Алябьев биография И Творчество Кратко

Краткая биография Александра Алябьева

Алябьев Александр Александрович (1787—1851), композитор.

Родился 4 августа 1787 г. в Тобольске. Происходил из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, затем окончил Московский университет. Служил по горному ведомству.

Добровольцем участвовал в Отечественной войне 1812 г., дойдя до Парижа.

В 1823 г. вышел в отставку подполковником и начал серьёзно заниматься музыкой.

В том же году Алябьев написал оперу «Лунная ночь, или Домовые», сразу же поставленную в Петербурге.

В 1825 г. совместно с А. Н. Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Н. И. Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение».

Вскоре в его жизнь вмешалась трагическая случайность: он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и сослан в Тобольск, откуда переведён сначала на Кавказ, а затем в Оренбург.

Только в 1843 г. Алябьев получил разрешение вернуться в Москву.

Вечные темы
Афоризмы про любовь

В годы ссылки композитор записал много кавказских, башкирских, киргизских, туркменских и татарских народных песен, открыв одним из первых эту область национального фольклора для русских музыкантов.

Он продолжал писать оперы и оперетты, однако наибольшую известность приобрёл как мастер романса. Им создано свыше 150 романсов и песен. Алябьев раньше многих композиторов обратился к поэзии А. С. Пушкина, положив на музыку такие стихотворения, как «Я вас любил…», «Увы, зачем она блистает…», «Зимняя дорога» и др. Кроме того, ему принадлежат романсы «Вечерний звон», «Вечерком румяну зорьку…», «Я вижу образ твой…», «Нищая».

Истинную славу автору принёс «Соловей» на стихи А. А. Дельвига. Он стал любимым романсом у нескольких поколений исполнителей и слушателей.

Алябьев Александр Александрович

Александр Алябьев – русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.

↑ Биография композитора Александра Алябьева кратко

Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.

↑ Алябьев – гусар

Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав «Новый французский романс» и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага, преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством Дениса Давыдова участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение – гусарский романс «Один еще денек».

↑ Музыкальное творчество Алябьева

Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.

В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.

Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс «Соловей». В это же время был написан комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты», который был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.

С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. Композитор в этот период занимается сочинением военной и церковной музыки.. В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции.

Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.

↑ Интересный факт

  • Как это ни печально, но в России не существует могилы знаменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.

Алябьев Александр Александрович

Русский композитор, пианист и дирижер. Пользовался большим успехом в XIX веке. Являлся
автором более 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий и множества других
музыкальных произведений. Одними из лучших произведений композитора считаются
такие романсы как «Соловей», «Зимняя дорога», «Два ворона» и «Нищая».

Александр Алябьев родился 15 августа 1787 года в городе Тобольск, Тюменская область. В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии города Санкт-Петербург. Затем, в 1803 году переехал в город Москву и получил назначение на должность шихтмейстера 14 класса. Первые музыкальные сочинения Алябьев опубликовал в 1810 году.

Являлся участником Отечественной войны 1812 года в составе 3 Украинского казачьего полка. Позже служил в Иркутском и Ахтырском гусарском полку. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 года.

Отличился во взятии города Дрезден, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При проведении данной операции получил ранение. После выздоровления сражался под Лейпцигом, на Рейне и штурмовал Париж. Окончил войну в чине ротмистра.

После окончания войны продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один еще денек».

В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В то же время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.

Через два года, Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила близость композитора к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828 году, после трех летнего заключения в крепости Александр Александрович вернулся в Тобольск, где организовал симфонический оркестр «казачьей музыки». Так же, руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал в качестве дирижера и пианиста. В тот период музыкант написал известные романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и ряд оркестровых произведений.

С 1832 по 1833 год Алябьев жил на Кавказе. Нес послушание регента Свято-Троицкого собора города Ставрополь. Позднее проживал в Оренбурге, затем — в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с историком-фольклористом Максимовичем сборник «Голоса украинских песен».

В 1843 году Александр Алябьев получил разрешение возвратится и проживать в городе Москва под надзором полиции. В столице композитор снова вошел в театральную среду, и начал писать музыку к драматическим спектаклям.

Являлся автором более 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий и множества других музыкальных произведений. Одними из лучших произведений композитора считаются такие романсы как «Соловей», «Зимняя дорога», «Два ворона» и «Нищая».

Скончался Алябьев Александр Александрович в Москве 22 февраля 1851 года. Похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Впоследствии 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Звукозаписывающая фирма «Мелодия» 9 апреля 2020 года выпустила записи оркестровой, камерной и театральной музыки выдающегося композитора. Большинство из произведений вошедших в данный сборник впервые были изданы на дисках.

Отец — Александра Васильевича Алябьева (1746-1822). Президент Берг-коллегии , губернатор, сенатор, главный директор Межевой канцелярии ; действительный тайный советник .

Жена — Екатерина Александровна Офросимова, в девичестве — Римская-Корсакова (1803-1854)

Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание.

Романсы :

На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога» , «Певец»;

На слова Антона Дельвига : « Соловей » (1826 г.), «Кудри»;

На слова Ивана Веттер : «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»

«Вечерний звон» (слова Ивана Козлова ),

«Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского ),

«Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова ),

«Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского ),

«Пахитос» (слова Ивана Мятлева ),

«Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана ),

«Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),

«Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),

«Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина ).

Оперы:

Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге )

Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)

Волшебная ночь (1838-1839, не окончена)

Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-1843)

Оперы-водевили:

Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)

Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)

Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр , Москва)

Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824 г., театр на Моховой , Москва)

Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр , Москва)

Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)

Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)

Утро и вечер, или Ветер переменился (1826)

балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)

пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)

мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)

Азиатские песни (1833-1835)

музыка к драматическим спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы ( Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841).

Имя А. А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:

Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева ( Тобольск )

ДШИ им. А. А. Алябьева (Тобольск)

Струнный квартет имени А. А. Алябьева.

ДШИ им. А. А. Алябьева (Москва)

ЦДМШ им. А. А. Алябьева (Коломна)

ДМШ им. А. А. Алябьева (Пущино)

ДШИ № 9 им. А. А. Алябьева (Оренбург)

Конкурсы и значимые мероприятия:

Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)

Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (Тобольск, проводится более 10 лет)

Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (Тюмень, проводится с 1986 года)

Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)

К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почитали на его родине — в Тобольске.

Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (Тобольск, 2017; хор «Полемика», хор «Бах»)

Книги, фильмы:

Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л. И. Шмаль (М.: Университетская книга, 2017)

Памятники и прочее:

Памятник А. А. Алябьеву в архитектурно-ландшафтном парке « Ермаково поле ». Скульптор Сергей Мильченко (Тобольск, 2017)

В честь известного романса Алябьева « Соловей » названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле» — «Алябьевская соловьинная поляна»

Первый, долгое время единственный памятник А. А. Алябьеву. Скульптор Н. Ф. Венгрин (1998, с. Рязанцы , Московская область)


источники:

http://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/1565-alyabev-aleksandr-aleksandrovich.html

http://rus.team/people/alyabev-aleksandr-aleksandrovich