Александр Александрович Шаховской Краткая биография

Шаховской, Александр Александрович

Князь Александр Александрович Шаховской (24 апреля [5 мая] 1777, поместье Беззаботы, Смоленское наместничество — 22 января [3 февраля] 1846, Москва) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Биография

Происхождение

Князья Шаховские восходят к династии Рюриковичей. Ведут свой род от князей Ярославских, старшей ветви потомства Владимира Мономаха. Константин — сын князя Ярославского Глеба, по прозвищу Шах, является основателем фамилии князей Шаховских. А. А. Шаховской — один из членов третьей ветви старшей линии фамилии князей Шаховских. Среди предков драматурга не было особенно выдающихся деятелей.

Его родители — Александр Иванович Шаховской (камергер польского короля Станислава Августа) и Анастасия Федоровна Пассек. Отец по неизвестным причинам оставил придворную карьеру и прожил жизнь небогатым провинциальным помещиком. Мать была племянницей Петра Богдановича Пассека. Именно от неё, как свидетельствует сам Шаховской в своем письме П. М. Бакуниной, он «наследовал дар авторства». Именно она заронила в его душу искру «творческого огня» и лелеяла мечту видеть в своем сыне поэта.

Детство

А. А. Шаховской родился в имении своего отца в селе Беззаботы (Ельницкий уезд, Смоленская губерния), где провел своё детство. Информации о том, как Шаховской провел своё детство, крайне мало. В автобиографическом письме Бакуниной он называет себя «сельским баричем» . Примерно в 1784 году Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион, где пробыл около 8 лет и окончил полный курс. В 1786 году Шаховского записали сержантом в гвардию, в Преображенский полк, и после окончания пансиона, в возрасте 16 лет, Шаховской был отправлен в Петербург «пробивать себе дорогу» . Сам Шаховской описывает этот период так:

Шестнадцати лет
Я в кружащийся свет
Брошен горькой долей
И, как челн, сам не свой,
Мчался в путь роковой
He своею волей.

Молодость

Поэтический дар Шаховского проявился в ранней юности. Этот дар он взял с собой при переезде в Петербург. Свои стихи (мадригалы и послания) он показывал писателю Н. Эмину, который нашел в Шаховском талант.

В полку Шаховской нашёл дружбу с поэтом С.Мариным, Ф.Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И. И. Валберха, вскоре познакомился с драматургом А. Я. Княжниным и И.Дмитревским. Поощряемый новыми друзьями, дебютировал в 1795 году не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка».

С этого времени Шаховской сделался посетителем аристократических гостиных, он имел своеобразный успех. Как писал сам Шаховской «мадригалы мои красовались в богатых альбомах, романсы мои пелись милыми голосами за дорогими фортепианами». Вскоре он начал играть в светских любительских спектаклях. Пьеса «Женская шутка» ввела Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей. Вскоре произошло знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным, который предложил князю занять место члена репертуарной части театра. Так, в 1802 году в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров.

Театральная карьера

В 1802 году Шаховской был отправлен во Францию с целью ангажировать актеров из французской труппы. Во Франции он проводит больше года. Известий об этой поездке сохранилось крайне мало, многое поросло легендами. Во многом это произошло благодаря самому Шаховскому.

После возвращения из Парижа в 1803 году Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете, продолжая выступать на любительской сцене. Все современники сходятся на том, что Шаховской был одаренным актером. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. Пишет комедию «Коварный» (16 декабря 1804), которая была освистана. Эпиграмма князя П. А. Вяземского на Шаховского после этой пьесы:

При свисте кресл, партера и райка
Сошел со сцены твой «Коварный».

В этой пьесе будет первый выпад по адресу Карамзина и его последователей, предвещавший появление «Нового Стерна» в 1805 году.Пьеса «Новый Стерн» была первой действительно успешной комедией Шаховского. Пьеса, воспринятая впоследствии как атака на карамзинистов, традиционно рассматривается как прямое выступление в поддержку «Рассуждения о старом и новом слоге…» А. С. Шишкова. Однако, сама пьеса была направлена не столько против Карамзина, сколько против сентиментального направления в целом. Литературные споры, вызванные «Новым Стерном», оказались лишь преддверием ожесточенной распри и нападок на драматурга, которые были связаны с появлением комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году.

После 1805 года Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии, трагедии, водевили, оперы, сатиры. Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель.

В 1808 году Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Эта пьеса долго держалась на сцене, ей подражали многие драматурги. Приближающаяся война с Наполеоном вызвала появление пьес, наполненных политическими аллюзиями. Шаховской создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех, который держался на сцене до 1830-х гг.

Портрет Александра Александровича Шаховского, 1820-е гг. Гравюра. «Русская Талия». СПб, 1825 г.

А 1811—1815 годах Шаховской принимал живое участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время Шаховской пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до появления «Горя от ума». Ни одна из пьес Шаховского не вызывала таких яростных споров, как эта. Резкость нападок на Шаховского была обусловлена личным характером его сатиры. Он прямо метил в определенных лиц. Наибольшее возмущение вызвала карикатурная фигура сентиментального поэта-балладника Фиалкина, в котором зрители угадали В. А. Жуковского. Среди первых обвинителей был В. Л. Пушкин. На Шаховского обрушился поток эпиграмм и сатир. За ним прочно закрепилась кличка «Шутовской». После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер, а осенью 1817 года обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет.

Создавая комедии, Шаховской думал и об их сценическом воплощении. Он умел открывать дарования в новичке, а зрелому актеру указывать на его истинное призвание. Среди артистов, воспитанных Шаховским, можно назвать : Е. С. Семенову, В. А. Каратыгина, А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского, М. И. Вальберхову, Н. О. Дюр, его сестру Л. О. Дюрову, А. Е. Асенкову, А. Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др.

В 1818 году Шаховской оставляет свой пост и в 1821 году снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В первой комедии Шаховской впервые применяет разностопный ямб для передачи разговорной речи.

В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм и тем для своих произведений. Торжество романтизма в русской литературе побудило его к аналогичны исканиям в театре. Так возникают переработки поэм Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан»), романов Вальтера Скотта («Иванго, или Возвращение Ричарда Львиное сердце») и пьес Шекспира («Буря и кораблекрушение»).

В 1825 году Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Её постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост.

Однако на этом литературная деятельность Шаховского не остановилась. Он продолжал писать пьесы разных жанров. В конце 1820-х — середине 30-х годов Шаховской сближается с различными литераторами — С. Т. Аксаковым, М. Н. Загоскиным, С. Е. Раичем, М. П. Погодиным, С. П. Шевыревым, Н. И. Надеждиным. Шаховской также участвует в полемике с «Московским телеграфом», нападая со сцены на Булгарина и Греча. Пьесы «Романный маскарад» (1829), «Каламбурист и журналист» (1832) — свидетельства неослабевшего полемического дара.

Несомненное влияние на позднего Шаховского оказывала проза Пушкина. Она послужила образцом в прозаических опытах Шаховского и сказалась на замысле большого цикла повестей и рассказов «Русский Декамерон». Некоторые произведения из этого цикла были драматизированы. Так, постановка «Двумужницы» принесла Шаховскому большой успех.

Драматические произведения Шаховского 1830-х годов свидетельствуют о спаде его энергии. Он переделывает Мольера (комедия «Любовь-лекарь»), Байрона («Невеста Абидосская»), Тассо («Олинд и Софрония»). Примерно с 40-х годов Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра вплоть до своей смерти в 1846 году.

Внешность

«Пушкин слышал отзывы о князе Шаховском и его внешности, но увиденное поразило его, хотя он сумел ничем не проявить этого удивления. Он увидел перед собой огромного и очень тучного человека, с огромной же, но очень безобразной головой, увенчанной большой лысиной и торчащими по бокам кустиками волос. Еще более удивительной оказалась речь хозяина дома: толстый князь имел очень тонкий и даже писклявый голос; он все время торопился высказать свои мысли и суждения, и в его шепелявой скороговорке часто пропадали окончания слов».

Участие в войне с Наполеоном

Когда войска Наполеона вторглись в Россию, Шаховской принял участие в Отечественной войне. Он был назначен командиром дружины, сформированной из ратников тверского ополчения. 30 августа отряд вышел из Твери. Когда Шаховской вместе с ополченцами прибыл в Клин, то узнал о вступлении врага в Москву и увидел пожар столицы. Под начальством Шаховского дружина вошла в Москву, только что оставленную французами. Его отряд участвовал в тушении пожаров. После этого Шаховской очень часто возвращался к этой теме в своих произведениях.

Семья

Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней». Шаховской специально для неё писал пьесы и пристраивал их на сцену. Среди них — «Любопытно, или догадка не в показ», «Фальстаф», «Всадники», «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» и др. Шаховской был влюблен в Ежову, когда та еще училась в театральной школе. Будучи членом конторы по репертуарной части, действительный статский советник князь Шаховской покровительствовал ей, а потом открыто ввел в свой дом. Ежова была первой советницей князя в делах театра. Он старался сделать все, чтобы она чаще играла; пьесы, написанные для Ежовой, ставились в её бенефисы. Успех у бенефисов был всегда.

Его двоюродная племянница княжна Екатерина Александровна (ум. 1848) также сумела получить известность на литературном поприще.

Творческое наследие

Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового — лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к образованию литературного общества «Арзамас», которое, борясь с Шаховским, предопределило довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин).

«…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики».

Журнальные статьи

  • «Обзор русской драматической словесности» (1842)
  • «Летопись русского театра» (1840)
  • «Театральные воспоминания» (1840)

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Князь Шаховской Александр Александрович. Биография

Князь Александр Александрович Шаховской, известный русский драматический писатель первой четверти XIX века, родился 24 апреля 1777 года в своем родовом смоленском поместье Беззаботах. Происходя от удельных князей Ярославских, прямых потомков Рюрика, род Шаховских принадлежит к древнейшим княжеским родам России.

На восьмом году жизни Шаховской был отдан в Московский университетский пансион, где окончил полный курс в 1793 году. Затем он поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк, обществу офицеров которого, по его собственным словам, он многим обязан как в деле воспитания, так и нравственного своего развития.

Все свободное время он посвящал чтению разного рода французских книг, преимущественно чтению драматических сочинений. Плодом этого чтения была комедия в стихах под названием «Женская шутка», написанная Шаховским в 1795 году и удостоившаяся чести быть представленной в театре Эрмитажа в присутствии самой императрицы. Хороша ли, худа ли была комедия, неизвестно, так как пьеса не сохранилась. Тем не менее, она сослужила службу автору, сблизив его с тогдашним директором театров А.Л.Нарышкиным, убедившим Шаховского оставить службу и посвятить себя театру.

Произведенный в 1797 году в прапорщики, а через два года в подпоручики, Шаховской в 1800 году вышел в отставку для определения к гражданским делам. В 1801 году давнее желание Нарышкина и Шаховского исполнилось: князь Александр Александрович был причислен к театральному ведомству, с чином надворного советника, а в 1802 году назначен членом по репертуарной части и отправлен во Францию для пополнения первыми сюжетами французской труппы петербургского театра.

Приехав в Париж, Шаховской прожил год с лишним в этой столице вкуса, посвящая дни исполнению возложенного на него поручения, а вечера — изучению игры знаменитого Тальмы и, проникнутый мыслью ввести методу его декламации на русской сцене. В 1803 году он вернулся в Петербург.

Конечно, русская сцена многим обязана Шаховскому и его страстной любви к драматическому искусству. Но главная его заслуга — это радикальное преобразование театральной школы, хоть и существовавшей давно, но в которой до сих пор занимались образованием артистов и артисток только для оперы и балета, а на драматическую часть не обращали никакого внимания и даже не имели порядочных учителей декламации.

Все приходилось устраивать вновь, но, благодаря энергии и искренней любви Шаховского к искусству, все препятствия были устранены, и вскоре театральное училище явилось в обновленном виде.

Затем, желая дать ход молодым талантам, Шаховской образовал, независимо от главной русской драматической труппы, другую, так называемую «молодую группу», которая, отдельно от первой, давала свои представления в другом театре. Это способствовало развитию многих молодых талантов, которые без того не имели бы возможность показать свои способности.

В 1804 году Шаховской поставил на сцене свою комедию «Коварный». Комедия провалилась и вызвала кучу эпиграмм из лагеря сторонников нового карамзинского направления, только что начинавшего свой поход против сторонников старого, шишковского направления, в принадлежности к которому уже подозревали тогда князя Шаховского.

Чтобы отомстить своим противникам, молодой и пылкий драматург задумал осмеять на сцене излишне ретивых последователей Карамзина, что вскоре и исполнил в своей комедии «Новый Стерн», представленной в первый раз в Петербургском Малом театре 31 мая 1805 года. В комедии были рассыпаны тонкие и остроумные насмешки над сентиментальностью направления тогдашней литературы, выраженные весьма забавно как в монологах действующих лиц, так и в романсе графа Пронского, героя пьесы, в котором все ясно видели князя Шаликова, сентиментального издателя «Дамского Журнала».

Комедия имела большой успех, но, вместе с тем, как и следовало ожидать, многим пришлась не по вкусу и нажила автору целую кучу недоброжелателей, которые стали распускать про него самые нелепые слухи. А когда Шаховской поставил на сцене в 1806 году новую оперу «Любовная почта», то сплели и разнесли по городу целую историю о том, что сюжет новой оперы был украден автором из комедии Лукницкого «Денщик-виртуоз».

Но добродушный Шаховской мало обращал внимания на козни своих врагов и, в ответ на их клевету, через три месяца поставил на сцене комическую оперу «Беглец от своей невесты», имевшую значительный успех. Затем последовали «Полубарские затеи или Домашний театр», оригинальная комедия в пяти действиях, имевшая громадный успех, и трагедия Вольтера «Китайский сирота», переведенная Шаховским с французского.

Последняя пьеса, несмотря на то, что главные роли в ней исполняли Яковлев и Валберхова, пала с первого раза, обрушив кучу неприятностей на головы переводчика и исполнителей. Последовавшие затем пьесы Шаховского «Дебора», «Ссора или Два соседа» и «Чертов увеселительный замок» не представляют ничего замечательного.

Настал 1812 год. Прочитав знаменитый манифест от 6 июля, князь Шаховской бросил театр и литературу и вступил в тверское ополчение. Как тверской помещик и действительный статский советник, он был назначен командиром казачьего полка, сформированного из тверских ратников. Шаховской со своим полком участвовал в преследовании французской армии до Смоленска, после чего был откомандирован с особыми поручениями в Самогитию. По успешном выполнении их был назначен дежурным генералом при отдельном корпусе, расположенном в Остзейских губерниях.

На этом боевая служба князя Шаховского закончилась. После того, как ополчение было распущено, он вернулся в Петербург и занял прежнюю свою должность при театральной дирекции. В 1814 году он поставил на сцене две новые пьесы: «Крестьяне, или Встреча незваных» и «Ломоносов», имевшие успех. Затем последовал еще целый ряд пьес, среди которых была комедия в стихах «Урок кокетки, или Липецкие воды», едва ли не лучшее произведение плодовитого драматурга, а также опера «Иван Сусанин», ставшая одной из самых любимых публикой.

В 1818 году Шаховской вышел в отставку, не прекращая при этом своей драматической деятельности. Он наводнил сцену своими пьесами. Только в течение 1821 года их было дано восемь. В том же году он снова стал заведовать театральной школой, а с назначением в 1824 году, А.А.Майкова директором театра, вступил во вновь учрежденный Комитет Главной Дирекции, в котором оставался до 1826 года.

Но труды в комитете не имели ни малейшего влияния на деятельность Шаховского, как драматурга. Пьесы появлялись одна за другой с изумительной быстротой, но хороших среди них с каждым годом было все меньше и меньше.

Недовольный Петербургом, он оставил его в 1827 году и остальные двадцать лет своей жизни провел в Москве, принимая живое участие в постановке новых пьес, давая полезные советы актерам, которые принимались с благодарностью не только начинающими, но и такими талантами, как Мочалов и Щепкин. Что же касается директоров Московского театра, то они всегда дорожили его опытностью и выказывали свое уважение его неизменной любви к драматическому искусству.

Александр Александрович Шаховской скончался 22 января 1846 года, на шестьдесят девятом году своей длительной жизни. Тело его погребено в Новодевичьем монастыре.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Александр Шаховской — о драматурге

Информация

Биография

Князь Алекса́ндр Алекса́ндрович Шаховско́й— русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Князья Шаховские восходят к династии Рюриковичей. Ведут свой род от князей Ярославских, старшей ветви потомства…

Князь Алекса́ндр Алекса́ндрович Шаховско́й— русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда, «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место». Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Князья Шаховские восходят к династии Рюриковичей. Ведут свой род от князей Ярославских, старшей ветви потомства Владимира Мономаха. Константин — сын князя Ярославского Глеба, по прозвищу Шах, является основателем фамилии князей Шаховских. А. А. Шаховской — один из членов третьей ветви старшей линии фамилии князей Шаховских. Среди предков драматурга не было особенно выдающихся деятелей.
Его родители — Александр Иванович Шаховской (камергер польского короля Станислава Августа) и Анастасия Федоровна Пассек. Отец по неизвестным причинам оставил придворную карьеру и прожил жизнь небогатым провинциальным помещиком. Мать была племянницей Петра Богдановича Пассека. Именно от неё, как свидетельствует сам Шаховской в своем письме П. М. Бакуниной, он «наследовал дар авторства». Именно она заронила в его душу искру «творческого огня» и лелеяла мечту видеть в своем сыне поэта.

А. А. Шаховской родился в имении своего отца в селе Беззаботы (Ельницкий уезд, Смоленская губерния), где провел своё детство. Информации о том, как Шаховской провел своё детство, крайне мало. В автобиографическом письме Бакуниной он называет себя «сельским баричем». Примерно в 1784 году Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион, где пробыл около 8 лет и окончил полный курс. В 1786 году Шаховского записали сержантом в гвардию, в Преображенский полк, и после окончания пансиона, в возрасте 16 лет, Шаховской был отправлен в Петербург «пробивать себе дорогу». Сам Шаховской описывает этот период так:

Шестнадцати лет
Я в кружащийся свет
Брошен горькой долей
И, как челн, сам не свой,
Мчался в путь роковой
He своею волей.

Поэтический дар Шаховского проявился в ранней юности. Этот дар он взял с собой при переезде в Петербург. Свои стихи (мадригалы и послания) он показывал писателю Н. Эмину, который нашел в Шаховском талант.
В полку Шаховской нашёл дружбу с поэтом С.Мариным, Ф.Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И. И. Валберха, вскоре познакомился с драматургом А. Я. Княжниным и И.Дмитревским. Поощряемый новыми друзьями, дебютировал в 1795 году не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка».
С этого времени Шаховской сделался посетителем аристократических гостиных, он имел своеобразный успех. Как писал сам Шаховской «мадригалы мои красовались в богатых альбомах, романсы мои пелись милыми голосами за дорогими фортепианами». Вскоре он начал играть в светских любительских спектаклях. Пьеса «Женская шутка» ввела Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей. Вскоре произошло знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным, который предложил князю занять место члена репертуарной части театра. Так, в 1802 году в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров.

В 1802 году Шаховской был отправлен во Францию с целью ангажировать актеров из французской труппы. Во Франции он проводит больше года. Известий об этой поездке сохранилось крайне мало, многое поросло легендами. Во многом это произошло благодаря самому Шаховскому.
После возвращения из Парижа в 1803 году Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете, продолжая выступать на любительской сцене. Все современники сходятся на том, что Шаховской был одаренным актером. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. Пишет комедию «Коварный» (16 декабря 1804), которая была освистана. Эпиграмма князя П. А. Вяземского на Шаховского после этой пьесы:

При свисте кресл, партера и райка
Сошел со сцены твой «Коварный».

В этой пьесе будет первый выпад по адресу Карамзина и его последователей, предвещавший появление «Нового Стерна» в 1805 году.Пьеса «Новый Стерн» была первой действительно успешной комедией Шаховского. Пьеса, воспринятая впоследствии как атака на карамзинистов, традиционно рассматривается как прямое выступление в поддержку «Рассуждения о старом и новом слоге…» А. С. Шишкова. Однако, сама пьеса была направлена не столько против Карамзина, сколько против сентиментального направления в целом. Литературные споры, вызванные «Новым Стерном», оказались лишь преддверием ожесточенной распри и нападок на драматурга, которые были связаны с появлением комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году.
После 1805 года Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии, трагедии, водевили, оперы, сатиры. Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель.
В 1808 году Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Эта пьеса долго держалась на сцене, ей подражали многие драматурги. Приближающаяся война с Наполеоном вызвала появление пьес, наполненных политическими аллюзиями. Шаховской создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех, который держался на сцене до 1830-х гг.
А 1811—1815 годах Шаховской принимал живое участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время Шаховской пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до появления «Горя от ума». Ни одна из пьес Шаховского не вызывала таких яростных споров, как эта. Резкость нападок на Шаховского была обусловлена личным характером его сатиры. Он прямо метил в определенных лиц. Наибольшее возмущение вызвала карикатурная фигура сентиментального поэта-балладника Фиалкина, в котором зрители угадали В. А. Жуковского. Среди первых обвинителей был В. Л. Пушкин. На Шаховского обрушился поток эпиграмм и сатир. За ним прочно закрепилась кличка «Шутовской». После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер, а осенью 1817 года обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет.
Создавая комедии, Шаховской думал и об их сценическом воплощении. Он умел открывать дарования в новичке, а зрелому актеру указывать на его истинное призвание. Среди артистов, воспитанных Шаховским, можно назвать : Е. С. Семенову, В. А. Каратыгина, А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского, М. И. Вальберхову, Н. О. Дюр, его сестру Л. О. Дюрову, А. Е. Асенкову, А. Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др.
В 1818 году Шаховской оставляет свой пост и в 1821 году снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В первой комедии Шаховской впервые применяет разностопный ямб для передачи разговорной речи.
В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм и тем для своих произведений. Торжество романтизма в русской литературе побудило его к аналогичны исканиям в театре. Так возникают переработки поэм Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан»), романов Вальтера Скотта («Иванго, или Возвращение Ричарда Львиное сердце») и пьес Шекспира («Буря и кораблекрушение»).
В 1825 году Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Её постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост.
Однако на этом литературная деятельность Шаховского не остановилась. Он продолжал писать пьесы разных жанров. В конце 1820-х — середине 30-х годов Шаховской сближается с различными литераторами — С. Т. Аксаковым, М. Н. Загоскиным, С. Е. Раичем, М. П. Погодиным, С. П. Шевыревым, Н. И. Надеждиным. Шаховской также участвует в полемике с «Московским телеграфом», нападая со сцены на Булгарина и Греча. Пьесы «Романный маскарад» (1829), «Каламбурист и журналист» (1832) — свидетельства неослабевшего полемического дара.
Несомненное влияние на позднего Шаховского оказывала проза Пушкина. Она послужила образцом в прозаических опытах Шаховского и сказалась на замысле большого цикла повестей и рассказов «Русский Декамерон». Некоторые произведения из этого цикла были драматизированы. Так, постановка «Двумужницы» принесла Шаховскому большой успех.
Драматические произведения Шаховского 1830-х годов свидетельствуют о спаде его энергии. Он переделывает Мольера (комедия «Любовь-лекарь»), Байрона («Невеста Абидосская»), Тассо («Олинд и Софрония»). Примерно с 40-х годов Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра вплоть до своей смерти в 1846 году.

Когда войска Наполеона вторглись в Россию, Шаховской принял участие в Отечественной войне. Он был назначен командиром дружины, сформированной из ратников тверского ополчения. 30 августа отряд вышел из Твери. Когда Шаховской вместе с ополченцами прибыл в Клин, то узнал о вступлении врага в Москву и увидел пожар столицы. Под начальством Шаховского дружина вошла в Москву, только что оставленную французами. Его отряд участвовал в тушении пожаров. После этого Шаховской очень часто возвращался к этой теме в своих произведениях.

Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней». Шаховской специально для неё писал пьесы и пристраивал их на сцену. Среди них — «Любопытно, или догадка не в показ», «Фальстаф», «Всадники», «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» и др. Шаховской был влюблен в Ежову, когда та еще училась в театральной школе. Будучи членом конторы по репертуарной части, действительный статский советник князь Шаховской покровительствовал ей, а потом открыто ввел в свой дом. Ежова была первой советницей князя в делах театра. Он старался сделать все, чтобы она чаще играла; пьесы, написанные для Ежовой, ставились в её бенефисы. Успех у бенефисов был всегда.
Его двоюродная племянница княжна Екатерина Александровна (ум. 1848) также сумела получить известность на литературном поприще.


источники:

http://madamelavie.ru/biografii/shahovskoy_aa_biografiya/

http://www.livelib.ru/author/224371-aleksandr-shahovskoj