Алексей Николаевич Леонтьев Краткая биография

Алексей Николаевич Леонтьев

Биография советского психолога

Родился Алексей Николаевич Леонтьев в Москве в семье мещан. После окончания реального училища поступил в Московский университет на факультет общественных наук. В то время среди его учителей были Георгий Чепланов и Густав Шпет – известные психологи и философы. После окончания обучения Леонтьев остался при университете, где проводил исследования. Его коллегами в Московском университете были Бернштейн и Лурия, а позднее и сам Выготский. Вместе с этими исследователями Леонтьев разрабатывал новую для того времени культурно-историческую теорию в психологии.

В 1929 году Леонтьев познакомился со своей женой. В дальнейшем она всячески помогала ему в научной деятельности. А заниматься наукой в начале тридцатых годов стало нелегко – начала свою работу сталинская репрессивная машина. Организации, в которых работал Леонтьев, либо закрывались, либо из них увольнялись видные деятели. В МГУ с 1931 года психология вообще перестала преподаваться. Сталинскими властями был разгромлен и ВГИК, в котором Леонтьев также работал.

Некоторое время работать по специальности, то есть учёным-психологом, Леонтьеву было негде. Поэтому он вынужден был работать в других сферах – например, в Высшем Совете Народного Хозяйства СССР, где он исполнял обязанности консультанта техпропа, то есть «технической пропаганды». Наконец, его пригласили работать в Харьковский психоневрологический институт, в котором планировалось открыть факультет психологии. Так Леонтьев стал одним из основателей Харьковской психологической школы.

Научный вклад А. Н. Леонтьева

Как уже говорилось, Леонтьев вместе с Выготским и Лурией создавал так называемую культурно-историческую теорию в психологии. Это направление стремилось связать развитие человеческого сознания с общественно-историческим процессом. Большое внимание здесь уделялось промежуточному звену между стимулом и реакцией – культурному знаку, которым служит слово, произведение искусства и другие единицы.

Со временем концепция Леонтьева переросла в отдельное направление, которое было названо теорией деятельности. Данную теорию помимо Леонтьева разрабатывал и С. Л. Рубинштейн, но независимо от него. Теория деятельности базировалась на том, что не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. При этом сознание и деятельность как бы сливаются воедино. Деятельность понимается не просто как совокупность рефлекторных реакций на внешние стимулы, поскольку она регулируется сознанием. Её можно представить как систему действий, направленных на достижение поставленных целей.

При этом сознание не может быть познано само по себе, поскольку оно выражает себя именно через деятельность.

Леонтьев и его последователи развили понятие ведущей деятельности, которое применяется прежде всего в изучении развития детской психологии. Ведущая деятельность – это такая деятельность ребёнка, которая определяет наиболее важные изменения в его психике. На основе этой деятельности изменяются и другие действия ребёнка, его поведение и отношение к окружающему миру. В каждый период развития ребёнка ведущая деятельность отражает актуальные для этого периода отношения ребёнка и взрослых.

Леонтьев дал и периодизацию ведущей деятельности ребёнка:

  • От рождения до года ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с ближайшим взрослым (прежде всего родителями).
  • От года до 3 лет – предметно-орудийная деятельность, которая направлена на освоение способов использования окружающих предметов.
  • От 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок учится ориентироваться в социальных и межличностных отношениях, познаёт задачи, цели и мотивы человеческой деятельности, при этом он принимает на себя и других те или иные роли.
  • От 7 до 11 лет – ведущей деятельностью является учебная.

О том, какая деятельность является ведущей в более позднем возрасте, у психологов нет единого мнения. Так, Эльконин считал, что от 11 до 15 лет такой деятельностью является общение со сверстниками, а от 15 лет – учебно-профессиональная деятельность.

Леонтьев обратил внимание на то, что способности и действия людей, которые имеют социальный характер, не фиксируются в мозге и не передаются по наследству. Это хорошо вино по так называемым «детям-маугли»: ребёнок, который с младенчества рос вне человеческого общества, не обретает дара речи, не развивает человеческого мышления, даже его движения не напоминают движения людей, такие люди даже не приобретают человеческую осанку. Таким образом, даже те некоторые факторы человеческого развития, которые могут показаться биологическими, на самом деле имеют социальную природу. Можно сказать, что человек не рождается человеком, а лишь становится им в социальной среде; человеком он может и не стать если не получит соответствующего воспитания.

Критики указывают на то, что Леонтьев, подобно своим коллегам, принимал участие в дискуссиях об идеологических основаниях психологии. Во время дискуссий Леонтьев отстаивал мнение о том, что психика человека формируется в основном внешними факторами. В таких заявлениях, конечно же, политический аспект явно преобладал над научным, что являлось определённым шагом в сторону лженауки. Леонтьев считал, что в современном мире психология выполняет прежде всего идеологическую функцию и служит классовым интересам. В своих книгах Леонтьев рассматривает эволюционное развитие психики живых существ, начиная от самых примитивных животных, и высшим звеном в его теории является «человек социалистической эпохи». Психолог Леонтьев был человеком своего времени, он грезил идеями воспитания «нового человека». В СССР это воспитание связывали с коммунистическим учением Маркса, однако сами идеи создания «нового человека» развивались и в западном мире, в том числе в американской науке.

В Советском Союзе «видоизменять человека» учёные планировали на основе работ Ивана Павлова. В связи с этим один из критиков замечает, что в своей книге «Очерк развития психики» Леонтьев приводит некоторые идеи Павлова, однако не указывает на первоисточник; и в целом теории Павлова в книге уделяется недостаточно внимания. «Павловские сессии», в которых участвовал и Леонтьев, во многом были своего рода актами «культа личности», где политическим вопросам и культу личности Павлова уделялось больше внимания, чем науке как таковой.

Леонтьев, стоя на «марксистских» позициях, критиковал концепции известных в то время зарубежных психологов. Он считал, что теории американских учёных намеренно «биологизируют» человека, приравнивают его к животному, поскольку не уделяют внимания общественным аспектам его сознания. В то же время сам Леонтьев одно время впадал в другую крайность, отвергая биологическую природу человека вообще.

Алексей Николаевич Леонтьев — краткая биография

ФИО: Леонтьев Алексей Николаевич
Дата рождения: 5 (18) февраля 1903 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Психолог, философ, педагог
Дата смерти: 21 января 1979 г. (75 лет)

Детство и отрочество

Алексей Николаевич родился 18 февраля 1903 года. Его отец Николай Владимирович вышел из московской мещанской среды, занимался финансами и работал в сфере кинопроката, а мать, Александра Алексеевна, происходила из купеческой семьи.

Они были достаточно обеспеченными людьми, так что каждый год семья уезжала на отдых в Ялту. Когда у мальчика возникли проблемы со здоровьем, его с гувернанткой отправили на лечение за границу, в австро-венгерский санаторий.

Родители заботились и о том, чтобы сын получил хорошее образование. Он досрочно окончил Первое московское реальное училище, после чего еще подростком смог поработать конторским служащим. В будущем он хотел стать инженером, увлекался авиационным строительством и конструировал модели самолетов. Гражданская война застала семью в Крыму, и только в 1921 году им удалось возвратиться в Москву.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Психолог Алексей Николаевич Леонтьев

Семья

Леонтьев встретил свою будущую жену в 1929 году. Свадьба последовала очень быстро после знакомства и привела к долгому и крепкому браку. Маргарита Петровна всегда поддерживала мужа и содействовала его научной деятельности. В январе 1936 года у них родился сын. Родители решили назвать его в честь отца.

Маленький Алексей остался их единственным ребенком. Повзрослев, он пошел по стопам отца и вскоре тоже стал известным психологом. В 1960 году он принес родителям внука Дмитрия, который продолжил семейную традицию и посвятил свою жизнь психологии. Алексей Алексеевич всегда гордился наследием отца и в 2003 году опубликовал книгу, посвященную его жизни и карьере.

Заслуги

Не говоря о его находках и достижениях в изучении психологии, Алексей Николаевич повлиял на продвижение этой дисциплины в Советском Союзе. Благодаря его усилиям психология стала самостоятельной наукой и получила свои факультеты в ведущих университетах страны.

Всю свою жизнь Алексей Николаевич упорно и принципиально служил науке, искал ответы на пользу общества. Несмотря ни на какие трудности он всегда находил возможность продолжать свои занятия и в результате за свою карьеру достиг выдающихся результатов в самых разных направлениях — от эволюции психики до зоопсихологии, педагогики и самых широких вопросов формирования личности.

Алексей Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – советский психолог, философ и организатор науки. Занимался вопросами общей психологии и методологией психологического исследования, создатель теории деятельности. Доктор педагогических наук, член АПН РСФСР и обладатель ряда международных премий.

В биографии Алексея Леонтьева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография психолога и филолога Леонтьева.

Биография Алексея Леонтьева

Алексей Леонтьев появился на свет 5 (18) февраля 1903 г. в Москве. Он рос и воспитывался в мещанской семье. После выпуска из реального училища он продолжил получать образование в стенах МГУ, на отделении общественных наук.

Научная деятельность

После выпуска из вуза, Леонтьев был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности. С 22-летнего возраста он трудился над проблемами культурного развития памяти под началом известного психолога Льва Выготского.

Стоит заметить, что Выгодский был создателем марксистской исследовательской традиции исследования высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего, а также основателем новой психологической теории сознания.

Проведенные в данные годы исследования Алексея Леонтьева, отразились на страницах труда «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», опубликованного в 1931 г. В конце того же года его назначили главой отдела психологии Украинской психоневрологической академии.

В период 1933-1938 гг. Леонтьев занимал должность заведующего кафедрой Харьковского пединститута. Накануне Великой Отечественной войны (1941-1945) он стал профессором МГУ. Главный научный вклад Алексея Николаевича был связан с развитием культурно-исторической психологии, которой он уделял важнейшее место в своей карьере.

Еще до начала войны Леонтьев получил признание благодаря общепсихологической теории деятельности. Под теорией деятельности следует подразумевать школу советской психологии, созданную Сергеем Рубинштейном и развитую Алексеем Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Льва Выготского.

Алексей Николаевич обрел признание как экспериментатор и теоретик, добившийся заметных высот в широкой сфере проблем – от восстановления движений и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских факторов психологии.

Леонтьев разработал собственную классификацию этапов развития психики в филогенезе, обосновав критерии анализа психики и сознания. Под его началом было проведено множество исследований детского развития, игры и саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребенка.

В послевоенные годы Алексей Леонтьев стал автором таких научных работ, как «К вопросу о сознательности учения», «Очерк развития психики», «Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» и др. В 1950 г. его избрали в АПН РСФСР, а спустя 9 лет ему доверили должность вице-президента академии.

Одновременно с этим, Леонтьев возглавлял кафедру психологии философского отделения МГУ. В 50-е годы он стал автором книг «Умственное развитие ребенка» и «Проблемы развития психики». В следующем десятилетии ученый чаще изучал проблемы личности и восприятия.

В те годы Алексей Леонтьев издал такие труды, как «О формировании способностей», «Биологическое и социальное в психике человека» и «Психология человека и технический прогресс». К тому моменту, ему уже удалось доказать систему категорий для анализа сознания:

  • чувственная ткань;
  • предметное значение;
  • личностный смысл.

В последние годы жизни, Леонтьев издал такие работы, как «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность», «Воля» и «Категория деятельности в современной психологии». В 1976 г. открылась лаборатория психологии восприятия, которая успешно работает и сегодня.

Личная жизнь

У академика был единственный сын Алексей, который также пошел по его стопам. В будущем, он станет лингвистом, психологом, а также доктором филологических и психологических наук. Примечательно, что внук создателя теории деятельности – Дмитрий Леонтьев, тоже продолжит династию близких родственников.

Дмитрий станет специалистом в сферах психологии личности, мотивации и смысла, теории и истории психологии, психодиагностики, психологии искусства и рекламы, психологической и комплексной гуманитарной экспертизы, а также удостоится звания доктора психологических наук.

Смерть

Алексей Леонтьев умер 21 января 1979 года в возрасте 75 лет. Его могила находится на Кунцевском кладбище.