Актриса Элеонора Шашкова биография Личная

Элеонора Шашкова — биография, новости, личная жизнь

Элеонора Шашкова

Элеонора Петровна Шашкова. Родилась 24 декабря 1937 года в Батуми (Аджарская АССР, Грузинская ССР). Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1991). Заслуженный деятель искусств Польши.

Элеонора Шашкова родилась 24 декабря 1937 года в аджарской столице Батуми в семье военного.

Отец был военным интендантом, прошел всю войну, победу встретил в Румынии. После войны служил на границе. Семья часто переезжала с места на место — жили в Батуми, Баку, Тбилиси, Кишиневе, Симферополе, затем судьба забросила их на Курилы.

Как вспоминала Элеонора, мать воспитывала ее на классической русской литературе, а любимым литературным произведением Шашковой была поэма Некрасова «Русские женщины».

После окончания школы она собиралась стать актрисой, однако этому воспрепятствовал отец, который порвал ее билет на Москву и спрятал обувь. Затем забрал дочь с собой на Курилы. Там 17-летнюю девушку взяли в Отдел разведки, где она была делопроизводителем — печатала на машинке. Ей даже доводилось участвовать в допросах иностранных шпионов. Она вспоминала: «В основном сотрудники отдела занимались тем, что вылавливали в наших нейтральных водах японцев и фильтровали их: отделяли заблудившихся моряков — шкиперов, докеров, мотористов — от настоящих шпионов, агентов. И тех, и других отправляли обратно в Японию, только агентов предварительно допрашивали. Один такой агент, Айни Акиро, переходил границу 15 раз. О его поимке писала как-то газета «Правда». Я присутствовала на его допросе».

Однако юношеская мечта взяла верх. Перед демобилизацией отца она отпросилась с мамой и младшей сестрой в Москву — якобы посмотреть город. Они приехали в столицу к маминой подруге. И на следующий же день Элеонора отнесла документы в Щукинское училище. Далее стала его студенткой.

В 1963 году Элеонора Шашкова окончила Театральное училище имени Щукина, курс Л.М. Шихматова и В.К. Львовой.

После окончания училища стала актрисой Театра имени Евгения Вахтангова, среди ее работ: «Принцесса Турандот» — рабыня; «Золушка» — Фея, «Живой труп» — Маша; «Мещанин во дворянстве» — Доримена; «Память сердца» — Елена Михайловна; «Ковалева из провинции» — Ковалева; «Каменный гость» — Лаура; «На всякого мудреца довольно простоты» — Мамаева; «Стряпуха замужем» — официантка, колхозница; «Западня» — Прачка; «Дион» — Весталка; «Конармия» — Настя, казачка; «Виринея» — Баба; «Выбор» — Ляля; «Женщина за зеленой дверью» — Фарида; «13-й председатель» — 2-ой председатель; «Мистерия-Буфф» — Немка; «Анна Каренина» — Жена посланника; «Женщины» — Ледяева; «Кабинетная история» — Жена брата; «Проделки Скапена» — Нерина, кормилица; «За двумя зайцами. » — Певичка, Марта; «Пух! Пух! Пух!» — Сова; «Принцесса Ивонна» — Тетушка.

С 1961 года начала сниматься в кино, дебютировав в фильме «Две жизни». Далее было еще несколько небольших работ в кино.

В 1968 году сыграла свою первую значимую роль — в шпионском детективе «Ошибка резидента». Ее героиня — Мария Николаевна, диспетчер в автопарке, которая становится возлюбленной Михаила Зарокова (его сыграл Георгий Жженов). Как говорила актриса, Георгия Степановича Жженова она считает своим «крестным»: он преподавал ей уроки кинематографа, они много репетировали, от него она получила бесценный опыт работы в кадре.

Элеонора Шашкова в фильме «Ошибка резидента»

В 1970 году сыграла главную роль в фильме режиссера Михаила Богина «О любви». Ее героиня — художница Вера, подруга Галины. Вера кажется благополучной дамой: замужем за импозантным инженером Николаем (Валентин Гафт), которого усиленно добивалась. Семейная дама завидует свободной, как птица, Гале (Виктория Фёдорова).

Элеонора Шашкова в фильме «О любви»

Широкую известность ей принесла роль Стеши в исторической драме «Тени исчезают в полдень». Ее героиня — ветренная женщина, стерва. Как признавалась актриса, весь негатив зрители переносили со Стеши на нее: «Сколько же я из-за нее страдала! Весь негатив зрителей по отношению к моей непутевой героине обращался против меня. А как-то мы — режиссеры картины Усков и Краснопольский, Петечка Вельяминов и я — приехали с концертом на часовой завод, где работают одни женщины. И как только я начала подниматься по ступенькам на сцену, услышала сзади шепот: «Смотри, вон Стешка пошла! Стерва!». И так мне обидно стало, что я говорю Краснопольскому: «Владимир Аркадьевич, я не буду выступать, раз такое неприятие!». А он отвечает: «Элла, это же комплимент! Вот она, волшебная сила искусства».

Со своим партнером по фильму Петром Вельяминовым они дружили всю жизнь.

Элеонора Шашкова в фильме «Тени исчезают в полдень»

В 1973 году на экраны вышел легендарный сериал «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Актриса сыграла эпизодическую роль без слов — Александру Николаевну Гаврилину, жену Штирлица. Как ни странно, но этот эпизод с ее участием больше всего запомнился зрителям. Элеонора Шашкова на всю жизнь стала «жена Штирлица».

Актриса вспоминала, что когда она пришла на пробы, Лиознова предложила сделать стрижку. На следующий день должны были состояться съёмки эпизода. Шашкова просила Лиознову дать ей сценарий, чтобы ночью почитать, подумать, подготовиться, но та сказала: «Ни о чём не думай, просто приходи». Актриса пришла и начала выполнять команды режиссёра. У Вячеслава Тихонова в этот день был первый за полгода выходной, но играть без партнёра у Шашковой не получалось, ей хотелось видеть глаза «мужа». И вдруг на площадке появился Тихонов: ему стало любопытно, как же выглядит его «жена». Он приехал на съёмки и сел возле камеры. Шашкова сыграла свою роль, а на следующий день должны были снимать Вячеслава Васильевича, но он сказал, что без «жены» у него ничего не получится. За ней послали машину.

Элеонора Шашкова в фильме «Семнадцать мгновений весны»

Среди других заметных работ в кино — «Я служу на границе» (Лидия Ивановна Гребнева), «Дневник Карлоса Эспинолы» (Александра Ивановна), «Все дело в брате» (Нина Александровна Калиткина), «Однокашники» (Мария Лобанова), «Ещё до войны» (Колотовкина), «Талисман» (тётя Зина), «Свадьба старшего брата» (Зоя Павловна).

Элеонора Шашкова в фильме «Дневник Карлоса Эспинолы»

В 1990-е не снималась. В 2000-е стала появляться на экране в телесериалах. Среди ее работ — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3» (Ариадна Васильевна), «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (Екатерина Фурцева), «Закон и порядок: Преступный умысел -3» (Соколинская), «Я лечу» (Софья Игнатьевна Вараксина), «Столица греха» (Элеонора Петровна), «Земский доктор. Возвращение» (Марго), «Лондонград. Знай наших!» (Бронислава Цыганкова) и др.

Элеонора Шашкова в сериале «Земский доктор. Возвращение»

Заслуженная артистка РСФСР (13.09.1991). Заслуженный деятель искусств Польши. В день 65-летнего юбилея актрисы ее поздравила Служба внешней разведки, а при вручении награды представитель службы назвал Шашкову «образцом жены разведчика».

Поскольку в театре для нее ролей не нашлось, Элеонора Шашкова создала свою сольную концертную программу, с которой начала гастролировать.

По словам актрисы, она по жизни оптимист. «Даже если я страдаю, мучаюсь, потом справляюсь с собой. Направляю себя: надо жить! Как оптимист я верю в то, что обязательно что-то хорошее произойдет, что будет работа, что будет все в порядке в личной жизни. Все будет хорошо! Жизнь прекрасна и изумительна!», — говорила Шашкова.

Рост Элеоноры Шашковой: 175 сантиметров.

Личная жизнь Элеоноры Шашковой:

Дважды была замужем.

Первый муж — Эрнст Зорин (1937-2020), актер, заслуженный артист России. Познакомились в Театре Вахтангова. Позже ее первый супруг уехал жить в Америку.

В браке родилась дочь Антонина — Шашкова назвала ее в память о своей маме. Антонина Зорина замужем, супруга зовут Максим, имеет двоих сыновей — Давида и Георгия.

Элеонора Шашкова и Эрнст Зорин

Второй муж — Валентин Иванович Селиванов (1938-1998), режиссер. Они познакомились на съемках фильма «Дневник Карлоса Эспинолы». Вместе они прожили двадцать два года. Актриса вспоминала: «Это была сумасшедшая любовь! Это был «Амок» по Цвейгу. Я знала, когда он входит в дверь подъезда, знала, что с ним происходит где-то, чувствовала, что с ним может произойти. На грани фола. Мы проросли друг в друга. Хотя это было все трудно и сложно».

Валентин Селиванов в 1990-е годы создал свою кинокорпорацию, к нему приезжали из разных стран Европы. Но так получилось, что роковую роль в их жизни сыграл один театральный режиссер, который взял у Селиванова в долг крупную сумму денег и не вернул их. «Мы остались нищими. Мой муж заболел. Сердце его не выдержало», — вспоминала Шашкова.

Элеонора Шашкова и Валентин Селиванов

Фильмография Элеоноры Шашковой:

1961 — Две жизни — прачка (нет в титрах)
1963 — Тишина — Таня
1963 — Когда казаки плачут (короткометражный) — эпизод
1963 — Возвращение Вероники — Тонюшка
1964 — Укрощение строптивой (фильм-спектакль)
1967 — Курьер Кремля (фильм-спектакль) — эпизод
1968 — Ошибка резидента — Мария Николаевна, диспетчер в автопарке, подруга Михаила Зарокова
1970 — Судьба резидента — Мария Николаевна, жена Тульева
1970 — О любви — Вера, подруга Галины, художница
1970 — Драма на охоте (фильм-спектакль) — Зося, жена Карнеева
1971, 1973 — Тени исчезают в полдень — Стеша, жена Фрола
1971 — Тысяча душ (фильм-спектакль) — Амальхен
1972 — Цирк зажигает огни — Ирина Алексеевна Шевелёва
1973 — Я служу на границе — Лидия Ивановна Гребнева
1973 — Семнадцать мгновений весны — Александра Гаврилина, жена Исаева
1973 — Открытая книга — Лена Быстрова, врач, учёный, сотрудница лаборатории
1975 — Конармия (фильм-спектакль) — Настя
1976 — Дневник Карлоса Эспинолы — Александра Ивановна
1976 — Все дело в брате — Нина Александровна Калиткина, мама Фрола и Андрея
1977 — Мещанин во дворянстве (фильм-спектакль) — Доримена
1978 — Однокашники — Мария Лобанова, жена Лобанова, юношеская любовь Шергова
1978 — Золушка (фильм-спектакль) — Фея
1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы (инсценировка рассказа)
1979 — Идиот (фильм-спектакль) — Александра Епанчина
1981 — Тропинины — Елена Васильевна
1982 — Слёзы капали — представительница строительной организации
1982 — Мистерия Буфф (фильм-спектакль) — немка
1982 — Ещё до войны — Колотовкина, жена председателя
1982 — Возвращение резидента — Мария
1983 — Талисман — тётя Зина, мать Ларисы
1984 — Продлись, продлись, очарованье. — Маргарита Петровна
1985 — Свадьба старшего брата — Зоя Павловна
1985 — Неудобный человек — Катерина
1985 — Дорога к морю (короткометражный)
1987 — Тринадцатый председатель (фильм-спектакль) — Харисова
1991 — Телохранитель
1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)
1999 — Семейные тайны
2001 — За двумя зайцами (фильм-спектакль) — Марта, кумушка
2003 — Возвращение Мухтара-1 — тетя Люба
2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь — Екатерина Фурцева
2006 — Знаки любви (Signs of Love) — Соседка с пирожками
2006 — Женские истории — бабушка Ксения
2006 — Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3 — Ариадна Васильевна
2007-2008 — Мачеха — Евдокия Георгиевна
2007 — Закон и порядок: Преступный умысел -1 — психолог
2007 — Грехи наши — Инна Анатольевна
2007 — Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной — бабушка Насти
2008 — Я лечу — Софья Игнатьевна Вараксина, больная с мышью в тумбочке
2008 — Срочно в номер-2 — мать Жорика
2008 — Одна ночь любви — эпизод
2008 — Закон и порядок: Преступный умысел -3 — Соколинская
2008 — Взрослые игры — Евдокия Георгиевна
2008 — Воздух вдохновения (документальный)
2009 — Высший пилотаж — дама в шляпе
2010 — Столица греха — Элеонора Петровна, учитель литературы
2010 — Зоя — соседка Зои Алексеевны (нет в титрах)
2010 — Дворик — Валентина Борисовна, мать Артема Соболева
2011 — Людмила Чурсина. «Я – ничья» (документальный)
2012 — Тройная жизнь — Анна Леонидовна, мать Леры
2012 — Новогодний брак — Тамара Николаевна, мама Андрея
2013 — Трое в Коми — Надежда, мать Лары
2013 — Паутина-7 — мама Наташи
2013 — Земский доктор. Возвращение — Марго, подруга Нинон
2013 — «Семнадцать мгновений весны». Последний дубль (документальный)
2014 — Паутина-8 — мама Наташи
2015 — Лондонград. Знай наших! — Бронислава Цыганкова, мать Глеба
2015 — Тайны советского кино. Тени исчезают в полдень (документальный)
2015 — Александра Завьялова. Затворница (документальный)

последнее обновление информации: 23.03.2020

Элеонора Шашкова

Биография

25 сентября 2019-го Элеонора Шашкова приняла предложение Бориса Корчевникова поговорить по душам в эфире его ток-шоу «Судьба человека». В ходе тет-а-тета актриса раскрыла несколько тайн актерской и личной биографии. Например, озвучила причину смерти ее второго мужа, с которым случилась любовь, рассказала, что ее ревновала супруга Вячеслава Тихонова, и призналась, что в молодости согрешила, сделав аборт, о чем сейчас горько сожалеет.

Детство и юность

В конце печально известного 1937-го, 24 декабря, в католический Сочельник в Батуми у супругов Петра и Алевтины Шашковых родился первенец — дочь Элеонора. Вскоре у нее появилась младшая сестра Марина. По долгу службы отец-пограничник часто ездил по стране, так что детство Эллы прошло в Симферополе, отрочество — на Курилах, а юность и вся дальнейшая жизнь — в Москве.

Элеонора Шашкова в молодости (кадр из фильма «Ошибка резидента»)

С ранних лет девочка болела сценой, переняв любовь к искусству от матери, водившей детей на музыкальные постановки. Когда пришло время определяться с высшим образованием, девушка не послушала родителей, настаивавших на медицинском и педагогическом, и подала документы в сельхозинститут.

Учёбы там, впрочем, не вышло — из-за несчастного случая студентка оказалась в больнице на несколько месяцев и получила академический отпуск. Воспользовавшись сложившейся ситуацией и свободным временем, она решила попытать силы и взять штурмом заветный театральный.

Глава семейства, бывший категорически против такого будущего для дочери, разбушевался и насильно привез домой. Под его давлением Элеонора очутилась в штабном отделе разведки и даже участвовала в операции по поимке японского шпиона Тани Акира.

Через 2 года будущая звезда советского кино все же осуществила давнюю мечту, с первого раза покорив Щукинское училище. По окончании вуза Шашкова попала в Вахтанговский театр, где блистала во множестве запоминающихся ролей.

Фильмы

Кинодебют Шашковой состоялся на 2-м курсе обучения в «Щуке». Ей досталась эпизодическая роль прачки в «Двух жизнях», а главная — Вячеславу Тихонову. После в ее фильмографии обосновался «Резидент» с его «Ошибкой», «Судьбой» и «Возвращением», легендарные «Тени исчезают в полдень» и «Цирк зажигает огни».

Элеонора Шашкова в роли жены Штирлица (кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»)

Всесоюзную славу и любовь артистка получила благодаря перевоплощению в жену Штирлица в культовых «Семнадцати мгновениях весны». Хотя сама знаменитость не раз подчеркивала, что играла супругу именно полковника Максима Максимовича Исаева.

В нулевых Элеонора Петровна охотно снималась в сериалах «Возвращение Мухтара», «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», «Закон и порядок», «Земский доктор», «Паутина», «Лондонград» и иных.

Личная жизнь

Первого мужа Элла встретила в стенах родного вуза — с Эрнстом Зориным она играла в «Стряпухе замужем». Молодой человек к тому времени уже расстался с Анной Москвиной и принялся долго и настойчиво ухаживать за Шашковой. На милость победителя девушка сдалась не сразу, выбирая между ним и Валерием Бабятинским. Вскоре у пары родилась дочь Антонина, названная в честь бабушки и подарившая двух внуков — Давида и Георгия.

Элеонора Шашкова и Валентин Селиванов / СтарХит

Казалось бы, всё устроилось, как вдруг артистка приняла решение уйти от Эрнста Петровича, без ума влюбившись в Валентина Селиванова.

Но личная жизнь с ним сложилась не сразу ‒ пришлось ждать, пока он разведется с женой, и даже сделать аборт. В итоге семейное счастье женщина все-таки обрела, прожив с горячо любимым человеком больше 20 лет и обвенчавшись за пять лет до его смерти. После потери супруга женщина получала немало предложений руки и сердца, но неизменно отклоняла их, оставаясь верной единственному мужчине.

Личная жизнь с ним сложилась не сразу — пришлось ждать, пока он разведется с женой, и даже сделать аборт. В итоге семейное счастье женщина все-таки обрела, прожив с Селивановым больше 20 лет и обвенчавшись за 5 лет до его смерти. После потери супруга женщина получала немало предложений руки и сердца, но неизменно отклоняла их, оставаясь верной горячо любимому мужчине.

Элеонора Шашкова сейчас

В 2018-м на 3-м Международном фестивале SIFFA Элеонора Петровна, отвечая на вопрос журналистов о работе, сообщила:

Элеонора Шашкова в 2019 году (кадр из шоу «Судьба человека»)

«Уже 3 года нигде не снимаюсь. Не приглашают или предлагают совсем уж какую-то “порнографию”. Когда сутками молчит телефон, я ужасно себя чувствую».

Периодически актриса появляется на сцене родного театра, приглашая зрителей на творческий вечер «Семнадцать мгновений».

Элеонора Шашкова

фотографии >>

биография

Шашкова Элеонора Петровна

Родилась 24 декабря 1937 года в г. Батуми, Аджарская АССР, Грузинская ССР.

Заслуженная артистка РСФСР (13.09.1991).
Заслуженный деятель искусств Польши.

В 1963 году окончила Театральное училище имени Щукина (курс Л.М. Шихматова и В.К. Львовой).

С 1963 года — актриса Театра имени Вахтангова.

Официантка, колхозница — «Стряпуха замужем»
Прачка — «Западня»
Весталка — «Дион»
Настя, казачка — «Конармия» (1966)
Баба — «Виринея»
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» (1968)
Доримена — «Мещанин во дворянстве» (1969)
Катерина — «Память сердца»
Ляля — «Выбор» (1971)
Фарида — «Женщина за зеленой дверью»
2-ой председатель — «13-й председатель» (1979)
Немка — «Мистерия-Буфф» (1981)
Жена посланника — «Анна Каренина» (1983)
Ледяева — «Женщины»
Жена брата — «Кабинетная история»
Нерина, кормилица — «Проделки Скапена»
Певичка, Марта — «За двумя зайцами. »

«Ковалева из провинции» — Ковалева
«Каменный гость» — Лаура
«Золушка» — Фея (1966)
«Пух! Пух! Пух!» — Сова (1992)
«Принцесса Ивонна» — Тетушка

последнее обновление информации: 02.07.21

источники информации

публикации

Она сама служила в отделении разведки и даже участвовала в поимке японского агента на Курилах. Потом дебютировала в кино в роли жены разведчика Тульева в знаменитой «Ошибке резидента». А после ее появления в небольшом эпизоде без слов в «Семнадцати мгновениях весны» ее лицо узнала вся страна. Встречу Штирлица с женой признали самой пронзительной сценой фильма. А Служба внешней разведки вынесла ей благодарность от лица всех жен разведчиков за точно переданные на экране переживания и боль от разлуки с любимым человеком. О том, как складывалась ее судьба до и после этой картины, рассказывает актриса театра и кино ЭЛЕОНОРА ШАШКОВА.

«Я родилась в семье пограничника в городе Батуми, где мы прожили всего один год, потом переехали в Тбилиси, оттуда в Баку… Всю жизнь, пока я не стала самостоятельной, мы мотались по гарнизонам. Мамочка моя была домохозяйкой, отец считал, что она должна сидеть дома, заниматься мною. Мама имела пять классов образования, но была очень начитанной, любила классику, играла на гитаре, пела. У папы был жесткий характер, в доме все ходили по струнке. Если сказано в девять часов вечера быть дома, то в десять минут десятого двери закрываются, опаздываешь — ночуй у соседей. Папино воспитание сказалось на мне — я не люблю и не могу опаздывать и очень ответственна за данное слово.

Из Баку мы переехали в Кишинев, где нам дали особнячок не то румына, не то бежавшего в Румынию молдаванина. Я помню, как папа (по ранению он закончил службу в Бухаресте) получил подарки от царя Михая — ковер и настенные часы с боем, которые всегда висели у меня в детской. В Кишиневе я отучилась 9 классов и окончила семилетнюю музыкальную школу по классу аккордеона. Потом отца перевели на работу в Симферополь, и в десятый класс я пошла в Крыму. После кишиневского особняка мы перебрались в какой-то крохотный, неуютный домик — мама была в ужасе (незадолго до отъезда она в сорок лет родила Мариночку). Мама себя очень плохо чувствовала. Я ухаживала за сестрой, готовила обеды, мыла полы. Когда пришла пора выбирать профессию, я собралась в Москву — поступать в Щукинское театральное училище. Мне было 18 лет. Отец «хорошо» прошелся по артистической среде (с точки зрения военного), отобрал мои туфли и порвал билет. «Может, тебе в педагогический пойти?» — предложила мама. «Ты такая сердобольная, тебе надо идти в медицинский», — рассуждал отец. А я всем назло поступила в Крымский сельскохозяйственный институт на факультет виноградарства и виноделия. Первые полгода я дни напролет пропадала в клубе при институте, в драматическом кружке. А потом произошел несчастный случай, и я провела три месяца в больнице с сотрясением мозга.

Вскоре отца перевели на Курилы. Родители с сестренкой перебрались на остров Кунашир, позже к ним присоединилась и я. Отец устроил меня на службу в штаб пограничных войск, я стала делопроизводителем в отделении разведки. Научилась печатать на машинке, заочно окончила стенографические курсы. Однажды даже присутствовала на допросе японского агента. В «Правде» потом появилась статья «Поимка агента японской разведки Тани Акиро». Он переходил границу двенадцать раз, его никак не могли поймать. И вот наконец его поймали, я стенографировала этот допрос. Привели его в какую-то избушку, усадили на скамейку. Вошла я. Он подскочил: «Мадам, позаруста, садитесь!» «Нет, мое место за столом», — сказала я. Там стояла печатная машинка. И вот так я, можно сказать, присутствовала при поимке шпиона. (Смеется.)

У меня был двойной оклад, и мама посоветовала мне копить деньги, чтобы, когда закончится служба у отца, все-таки ехать поступать в театральное. К тому времени мне уже исполнилось 20 лет. Я все время проводила в клубе, мы ставили какие-то спектакли, я дирижировала хором, играла на аккордеоне (его потом мы с моей однокурсницей Людой Чурсиной, когда совсем нечего было есть, продали и проели). Навигация была всего четыре месяца в году, поэтому мы смотрели те фильмы, которые смогли завезти с материка. Так, «Карнавальную ночь» я смотрела раз двадцать, наверное, потом ее крутили задом наперед, чтобы как-то провести вечер. Помню, какое больше впечатление произвела на меня игра Зины Кириенко в фильме «Сорока-воровка». Крепостная актриса. Я ощутила себя крепостной: меня не пускают из этих стен, мне не дают вырваться! Если, допустим, я не поступлю — буду виновата в этом сама. А вдруг получится?! Весной я заявила, что еду поступать в театральный институт. Был скандал. Я забрала с собой маму и сестру, чтобы они в Москве хотя бы поели овощей и фруктов. Это был 1959 год.

На вступительных экзаменах в Щукинское училище Анатолий Иванович Борисов посоветовал мне на третьем туре прочесть монолог Марины Поярковой из «Поднятой целины». «Ну-ка, возвертай мое заявление обратно!» — стукнула я кулаком по столу перед самыми очами Бориса Евгеньевича Захавы (он тогда руководил училищем). Тот покраснел, почесал свою лысину и сказал: «Достаточно!» И я поняла: провалилась! Я подошла к Юрию Васильевичу Яковлеву справиться о своей приятельнице, с которой мы вместе поступали, и услышала: «Какую-то украинку Шашко приняли». Он решил, что я украинка, потому что говорила я бог знает как. Я набралась говорков со всего Советского Союза — кавказский, молдавский, украинский, русский. Я не «хговорила» даже, а «хгыварила» с такими «хг» и «ы». (Смеется.) Когда мы сдали все экзамены, ректор беседовал с каждым абитуриентом отдельно. «Элеонора Петровна, — сказал мне Захава, — вам двадцать с половиной лет, когда вы придете в театр, вам будет почти двадцать шесть — вы будете уже старая, вы никогда не сможете играть молоденьких девушек. Кого вы будете играть?» — «Я девушек никогда не играла, даже в художественной самодеятельности. Я играла belle femme, играла прекрасных женщин… А потом, я всегда буду молодой!» И он сказал: «Ну, тогда берем!» (Улыбается.)

После училища меня приняли в Театр Вахтангова, где я работаю по сей день. Нам с Людочкой Чурсиной выделили комнатку в театральном общежитии. Поначалу мне никаких ролей почти не давали, а через год я сыграла Фею в «Золушке»… В это время я познакомилась со своим будущим супругом Эрнстом Зориным, заслуженным артистом России, который потом уехал в Америку. У нас родилась дочь Антонина, я ее назвала в память о маме, так и не узнавшей о том, что я должна родить. Жить было достаточно сложно, но весело. Были надежды, были мечты. (Улыбается.)
Хотелось много работать, я ездила на пробы на «Мосфильм», на «Ленфильм», но мне постоянно говорили о несоответствии такого молоденького девичьего лица с моей фактурой. И вдруг неожиданно меня пригласили на картину Вениамина Дормана «Ошибка резидента». Сразу на пробу с Георгием Степановичем Жженовым (на роль жены Тульева). Переволновалась я жутко. И перед камерой стала по привычке громогласно, как на сцене, отвечать на реплики партнера. Георгий Степанович сразу остановил: «Так, стоп, стоп! Вень, сделай перерыв. Мы пойдем кофейку попьем». Посидели в кафе, поговорили. «Элеонора, ты чувствуешь, как ты со мной разговариваешь?» — «Нормально разговариваю». — «Вот так же нормально говори на площадке, не ори. Над тобой же микрофон висит! Я вижу, что ты непосредственная, искренняя. Давай!» В общем, мы сняли один дубль. И Георгий Степанович то ли в шутку, то ли всерьез сказал: «Так, Веня, если она сниматься не будет, я на площадку не приду». И меня утвердили. (Смеется.) О том, получилось ли, судить зрителям, это был мой дебют в кино.

На премьере «Ошибки резидента» меня увидели Краснопольский и Усков и пригласили на роль Стешки в картине «Тени исчезают в полдень». Привезли меня на съемки сцены сенокоса, партнером моим был Петр Вельяминов, которого я еще не знала. Помню, как удивилась, что невзрачный такой, среднего роста человек — в кепчонке, в кирзовых сапогах и пиджачишке каком-то — будет играть Захара Большакова. Но вдруг я обратила внимание на его глаза. Это были необыкновенные глаза! Сине-голубого цвета. Он так с хитринкой смотрел на меня… Съемки проходили в уральской деревне Саргая. Солнце яркое светило. Птички щебечут. Красота! Нас научили косить, жать, мы все это делали сами. Сцена получилась хорошая. Потом за нее меня чуть не сняли с роли. Худсовету «Мосфильма» не понравилось, что колхозница такая «перламутровая, вся бело-розовая». Владимиру Краснопольскому пришлось отстаивать меня.

На съемках, конечно, всякое бывало. Так, свадьба снималась в павильоне, а побег Стешки со свадьбы — на зимней натуре в Подмосковье. Мороз стоял градусов двадцать, а может, двадцать пять. Я выскакивала из избы в свадебном наряде — капроновые чулочки, тоненькое сатиновое платьице, фата, сапожки лайковые. Пролезаю через забор, Борис Новиков накидывает на меня полушубок, садится на облучок, и только я прикасаюсь к телеге, он трогает (спиной же ко мне сидит, не видит). И я валюсь лицом в сугроб. И так раз пять… Ноги были деревянные. Я окоченела так! А на следующий день мне играть Лауру в «Каменном госте» и петь два романса. На площадке всегда обязательно держали бутылку водки для экстренных случаев. Помню, Владимир Аркадьевич кричит реквизитору: «Валя Ивлиев! Где водка? Актрису растереть, дать внутрь, напоить чаем — согреть!» А Валя сидит, опустив голову, раскачиваясь из стороны в сторону, поднимает глаза: «Оч-чень долго сымали». Он выпил всю эту бутылку. И меня, дрожащую, привели в какую-то избушку, накрыли какими были одеялами, дали горячий чай. Лежу, трясусь. Голос садится. И вдруг подходит паренек из группы: «Элеонора Петровна, у нас водки нет, но есть портвейн. Будете?» Я сказала: «Да-а-а!» (Смеется.) Выпила я залпом этот портвейн, запила чаем и провалилась. А наутро была уже здорова, все обошлось. И спектакль прошел замечательно.

«Семнадцать мгновений весны» снимались одновременно с «Тени исчезают в полдень». Когда Татьяна Лиознова заговорила о том, что ей нужна неизвестная еще актриса и описала приблизительно мою внешность, Зиновий Гензер (ее правая рука на студии) сказал: «Есть такая». Дело в том, что после первого курса мы вместе с Людочкой Чурсиной участвовали в массовке фильма «Две жизни», на котором Зиновий Гензер работал вторым режиссером. (Это, кстати, была одна из первых картин Вячеслава Тихонова — он играл белогвардейца. Помню, как в одной массовой сцене Люда говорит: «Смотри! Тихонов идет!» Он шел, опустив голову, в шинели, в фуражке. Когда он поднял глаза — а снизу еще включили синюю подсветку, — я ахнула от такой красоты. Люда даже спросила: «Ты что, влюбилась?» — «Нет. Но уж больно хорош!» Пепельные брови, пепельные ресницы длинные, нос прямой — ну, дворянин. ) Прошло десять лет, и Зиновий меня вспомнил! Звонит мне: «Тебя приглашает на беседу Татьяна Лиознова. Если ты сыграешь этот эпизод в «Семнадцати мгновениях», тебя будет знать вся страна». Вечером на Студии Горького Татьяна Михайловна посмотрела на меня, прищурившись (а смотрела она так, что прямо в душу тебе заглядывала): «Стричься будем?» — «Будем». — «Смотри-ка, я ничего еще не предложила, а она уже согласна!» Я говорю: «За вас и в огонь, и в воду!» Ни одному режиссеру никогда в жизни я такого не говорила. Подрезали мне волосы, положили грим (меня взрослили — моя фактура позволяла играть возрастные роли), сфотографировали. Посмотрев фотографии, Татьяна Михайловна осталась довольна и назначила съемку на утро. Что за роль и что делать — говорить не стала, сказала только, что она без слов. Декорации кафе «Элефант» были построены в павильоне Студии Горького. Сцена снималась монтажно. В тот день снималась только я. У Тихонова был единственный за полгода выходной, его съемки назначили на следующий день. Я не могла себе представить, как можно сыграть эту сцену, не видя глаз партнера. «Татьяна Михайловна, вы же сами сказали, что она его любит! Любит, страдает, волнуется. Может, это последняя встреча, может, они никогда больше не увидятся. Это драма, трагедия. Мне нужна подпитка!» Время тянулось… И вдруг открывается дверь кафе «Элефант», и входит Вячеслав Васильевич! Если бы не он, я бы эту сцену не сыграла. А он не смог усидеть дома, потому что хотел увидеть, кто будет играть его жену. Я сказала: «Вячеслав Васильевич, давайте я буду смотреть в ваши глаза!» Он взял стул, сел у камеры… Минут за двадцать сняли сцену, мне выписали квитанцию за три съемочных дня, чему я была безгранично рада. На следующий день в десять утра позвонила Татьяна Михайловна: «Сейчас за тобой приедет машина — Слава не может сниматься без тебя!» Теперь я сидела у камеры и «выдавала» свои глаза. Так вот мы познакомились с Вячеславом Васильевичем. Он был необыкновенным человеком! Как-то я спросила его, помнит ли он, как помогал мне на съемках? Он сказал: «Не помню. Я помню, как ты приехала мне помочь». Он не помнил, как сам сделал добро, но помнил, как помогли ему. Потом на разных мероприятиях он часто представлял меня: «Это моя самая любимая жена!» (Смеется.) Сначала мне было как-то неловко даже, а потом я поняла, что это относится не ко мне, Элле Шашковой, а к этому образу — идеальной жены. Благодаря гению Татьяны Лиозновой, гению Таривердиева, написавшему пронзительную музыку, великому артисту Вячеславу Тихонову и немножко мне получилась сцена, которую помнят все. Конечно, жена Штирлица — самая известная моя роль. Однажды Служба внешней разведки поздравила меня с юбилеем и поблагодарила за то, что в коротком эпизоде мне удалось «передать боль от разлуки, переживание и ежедневное чувство тревоги за судьбу близкого человека, которую испытывает жена каждого разведчика».

В моем послужном списке около тридцати фильмов. После «Ошибки резидента» я сыграла в «Судьбе резидента», в «Возвращении резидента»… Но есть такое гадкое чувство человеческое, называется оно зависть. Оно всю жизнь преследовало меня, преграждало мне дорогу. Из-за него меня не сняли в заключительной ленте «Конец операции «Резидент». Хотя уже и костюм был готов, и грим. И зритель ждал встречи Тульева с женой. Это отвратительное человеческое качество всю жизнь преследовало меня и в театре, и в кино. В театре я всегда жила по принципу — «отыграл и ушел». Ни в каких группировках, ни в каких сплетнях и закулисных интригах я не участвовала. Мною сыграно около пятидесяти театральных ролей. Евгений Рубенович Симонов называл меня «дитя солнца», считал своим талисманом. Он всегда старался дать мне роль, но почти всегда я играла во вторых составах. В принципе второй состав — это раб. Успех и почести достаются первому составу, а второму приходится все время вкалывать. Театр — это болезнь. Мы, актеры, даже если будем одной ногой в могиле стоять, все равно будем хотеть играть! Это ведь одна из редких профессий, когда люди хотят работать. До конца своей жизни. И никуда от этого не денешься.

Со своим вторым мужем, режиссером Валентином Ивановичем Селивановым, я познакомилась на съемках фильма «Дневник Карлоса Эспинолы». Он говорил, что когда пожал мне руку, у него пробежала искра. У меня — нет. Но потом он влюбил меня в себя. Прожили мы вместе двадцать два года. Это была сумасшедшая любовь! Это был «Амок» по Цвейгу. Я знала, когда он входит в дверь подъезда, знала, что с ним происходит где-то, чувствовала, что с ним может произойти. На грани фола. Мы проросли друг в друга. Хотя это было все трудно и сложно. Судьба в кино у Валентина не складывалась (он снял два фильма — «Большое космическое путешествие» и «Дневник…»). Он много работал, много писал, но сценарии его не принимались. В 90-е годы он создал свою кинокорпорацию, к нему приезжали из разных стран Европы, тогда на Западе появился интерес к нашему кино. Но так получилось, что роковую роль в нашей жизни сыграл один театральный режиссер. Он взял у мужа в долг крупную сумму денег и не вернул их. Мы остались нищими. Мой муж заболел. Сердце его не выдержало…
Я не испытываю чувства мести и стараюсь не причинять никому зла. Могу, конечно, вспылить, могу наговорить сгоряча, но потом остыть, извиниться. Бывают, конечно, как у всех людей, срывы.
Я очень люблю свою дочь Антонину, ее мужа Максима. Люблю своих внуков Давида и Георгия. Когда я слышу, как малой говорит: «Бабушка, я по тебе очень соскучился», то это дорогого стоит. Они мне помогают в моем одиночестве.
О себе сейчас могу сказать, что я бодра, полна сил, выгляжу прилично. Никакого приближения старости я не чувствую. У меня был довольно большой перерыв без кино (я лет пятнадцать не снималась), но в 2002 году меня вспомнили — спасибо за это! — и стали предлагать роли («Возвращение Мухтара», «Знаки любви», «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Закон и порядок», «Грехи наши», «Гламур» и др.). А мое долгосидение в театре позволило мне взяться за ум и создать концертную программу — у меня есть сольный концерт. И вообще, я по жизни оптимист. Даже если я страдаю, мучаюсь, потом справляюсь с собой. Направляю себя: надо жить! Как оптимист я верю в то, что обязательно что-то хорошее произойдет, что будет работа, что будет все в порядке в личной жизни. Все будет хорошо! Жизнь прекрасна и изумительна!»


источники:

http://24smi.org/celebrity/103838-eleonora-shashkova.html

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/4835/bio/