Я до сих пор не могу разгадать внутренний мир человека, которого я вроде бы давно и хорошо знаю. Вроде бы простой, открытый, довольно-таки общительный, весёлый и добродушный.
А всё-таки есть в нём то, что сложно понять и уловить. Внешняя простота и обаяние как-то отвлекают тебя от раскрытия его тайного мира. А, может быть, в этом и есть Сергей Алабжин. Его внутренний мир – только его, и он старается никого в него не допускать. Он – его хозяин.
Чувствуется его мощь и сила, как внутренняя, так и внешняя.
Мы родились с ним недалеко друг от друга, на Южно-Уральской земле, где активно влияют «волны Аркаима», его история. Неслучайно Алабжин стал историком, земля-то уральская по сей день до конца не изучена. Много загадок нераскрытых, как в сказках Бажова, на изумрудной Уральской земле.
В народе говорят порой про человека – «кремень». Вот он такой, наш Сергей Алабжин. Слово, данное им, для него – закон. Сказал – сделал. Не можешь – не обещай. Лишнее не говори, а проще – не болтай. Это его принцип.
Многие окружающие, видимо, с трудом воспринимают его сформировавшийся образ, его характер, его железную волю. Но это даже и к лучшему. Пожалуй, он со мной в этом согласится.
Неслучайно он назвал своё детище – патриотическую газету – «Танкоград». Он и сам, как танк, непробиваемый, в хорошем смысле этого слова. Из номера в номер газета подтверждает своё название. Она – Уральская, она – Российская. В ней живёт история края, в ней звучат имена знаменитых уральцев, ушедших и живущих, в ней боль и язвы сегодняшние, в ней правда жизни.
Сергей держится за правду, а без неё как же жить? Кривить душой – грех. Это не его путь. Он же православный, он чтит наследие прошлого, он держится за корни русские, он прислушивается к голосу ушедших, который звучит для нас, живущих.
Своими поступками и принципами жизни он участвует в формировании житейского уклада для будущих поколений. Голос молодых он чувствует. Слышит и знает, что́ им говорить и как говорить.
В этом помогла ему учёба и наука в педагогической сфере. Этим он себя обогатил, будучи многие годы руководителем крупной школы в городе Челябинске. А как закалила его партийная школа! Возглавлял крупнейшую партийную коммунистическую организацию Челябинска.
Но надо отдать ему должное – он не стал безрассудным фанатиком веры в коммунизм.
Он – человек со своим мировоззрением. Не отрываясь от православной веры, он придерживается принципов справедливости, порядочности и честности. Он чтит моральный кодекс строителя коммунизма.
Без светлого будущего, без веры – нельзя и неинтересно жить и развиваться, как обществу, так и каждому из нас. Об этом часто рассуждает и говорит Сергей Вениаминович Алабжин.
Побольше бы таких людей, как Сергей, на Руси-матушке! Глядишь, и жизнь стала бы другой, гораздо лучше и чище, чем сегодня. Чище нравственно, духовно и справедлива.
Сергей Вениаминович! Живи долго, также красиво, как и живёшь.
С юбилеем тебя! Обнимаю.
Твой собрат по духу и творчествуВиктор Сошин
Алабжин Сергей Вениаминович, ИНН 744906215350: в каких организациях значится
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕРГЮЛ) от 06.05.2022, публикуемым налоговой службой РФ, Алабжин Сергей Вениаминович (ИНН 744906215350) упоминается в следующих юридических лицах.
Данный ИНН был выдан налоговой инспекцией региона Челябинская область.
Ранее Алабжин С. В. значился в сведениях об организации, зарегистрированной в регионе Челябинская область: деятельность политических организаций.
Учредитель Алабжин С. В.
До 2 декабря 2021 г. * Алабжин С. В. был учредителем ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Алабжин Сергей Вениаминович и опосредованно связанные лица
По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. Обращаем внимание, что связи могут носить формальный характер и не обязательно свидетельствуют о реальных контактах указанных лиц. При установлении связи учитывалось совпадение не только фамилии, имени и отчества, но и ИНН физического лица.
Алабжин С. В.: связи с юридическими и физическими лицами
через лиц, указанных выше
через лиц, указанных в столбце 1
через лиц, указанных в столбце 2
1
2
3
Лысенко Сергей Викторович (руководитель ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Мазур Герман Максимович (учредитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Шевыряев Павел Иванович (учредитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Фальковский Виктор Григорьевич (учредитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Тархова Элеонора Александровна (учредитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Тархов Виктор Дмитриевич (учредитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
показать ещё 16 учредителей ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ
Степанов Максим Геннадьевич (руководитель до 02.12.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Горбачев Владимир Иванович (руководитель до 20.04.2020 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
Топорков Константин Сергеевич (руководитель до 15.02.2021 *ЧОО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ)
КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ «ЮЖУРАЛАДВОКАТЦЕНТР» (Лысенко Сергей Викторович — учредитель до 09.09.2021 * )
ООО «НАРКОМЮСТ» (Топорков Константин Сергеевич — руководитель, учредитель)
ООО «МЕЧТА» (Степанов Максим Геннадьевич — учредитель)
ЧОО ООМО «ВЛКСМ» (Топорков Константин Сергеевич — руководитель)
МРО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (Топорков Константин Сергеевич — руководитель)
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, КОММУНИСТЫ РОССИИ (Мазур Герман Максимович — учредитель до 22.09.2021 * )
ЧОРО МОО «МОК» (Монюшко Дмитрий Николаевич — учредитель до 15.12.2021 * )
ЧРОО «СОЮЗ КОММУНИСТОВ» (ликвидир. 04.04.2016) (Мазур Герман Максимович — руководитель, учредитель; Монюшко Дмитрий Николаевич — учредитель; Мамбеталин Кахим Такушевич — учредитель; Кондратьева Валентина Васильевна — учредитель)
ООО «САКСЕЗ» (ликвидир. 25.07.2017) (Фальковский Виктор Григорьевич — руководитель, учредитель)
ООО «СЕЙВСТУДИЯ» (ликвидир. 23.12.2016) (Зайцев Александр Анатольевич — руководитель, учредитель)
ООО «СТАЛЬТРЕЙД» (ликвидир. 22.08.2016) (Топорков Константин Сергеевич — руководитель, учредитель)
ООО «СОФИТ-С» (ликвидир. 17.09.2010) (Степанов Максим Геннадьевич — учредитель)
ЗАО «МАГМЕТАЛЛ» (ликвидир. 28.11.2016) (Топорков Константин Сергеевич — руководитель)
ООО «УРАЛ ТРАНСС» (ликвидир. 27.01.2021) (Степанов Максим Геннадьевич — учредитель до 11.10.2019 * )
ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ТРУДЯЩИХСЯ (ликвидир. 16.03.2016) (Кондратьева Валентина Васильевна — учредитель до 15.12.2021 * )
Дальнейшие связи не найдены
* Указана дата изменения в ЕГРЮЛ (может не совпадать с фактической).
Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.
Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО «Профсофт» (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.06 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алабжин, Сергей Вениаминович, 2000 год
Глава I. НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
1. Понятие духовности и нравственности в философской литературе. ■2. Проблема нравственного формирования личности в психолого-педагогической литературе. ■3. Построение системы нравственного воспитания 64 старших школьников в условиях реализации идей системно-оптимизационного подхода.
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
1. Анализ педагогических условий формирования нравственных качеств у старшеклассника ■2. Построение центра воспитательной работы как средства реализации идей системно-оптимизационного подхода в практике нравственного воспитания. ■3. Анализ результатов педагогического эксперимента
Введение диссертации по педагогике, на тему «Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе»
Актуальность проблемы исследования. Происходящие в обществе социально-педагогические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования и воспитания. Особое внимание в связи с этим следует уделять формированию у школьников общечеловеческих нравственных норм поведения.
Сложный период в жизни российского народа, связанный с переходным этапом в развитии государства, обостряется проявлениями нигилизма и бездуховности, которые опасны как для общества в целом, так и для системы образования в частности. Вот почему сегодня, когда общество подвергается серьёзным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить духовный потенциал нравственных качеств у школьников. Важно достичь того, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы ст&чи мотивами поведения старших школьников.
Вместе с тем, отказ от прежней системы воспитания и недостаточный в этом плане уровень новой наносят значительный ущерб воспитательному процессу в школе. В связи с этим меняется основная задача школы, направленная на создание педагогических условий для преобразования воспитания в самовоспитание.
Актуальность исследования определяется и недостаточной разработанностью проблемы формирования и развития общечеловеческих нравственных качеств личности как в современной философской, так и в психолого-педагогической литературе. В современной педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса традиционные формы работы преподавателей и воспитателей не приводят к желаемым результатам в связи с тем, что в педагогической практике не уточнены теоретико-методические подходы к нравственному формированию личности старшеклассника в новых соцальных условиях.
Таким образом, актуальность исследования вытекает из:
1. ! адекватных задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования (эксперимента), качественным и количественным анализом экспериментальных данных.
3. Результаты исследования могут быть использованы при проведении семинаров, на курсах повышения квалификации работников образования. \
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
-выступления на XXI межвузовском семинаре 18-20 мая 1993г. (Челябинск), на научно-практической конференции (Всероссийской) 11-13 мая 1994г. (Челябинск), XXV межвузовском научно-практическом семинаре 15-17 мая 1995г. (Челябинск), на республиканской научно-практической конференции 13-15 мая 1996г. (Челябинск), на международной научно-практической конференции 12-14 мая 1997г. (Челябинск);
-выступления на республиканской конференции «Россия на пути реформ: «Механизмы интеграции современного общества» (секция «Реформы образовательных систем России: проблемы и перспективы») 26-27 марта 1999 г. (Челябинск);
— выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школы и студентов вузов» 11-13 мая 1999 г. (Челябинск);
— выступление на научно-практической конференции «Традиции и новаторство в развитии образования» 18-19 мая 1999 г. (Тюмень);
-выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе современного образования» 16-20 августа 1999 г. (Горно-Алтайск);
— выступления перед руководителями школ ЮУЖД (1993-1997г.г.);
— использования в учебно-воспитательном процессе школ ЮУЖД практических рекомендаций, разработанных автором исследования;
— публикаций в журналах «Вестник ЧГПУ», сер. №1, 1995 г.; «Вестник
ЧПТУ»,сер.№ 2, 1995 г.; «Вестник ЧГПУ», сер. № 2, 1997 г.; «Наука и шко-‘ i- i’ iffi . 1 ■ ла», Москва, Ks 3, 1998 г.
Теоретческое и экспериментальное исследование проводилось в три этапа. ,, jt ‘ ‘
Г^ервый этап (1993 — 1994 г.гЛ включал изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у старших школьников, накопление эмпирических данных, формирование темы исследования, разработку гипотезы, цели и задачи исследования.
Второй этап (1994 — 1997 г.гЛ — экспериментальный. Его целью было проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и оценке эффективности влияния педагогических условий на формирование устойчивого нравственного поведения старшеклассника. В ходе учебной и воспитательной работы были привлечены шестнадцать учебных классов (369 учащихся), учителя, педагоги дополнительного образования.
На третьем этапе П997 — 1999 г.гЛ осуществлялись анализ и обработка полученных данных, формировались выводы и практические рекомендации, апробировались и внедрялись результаты исследования, проводилось оформление в законченном виде диссертации.
Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)»
2. Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы, напротив, исследование показало перспективы дальнейшей работы — исследование проблемы нравственности и нравственного формирования личности через призму идей взаимосвязи нравственности и формирования самосознания личности, через систему взаимосвязей развития мировоззрения, духовного обогащения и нравственного становления личности.
3. Поставленные в исследовании задачи и цель выполнены.
Проблема нравственного формирования личности, являясь предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом, не утратила своей актуальности и сегодня — в меняющихся условиях общественно-политической жизни России. Исследований по данной проблеме показало необходимость разрешения существующего противоречия между потребностями общества в возрождении нравственных, духовных ценностей и имеющейся практикой реализации этого процесса, которая в полной мере не отвечает этим потребностям.
Анализ теоретических разработок по проблеме нравственности и нравственного формирования личности определил основу для методологического и теоретического исследования и обеспечил преемственность в ее разработке.
В проведенном исследовании получены следующие результаты:
1. Анализ исследований, теоретических положений и методических рекомендаций ряда ученых (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.И. Болдырева, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Т.Ф. Лысенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, В.А. Черкасов, В.Н. Шердаков, М.И.Шилова, И.Ф. Харламов и многих других) выявил мно-гоаспектность подходов к решению проблемы нравственного формирования личности, подтвердил актуальность исследуемой проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки для условий функционирования средней общеобразовательной школы.
2. Системно-оптимизационный подход к исследованию проблемы формирования нравственности у старших школьников показал, что нравственная составляющая должна являться стержнем образовательного процесса. В связи с этим, целью воспитательной работы в школе должно стать нравственное формирование личности ученика.
3. Использование ценностного подхода позволило представить нравствешюе воспитание как педагогическое явление, включающее в себя систему наиболее устойчивых мотивов, проявляющихся в потребностях в творчестве, в сопереживании, в свободе самореализации сущностных сил.
4. Сущностные признаки нравственности — потребность в творчестве, в сопереживании, в самореализации — должны стать основой целеполагающей деятельности всего педагогического коллектива.
5. Представление о нравственности как педагогическом явлении ин-терпретирсшано через комплекс нравственных качеств, которые должны быть присущи выпускнику школы.
6. Выявлены и обоснованы необходимые и достаточные педагогические услрвия:
— направленность содержания образования в его инвариантной, вариантной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, сопереживании, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности;
— реализация преемственности в развитии нравственных качеств личности;
— комплексная организация взаимосвязи и координирование усилий педагогического коллектива на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, которые способствуют более успешному формированию нравственных качеств выпускника средней школы в рамках центра воспитательной работы.
7. Разработаны методические и практические рекомендации, позволяющие осуществлять более эффективную нравственную подготовку старшеклассников в период их обучения в средней школе.
Результаты, полученные в теоретическом и экспериментальном исследовании, позволяют сформулировать следующие основные выводы:
1. Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование нравственной личности старшеклассника в средней общеобразовательной школе будет осуществляться более успешно при наличии педагогических условий:
— нравственности содержания образования в его инвариантной, вариантной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, сопереживании, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности;
— реализации преемственности в развитии нравственных качеств личности;
— комплексной организации взаимосвязи и координировании усилий всего педагогического коллектива на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, т.к. в этом случае обеспечивается целостность образовательного процесса, поскольку первое условие является основой педагогического целеполагания, второе — ориентирует педагога на выбор средств достижения поставленных целей, и третье -программирует ожидаемый результат.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алабжин, Сергей Вениаминович, Челябинск
1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности. Вопросы психологии. -1985, № 6. С.67-72.
2. Абрамова Н.Т. Целостность и управление. -М., 1974.
3. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1981. С. 235.
4. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т.4. С.274.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо-‘ мерные основы и методы. М., 1980.
6. Ахаян Т.К. Характеристика подростка классным руководителем как средство изучения общественной направленности учащихся. JL, 1968. ЛТПИ. Ученые записки. Т.З. С. 41
7. Ахелис Т. Этика. Под редакцией П.И. Броунова и В.А. Фаусека. Перевод с 3-го нем. издания И.А. Давыдова. С-Пб., 1906. С.109.
8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Составитель М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. С.560.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. С.192.
10. Бакурадзе А. Факторы-мотиваторы. // Директор школы, 1997, № 1.1. С. 9.
11. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
12. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. С.246.
13. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Лениздат, 1991. С.398. (
14. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии, 1990, № 1-2.
15. Бескова Т. Воспитание гражданственности. // Народное образование. 1984, № 9. С.54-58.
16. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж,1977.17,( |БшЧ|14|ько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,
17. Бяюцйшн В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974. » 19. Боладррок. Письма об изучении и пользе истории. — М.: Просвещение, 1992. j 1
18. БодшЦ А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. //Советская педагогика, 1990, № 12. С. 65-71.1. РГ
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С.25.
21. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы1.и воспитывающего обучения на учеников. М.: Педагогика, 1990.
22. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик1. I-Гличности в группе. // Вопросы психологии, 1971, № 3. С.138-143.25» Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры . Вопросы философии, 1992 № 12. С.5.
23. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1980.1. С 21.
24. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. -М., 1973. С.91.
25. Винокуров С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Минск: Наука и техника, 1983. С.110.
26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996, с.536 (Психология: Классические труды).
27. Гаврилова Т.П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов у детей. Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976, с.75-96.
28. Гавриловен К.В. Теортя и методика воспитания гуманного отношения у школьников. Л., 1989, докторская диссертация.
29. Гаязов А. Воспитание гражданских качеств в труде. // Учитель Башкирии. 1984, № 7. С. 13-14.
31. Герцен И.И. Сочинение в 2-х томах. -М.,1985-86.
32. Гоббс Т. Природа человека. М.: Просвещение, 1991.
33. Григорьев Аполлон. Эстетика и критика. М., 1980.
34. Гурин В.Е. Основы процесса нравственного сознания и поведения личности старшеклассников. М., 1987, докторская диссертация.
35. Гущина Н.В. Дидактический материал как средство формирования нравственных представлений и понятий у младших школьников. Автореферат. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.,1981. С. 16.
36. Декарт. Страсти души. М., 1971. С.51.
37. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 66.
38. Долинская И.С. Организация работы по воспитанию сознательной дисциплины. М.: Просвещение, 1982. С. 39.
39. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975. С. 19.
40. Декарт. «Человек». М., 1971. С.14-17.
41. Деков М.И. «Педагогические правила и законы». М.: Педагогика, 1990.
42. Дубровский Д.И., Ярошевский М.Г. Высокая нравственность и профессионализм. // Вопросы философии, 1998, № 9. С. 175-179.
43. Журавлев В.И. Сочетание методов и средств воспитания. // Советская педагогика, 1985, № 6. С.38.
44. Закон РФ. Об образовании. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ № 30 от 30 июля 1992.
45. Золотухина-Аболина Е.В., Золотухин В.Е. Интеллигенция и нравственность. II Философские науки, 1991, № 3. С.24-27.
47. Зосимовский А.В., Романов Э. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М., 1977.
48. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Природа и становление. -Томск, 1984.
49. Иванов В.Г. Мораль коллектива, гуманистическая, деятельная. М.,1987.
50. Иванов В.Г. Коллектив и личность. JI, 1971. С.35.
51. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения. Кн. для учителей. Минск: Нар. асвета, 1991. С. 174.
52. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М., 1971.
53. Кавелин К.Д. Наш умственный строй (статьи по философии русской истории и культуры) М., 1989.
54. Каган В.И., Сыченников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика). Науч. -метод, пособие. М., Высш. шк., 1987, с. 143.
55. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии, 1985, № 9. С. 101.
56. Каиров И.А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания (проблемы развивающего воспитания). В кн. Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С.393.
57. Кант И. Соч. в 6 томах. М., 1963-1966. Т.2. С.201.
58. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1994.
59. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1983. 80 с.
60. Карпов A.B. Психологические основы принятия решения в проф-ориентационной работе. Учебное пособие. М.: Московский педагогический институт им- В .И. Ленина, 1986. С. 91.
61. Кириевский И.В. Критика и эстетика. -М., 1979.
62. Ключевский В.О. Соч в 9-ти т., т. 1, М., 1997.
63. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. С.35.
90. Материалы Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура и Сократа. М.: Госполитиздат, 1955. С.238.
91. Методы системного педагогического исследования. Л.: 1980. С.41.
92. Методические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания. М.: МТУ, 1987.
93. Моносзон Э.И. Теоретические основы комунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.
94. Моносзон Э.И. Сознание и поведение. М., 1986.
95. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал. ГАФТ, 1996. С. 144.
96. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика, 1998, № 4. С.3-8.
97. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994.
98. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Под ред. Т.Е. Конниковой. Д.: изд-во ЛГПИ, 1970. С.316.
99. Организация нравственного воспитания школьников. Методические рекомендации для работников школы. М., 1989. С.72.
100. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция России. М., 1980.
101. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольбер Г.А. Поход Лоурэнса Кольберга к нравственному воспитанию. // Психологический журнал, 1992, № 3.
102. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое общество, 1996. С.602.
103. Педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. Ю.К. Бабанского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.
104. Педагогика школы. Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1977. С.35-36.
105. Песталоцци И.Г. О воспитании бедной сельской молодежи. М.: Педагогика, 1989. С.304.
106. Петрова В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников. М., 1982, докторская диссертация.
107. Платон. Соч., в Зт. М.: Мысль, 1968. Т.1.
108. Платон. Соч., в Зт. М.: Мысль, 1970. Т.2.
109. Писарев Д.И. Соч. в 4-х т., т. 1, М., Огонек, 1956.
110. Поляков Л.В. Традиции и особенности Русской философии XI-XIX веков, ч.1. -М., 1989.
111. Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980.
112. Проблемы методологии педагогики и методики исследования. М.,1971. С.25.
113. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1987. С. 147.
114. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С.55.
115. Рухманов А. Познать себя. М., 1981. С. 19.
116. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. М.: Педагогика, 1989. С,291.
117. Рувинский Л.И. Воспитание и самовоспитание. М., 1969. С.21.
119. Румянцев В.М. Противоречия в развитии личности и их разрешение в процессе воспитания. Калинин, 1973.
120. Г.Н. Сериков. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск, 1996.
121. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.
122. Системные механизмы мотивации. Под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 1979.
123. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М.: Политическая литература, 1983. С.ЗЗО.
124. Сонневельдт Жаннет. Страховка от трудностей и проблем. // Директор школы, 1987, № 1. С.72.
125. Соловьев B.C. Сочинение в 2-х томах. М., 1988-1989.
126. Стефаневская Т.А. Диагностика и прогнозирование нравственного развития подростков в системе воспитательной деятельности классного руководителя. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Алма-Ата.
127. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С.З.
128. Судаков Н.И. Роль нравственных идеалов в формировании гражданских черт личности учащихся. Воспитание гражданина. Смоленск, 1974.W
129. Сушмлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педа
130. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. ПодvVrf Щ-.
131. Кр^рвского, И.Я. Лернера. Науч. исслед. ин-т общей педагогики . СССР*||М.: Педагогика, 1989. С.320.
132. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия,imc.12.
133. ТеПлов Б.М. О культуре научного исследования. М., 1985. Т.2.1. С.91.137» Трофимова Н.М. Нравственное воспитание личности школьника в учебно-воспитательном процессе. М., 1993, докторская диссертация.
134. Управление развитием инновационных процессов в системе современного образования. Под ред. В.А. Черкасова. Челябинск: ЧелГУ, 1997. С.179.
135. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. -М., Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. Т.2. С.425 — 488.
136. Ушинский К.Д. Соч. Т.2. С.429 431.
137. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
138. Федотов В. Духовное и душевное. Человек и духовность. Лат.-ам. институт философии и права. Рига: Знание, 1990.
139. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии. // Под ред. Э.Л. Радлова. С.-Пб., 1904. С.284.
140. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С.573, 595.
141. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.
142. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.96.
144. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988. С. 140.
145. Фромм Э. Душа человека. Перевод. М.: Республика, 1992. С.430.
146. Функциональные системы организма. // Руководство. Под ред. Су-дакова К.В. М.: Медицина, 1987. С.432.
147. Ханчин B.C. О методике изучения уровня нравственной воспитанности детей как предпосылке управления процессом нравственного формирования. М., 1971. С.15-19.
148. Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций (для университетов и пединститутов). Мн.: изд-во БГУ, 1979. С.282,464.
149. Харчев А.Г. Мораль и нравственное воспитание. Материалы всесоюзной научной конференции «Ленин и молодежь». М., 1974. С. 11-12.
150. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.
151. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. // Директор школы, -1992,5.
154. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в образовательной средней школе. Иркутск: изд. Иркутского университета, 1985. 200 с.
155. Чернецов П.И. Точность знаний как фактор формирования мировоззрения старших школьников. Челябинск, 1974, автореферат диссертации кандидата педагогических наук.
156. Чичикин А.Т. К вопросу оценивания уровня политической культуры старшеклассников. // Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся.-М., 1991. С. 147-149.
157. Чудковский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.208 с.
158. Шелгунов Н.В. Воспитательные влияния. М.: Просвещение, 1992.
159. Шердаков В,Н. Добро и зло. М., 1992. С.28.
160. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. // Вопросы философии, 1992, № 12. С.27-29.
161. Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М.: Просвещение, 1977.
162. Шилова М.И. Формирование общественной направленности личности школьника. М.: Педагогика, 1982.
163. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. -М.: Педагогика,1992.
164. Шилова М.И. Теория и практика совершенствования идейно-нравственных качеств личности подростка. JL, 1986, докторская диссертация.
165. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника. М., 1988, кандидатская диссертация.
166. Щуркова Н.Е. Об основных подходах к понятию «воспитание». . // Воспитание школьников. -1994, №6.
167. Эверт Н.А. Совершенствование деятельности классного руководителя по идейно-нравственному воспитанию подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. С. 18.
168. Юм Д. Трактат о человеческой природе или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. М.: Просвещение, 1992. С. 174.
169. Юнг К. Психологические типы. М., 1952. С.35.
170. Юркевич П.Д. Непосредственное нравственное влияние. М.: Педагогика, 1990.
171. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Челябинск, 1992. 403 с.