Главная ценность компании – люди. Как ОАО «РЖД» заботится о сотрудниках
Начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева рассказала о программах поддержки работников компании и о перспективных социальных проектах, запланированных на 2022 год
ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем России. В компании выстроена комплексная система социальной поддержки не только работников, но и членов их семей, ветеранов отрасли. Что сделано для благополучия железнодорожников в 2021 году и что ещё предстоит сделать, «Гудку» рассказала начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.
– Один из главных документов ОАО «РЖД» – Коллективный договор – регулярно дополняется и актуализируется. Какие изменения были внесены в 2021 году?
– Вопросы привлечения, удержания и мотивации сотрудников, создание для них комфортных условий для работы и жизни у нас всегда на первом месте. В 2021 году в Коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы было закреплено право работника указать любые 12 месяцев своей трудовой деятельности (за последние пять календарных лет) для расчёта единовременного поощрения за добросовестный труд при выходе на пенсию. Также был установлен режим дистанционной работы, а отдельным распоряжением ОАО «РЖД» утверждены размеры компенсации расходов за удалённую работу.
Дополнительные меры поддержки были внедрены для работников Дальневосточной железной дороги: ставка по ипотеке 2%; компенсация авиаперелёта к Черноморскому побережью; увеличение размера компенсируемого социального пакета.
Ещё одно нововведение 2021 года – распространение проекта «Бонусный пакет» на пять полигонов железных дорог. Он позволяет работникам зарабатывать баллы за различные активности и обменивать их на корпоративные льготы. С 1 января 2022 года этот опыт распространён на всю сеть.
В прошлом году в Дирекции железнодорожных вокзалов началось пилотирование проекта «Твой выбор», который нацелен на вариативность социального пакета. Работники могут отказаться от невостребованной льготы и заменить её на другую.
– Как компания помогает своим сотрудникам с приобретением собственного жилья?
– В ОАО «РЖД» для повышения привлекательности компании как работодателя реализуется Концепция жилищной политики. Она предусматривает предоставление финансовой поддержки работникам при оплате процентов по ипотечным кредитам и безвозмездные субсидии на покупку собственного жилья, а также строительство технологического (служебного) жилья в непосредственной близости к месту работы, в том числе на отдалённых станциях, где существует дефицит трудовых ресурсов. Железнодорожники, на которых не распространяются критерии финансовой поддержки компании, могут воспользоваться программой «Корпоративный клиент», реализуемой совместно с банком ВТБ.
По итогам 2021 года 6,5% от общей численности работников компании вовлечены в жилищные программы, в том числе 3,3% участвуют в жилищной ипотечной программе. Всего ОАО «РЖД» субсидирует сегодня более 22 тыс. ипотечных кредитов. Ежегодно более 2 тыс. человек становятся собственниками своего жилья с финансовой поддержкой работодателя.
Отмечу, что для решения жилищных вопросов в 2021 году было внедрено четыре новых продукта: региональная ипотека с процентной ставкой 2%; возможность рефинансирования действующих субсидируемых ипотечных кредитов; механизм продления периода возмещения за наём жилья у сторонних собственников и предоставление ипотечной субсидии высокопотенциальным работникам. Сегодня наша задача – сделать жилищное предложение индивидуальным, соответствующим запросам как работодателя, так и работников.
– Недостаточная физическая активность людей – одна из проблем современного мира – актуальна для каждого четвёртого взрослого человека. Что сделано для приобщения железнодорожников к здоровому образу жизни?
– Ещё в 2020 году в ОАО «РЖД» был утверждён План мероприятий до 2025 года по реализации Концепции ЗОЖ. Залогом успешности программы является целостный подход, основанный на определении здоровья не только как отсутствия болезней, но и как состояния полного физического, эмоционального, интеллектуального, социального благополучия. За 2021 года проведено более 15 тыс. мероприятий по всем направлениям концепции с общим охватом около 3 млн человек. Это отражается на снижении заболеваемости наших работников, уменьшении количества больничных листов по временной нетрудоспособности.
На данный момент ведётся большая работа в регионах железных дорог по созданию и развитию Физкультурно-спортивных клубов (ФСК). На сегодняшний день на сети железных дорог осуществляют деятельность 588 ФСК, в которых занимаются 25 тыс. железнодорожников.
Конечно, формирование навыков ведения ЗОЖ начинается с воспитания мотивации к здоровому образу жизни у самих работников. Проводниками этого движения на всех уровнях организационной структуры в компании станут агенты по продвижению здорового образа жизни.
– Какие оздоровительные программы железнодорожники могут пройти на объектах компании?
– Оздоровление и социальные услуги для работников компании, членов их семей и неработающих пенсионеров в настоящее время оказывают 229 объектов социальной инфраструктуры (объекты культуры и спорта, детского и взрослого оздоровления).
Мы разработали специальные программы, направленные на реабилитацию работников после СOVID-19, а также фитнес-туры в пансионаты и санатории ОАО «РЖД» для укрепления здоровья и повышения иммунитета железнодорожников.
Объекты ОАО «РЖД» оказывают услуги не только железнодорожникам, но и всем гражданам.
Но содержание собственной инфраструктуры, а особенно её трансформация под современные вызовы и требования – довольно сложная задача. Для определения текущего состояния – достаточности или избыточности социальной инфраструктуры, выявления актуальных проблем и формирования перспективных направлений – разработан и в настоящий момент внедряется «Социальный паспорт ОАО «РЖД». Это информационно-аналитическая система мониторинга и оценки текущей ситуации в регионах присутствия ОАО «РЖД» по направлениям социально-кадровой политики. Мониторинг осуществляется по 152 показателям (численность и состав населения, уровень благосостояния, степень благоустройства территории и наличие социальной инфраструктуры всех видов собственности (государственная, частная), разработан алгоритм расчёта индекса качества населённого пункта. Данный инструментарий позволяет объективно определить актуальные проблемы и перспективные направления развития. Первый пример и опыт использования работы IT-системы «Социальный паспорт ОАО «РЖД» – создание программы развития мест локального проживания работников ОАО «РЖД». Благодаря анализу данных были определены 67 станций, требующих развития социальной инфраструктуры.
Совместно с регионами разработан и утверждён План мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в местах локального проживания работников ОАО «РЖД» со сроком реализации до 2035 года.
– Цифровые сервисы становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Как социальная сфера адаптируется к новым реалиям?
– Сейчас перед нами стоит задача целостного изменения подхода к предоставлению социальных услуг железнодорожникам. Для этого мы разрабатываем и внедряем цифровые сервисы, направленные, прежде всего, на упрощение процедуры получения социального пакета и создание доступной, удобной среды для управления льготами и компенсациями работников, членов их семей и неработающих пенсионеров.
Уже сегодня на Сервисном портале работника ОАО «РЖД» наши сотрудники могут онлайн оформить льготный проезд, путёвку в санаторий для себя или ребёнка, а в ближайшее время на портале можно будет оформить частичную компенсацию стоимости занятий спортом (спортивного абонемента). На данный момент этот сервис проходит апробацию в аппарате управления.
Ведутся работы по развитию и цифровизации проактивных социальных сервисов: разрабатывается возможность подачи заявки на получение корпоративной поддержки по жилищной программе; тестируется ипотечный калькулятор; ведутся работы по запуску раздела «Бонусный пакет»; создаётся информационное пространство для организации культурно-массовых мероприятий, продвижения ЗОЖ и корпоративного волонтёрства.
В 2018 году мы создали автоматизированную информационную систему (АИС) социального блока «Льготы». В АИС «Льготы» обрабатывается и ведётся учёт всех заявочных кампаний по льготам, проводятся комиссии по направлениям работы, формируется бюджет, а также проводится анализ и мониторинг текущей ситуации по социальным направлениям для дальнейшего принятия управленческих решений.
– Где железнодорожники могут узнать о льготах и новых мерах социальной поддержки, которыми они могут воспользоваться?
– На Сервисном портале работника ОАО «РЖД» ведутся блоги, также актуальную информацию о событиях в социальной политике компании можно узнать в социальной сети Instagram — @social_rzd.
В настоящее время ведётся разработка нового инструмента информирования «Уведомление работников по наступлению жизненной ситуации», позволяющего проводить адресное информирование сотрудников при наступлении различных жизненных ситуаций, например рождение ребёнка, бракосочетание и другие.
– Этот год в компании объявлен Годом корпоративного добровольничества. Почему, на ваш взгляд, так важно развивать это направление?
– Благодаря корпоративному волонтёрству компания имеет возможность привлечь и сохранить лучших специалистов, реализовать свою социальную ответственность перед обществом и страной в целом. Кроме того, волонтёрское движение развивает корпоративную культуру компании и способствует сплочению коллектива, даёт возможность сотрудникам развиваться не только профессионально, но и нравственно. В этом году планируется разработать целевую программу «Корпоративное волонтёрство ОАО «РЖД», в которой будут обозначены основные направления развития этой деятельности. Также в планах разработка цифровых продуктов, позволяющих повысить информированность работников о волонтёрских акциях, в которых они могут принять участие.
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Вся генеральская рать РЖД. Знакомимся со штабом «нереформ» Олега Белозёрова
В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.
Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.
Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.
Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.
Олег Атьков (слева), Валерий Решетников
В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».
«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.
Олег Валинский
В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».
Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.
Сергей Кобзев
Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.
Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.
Вадим Михайлов
Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.
«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.
Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.
Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.
И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.
Александр Мишарин
В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».
О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.
Пётр Кацыв
Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.
Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.
Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.
Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.
Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.
Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта
Департамент социального развития (ЦСР)
ДУДКИН Олег Владимирович 2-34-21
Специалист 1 категории (приемная)
ВЛАСОВА Алсу Хаммятовна 2-34-21
Первый заместитель начальника департамента
Заместитель начальника департамента
РЫМАРЬ Сергей Степанович 2-49-61
Для справок 2-34-21
Содержание
Отдел нормативного обеспечения социальной сферы
НЕДОРЕЗОВ Александр Геннадьевич 2-93-27, 2-33-10
Заместитель начальника отдела
БЕЛУЖКИНА Ирина Викторовна т/факс 2-68-52
АЛЕКСЕЕВА Светлана Николаевна 7-30-95, факс 7-54-49
БАРАБАШ Алла Викторовна 7-03-06
ГОЛУБЕВА Ольга Сергеевна 2-39-50
ФЕДОСЕЕВА Наталья Александровна 7-34-73
Отдел экономического анализа социальной сферы
Заместитель начальника департамента — начальник отдела 2-71-82
БУНИНА Нина Ивановна 2-03-79
Заместитель начальника отдела
ГАЛКИНА Татьяна Владимировна 2-74-88
КОРЕНЬКОВА Анна Викторовна 2-80-33
ХОЛОДОВА Марина Юрьевна 2-74-12
ЗАЕЦ Наталия Александровна т/факс 2-52-04
Специалист 1 категории
МАШКОВСКАЯ Анна Георгиевна 2-73-06
Отдел реализации молодежных и оздоровительных программ
Заместитель начальника департамента — начальник отдела
ГЛАЗКОВА Татьяна Игоревна 2-32-51
МОСКВИЧЕВА Виктория Юрьевна 2-75-21
РОЖНИКОВА Анна Владимировна 2-71-84
ЧЕКМАРЕВА Наталья Юрьевна 2-12-17
НИКИТИНА Вера Александровна 2-03-53, факс 7-33-53
Отдел реализации программ в области культуры и спорта
КОРОЛЕВ Юрий Александрович 7-59-48, факс 2-81-37
Заместитель начальника отдела
РЫБАЛЬЧЕНКО Владимир Леонидович 2-08-39
ГАРНЦЕВА Ирина Викторовна 2-29-91
САВИНА Надежда Андреевна 7-63-55, т/факс 2-78-97
Специалист 1 категории
ФИНОГЕНОВ Александр Артурович 7-63-53
Отдел реализации жилищной политики
МЫЛИЦИН Александр Владимирович 2-56-89, факс 2-32-37
Заместитель начальника отдела
МАЙОРОВ Владимир Геннадьевич 7-15-53
СИМОНОВА Наталья Гавриловна 2-23-88
АНИКИНА Светлана Геннадьевна 2-00-49
МИНГАПЕВА Ольга Петровна 2-08-25
КАЛИМУЛЛИНА Алла Николаевна 2-06-30
Отдел социальной защиты
КУКЛИНА Надежда Геннадьевна 2-62-60, т/факс 2-31-28
Заместитель начальника отдела
ЧАБАНОВ Александр Александрович 2-70-04
ТЕРЕХОВА Наталья Викторовна 2-90-87, факс 2-17-15