Александр Волокитин Художник Красноярск биография

Александр Волокитин Художник Красноярск биография

Имя среди драгоценных

Хорошо помню, когда впервые узнала это имя. На одной из выставок христианского искусства в красноярском отделении Академии художеств на Предмостной увидела вот эти его работы.

Они выделялись среди множества ярких произведений и врезались в память. Назвать их портретами не могу, скорее, это образы. Аскетичные и в то же время живописные лики праведников. Вопиющая внешняя бедность — и очевидная духовная глубина. Редкий человеческий тип (где он их нашёл?) — и в то же время узнаваемый какой-то генетической памятью.

С тех пор красноярский художник Волокитин стал для меня в числе тех, чьему выбору и творчеству можно верить. В 2018 году наша редакция записала с ним интервью.

И вот его посмертная и одновременно юбилейная выставка. Посетители увидят здесь не только 60 работ из различных музеев и частных коллекций. Они узнают, что был Волокитин лётчиком и служил в красноярском авиаотряде. Что потом окончил Красноярский художественный институт в мастерской А. М. Знака, а его дипломной работой стало «Покаяние» — произведение, в котором очевидно: автор видит самые болезненные проявления жизни, но смотрит на людей глазами милосердия.

Выпускная работа А. Волокитина «Покаяние»

Из этой же серии — триптих «Судьбы».

Из триптиха «Судьбы»

Из триптиха «Судьбы»

Не зря Волокитина называют и портретистом — множество лиц, особенно женских, смотрят на посетителя со стен галереи. Самое чудесное — вы узнаёте среди них знакомых. Вот несколько портретов искусствоведа Марины Москалюк. А вот — автор нашей газеты, та, кто брал для нас интервью у художника — Галина Дмитриева!

Последний зал посвящён теме, которая стала главной для художника, по его собственному признанию. Тема христианства. Сама монументальность работ подчеркивает значимость изображённых сюжетов и идей.

Неоконченная и не сохранившаяся работа на тему:
человек перед дверями рая

Многие художники золотого века русской живописи — Нестеров, Васнецов, Врубель — кажется, присутствуют здесь. И Волокитин становится в их ряд.

Спасение человека искусством

В художественном музее имени В. И. Сурикова работает выставка, посвященная 65-летию со дня рождения талантливого красноярского художника Александра ВОЛОКИТИНА (1956–2019).

Экспозиция включает более 60 живописных произведений – представлены портреты и пейзажи, натюрморты и картины религиозной тематики. Но что бы ни изображал художник на своих полотнах, в центре его творчества всегда человек – с его чувствами, переживаниями и устремлением к Богу.

Классическая школа

Искусствовед музея, идейный вдохновитель и куратор выставки Полина Андреева познакомила корреспондента НКК с экспозицией, рассказала о творческом пути живописца и его месте в искусстве:

– Заслуженный художник Российской Федерации Александр Волокитин – безусловно наследник реалистической школы живописи. Хотя всю свою творческую жизнь он был в поиске, работал в разных жанрах, искал новые формы и смыслы. Его религиозные картины наполнены символами и метафорами. В портретах и пейзажах чувствуются традиции русской классической, академической школы. Некоторые видят в работах художника влияние Врубеля, Брюллова, Нестерова, Сурикова… Все-таки у Волокитина было фундаментальное, многоступенчатое художественное образование: Красноярская художественная школа, затем училище, институт, куда он упорно поступал три раза и наконец поступил – очень хотел учиться именно на отделении живописи, ни на каком другом. Его педагогами в разные годы были такие выдающиеся красноярские мастера, как Фирер, Сергин, Баженов, Знак. В конце 90-х стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярске, в мастерской Левитина.

Художник работал очень много и оставил серьезное творческое наследие – сотни картин. Они рассеяны по разным музеям и частным коллекциям страны, много полотен уехало за границу. Поэтому выставку собрать было непросто, она в этом смысле уникальна – ведь работы из частных коллекций больше нигде не увидишь, неизвестно, когда они следующий раз соберутся в одном зале. Организаторам удалось представить весь спектр творчества мастера – от самых ранних до самых поздних его работ, здесь показаны разные жанры и темы.

Как пилот стал художником

Судьба художника тоже уникальна. Он вырос в авиационной семье. Отец был замполитом авиаотряда, мать тоже работала в этой системе, старший брат уже летал. Судьба мальчишки была решена еще в детстве: отец даже не сомневался, что он тоже станет пилотом. Хотя Александр занимался в детской художественной школе, хорошо рисовал, подавал большие надежды. Но после школы поступил в авиационное училище. Окончив его, три года летал на Ан-2 по всему Красноярскому краю. И это ему очень нравилось. «Доставляли в больницы раненых, сбрасывали парашютистов на пожар, возили пассажиров и разные грузы…» – рассказывал художник в одном из своих интервью.

Он был влюблен в небо. Но и творчество не отпускало. Пытался совмещать две эти любви: рисовал всегда и везде, даже в кабине самолета – изображал Землю с высоты.

«Но однажды, помню, сел и подумал: «Неужели и дальше все будет так?» Конечно, я любил летать, но вся эта беготня, заполнение бумаг, необходимость подчиняться, возить всем этим большим и маленьким начальникам из разных ведомств мешки с рыбой… Чего только не приходилось делать. И вспоминать не хочется. Такая вот получалась романтика. Конечно, летать-то хорошо – небо, облака… Красиво. А вот оборотная сторона… Вся эта возня, все эти командиры. И я решил: пусть не буду столько зарабатывать, но буду жить, как мне хочется…»

И он ушел из авиации, решив посвятить себя творчеству.

Не знаю, много ли потеряла авиация с уходом Волокитина-пилота, но искусство, живопись приобрели уникального художника с прекрасной кистью, неповторимым взглядом на мир и большим талантом.

Кстати, тема полета в той или иной форме прослеживается во многих картинах мастера. Это и летящие птицы, и летящая трапеция в его самой яркой картине «Парад-алле», в которой он в аллегорической форме изобразил яркую суматоху 90-х и надежды на лучшее. И мистические летящие дымы в картине «Шаманка», символизирующие то ли пролетающую жизнь, то ли полет фантазии… У художника даже мазки краски устремляются ввысь. Многие картины написаны так, будто мы видим изображение сверху. Вытянутые пропорции, круговая композиция, панорамное видение, как будто взгляд из кабины самолета.

Трудные судьбы

А на картине «Спасение человека» летят ввысь люди-боги. Богоматерь несет в небо на своих руках человека, в котором угадывается Христос. Сильная работа, вершина творчества Волокитина. Картина с очень трудной судьбой. Она написана в 90-е годы, когда у художника не было денег ни на краски, ни на хороший грунт. Картина хранилась без подрамника, в рулоне. Когда ее развернули – она посыпалась. В Енисейске, где она хранилась, условия тоже были неблагоприятные, полотно продолжало разрушаться. Туда выезжал специалист из музея Сурикова, осмотрел картину, ее привезли в Красноярск, сделали первоначальную реставрацию, чтобы полотно можно было выставить. Но оно нуждается в глубокой реставрации, а это дорого, нужны деньги. Картину обязательно надо сохранить – она, говорят специалисты, знаковая для сибирского искусства.

Совершенно передвижнический триптих «Судьбы» представлен на выставке. Изображены люди в трудных жизненных ситуациях. Нищенка с ребенком. Безногий инвалид на тележке на берегу Енисея. Пьяная мать лежит на лестнице, и ребенок рядом – девочка с совсем не детскими глазами. Смотришь на них, и чувствуешь, что дух Василия Григорьевича Перова витает где-то рядом. Страшные картины. Но так художник показал человеческие трагедии 90-х. Он признавался друзьям: «Не могу пройти мимо страданий, мне надо разбередить людям сердца. Искусство должно трогать душу».

И оно трогает. Причем, как это ни удивительно, целая галерея мрачных картин художника (чего стоит одна только инсталляция «Покаяние») не давит на тебя, не ввергает в уныние и пессимизм. Потому что рядом висят еще и портреты кисти Волокитина. Они прекрасны! От них глаз нельзя оторвать, настолько точно художник умел схватить характер человека, его душу. Особенно ему удавались детские и женские портреты. «Девушка в шали» – это вообще что-то суриковское. А «Принцесса» – как будто полотно из XVII века, здесь уже, кажется, дух Веласкеса улыбается нам.

А какие цветовые решения! Например, в натюрморте «Сухие подсолнухи». Волокитин – прекрасный колорист.

Давно ни одна выставка местных художников не производила на меня столь мощного впечатления – ушел с нее переполненный чувствами. Это большое искусство, которое заставляет думать, переживать, страдать и радоваться.

Выставка будет работать до 10 мая по адресу: Красноярск, пр. Мира, 12.

Искусство скандала: семь красноярских художников-бунтарей

«Проспект Мира» решил вспомнить красноярских возмутителей спокойствия от искусства, которые удостаивались гнева народного или реакции властей.

Андрей Поздеев

Тот самый привычный чудаковатый художник с зонтом прошел сложный путь к признанию его авангардной живописи. В советское время, особенно 1970-е годы, экспрессионистские и символистские искания Поздеева у собратьев вызывали недоумение и снисходительное молчание, а когда дело доходило до организации выставок — двери залов каждый раз громко захлопывались. Власть не раз отказывалась организовывать его выставки в Москве и Петербурге, а на одной из них — всё же состоявшейся — распухшая книга отзывов стала предметом зависти и упреков художественного сообщества. Андрея Поздеева ни власть, ни собратья по цеху не принимали за слишком «другое» искусство и «формализм».

Андрей Поздеев, «Женихи»

Макс Шараев и Игорь Смирнов

В 1999-м красноярская власть запретила выставку молодых и дерзких художников Игоря Смирнова и Макса Шараева. Экспозиция с объектами и комиксами под названием «Марс атакует» была расценена красноярской городской администрацией как пропаганда насилия и извращенных форм видения мира — и изгнана из Художественного музея им. Сурикова. Позднее, в конце января 2000-го, выставку открыл гостеприимный современному искусству КИЦ. Пережив «Дом-2» и панк-молебен в ХХС, сегодня «карикатурный фашизм с признаками порнографии» вряд ли кого испугает.

Материал про выставку в «Сегодняшней газете», 2000 год

Олег Пономарев

В 2007-м Олег был исключен из красноярского отделения Союза художников и лишен мастерской, поскольку не перенесли позора члены охранительного профсоюза. Причиной стало публичное внимание к художественному методу Пономарева: продолжая традиции Джексона Поллока, он создавал «живопись действия» собственным телом, вместо кисти используя свой член. «Большой репортаж» Натальи Кечиной наделал много шума в местной тусовке, а сюжет в «Сексе с Анфисой Чеховой» прославил Олега на весь мир. На волне популярности нашему художнику сделали заказ на портрет госсекретаря США Кондолизы Райс и, по слухам, даже Аллы Пугачевой.

Кадр из шоу Анфисы Чеховой

Алексей Мартинс

Самый молодой в нашем списке, ныне номинант престижной художнической «Премии Кандинского», Алексей тоже попал в хронику происшествий. 1 мая 2010 года выпускник училища имени Сурикова подбил одногруппников отметить праздник всех трудящихся пленэром прямо посреди Коммунального моста. Буквально через полчаса к пейзажистам подъехал наряд ДПС, и несанкционированный перформанс пришлось прекратить. Разошлись мирно, полисмены даже штрафа не взяли, но фривольный поступок аукнулся Мартинсу на выпускном экзамене.

Арт-группа «Мигрень»

Не имевшая прямого отношения к искусству группа красиво вписала наш город в арт-скандал мирового значения. Утром 23 августа 2012 года на улицах Сурикова, 9 Января и Ленина появились таблички с фамилиями трех участниц панк-группы Pussy Riot, спевших известно где. Назвав улицы вблизи двух главных городских храмов в честь М. Алехиной, Н. Толоконниковой и Е. Самуцевич, активисты вложили свои пять копеек в эпохальную историю. Ни власть, ни церковь официально никак не отреагировали, однако Дениса Стяжкина, единственного расчехлившегося участника «Мигрени», через пару недель вроде как подвергли пыткам с допросом — накануне визита патриарха Кирилла в Красноярск.


Василий Слонов

Куда же без него? «Вот будешь как Слонов — прямая дорога тебе в КИЦ», — типичная страшилка в красноярском худучилище. Живая легенда и всемирно известный художник Василий Слонов своим эпатажным искусством давно завоевал любовь журналистов и простого народа, а с 2013 года — и отдела по борьбе с экстремизмом. Именно благодаря арестованной серии «Welcome! Sochi 2014» Василий Слонов снискал мировую славу, а директора музея PERMM Марата Гельмана уволили. Сатирический цикл картин был посвящен Олимпиаде в Сочи, а именно «смеси баснословной национальной удали и патриархальной агрессии». Все 60 картин проверяли на законность использования олимпийской символики и экстремизм. Сама же выставка получила необычайную популярность и была быстро раскуплена по стоимости от 500 евро за плакат.

Василий Суриков

И в качестве бонуса — главный красноярский художник всех времен, в честь которого даже назвали кратер на Меркурии. Знаток русских бунтов, написавший по ним немало картин, в 1881 году Василий Иванович и сам примкнул к бунтарскому движению в искусстве — «передвижникам». Начало объединению было положено за 20 лет до того, когда лучших студентов Российской академии художеств исключили за акцию протеста, что вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Студенты впервые решили, что не хотят по указке писать дипломные работы, хотят «на свободную тему» — это было первое политическое выступление демократически настроенных художников в российской истории.

Василий Суриков, «Красноярский бунт 1695 года»