Алексей Султанов Википедия Пианист биография

Биография

Алексей Султанов родился 7 августа 1969 года в Ташкенте в семье известных музыкантов Файзулхака Абдулхаковича Султанова и Наталии Михайловны Погореловой. С самого раннего детства у Алёши проявились явные способности к музыке, и в 4 года родители отвели его в среднюю специальную музыкальную школу имени Успенского, к замечательному педагогу Тамаре Афанасьевне Попович. Она сразу поняла, что перед ней необычный мальчик и взяла его в свой класс. Начались годы усердных занятий. Впервые Алексей вышел на сцену в возрасте 7 лет, исполнив с оркестром Концерт №28 Моцарта. Практически сразу став одним из лучших учеников школы, Алексей много и успешно выступал, ездил с концертами по городам Советского Союза. Тамара Афанасьевна всегда показывала своих учеников в Москве, и Алексей не стал исключением. Когда первый раз они приехали к профессору Льву Николаевичу Наумову, он начал слушать Алёшу, а потом позвал свою жену со словами: «Ирочка (Ирина Ивановна Наумова), иди сюда, здесь замечательный мальчик – он играет и у него всё получается. ». Так началась жизнь между Ташкентом и Москвой. Но, в конце концов, Москва перетянула, и Алексей поступил в ЦМШ.

В 1986 году Алексей участвует в XI международном конкурсе имени Чайковского. Незадолго до 1 тура он ломает палец на левой руке, но решает выступать, не смотря на все опасения семьи и педагогов. Под местной анестезией, превозмогая боль, Алексей играет блестяще, сразу становится любимцем публики, однако сочувствие жюри оборачивается неудачей. Его не пропускают на 3 тур, «жалея мальчика со сломанным пальцем…». Сразу же после этого семья переезжает из Ташкента в Москву, чтобы быть ближе к Алексею, который как раз поступает в Московскую Консерваторию. Вскоре после конкурса начинается удачная полоса – 16-летнего мальчика, замечают западные импресарио. Следуют и проходят с оглушительным успехом гастроли по многим странам Европы.

В 1989 году, будучи студентом второго курса консерватории в классе Льва Николаевича Наумова, он едет на VIII Международный конкурс пианистов Ван Клиберна. Завоевывает золотую медаль и становится одним из самых молодых победителей этого престижнейшего состязания. Его выступление было записано компанией Teldec Classics. Диск с названием «Победители» продавался в десятках стран. Также мировая известность пианиста была подкреплена документальным фильмом о Восьмом конкурсе « Here makes Music » режиссера Питера Розена.

После этой победы Алексей получил контракты на мировые турне и концерт в Карнеги-Холл. Также был приглашен на американские TV Show ’ s , такие как: The Today Show, The Tonight Show с Джонни Карсон и Late Night Show David Letterman. После шоу Дэвида Леттермана, с Алексеем захотел познакомиться его кумир, легендарный Владимир Горовиц. Встреча получилась незабываемой – началась с обескураживающей шутки Горовица: «Я слышал как вы играли Мефисто-Вальс на конкурсе. Мефисто был, вальса не было». Потом, глядя на опешившего Алексея, маэстро засмеялся и пригласил его за рояль. Алексей сыграл сонату Моцарта, а Горовиц сказал — » А я тоже знаю эту сонату», и сел за рояль сам. Алексей пробыл в гостях намного больше, чем предполагала изначальная вежливость, играя с Горовицем в четыре руки. Кроме того, он рассказал маэстро историю встречи со своей будущей женой Даце. В 1986 году, во время визита знаменитого пианиста в Москву, Алексей так хотел попасть на его концерт в Большом зале Московской консерватории, что решил пробраться в зал по крыше, перепрыгнув с одного здания на другое. Только Даце рискнула последовать за ним. В какой-то момент она заскользила, чуть не упав с крыши, а Алексей схватил её, не дав сорваться. «Она мне понравилась, и я решил её спасти» — объяснял он. Горовиц рассмеялся и извинился за то, что из-за него Алексею пришлось жениться. К сожалению, это была единственная встреча Алексея со своим кумиром, Горовиц приглашал его на свой день рождения, но из-за занятости на гастролях Алексей договорился, что приедет чуть позже, где-то в начале ноября 1989 года.

Но можно сказать, что встреча всё-таки состоялась — на концерте Карнеги-Холл, когда Алексей стоял перед выбором инструмента, к нему подошёл настройщик и сказал — «Я знаю какой рояль тебе подойдёт» — это был рояль Горовица. И Алексей играл один из главнейших концертов в своей жизни на рояле своего кумира.

Началась гастрольная жизнь – перелёты, переезды, репетиции, выступления. Но после срыва ряда концертов из-за того, что соответствующие органы не успевали готовить визы, Алексей решил остаться в Америке. Это позволяло свободней распоряжаться временем. Расписание было свёрстано на многие годы вперёд.

В октябре 1995 г . Алексей блестяще выступает на XIII Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве. Критики писали: «Султанов играл Шопена в стиле старых мастеров, стиле, который зрители не слышали полвека». Но решение жюри оказалось странным – первую премию не присудили никому, а вторую поделили между Алексеем и другим, достаточно неплохим, но не столь ярким пианистом. Реакция публики и прессы оглушила Варшаву. Чтобы выразить несогласие с жюри, зрители устроили Алексею сорокаминутную овацию. В прессе выходили статьи, называвшие его безусловным победителем, ярчайшим, талантливейшим музыкантом.

После Шопеновского конкурса Алексей подает заявку на участие в XIII международном конкурсе Чайковского 1998 года. Таким образом, он поставил перед собой две задачи: доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он лучший, и вернуться на российскую сцену триумфатором. Из всех конкурсов Чайковского тот получился самым скандальным – Алексея снимают со второго тура. Притом, что с первого тура он был безусловным фаворитом, и мало кто сомневался в его победе. Выступление же на втором туре с 7-ой сонатой Прокофьева сразу стало легендарным. Тогда казалось, что невероятное по накалу эмоций исполнение 3-ей части как раз и вызвало страшный ураган, тем же вечером пронесшийся над Москвой. При объявлении результатов председатель жюри Андрей Эшпай сетовал на несовершенство системы подсчёта голосов. Извиняющимся тоном говорил, что ярким музыкантам звания и лауреатства особенно не нужны…. Стараясь не показывать того, насколько он поражен, Алексей продолжал гастроли и готовил новую программу с произведениями высшей степени виртуозности. Он ездит по Америке, странам Европы. Он особенно любим в Японии, где собирается огромный фан-клуб Алексея Султанова. Много работает, записывает диски, играет с лучшими оркестрами и дирижерами мира, готовится к новым выступлениям. Но незначительный инсульт, перенесенный несколькими годами ранее, и проблемы со здоровьем дают себя знать. В 2001 году началась последняя глава в жизни Алексея. Второй обширный инсульт уже навсегда приковал его к инвалидному креслу, парализовав левую сторону тела. Четыре года он боролся с болезнью, но 30 июня 2005 года его не стало….

Алексей Султанов прожил 35 лет. За 28 лет концертной деятельности он завоевал репутацию совершенно уникального исполнителя. Был любимцем публики во многих городах и странах, его называли гением, самородком, феноменальным виртуозом с неповторимым собственным стилем, исключительной энергетикой и харизмой, тонким и глубоким музыкантом, отдающим с каждым исполнением частицу себя и своей души. Его болезнь и преждевременная смерть стали огромным ударом для всех его поклонников, музыкантов в разных частях света, не говоря уже о жене Даце, которая все годы находилась рядом с ним, и для его семьи. После его ухода было написано множество статей в русских и иностранных газетах, сняты фильмы и передачи. Известные музыканты высказали немало слов о несправедливых конкурсных ситуациях и горькие сожаления о недооцененности его таланта на родине.

Сейчас имя Султанова не только не забывается, но число его почитателей растет – десятки тысяч людей в интернете прослушивают и скачивают записи. Как в России, так и за рубежом проходят концерты его памяти. Существует идея организовать конкурс имени Алексея Султанова на его родине, в Ташкенте. В ближайшем будущем и в Америке, и в России заработают благотворительные фонды имени Алексея Султанова. Их главной задачей будет оказание помощи молодым и талантливым музыкантам, а также людям, перенесшим тяжёлые болезни. Человек и музыкант жив до тех пор, пока существует память о нём. Это в полной мере можно сказать об Алексее Султанове.

Алексей Султанов – демонический пианист с ангельским лицом

Представьте себе клавишника Metallica или Lordi, который в полном концертном облачении выходит на сцену, подходит к роялю и начинает играть «Апассионату» Бетховена. Получилось? Что ж, теперь вы отдаленно смогли понять, как удивительно действовал на публику гениальный пианист Алексей Султанов и его «дьявольская» игра.

Человек, поразивший Нью-Йорк, Осаку, Гамбург, Афины, но так и оставшийся почти неизвестным в России, Алексей Файзулхакович Султанов прожил очень короткую, но безумно яркую жизнь.

Истинный гений, он пережил моменты немеркнущей славы и трагические поражения, он умел превозмогать боль и поражать публику, он до мелочей знал свое дело и обладал неиссякаемой энергией, которой щедро делился со сцены. Он ушел слишком рано.

Судьба музыканта

Судьба Султанова яркой кометой пересекает историю классической музыки 80-х и 90-х годов, искрой затухая в 2000-х. Вот основные вехи недолгой, но необычной жизни этого человека.

  • Подобно Гленну Гульду и Святославу Рихтеру, Алексей родился в семье профессиональных музыкантов. Его родители были преподавателями консерватории Ташкента – города, который и стал малой родиной будущего виртуоза.
  • Уже в два года Султанов продемонстрировал талант к музыке, проявив интерес к домашнему пианино и очень быстро научившись извлекать из него не только звуки, привлекающие внимание, но и настоящие мелодии. Как и канадец Гленн Гульд, Султанов почти с младенчества был избран музыкой.
  • В пять лет Алексей уже сумел найти ошибку в партитуре концерта Хиндемита, который репетировал его отец к аспирантскому экзамену. Ребенок поразил профессиональных музыкантов, проявив тонкое врожденное понимание предмета.

    Уже с двух лет Султанов занимался музыкой

  • Первой учительницей Султанова стала Тамара Попович. Она стала самым чутким педагогом в жизни Алексея, проявив к нему внимание, которого юноше так потом не хватало от «ремесленников» из московской консерватории. К восьми годам вундеркинд уже играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая манерой исполнения маститых специалистов.
  • Тамара Попова и ряд других, близких к семье Султановых людей сумели уговорить родителей виртуоза ехать в Москву, везти сына на конкурс.
  • Отец Святослава Рихтера, спасая сына, подписал бумаги о шпионаже на Германию, чем спас пианисту жизнь, но сам был казнен. Родители Алексея Султанова, чтобы дать мальчику достойный старт в жизни, отказались от друзей, знакомых, работы и собственного дома. Они отвезли ребенка на знаменитый конкурс Чайковского в Москве. Пока сын репетировал, учил программу, готовился, родители ходили в лес собирать грибы и ягоды, чтобы прокормить виртуоза, ведь деньги на жизнь в Москве быстро закончились.
  • Султанов так и не сумел победить на конкурсе Чайковского 1986 года. Шансы на победу разрушила случайность: крышка инструмента, на котором тренировался юный гений, упала, сломав ему пальцы на одной руке. Но Алексей не сдался: получив минимальную медицинскую помощь, парень решил играть под анестезией, сломанными пальцами. Превозмогая боль. Он был фаворитом, но жюри «очень сочувствовало мальчику со сломанными пальцами» и «для его же безопасности» не пустило Алексея в финал.
  • Султанов был одним из самых молодых дебютантов конкурса Чайковского, но из-за травмы не сумел повторить триумф «старшего товарища» – виртуоза Григория Соколова, сумевшего в шестнадцать лет одержать победу на этом конкурсе. Поражение, возможно, стало для Султанова самым трагическим событием в жизни, событием, помешавшим ему прославиться на родине.
  • Учась в московской консерватории, Алексей Султанов узнал о визите в Россию Владимира Горовица – кумира своего детства. Пианист обладал довольно авантюрным складом ума: поняв, что бедным студентам (и ему в том числе) просто не хватит денег на билеты, он сагитировал весь курс пробраться в концертный зал через чердак. «Надо всего-то перепрыгнуть с одной крыши на другую», – сказал Султанов друзьям.

    Кумиром Султанова в мире музыки был Владимир Горовиц

  • Добравшись до чердака и взглянув вниз, сокурсники Султанова побоялись прыгать, отважилась лишь одна девушка – виолончелистка Даце Абеле. Но она поскользнулась. «Я оглянулся назад, увидел, что девушка падает, ну и схватил ее, другой рукой взялся за антенну и вытянул». Так начался роман, который превратился в крепкую супружескую связь Алексея и Даце, продлившуюся до конца жизни пианиста.
  • Слава пришла к Алексею за пределами России: в 1989 году он выиграл престижный конкурс Вэна Клайберна в США. Гениальный пианист Алексей Султанов не просто взорвал зал, играя «Мефисто-вальс» Листа, он сумел порвать две рояльных струны.
  • После победы на конкурсе Султанов получил множество концертных приглашений и совершил, возможно, роковой шаг, приняв предложение провести 400 концертов за два года. Возможно, именно этот график – бесконечные перелеты, смена часовых поясов, жизнь на ногах, буря эмоций, сопровождающая каждый концерт, привела пианиста к первому инсульту в 26 лет.
  • Султанов бросил консерваторию в Москве и переехал в США в начале 90-х, а в России его тем временем искали с повестками – никому не известного на родине пианиста пытались «забрить» в армию.
  • В 1995 году Султанов стал победителем конкурса Шопена в Варшаве, но жюри отказалось присуждать ему первое место, а от второго пианист отказался. Тут и пришел инсульт. Эмоциональная нагрузка оказалась чрезмерной.
  • 1998 год стал еще одной страшной датой для пианиста: он вновь участвовал в конкурсе Чайковского – и вновь проиграл. «Излишне вольным и темпераментным» назвало жюри исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева, композиции, которой в его исполнении 20 минут аплодировал зал. Возрастные ограничения не позволили Султанову в третий раз попытаться одержать победу на престижном, но полностью дискредитировавшем себя конкурсе.
  • «Его бунтарская душа пронеслась под сводами конкурсного зала – в облике ли Шопена или Бетховена, Чайковского или Прокофьева, оставив гипнотический след музыкального инакомыслия и щемящую печальную мысль о том, что конкурс Чайковского уже никогда не назовет Султанова в числе своих победителей», – писала в 1998-м «Литературная газета».
  • В 2001 году Султанов перенес второй инсульт, уже в США, куда уехал, навсегда покинув Россию. Но, как и в случае со сломанными пальцами, Алексей не сдался – он играл на благотворительных концертах, играл одной рукой, а вместо второй играла его супруга, верная Даце Абеле, во всем поддерживающая избранника.
  • Прогорев ярким костром до самого неба, Алексей умер в 2005 году, так и не сумев победить последствия инсульта.

Яростный бог музыки

В 80-х годах был популярен тяжелый металл, в России набирал силу «истинный русский рок», появились яркие исполнители вроде Цоя, Кинчева, Шевчука. Это была бурная энергия эпохи, которая захватывала людей, влекла их, позволяла почувствовать нечто невообразимое. В классической музыке тем, кто выражал эту энергию, был Султанов.

Демонический талант Султанова к музыке остался малоизвестным в России

Если Святослав Рихтер, играя для людей, заставлял их погружаться в ощущения музыки мягко и целиком, то Султанов будто бросал слушателей в волны звука без руля и ветрил, заставляя «барахтаться» в бесконечной силе виртуозного исполнения.

Если Гленн Гульд был способен ввергнуть человека на концерте в транс, исполняя музыку для души так, как никто другой, то Алексей буквально сшибал зрителей с ног, заставляя музыку наполнять каждую клеточку тела людей в концертном зале.

Он играл ярко, экспрессивно, живо, с некоей «демонической силой», или божественной искрой – критики говорили о нем и то, и другое.

Если и есть музыкант, с которым можно сопоставить Султанова, то это не Гульд, не Рихтер, не виртуоз Григорий Соколов, даже не Бах, Моцарт или Бетховен, с которыми неоднократно сравнивали так скоро ушедшего из мира гения.

В истории музыки есть один единственный человек, который знал демоническую или божественную природу музыки столь же глубоко, как знал ее Султанов. Человек, который умел совладать с этой невообразимой энергией, направить ее и завладеть при помощи этой тайны сердцем и душой публики без остатка.

Этим человеком был «злой гений» скрипичного звучания Никколо Паганини, которого, похоже, через века роднит с Султановым знание какой-то страшной тайны музыки. Тайны, которую они унесли в могилу, оставив живым лишь отголосок звучания, которое уже никто не сможет воспроизвести.

Султанов Алексей Демонический пианист с ангельским

Алексей Султанов. Жизнь длиной в 35 лет. «Алексей Султанов – демонический пианист с ангельским лицом»

Его еще никто не переиграл!

1. Статья
2. Видео из Ютуба, ошибки («ОШИБКА В ТИТРЕ НА 53 МИНУТЕ: ЭТО ТОКИО 1999» — текст небольшой)
3. Википедия

В этой статье — фотографии, видео с его игрой(!):
«Алексей Султанов – демонический пианист с ангельским лицом
Представьте себе клавишника Metallica или Lordi, который в полном концертном облачении выходит на сцену, подходит к роялю и начинает играть «Апассионату» Бетховена. Получилось? Что ж, теперь вы отдаленно смогли понять, как удивительно действовал на публику гениальный пианист Алексей Султанов и его «дьявольская» игра.

Человек, поразивший Нью-Йорк, Осаку, Гамбург, Афины, но так и оставшийся почти неизвестным в России, Алексей Файзулхакович Султанов прожил очень короткую, но безумно яркую жизнь.

Истинный гений, он пережил моменты немеркнущей славы и трагические поражения, он умел превозмогать боль и поражать публику, он до мелочей знал свое дело и обладал неиссякаемой энергией, которой щедро делился со сцены. Он ушел слишком рано.
Судьба музыканта
Судьба Султанова яркой кометой пересекает историю классической музыки 80-х и 90-х годов, искрой затухая в 2000-х. Вот основные вехи недолгой, но необычной жизни этого человека.

Подобно Гленну Гульду и Святославу Рихтеру, Алексей родился в семье профессиональных музыкантов. Его родители были преподавателями консерватории Ташкента – города, который и стал малой родиной будущего виртуоза.
Уже в два года Султанов продемонстрировал талант к музыке, проявив интерес к домашнему пианино и очень быстро научившись извлекать из него не только звуки, привлекающие внимание, но и настоящие мелодии. Как и канадец Гленн Гульд, Султанов почти с младенчества был избран музыкой.
В пять лет Алексей уже сумел найти ошибку в партитуре концерта Хиндемита, который репетировал его отец к аспирантскому экзамену. Ребенок поразил профессиональных музыкантов, проявив тонкое врожденное понимание предмета.
Алексей Султанов проявил интерес к музыке в два года
Уже с двух лет Султанов занимался музыкой
Первой учительницей Султанова стала Тамара Попович. Она стала самым чутким педагогом в жизни Алексея, проявив к нему внимание, которого юноше так потом не хватало от «ремесленников» из московской консерватории. К восьми годам вундеркинд уже играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая манерой исполнения маститых специалистов.
Тамара Попова и ряд других, близких к семье Султановых людей сумели уговорить родителей виртуоза ехать в Москву, везти сына на конкурс.
Отец Святослава Рихтера, спасая сына, подписал бумаги о шпионаже на Германию, чем спас пианисту жизнь, но сам был казнен. Родители Алексея Султанова, чтобы дать мальчику достойный старт в жизни, отказались от друзей, знакомых, работы и собственного дома. Они отвезли ребенка на знаменитый конкурс Чайковского в Москве. Пока сын репетировал, учил программу, готовился, родители ходили в лес собирать грибы и ягоды, чтобы прокормить виртуоза, ведь деньги на жизнь в Москве быстро закончились.
Султанов так и не сумел победить на конкурсе Чайковского 1986 года. Шансы на победу разрушила случайность: крышка инструмента, на котором тренировался юный гений, упала, сломав ему пальцы на одной руке. Но Алексей не сдался: получив минимальную медицинскую помощь, парень решил играть под анестезией, сломанными пальцами. Превозмогая боль. Он был фаворитом, но жюри «очень сочувствовало мальчику со сломанными пальцами» и «для его же безопасности» не пустило Алексея в финал.
Султанов был одним из самых молодых дебютантов конкурса Чайковского, но из-за травмы не сумел повторить триумф «старшего товарища» – виртуоза Григория Соколова, сумевшего в шестнадцать лет одержать победу на этом конкурсе. Поражение, возможно, стало для Султанова самым трагическим событием в жизни, событием, помешавшим ему прославиться на родине.
Учась в московской консерватории, Алексей Султанов узнал о визите в Россию Владимира Горовица – кумира своего детства. Пианист обладал довольно авантюрным складом ума: поняв, что бедным студентам (и ему в том числе) просто не хватит денег на билеты, он сагитировал весь курс пробраться в концертный зал через чердак. «Надо всего-то перепрыгнуть с одной крыши на другую», – сказал Султанов друзьям.
В музыке Алексей Султанов равнялся на Горовица
Кумиром Султанова в мире музыки был Владимир Горовиц
Добравшись до чердака и взглянув вниз, сокурсники Султанова побоялись прыгать, отважилась лишь одна девушка – виолончелистка Даце Абеле. Но она поскользнулась. «Я оглянулся назад, увидел, что девушка падает, ну и схватил ее, другой рукой взялся за антенну и вытянул». Так начался роман, который превратился в крепкую супружескую связь Алексея и Даце, продлившуюся до конца жизни пианиста.
Слава пришла к Алексею за пределами России: в 1989 году он выиграл престижный конкурс Вэна Клайберна в США. Гениальный пианист Алексей Султанов не просто взорвал зал, играя «Мефисто-вальс» Листа, он сумел порвать две рояльных струны.
После победы на конкурсе Султанов получил множество концертных приглашений и совершил, возможно, роковой шаг, приняв предложение провести 400 концертов за два года. Возможно, именно этот график – бесконечные перелеты, смена часовых поясов, жизнь на ногах, буря эмоций, сопровождающая каждый концерт, привела пианиста к первому инсульту в 26 лет.
Султанов бросил консерваторию в Москве и переехал в США в начале 90-х, а в России его тем временем искали с повестками – никому не известного на родине пианиста пытались «забрить» в армию.
В 1995 году Султанов стал победителем конкурса Шопена в Варшаве, но жюри отказалось присуждать ему первое место, а от второго пианист отказался. Тут и пришел инсульт. Эмоциональная нагрузка оказалась чрезмерной.
1998 год стал еще одной страшной датой для пианиста: он вновь участвовал в конкурсе Чайковского – и вновь проиграл. «Излишне вольным и темпераментным» назвало жюри исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева, композиции, которой в его исполнении 20 минут аплодировал зал. Возрастные ограничения не позволили Султанову в третий раз попытаться одержать победу на престижном, но полностью дискредитировавшем себя конкурсе.
«Его бунтарская душа пронеслась под сводами конкурсного зала – в облике ли Шопена или Бетховена, Чайковского или Прокофьева, оставив гипнотический след музыкального инакомыслия и щемящую печальную мысль о том, что конкурс Чайковского уже никогда не назовет Султанова в числе своих победителей», – писала в 1998-м «Литературная газета».
В 2001 году Султанов перенес второй инсульт, уже в США, куда уехал, навсегда покинув Россию. Но, как и в случае со сломанными пальцами, Алексей не сдался – он играл на благотворительных концертах, играл одной рукой, а вместо второй играла его супруга, верная Даце Абеле, во всем поддерживающая избранника.
Прогорев ярким костром до самого неба, Алексей умер в 2005 году, так и не сумев победить последствия инсульта.
Яростный бог музыки
В 80-х годах был популярен тяжелый металл, в России набирал силу «истинный русский рок», появились яркие исполнители вроде Цоя, Кинчева, Шевчука. Это была бурная энергия эпохи, которая захватывала людей, влекла их, позволяла почувствовать нечто невообразимое. В классической музыке тем, кто выражал эту энергию, был Султанов.

Популярный во всем мире Султанов остался неизвестным в России
Демонический талант Султанова к музыке остался малоизвестным в России
Если Святослав Рихтер, играя для людей, заставлял их погружаться в ощущения музыки мягко и целиком, то Султанов будто бросал слушателей в волны звука без руля и ветрил, заставляя «барахтаться» в бесконечной силе виртуозного исполнения.

Если Гленн Гульд был способен ввергнуть человека на концерте в транс, исполняя музыку для души так, как никто другой, то Алексей буквально сшибал зрителей с ног, заставляя музыку наполнять каждую клеточку тела людей в концертном зале.

Он играл ярко, экспрессивно, живо, с некоей «демонической силой», или божественной искрой – критики говорили о нем и то, и другое.

Если и есть музыкант, с которым можно сопоставить Султанова, то это не Гульд, не Рихтер, не виртуоз Григорий Соколов, даже не Бах, Моцарт или Бетховен, с которыми неоднократно сравнивали так скоро ушедшего из мира гения.

В истории музыки есть один единственный человек, который знал демоническую или божественную природу музыки столь же глубоко, как знал ее Султанов. Человек, который умел совладать с этой невообразимой энергией, направить ее и завладеть при помощи этой тайны сердцем и душой публики без остатка.

Этим человеком был «злой гений» скрипичного звучания Никколо Паганини, которого, похоже, через века роднит с Султановым знание какой-то страшной тайны музыки. Тайны, которую они унесли в могилу, оставив живым лишь отголосок звучания, которое уже никто не сможет воспроизвести.

«Гений, который прожил 35 лет. Никто не мог играть, как он. Алексей Султанов/Aleksei Sultanov
Фильмы Елены Погребижской
439 тыс. подписчиков
Уже в раннем детстве у Алексей Султанова были выдающиеся музыкальные способности.
Свой первый сольный концерт Алеша сыграл в 7 лет.
В 17 лет он играл на конкурсе Чайковского со сломанным пальцем и стал дипломантом.
Алексей приобрел мировую известность, он гастролировал по всему миру.
Алексей Султанов перенес несколько инсультов и прожил 35 лет.
Алексея признают гением во всем мире, но в родной стране о нем знают недостаточно.

ОШИБКА В ТИТРЕ НА 53 МИНУТЕ: ЭТО ТОКИО 1999.

Already in early childhood, Alexei Sultanov had outstanding musical abilities.
Alyosha played his first solo concert at the age of 7.
At the age of 17, he played at the Tchaikovsky competition with a broken finger and became a graduate student.
Alexei gained worldwide fame, he toured all over the world.
Alexei Sultanov suffered several strokes and lived for 35 years.
Alexei is recognized as a genius all over the world, but not enough is known about him in his native country.

«Алексей Файзулхакович Султанов (узб. Sultanov Aleksey Fayzulhakovich, 7 августа 1969, Ташкент — 30 июня 2005, Форт-Уэрт, США) — советский пианист (гражданство США с 2004).
Алексей Султанов родился 7 августа 1969 года в Ташкенте в семье музыкантов Файзулхака Абдулхаковича Султанова и Наталии Михайловны Погореловой. Внук известной узбекской актрисы Замиры Хидоятовой. Есть младший брат Сергей.

С четырёх лет Султанов учился в Республиканской музыкальной школе у педагога Тамары Попович. Вундеркинд. Впервые вышел на сцену в возрасте семи лет, исполнив с оркестром рондо Моцарта ре мажор (K. 382), а уже с восьмилетнего возраста выступал с концертами регулярно. В пятнадцать лет стал лауреатом Премии комсомола Узбекистана.

Поступил в Московскую консерваторию в класс Льва Наумова.

В 1986 году на VIII Международном конкурсе имени Чайковского в Москве 16-летний Алексей Султанов был фаворитом конкурса. За час до жеребьёвки во время разыгрывания Алексей уронил крышку рояля на руку (по другой версии, музыкант в ярости ударил кулаком о стену) — врач констатировал перелом пальца[1]. Султанов решил играть, за кулисами врач делал обезболивание. По консерватории моментально разнеслось, что «какой-то мальчик играет программу со сломанным пальцем» и «ему анестезию делают, как футболисту». Публика, узнав о случившемся, все два тура долго аплодировала после его выступлений. Несмотря на это, в число финалистов Султанов не вошёл.

В 1989 году Султанов стал победителем Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна, блестяще исполнив в финале Второй концерт Рахманинова[1] [2][3]. Публика аплодировала пианисту стоя, вызывая на поклоны более пяти раз. Гран-при конкурса ему вручил сам Ван Клиберн, председательствовавший в жюри.

После убедительной победы на Конкурсе им. Клиберна, Алексей Султанов получил огромное количество гастрольных приглашений и мировую известность.

В 1990 году ушёл с третьего курса Московской консерватории и в 1991 году переехал в США.

В дальнейшем Султанов дважды участвовал в крупных международных конкурсах, и оба раза это участие сопровождалось громкими скандалами.

В 1995 году, несмотря на восхищение публики и восторг прессы, жюри Конкурса пианистов имени Шопена решило присудить Султанову лишь вторую премию, а первую не присуждать никому. Оскорблённый Султанов отказался получать диплом второй степени, после чего у 26-летнего пианиста случился инсульт.

В 1998 году жюри Международного конкурса имени Чайковского сочло исполнение Султановым Седьмой сонаты С. С. Прокофьева излишне темпераментным и несправедливо не допустило его, уже прославленного артиста, фаворита конкурса и любимца публики, в финал, что вызвало грандиозный скандал и резкую реакцию прессы и публики.

Первая премия конкурса была присуждена Денису Мацуеву. Председатель жюри, композитор Андрей Эшпай, объявляя итоги второго тура, сказал, что «ему стыдно за то, что Алексей Султанов не прошёл в финал».

В 2001 году Султанов перенёс ряд повторных инсультов, приведших к параличу левой стороны тела и слепоте левого глаза. Он пытался продолжать выступать с благотворительными концертами, в которых ему помогала жена, виолончелистка Даце Абеле, исполнявшая партии левой руки[2][3]. 30 июня 2005 года музыкант умер в возрасте 35 лет.

Творчество
Султанов — один из ярчайших представителей русской (советской) фортепианной школы, продолжатель традиций Рахманинова и Горовица. По своему темпераменту Султанов тяготел к романтическому и постромантическому репертуару. Его основные записи включали произведения С. Рахманинова, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Скрябина. Искусство Алексея Султанова отличала невероятной силы экспрессия, полная самоотдача и потрясающая проникновенность лирических образов, а также исключительное фортепианное мастерство.
«


источники:

http://propianino.ru/aleksej-sultanov-demonicheskij-pianist-s-angelskim-licom

http://proza.ru/2022/01/28/1758