Биография
Алексей Султанов родился 7 августа 1969 года в Ташкенте в семье известных музыкантов Файзулхака Абдулхаковича Султанова и Наталии Михайловны Погореловой. С самого раннего детства у Алёши проявились явные способности к музыке, и в 4 года родители отвели его в среднюю специальную музыкальную школу имени Успенского, к замечательному педагогу Тамаре Афанасьевне Попович. Она сразу поняла, что перед ней необычный мальчик и взяла его в свой класс. Начались годы усердных занятий. Впервые Алексей вышел на сцену в возрасте 7 лет, исполнив с оркестром Концерт №28 Моцарта. Практически сразу став одним из лучших учеников школы, Алексей много и успешно выступал, ездил с концертами по городам Советского Союза. Тамара Афанасьевна всегда показывала своих учеников в Москве, и Алексей не стал исключением. Когда первый раз они приехали к профессору Льву Николаевичу Наумову, он начал слушать Алёшу, а потом позвал свою жену со словами: «Ирочка (Ирина Ивановна Наумова), иди сюда, здесь замечательный мальчик – он играет и у него всё получается. ». Так началась жизнь между Ташкентом и Москвой. Но, в конце концов, Москва перетянула, и Алексей поступил в ЦМШ.
В 1986 году Алексей участвует в XI международном конкурсе имени Чайковского. Незадолго до 1 тура он ломает палец на левой руке, но решает выступать, не смотря на все опасения семьи и педагогов. Под местной анестезией, превозмогая боль, Алексей играет блестяще, сразу становится любимцем публики, однако сочувствие жюри оборачивается неудачей. Его не пропускают на 3 тур, «жалея мальчика со сломанным пальцем…». Сразу же после этого семья переезжает из Ташкента в Москву, чтобы быть ближе к Алексею, который как раз поступает в Московскую Консерваторию. Вскоре после конкурса начинается удачная полоса – 16-летнего мальчика, замечают западные импресарио. Следуют и проходят с оглушительным успехом гастроли по многим странам Европы.
В 1989 году, будучи студентом второго курса консерватории в классе Льва Николаевича Наумова, он едет на VIII Международный конкурс пианистов Ван Клиберна. Завоевывает золотую медаль и становится одним из самых молодых победителей этого престижнейшего состязания. Его выступление было записано компанией Teldec Classics. Диск с названием «Победители» продавался в десятках стран. Также мировая известность пианиста была подкреплена документальным фильмом о Восьмом конкурсе « Here makes Music » режиссера Питера Розена.
После этой победы Алексей получил контракты на мировые турне и концерт в Карнеги-Холл. Также был приглашен на американские TV Show ’ s , такие как: The Today Show, The Tonight Show с Джонни Карсон и Late Night Show David Letterman. После шоу Дэвида Леттермана, с Алексеем захотел познакомиться его кумир, легендарный Владимир Горовиц. Встреча получилась незабываемой – началась с обескураживающей шутки Горовица: «Я слышал как вы играли Мефисто-Вальс на конкурсе. Мефисто был, вальса не было». Потом, глядя на опешившего Алексея, маэстро засмеялся и пригласил его за рояль. Алексей сыграл сонату Моцарта, а Горовиц сказал — » А я тоже знаю эту сонату», и сел за рояль сам. Алексей пробыл в гостях намного больше, чем предполагала изначальная вежливость, играя с Горовицем в четыре руки. Кроме того, он рассказал маэстро историю встречи со своей будущей женой Даце. В 1986 году, во время визита знаменитого пианиста в Москву, Алексей так хотел попасть на его концерт в Большом зале Московской консерватории, что решил пробраться в зал по крыше, перепрыгнув с одного здания на другое. Только Даце рискнула последовать за ним. В какой-то момент она заскользила, чуть не упав с крыши, а Алексей схватил её, не дав сорваться. «Она мне понравилась, и я решил её спасти» — объяснял он. Горовиц рассмеялся и извинился за то, что из-за него Алексею пришлось жениться. К сожалению, это была единственная встреча Алексея со своим кумиром, Горовиц приглашал его на свой день рождения, но из-за занятости на гастролях Алексей договорился, что приедет чуть позже, где-то в начале ноября 1989 года.
Но можно сказать, что встреча всё-таки состоялась — на концерте Карнеги-Холл, когда Алексей стоял перед выбором инструмента, к нему подошёл настройщик и сказал — «Я знаю какой рояль тебе подойдёт» — это был рояль Горовица. И Алексей играл один из главнейших концертов в своей жизни на рояле своего кумира.
Началась гастрольная жизнь – перелёты, переезды, репетиции, выступления. Но после срыва ряда концертов из-за того, что соответствующие органы не успевали готовить визы, Алексей решил остаться в Америке. Это позволяло свободней распоряжаться временем. Расписание было свёрстано на многие годы вперёд.
В октябре 1995 г . Алексей блестяще выступает на XIII Международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве. Критики писали: «Султанов играл Шопена в стиле старых мастеров, стиле, который зрители не слышали полвека». Но решение жюри оказалось странным – первую премию не присудили никому, а вторую поделили между Алексеем и другим, достаточно неплохим, но не столь ярким пианистом. Реакция публики и прессы оглушила Варшаву. Чтобы выразить несогласие с жюри, зрители устроили Алексею сорокаминутную овацию. В прессе выходили статьи, называвшие его безусловным победителем, ярчайшим, талантливейшим музыкантом.
После Шопеновского конкурса Алексей подает заявку на участие в XIII международном конкурсе Чайковского 1998 года. Таким образом, он поставил перед собой две задачи: доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он лучший, и вернуться на российскую сцену триумфатором. Из всех конкурсов Чайковского тот получился самым скандальным – Алексея снимают со второго тура. Притом, что с первого тура он был безусловным фаворитом, и мало кто сомневался в его победе. Выступление же на втором туре с 7-ой сонатой Прокофьева сразу стало легендарным. Тогда казалось, что невероятное по накалу эмоций исполнение 3-ей части как раз и вызвало страшный ураган, тем же вечером пронесшийся над Москвой. При объявлении результатов председатель жюри Андрей Эшпай сетовал на несовершенство системы подсчёта голосов. Извиняющимся тоном говорил, что ярким музыкантам звания и лауреатства особенно не нужны…. Стараясь не показывать того, насколько он поражен, Алексей продолжал гастроли и готовил новую программу с произведениями высшей степени виртуозности. Он ездит по Америке, странам Европы. Он особенно любим в Японии, где собирается огромный фан-клуб Алексея Султанова. Много работает, записывает диски, играет с лучшими оркестрами и дирижерами мира, готовится к новым выступлениям. Но незначительный инсульт, перенесенный несколькими годами ранее, и проблемы со здоровьем дают себя знать. В 2001 году началась последняя глава в жизни Алексея. Второй обширный инсульт уже навсегда приковал его к инвалидному креслу, парализовав левую сторону тела. Четыре года он боролся с болезнью, но 30 июня 2005 года его не стало….
Алексей Султанов прожил 35 лет. За 28 лет концертной деятельности он завоевал репутацию совершенно уникального исполнителя. Был любимцем публики во многих городах и странах, его называли гением, самородком, феноменальным виртуозом с неповторимым собственным стилем, исключительной энергетикой и харизмой, тонким и глубоким музыкантом, отдающим с каждым исполнением частицу себя и своей души. Его болезнь и преждевременная смерть стали огромным ударом для всех его поклонников, музыкантов в разных частях света, не говоря уже о жене Даце, которая все годы находилась рядом с ним, и для его семьи. После его ухода было написано множество статей в русских и иностранных газетах, сняты фильмы и передачи. Известные музыканты высказали немало слов о несправедливых конкурсных ситуациях и горькие сожаления о недооцененности его таланта на родине.
Сейчас имя Султанова не только не забывается, но число его почитателей растет – десятки тысяч людей в интернете прослушивают и скачивают записи. Как в России, так и за рубежом проходят концерты его памяти. Существует идея организовать конкурс имени Алексея Султанова на его родине, в Ташкенте. В ближайшем будущем и в Америке, и в России заработают благотворительные фонды имени Алексея Султанова. Их главной задачей будет оказание помощи молодым и талантливым музыкантам, а также людям, перенесшим тяжёлые болезни. Человек и музыкант жив до тех пор, пока существует память о нём. Это в полной мере можно сказать об Алексее Султанове.
Алексей Султанов – демонический пианист с ангельским лицом
Представьте себе клавишника Metallica или Lordi, который в полном концертном облачении выходит на сцену, подходит к роялю и начинает играть «Апассионату» Бетховена. Получилось? Что ж, теперь вы отдаленно смогли понять, как удивительно действовал на публику гениальный пианист Алексей Султанов и его «дьявольская» игра.
Человек, поразивший Нью-Йорк, Осаку, Гамбург, Афины, но так и оставшийся почти неизвестным в России, Алексей Файзулхакович Султанов прожил очень короткую, но безумно яркую жизнь.
Истинный гений, он пережил моменты немеркнущей славы и трагические поражения, он умел превозмогать боль и поражать публику, он до мелочей знал свое дело и обладал неиссякаемой энергией, которой щедро делился со сцены. Он ушел слишком рано.
Судьба музыканта
Судьба Султанова яркой кометой пересекает историю классической музыки 80-х и 90-х годов, искрой затухая в 2000-х. Вот основные вехи недолгой, но необычной жизни этого человека.
- Подобно Гленну Гульду и Святославу Рихтеру, Алексей родился в семье профессиональных музыкантов. Его родители были преподавателями консерватории Ташкента – города, который и стал малой родиной будущего виртуоза.
- Уже в два года Султанов продемонстрировал талант к музыке, проявив интерес к домашнему пианино и очень быстро научившись извлекать из него не только звуки, привлекающие внимание, но и настоящие мелодии. Как и канадец Гленн Гульд, Султанов почти с младенчества был избран музыкой.
- В пять лет Алексей уже сумел найти ошибку в партитуре концерта Хиндемита, который репетировал его отец к аспирантскому экзамену. Ребенок поразил профессиональных музыкантов, проявив тонкое врожденное понимание предмета.
Уже с двух лет Султанов занимался музыкой
- Первой учительницей Султанова стала Тамара Попович. Она стала самым чутким педагогом в жизни Алексея, проявив к нему внимание, которого юноше так потом не хватало от «ремесленников» из московской консерватории. К восьми годам вундеркинд уже играл Баха, Моцарта, Бетховена, поражая манерой исполнения маститых специалистов.
- Тамара Попова и ряд других, близких к семье Султановых людей сумели уговорить родителей виртуоза ехать в Москву, везти сына на конкурс.
- Отец Святослава Рихтера, спасая сына, подписал бумаги о шпионаже на Германию, чем спас пианисту жизнь, но сам был казнен. Родители Алексея Султанова, чтобы дать мальчику достойный старт в жизни, отказались от друзей, знакомых, работы и собственного дома. Они отвезли ребенка на знаменитый конкурс Чайковского в Москве. Пока сын репетировал, учил программу, готовился, родители ходили в лес собирать грибы и ягоды, чтобы прокормить виртуоза, ведь деньги на жизнь в Москве быстро закончились.
- Султанов так и не сумел победить на конкурсе Чайковского 1986 года. Шансы на победу разрушила случайность: крышка инструмента, на котором тренировался юный гений, упала, сломав ему пальцы на одной руке. Но Алексей не сдался: получив минимальную медицинскую помощь, парень решил играть под анестезией, сломанными пальцами. Превозмогая боль. Он был фаворитом, но жюри «очень сочувствовало мальчику со сломанными пальцами» и «для его же безопасности» не пустило Алексея в финал.
- Султанов был одним из самых молодых дебютантов конкурса Чайковского, но из-за травмы не сумел повторить триумф «старшего товарища» – виртуоза Григория Соколова, сумевшего в шестнадцать лет одержать победу на этом конкурсе. Поражение, возможно, стало для Султанова самым трагическим событием в жизни, событием, помешавшим ему прославиться на родине.
- Учась в московской консерватории, Алексей Султанов узнал о визите в Россию Владимира Горовица – кумира своего детства. Пианист обладал довольно авантюрным складом ума: поняв, что бедным студентам (и ему в том числе) просто не хватит денег на билеты, он сагитировал весь курс пробраться в концертный зал через чердак. «Надо всего-то перепрыгнуть с одной крыши на другую», – сказал Султанов друзьям.
Кумиром Султанова в мире музыки был Владимир Горовиц
- Добравшись до чердака и взглянув вниз, сокурсники Султанова побоялись прыгать, отважилась лишь одна девушка – виолончелистка Даце Абеле. Но она поскользнулась. «Я оглянулся назад, увидел, что девушка падает, ну и схватил ее, другой рукой взялся за антенну и вытянул». Так начался роман, который превратился в крепкую супружескую связь Алексея и Даце, продлившуюся до конца жизни пианиста.
- Слава пришла к Алексею за пределами России: в 1989 году он выиграл престижный конкурс Вэна Клайберна в США. Гениальный пианист Алексей Султанов не просто взорвал зал, играя «Мефисто-вальс» Листа, он сумел порвать две рояльных струны.
- После победы на конкурсе Султанов получил множество концертных приглашений и совершил, возможно, роковой шаг, приняв предложение провести 400 концертов за два года. Возможно, именно этот график – бесконечные перелеты, смена часовых поясов, жизнь на ногах, буря эмоций, сопровождающая каждый концерт, привела пианиста к первому инсульту в 26 лет.
- Султанов бросил консерваторию в Москве и переехал в США в начале 90-х, а в России его тем временем искали с повестками – никому не известного на родине пианиста пытались «забрить» в армию.
- В 1995 году Султанов стал победителем конкурса Шопена в Варшаве, но жюри отказалось присуждать ему первое место, а от второго пианист отказался. Тут и пришел инсульт. Эмоциональная нагрузка оказалась чрезмерной.
- 1998 год стал еще одной страшной датой для пианиста: он вновь участвовал в конкурсе Чайковского – и вновь проиграл. «Излишне вольным и темпераментным» назвало жюри исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева, композиции, которой в его исполнении 20 минут аплодировал зал. Возрастные ограничения не позволили Султанову в третий раз попытаться одержать победу на престижном, но полностью дискредитировавшем себя конкурсе.
- «Его бунтарская душа пронеслась под сводами конкурсного зала – в облике ли Шопена или Бетховена, Чайковского или Прокофьева, оставив гипнотический след музыкального инакомыслия и щемящую печальную мысль о том, что конкурс Чайковского уже никогда не назовет Султанова в числе своих победителей», – писала в 1998-м «Литературная газета».
- В 2001 году Султанов перенес второй инсульт, уже в США, куда уехал, навсегда покинув Россию. Но, как и в случае со сломанными пальцами, Алексей не сдался – он играл на благотворительных концертах, играл одной рукой, а вместо второй играла его супруга, верная Даце Абеле, во всем поддерживающая избранника.
- Прогорев ярким костром до самого неба, Алексей умер в 2005 году, так и не сумев победить последствия инсульта.
Яростный бог музыки
В 80-х годах был популярен тяжелый металл, в России набирал силу «истинный русский рок», появились яркие исполнители вроде Цоя, Кинчева, Шевчука. Это была бурная энергия эпохи, которая захватывала людей, влекла их, позволяла почувствовать нечто невообразимое. В классической музыке тем, кто выражал эту энергию, был Султанов.
Демонический талант Султанова к музыке остался малоизвестным в России
Если Святослав Рихтер, играя для людей, заставлял их погружаться в ощущения музыки мягко и целиком, то Султанов будто бросал слушателей в волны звука без руля и ветрил, заставляя «барахтаться» в бесконечной силе виртуозного исполнения.
Если Гленн Гульд был способен ввергнуть человека на концерте в транс, исполняя музыку для души так, как никто другой, то Алексей буквально сшибал зрителей с ног, заставляя музыку наполнять каждую клеточку тела людей в концертном зале.
Он играл ярко, экспрессивно, живо, с некоей «демонической силой», или божественной искрой – критики говорили о нем и то, и другое.
Если и есть музыкант, с которым можно сопоставить Султанова, то это не Гульд, не Рихтер, не виртуоз Григорий Соколов, даже не Бах, Моцарт или Бетховен, с которыми неоднократно сравнивали так скоро ушедшего из мира гения.
В истории музыки есть один единственный человек, который знал демоническую или божественную природу музыки столь же глубоко, как знал ее Султанов. Человек, который умел совладать с этой невообразимой энергией, направить ее и завладеть при помощи этой тайны сердцем и душой публики без остатка.
Этим человеком был «злой гений» скрипичного звучания Никколо Паганини, которого, похоже, через века роднит с Султановым знание какой-то страшной тайны музыки. Тайны, которую они унесли в могилу, оставив живым лишь отголосок звучания, которое уже никто не сможет воспроизвести.
Безвременно ушел в 35. Как сложилась судьба пианиста-гения Алексея Султанова и как он предсказал свой уход
Коллеги открыто ему завидовали.
«Как уходили кумиры”/Столица
Многие называли советского пианиста Алексея Султанова гением, а некоторые видели в нем сочетание сразу нескольких выдающихся людей. Однако в перерывах между шикарными выступлениями парень из Ташкента вспоминал свои детские мечты и пророчил свой печальный уход. Рассказываем о судьбе великого пианиста, который ушёл из жизни всего в 35 лет.
Молодость вне возраста. Как одеваться, чтобы выглядеть моложе
Вы научитесь подбирать и сочетать одежду, чтобы она не подчеркивала ваш возраст, а, наоборот, создавала образ женщины вне возраста. Поймете, какие модные вещи точно нельзя носить, а какие — способны сбросить 10-20 лет. Узнаете, какие хитрости используют звезды, чтобы казаться моложе.
Мечтал стать трактористом
Будущий маэстро появился на свет в Ташкенте в семье известных музыкантов. Неудивительно, что талант Файзулхака Султанова и Натальи Погореловой передался ему по наследству, поэтому ещё в 4 года родители отдали мальчика в специальную школу имени Успенского.
Отца натолкнуло на это замечание трехлетнего сына, который во время игры сказал, что папа неправильно обращается с инструментом. Уже в семь лет состоялся дебют Алексея на сцене, где юный пианист исполнил с оркестром рондо Моцарта ре мажор.
«Дверь в комнату Леши всегда была закрыта и мне строжайше было запрещено туда заходить, потому что я мог помешать ему заниматься», — вспоминал его родной брат Сергей.
Однако в детстве мальчик мечтал стать обычным трактористом. Тогда он бы мог рассекать по бескрайнему полю, но каждый день Леши был наполнен занятиями музыкой.
Прославился в Европе
Конечно, такому таланту было не место в Ташкенте и Тамара Попович решила показать его профессору Льву Наумову из Москвы, который едва мог сдержать эмоций при виде уникального ребёнка. Друг Султанова, Алексей Попов, вспоминает, что уже в 14 лет он был самодостаточным музыкантом.
В 1986 году Лёша должен был участвовать в XI Международном конкурсе имени Чайковского, но незадолго до первого тура он сломал палец на руке. Однако сильная боль и травма не помешали ему выступить перед зрителями и покорить их сердца виртуозной игрой. За кулисами в это время дежурил врач, который пытался облегчить страдания уколом обезболивающего. И хотя Алексея в итоге отстранили из-за травмы, он доказал самому себе, что способен на многое.
Вскоре им всерьез заинтересовались западные коллеги. Молодой пианист с успехом гастролировал по Европе, а в 1989 году он завоевал золотую медаль на Международном конкурсе пианистов Ван Клиберна. Его приглашали на телевизионные шоу и после появления на передаче Дэвида Леттермана с ним захотел познакомиться его заветный кумир. На концерте в Карнеги-холл Владимир Горовиц дал Алексею право сесть за свой личный рояль.
Несправедливое судейство погубило Алексея
Но далеко не все были согласны признавать талант Алексея, а результаты последующих конкурсов буквально обескуражили его поклонников.
Так на Международном конкурсе Шопена в Варшаве жюри отказались выбирать претендента на первое место. Тогда Алексея поставили наравне с посредственным пианистом, и Султанов попросту отказался забирать несправедливую награду.
Конечно, публика бунтовала, а пресса называла его безусловным гением. Однако внутри себя Алексей переживал страшное смятение, которое убивало его. Тогда юный парень столкнулся с первым инсультом.
«Лёша был из тех пианистов, которых можно либо боготворить, либо ненавидеть. Его игра абсолютно нетрадиционная, своеобразна и не вписывается в рамки», — сказал брат.
В 1998 он возвращается на конкурс Чайковского, чтобы доказать всем свой талант после условного отречения из-за сломанного пальца. После исполнения седьмой сонаты Чайковского зал взрывался от оваций, а ураган на улице как будто бушевал из-за гениальной игры Алексея.
Однако кто-то из жюри намеренно занижал ему баллы и вечная борьба износила организм молодого парня. Излишне яркого пианиста не допустили в финал. Тогда композитор Андрей Эшпай объявлял итоги второго тура и честно признал, что «ему стыдно за то, что Алексей Султанов не прошел в финал». Пианист жил на сцене и шёл до конца с завидным упорством, но именно это раздражало критиков.
Страшное предсказание, которому было суждено сбыться
Такой великий человек всегда будет восхищать поклонников, но вместе с этим он станет раздражать завистливых коллег. У Алексея был взрывной темперамент и артист совершенно не умел проигрывать. В 2000 году во время выступления в Японии Султанов не стал обращать внимание на онемение руки, хотя врачи твердили, что это микроинсульт.
А уже через год его состояние резко ухудшилось, но во время трепанации черепа звездный пациент резко встал. После 5 инсультов парализовало левую сторону тела, а левый глаз и вовсе перестал видеть. Конечно, такой страшный удар подкосил пианиста, который теперь не мог прикоснуться к любимому инструменту.
А ведь ещё в молодости он пророчил свою смерть от инсульта, но немногие воспринимали его слова всерьёз. К сожалению, те предположения оказались верными.
Он просто хотел жить и играть, а главное — оставаться музыкантом.
Во всем Алёшу поддерживала любимая супруга Даце. В июне 2005 года судьба забрала великий талант, который многие завистники хотели уничтожить. Сердце Алексея остановилось прямо во сне, ему было всего 35 лет.