Александров Муж Орловой биография Личная

Григорий Александров

Биография

Советский режиссер Григорий Александров сумел преодолеть идеологические преграды середины 30-х и прославился в мировой киноиндустрии. Любимец представителей власти и муж легендарной Любови Орловой начал карьеру как актер, но вовремя осознал, что создавать фильмы значительно интереснее, чем вживаться в предложенные образы.

Детство и юность

Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.

Григорий Александров в молодости

Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.

Фильмы

Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.

В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»

Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.

После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.

Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»

Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.

Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.

Фильм Григория Александрова «Цирк»

Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.

Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.

Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»

С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.

В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.

Личная жизнь

Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.

Григорий Александров и Любовь Орлова

Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.

Григорий Александров с сыном и внуком

Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.

Смерть

Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.

Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.

Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.

Фильмография

  • 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
  • 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
  • 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
  • 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
  • 1970 – «Скворец и лира», генерал
  • 1924 – «Стачки»
  • 1927 – «Октябрь»
  • 1930 – «Спящая красавица»
  • 1932 – «Да здравствует Мексика!»
  • 1934 – «Веселые ребята»
  • 1936 – «Цирк»
  • 1938 – «Первое мая»
  • 1947 – «Весна»
  • 1953 – «Великое прощание»
  • 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»

Григорий Васильевич Александров

Фото Все

Видео Все

Григорий Александров. Легенды мирового кино

Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь

Почему режиссер Григорий Александров женился на жене своего сына

Григорий Александров — биография

Григорий Александров – советский режиссер, сценарист, получивший мировую известность, несмотря на жесткие идеологические рамки. Он был обласкан властью, его супругой стала белокурая красавица Любовь Орлова. Александров долго искал свое призвание, но сумел выбрать его с поразительной точностью.

Григорий Александров занимался творчеством в непростое время, однако умел заставить власть относиться к себе лояльно. Фильмы режиссера — «Веселые ребята», «Цирк» отличаются оптимистичностью, настраивают на позитивное отношение к жизни.

Детство и юность

Настоящая фамилия знаменитого режиссера Александрова – Мормоненко. Он родился в Екатеринбурге в январе 1903 года. Достоверной информации о родителях Григория Мормоненко нет. По одним сведениям – будущий режиссер вырос в семье разнорабочего. Есть иная версия — Мормоненко-старший был владельцем гостиницы, его семья жила в роскоши. Многие исследователи биографии режиссера склоняются к второму варианту. Для этого достаточно внимательно всмотреться в интеллигентное, благородное лицо режиссера.

Григорий Александров в молодости

Информация о творческой карьере Александрова достоверна. Он пришел работать в оперный театр в 12 лет, сначала выполнял обязанности разнорабочего, затем постепенно поднялся по карьерной лестнице до ассистента режиссера. Плотный рабочий график не помешал ему окончить музыкальную школу, курсы режиссеров Рабоче-Крестьянского театра, организованные Губнаробразом.

Актерская карьера

Со временем рамки провинциального театра показались Григорию тесными. Все познается в сравнении – так получилось и у Александрова. Актеры столичного Художественного театра, посетившие уральский город, поразили его своей игрой. После этих гастролей он уже не видел смысла своего пребывания в родном городе.

Александров уехал в Москву с благородной целью – чтобы повысить свою квалификацию. Он стал работать в Первом рабочем театре. Значимым для Григория стало знакомство с Сергеем Эйзенштейном, для которого он стал помощником в создании театральных постановок, кинофильмов «Броненосец «Потемкин», «Стачка».

Григорий Александров в фильме Стачка

Александрову, страстно желающему постоянно совершенствоваться в профессии, удалось побывать в Голливуде. Его отправили в Америку с благой миссией – продвигать советский кинематограф. Режиссер не забывал о собственных интересах, познакомился со многими зарубежными звездами, в том числе и с Чарли Чаплином.

Могут быть знакомы

Режиссер

Сотрудники театра сразу обратили внимание, что заграничное турне превратило Александрова в совершенно другого человека. Он без тени сожаления разрушил свои прекрасные отношения с Эйзенштейном. Ранее эти отношения были настолько тесными, что коллегам они казались подозрительными. Актеры, не стесняясь, обсуждали друзей, используя непристойные шуточки. Но теперь Григорий, ощутивший вкус зарубежной свободы, не желал оставаться в жестких рамках, куда по привычке загонял его старший товарищ.

Была и другая весомая причина, благодаря которой так разительно переменилось поведение Александрова. Сталин предложил ему снять кинокартину о революции. Фильм, появившийся на экране под названием «Интернационал», имел большой успех у любителей кинематографа. Удачливый режиссер получил следующий заказ от правительства, в этот раз советское руководство поручило ему снять веселую комедию.

Кадр из фильма Григория Александрова «Веселые ребята»

Результатом работы Александрова стали «Веселые ребята». Картина была для режиссера судьбоносной. В период ее создания он познакомился с красавицей Орловой. После завершения показа кинофильм получил специальную премию Венецианского фестиваля.

История «Веселых ребят» была непростой, Наркомат просвещения не одобрил идеи фильма, поскольку в ней отсутствовала партийная пропаганда. Это было веское основание для перемещения «Веселых ребят» в архив. Но здесь в дело вмешался всемогущий Максим Горький, настоявший, чтобы фильм посмотрел Сталин. Оптимистичная, жизнеутверждающая картина понравилась вождю, а затем ее с большим удовольствием посмотрели миллионы советских граждан.

Режиссер прекрасно понимал, что только счастливый случай помог его комедии выйти на экраны. Следовало закрепить успех, Григорий возлагал большие надежды на фильм «Цирк». Изначально сценаристами картины были Ильф и Петров. Но режиссера их текст не устроил, он так поработал над идеей фильма, что она стала неузнаваемой. Ильф и Петров отказались от авторства. Чтобы избежать прошлой ошибки, режиссер усиливает сюжет, тесно связав его с идеологией советского гражданина.

Кадр из фильма «Цирк»

Два первых военных года Григорий Васильевич работал в Алма-Ате, куда эвакуировали всех сотрудников «Мосфильма», их семьи. Однако в 1943 году его вызвали в столицу, предложили занять пост руководителя «Мосфильма». У Александрова больше не было времени для режиссерской работы, он занимался решением организационных проблем.

С 1951 года Александров стал работать преподавателем ВГИКа. В течение шести лет он занимался обучением режиссеров, изучал новые сценарии. В то же время Григорий Васильевич часто был участником международных конкурсов, куда звездного режиссера приглашали в качестве эксперта высокого класса.

Личная жизнь

У красивого, импозантного режиссера было три брака. Его первая супруга, актриса Ольга Иванова, выступала в эстрадном коллективе под названием «Синяя блуза». В 1925 году у молодой пары родился сын Дуглас. Когда Григория откомандировали в Америку, молодая жена стала встречаться с любовником, по этой причине супруги развелись.

Григорий Александров и его вторая жена Любовь Орлова

Второй женой режиссера стала Любовь Орлова. Именно Александров сделал эту изящную красавицу знаменитой, отдавая ей главные роли в своих фильмах. Для актрисы этот брак тоже был вторым. Их взаимоотношения окружающие считали очень необычными. Супруги, спавшие на разных кроватях, дома не разговаривали друг с другом, предпочитая общаться с помощью записок.

Такие порядки в доме завела актриса, имевшая на то личные причины. Многим казалось, что супруги находятся в фиктивном браке. Однако это было не так, подтверждением стали записки, дневники Орловой и Александрова, найденные в их загородном доме. Режиссер находился в браке с актрисой до самой кончины признанной красавицы.

Григорий Александров с семьей (сыном и внуком)

Третьей супругой звезды советской кинематографии стала вдова его сына Дугласа, Галина Александрова. Немолодой режиссер жил, не обращая внимания на досужие разговоры, Галина была очень внимательной женой. Она приводила в порядок его дневники, готовила любимые блюда Александрова, следила за своевременным приемом лекарств. Ответным жестом Григория Васильевича стало завещание на имя Галины, ставшей наследницей всего его имущества.

Причины смерти

В декабре 1983 года режиссер скончался. Его почки, пораженные инфекцией, перестали функционировать.

Могила Григория Александрова

Александров умер в одиночестве, его третья жена была в заграничной командировке. Прах режиссера покоится на Новодевичьем кладбище.

Режиссерские работы

  • 1924 Стачка
  • 1927 Октябрь
  • 1929 Старое и новое
  • 1930 Сентиментальный романс
  • 1932 Да здравствует Мексика!
  • 1934 Весёлые ребята
  • 1936 Цирк
  • 1938 Волга, Волга
  • 1938 Первое мая
  • 1947 Весна
  • 1949 Встреча на Эльбе
  • 1952 Композитор Глинка
  • 1953 Великое прощание
  • 1960 Русский сувенир
  • 1974 Скворец и Лира

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Любовь Орлова и Григорий Александров: идеальная пара или фиктивный брак?

Любовь Орлова была женой и музой Григория Александрова, знаменитого советского кинорежиссера, сценариста и актера. Их считали самой яркой и в то же время идеальной парой СССР. Они были вместе в жизни, на съемочной площадке, на публичных мероприятиях – словом, они были настолько неразлучны, что поклонники и друзья воспринимали их как единое целое. Казалось, их отношения наполнены любовью, заботой и взаимопониманием. Им завидовали, на них равнялись и брали с них пример. А совместное творчество только укрепляло брак актеров. Под «крылом» Александрова Орлова «расцвела» и стала настоящей советской кинозвездой.

Через несколько лет после смерти Орловой Александров объявил о женитьбе – публике показалось, что новую избранницу вдовец нашел неприлично быстро. По мнению общественности, актер должен был еще долго скорбеть о своей идеальной супруге. Но были ли отношения творческой пары в жизни такими же идеальными, какими они казались на публике?

Смотрите сериал «Орлова и Александров» в воскресенье, 16 августа, в 10:10 на телеканале «МИР».

Брак с Орловой у режиссера был не первый – до этого у него уже были отношения с актрисой Ольгой Ивановой. В браке родился сын Дуглас. Семья распалась: Александров в 30-ые годы уехал стажироваться в Голливуд, за это время супруга нашла ему замену. Когда Григорий вернулся в Россию и обо всем узнал, супруги расстались. Долгое время Дуглас был лишен теплоты и заботы родителей – мать снова вышла замуж и не занималась воспитанием сына. Александров тоже не был заинтересован. В итоге ребенок оказался в детском доме. Лишь когда Дуглас подрос, Григорий стал проявлять к нему некоторый интерес.

К тому моменту Александров уже состоял в отношениях с Орловой. С Любовью он, конечно, познакомился на съемках: первой режиссерской работой Александрова в 1933 году стала музыкальная комедия «Веселые ребята». В пару к главному герою фильма (его играл Леонид Утесов) долго не могли подобрать актрису. И вот на съемочную площадку ассистент пригласил Любовь Орлову. Ей был 31 год, а Александрову – 30. Тогда режиссер не обратил на женщину никакого внимания, а вот она глубоко впечатлилась красотой Александрова.

Орлова не впечатлила Григория ни как женщина, ни как актриса – по настоянию коллег ему даже пришлось идти на ее выступление в музыкальный театр при МХАТе (актриса тогда блистала в спектакле «Перикола»). Вот тут произошла настоящая магия: артистка средних лет, абсолютно не впечатлившая его на пробах, вдруг показалась Александрову не только идеальной исполнительницей главной женской роли в «Веселых ребятах», но и будущей звездой. По сцене она двигалась легко и непринужденно, режиссер даже не усомнился, что в свои 31 она сумеет сыграть 18-летнюю девушку. В тот вечер как раз и произошло их настоящее первое знакомство.

Рассказывают, что в первую очередь назначением партнерши был удивлен сам Утесов. Он даже назвал актрису «калошей» – Орлова, конечно, обиделась и с тех пор у партнеров были напряженные отношения. Александров, в свою очередь, переписал сценарий под будущую звезду – уменьшил количество сцен с Утесовым, а вместо него в кадре стала чаще появляться Орлова. Роман артисты закрутили прямо на съемочной площадке, а после премьеры «Веселых ребят» поженились. Поговаривали, конечно, что для Орловой это был брак по расчету – ведь она была совсем еще неизвестной актрисой, а под покровительством мужа-режиссера точно стала бы звездой. Как то было на самом деле, Орлова никогда не рассказывала.

Она с пониманием отнеслась и к наличию у супруга сына Дугласа. Они даже какое-то время поддерживали семейные отношения. Дуглас жил в доме новобрачных, хоть и в небольшом чулане, предназначенном скорее для прислуги. Но когда пасынок надумал жениться, Орлова сменила милость на гнев – ведь речь шла о браке с Галиной Крыловой, красавицей из другого сословия. Орлова переживала, что такая партия очернит социальный статус семьи. Григорий Васильевич согласился с супругой и прекратил общение с сыном.

Александров никогда не скрывал своего обожания и восхищения Орловой – он ставил ее на первое место и в жизни, и на работе. Особое отношение не могли не заметить коллеги по съемочной площадке. Дошло до того, что Эйзенштейн перестал всерьез воспринимать фильмы своего ученика Александрова с участием Орловой. Дело в том, что Григорий Васильевич был слишком одержим доведением образа Орловой в фильме до идеала: она и пела, и танцевала, под нее выбирались лучшие ракурсы и переписывались сцены. Режиссер подолгу занимался пластикой актрисы и постановкой жестов. Он даже запретил операторам снимать жену с определенных ракурсов, только бы она выглядела идеально. Многие ставили Александрову это в укор. А Эйзенштейн даже прозвал творческое трио режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача «Орловскими рысаками».

Пара свободно выезжала за границу, в том числе для того, чтобы поднимать престиж государства. Он был успешным режиссером и красавцем, она – известной актрисой с хорошими манерами, к тому же, владеющей немецким и французским. Было известно, что Сталин покровительствовал творчеству Александрова. Правда, никто не знал, почему именно – из-за большой любви не то к фильмам, не то к жене режиссера. Поговаривают, что вождь был третьим в любовном треугольнике Любови и Григория. Однажды он заявил Александрову, что немедленно отдаст приказ расстрелять, если хоть кто-то обидит его любимую актрису. И вот в 1952 году арестовали Дугласа.

Сплетен было много. Любовников приписывали не только Орловой, но и ее мужу. Коллеги по цеху постоянно шептались, что супруг изменяет жене за границей. Ему даже приписывали роман с Марлен Дитрих, а про Любовь говорили, что режиссер делает из супруги копию этой идеальной для него женщины – так из брюнетки Орлова превратилась в ослепительную блондинку.

Впрочем, не только Александров был настолько привязан к своей супруге: она принципиально не снималась у других режиссеров и всю жизнь хранила абсолютно все его записки. Каждый Новый год они, согласно собственной традиции, встречали вдвоем на даче.

Но были и те, кто считал брак артистов наигранным и даже фиктивным. Мол, обоим был выгоден этот союз в карьерном плане. Масла в огонь подливало обращение супругов друг к другу исключительно на «Вы», отсутствие общих детей и то, что пара не спала в одной кровати, а Орлова появлялась перед супругом только при «полном параде». Однако близкие супругам люди говорили, что это не так, брак настоящий. Всю жизнь супруги поддерживали друг друга, Александрову даже удалось спасти жену от алкогольной зависимости.

Еще более трудные времена настали, когда Орлову стали все реже приглашать на роли в кино и театре. В 1974 году Александров попытался вернуть жене былую славу, сняв ее в фильме «Скворец и Лира». Однако картина не вышла на экраны, что еще больше расстроило актрису. Уже тогда она страдала от рака поджелудочной железы и через год скончалась. Брак Любови Орловой и Григория Александрова продлился 42 года.

Григорий Васильевич пережил жену на 7 лет. Вскоре после ее смерти его ждало новое потрясение – умер сын Дуглас. Тогда Александров женился на вдове его сына, Галине. Одни нашли в этом подтверждение неискренности чувств к Орловой и говорили, что режиссер был безутешен, а невестка смогла поддержать его. Другие рассказывают, что Галина всего-навсего была медсестрой и сиделкой престарелого режиссера, а брак они заключили фиктивно – ради внука и наследника режиссера.