Актриса Самойлова биография Личная Жизнь

Татьяна Самойлова

Биография

«В глазах этой русской богини можно утонуть».

Так когда-то сказал о Татьяне Самойловой знаменитый Пабло Пикассо. Эта прекрасная советская актриса оказалась единственной из соотечественниц, чей отпечаток ладони остался на набережной Круазет в Каннах.

Детство и юность

Татьяна Евгеньевна Самойлова появилась на свет в мае 1934 года в Ленинграде, в интеллигентной семье. Её мама Зинаида Левина работала инженером. А папа – прекрасный советский актёр Евгений Самойлов – служил в театре. Но через 3 года после рождения дочери семья переехала в столицу.

Татьяна Самойлова выросла за кулисами. С детства она «пропиталась» театральной атмосферой. Уже тогда она точно знала, что не будет никем иным, кроме артистки. Хотя девочка имела все шансы стать прекрасной балериной. Она с успехом окончила балетную студию, и сама Майя Плисецкая приглашала юную Самойлову продолжать учиться в балетной школе при Большом театре. Но Татьяна была нацелена лишь на актёрство.

Фильмы

В 1953 году Самойлову приняли в Щукинское театральное. И уже через 2 года состоялся её дебют на экране. Татьяна Евгеньевна сыграла Машу в картине «Мексиканец», снятой по одноимённому рассказу Джека Лондона.

Звёздная роль – Вероника в мелодраме «Летят журавли» – досталась молодой актрисе сразу же по окончании вуза. Наверное, кроме Татьяны Самойловой нет ни одной отечественной актрисы, которой бы так несказанно повезло – превратиться в легенду после чуть ли не первой сыгранной роли. Картина Михаила Калатозова не просто вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, она и сегодня по праву считается лучшей картиной о войне.

Мало кому известно, что эта роль далась Татьяне Евгеньевне очень трудно. Во время съёмок она заболела туберкулёзом. Задыхаясь, держась на уколах, она всё же выходила на съёмочную площадку почти полгода, практически без выходных. Работать приходилось с раннего утра до полуночи.

Успех картины был оглушительный. Хотя на самом верху её раскритиковали в пух и прах. Героиню Самойловой, изменившую своему любимому, ушедшему на фронт, с его же другом, советская мораль отторгла. Особенно рьяно начали критиковать фильм после того, как его «заклеймил» Никита Хрущёв.

Но через год после выхода картина «Летят журавли» становится хитом Каннского кинофестиваля. В 1958 году лента получила «Золотую пальмовую ветвь», а Татьяна Самойлова премию «Апельсиновое дерево» и диплом за лучшую женскую роль.

Канны потрясли молодую актрису. Но невиданная роскошь и беспрецедентное внимание не выбили Самойлову из колеи. Она довольно быстро освоилась и на равных общалась с коллегами.

После феноменального успеха картины для Татьяны Евгеньевны настало неожиданное затишье. За 4 года она снялась лишь в двух картинах. Зато о ней не забыли за рубежом. В 1961-ом актриса была приглашена для роли в картине «Альба Регия», которую снимал румынский режиссёр Михай Семеш. Она сыграла разведчицу.

Потом снова перерыв до 1964 года. И снова о Самойловой вспомнили на Западе. Джузеппе де Сантис – знаменитый итальянский режиссёр – пригласил советскую актрису сняться хотя и не в главной, но очень яркой роли в военной драме «Они шли на Восток». Героиня Самойловой в чём-то даже затмила Софи Лорен, которой достался центральный образ.

За эту работу актриса, чью игру признавали гениальной на Западе, получила солидный гонорар. Она приехала домой на «Опеле» и с отличным гардеробом, отчего отношение к ней, кажется, ещё больше испортилось. Ей завидовали, о ней сплетничали, её недолюбливали чиновники «от культуры».

И лишь в 1967 году Татьяне Самойловой снова досталась звёздная роль. Её Анна Каренина гениальна. Драма, снятая Александром Зархи, имела огромный успех, пожалуй, не уступавший успеху «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

После «Анны Карениной» актриса ждала шквала предложений от режиссёров. Но увы. Впереди были годы забвения. Самойлову лишь изредка приглашали на небольшие роли. Возможно, творческая биография Татьяны Самойловой сложилась бы совсем иначе, если бы артистка ответила согласием на предложения голливудских режиссёров.

Актриса исчезла с экранов где-то с середины 1970-ых. Лишь в конце 1990-ых она появилась в картине «24 часа». Через 4 года мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». Последний фильм с участием Самойловой – «Нирвана» – вышел на экраны в 2008 году. В молодёжной драме Татьяне Евгеньевне досталась небольшая роль.

О легендарной артистке ходили разные слухи. Говорили об алкоголизме, психическом расстройстве, булимии. Но близкие люди, хорошо знавшие Татьяну Самойлову, называли её главную «болезнь» – тяжёлое одиночество.

Личная жизнь

Первым мужем Татьяны Самойловой был Василий Лановой. Актёры женились, когда ещё были студентами. Бракосочетание состоялось в период, когда Татьяна Евгеньевна снималась в «Мексиканце», своём первом фильме.

Можно сказать, их разлучила работа. Лановой был постоянно занят на съёмках. После шести лет этого «романа на ногах», как его называла Самойлова, пара рассталась. Последней каплей в их отношениях стал подпольный аборт. Татьяна тогда была на пике популярности, мечтала сниматься. А муж хоть и возражал против аборта, но его никогда не было рядом. Да и состояние здоровья актрисы не позволяло родить, как бы не противился этому супруг.

Этот неудавшийся брак Самойлова переживала очень болезненно. Она долго отвергала предложения многочисленных поклонников, не дававших ей прохода.

Личная жизнь Татьяны Самойловой изменилась в 1958-м. Она вышла замуж за писателя Валерия Осипова. В Париж, где состоялась премьера советско-французской картины «Луис Гаррос ищет друга», Самойлова приехала вместе с Осиповым. Позже актриса призналась, что это была её самая большая любовь. Муж боготворил красавицу-жену, засыпая её телеграммами с признаниями о любви в дни разлуки. Но после 10 лет этот брак закончился. Самойловой было 33 года, и она мечтала о ребёнке, а родить его от Осипова не могла.

Несмотря на большую любовь, в последние годы второго брака каждый из супругов жил своей жизнью. У Самойловой с 1964-го по 1967-й были отношения с писателем, журналистом, сценаристом и кинорежиссером Соломоном Шульманом.

Осуществить мечту удалось с третьим супругом, режиссёром Эдуардом Мошковичем. В этом союзе родился единственный сын Дмитрий. Но когда ему было 2 года, брак рухнул. У Мошковича, по словам Самойловой, было к ней потребительское отношение. Ему хотелось, чтобы супруга и вела хозяйство, и обеспечивала семью. Но любви при этом не было. Когда подрос Дмитрий, он выучился на врача и иммигрировал в США. Там создал семью и остался жить.

Смерть

Татьяны Самойловой не стало 4 мая 2014 года. Она ушла из жизни в день своего 80-летнего юбилея. «Скорая помощь» привезла актрису в Боткинскую больницу с ишемией. К вечеру состояние резко ухудшилось. В 23.30 Татьяна Евгеньевна умерла. Похоронили великую актрису на Новодевичьем кладбище.

А в январе не стало и бывшего супруга Самойловой: скончался Василий Лановой.

Татьяна Самойлова

  • Имя: Татьяна Самойлова ( Tatiana Samoilova )

    День рождения: 4 мая 1934

    Кто родился в этот день: узнать

    Место рождения: Ленинград

    Дата смерти: 4 мая 2014 (80 лет)

    Причина смерти: узнать гипертония

    Где похоронена: узнать Новодевичье кладбище

    Татьяна Евгеньевна Самойлова

    Фото Все

    Видео Все

    Татьяна Самойлова. «В гостях у Дмитрия Гордона» (2004)

    Пусть говорят — Последняя тайна Татьяны Самойловой 10.09.2013

    Татьяна Самойлова. Легенды мирового кино

    Татьяна Самойлова — биография

    Ее называл богиней сам великий Пикассо. Ее глаза были как омуты, в которых можно утонуть – так или немного иначе говорил знаменитый живописец. Татьяна Самойлова была единственной, кому посчастливилось оставить отпечаток своей руки на плите в Каннах. Она стала обладательницей премии «Живая легенда Канн 1990». Такие почести кроме Самойловой были оказаны только двум известным людям – Марчелло Мастрояни и Софи Лорен.

    Всенародная любовь и мировая слава пришла к Татьяне Самойловой после выхода картины «Летят журавли», которая сделала из нее легендарную актрису.

    Детство и юность

    Родилась Татьяна Самойлова 4 мая 1934 года в Северной столице, в семье интеллигентов. К творчеству имел отношение только отец, Евгений Самойлов, актер театра и кино. Его боготворила публика и любил сам Сталин, особенно после фильма «Щорс», в котором он сыграл главную роль. В 1937-м отца пригласили в Театр Мейерхольда, и семья поселилась в Москве. Маму звали Зинаида Левина, по образованию инженер. В 1945 году в семье родился сын Алексей.

    Фото: Татьяна Самойлова в детстве

    Танино детство прошло практически за кулисами театра, куда ее постоянно брал отец. Ей нравилось в театре все — актеры, зрители, декорации и неповторимая атмосфера. Уже тогда, в раннем детстве девочка решила, что у нее один путь – в артистки, и больше никем она быть не хотела. Хотя могла достичь больших высот в балете, потому что училась в балетной студии, и подавала большие надежды. Ее звала к себе в балетную школу Майя Плисецкая, потому что видела, что у девочки большой потенциал, но мечтой юной Татьяны по-прежнему был актерский факультет и кинематограф.

    Фильмы

    После окончания школы Таня отправилась поступать в театральный вуз. Она успешно прошла все испытания, и в 1953-м стала студенткой Щукинского училища. Кинематографическая биография Самойловой началась после второго курса, в 55-м, когда она снялась в фильме «Мексиканец», в основу которого лег сюжет рассказа писателя Джека Лондона.

    Роль, ставшую звездной, и определившую всю ее жизнь, Татьяна сыграла после выпуска из театрального. Это была Вероника, главная героиня картины «Летят журавли». Таня Самойлова была единственной в своем роде, ведь никому из отечественных актеров не довелось стать легендой, едва получив диплом вуза. Режиссером картины стал Михаил Калатозов, который сумел снять не только шедевр отечественного кино, но и самую лучшую ленту о войне.

    Все трудности съемок остались за кадром, и почти никто из зрителей и поклонников актрисы не знает, какой ценой досталась ей эта слава. Когда была отснята большая часть материала, вдруг обнаружилось, что у Татьяны туберкулез. Она почти задыхалась, постоянно была на инъекциях, но не бросала работу. Она не выходила со съемочной площадки шесть месяцев, не брала выходные. Рабочий день начинался рано утром и заканчивался иногда за полночь.

    Сказать, что картина пользовалась оглушительным успехом, это ничего не сказать. Ее показывали во всех кинотеатрах, она не сходила с экранов многие месяцы. Руководство страны выступило с критикой сюжета, ведь это было совсем не по-советски изменить любимому, который воевал на фронте, причем с лучшим другом. Это противоречило советским моральным устоям, и картина была жестко раскритикована. Особенно рьяно за нее взялись, когда увидели негативное отношение Никиты Хрущева.

    Но прошел всего год, картину представили на Каннском фестивале, и она взлетела на пик популярности. В 1958-м ее наградили «Золотой пальмовой ветвью», а Самойлова удостоилась премии «Апельсиновое дерево» и диплома, как исполнительница лучшей женской роли.

    Самойлова первый раз попала за границу, и была просто потрясена увиденным. Она купалась в роскоши и внимании публики, но звездной болезнью не заболела. Своих зарубежных коллег она воспринимала как равных, и без стеснения общалась со звездами.

    Успех был феноменальным, казалось, после этого молодую актрису начнут рвать на части режиссеры, предлагая ей новые роли в своих проектах. Но все получилось с точностью до наоборот – в ее творчестве наступила тишина. Прошло четыре года, и за этот период вышло только два фильма с ее участием. Но о ней прекрасно помнили западные режиссеры. В 1961-м актриса получила приглашение от румынского режиссера Михая Семеша, который начал съемки фильма «Альба Регия». Татьяне предстояло стать разведчицей.

    И опять перерыв, который продлился до 1964-го. И опять приглашение не от своих, а от зарубежных режиссеров. Ее позвали сниматься в картине «Они шли на Восток» итальянского режиссера Джузеппе де Сантиса, который пригласил советскую красавицу на роль второго плана. Она попала на одну съемочную площадку с Софи Лорен, которая играла главную героиню, и выглядела не хуже, а в некоторых моментах даже превосходила мастерством знаменитую актрису.

    Эта работа актрисы была вознаграждена щедрым гонораром. Самойлова вернулась в Союз на иномарке, привезла приличный гардероб и деньги. После этого отношение к актрисе стало недоброжелательным. У нее появились завистники, о ней ходили разные слухи, а у чиновников она откровенно попала в «черный» список.

    Ей предложили работу только в 1967-м. И снова гениальная работа, и гениальная роль. Татьяна стала Анной Карениной в картине режиссера Александра Зархи. Драма прошла с большим успехом, который можно сравнить разве что со славой фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком.

    После выхода картины Самойлова была уверена, что на этот раз она не останется забытой, и ее забросают предложениями все режиссеры. И снова все повторилось, ее забыли. Татьяна получает незначительные роли, иногда даже эпизоды. Ее звали в Голливуд, и если бы Самойлова приняла это приглашение, то наверняка ее биография была бы яркой и насыщенной, у нее была бы блестящая карьера, деньги и поклонники.

    В середине 70-х карьера Самойловой в кинематографе практически закончилась. Более двух десятков лет ее не видно было на экране, и только в конце 90-х ее пригласили сниматься в ленте «24 часа». Спустя четыре года актриса засветилась в фильмах «Московская сага» и «Сен-Жермен», да и то в эпизодических ролях. Последней ее работой стала картина «Нирвана», которую зрители увидели в 2008-м. И снова это была незначительная роль второго плана.

    Самойлова мало кого впускала в свою жизнь, поэтому о ней мало что знали. Людям свойственно распускать слухи и сплетни, особенно, когда нет никакой информации. Татьяне Самойловой приписывали алкоголизм и психическое расстройство, некоторые источники говорили о булимии. Но для близких людей было понятно, что болезнь актрисы заключается только в одном – одиночестве.


    источники:

    http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-tatyana-samoylova.html

    http://biographe.ru/znamenitosti/tatyana-samoilova/