КРУЧЕНЫХ, АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ
КРУЧЕНЫХ, АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ (1886–1968), русский поэт. Родился 9 (21) февраля 1886 в пос. Оливский Херсонской губ. в семье крестьянина. Отец вскоре переехал в Херсон и стал извозчиком. В 1902 Крученых окончил Херсонское городское трехкласное училище и уехал в Одессу, где поступил в художественное училище – одно из лучших средних художественных заведений того времени. Увлечение живописью впоследствии объяснял влиянием школьных учителей, которые знакомили учеников с новыми течениями в изобразительном искусстве.
По окончании училища в 1906 вернулся в Херсон и стал учителем рисования в женском профессиональном училище. Уже через год Крученых оставил работу и уехал в Москву. На его решение оказало влияние знакомство с Д.Бурлюком, о котором Крученых впоследствии написал в воспоминаниях Наш выход (1932). В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и др. изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и ученых под названием Вся Москва в карикатурах.
В 1909 принял участие в художественной выставке в Петербурге. Тогда же состоялось его знакомство с будущими соратниками по художественному и литературному авангарду – Е.Гуро, В.Каменским, М.Матюшиным. В 1909, приехав на год в Херсон, Крученых дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик. В херсонской газете «Родной край» публиковались его произведения, подписанные либо настоящей фамилией, либо псевдонимами А.Горелин и А.Г. Наиболее значительные из многочисленных публикаций 1909 – эссе Два властных лика любви, рассказ Кровавые люди и стихотворение Полуживой, написанное под влиянием Ф.Сологуба.
Вернувшись в 1910 в Москву, Крученых принял активное участие в деятельности возглавляемой Бурлюком группы «Гилея» – прообразом будущего футуризма.
С 1912 началось его творческое сотрудничество с В.Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму Игра в аду (1912), которую Крученых назвал в своих воспоминаниях «иронической, сделанной под лубок издевкой над архаическим чертом». По мнению Р.Якобсона, в этой поэме содержатся переклички с неосуществленной Адской поэмой А.С.Пушкина. Игра в аду и последовавшая за ней поэма Крученых Старинная любовь (1913) были в основном негативно встречены критикой и оценены как «безнадежное убожество при ухарской позе».
В 1913 – важнейшем году в творческом становлении поэта – Крученых принял участие в сборнике Пощечина общественному вкусу, изданному группой «Гилея» тиражом 500 экз. Совместно с В.Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В этом же сборнике было опубликовано «алогичное стихотворение» Крученых Старые щипцы заката заплаты. , построенное по изобретенному им принципу «мирсконца».
Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 привела его к разработке принципов заумной поэзии («зауми») – т.е. поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Языком «зауми» были обрывки слов, окончания, графические и фонетические сочетания. Классическим примером «зауми» стало стихотворение Крученых Дыр бул щыл. Кроме него, он написал стихи Фрот фрон ыт и Та са мае, Го оснег кайт и др. Теория «зауми» была сформулирована Крученых в совместном с Хлебниковым сборнике Слово как таковое (1913): «Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность. И этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний застывший язык». Читателей эпатировало утверждение Крученых о том, что в его стихотворении Дыр бул щыл «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Крученых выпускал поэтические заумные сборники один за другим: Взорваль (1913), ТЭ-ЛИ-ЛЭ (1914, совместно с Хлебниковым) и др. В футуристическом, авангардистском духе написаны и его литературоведческие исследования Выпыт любви Тургенева (1913), Черт и речетворцы (1913), Стихи Маяковского. Выпыт (1914) и др. Была поставлена также его «алогическая опера» Победа над солнцем (1913) на музыку Матюшина.
Внутренний кризис и Первая мировая война привели к распаду в 1915 группы «Гилея». Спасаясь от мобилизации, Крученых уехал на Кавказ и работал учителем рисования в женской гимназии г.Баталпашинска. Однако духовно и художественно он по-прежнему был связан с Москвой и Петербургом, наезжая туда во время летнего отпуска. В 1916 вышли его поэтические сборники Война и Вселенская война Ъ. В предисловии к последнему он назвал главной задачей зауми «освобождение твори от ненужных удобств (через беспредметность)».
Живя в 1916–1919 в Тифлисе, Крученых вместе с другими футуристами – братьями К. и И.Зданевичами, Н.Чернявским, В.Гудиашвили и др. – принимал участие в деятельности художественно-поэтической группы «Синдикат футуристов». Ее программной книгой стал сборник Учитесь худоги (1917), в который вошли стихи Крученых, была выпущена также его книга Нособойка (1917). Из «Синдиката футуристов» в 1918 выделилась группа «41 градус», в которую вошли Крученых, поэт и режиссер И.Терентьев и др. Для пропаганды «зауми» Крученых много работал как критик, а также читал лекции в рамках программы «Футур-всеучбище».
В 1919 Крученых переехал из Тифлиса в Баку, где работал в Бакинском отделении РОСТА, сотрудничал в газетах, выпускал поэтические и теоретические сборники. В 1921 вернулся в Москву. Маяковский способствовал возвращению Крученых в круг московских поэтов, организовал его вечер в Политехническом музее. В 1921–1923 Крученых продолжал разрабатывать теорию «зауми» в применении к различным видам искусства. Этому посвящены его сборники Фонетика театра, Сдвигология русского стиха и др.
В 1923 поэт вошел в возглавляемую Маяковским постфутуристскую группу «Леф» («Левый фронт»), активно выступал против «упадочной» поэзии С.Есенина, посвятив критике двенадцать книг (все в 1925), писал агитпьесы. В 1928 подготовил сборник 15 лет русского футуризма. 1912–1927 гг. Материалы и комментарии.
В 1928 была издана последняя книга Крученых Приемы ленинской речи, после чего его произведения существовали только в машинописи. Так были «изданы» его поэмы Ирониада и Рубиниада (обе 1930), книги Ночные каракули (1932), Арабески из Гоголя (1944), Книга адских сонетов (1947) и многие другие. Смерть Маяковского лишила его последнего защитника. Крученых собирал книги, продавал свои машинописные сборники и написанные им портреты писателей в архивы и музеи. Во время Великой Отечественной войны остался в Москве, продолжал писать стихи, сотрудничал в «Окнах ТАСС». Рекомендация в Союз писателей, данная И.Эренбургом, буквально спасла Крученых от голодной смерти.
Истинные ценители литературы отдавали дань уважения творчеству Крученых еще при его жизни. Г.Айги подготовил в 1950-е годы подборку его стихов, однако публикация не состоялась. В 1966 в Центральном доме литератора был организован юбилейный вечер Крученых, ставший значительным событием в культурной жизни Москвы. Быт Крученых был очень тяжел, жил он в нищете.
Крученых Алексей Елисеевич
Алексей Крученых | |
Псевдоним(ы) | Александр Крученых |
Дата рождения | 09(21).02.1886 |
Место рождения | пос. Оливское, в Херсонской губернии, Российская Империя |
Дата смерти | 17.06.1968 |
Место смерти | г. Москва, СССР |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | поэт, художник, издатель, коллекционер |
Язык произведений | русский |
Алексей Елисеевич Крученых (иногда использовал псевдоним Александр Крученых) — поэт, художник, издатель, коллекционер.
Содержание
Алексей Крученых / Биография
Алексей Крученых родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское, в Херсонской губернии. Отец поэта был выходцем из Сибири, мать — полька. Всего в семье было четверо детей: трое сыновей и дочь. Наибольшее влияние на Алексея оказал старший брат Федор Елисеевич, который первым увлекся живописью и стал чеканопозолотчиком.
Когда Крученых было восемь лет, семья переехала в Херсон, где он окончил трехклассное училище. В эти годы Алексей Крученых начал увлекаться рисованием и чтением. Любимым писателем был Гоголь: по словам самого поэта, он практически наизусть знал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». В 1902 году Крученых поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в стране. В этот период происходит знакомство с уже известным в городе художником Давидом Бурлюком, который заразил Крученых «бодростью и поэзией».
Получив диплом «учителя рисования и чистописания в средних учебных заведениях», Крученых возвращается в Херсон и устраивается на службу в еврейское женское профессиональное училище. Однако уже в конце 1907 года перебирается в Москву. В Москве публикует шаржи и карикатуры в различных газетах и журналах. Затем участвует в нескольких выставках живописи, где знакомится с будущими участниками футуристического движения Василием Каменским, Еленой Гуро и ее мужем Михаилом Матюшиным.
Литературная деятельность Крученых началась в 1909 году, когда он опубликовал в херсонской газете «Родной край» рассказ «Кровавые люди». В этот же период начинает писать стихи, но эти опыты не сохранились. О ранней поэтической манере Крученых можно судить только по поэме «Полуживой», начало которой было включено в текст «Кровавых людей».
В феврале 1912 года Давид Бурлюк знакомит Крученых с Владимиром Маяковским и вводит их обоих в группу футуристов «Гилея». В этом же месяце Крученых знакомится с Велимиром Хлебниковым, с которым сразу же начинает сотрудничество. Первым совместным опытом стала поэма «Игра в аду», опубликованная летом того же года. Вскоре Крученых издал первую собственную книгу стихов «Старинная любовь». Обе книги получили резко отрицательные отзывы критиков, но это не остановило поэта.
Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.
По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.
На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.
Поросята / Зина В. и А. Крученых
М.В. Матюшин, А.Е. Крученых, К.С. Малевич. Санкт-Петербург, 11 декабря 1913. Автор К.К. Булла
Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых
Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых
Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых
С началом Первой мировой войны группа «Гилея» распадается, творческие пути ее участников расходятся. Крученых остается верен зауми. Он переезжает на Кавказ, где продолжает публиковать стихи и теоретические работы, а также формирует новую группу заумников «41°», в которую вошли Илья Зданевич, Игорь Терентьев и другие. Среди книг, опубликованных поэтом в этот период, выделяются «Замауль» и «Лакированное трико». Также в эти годы Крученых разрабатывает стиховедческую концепцию «сдвига».
В августе 1921 года Крученых возвращается в Москву и при поддержке В.В. Маяковского и Вяч. П. Полонского начинает выступать на литературных вечерах. Продолжает исповедать взгляды, оформившиеся в кавказский период, публикует книги своих единомышленников. В 1923 году футурист вошел в редколлегию журнала «ЛЕФ», опубликовал там несколько стихотворений, в том числе агитационных. В 20-е годы выступал против «упадочной» литературы, в первую очередь, против имажинистов во главе с С. А. Есениным.
В 1923 году Алексей Крученых опубликовал сборник «Собственные рассказы детей», материалы для которого он собирал в 1921–1922 годах. В состав книги вошли прозаические и поэтические произведения детей от двух до двенадцати лет. В текстах упоминаются поэты и художники: Сергей Третьяков, Виктор Пальмов, Велимир Хлебников; есть стихотворения, в подзаголовке которых указано «подражание футуристам». Прозаические тексты алогичностью напоминают рассказы Зины В. в «Поросятах». Некоторые произведения из «Собственных рассказов детей» цитировал Чуковский в книге «От двух до пяти». До сих пор нет подробного исследования сборника, способного ответить, действительно ли все произведения принадлежат детям или являются экспериментами самого Крученых.
Внимание Крученых привлекали детские писатели и поэты. В начале 1920-х годов футурист положительно оценивал творчество Н. П. Саконской: завершил декларацию «Фактура слова» ее стихотворением «Памяти Хлебникова», цитировал в «Сдвигологии русского стиха», противопоставляя ее произведения «глухим» символистам. Было близко будетлянину и творчество Ю. К. Олеши, с которым он тесно общался и сотрудничал в эти годы. В 1930 году Крученых даже написал стихотворение по мотивам сказки «Три толстяка».
В конце 1920-х годов Крученых публикует ряд поэтических сборников, которые уже не пользуются былой популярностью и не вызывают резонанса. ЛЕФ закрывается, и футурист вынужден продолжать литературную деятельность в одиночку. Последними авангардными сборниками поэта стала дилогия 1930 года «Ирониада» и «Рубиниада», посвященная его возлюбленной Ирине Смирновой. В этом же году ушел из жизни В.В. Маяковский, являвшийся не только другом Крученых, но и его заступником. Крученых сразу же попал под удар советской критики, однако на протяжении несколько лет еще оставался участником литературной жизни страны (помогал изданию собрания сочинений Хлебникова, публиковал собственные статьи). Но даже несмотря на рекомендации Бориса Пастернака, Юрия Олеши и Артема Веселого, написанные в 1934 году, заумник не был принят в Союз советских писателей.
Невозможность публиковать собственные произведения и зарабатывать литературным трудом подтолкнула Крученых к библиофильству и книготорговле. Начиная с 1930-х годов и до самой смерти, основным его заработком была продажа редких книг и рукописей с автографами известных писателей и поэтов. Сначала коллекцию составляли работы друзей и сподвижников поэта: И. Терентьева, В. Маяковского, Вел. Хлебникова и т. д. Затем собрание пополнялось рукописями других выдающихся современников: К. И. Чуковского, Ю. К. Олеши, Л. А. Кассиля, а также С. В. Михалкова, Демьяна Бедного и др. Некоторые экземпляры Крученых передавал на государственное хранение, в основном в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ). Уникальная коллекция содержит 1085 книг и автографов.
Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.
В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Владимир Казаков, Константин Кедров и др.
Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Алексей Крученых: биография, стихотворения
Поэт трагической судьбы Алексей Крученых прожил долгую жизнь, но именно в этом и состоит драматизм. Он более 30 лет вынужден был жить ненавистной жизнью обывателя. Яркий период его жизни был недолгим, но чрезвычайно ярким, освещенным гениальностью.
Семья и детство
Родился Алексей Крученых 21 февраля 1886 года в селе Оливское Херсонской губернии в простой семье. Отец его вышел из крестьянской среды, был сначала выездным кучером в имении, и до 8 лет будущий футурист жил в маленьком селе на 30 домов, а потом отец решился продать дом в деревне и стал извозчиком в Херсоне, так что детство Алексей провел в этом городе. Здесь Крученых окончил школу в три класса и в 1902 поступил году в Одесское художественное училище. Так закончилось спокойное детство юноши. Выбор места учебы состоялся под сильным влиянием старшего брата, который обладал незаурядным талантом живописца.
Бунтарская юность
Одесское училище в те времена было лучшим художественным заведением Российской империи. Алексей Крученых прибыл туда с неясными надеждами на что-то яркое и сверкающее, а столкнулся с кропотливой работой, обучением основам построения рисунка и композиции. Школа учила реализму и в этом стиле Крученых писал первые свои работы, которые отличались сходством с натурой и свидетельствовали о наличии художественного таланта, но начинающий автор не был захвачен этим творчеством. В это время в Одессе шла бурная жизнь: множество развлечений, активная и разнообразная политическая деятельность, все это увлекло Алексея. Он участвовал в работе марксистского кружка и даже был однажды арестован за хранение запрещенной литературы, в это же время состоялось знакомство Крученых с Давидом Бурлюком, будущим основоположником русского футуризма.
Первое призвание
В 1907 году Крученых Алексей получил диплом об окончании училища и отправился в Херсон служить учителем рисования. Но мечтал он стать свободным художником, поэтому на службу ходил нерегулярно и в этом же году подал заявление о приеме в Московское училище живописи. И, несмотря на то, что в училище его не приняли, осенью 1907 года он отправляется в Москву с твердым желанием быть художником.
В Москве он заводит многочисленные знакомства в художественной среде, начинает работать в журналах «Будильник» и «Весна», в «Московской газете» в качестве иллюстратора и шаржиста. Он прославился как карикатурист и даже создал серию работ «Вся Москва в карикатурах» по заказу крупного издательства. Он достаточно успешно занимается творчеством, преодолевает свою академическую школу, обретает свой стиль, но мечта его – занятия литературой. Крученых участвует в периодической выставке Художественного общества московских художников, в выставке «Импрессионисты». Он входит в круг русского авангарда, знакомится с Еленой Гуро, Михаилом Матюшиным, Василием Каменским.
Литературное призвание
Крученых Алексей Елисеевич путь в литературу начинает с критических статей, рецензий, сатирических стихов. Он ощущает, что литература – это его главное дело жизни. В 1912 году он знакомится с Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, которые помогли окончательно сформироваться мировоззрению Крученых, который видел себя в роли создателя новой поэзии. Он пишет рассказы и рецензии, которые резко отличаются по стилю от окружающей литературной действительности, в них он старается изложить декларативные идеи о будущем общества и искусства.
Алексей Крученых и русский авангард
Алексей Крученых, биография которого с 1910-х годов связана с авангардным течением в искусстве, стал активным участником многих ярких событий в художественной среде Москвы. В 1911 г. он знакомится с Бенедиктом Лившицем, который вместе с братьями Бурлюк и Алексеем Крученых позже возродят футуристическое общество «Будетляне». В это время авангардизм бурно развивается в мире, появляются различные кружки и группы, которые призывают создавать новое искусство.
Все эти идеи очень нравятся Алексею, он сотрудничает сразу с несколькими группами и участвует в выпуске нескольких альманахов футуристов: «Садок Судей», «Трое», «Дохлая Луна», «Пощечина общественному вкусу». Крученых также выпускает собственные книги с теоретическими статьями и стихами, причем он выступает здесь в двух ипостасях: не только как литератор и теоретик, но и как художник-оформитель. 1912 год был богат художественными событиями, Крученых участвует в группе Д. Бурлюка «Гилее», сотрудничает с «Бубновым валетом», участвует в диспутах и общественных акциях.
Стихотворное творчество
В 1912 году Алексей Крученых, стихи для которого выходят на первый план, начинает тесно сотрудничать с Велимиром Хлебниковым. К этому времени оба поэта всерьез занимались созданием стихов на «собственном» языке, оба хотели реформировать поэзию, избавив ее от академической скуки. Крученых принес Хлебникову показать начало своей поэмы, а тот, начав читать, неожиданно начал дописывать продолжение. Так родилась их совместная поэма «Игра в аду». Позже они еще вместе напишут либретто к футуристической опере «Победа над солнцем».
С этого началась деятельность Крученых в сфере поэтического авангарда, он издает дебютную книгу стихов «Старинная любовь», в которой продолжает развивать примитивистскую традицию. Книга, как и поэма, была иллюстрирована выдающимися русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой и явила собой образец синтеза слова и графики. Крученых начинает эксперименты по созданию алогичных стихов, исповедуя изобретенный принцип «мирсконца», который позже реализовался в сборнике произведений Хлебникова и Крученых с таким же названием.
В 1913-14 годах Крученых экспериментирует с новым стилем – литературной заумью, он начинает писать стихи на языке собственного изобретения. Новые произведения вошли в сборник «Помада». Самым знаменитым из них стал текст:
По словам А. Крученых, в нем было больше русского национального духа, чем во всей поэзии А. Пушкина. Свои литературные опыты поэт продолжает до 1930 года, когда выходит сборник его стихов «Ирониада».
Годы без поэзии
С 1930 года Крученых Алексей Елисеевич, фото которого часто появлялись в сборниках работ авангардистов, начинает отходить от литературы. Его соратники покидают его: умерли Маяковский и Хлебников, братья Бурлюк, как и многие другие футуристы и передовые художники и поэты, уезжают из страны.
С 1934 года работы Крученых перестали публиковать, позже ему отказали в приеме в Союз писателей. Он занимается букинистической и антикварной деятельностью, готовит к изданию книги своих сотоварищей, в частности Маяковского и Хлебникова. Во время Второй мировой войны Алексей работает в информационном агентстве «Окна ТАСС». За свою жизнь Крученых собрал уникальную библиотеку. Советская власть не давала работать поэту, он перебивался разными заработками. И только за 2 года до смерти состоялся его единственный в жизни творческий вечер. 17 июня 1968 года Алексей Елисеевич Крученых ушел из жизни.