпела фиаско – девочек пришлось обрить наголо.

Детской мечтой Насти была балетная студия, но когда ее туда привели, то девочке просто отказали. Преподаватель решил, что она слишком высокая и широкая в кости. Настя переключилась на иностранные языки, и мечтала о работе переводчицы. Но судьба сама внесла коррективы в биографию Анастасии Вертинской и сделала так, чтобы девочка в пятнадцать лет оказалась на съемочной площадке, и навсегда «заболела» кинематографом.

Анастасия еще не была студенткой театрального вуза, а уже входила в состав труппы столичного театра им. Пушкина, и даже ездила с ним на гастроли по Союзу. В 1963-м Вертинская решила получить образование, и сдала документы в училище им.Щукина. Первая попытка пройти испытания оказалась неудачной, но девушке не отказали, а дали возможность сдать еще раз, потому что педагоги видели картины с ее участием, и понимали, что у Анастасии есть актерские способности.

В конце 80-х Оксфордский университет предложил Вертинской сотрудничество. Ее позвали в качестве преподавателя актерского мастерства, и она согласилась, хоть и была востребована на Родине. За границей Анастасия пробыла двенадцать лет. Такие же курсы она вела во Франции и Швейцарии, но уже на пару с актером Александром Калягиным.

Фильмы

В 1960-м Анастасия первый раз оказалась на съемочной площадке, куда ее пригласили на пробы в картину «Алые паруса». Девушке было интересно, и она решила не отказываться от предложения сыграть Ассоль. Но мнение режиссера Александра Птушко было совсем другим — он не увидел в пятнадцатилетней девчухе тот типаж, который искал. Она прибежала на пробы подстриженная и в спортивном костюме, а ему нужна была романтическо-возвышенная героиня.

Но после прослушивания, а особенно после просмотра отснятого материала, режиссер понял, что это именно та актриса, которая нужна для этой роли. Она была очень выразительной и одновременно какой-то отчужденной, как будто из другого мира. Партнером Вертинской по картине «Алые паруса» стал первый красавец советского кино Василий Лановой. После этой работы актеров долгие годы связывала крепкая дружба. Картина очень понравилась зрителю и количество просмотров превысило 23 миллиона.

В том же 1960-м Анастасия снялась еще в одной картине под названием «Человек-амфибия», в основу которой лег роман писателя-фантаста Александра Беляева. Роль в этом фильме досталась актрисе исключительно благодаря ее выразительным глазам, ведь режиссер хотел, чтобы в глазах Гуттиэре отражалось небо. Роли других центральных персонажей достались Владимиру Кореневу и Михаилу Козакову. Музыка к фильму принадлежит композитору Андрею Петрову.

Анастасия Вертинская была самой молодой в актерской группе фильма, причем не имела специального образования, но это не помешало девушке показать свой профессионализм. Все трюки она выполняла сама, брала уроки плавания у опытного инструктора, погружалась в ледяную воду и ныряла на приличные глубины. Эта лента была еще более успешной, чем предыдущая, его высоко оценили и зрители, и многочисленная армия критиков, а просмотры превысили 65 миллионов.

Анастасия Вертинская не очень любит эти свои первые образы, она считает их немного нелепыми и наигранными, а произведение Беляева именует не иначе, как шлягерная беллетристика.

Самая любимая работа Анастасии Вертинской — картина «Гамлет», снятая режиссером Григорием Козинцевым. Именно ее она и считает дебютной в кинематографе. Образ был очень сложным, но актрисе удалось отлично вжиться в него и выглядеть очень органично и естественно. Вертинская поняла, что для успеха картины нужно обладать не только актерским мастерством, но и своеобразным таинством души, только тогда герои будут настоящими, а не выдуманными персонажами. Анастасия впервые увидела на съемочной площадке Иннокентия Смоктуновского, который был задействован в главной роли.

После выхода этой ленты об Анастасии Вертинской заговорили не только в Союзе, но и за рубежом. Картина стала призером Венецианского фестиваля, а актриса получила серьезный комплимент, когда узнала, что ее называют советской Вивьен Ли. Спустя много лет кинокритики назвали эту ленту самой успешной в биографии актрисы, а ее роль самой значимой.

Вскоре после этого триумфа актриса получила приглашение от режиссера Александра Зархи, который начал снимать картину «Анна Каренина». Анастасия сыграла Кити Щербацкую. Потом была Лиза Болконская в ленте «Война и мир» Бондарчука. В 1969-м Вертинскую позвали в мелодраму «Влюбленные», где она снималась вместе с Родионом Нахапетовым. На следующий год Анастасии предложили сняться в драме о войне под названием «Случай с Полыниным», в которой ее партнером стал Олег Ефремов.

В том же году вышла картина «Преждевременный человек», режиссера Абрама Роома, в которой Вертинская сыграла изменщину-жену Богомолова. На следующий год Анастасия засветилась в сказке «Тень», причем в главной роли. В основу фильма легло произведение Е.Шварца, а главная мужская роль досталась Олегу Далю.

Близка Анастасии и ее Мона из картины «Безымянная звезда». Эта лента была особенной, в ней чудесным образом соединилась лирика, комедия и драма, а главное то, что режиссер не навязывал актерам свое видение образа, а предложил им играть по наитию, в соответствии со своими представлениями о персонаже. Вся актерская группа увлеклась процессом, и картину удалось снять в рекордно короткие сроки, всего за тридцать дней.

В 1994-м Анастасии Вертинской предложили сниматься в «Мастере и Маргарите», причем в главной роли. На пробы пригласили Ирину Алферову, Анну Самохину, Веру Сотникову, Елену Майорову, но из всех именитых претенденток режиссер Юрий Кара выбрал именно Вертинскую. Актриса выделялась среди других своеобразным взглядом, внутренним благородством и природным аристократизмом.

И опять Вертинская отказывается от дублеров, даже во время полета на метле. Сцена снималась поздно ночью, актрису привязали к вертолету, и подняли на приличную высоту. После окончания съемок возникло непонимание между режиссером и продюсерами картины, поэтому зрители смогли увидеть ее только через семнадцать лет.

Последней ролью в кинематографе стала Атаманша в мюзикле «Бременские музыканты и & Co», который снял Александр Абдулов. Автором музыки стал Геннадий Гладков.

В 1991-м актриса стала создателем Фонда помощи артистам. Все средства, поступающие на счет фонда от меценатов, Вертинская отправляла малообеспеченным и больным коллегам. Не остались без ее участия и поддержки и молодые дарования – актеры, режиссеры, сценаристы, они всегда могли рассчитывать на ее поддержку.

В 90-х Вертинскую позвали на телевидение в роли ведущей программ «Другие берега» и «Золотое сечение». У этих проектов была очень короткая жизнь, их закрыли как несоответствующие современным форматам телевидения.

Новый век не принес актрисе Анастасии Вертинской новых ролей. Она практически исчезла с экранов и театральных подмостков. Артистка объясняет этот факт тем, что в последнее время ей не присылают предложения, которые могли бы ее заинтересовать. При этом отмечает, что может и готова работать дальше, чтобы радовать своих поклонников новыми шедеврами.

Самой заметной работой того времени была постановка «Имаго», в которой она сыграла Элизу. По мнению театральных критиков актриса сумела показать всю неоднозначность этого образа и противоречивость его характера.

У Анастасии Вертинской всегда была очень тесная связь с отцом, и когда его не стало, она очень остро переживала эту потерю. Ей тогда казалось, что он постоянно рядом, незримо присутствует везде, оберегая и помогая своей дочурке. Поэтому Вертинская с особым трепетом относится ко всему, что осталось после его смерти. Анастасия много времени потратила на фонетическую реставрацию его выступлений, и напечатала книгу воспоминаний своего знаменитого отца.

Анастасия Вертинская: мужья и дети. Личная жизнь

Содержание (быстрый переход)

Анастасия Вертинская признана одной из самых красивых актрис советского кинематографа. Внешность артистки называли неземной, а глубокий взгляд ее небесных глаз сражал наповал всех вокруг. Став звездой в юном возрасте, Вертинская долгие годы радовала поклонников своим актерским талантом.

Статья расскажет о личной жизни актрисы, о мужьях и детях Анастасии Вертинской.

Краткая биография киноактрисы

Будущая звезда родилась в один из холодных декабрьских дней 1944 г. в Москве. Родители Анастасии Вертинской были довольно известными личностями. Отец, Александр Вертинский, был признанным поэтом, исполнителем и актером. Мать, Лидия Циргвава, писала чудесные пейзажи, а также пробовала свои силы на актерском поприще. Зрители помнят ее по сказкам «Садко» и «Королевство кривых зеркал».

Анастасия Вертинская в детстве (справа)

Анастасия получила хорошее образование. Помимо общеобразовательных предметов, она углубленно изучала иностранные языки, а также занимались музыкой.

В 15-летнем возрасте Анастасия Вертинская попала на съемки кинофильма «Алые паруса». Девочка решила попытать счастья и поучаствовать в пробах. Настя пришла на съемочную площадку в спортивном костюме и с короткой мальчишеской стрижкой. Режиссер абсолютно по-другому представлял себе главную героиню кинокартины, и сначала отказал девушке. Однако, когда Вертинская примерила парик и переоделась в платье, то перед съемочной группой предстала вылитая Ассоль.

Вертинская в роли Ассоль

После съемки в «Алых парусах» девушку утвердили на главную женскую роль в фильме «Человек-амфибия». Эта кинолента закрепила успех начинающей актрисы.

После дебютных ролей на молодую Вертинскую свалилась бешеная популярность. По словам девушки, она не могла спокойно даже за хлебом выйти. Как только она появлялась на улице, сразу же вокруг собирались толпы поклонников.

Новым витком в творческой биографии актрисы стала роль Офелии в кинокартине «Гамлет». Фильм получил приз Венецианского кинофестиваля, об Анастасии Вертинской узнал весь мир. Ее называли «Вивьен Ли советского кинематографа». А у самой девушки уже не осталось ни малейшего сомнения в выборе дальнейшего жизненного пути.

Анастасия Вертинская в образе Офелии

Уже, будучи известной актрисой, Анастасия Вертинская поступила в Щукинское театральное училище. Отношение к именитой студентке было неоднозначным: с одной стороны, ей завидовали, с другой – восхищались. Частенько своенравная девушка шла наперекор преподавателям ВУЗа. Она отказывалась выполнять установки педагогов и играла роли по-своему, за что ей занижали оценки.

Анастасия Вертинская в молодости

В период учебы она сыграла в фильме «Война и мир», где ей досталась роль княгини Лизы Болконской, а также появилась в кинокартине «Анна Каренина» в образе Кити Щербаковой. Благодаря прирожденному таланту и неподдельному аристократизму, даже второстепенные роли в исполнении Вертинской были яркими и запоминающимися.

Помимо съемок в кино актриса играла на театре. Она долгие годы блистала на сцене «Современника», Театра на Таганке, МХАта.

Актриса в фильме «Война и мир»

В конце 80-х Анастасия Вертинская занялась преподавательской деятельностью. Ее пригласили в Оксфордский университет, где она обучала актерскому мастерству британских студентов. Также она проводила актерские мастер-классы во Франции и Швейцарии.

Личная жизнь Анастасии Вертинской

Журналисты утверждали, что личная жизнь актрисы была весьма бурной, и приписывали ей аж 4 официальных брака. Однако сама Вертинская своим официальным мужем называет лишь Никиту Михалкова.

С будущим мужем Анастасия Вертинская познакомилась еще в студенческие годы, когда оба получали образование в Щукинском училище. Молодые люди безумно влюбились друг в друга. Они стали жить вместе, что на то время считалось недопустимым. Однако Никите и Насте было все равно на общественное мнение.

Никита Михалков и Анастасия Вертинская

Своего жилья у влюбленных не было. Поэтому сначала они жили у Андрея Кончаловского, старшего брата Никиты, затем в квартире семьи Михалковых, потом перебрались на дачу. Вскоре в молодой семье родился первенец. Мальчика назвали Степан.

Когда сыну исполнилось полгода, в 1966 г. Никита Михалков и Анастасия Вертинская наконец-то отправились в ЗАГС, чтобы узаконить свои отношения. Однако крепкой семьи из этого союза не получилось.

Анастасия с маленьким сыном

Каждый из супругов старался реализовать себя в профессиональном плане. Анастасия не желала становиться домохозяйкой и посвящать все свое время семейным делам.

Актриса говорит, что на тот момент развод был для нее настоящей трагедией. Однако со временем, отношения с Михалковым наладились, и сейчас она дружим и с бывшим супругом, и с его нынешней семьей.

Вторым мужем Анастасии Вертинской стал музыкант Александр Градский (о женах и детях певца). Это событие случилось в 1976 г. Однако союз с Градским женщина не считает браком и называет большой ошибкой.

Вскоре после росписи, Вертинская поняла, что поспешила поставить штамп в паспорте. Александр и Анастасия были абсолютно разными людьми. По мнению Вертинской, эти отношения нужно было оставить на стадии романа и не переводить в бытовую плоскость.

Анастасия Вертинская и Александр Градский

Большой любовью своей жизни Вертинская называет Олега Ефремова. Их отношения длились долгие годы. Но мужем Вертинской актер так и не стал.

По словам женщины, она хотела замуж за Ефремова, но это было невозможно. Мужчина был женат. Ну а когда Олег Николаевич решился сделать возлюбленной предложение, Анастасии это было не нужно, чувства остыли.

Сын Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова

Степан Михалков стал единственным ребенком актрисы. Больше детей у Анастасии Вертинской не было.

Когда мальчику исполнилось три года, его родители развелись. Степан остался жить с мамой, однако, с отцом отношения не прерывались. Никита Михалков частенько забирал наследника к себе. Степан постоянно гостил в большом загородном доме Михалковых.

Маленький Степан с отцом

В школьные годы Степан Михалков слыл хулиганом и задирой, однако, в старших классах парень остепенился. Он увлекся рисованием, и даже окончил художественную школу.

После службы в армии, сын Анастасии Вертинской поступил в институт иностранных языков. Но проучившись в ВУЗе 3 года, он понял, что это не его призвание.

Степан Михалков (справа) с братом по отцовской линии Артемом Михалковым

В начале 90-х Степан Михалков окончил Московскую киношколу. Вместе с Федором Бондарчуком, с которым дружил еще с детских времен, они создали продюсерскую компанию «Art Pictures». Компания занималась производством рекламных роликов и музыкальных клипов.

Позже «Art Pictures» занялась организацией выставок изобразительного искусства, а также различных молодежных фестивалей. Затем в поле деятельности добавилось кинопроизводство. На базе продюсерского центра Степана Михалкова и Федора Бондарчука были сняты фильмы «9 рота», «Жара», «Обитаемый остров».

Степан Михалков с родителями

Но в 2000-х гг. сын Анастасии Вертинской резко сменил род деятельности. Он занялся ресторанным бизнесом. Мужчина открыл ресторан «Vаниль», в котором постарался воплотить свои мечты об идеальной кухне. Позже появились еще несколько заведений высокой кухни, а также сеть кафе-булочных.

Степан Михалков дважды состоял в браке. Его первой супругой была модель Алла Сивакова. Молодые люди познакомились, как только Степан вернулся из армии. Спустя 2 дня знакомства они начали жить вместе, а немного позже сыграли свадьбу.

Степан Михалков с первой женой

Степан и Алла прожили вместе 12 лет. За это время Алла подарила мужу троих детей: дочь Александру и сыновей Василия и Петра. Женщина бросила подиум и полностью сосредоточилась на семье и воспитании наследников. Также она помогала мужу в бизнесе, занявшись бухгалтерией и подбором персонала для ресторанов.

Однако спустя время чувства угасли, и супруги решили расстаться.

Степан с детьми от первого брака

Михалков-младший женился во второй раз. Его избранницей стала Елизавета Ильина. До знакомства со Степаном Лиза уверенно покоряла подиумы Парижа и Милана, но, встретив своего суженого, она постепенно свернула модельную карьеру. Сейчас она занимается ландшафтным дизайном, помогая москвичам обустраивать их загородные участки.

В 2017 г. Степан и Елизавета стали родителями. Женщина подарила мужу сына, которого назвали Лукой. Супруги не хотят останавливаться на одном ребенке, и в будущем планируют родить еще двух или трех детей.

Степан, Елизавета и маленький Лука

Внуки Анастасии Вертинской

Старшая внучка Вертинской Александра родилась в 1992 г. С ранних лет Саша увлекалась хореографией, а также очень любила рисовать. Девочка проявляла чрезвычайные способности к обучению, и уже в 15 лет окончила среднюю школу.

Несмотря на то, что Саша принадлежит к знаменитой династии актеров и режиссеров, связывать свою судьбу с кинематографом девушка не захотела. Высшее образование она получила в МГУ по специальности «История искусств» и в Государственном академическом художественном институте им. Сурикова. Здесь девушка совершенствовала свои художественные навыки.

На данный момент Александра – любимая жена и счастливая мама. В 2017 г. она вышла замуж за актера Петра Скворцова, а уже в следующем году подарила супругу наследника. Сына назвали Федор. А чуть позже женщина родила второго сынишку Николая.

Сейчас Саша сосредоточена на семейных делах и воспитании двух мальчишек-сорванцов. Александра не забывает о своем увлечении рисованием. В свободное время она пишет картины.

Александра с сыновьями

Внуки Анастасии Вертинской, Василий и Петр, уже взрослые парни. Они получают образование в лучших ВУЗах столицы, а также помогают своему отцу в ресторанном бизнесе.

Ну а самый младший внук Лука, которому скоро исполнится 4 года, посещает детский сад и радует своих родных забавными проказами.

Анастасия Вертинская сейчас

Анастасия Александровна уже давно не снимается и не выходит на театральную сцену. Последний раз Вертинская сыграла в 2000 г. в фильме «Бременские музыканты», где ей досталась роль атаманши. За съемочной площадкой она не скучает.

Сейчас женщина помогает сыну в его бизнесе. Она составляет меню для ресторанов Степана Михалкова, а также курирует работу шеф-поваров.

Анастасия Вертинская с сыном Степаном

Также актриса много времени проводит со своим младшим внуком Лукой и правнуками Федором и Николаем.

Анастасия Вертинская

Биография

Анастасия Вертинская — актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Популярность пришла к исполнительнице еще в молодости. После блестяще сыгранных первых ролей ее начали называть «неземной», «инопланетянкой» и «советской актрисой с антисоветской внешностью», а зарубежная пресса сравнивала Анастасию Александровну с Гретой Гарбо и Вивьен Ли.

Детство и юность

Анастасия родилась 19 декабря 1944 года в Москве в доме легендарного поэта, артиста и певца-шансонье Александра Вертинского, который за год до рождения дочери вернулся в Советский Союз из эмиграции. Матерью девочки была Лидия Циргвава, художница и киноактриса, известная зрителю по ролям в фильмах-сказках «Садко» и «Королевство кривых зеркал». В семье, помимо Насти, воспитывалась старшая дочь-погодка Марианна Вертинская.

Анастасия безумно любила отца и ревновала к Марианне. Родственницы «дрались ужасно, бились просто смертным боем». Кроме того, младшая завидовала имени старшей, считая, что Настеньками называют нелюбимых дочерей. К с частью, со временем отношения наладились. Сестры Вертинские поддерживают контакт, советуются друг с другом.

Настя получила наилучшее образование, которое на тот момент могла предложить столица России. Упор был сделан на музыкальные занятия и изучение иностранных языков. Отец прививал дочерям любовь к литературе и другим видам искусства. Вертинский считал, что вне зависимости от профессии человек должен иметь широкий культурный кругозор.

В детстве Анастасия мечтала вырасти балериной, но в группу по занятиям классической хореографией артистку не приняли по причине высоковатого роста (172 см) и крупной кости. Тогда Вертинская решила стать переводчицей и сосредоточиться на изучении иностранных языков. Но, попав в 15 лет на съемочную площадку, окончательно определилась с выбором будущей профессии.

В 1963 году Вертинская попала в ряды студентов Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина, причем переволновалась и с первой попытки экзамены не сдала. Педагоги позволили Анастасии переэкзаменоваться, так как уже видели в кино и знали, на что способна актриса.

Театр

За год до поступления в вуз Анастасия Александровна вошла в труппу Московского драматического театра имени А. С. Пушкина и много гастролировала по стране. После этого артистка провела год в Театре имени Е. Б. Вахтангова и перевелась в «Современник», в котором прослужила до 1980 года. На этой сцене одной из наиболее привычных ролей для Вертинской оказалась помещица Любовь Раневская из «Вишневого сада».

Затем в жизни актрисы появился МХАТ. Здесь Анастасия Александровна получила немало занятных образов, воплощая на подмостках героинь классических литературных произведений. Большое впечатление на режиссера Анатолия Эфроса и театральных критиков произвела игра Вертинской в постановке «Буря», где исполнительница изображала персонажей Просперо и Ариэля.

В 1989-м Анастасия Александровна поставила авторский спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро», который посвятила памяти отца. Премьерное представление приурочили к 100-летнему юбилею певца. В том же году артистка покинула труппу.

С тех пор появления Вертинской на сцене заметно сократились. Чуть ли не единственной значимой работой нового периода для Анастасии Александровны оказался образ Элизы в антрепризной постановке «Имаго» по мотивам «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Впрочем, далеко не все театралы оценили обновленную пьесу.

Фильмы

В 1960 году Анастасия Вертинская решила ради эксперимента пройти прослушивание на роль Ассоль в экранизации романтической повести Александра Грина «Алые паруса». Только увидев 15-летнего подростка, Александр Птушко дал отказ, настолько вид школьницы со стрижкой, одетой в спортивный костюм, не соответствовал представлениям режиссера о главном персонаже картины.

Рассмотрев профессиональные фото претендентки, Птушко изменил мнение, разглядев выразительность девушки и своеобразную отчужденность от реальности. «Алые паруса», где, помимо Анастасии Александровны, снимался уже ставший известным в то время Василий Лановой, с которым у Вертинской впоследствии сложились дружеские отношения, стал настоящим открытием для зрителей. В первый же год фильм посмотрели более 23 млн человек.

В том же году на экраны вышла и вторая картина начинающей артистки — «Человек-амфибия», снятая по фантастическому роману Александра Беляева. Эту роль Вертинская получила благодаря глубине глаз, так как главным требованием режиссера оказалось, чтобы у претендентки на персонажа Гуттиэре «в глазах было небо».

Уже в молодости Вертинская на съемочной площадке проявляла себя как настоящий профессионал. Для воссоздания образа актриса научилась великолепно плавать, специально занимаясь с инструктором. Анастасия отказалась от дублеров и сама находилась в ледяной воде, ныряла на глубину и участвовала во всех сложных эпизодах приключенческой ленты. Фильм получил высокие оценки критиков, за первый год его посмотрели свыше 65 млн зрителей.

Но артистка о первых ролях вспоминает снисходительно прохладно, считая, что эти пробы в киноискусстве можно сравнить с детскими фотографиями: умилительно, но нелепо. Анастасии Александровне чужда наивная героиня, ожидающая прекрасного принца. Кроме того, Вертинская считает роман Беляева «шлягерной беллетристикой».

Настоящим кинодебютом Вертинская считает роль Офелии в фильме Григория Козинцева «Гамлет». Сложный образ знаменитость смогла воссоздать ярко и вместе с тем естественно. Анастасия Александровна вспоминает, что именно работа в «Гамлете» дала понять, что актерство — это не только мастерство, но и внутреннее таинство. Особенно тепло Вертинская отзывается о сотрудничестве с Иннокентием Смоктуновским, который сыграл заглавного персонажа.

Картина принесла международную известность, когда Анастасия Александровна получила первый приз на Венецианском фестивале. Там же москвичку начали называть «Вивьен Ли советского экрана». Красота и стройная фигура исполнительницы притягивали взор и не оставляли зрителей равнодушными. Впоследствии эту роль критики причислили к самым значительным в творческой биографии актрисы.

После «Гамлета» Вертинская снялась в драме Александра Зархи «Анна Каренина», воплотившись в Кити Щербацкую, и в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», где предстала перед зрителями в образе Лизы Болконской. Последний проект оказался одним из самых высокобюджетных в истории советского кино, что не помешало экранизации окупиться в 7 раз.

В 1970-м в фильмографию Анастасии Александровны попала военная картина «Случай с Полыниным», в которой артистка сыграла вместе с наставником по «Современнику» Олегом Ефремовым. Лента, созданная по мотивам повести Константина Симонова, нравится и современным зрителям. Так, на сайте IMDb рейтинг работы составил 7,2 бала из 10, что является неплохим показателем.

Анастасия Вертинская выделяет роль Моны в популярном телевизионном фильме «Безымянная звезда». Особенность картины заключается не только в том, что здесь присутствуют и лирическое, и комедийное, и драматическое начало, но и в том, что режиссер не навязывал образы персонажей, а позволил исполнителям самим играть героев так, как артисты чувствуют и видят. В итоге актерский состав настолько увлекся работой, что закончил проект за один месяц.

В 1994 году Вертинская сыграла мистическую роль Маргариты в ленте Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Претендентками на этот образ значились знаменитые коллеги — Ирина Алферова, Анна Самохина, Вера Сотникова и Елена Майорова. Выбор режиссера пал на Анастасию Александровну из-за необычного взгляда, внутреннего благородства и врожденного аристократизма.

И снова актриса работала без дублеров, даже в сцене полета на метле, которую снимали глубокой ночью. Вертинская была привязана к вертолету и парила достаточно высоко над землей. Интересно, что из-за разногласий режиссера и продюсеров картина попала в прокат только спустя 17 лет.

Последним значимым образом в кино для Анастасии Вертинской оказалась роль Атаманши из мюзикла Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co», созданного на музыку Геннадия Гладкова. Позднее артистка появилась в российской комедии 2002 года «Казус белли», что осталось почти незамеченным для поклонников.

В XXI веке великая актриса практически перестала сниматься и выходить на сцену. Главной причиной Анастасия Александровна называла отсутствие интересных предложений, а вовсе не личное нежелание, болезнь или неспособность играть дальше. Стоит отметить, что в 90-е годы Вертинская появлялась на телевидении в качестве ведущей передач «Другие берега» и «Золотое сечение». Но программы сняли с эфира из-за неподходящего формата.

Преподавание

В конце 80-х годов, будучи всемирно известной, Вертинская согласилась на приглашение руководства Оксфордского университета и в течение 12 лет преподавала там мастерство перевоплощения. Решением Анастасия Александровна осталась довольна. «Нравилось все, начиная с момента упаковки чемодана…» — делилась в интервью народная артистка.

После завершения контракта в Оксфорде вместе с Александром Калягиным Анастасия Александровна вела аналогичный курс во французских студиях «Комеди Франсэз» и Чеховской школе, а кроме того, преподавала в Школе европейского кино в Швейцарии. Вертинская считает, что подобный опыт благоприятно отразился на формировании личности, ведь в ту пору в театре звезде оставалось лишь «рыдать, что не дают ролей».

Благотворительность

В 1991 году Анастасия Вертинская открыла Благотворительный фонд актеров, денежные средства которого направляла на поддержку малоимущих или больных артистов. Не оставляла в стороне руководитель фонда и молодых начинающих исполнителей, режиссеров и сценаристов, нуждающихся в финансовой поддержке.

К числу достижений Анастасии Александровны относится установка памятников Олегу Борисову и Вере Капустиной, мемориальной доски на доме Марка Бернеса. Помимо этого, организация регулярно поддерживает учреждения культуры, в числе которых дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине.

Личная жизнь

Вспоминая о прошедших годах в документальном фильме «Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам», актриса отметила, что из жизненных ошибок совершала лишь любовные. Самоутверждаясь как женщина, исполнительница разрушала свою и чужую судьбу.

Первый известный возлюбленный Вертинской — Никита Михалков, с которым сочеталась браком в 1966 году. На момент свадьбы сыну Степану уже было 6 месяцев. Через три года по причине желания каждого из супругов посвятить жизнь карьере, а не зацикливаться на личной жизни, молодые люди расстались.

В 1976 году Вертинская вышла замуж за известного певца Александра Градского. Официально брак просуществовал 4 года, хотя пара рассталась еще в 1978-м. Причем актриса не считает, что была женой Градского, ставя спутника в один ряд с другими кавалерами, с которыми у нее случались романы, — Олегом Ефремовым, Борисом Эйфманом и Павлом Слободкиным. Как утверждает пресса, мимолетные отношения у артистки сложились с Михаилом Козаковым на сценической площадке «Безымянной звезды».

Среди других своих мужчин Анастасия Александровна выделяет Ефремова. Актриса с удовольствием готовила супы и обожала талантливого спутника. Вместе с тем подмечала страсть Олега Николаевича к алкоголю и старалась держать спутника на расстоянии.

В интервью Вертинская опровергала утверждение, что у нее было четверо гениальных мужей. Артистка утверждает, что была замужем единожды — за Михалковым. Брак для себя Анастасия Александровна считает утопией, а главными мужчинами в жизни называет отца и сына. К слову, давать наследнику фамилию своего отца актриса не захотела, посчитав, что великому имени лучше остаться в веках.

Сейчас Анастасия Александровна посвящает себя семье. Актриса общается с внуками, которые называют ее Нана, так как слово «бабушка» Вертинская не жалует. У Степана Михалкова четверо детей: дочь Александра и сыновья Василий, Петр и Лука, причем старшая Саша уже подарила бабушке правнука Федора.

Анастасия Вертинская сейчас

Анастасия Александровна избегает публичных мероприятий, но пропустить премьеру сериала, к созданию которого приложила руку, не могла. В сентябре 2021 года в кинотеатре «Октябрь» прошла презентация нового проекта Первого канала «Вертинский». Еще в начале 2010-х артистка связалась с Константином Эрнстом и предложила предоставить материалы для фильма об отце. Эрнст согласился и поручил работу Авдотье Смирновой.

Львиная доля съемок завершилась еще в 2014-м, но тогда ленту заморозили из-за начавшегося экономического кризиса. Смирнова создала две версии сериала. Одна, телевизионная, предназначена для семейного просмотра, другая, более расширенная, имеет маркировку 18+, поэтому создатели сериала решили запустить ее на платформе KION.

Знаменитость приняла участие и в съемках документального фильма «Бондарчук. Battle», посвященного Сергею Бондарчуку.