Алексей Ремизов биография Для Детей

Ремизов Алексей Михайлович: биография, избранные произведения и особенности творчества

Уникальный русский писатель Ремизов Алексей Михайлович остался в литературе как яркий стилист, создатель собственного художественного мира и «сновидческого» метода письма. Его жизнь была полна переживаниями, чудачествами, любовью. Прожив большую часть своей биографии в эмиграции, он сохранил традиции и дух русской литературы. Он оставил достойное литературное наследство, которое значительно обогатило русскую культуру.

Детство и семья

Родился Алексей Ремизов в богатой купеческой семье 24 июня 1877 года в Москве. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Н. А. Найденов, брат матери, был основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Он был человеком большой эрудиции, занимался исследованиями истории Москвы, спонсировал восстановление и сохранение памятников. Его богатейшая библиотека была одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг. В юные годы мать Алексея отличалась передовыми взглядами, участвовала в Богородском кружке нигилистов, но несчастливая любовная история подтолкнула ее к браку с владельцем галантерейного магазина Ремизовым.

У пары родилось пятеро детей, младшим из которых и являлся будущий писатель, но счастья в семье не было. Мария Александровна, устав от мучений в браке, забрала детей и вернулась в родительский дом. Ее изломанная, полная страданий судьба стала основой для многих женских образов в произведениях А. М. Ремизова. Его отец был сыном простого крестьянина, всеми своими успехами он обязан исключительно своему трудолюбию. Но его влияние на Алексея оказалось минимальным, так как дети в семье почти все время были на попечении прислуги, да и умер отец довольно рано – в 1883 году. А вот влияние дяди, Н. А. Найденова, на которого Алексей был очень похож, было велико. О нем Ремизов всегда говорил с гордостью, хотя отношения их не были гладкими.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства – музыка, рисование, театр — остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но благотворно повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое он принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Годы учебы

Учился Алексей Ремизов сначала дома, ему, как и брату, дали хорошее базовое образование: иностранные языки, литература, основы математики, географии, истории. Это позволило в 7 лет Алексею с легкостью поступить в гимназию. Но из-за слабого здоровья он пропускал много занятий, и их вместе с братом перевели в коммерческое училище, в совете попечителей которого состоял Н. А. Найденов. Этот перевод закрыл для Ремизова возможность в будущем поступить в университет с получением стипендии.

Со школьных лет у Алексея остался превосходный почерк и владение каллиграфией. По окончании училища опекуны настоятельно рекомендовали ему занять место бухгалтера в банке дяди. Но Ремизов решил по-своему и поступил вольнослушателем на естественный факультет Московского университета, с правом посещения лекций, в том числе на философском и юридическом факультетах.

Общественная деятельность

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы он привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что был задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там он только усугубил свое положение, войдя в кружок В. Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции. В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: он встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Первые литературные опыты

Там же, в Вологде, Ремизов Алексей Михайлович печатает свои первые тексты в газете «Курьер». Он начинает писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появляется первая редакция романа «Пруд», в котором он предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Киевский период

После ссылки Алексей Михайлович Ремизов, писатель большого дарования, приезжает в Херсон, так как в столицах ему жить запрещено. Потом переезжает в Киев, здесь он сотрудничает с Мейерхольдом, который создает театральную студию. Ремизов заведует репертуарной частью театра.

Петербургский период

В 1905 году писателю разрешают вернуться в Петербург, где он поступает на службу в журнал Вяч. Иванова «Вопросы жизни». Он тесно сближается с кругом петербургских модернистов, особенно с Вячеславом Ивановым, под влиянием которого Ремизов пишет книгу сказок «Посолонь». Чуть позже писатель выпускает сборник апокрифов «Лимонарь», которое получило широкий отклик в среде интеллигентов. В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова – продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период он много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вяч. Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году он уже был популярным, состоявшимся писателем.

Революция

Ремизов Алексей Михайлович встретил обе революции без энтузиазма, давно уже не веря в возможность силового преобразования общества. Он воспринял переворот 1917 года как метафорический пожар, в огне которого рождается новый мир. Но он понимал, что эти события станут причиной больших страданий для народа. После революции Ремизов очень много пишет публицистических текстов, в которых осмысливает происходящее через ассоциации со Смутой 17 века. Вершиной этой активности стало произведение «Слово о погибели русской земли». Этот текст представлял собой сложное полифоническое повествование. Так появился новый жанр в творчестве Ремизова. Обстановка в стране и состояние здоровья заставили писателя начать в 1920 году хлопоты о выезде за границу.

Эмиграция

7 августа 1921 года Алексей Михайлович Ремизов, книги, биография которого были тесно связаны с Россией, покинул Родину. Он был уверен, что уезжает ненадолго, но оказалось, что навсегда. Сначала он приезжает в Берлин. В течение двух лет он находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович, биография которого отныне была на долгие годы связана с Парижем, всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны он активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Он много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Личная жизнь

Ремизов Алексей Михайлович был долгие годы счастлив в браке. В 1903 году в Вологде он женился на Серафиме Павловне Довгелло. Она увлекалась антропологией, этнографией, была действительным членом археологического института в Петербурге. Жена оказала сильнейшее влияние на Ремизова, многому его научила. В 1904 году у пары родилась дочь Наталья. В 1943 году, когда Серафима Павловна умерла, Ремизов погрузился в долгий период уныния, и до конца дней он тосковал по ней.

Умер писатель 26 ноября 1957 года в Париже.

Писательский стиль и основные произведения

Образцом синтетического письма, объединяющего фольклорные, символические, экзистенциальные мотивы, стал писатель Ремизов Алексей Михайлович. «Взвихренная Русь», «Иверень», «Крестовые сестры» — эти произведения стали образцом его уникальной манеры, бессюжетной, ассоциативной и эмотивной прозы. В них сплетаются явь и сон, реальность и мифы. Сон становится источником знания о мире, предвестником будущего. Алексей Михайлович Ремизов, избранные произведения которого входят сегодня в школьные и университетские курсы, в России пережил долгий период забвения. В годы перестройки его имя вернулось на Родину. Сегодня лучшие произведения Ремизова — «Лимонарь», «Часы», «Кухка», «Взвихренная Русь» занимают достойное место в отечественной литературе.

Ремизов Алексей Михайлович

Русский писатель. Художник-график. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Наиболее известен по таким произведениям, как: «Лимонарь», «Часы», «Кухка» и «Взвихренная Русь». Творчество писателя занимает достойное место в отечественной литературе.

Алексей Ремизов родился 6 июля 1877 года в городе Москва. Вырос в богатой купеческой семье. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Николай Александрович Найденов, брат матери, являлся основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Его богатейшая библиотека считалась одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства: рисование, музыка, театр, остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Алексей получил хорошее домашнее образование. Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета. Интересовался работами Герцена, Чернышевского, читал марксистскую литературу.

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там только усугубил свое положение, войдя в кружок Всеволода Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции.

В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Там же, в Вологде, Алексей Михайлович напечатал свои первые тексты в газете «Курьер». Он начал писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появилась первая редакция романа «Пруд», в котором автор предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи», роман «Пруд» и повести «Часы», «Пятая язва», драматургические произведения в духе средневековых мистерий «Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан». В 1908 году в театре Комиссаржевской представлено «Бесовское действо». Писателя причисляли к символизму и более широко, модернизму, хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова, продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вячеслава Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году уже являлся популярным, состоявшимся писателем.

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петербурге, хотя политически настроен антибольшевистски. Летом 1921 года выехал на лечение в Германию, «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему не суждено.

В течение двух лет находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Работами Ремизова — художника восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо. В годы войны вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события. В конце жизни получил советское гражданство.

Умер русский писатель Ремизов Алексей Михайлович 26 ноября 1957 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

«Лимонарь»
«Посолонь»
«Бесовское действо»
«Часы»
«Пруд»
«Трагедия о Иуде, принце Искариотском»
«Неуемный бубен»
«Крестовые сестры»
«Действо о Георгии Храбром»
«Пятая язва»
«Собрание сочинений в 8 т.»
«Слово о погибели русской земли»
«Царь Максимилиан»
«Царь Додон»
«Россия в письменах»
«Кукха»
«Взвихренная Русь. Дневник 1917-1921 гг»
«В розовом блеске»
«Галстук»
«Сила Руси»

Жена — Серафима Павловна Довгелло. Увлекалась антропологией, этнографией, являлась действительным членом археологического института в Петербурге.

Детский час

для детей и родителей

Рассказ об Алексее Ремизове

6 июля родился Алексей Ремизов (1877-1957) – крупнейший русский прозаик XX века. А.М Горький охарактеризовал его, как мастера, у которого «изумительно богатый лексикон, и, конечно, это достойно внимания…»

Жизненный путь Алексея Михайловича Ремизова был сложным. В студенческие годы он занимался политикой, стал социал-демократом. Шесть лет провел в ссылке вместе с Луначарским, Савинковым и будущим известным исследователем Пушкина, историком русского революционного движения П. Е. Щеголевым.

По возвращении из ссылки, молодой человек увлекается писательством. Алексей Ремизов занимается исследованием фольклорных материалов, готовит собственные интерпретации народных сказок. Выпускает восемь специальных сборников: «Посолонь» (1907), «Докука и балагурье» (1914), «Укрепа» (1916), «Русские женщины» (1918), «Сибирский пряник» (1919), «Заветные сказы» (1920), «Ё: тибетский сказ» (1921 и 1922), «Лалазар» (1922).

Одним из произведений писателя, относящимся к крупным литературным формам, стал роман «Пруд» (1902-1903). Он был опубликован в 1905 году. Это один из первых русских авангардных романов. Но он не был оценен современниками.

Алексей Ремизов эмигрировал из России в 1921 году. За границей он продолжал писать. Из-под его пера выходят произведения: «Взвихренная Россия», «Учитель музыки», «Подстриженными глазами», «Иверень», «Мышкина дудочка» и другие.

Полностью опубликовать эти работы автору не удалось. В прессу просочились лишь фрагменты сочинений, адаптированные писателем под малые литературные формы.

Будучи за границей, писатель терпел лишения. В Берлине слово в его защиту сказал Томас Манн. И в Берлине и в Париже у него не было средств заплатить за квартиру, долги душили его.

«Биография писателя расскажет, какими торными формами приходит он за талисманом слова. Было ли кому столько преград и искушений? Слово требует жертвы. Голыми руками не взять талант – не овладеть словом».

Знаменитый русский писатель Алексей Ремизов похоронен во Франции, на русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа, что под Парижем.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.


источники:

http://rus.team/people/remizov-aleksej-mikhajlovich

http://detskiychas.ru/persons/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2/