Актриса Гулая биография Причина Смерти

Инна Гулая

Биография

Хрущевская оттепель загубила биографию многих талантливых актеров, режиссеров, писателей и поэтов. Чтобы попасть в немилость у политических деятелей, достаточно было высказать точку зрения, которая хоть немного отличалась от взглядов правительства. Более того, кислород перекрывали не только дерзнувшему оспорить политику Больших Братьев, но и их родным. Во всяком случае, так сложилась судьба Инны Иосифовны Гулой.

Детство и юность

Родилась будущая актриса в городе Харькове, расположенном на территории нынешней Украины 9 мая 1940 года. По национальности она украинка.

О настоящем отце девочки ничего не известно, а мать – Людмила Гулая – была дочерью наркома труда Украинской Советской Социалистической Республики Константина Макаровича Гулого.

После того, как от Людмилы ушел мужчина, узнав, что она беременна, девушка собиралась сделать аборт. Отговорил ее от этой идеи молодой выпускник Московского института путей сообщения (Российский университет транспорта) Иосиф Генфер. Уже в первый день знакомства он сделал Гулой предложение, а также сказал, что примет ребенка. Так Инна и родилась.

Детство девочки выдалось тяжелым: сначала умер отец, только получивший работу начальника Московско-Рязанской железной дороги, потом началась Великая Отечественная война. Первые послевоенные годы тоже сложно назвать радостными, но, даже несмотря на это, Инна росла жизнерадостной девочкой, мечтала о карьере актрисы, славе, богатстве и путешествиях. Поэтому Людмила Константиновна и не стала настаивать, чтобы дочь шла учиться в Московский институт иностранных языков, хотя очень этого и хотела.

Однако поступить сразу же в желаемый вуз Инне тоже не удалось. Но Гулая не опустила руки. Вместо этого девушка устроилась работать станочницей на предприятие, а также записалась на курсы в студию при Российском ордена Ленина академическом молодежном театре. Красоту и талант девушки заметили сразу, поэтому уже в 1960 году Гулая впервые появилась на киноэкране.

Фильмы

Первый фильм, в котором в молодости снялась Инна Гулая, – «Тучи над Борском» Василия Ордынского. Он по факту был сделан для хрущевской антирелигиозной компании. Но ни Инна, ни ее коллеги по съемочной площадке – будущие народные артисты Никита Михалков и Инна Чурикова – не задумывались над этим. Для молодых актеров это была просто возможность реализовать свой творческий потенциал.

После премьеры Инна Гулая продолжала трудиться на заводе, чтобы заработать стаж и поступить в театральный. Коллеги по цеху по очереди выпытывали у девушки, не она ли сыграла главную роль в «Тучах над Борском». Затем они прицепились к ее фамилии, считая, что это псевдоним. Инне даже пришлось показывать паспорт, чтобы прекратить все пересуды на работе.

В том же 1960 году вышла комедия «Шумный день», режиссерами которой стали Анатолий Эфрос и Георгий Натансон. В этой экранизации произведения советского драматурга Виктора Сергеевича Розова Инна сыграла второстепенную роль Фиры Канторович.

В своей следующей ленте Гулая снялась уже будучи студенткой Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Этой лентой стала мелодрама «Когда деревья были большими», где компанию Инне составил 40-летний Юрий Никулин. Актер не единожды признавался, что девушка ему понравилась, поэтому он сразу же пополнил список ее и без того многочисленных поклонников.

Инна Гулая и Валентина Караваева похожи / livejournal.ru/

«Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался», – говорил о Гулой великий советский актер.

Другим фильмом, снятым в студенческие годы девушки, стал фильм Юрия Озерова «Большая дорога», в котором Гулая исполнила роль Шуры – спутницы писателя Ярослава Гашека по жизни.

В 1965 году вышел фильм «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной – экранизация одноименного произведения Валентина Петровича Катаева, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции. В этом фильме Инне досталась главная роль Шуры Солдатовой, девушки, принявшей участие в соцсоревновании Магнитогорского металлургического комбината и их харьковских коллег. После этой роли Гулая вернулась на театральные подмостки, начав служить в московском Театре юного зрителя. Наиболее запомнившаяся для зрителей роль Инны – Юлия/Джулия в постановке спектакля Евгения Шварца «Тень».

К этому времени актриса уже успела выйти замуж за известного сценариста Геннадия Федоровича Шпаликова («Я шагаю по Москве»), а также родить от него дочь Дарью. В 1966 году Шпаликов единственный раз в жизни попробовал себя в качестве режиссера, поставив картину «Долгая счастливая жизнь», в которой Инна сыграла главную женскую роль. Примерно тогда же до власть имущих дошли слухи о высказываниях Геннадия, противоречащих установленным политическим и гражданским взглядам.

Шпаликов повторил судьбу своего американского коллеги Далтона Трамбо – по указу сверху режиссерам, актерам и печатным изданиям запрещалось сотрудничать со Шпаликовым. Это поставило крест на карьере сценариста, а также негативно сказалось и на карьере Инны. Она стала невостребованной актрисой. Следующая роль досталась Гулой только в 1971 году, в ленте Соломона Шустера «Пристань на том берегу».

После этого вытащить актрису на экраны пытались только ее старые знакомые Василий Ордынский и Михаил Швейцер. У Швейцера это получалось более удачно – он уговорил ее сняться в трех картинах. Среди них и знаменитая «Крейцерова соната», в основе которой лежит одноименная повесть Льва Толстого. Фильм получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После этого Гулая завершила свою кинокарьеру. В 1976 году ее наградили званием заслуженной артистки РСФСР.

Личная жизнь

Первые серьезные отношения у Инны Гулой завязались с Иваном Бортником. Они были знакомы еще со школьной скамьи и вместе поступили в одно театральное училище, где и вспыхнули чувства. Влюбленные сняли квартиру и пытались построить крепкую семью, однако до загса дело так и не дошло. Причиной расставания стали частые ссоры, нередко дело доходило до драки.

Существует мнение, что во время съемок «Когда деревья были большими» между Инной и Юрием Никулиным завязался роман. Юрий Владимирович этого не отрицал. Тем не менее уже через год после выхода фильма на экран Гулая вышла замуж за Геннадия Шпаликова. Она стала его второй женой, первой была кинодраматург Наталия Борисовна Рязанцева.

19 марта 1963 года произошло радостное событие в личной жизни супругов – они стали родителями. Дочь было решено назвать Дарья Шпаликова.

После проблем, начавшихся с выходом «Долгая счастливая жизнь», отношения и без того не в самой дружной семье обострились. Шпаликов сильно пристрастился к спиртным напиткам, из-за чего родственники отправляли его в больницы и реабилитационные центры, из которых Геннадий сбегал. Инна не могла этого больше терпеть и подала на развод.

Через два года Шпаликов покончил с собой на своей даче в Переделкино. Родные и друзья сценариста в открытую винили в его смерти Инну, чем довели женщину до депрессии. Гулая не смогла этого выдержать и тоже подсела на алкоголь и успокоительные препараты.

Смерть

Актриса пережила своего мужа на 16 лет. Ее сгубили алкоголь и душевное расстройство. Перед смертью женщина даже попала на лечение в психиатрическую клинику.

26 мая 1990 года актрису доставили в городскую больницу. Дочь с бабушкой нашли ее в собственной квартире лежащей на полу в кухне без сознания. Актриса скончалась спустя 2 дня, так и не придя в себя. По заключению судмедэкспертов, причиной смерти стала передозировка снотворным.

Могила актрисы расположена на 38-м участке Домодедовского кладбища. В память о ней была выпущена одна из серий передачи «Как уходили кумиры», а фото Гулой поместили на доску почетных выпускников Щукинского училища.

После смерти матери Дарья Геннадьевна Шпаликова прекратила сниматься в кино (до этого на ее счету было 7 лент, в одной из которых девушка снялась вместе с мамой). Позже, когда было подтверждено, что смерть Инны Гулой – результат самоубийства, Дарья обратилась за помощью к врачам. С 2010 года она проходила реабилитацию в федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр психического здоровья», профилем которого является диагностика, профилактика и лечение психических заболеваний.

Дарья винила себя в смерти матери. Когда Инна Гулая попала в психиатрическую больницу, она решила разменять двухкомнатную квартиру, чтобы съехать от родительницы. «Я поступила как эгоистка и в наказание за это получила непроходящую боль и вину. Если бы я не разменяла квартиру и осталась жить вместе с мамой, она, может, и по сей день была бы жива», – говорит Дарья Шпаликова.

Инна Иосифовна Гулая

Фото Все

Видео Все

Инна Гулая. Легенды мирового кино

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ. ИННА ГУЛАЯ

Инна Гулая — биография

Инна Гулая, советская актриса с трагической судьбой. Родилась в 1940 году в Харькове. Умерла при невыясненных обстоятельствах в мае 1990 года. Мама актрисы Дарьи Шпаликовой, жена Геннадия Шпаликова, сценариста, режиссера.

Будущая звезда советского кино Инна Гулая родилась в мае 1940 года в Харькове незадолго до начала Второй мировой войны. Информация о настоящем отце отсутствует, поскольку воспитывал ее совершенно другой человек. Мама будущей актрисы была дочерью наркома, коммуниста, но его репрессировали и расстреляли в 1937 году. Когда она забеременела, то молодой человек не решился связать себя узами брака с дочерью врага народа, что стало большим потрясением для женщины.

Фото: Инна Гулая

Но по счастливой случайности она познакомилась с очень умным, чутким человеком Иосифом Генфером, который женился на ней, отговорил делать аборт и воспитывал Инну как свою родную дочь. Он занимал неплохую должность начальника участка железной дороги Московско-Рязанской линии. Когда девушке исполнилось 19 лет, она всё же решилась найти своего отца, но отношения не сложились, хотя он переживал о случившемся и вскоре скончался от сердечного приступа.

Первые шаги в творчестве

Мама очень хотела, чтобы дочь поступила в престижный институт иностранных языков и посвятила себя карьере переводчика. Это был весьма заманчивый вариант, но только не для Инны, которая жаждала актерской деятельности. Она не видела себя ни в какой другой ипостаси, но мечтала о театре и актерской профессии. Внешность у неё была соответствующая: чувственные губы, большие распахнутые глаза, красивые густые волосы. Она и вправду словно была создана для кинематографа.

Творческая биография Инны поначалу складывалась весьма успешно, хотя время ее детства пришлось на тяжкую пору восстановления практически полностью разрушенных городов. Впоследствии актриса говорила, что прекрасно помнит время, когда вокруг были одни руины, и людям пришлось прикладывать неимоверные усилия, чтобы восстановить после войны страну. Но даже тяготы, лишения, голод не могли убить в ней жизнерадостность, обаяние, особую легкость и конечно, мечту о сцене.

В то время было крайне непросто поступить в театральные ВУЗы, особенно столичные. Сначала она не поступила, пошла работать на обычный завод, но параллельно занималась в театральной студии. Ее заметил режиссёр, и она была приглашена в картину «Тучи над Борском», это была по стечению обстоятельств ее самая серьезная роль в кино.

Картина демонстрировала жизнь сектантов. Это было необходимо в СССР, скорее, по идеологическим соображениям и от актёров режиссер требовал максимум самоотдачи. Необходимо было показать, насколько тяжело сектантство влияет на психику и какой на этом фоне счастливой кажется жизнь советского человека, необремененного религиозными нормами. Инна очень хотела проявить себя по максимуму в своей первой картине и, надо сказать, ей это удалось. Зрители увидели «сумасшедшую» девушку, которая находится в плену своих страхов и совершенно запуталась, а порой уже и не отличает реальный мир от выдуманного.

Впоследствии, как отмечали некоторые коллеги, столь глубокое погружение неокрепшей юношеской психики в сложный образ не прошло незамеченным. Роли такого плана чрезвычайно сложны даже для профессиональных матерых артистов с хорошей театральной школой за плечами. А если говорить о юной девушке, непрофессиональной актрисе, то становится понятно, что она ещё не умела проводить черту между создаваемым ею образом и своей личностью. В результате это сказалось на ее психике. Возможно, частично этот факт также повлиял на ее странную кончину, хотя и случилось это через несколько десятилетий.

Профессиональная актерская деятельность

Инна Гулая вспоминает, что после съемок в своём первом фильме рабочие на заводе перешептывались и не могли поверить, что роль в фильме сыграла их коллега, юная работница цеха.

После этого она поступила и успешно закончила столичное театральное училище имени Щукина. Во время учёбы она снялась и в других картинах, в частности, «Когда деревья были большими», «Большая дорога». Партнерами ее были такие мэтры, как Никита Михалков, на тот момент начинающий актер и Юрий Никулин. Казалось бы, успешный старт обеспечен. Также она выступала и на театральной сцене в Театре юного зрителя, сыграв в таком культовом спектакле, как «Тень» Евгения Шварца. Режиссёры обращали на неё внимание, ведь она действительно выделялась красотой, статью и добросовестным отношением к работе, умением перевоплощаться.

Люди, близко общающиеся с актрисой, вспоминают, что она была в постоянном беспокойстве и распространяла дискомфорт, что, скорее всего, объясняется слишком высокой планкой, которую она поставила перед собой. Возможно, актриса в душе постоянно занималась самоедством и самокритикой.

Инна Гулая — биография, новости, личная жизнь

Инна Гулая

Инна Иосифовна Гулая. Родилась 9 мая 1940 года в Харькове — умерла 28 мая 1990 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1976).

Инна Гулая родилась 9 мая 1940 года в Харькове.

Мать — Людмила Константиновна Генфер (в девичестве Гулая), дочь члена ЦК КП(б)У и наркома труда Украинской ССР Константина Макаровича Гулого, расстрелянного в 1937 году.

Мать актрисы, Людмила Гулая, в 1939 году встретила отца Инны, забеременела, однако тот бросил ее, не захотев связывать судьбу с дочерью врага народа. Через некоторое время она познакомилась с выпускником Московского института путей сообщения Иосифом Генфером, в будущем — начальником Московско-Рязанской железной дороги, который, услышав, что та планирует аборт, сделал ей предложение в первый же вечер знакомства, женился и принял отцовство.

Когда Инна подросла, мать рассказала ей о настоящем отце. В 19 лет Инна даже встретилась с ним, но, по словам матери, не испытала к нему никаких чувств, хотя тот очень переживал, что отказался от ребёнка, вскоре он умер от инфаркта.

Отчим Иосиф Генфер также рано ушёл из жизни. Людмила Константиновна воспитывала дочь одна.

Жили очень бедно, мама подрабатывала портнихой. Планировала отдать Инну в институт иностранных языков, но та с детства мечтала стать актрисой.

По окончании средней школы не поступила в театральный институт и занималась в студии при Центральном детском театре.

Инна Гулая в молодости

Яркая внешность привела Инну Гулая в кино еще до того, как она поступила в театральное училище. Одно из первых появлений на экране – в фильме «Тучи над Борском», где она сыграла школьницу, попавшую под влияние секты. После выхода фильма Инна Гулая работала на заводе у станка, потому что пока ее не принимали в театральный вуз.

В 1961 году сыграла в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» свою самую значительную роль — деревенскую девушку Наташу, доверчиво принявшую за своего отца, пропавшего без вести на войне, случайного человека. Ее напарником был уже знаменитый Юрий Никулин.

Режиссер Лев Кулиджанов остановился на кандидатуре Инны после многочисленных проб. Позднее Юрий Никулин вспоминал о первой встрече с Инной Гулая: «До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей. Чтобы мы не просто сидели за столом, а чем-то занимались, Кулиджанов, предложил — пусть Наташа ест борщ. Принесли в павильон кастрюлю горячего борща. Порепетировали. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ. У меня даже слюни текли. Второй дубль. Инна съела еще тарелку борща. Третий дубль. Инна так же спокойно и с аппетитом съела третью тарелку. Сняли пять дублей. И, что меня поразило, Инна Гулая съела пять тарелок борща. Когда я спросил, почему она так много ест, она ответила: Волнуюсь».

Игра молодой актрисы отличалась высоким психологизмом и глубоким погружением в образ персонажа.

После фильма «Когда деревья были большими» актриса стала всесоюзной любимицей.

Инна Гулая в фильме «Когда деревья были большими»

Роль Наташи открыла ей дорогу в театральный вуз.

В 1962-1964 годах училась в Театральном училище им. Щукина.

Далее сыграла роль подруги Ярослава Гашека в совместном чехословацко-советском фильме «Большая дорога».

В 1965 году снялась в фильме Михаила Швейцера и Софьи Милькиной «Время, вперёд!» — сыграла Шурочку, девушку начала 1930-х годов, захваченную пафосом гигантского строительства, новыми человеческими отношениями.

Хотя в указанных ролях не было достаточного материала для драматического развития, актриса открыла новую сторону своего таланта — тонкое чувство юмора.

Инна Гулая в фильме «Большая дорога»

Служила в московском Театре юного зрителя. В 1966 году стала актрисой Театра-студии киноактёра. В том же году вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — единственная режиссёрская работа мужа актрисы сценариста и поэта Геннадия Шпаликова. В этом фильме Инна Гулая сыграла свою последнюю главную роль, по выражению Любови Аркус, «русскую Джельсомину из заплёванного райцентра». В СССР картина прошла малозамеченной.

После этого у Шпаликова начался период творческой невостребованности, а Инна Гулая стала получать мало предложений сниматься в кино.

День 19 марта 1963 года Инна Гулая и ее муж Геннадий Шпаликов запомнили навсегда: у них родилась дочь, а кроме того именно в этот день Геннадий Шпаликов выступил с горячим обличительным заявлением на встрече руководителей страны и деятелей советского кино в Кремле. Дело в том, что фильм Хуциева «Застава Ильича» по сценарию Шпаликова уличили в антисоветчине и положили на полку, и Шпаликов вышел к трибуне. Он заявил, что настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои–космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить картину слишком строго.

Геннадию Шпаликову «перекрыли кислород» как поэту и как сценаристу – за десять лет он написал лишь несколько сценариев. Отсутствие работы осложняло и без того непростую семейную жизнь. После скандалов и побегов Шпаликова из больницы, куда жена и тёща неоднократно клали его на лечение, Гулая в конце концов подала на развод, опасаясь за судьбу дочери.

В начале семидесятых Геннадий Шпаликов запил, а 1 ноября 1974 года повесился у себя на даче в Переделкино.

По всей видимости, он это сделал спонтанно, потому что в качестве орудия самоубийства выбрал любимый красный шарф, который находился у него в руках на тот момент. Инна Гулая признавалась своим друзьям, что первым ее желанием было свести счеты с жизнью вслед за мужем. Но от этого шага ее удерживала дочь, которой на тот момент было всего одиннадцать лет.

Смерть Инны Гулая

Актриса умерла 28 мая 1990 года. Обстоятельства её смерти до сих пор доподлинно неизвестны.

Актриса страдала от невостребованности в кино. Родственники и друзья Шпаликова прямо обвиняли актрису в том, что она подтолкнула бывшего мужа к смерти своим разводом, что привело к депрессиям и проблемам с алкоголем.

По заключению врачей, причиной смерти стала передозировка снотворного. Было заведено уголовное дело, закрытое за недоказанностью. По словам матери Людмилы Константиновны, её дочь действительно плохо спала в последнее время и пила снотворное, но в версию о самоубийстве она не верит. Она нашла Инну лежащей на кухне у распахнутого холодильника, на столе стояли банка молока и кастрюля с гречневой кашей, приготовленные для еды.

Похоронена на Домодедовском кладбище под Москвой (участок 38).

Личная жизнь Инны Гулая:

На съемках фильма «Когда деревья были большими» у нее случился роман с Юрием Никулиным. Это подтверждал и сам Никулин: «Я не мог в нее не влюбиться, и сразу же примкнул к толпе ее поклонников. Она просто потрясла меня своим обаянием, своей красотой. Репетиций с ней я ждал с нетерпением, они волновали меня. Инна Гулая умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. Я никогда не забуду ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза!».

Муж — Геннадий Шпаликов, поэт, сценарист (1937-1974), который написал сценарий к легендарному фильму «Я шагаю по Москве». Песни на стихи Шпаликова звучат в фильмах «Коллеги», «Я шагаю по Москве», «Военно-полевой роман».

Дочь — Дарья Шпаликова, родилась 19 марта 1963 года в Москве, в прошлом актриса.

Инна Гулая и Геннадий Шпаликов

Инна Гулая страдала алкоголизмом. Она приучилась к водке еще при жизни мужа: делила с ним трапезу, чтобы контролировать его. А потом водка стала единственным утешением в ее жизни.

«Сколько могла выпить Инна Гулая за один вечер, это просто не поддается описанию! Чуть ли не ведро! Любого другого человека от такой дозы скрутило бы так, что его бы увезли в больницу, а на нее водка действовала лишь как снотворное. Она пила, чтобы забыть о том, что не востребована, что ее жизнь не удалась», — рассказывала Наталья Кустинская.

Гулая получала небольшое жалованье в Театре киноактера и едва сводила концы с концами. Продолжать такое существование Инна Гулая не хотела и в 1990 году наглоталась снотворного и умерла.

Судьба дочери актрисы тоже окутана тайной. Даша Шпаликова окончила театральное училище и до 1990 года успешно снималась в кино. Но после смерти матери она решила завязать с кинематографом. Видимо, из-за суицида родителей у девушки начались проблемы с психикой. Потом она сообщила знакомым, что содержится в Научном центре психического здоровья и не знает, когда оттуда выйдет.

Дарья Шпаликова

Фильмография Инны Гулая:

1960 — Тучи над Борском — Оля Рыжкова
1960 — Шумный день — Фира Канторович
1961 — Когда деревья были большими — Наташа
1962 — Большая дорога — Шура, жена Гашека
1964 — Пятый тополь
1965 — Время, вперёд! — Шура Солдатова
1966 — Долгая счастливая жизнь — Лена
1969 — Фронт за околицей — Анна
1971 — Если ты мужчина. — Маша
1971 — Пристань на том берегу — Маруся
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — секретарша
1977 — Хождение по мукам — Елизавета Киевна Расторгуева
1979 — Маленькие трагедии — Царица ночи
1984 — Мёртвые души — эпизод
1987 — Крейцерова соната дама с лорнетом — эпизод


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/inna-gulaya/

http://stuki-druki.com/authors/Gulaya-Inna.php

Оцените статью