Актер Алексей Гуськов — о смысле жизни и любви
Не снижаю планку
События в картине происходят в 1899 году в рождественском Петербурге. Яркая праздничная жизнь бурлит на скованных льдом реках и каналах. Жизнь, как и зима, стабильна.
— Это фильм‑сказка, которую снимали в Санкт‑Петербурге. Серебряный век. Фильм фантастически красивый.
— Ваш герой очень консервативен.
— Я играю отца главной героини, человека государственного, который несет на себе большую ответственность. Его дочь Алиса, которую играет Соня Присс, — первая женщина‑химик, преподававшая в университете. Матвей (Федор Федотов) — мой будущий зять, сын фонарщика.
— Сцены на льду действительно снимали на замерзшей Неве?
— Съемки проходили на льду Невы, Фонтанки, Мойки и Крюкова канала, а интерьерные сцены снимались в знаменитых дворцах — Юсуповском, Мраморном, Шереметевском. К слову, в Санкт‑Петербурге начала двадцатого столетия много чего доставляли на коньках. Быстрые курьеры, которые, как сейчас, развозят на велосипедах пиццу, доставляли различные товары. Были императорские катки, общественные катки.
— В ноябре закончились съемки телефильма «Седьмая симфония», в нем вы сыграли главную роль и являетесь продюсером. Режиссером выступил Александр Котт, снявший самый известный кинопроект Союзного государства — фильм «Брестская крепость».
— Восьмисерийный художественный фильм рассказывает о легендарном исполнении «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 1942 года.
— До эвакуации Шостаковичем были написаны первые три части симфонии, финал завершен уже в Куйбышеве. Партитура доставлялась в город на Неве специальным самолетом.
— Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда Карлу Элиасбергу было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Музыкантов в городе практически не осталось — кто‑то умер от голода, кто‑то погиб на фронте. Наш фильм про людей, которые исполняли симфонию. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы — это подвиг. И надо было сыграть так, чтобы весь мир понял, что город жив.
— Концерт прошел 9 августа 1942 года — в день, объявленный фашистами датой их вступления в Ленинград. Артиллерийские залпы смешивались с музыкой. По сути это были первые залпы по Рейхстагу.
— Кстати, Карл Элиасберг родился в Минске. Оркестр под его руководством дал во время блокады 400 концертов.
— В Санкт‑Петербурге есть музей, посвященный исполнению Седьмой симфонии. Враг понял, что город не сдастся.
— Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России исполнил Седьмую симфонию в Большом зале Московской консерватории к 75‑летию ее первого исполнения. Это не первая ваша роль дирижера — природу дирижирования вы постигали фильме «Концерт» и в спектакле «Фальшивая нота».
— Музыку я любил всегда, но тут окончательно утвердился в том, что симфонический оркестр — самое совершенное творение человеческой души.
— Говорят, что дирижирование — невероятно энергозатратное занятие.
— Валерий Гергиев рассказывал, что за концерт менял по три рубашки. Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что «Седьмая симфония» станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному и сильному событию.
— Война коснулась и вашей семьи.
— Дед по маминой линии дошел до Праги. Отец рано погиб, он был военным. Перешел в испытательный отряд, а тогда появились вертолеты, и он решил облететь окрестности. Мне было двенадцать лет.
— Два года назад вы привозили в Минск свой фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова», прошла теплая встреча со зрителями в кинотеатре «Центральный».
— Всегда с удовольствием приезжаю в Беларусь. С белорусом Михаилом Тумелей я делал мультфильм «Волшебная свирель». С белорусскими кинематографистами у меня чудные отношения.
— Как родился фильм хорошего настроения?
— В интернете увидел опрос на тему, чего бы вы хотели, если бы могли жить вечно, и чего бы хотели, если бы было отведено всего две недели. Большинству оказались не нужны ни яхты, ни машины. На первом месте — любить и быть любимым.
— В фильме много доброго юмора.
— Мне важно настроение, с которым люди выйдут после сеанса. Мне важно знать, во имя чего я снимаю фильм и играю в спектакле.
— И что важно на самом деле?
— След, который ты оставишь в памяти людей.
— У вас есть любимая роль?
— После фильма «Граница. Таежный роман» стараюсь не снижать планку. (Кстати, премьера телесериала состоялась 20 лет назад — 13 декабря 2000 года. — Прим. авт.)
— Каким был для вас этот год?
— Замечательным! Другого 2020 года не будет.
Народный артист России Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в городе Бжег в Польше, где служил его отец. После окончания средней школы поступил в МВТУ им. Баумана. В 1979-м ушел из университета и поступил на актерский факультет школы‑студии МХАТ. В 2000 году снялся в одной из своих самых ярких ролей — офицера Никиты Голощекина в телесериале «Граница. Таежный роман». В 2011-м приглашен в театр имени Вахтангова.
Фильм «Серебряные коньки» (2020): сюжет, содержание, чем закончится
На телеэкранах состоится показ фильма «Серебряные коньки» (2020) от режиссера Михаила Локшина.
Предлагаем вам узнать краткое содержание фильма, чем он закончится, а так же актеров, которые сыграли в нем главные роли.
Содержание фильма «Серебряные коньки» (2020)
Действие фильма происходит в конце 1899 года в Санкт-Петербурге, где встречаются абсолютно разные и, казалось бы, никак не связанные друг с другом люди: сын обычного фонарщика Петра, Матвей, и дочь сановника Николая Вяземского, Алиса. Матвей работает доставщиком заказов в пекарне и самое ценное, что у него есть, это подаренные ему в детстве отцом старинные голландские коньки, на которых он катается по льду в каналах Петербурга, чтобы сократить свои маршруты. Алиса увлекается химией и миром науки, но вынуждена скрывать свои увлечения от отца, который, как и многие тогдашние российские аристократы, считает, что женщине высшее образование совсем ни к чему.
За несколько дней до нового 1900 года Матвей теряет работу доставщика, потому что не смог вовремя доставить заказ, так как улицу на его пути перекрыли, потому что по ней ехали Вяземские. Параллельно обнаруживается, что у Петра чахотка в запущенной форме и в больнице врач говорит Матвею, что может быть его отца смогут вылечить в Германии. Случайно Матвей знакомится с вором-рецидивистом Алексом, который возглавляет банду карманников, увлекающихся идеями Маркса об экспроприации. Банда промышляет кражами на ледовых ярмарках в каналах в центре города, поэтому передвигается в основном на коньках. Испытывая денежную нужду и умея хорошо кататься на коньках, Матвей соглашается примкнуть к банде и учится оттачивать навыки воровства. После первого же дня, вечером, банда подбивает Матвея проникнуть в особняк Вяземских. По совпадению он забирается на балкон комнаты Алисы, которая его замечает, но не поднимает паники. Однако она случайно поджигает Матвею одежду керосинкой и тот, хоть и успевает вовремя потушить пламя, вынужден бежать.
Через какое-то время Матвей случайно крадёт два приглашения на ледовый бал во дворе Михайловского замка, куда он отправляется вместе с Алексом, умело выдав себя за аристократов, и где они наводят шухер. Там же оказывается и Алиса, которую на балу представляют капитану гвардии Аркадию Трубецкому, который решает жениться на ней в корыстных целях. Случайно Алиса сталкивается с Матвеем и понимает, что он ворует, но обещает не выдавать его, если он окажет ей услугу: Алиса хочет поступить слушательницей на Бестужевские курсы, но, в соответствии с тогдашним законом, для этого требуется согласие её отца или мужа. И вот в качестве последнего Алиса и просит Матвея предстать перед приёмной комиссией. И хотя сам Дмитрий Менделеев одобряет на вступительном экзамене кандидатуру Алисы, затея срывается, потому что согласие должно быть подано в письменном виде, а Матвей не умеет писать. Алиса расстроена неудачей и потому отказывается на предложение Матвея сходить с ним на свидание, так как сам Матвей начинает чувствовать к девушке симпатию. Пётр, узнав откуда у его сына появились деньги, просит его вернуть их, потому что «нечестные деньги до добра не доведут». Матвей ссорится с ним и уходит жить к Алексу, который вместе со своей бандой на зиму ютится в остове вмёрзшего в лёд старинного корабля на побережье Финского залива.
На Рождество Матвей, пользуясь тем, что родители Алисы на балу, уговаривает её всё-таки пойти с ним на свидание. Они вдвоём катаются на коньках по каналам и окончательно понимают, что влюблены в друг друга. Алиса даже знакомится с Алексом и его бандой и, хотя она не очень одобряет его революционные взгляды, она всё же соглашается принять от Алекса в качестве новогоднего подарка «Капитал» Карла Маркса. На следующий день банда Алекса на ярмарке подвергается нападению специально обученного отряда гвардейцев во главе с Трубецким, так как действия банды давно привлекли внимание властей города. Гвардейцам удаётся схватить одного из её членов, в то время как Матвея начинает преследовать сам Трубецкой, но ему на помощь приходит Алекс, который простреливает (но не серьёзно) Трубецкому из пистолета ногу. Матвей решает вернуться домой, но обнаруживает, что его отец уже умер.
В тот же вечер Алиса оказывается на представлении французского мага Фурье, который выводит её и Трубецкого на сцену, а затем поджигает себе руки и объявляет присутствующим, что это безвредное пламя и оно является результатом того, что между Алисой и Трубецким «есть особая энергетика, свидетельствующая о том, что они созданы друг для друга». Алиса считает это глупым фарсом и срывает триумф Фурье, сообщив публике, что это так называемое «холодное пламя». Выходка Алисы заставляет её отца обыскать комнату дочери. Найденные научные книги сжигаются, а прислугу, с которой у Алисы был близкий контакт, увольняют. Последней, уже по собственному желанию, решает уволиться гувернантка Алисы, чопорная англичанка мисс Джексон, которая до этого воспитывала Алису в строгом этикете, но теперь она признаёт, что выходка Алисы заставила её саму признать, что все эти годы она жила так, как того от неё хотели другие, а не так, как хотела она сама. На прощание мисс Джексон просит Алису пообещать ей, что та исполнит свою мечту, и напоследок говорит, что иногда «самым простым шагом становится принятие самого трудного решения».
Матвей же принимает решение исполнить просьбу отца и возвращает Алексу полученные от него деньги. Одновременно его находит там Алиса, которая сбежала из дома, прихватив фамильные драгоценности, чтобы на них купить билет в Париж, где она сможет без проблем изучать химию. Узнав о смерти отца Матвея, Алиса зовёт его отправиться вместе с ней. Ночью корабль берут в окружение гвардейцы с Трубецким, которым под пытками раскрылся арестованный раннее член банды. Когда банда игнорирует его требования сдаться, Трубецкой отдаёт приказ поджечь корабль. Алекс хочет использовать Алису в качестве живого щита и гарантии, что их не тронут. Матвей отказывается и они с Алисой бегут на верхнюю палубу, за ними следует Алекс, а остальные спрыгивают с корабля и их хватают гвардейцы. Алекс сбрасывает Матвея на нижнюю палубу, после чего, угрожая застрелить Алису, требует от Трубецкого, чтобы тот отпустил всех членов банды.
Трубецкой отпускает их, после чего Алису чудом удаётся благополучно спустить с борта на верёвке. Но затем Алекс и Матвей видят, как убежавших членов банды вновь хватают гвардейцы и понимают, что Трубецкой солгал. Алекс сообщает Матвею, что ему с Алисой всё равно не суждено было быть вместе: классовое неравенство в Российской Империи таково, что представитель буржуазии никогда не сможет связать свою судьбу с представителем низшего сословия. Он предлагает Матвею спрыгнуть с носовой части корабля, потому что там уже растаял лёд и гвардейцы туда не сунутся. Но когда Матвей прыгает с носовой мачты, Алекс видит, что его взяли на прицел гвардейцы, и, чтобы отвлечь их внимание на себя, стреляет в воздух, из-за чего гвардейцы открывают огонь по нему и Алекс погибает. Матвею удаётся выползти из полыньи, но от переохлаждения он теряет сознание. Через какое-то время его находят местные рыбаки и доставляют в больницу, где он с трудом выздоравливает.
Чем закончится фильм «Серебряные коньки»
Наступает Новый Год. Алиса, которую вернули домой, душевно сломлена и особенно тяжело ей становится, когда она узнаёт, что Николай дал полное согласие на её брак с Трубецким. По случаю Нового Года Николай привозит её на бал-маскарад в Большой Гатчинский дворец. Туда же, переодевшись официантом, проникает и Матвей. Когда он появляется перед Алисой, то показывает ей, что у него на руках два билета на поезд в Париж. Пара сбегает прямо с бала, и на коньках по льду следует обратно в Петербург. За ними вдогонку несётся Трубецкой, который обо всём догадался, когда нашёл случайно обронённый Матвеем один из билетов. На Витебском вокзале, обнаружив пропажу билета, Матвей уговаривает Алису сесть на поезд, а сам бежит к кассам, чтобы купить себе новый, но тут на платформе появляется Трубецкой с недостающим билетом. В завязавшейся схватке Матвею удаётся отобрать билет и он успевает запрыгнуть в уже тронувшийся поезд, но Трубецкой успевает напоследок выстрелить в него из пистолета. Затащив Матвея в вагон, Алиса с удивлением обнаруживает, что пуля попала в коньки, которые Матвей нёс на груди под одеждой.
Спустя четыре года Николай Вяземский приходит к Менделееву и сообщает, что знает о том, что тот ведёт тайную переписку с его дочерью. Довольный Менделеев сообщает, что Алиса сделала большие успехи в изучении химии и через год получит учёную степень, которая позволит ей работать во всех престижных университетах западной Европы. Понимая, что это единственный способ вернуть дочь на родину, Вяземский просит дирекцию университета, где проходят Бестужевские курсы, внести в устав правки, благодаря которым отныне женщины смогут заведовать кафедрой. Спустя год он наблюдает, как Алиса проводит урок химии на курсах. Фильм завершается сценой, в которой Алиса, Матвей и их маленький сын Петя, названный в честь своего покойного дедушки по отцовской линии, втроём катаются на коньках.