Алла Манилова биография Личная Жизнь

Женщина-праздник: кому Мединский вверил музеи и закон о культуре

Алла Манилова тратила на праздники больше, чем на сирот

После ухода Александра Журавского и Владимира Аристархова вся власть в Министерстве культуры оказалась сконцентрирована в руках Аллы Маниловой.

О том, что ей достанутся и музеи, и исполнительские искусства, и даже нормативно-правовой департамент, говорили давно. «Шторм» даже звонил Маниловой, чтобы узнать все из первых рук. «Подождите немного, повисите на телефоне» — Алла Юрьевна ругалась с кем-то на заднем плане: «Если им надо, тогда пусть дают полномочия!» — такую фразу она повторила несколько раз. Наконец чиновница вспомнила о нас, но, разобравшись, что звонит журналист, прервала разговор. «Очень большой ошибкой с вашей стороны было звонить на мой личный номер, — сказала она. — Пишите в пресс-службу!» Манилова как будто издевалась — ведь всем известно, что пресс-служба Министерства культуры уже несколько недель не отвечает ни на письма, ни на телефонные звонки.

«Шторм» ужасно расстроился, потому что и Журавский, и Аристархов, и Обрывалин, не говоря уже о начальниках департаментов, всегда приветливо и дружелюбно рассказывали нам по телефону о деятельности культурного ведомства.

Сегодня Манилова — самый могущественный человек в Минкульте. Она передала Ольге Яриловой свои полномочия, связанные с туризмом, а взамен получила музеи, законопроектную деятельность, да еще исполнительские искусства — до тех пор, пока на эту работу не отыщется дополнительный человек.

Кто такая Манилова? Это журналистка и чиновница из Петербурга, много лет работавшая заместителем Валентины Матвиенко по вопросам культуры, печати и идеологии. Петербуржцы известны своей любовью к максимально обидным прозвищам. Так, своего бывшего губернатора они называли Валькой Стаканом, а ее ближайшей подруге и заместительнице Маниловой придумали необычную и смелую «девичью фамилию» — Сучилкина. Так это и кочует из статьи в статью: «Манилова (Сучилкина)».

У жителей Петербурга имя Маниловой ассоциировалось с яркими и красивыми городскими праздниками, которые она организовывала вместе со своей коллегой — Мариной Фокиной. Фокина возглавляла структуру под названием «Международный центр фестивалей и праздников», а Манилова отвечала за распределение соответствующих субсидий из городского бюджета. Вместе им удалось поднять на новый уровень саму традицию городских торжеств: Новый год, День Победы, День снятия блокады — на один только коврик для оформления праздничной сцены город мог потратить полмиллиона рублей. К 2010 году на праздники тратили больше, чем на капитальный ремонт тепловых сетей, и гораздо больше, чем на содержание приютов для сирот.

«Мне врезалось в память, как в Новый год на Дворцовой площади крепко держались за руки и активно общались нарядные двойняшки в куртках от Dolce & Gabbana и четверо ребятишек из многодетной семьи. Был ли у них вообще иной шанс когда-либо встретиться?» — умилялась собственной работе Манилова.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Именно Манилова с Фокиной придумали праздник выпускников «Алые паруса», который и сегодня наполняет радостью тысячи маленьких сердечек. Поздравления от Владимира Путина, вопли эстрадных певцов, брызги шампанского, звон разбитого стекла, драки, слезы, соития на детских площадках, экскурсии по крышам и другие виды травмоопасного поведения — каждый молодой петербуржец пронесет через годы память о первом дне взрослой жизни. Жители окрестных домов устанавливали в подъездах баррикады, но школьники даже ломали кодовые замки и плотной гурьбой заваливались в подъезды.

Георгий Полтавченко с праздниками закончил. Было решено, что региону лучше сконцентрироваться на защищенных статьях бюджета, а роскошные торжества могут профинансировать и частные инвесторы. Манилова сразу же написала заявление «по собственному желанию», а Фокина заявила, что МЦФП больше никогда не будет заниматься городскими торжествами.

В 2012 году, после того как правая рука Матвиенко заняла пост заместителя руководителя культурного ведомства, ОАО «МФЦП» поменяла юридическую форму, превратилась в АНО и выиграла еще несколько тендеров — уже на федеральные заказы. Впрочем, после этого о фирме Марии Фокиной практически ничего не было слышно.

В околоведомственной среде усиление Маниловой связывают с амбициями Валентины Матвиенко. Принято считать, что у спикера Совфеда добрые отношения с министром культуры, но она не прочь воздействовать на него еще и дополнительно —через старую питерскую коллегу.

Некоторые считают, что именно Манилова будет отвечать со стороны Минкульта за работу над законом о культуре, по поводу которого возобновились совещания в администрации президента. Так, источник «Шторма» в АП сказал, что консультации с Министерством культуры по поводу закона пройдут уже на этой неделе.

Между тем в театральной и музейной среде Манилову почти не знают. Культурным сообществом она воспринимается в большей степени как пиарщик.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Манилова Алла Юрьевна

Алла Манилова родилась 16 июля 1957 года в городе Санкт-Петербург. После школы, в 1979 году с отличием окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета. Карьеру журналиста начала в 1980 году в качестве корреспондента еженедельника «Светлана». Вскоре, заняла должность заведующей отделом, а потом заместителя редактора.

С 1988 года, на протяжении двух лет являлась специальным корреспондентом, членом редакционной коллегии газеты «Ленинградская правда». В 1990 году Манилова назначена заместителем, а затем первым заместителем главного редактора газеты «Невское время». С 1994 года в течении девяти лет занимала пост главного редактора газеты «Невское время».

Алла Юрьевна с 21 октября 2003 года работала председателем Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. В этом же году вошла в Правительство Санкт-Петербурга. До 2011 года параллельно являлась вице-президентом Российского книжного союза, председателем совета директоров газеты «Санкт-Петербургские ведомости», ОАО «Санкт-Петербургский Дом книги», ОАО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию», член совета директоров ОАО «Телерадиокомпания «Петербург — Пятый канал».

Манилова избиралась президентом Лиги журналистов Санкт-Петербурга, Ассоциации СМИ Северо-Запада, членом Правления Союза журналистов. Также, выступала председателем Издательского совета Санкт-Петербурга, председателем Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, президентом Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга. Неоднократно являлась председателем профессионального жюри конкурса журналистского мастерства Северо-Запада «СеЗаМ» и председателем государственной аттестационной комиссии факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

В начале июня 2008 года Алла Манилова назначена вице-губернатором Санкт-Петербурга. На своем посту курировала сферы культуры, образования, науки, средств массовой информации, молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями. После ухода Валентины Матвиенко с поста губернатора в сентябре 2011 года уволилась по собственному желанию.

С июля 2012 года Алла Юрьевна занимает должность заместителя министра культуры Российской Федерации. Координирует работу Федерального агентства по туризму, а также непосредственно координирует и контролирует деятельность Департамента международного сотрудничества, Департамента туризма и региональной политики. С 2014 года является Действительным государственным советником России III класса.

Награждена орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Отмечена Почетной грамотой президента РФ. Имеет медаль «За вклад в создание Евразийского экономического союза» III степени — Высший совет Евразийского экономического союза.

За разработку концепции развития образовательных центров науки и технологий для школьников и создание в городе Санкт-Петербурге интерактивной композиции «Музей оптики», была удостоена премии правительства РФ в области образования. Лауреат премии Союза журналистов СССР, обладатель премии «Золотое перо».

Указом Президента России Владимира Путина №534 от 7 ноября 2017 года Алле Маниловой присвоен классный чин государственной гражданской службы «Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса».

С 2018 года Алла Манилова занимает должность статс-секретаря — заместителя Министра культуры Российской Федерации.

Заместитель Министра культуры России Алла Манилова 28 ноября 2019 года награждена Номерной звездой Ордена «За гражданские заслуги» короля Испании Филиппа VI. Торжественная церемония состоялась в московской резиденции посла Испании Фернандо Вальдеррама Парехи.

Номерная звезда Ордена «За гражданские заслуги» короля Испании Филиппа VI (28 ноября 2019 года)

Орден Дружбы (2019)

Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2017)

Почетная грамота Президента Российской Федерации (2015)

Медаль имени А.М.Горчакова за вклад в международное сотрудничество (2009)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007)

Премия «Золотое перо» (2007)

Орден Почета (2004)

Благодарности Президента Российской Федерации

Благодарности Председателя Совета Федерации

Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру»

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»

Минкульт получил перфекциониста?

Бывший вице-губернатор Петербурга Алла Манилова, курировавшая культуру, образование и СМИ, по данным СМИ, приступила к работе в качестве заместителя министра культуры РФ. «Росбалт» попросил выдающихся деятелей петербургской культуры его прокомментировать.

Бывший вице-губернатор Петербурга Алла Манилова, курировавшая культуру, образование и СМИ, по данным СМИ, приступила к работе в качестве заместителя министра культуры РФ. Предположительно, за ней будет закреплена сфера туризма, а также контроль за Северо-Западом в целом и Петербургом в частности. Отношение к этому назначению в Северной столице неоднозначное, поэтому «Росбалт» попросил выдающихся деятелей петербургской культуры его прокомментировать.

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга:

— Благодаря поддержке Аллы Маниловой в Санкт-Петербурге четвертый год проводится Конгресс Петровских городов — городов, созданных Петром. Россия – «рыхлая страна», и, поэтому, такие объединения укрепляют силами культуры наши безбрежные пространства. С помощью Маниловой в Санкт-Петербурге было также создано уникальное научно-просветительское учреждение – Институт Петра Великого.

Алексей Герман старший, кинорежиссер, народный артист России:

— Алла Манилова производит впечатление человека крепкого, на самом деле крупного и сильного, принципиального, много и напряженно работающего. При этом у нее есть один секрет – доброжелательность. Я сожалел, когда она перестала быть «начальником» ленинградской культуры и уехала в Москву. Мне кажется, что Манилова должна найти и найдет в министерстве культуры достойное место. Скорее всего, это важно для самой культуры.

Светлана Кармалита, заслуженный деятель искусств России, председатель Общественного совета киностудии Ленфильм:

— Министерство культуры явно приобрело профессионала. Если говорить о том, что интеллигенция и власть вдруг могут найти достойную форму взаимоотношений, то есть, уважительную, интересную друг для друга, где даже разногласия носят творческий характер, — то это сумела сделать в Петербурге Алла Манилова. Наши встречи по поводу различных идей и проектов, особенно, когда готовился «Кинофорум», никогда не ограничивались сухой узкопрофессиональной информацией. Дело в том, что мы обе смешливы, и разговор получался легкий. Легко подхватывались идеи, легко они высказывались, легко и быстро все обсуждалось и мы, сплоченная группа художников, и «властный начальник» хором говорили: «Вперед». Так начиналась работа, а результаты – город их помнит: «Золотой софит», маленькие, такие близкие питерцам самостоятельные кинофестивали – у каждого свое лицо и, наконец, два кинофорума, сразу заявившие себя в мировом кинофестивальном движении. Одна только помощь «Ленфильму» в тяжелые для кино времена чего стоит.

Алексей Герман младший, кинорежиссер:

— Манилова в Петербурге старалась сделать так, чтобы город бескорыстно помогал театрам и музеям. И, как мог, говорил с ними на равных. Наверное, было много сложностей, но было и понимание, что работники культуры — не холопы, у них есть своя довольно важная функция в обществе. Сейчас в стране сложное время – время, когда многие срываются на крик. Поэтому именно сейчас культуре так необходим человек, который не только обладает умением и даром спокойного разговора, но и способен объединять, а не разъединять.

Алена Шумакова, представитель Римского Кинофестиваля:

— Алла Манилова является одним из лучших профессионалов, работающих в России в области культуры и менеджмента культуры, она обладает замечательными способностями реализации действительно значимых для российской культуры проектов. Ценность ее опыта и профессиональных навыков уникальна для обеспечения значимых результатов в этой области. Наличие таких людей в управлении сегодняшней культурной ситуацией имеет огромное значение для всех, учитывая особенности интеграции и престижа России в международном контексте.

Александр Сокуров, кинорежиссер:

— Алла Манилова никогда не упрощает проблем и не дает никаких обещаний, пока пути их решения ею не взвешены и не продуманы. При этом я ни разу не слышал от нее слова «невозможно», которое русские чиновники очень любят употреблять. В Петербурге Манилова занималась тем, что изыскивала возможности, причем, делала это сама, не перекладывая на секретарей. Или выводила на тех людей, в чьей компетенции было найти выход. Ситуация с «Ленфильмом», например, была настолько сложна, что потребовала обращения к губернатору и даже к руководству страны. На третий день Манилова организовала нам встречу с губернатором, и на этот момент губернатор была полностью сориентирована в проблеме, и у нее уже был вариант ее решения – и юридический, и экономический. Так, кстати, работает Путин: он принимает людей только тогда, когда уже знает, как может помочь реально. Я уверен, что если бы в городе не произошла смена руководства, проблема с «Ленфильмом» сейчас была бы решена.

Когда начиналась работа над Петербургским кинофорумом, и меня пригласили принять в ней участие, я бы никогда не согласился, если бы ни знал, в чьих руках проект находится. В результате я возглавил молодежный проект Кинофорума под названием «Метрополис». Мы базировались за городом, в Репино, и меня потрясла четкость организации, готовность всех служб, продуманность буквально всего. Ко мне подходили разные люди и с удивлением спрашивали: «Неужели мы находимся в России?»

У Маниловой огромный профессиональный опыт – причем, опыт не только чиновника, но и журналиста – все ступени этой профессии она прошла сама без чьей-либо протекции. И она всегда знает, что делает. Я уверен, что, оказавшись в Министерстве культуры, она сможет восстановить связи Министерства в его новом составе с Петербургом. Сейчас это совершенно необходимо, потому что в городе накопилось огромное количество проблем, требующих решения на федеральном уровне. И такой человек, как Алла Манилова, способен их решить. Важно только, чтобы ей предоставили возможность использовать свой многолетний опыт прямого, честного — без хитростей, проволочек и интриг — решения конкретных проблем.

Георгий Вилинбахов, председатель Геральдического совета при президенте Российской Федерации , заместитель директора Государственного Эрмитажа:

— Время работы Аллы Маниловой в Санкт-Петербурге в должности вице-губернатора – это было хорошее, доброе время для учреждений культуры нашего города. Я имел деловые контакты с ней по разным вопросам, в том числе по Институту Петра Великого. Это сотрудничество было продуктивным, полезным, и, конечно, приятным. Новость о назначении Маниловой заместителем министра культуры – это очень приятная новость.

Любовь Аркус, главный редактор издательства «Сеанс»:

— Алла Манилова покорила меня интеллигентностью и компетентностью. А еще тем, что всегда держала свое слово. Мы с ней говорили на одном языке. При поддержке города и при ее участии мы выпустили книги «Петербург как кино» и «История дореволюционного кино в Петербурге», два специальных номера журнала «Сеанс» — «Фауст в мировой культуре» к премьере «Фауста» Александра Сокурова и «Новое французское кино» при участии французских критиков, организовали выставку Рустама Хамдамова и цикл публичных, бесплатных лекций выдающихся представителей культуры Петербурга в клубе магазина интеллектуальной литературы «Порядок слов» (выступили философ Александр Секацкий, режиссер Валерий Фокин, писатель Андрей Аствацатуров и многие другие). Как видите, здесь нет ни одной стыдной заказной работы.

Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы:

— Алла Манилова – изысканный, тонкий, интеллигентный человек с безусловным художественным вкусом, который, впрочем, она не стремится навязывать другим, что особенно ценно для человека, работающего в области культуры и занимающего в ней руководящие позиции. Она, как теперь принято говорить, креативна, полна желания и сил воплощать эту свою творческую активность в жизнь, не навязывая при этом опять же свое видение другим, а мотивируя их собственное активное творчество. Наконец, Манилова, скажем просто, праздничный, светлый человек, и это радует: мрачных руководителей культуры нам хватало и в нашей далекой прошлой жизни.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:

— На мой взгляд, это очень правильное назначение. В бытность Аллы Маниловой вице-губернатором Санкт-Петербурга — города, где культура является главной составляющей, городской основой, — она проявила себя очень деятельно, талантливо, организованно. Я уверен, что со мной согласятся многие: на этом посту Манилову отличала крайне заинтересованная осведомленность о том, что происходит во всех сферах культурного пространства Санкт-Петербурга, неформальное отношение к деятелям культуры, умение тактично, но властно решать самые запутанные и сложные вопросы. Для меня это принципиально важные черты, характеризующие человека как профессионала своего дела, обладающего большим опытом, компетенцией, влюбленного в свою работу. Сочетание всего этого — опыта, вкуса, отличных административных качеств и горячей заинтересованности — делает Аллу Манилову идеальной кандидатурой на должность заместителя министра культуры РФ. Думаю, что уже все огласятся с тем, что нашей культуре сегодня необходима реформа, модернизация, изменение государственной политики, и именно в этом опыт Маниловой может стать бесценным.

Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея:

— Я рад, что Алла Юрьевна Манилова назначена заместителем министра культуры России. Знаю ее давно как человека энергичного, умного, динамичного и креативного. Причем эти качества проявились в разных сферах. Помню, как она была одним из создателей и затем – главным редактором газеты «Невское время», которая, во многом благодаря ей, всегда оставалась острой и актуальной. Алла Манилова очень многое сделала для петербургской культуры в должности вице-губернатора города. Это человек, к которому всегда можно обратиться за поддержкой и найти эту поддержку, если дело того заслуживает. А разобраться в том, заслуживает или нет, она может очень быстро.

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

— Алла Манилова – очень петербургский человек. Когда она возглавляла газету «Невское время», это было одно из самых любимых читателями периодических изданий. Когда она работала в должности вице-губернатора, то всегда помогала деятелям культуры. Я много раз наблюдала за тем, как Алла Манилова приветствовала в Петергофе от лица правительства города выпускников школ — золотых медалистов. Она не ограничивалась искренними теплыми словами. Она работала — много общалась с людьми, и всегда было понятно, что она хочет слышать, слышит и сразу вникает в суть вопроса. Уверена, что в должности заместителя министра культуры страны она будет очень достойно представлять в Москве Петербург – для нас, петербуржцев, это тоже немаловажно. А главное – сделает многое для развития российской культуры, потому что у нее для этого есть силы, желание и огромный опыт. На мой взгляд, в этом назначении все совпало – и знания, и умения, и искренняя любовь к России, ее культуре, и умение этой сферой управлять.

Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения РСТ:

— Российский союз туриндустрии находился с Аллой Маниловой в постоянном рабочем контакте, и мы оцениваем ее деятельность в Петербурге как весьма позитивную и результативную. Очень значимую работу она проделала по развитию в Санкт-Петербурге событийного туризма. Праздники и фестивали, которые она курировала, постоянно привлекали внимание к городу и, в результате, приводили, в том числе в традиционно «низкий сезон», новых туристов, открывали новые грани города для новых категорий путешественников, семейных туристов. Опыт взаимодействия различных «гуманитарных» отраслей – культуры, туризма, СМИ, связей с общественными организациями – позволил Маниловой сформировать очень широкий «административный кругозор», который поможет решать проблемы, в том числе сферы туризма, не узко, а комплексно, во взаимосвязи теперь уже на федеральном уровне.

Кроме того, не будем забывать, что долгие годы Алла Манилова работала в сфере СМИ – журналистом, редактором. Она отлично понимает, как работают механизмы информирования, рекламы, продвижения. Манилова относится к тому типу людей, которых принято называть перфекционистами — людей, старающихся все сделать по максимальной планке и довести все начатое до полного и успешного завершения.