Актриса Орлова биография Личная Жизнь

Любовь Орлова

Биография

Любовь Орлову называли русской Марлен Дитрих. Благодаря ей советский кинематограф не только поднялся на новый уровень, но и стал уверенно конкурировать с театральным искусством. Огромное количество наград и заслуг, яркая фильмография — Любовь Петровну по праву считают одной из самых талантливых актрис Советского Союза.

Детство и юность

Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Орловой самим писателем.

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум имени А. В. Луначарского). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Фильмы

В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.

В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».

Любовь Орлова в фильме «Цирк»

Кинематографическая биография Любови Орловой началась именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднялась по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».

Любовь Орлова стала советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знали зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.

У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.

После войны Орлова опять много снималась. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.

Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.

Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.

Личная жизнь

Любовь Орлова, при жизни признанная примадонной советского кинематографа, чрезвычайно тщательно заботилась о своей внешности. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что она первой испытала на себе пластическую хирургию. Во всяком случае, аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли ей скрывать свой возраст.

Личная жизнь Любови Орловой – это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника Наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили 4 года. В 1930 году Берзина арестовали и сослали в Казахстан.

В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса познакомилась и в том же году вышла замуж за Григория Александрова. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.

В марте 2015 года зрители увидели 16-серийный фильм, снятый на реальных событиях жизни актрисы и режиссёра, под названием «Орлова и Александров». Лента охватывает большой период жизни артистки, начиная от её знакомства с Григорием Александровым до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, её мужа – Анатолий Белый.

Смерть

Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Причина смерти артистки — рак поджелудочной железы. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу на 8 лет.

В 2014 году дачу Орловой и Александрова в подмосковном Внуково приобрел известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки — сохранившихся фото и дневников. Давая интервью, Добровинский развеял миф, что Любовь Петровна была влюблена в Иосифа Сталина. По его мнению, актриса начала ненавидеть генсека после того, как ее первого мужа Берзина отослали в Казахстан.

Александр прочитал в дневнике артистки, что Сталин однажды пригласили ее на ужин. Именно там она поинтересовалась судьбой своего первого супруга, что очень не понравилось Иосифу Виссарионовичу. После этого эпизода он более никогда не предпринимал никаких попыток личного общения со звездой.

В 2022 году отмечалась юбилейная дата — 120 лет со дня рождения Любови Петровны. Ряд мероприятий, посвященных великой исполнительнице, стартовал с лекции Андрея Апостолова в музее кино. Там же состоялся показ ленты «Светлый путь». А в завершении выступила Христина Блохина, которая исполнила главные советские хиты.

Любовь Петровна Орлова

Фото Все

Видео Все

Любовь Орлова и Григорий Александров. Больше, чем любовь

Любовь Орлова. Тайна жизни.

Любовь Орлова. Двуликая и великая

Любовь Орлова — биография

Любовь Орлова из тех женщин, которые получили от судьбы максимум возможностей, и не растратили их по пустякам. Она сумела правильно распорядиться этим даром, и отдать неизмеримо больше, став великой актрисой, кумиром многих поколений. Любовь Орлова была настоящим идеалом. Григорий Александров видел в ней идеальную актрису и жену, для друзей и близких она была идеальной женщиной. А миллионная зрительская аудитория видела в ней идеальную мечту.

Слава пришла к актрисе Любови Орловой после проката картины «Веселые ребята», и закрепилась фильмами «Цирк», «Волга-Волга».

Детство и юность

Родилась Любовь Орлова в городе Звенигород 29 января 1902 года в дворянской семье. Отца звали Петр Федорович, он долгие годы отдал военному ведомству, имел правительственные награды. Мама Евгения Николаевна Сухотина была представителем древнего дворянского рода. Ее отца звали Николай Сухотин, он был членом Государственного совета и генералом кавалерии, возглавлял Николаевскую военную академию и был дальним родственником графа Льва Толстого. Люба с детства хранила книгу Льва Николаевича «Кавказский пленник», с автографом, оставленным автором специально для нее.

Фото: Любовь Орлова в юности

Орловы были гостеприимными людьми, часто устраивали встречи и всевозможные приемы с известными людьми. В гости к ним постоянно заглядывал Федор Шаляпин. Во время одного из таких визитов, он увидел, как маленькая Любочка выступает в домашнем спектакле, и сказал, что у девочки есть талант, и быть ей великой актрисой. Но для этого нужно походить в театральную студию. Но в мечтах родителей девочка была музыкантом, и они записали семилетнюю дочь в музыкальную школу, по классу фортепиано.

В 1919-м Любовь Орлова стала студенткой Московской консерватории. Наступили тяжелые времена, нужно было как-то зарабатывать себе на жизнь, и в 1922-м учебу пришлось бросить. Девушка стала преподавать музыку и подрабатывать в кинотеатре.

Параллельно с этим Люба посещала занятия в ГИТИСе, который в то время был просто театральным техникумом. В 1926 году Любовь Орлова выступала в качестве хористки, а потом перешла в актрисы на музыкальную студию при МХАТе.

Фильмы

В начале своей творческой биографии Любовь Орловой пришлось просто петь в хоре, совмещая эту работу с эпизодическими ролями в некоторых постановках. Но она сумела выделиться из коллег, благодаря упорству, красоте и прирожденному таланту. В 1932-м она стала солисткой оперы «Перикола», получив первую в своей жизни центральную роль. Опера произвела настоящий фурор, и театралы толпами ходили на все представления.

Образ Периколы сыграл решающую роль в судьбе актрисы. Именно в этом образе на нее обратил внимание молодой режиссер Г.Александров, который пришел на преставление по совету своего друга. Александров был покорен, ему понравилось в актрисе все — и внешность, и голос, и талант. Режиссер не стал медлить, и предложил Орловой сниматься в его картинах, тем более, что как раз в то время он был занят поиском актрисы на главную роль для фильма «Веселые ребята».

С этой картины и началась биография Любовь Орловой в кинематографе. Образ Анюты принес актрисе всесоюзную славу, и ее карьера стремительно идет вверх. Любовь Орлова своим талантом и актерским мастерством подняла планку советского кинематографа до небывалых высот, и вывела кино на один уровень с театром, хотя во многом он даже превзошел его.

Новым оглушительным успехом Орловой стала лента «Цирк», которая вышла в 1936 году. Режиссером картины снова стал Александров, а мюзикл стал самым кассовым из всех советских картин. Фильм получил Гран-при французской выставки и Сталинскую премию 1941 года.

В 1938 году Орлова снова порадовала своих поклонников. В этот раз участием в комедии «Волга-Волга», режиссера Г.Александрова. В 1939 году Орлова снялась в детективе «Ошибка инженера Кочина», снятом А.Мачеретой, и снова сыграла главную героиню. 1940 год добавил в фильмографию актрисы еще одну замечательную ленту под названием «Светлый путь». Картина стала последней работой режиссера Александрова, снятой в довоенное время.

Орлова постепенно перенимает образ легендарной актрисы Марлен Дитрих, о которой советские зрители никогда даже не слышали. А вот режиссерам разрешено было устраивать закрытые показы, в которых участвовал очень узкий круг людей. У Александрова тоже был доступ к этим фильмам, и вскоре в картинах с Орловой он начинает воплощать на экране некоторые черты звезды из Голливуда. В «Веселых ребятах» Орлова ходила в таком же цилиндре, что и Марлен в «Голубом ангеле». В картине «Цирк» перекрасила волосы, наподобие Дитрих.

Любовь Орлова имела необычной красоты голос, к тому же умела танцевать и играть на музыкальных инструментах. Это ее умение пригодилось в фильмах «Волга-Волга» и «Светлый путь», в которых постоянно звучала музыка и песни в исполнении талантливой актрисы. Ее популярность росла день ото дня, от фильма к фильму. Наверное в стране Советов не было ни одного человека, который бы не знал, кто такая Любовь Орлова. В 40-х годах ее просили выступить перед солдатами, уходящими на фронт. Актриса никогда не отказывала, находила слова напутствия и пела свои песни. Во время войны Орлова объездила все фронты, поддерживая моральный дух бойцов своими концертами.

Война закончилась, и Орлова вернулась на съемочную площадку. В 1947 году она сыграла в мюзикле «Весна», в 49-м был военный фильм «Встреча на Эльбе». В 50-е годы актрису приглашают на съемки биографической ленты «Мусоргский» и картины »Композитор Глинка», где ей досталась роль Людмилы Глинки.

В 60-х годах актерская карьера Любови Орловой пошла на спад. Она почти не снимается и не участвует в театральных постановках. В 1970 году вышла еще одна картина с ее участием – комедия «Русский сувенир». Самой последней работой в кино великой актрисы стала картина «Скворец и Лира», снятая в 1972-м.

Заслуги Любовь Орловой были достойно оценены руководством страны. Она два раза получала Сталинскую премию, которая считалась самой престижной наградой в СССР. Актриса была награждена Орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1935-м Орлова получила звание Заслуженная артистка РСФСР, в 1947-м стала Народной артисткой РСФСР, а в 1950-м Народной артисткой Советского Союза.

Любовь Орлова — биография, новости, личная жизнь

Любовь Орлова

Любовь Петровна Орлова. Родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в Звенигороде (ныне Московская область) — умерла 26 января 1975 года в Москве. Советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).

Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов, потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна Сухотина (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Государственного совета, генерал от кавалерии), происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л.Н. Толстого. В доме Орловых хранилась книга «Кавказский пленник», подписанная лично писателем и подаренная маленькой Любови Орловой.

Родители хотели, чтобы дочь научилась актёрскому мастерству, так как Любовь была талантливой девочкой с самого рождения. В домашнем спектакле Любови Орловой досталась роль репки.

В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин, когда он увидел домашний спектакль с участием Орловой, он подошёл к Любови и сказал, что её ожидает грандиозная актёрская слава в будущем и посоветовал родителям актрисы записать свою дочь в театральную студию. Тем временем, родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу. В 1919-1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Из-за трудного материального положения учёба в консерватории не была окончена.

1922-1925 — учёба на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно — 1922-1925 годы — уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.

В 1920-1926 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы:
в кинотеатре «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма)
в кинотеатре «Арс»
в кинотеатре «Великий Немой»
в кинотеатре «Орфеум»
концертные выступления перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

1926-1933 годы — хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально — Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В. И. Немировича-Данченко.

После окончания Московского театрального техникума в 1926 году, она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант её многим бросался в глаза. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой.

Личная жизнь Любови Орловой:

1926-1930 годы — брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893-1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме».

1932-1933 годы — гражданский брак с Францем, австрийским импресарио.

В 1933 году состоялась встреча с Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе — она была его женой и активно снималась в его фильмах в главных ролях.

В один из весенних дней 1933 года художник Пётр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у Александрова после этого не осталось.

Любовь Орлова и Григорий Александров

Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Л. П. Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

В то же время, как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в „Веселых ребятах“ у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в „Голубом ангеле“. В „Цирке“ Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна любила Орлову. Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у неё вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она — немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих — ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих».

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.

Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.

В 1934-1945 годах — работала актрисой на киностудии «Мосфильм». В 1945-1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». В 1949-1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактёра). С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР.

Смерть Любови Орловой

В один из дней у актрисы началась сильная рвота. Врачи Кунцевской больницы, куда доставили знаменитую пациентку, решили, что у нее камни в желчном пузыре, и назначили день операции. Однако никаких камней у Орловой не было. Сразу после операции хирург позвонил ее мужу Григорию Александрову и сообщил, что у Любови Петровны рак поджелудочной железы.

Диагноз от нее скрывали. Орлова ничего не знала и чувствовала себя гораздо лучше. Она даже попросила привезти в палату балетный станок, у которого привыкла начинать каждый свой день. Александров привез станок, и его умирающая супруга по полтора часа в день занималась гимнастикой. Стонала от боли, но продолжала тренироваться. Любовь Орлова умерла в Кремлевской больнице 26 января 1975 года.

Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Фильмография Любови Орловой:

1933 — Любовь Алёны — миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
1934 — Петербургская ночь — Грушенька
1934 — Весёлые ребята — Анюта
1936 — Цирк — Марион Диксон
1937 — Наш цирк (короткометражный) — Марион Диксон
1938 — Волга-Волга — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
1940 — Светлый путь — Таня Морозова «Золушка»
1941 — Боевой киносборник № 4 — письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
1941 — Дело Артамоновых — танцовщица Паула Менотти
1943 — Одна семья (не вышел на экраны, в 1990-х гг. демонстрировался по телевидению) — Катя
1943 — Каспийцы (документальный)
1947 — Весна — актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
1949 — Встреча на Эльбе — Джанет Шервуд, журналистка
1950 — Мусоргский — Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
1952 — Композитор Глинка — Людмила Ивановна, сестра композитора
1960 — Русский сувенир — Варвара Комарова (мисс Барбара)
1974 — Скворец и Лира — Людмила Грекова («Лира»).

последнее обновление информации: 13.01.2021


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/lubov-orlova/

http://stuki-druki.com/authors/Orlova_Lubov.php