Актриса Алиса Фрейндлих биография Личная

Алиса Фрейндлих

Биография

Алиса Фрейндлих – советская и российская актриса, народная артистка СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной артисткой. Ведь кинопленка попадает в руки монтажера, и даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.

Детство и юность

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.

Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.

В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый,но, между тем и самый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.

В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.

Театр

После успешного окончания театрального института Алису пригласили в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы. В театре Комиссаржевской молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали любимицу публики Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала. Но Алиса Бруновна безмерно благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре она сыграла больше десяти ролей.

В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, где актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала настоящей примой. Руководитель уловил специфику ее актерского таланта. Игорь Владимиров при выборе репертуара ориентировался на индивидуальность Фрейндлих.

В 80-е годы после развода с Владимировым стала выступать на подмостках Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Ленинграде. Зрители видели ее как в классических постановках Уильяма Шекспира и Антона Павловича Чехова, так и в сюжетах современных авторов.

В 1983 году она перешла в Большой драматический театр имени Максима Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем Фрейндлих начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь», «Макбет», «Уроки танго и любви», «Лето одного года», «Калифорнийская сюита», «Дядюшкин сон» и прочих.

В 2019 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», которая была написана специально для Алисы Фрейндлих. В интервью журналистам режиссер признался, что работал над произведением «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь». Знаменитость предстала в образе американской писательницы польского происхождения. Спектаклем звезда сцены отметила 35-летие работы в театре.

Алиса Бруновна и в 2020 году выходила на сцену БДТ имени Георгия Товстоногова в спектакле «Лето одного года». А вот играть в «Дядюшкином сне» посчитала уже неприличным в ее возрасте, но зрители шли на постановку и «на Фрейндлих» уже свыше 10 лет, так что актриса продолжила играть. Участвовала она и в других постановках Большого драматического театра.

Фильмы

Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Артистка сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в телеспектакле «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождения зубного врача».

Удача улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974-м. Актрису задействовали в целой серии достаточно популярных кинолент. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.

Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга звезды в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского прозаика – «Тайна Снежной королевы».

Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с 4-й попытки – не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.

Музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся Михаил Козаков и Михаил Боярский.

Когда Андрей Тарковский приступил к экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел жену Ларису. По совету оператора картины пригласили на пробы Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Неелова не подошла по возрасту. Алисе довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с постановщиком. В 2015 году Фрейндлих на фестивале «Зеркало», носящем имя Тарковского, вручили премию «За вклад в кинематограф».

Всенародная любовь зрителей пришла к ней после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Кулагиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в кино, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.

Трудолюбивая звезда учила роль Кулагиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Она сама нашла подходящий костюм для своего образа, походку скопировала у деловых женщин того времени. Кстати, в «Служебном романе» Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами: «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую «мымру» в начале сюжета и цветущую красавицу после преображения.

Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркий образ секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Людмилы Прокофьевны стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.

После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла еще одну выдающуюся роль – королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.

Эльдар Рязанов впоследствии писал в книге «Неподведенные итоги» о ее работе в киноленте:

«Не попасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям — такова Алиса Бруновна в жизни».

Затем Алиса Фрейндлих сыграла в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями: «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» – классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города.

В 1981 году в жизни Фрейндлих произошли запоминающиеся события, которые повлияли на ее дальнейшую судьбу. Алисе Бруновне присудили звание народной артистки Советского Союза, и вскоре после этого она разошлась со вторым мужем. Вместе с Игорем Владимировым актриса проработала еще 2 года.

После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить работу Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесший первую премию «Ника» за главную женскую роль.

После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась в 2004 году, ее пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером Алисы Бруновны по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны она получила вторую «Нику».

Критики тепло приняли персонажа Алисы Фрейндлих, отметив, что та по-новому раскрыла образ пожилой героини – сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.

В 2001–2006 годах снималась в главной роли детективного мини-сериала «Женская логика». Поклонникам запомнилась любознательная Ольга Туманова – сотрудница издательства по профессии и сыщик по призванию.

В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».

В 4-й части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.

В 2009 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать киноленту байопиком, а воспринимать как работу, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить эту роль, так как очень любит стихи Бродского.

Еще одним запоминающимся событием того года стал 75-летний юбилей Алисы Фрейндлих, встреченный на сцене Центрального дома актера.

В 2014 году Алиса Фрейндлих получила одну из главных ролей в мелодраме «Линия Марты». Картина рассказывала историю письма с извинениями, которое еще в блокадном Ленинграде маленький мальчик написал девочке. Уже в XX веке в Санкт-Петербурге главные герои пытаются доставить послание адресату.

В том же году знаменитость стала гостьей передачи «Вечерний Ургант», где поделилась со зрителями своими воспоминаниями о знаковых спектаклях и умением культурно чистить семечки. Любовь к этому продукту она выразила и 2 года спустя Юлии Меньшовой в телешоу «Наедине со всеми».

Алиса Фрейндлих — «У природы нет плохой погоды» (из фильма «Служебный роман»)

2015 и 2016 годы стали затишьем в творческой жизни артистки. Появились слухи, что Фрейндлих решила завершить актерскую карьеру, но эта информация оказалась ложной. В 2017-м в фильмографии Алисы Бруновны появился новый проект. Роль суровой, а порой и жестокой преподавательницы хореографического училища в драме Валерия Тодоровского «Большой» отмечена номинацией на «Золотого орла» в категории «Лучшая актриса».

Алиса Фрейндлих известна не только своими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов во все времена считалось признаком актерского мастерства, недаром это испытание проходят абитуриенты в актерских училищах, и через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает грани своего таланта. Особенно артистичный голос знаменитости запомнился поклонникам по аудиосказке «Щелкунчик».

В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи представительниц Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – кое-кто всерьез считает звезду автором этих строчек.

Творческие успехи знаменитости признаны и народом, и на официальном уровне. Алиса Бруновна получила 5 почетных орденов за вклад в искусство и два десятка престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.

Личная жизнь

В личной жизни Алису Бруновну сопровождали творческие люди. В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Молодые люди встретились и на 3-м курсе решили пожениться. Пара жила в квартире семьи Фрейндлих. Студенческий брак продлился недолго, к концу учебы Алиса рассталась с Владимиром.

Вторым мужем молодой Фрейндлих стал Игорь Владимиров, руководитель Театра имени Ленсовета. Этот брак – результат служебного романа. Режиссер был старше избранницы на 16 лет. Как признавалась артистка, Игорь многое сделал для нее в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара. Из-за творческих разногласий и проблем семья распалась.

Третий супруг Фрейндлих – художник Юрий Соловей, с которым она прожила 12 лет. По словам Алисы Бруновны, Юрий не мог себя реализовать из-за недостатка знаний, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы.

Дочь Варвара Владимирова решила пойти по стопам мамы и сегодня играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Варя вырастила 2 внуков – сына Никиту и дочь Анну. Отец детей, Сергей Тарасов, – сенатор. В 2009 году в семье произошла трагедия – Тарасов погиб. Причина смерти – теракт.

Внучка Анна по образованию продюсер, в 2017 году вышла замуж за актера Алексея Мышинского.

Внук Алисы Бруновны тоже мечтал о творческой профессии, выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ, работает под фамилией Владимиров. Никита снял любимую бабушку, а также Марину Неелову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались – картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова-младшего.

Когда появляется свободное время, Фрейндлих идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает делать это в сумерках, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото, «у всех же есть камеры на телефонах».

Состояние здоровья

В конце декабря 2020-го стало известно о госпитализации артистки с 80%-м поражением легких. За две недели до этого ей диагностировали коронавирусную инфекцию, однако лечение проходило в домашних условиях. К сожалению, самочувствие Алисы Бруновны ухудшилось, и ее пришлось доставить в реанимацию. Только спустя месяц врачи отметили положительную динамику в состоянии здоровья пациентки. Выписалась Фрейндлих из больницы только в феврале 2021 года.

Алиса Фрейндлих сейчас

Первый выход в свет после перенесенной коронавирусной инфекции и длительной реабилитации у Фрейндлих случился по поводу вручения ей государственной премии — ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тогда же стало известно, что артистка намеревается продолжить театральную карьеру.

Ожидание не было долгим — в мае 2021 года Алиса Бруновна сыграла в спектакле «Волнение» на сцене БДТ имени Георгия Товстоногова. Исполнительница на вопросы о самочувствии лаконично ответила: «Сносно». А в интервью поделилась, что она очень переживала, как будет выступать после столь длительного перерыва. Впрочем, громкие аплодисменты публики развеяли ее волнение.

Алиса Фрейндлих: биография, личная жизнь, фильмы с актером

Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Полное имя: Алиса Бруновна Фрейндлих
Дата рождения: 8 декабря 1934 г. (возраст — 87 лет)
Знак зодиака: Стрелец
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург), СССР (Россия)
Рост: 153 см
Семейное положение: в разводе
Страница на Wikipedia: перейти

Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Содержание (быстрый переход)

Неповторимая Алиса Фрейндлих с первого появления на сцене или в кадре притягивает внимание и не отпускает зрителя до самого конца. Ее творческая биография богата на роли в фильмах и спектаклях разного жанра, каждая из которых свидетельствует ее многогранном таланте.

Биография

Актриса родилась зимой тридцать четвертого года в Ленинграде. Ее родители были увлечены театром, и для ее отца, Бруно Артуровича Фрейндлиха он стал делом всей жизни. Мать Алисы Бруновны, Ксения Федоровна, приехала в Северную столицу из Пскова, где на театральных курсах познакомилась с молодым актером, немцем по национальности, ставшим вскоре ее мужем. После рождения дочери, которую мама хотела назвать Натальей, но по настоянию Бруно Артуровича названной Алисой, семья поселилась в коммуналке, окна которой выходили на Исаакиевский собор.

На фото: Алиса Фрейндлих в детстве

Семейная жизнь Ксении и Бруно продлилась около шести лет и, когда началась война, Алиса Фрейндлих жила уже только с матерью и бабушкой. Блокада началась спустя пару дней после того, как она пошла в первый класс, и на долю актрисы выпало пережить эти невыносимые годы. Только благодаря бабушке, которая выдавала скудные крохи хлеба строго в определенное время, им удалось выжить.

«Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба», — вспоминает актриса.

В одну из бомбежек была полностью разрушена их квартира, к счастью, семья успела укрыться в бомбоубежище. Многие привычки, приобретенные в годы блокады, сохранились у Алисы Бруновны на всю жизнь – она, как и многие блокадники, не может выбросить ни крошки хлеба. Ей назначена пенсия, как блокаднице, но ее актриса не получает, а перечисляет в детский дом.

На фото: родители Алисы Фрейндлих

Детские годы биографии Алисы Фрейндлих были омрачены еще и тем, что окружающие с осуждением смотрели на их небольшую семью, ведь они состояли в родстве с людьми, чья национальность в те годы воспринималась крайне враждебно. Из-за фамилии ее даже не хотели принимать в школу, но Алиса Бруновна настояла на том, чтобы носить фамилию отца.

Алиса Фрейндлих в молодости

Такое отношение психологически давило, поскольку Алиса чувствовала, с каким презрением к ней относятся многие одноклассники. Как только окончилась война, мать забрала дочку и отбыла с ней в Таллинн, где они прожили три года. Здесь Алиса пошла в третий класс, а когда закончила пятый, они с мамой вернулись в Ленинград. К тому времени отец Алисы Фрейндлих уже был женат на другой женщине, запрещавшей ему видеться с дочкой, но Бруно Артурович, тем не менее, находил возможность, чтобы тайком встречаться с Алисой.

На фото: Алиса Фрейндлих с дочерью и отцом

Тем временем она подрастала и все сильнее стремилась стать актрисой. Эта мечта поселилась в ней в раннем детстве после того, как совсем маленькой девочкой Фрейндлих попала на дипломный спектакль, в котором играли оканчивавшие консерваторию тетя и ее муж. С тех пор любимой игрой девочки стала игра «в театр».

После возвращения в родной Ленинград Алиса начала заниматься в драмкружке, руководили которым Мария Призван-Соколова, актриса БДТ, и ее муж. Под их влиянием Фрейндлих влюбилась в театр еще больше и не представляла без него своего будущего. Кроме того, они помогли Алисе Бруновне с поступлением в Ленинградский театральный институт им. Островского. Годы учебы не были легкими, а в какой-то момент ее чуть было даже не отчислили, но заступился ее мастер – Борис Зон.

Театр

После окончания вуза Алиса Бруновна была принята в труппу театра им. Комиссаржевской – работу в нем актриса называет хорошей школой, подарившей ей огромный опыт игры на сцене. Несмотря на характеристику, данную ее преподавателем Зоном, согласно которой Алиса Бруновна рекомендована в качестве ведущей актрисы, в театре Комиссаржевской ей приходилось довольствоваться только теми ролями, от которых отказывалась его ведущая актриса Эмма Попова, а начинать пришлось с ролей в амплуа травести.

Актриса в молодости

Дебютной ролью в этом театре для Алисы Бруновны стал подросток в «Человеке с портфелем, ради которой ей пришлось выучить несколько фраз на французском языке, которого она до этого совершенно не знала.

Проработав в этом театре четыре года, Фрейндлих перешла в другой – им. Ленсовета, в котором задержалась на двадцать два года. В этом театре ей удалось максимально глубоко раскрыть свой актерский талант, и произошло это благодаря его руководителю Игорю Владимирову.

«Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему», — говорит Алиса Бруновна.

Очень быстро она стала примой этого театра, а Владимиров, выбирая репертуар, ориентировался, прежде всего, на Алису Фрейндлих. В этом театре актриса сыграла множество ярких ролей, среди которых Катарина в «Укрощении строптивой», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Таня в одноименной пьесе Арбузова и другие, каждая из которых подчеркивала ее индивидуальность и неповторимость.

Алиса Фрейндлих на театральной сцене

Следующим театром стал большой драматический, в который актриса пришла в восемьдесят третьем году. Тогда им руководил Георгий Товстоногов, с радостью принявший Алису Бруновну и сделавший ее одной из ведущих актрис театра.

Первым спектаклем с участием Фрейндлих в нем стала постановка «Киноповесть с одним антрактом», а одной из самых запоминающихся ее работ была роль леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь».

Кинематографическая биография Алисы Фрейндлих стартовала еще в годы учебы в театральном вузе – она снялась в эпизодических ролях в кинолентах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». На протяжении почти двух десятков лет Алисе Фрейндлих приходилось довольствоваться ролями второго плана, и только в семьдесят четвертом она сыграла свою первую главную роль в кино – Анну в кинофильме «Анна и Командор».

Актриса в фильме «Анна и Командор»

Ее партнерами по фильму были талантливые артисты – Иннокентий Смоктуновский, Василий Лановой. Несмотря на то, что участие Фрейндлих в этом фильме было подвергнуто критике, благодаря роли Анны актриса навсегда развеяла миф о своей некиногеничности. Середина семидесятых стала переломной в кинокарьере актрисы – она сыграла несколько ролей, благодаря которым обрела огромную популярность у зрителей и режиссеров.

Знаковой для Алисы Фрейндлих стала роль Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман», которую актриса играла с большим интересом — ее дуэт с Андреем Мягковым сразу покорил зрителей. Роль в «Служебном романе» принесла актрисе оглушительную популярность, а ее незабываемый проход в преображенном виде в начале второй серии зрители каждый раз смотрят с восторгом.

Блистательно актриса сыграла роль Анны Австрийской в сериале «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором в очередной раз продемонстрировала свои великолепные музыкальные способности – в кадре она не только играет, но и поет.

У Тарковского Фрейндлих снялась в роли супруги главного героя в фильме «Сталкер». На эту роль изначально готовилась жена режиссера, но, увидев на пробах, как играет Алиса Бруновна, Тарковский без сомнений утвердил ее.

В своем последнем на сегодняшний день фильме «Карп отмороженный» Фрейндлих снялась в 2017 году, получив за эту роль премию «Ника». Продюсером проекта был внук актрисы, и ради того, чтобы съемки состоялись, Никита не побоялся заложить квартиру.

«Я бы не стал этого делать, если бы не некоторые обстоятельства. Деньги все не находились, а перенести съемки было невозможно, тем более что магическим образом все сложилось в один момент…», — говорит Никита Тарасов.

Он не ошибся – фильм вышел великолепный и получил приз зрительских симпатий на Московском кинофестивале. Алиса Бруновна создала еще множество великолепных образов, снимаясь в большом кино и телесериалах, каждый раз доказывая, насколько она универсальная и талантливая актриса.

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.

На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев

В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.

«Мы еще не разошлись, когда я влюбилась в Игоря Петровича. Но я влюбилась на расстоянии. Два года мы так работали, я была влюблена мертвецки», — признается Алиса Бруновна.

Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.

На фото: Игорь Владимиров

Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.

«Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей», — говорит актриса.

Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.

Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.

С дочерью Варварой

Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.

На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей

Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.

Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.

По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.

После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию. Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно.

Дети и внуки Алисы Фрейндлих

Оказавшись в театре им. Ленсовета, Алиса Бруновна быстро стала его ведущей актрисой и музой главного режиссера Игоря Владимирова, ставшего впоследствии ее супругом. В этом союзе родилась дочь актрисы Варвара, и, возможно, детей Алисы Бруновны было бы больше, но в те годы ни на что кроме творчества у нее не оставалось времени – они с Игорем Петровичем днем и ночью пропадали в театре, и на воспитание даже одного ребенка у них не хватало времени.

Алиса Фрейндлих с дочерью Варварой

Варвара — поздний ребенок, и это тоже можно объяснить тем, что актриса была полностью поглощена работой. По словам Фрейндлих, в молодости думать о детях было некогда, потом она долго не могла забеременеть, и лишь после длительного лечения смогла стать матерью, и благодарна за это судьбе.

Актриса с внуками

Сначала Варю воспитывала мама Алисы Бруновны Ксения Федоровна, но когда внучке было три года, она умерла. Причиной смерти стал внезапный инсульт. После похорон мамы Фрейндлих по-прежнему была почти все время занята на работе, она наняла няню, сидевшую с Варварой, пока той не исполнилось десять лет.

«Когда не стало бабушки, со мной оставались няня и совсем юная мамина приятельница Элла, которая со мной играла, гуляла, читала мне…», — вспоминает Варвара Владимирова.

Недостаток материнского внимания сказалось на том, что Варя плохо училась в школе, не успевала по большинству предметов. После школы дочь Алисы Бруновны решила продолжить дело родителей и стала актрисой – на вопрос о том, кем она хочет стать, юная Варвара неизменно отвечала, что все равно кем, лишь бы находиться в театре. И это не удивительно, ведь, сколько она себя помнит, в театре она провела немало времени, когда была ребенком, и всегда находила в нем массу всего интересного.

Свое детство дочь актрисы называет самым счастливым временем – сослуживцы Алисы Бруновны относились к Варваре очень тепло. Немало талантливых людей побывало и у них дома. В пятнадцать лет состоялся ее творческий дебют в музыкальном спектакле, поставленном ее отцом, «Лишний билет».

Актриса с внучкой Анной

Варвара закончила заочное отделение ЛГИТМиКа, снялась в нескольких картинах, а сейчас участвует в спектаклях вместе со своей матерью. Ее карьера складывалась непросто – после окончания вуза Варвара Игоревна пришла на телевидение, была помощником режиссера, работала секретарем, снималась, а в какой-то момент решила отказаться от карьеры и посвятить себя семье, но через несколько лет вернулась в профессию, став телеведущей.

В ее трудовой биографии были даже попытки заняться собственным бизнесом, и тогда она вместе с подругой открыла студию маникюра. Она была замужем за вице-губернатором Санкт-Петербурга Сергеем Тарасовым, но осталась вдовой — супруг погиб при взрыве «Невского экспресса» десять лет назад. Варвара Владимирова – мама сына Никиты и дочери Анны. Внуки Алисы Фрейндлих тоже выбрали творческие профессии – оба стали продюсерами, при этом Никита взял фамилию своего знаменитого дедушки — Владимиров.

В прошлом году на сцене Большого драматического театра, в котором служит его бабушка, состоялась премьера его спектакля «Волнение», главная роль в котором изначально писалась автором, драматургом Иваном Вырыпаевым, специально для Алисы Бруновны Фрейндлих. Актриса блистательно сыграла свою героиню, воплотив замысел режиссера. Этой ролью актриса отметила тридцатипятилетие своей деятельности в БДТ.

На фото: Фрейндлих в спектакле «Волнение»

Сегодня Никита и Анна достаточно занятые люди и видеться с бабушкой внукам удается не часто. В свое время, когда погиб супруг Варвары, Алиса Бруновна стала для семьи дочери главной поддержкой – она всегда заботилась о внуках, старалась участвовать во всех событиях их жизни. А сегодня она уже и прабабушка – внучка Алисы Фрейндлих в прошлом году родила дочку Соню, правнучку прославленной актрисы. Анна замужем за актером Алексеем Мышинским, познакомилась с которым в годы учебы.

Слухи о смерти Фрейндлих

О том, что актриса больна и вот-вот умрет, впервые появились в 2011 году. Они были вызваны тем, что тогда Алиса Бруновна тяжело заболела и попала в больницу. К счастью, слухи были преувеличены, и их опровергла сама актриса.

«Журналисты меня уже в постель уложили. А напрасно! Я не в клинике, не на больничном. Здорова и полна сил. Чувствую себя хорошо. Хотя, как все нормальные люди, иногда болею. У меня много планов и работы», — говорила тогда Фрейндлих.

Не лучшим образом на состоянии здоровья актрисы сказывается ее давняя привычка – Алиса Фрейндлих начала курить в тридцать пять лет, после того, как умерла ее мама. Курение стало причиной осложнений в кишечнике, операцию на котором она перенесла в 2011 году, тем не менее, отказываться от этой привычки Алиса Бруновна не собирается.

Несмотря на преклонный возраст, она и сейчас занята в театре и, согласно последним новостям, великолепно сыграла роль Ульи Рихте в спектакле БДТ «Волнение», поставленном в прошлом году. На спектакли с участием Фрейндлих стремится попасть многочисленная армия поклонников актрисы, и, к сожалению, удается это далеко не всем. Хочется надеяться, что и нынешний, 2020-й год, подарит поклонникам великой актрисы радость встречи с ней в каком-нибудь новом спектакле.

Алиса Бруновна Фрейндлих

Фото Все

Видео Все

Алиса Фрейндлих. Мой герой

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Алиса Фрейндлих(18.06.2014)

«Фрейндлих. Алиса в стране лицедеев». Документальный фильм

Алиса Фрейндлих — биография

В детские годы она хотела стать балериной, потом преподаватели обнаружили у нее потрясающий голос – меццо-сопрано и она решила, что ее призвание – опера. Определиться с выбором помог отец, который посоветовал идти в театр, потому что для оперы девушка была мелковата. Так благодаря мудрости родителя, театр и кинематограф приобрел великую актрису – Алису Фрейндлих. Сейчас ее считают настоящим феноменом, ведь она может быть такой разной – легкомысленной и трагической, озорной и чопорной, но в любой своей роли она непредсказуема. У нее нет определенного амплуа, ее творчество не поддается исследованию и не укладывается в узкие рамки. Алиса Фрейндлих – это сплошное удивление и восхищение.

Детство и юность

Родилась Алиса Фрейндлих 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Маму звали Ксения Федорова, она была родом из Пскова, потом переехала в город на Неве. У нее были актерские способности, поэтому она посещала репетиции Театра рабочей молодежи, где и встретила свою судьбу – актера Бруно Фрейндлиха. По профессии Ксения была бухгалтером.

Алиса Фрейндлих в детстве

Отец Алисы – Бруно Фрейндлих, выходец из немецкой семьи художников-стеклодувов, которые поселились в России еще при Петре I. Дед Алисы по отцовской линии поначалу хотел заниматься семейным делом, но из этой затеи ничего не вышло. Тогда он устроился на работу в обувной магазин, снабжавший императорскую семью. Спустя несколько лет он предпринял попытку заняться собственным бизнесом – производством обуви. Он приобрел все, что нужно, нашел помещение под аренду, и даже придумал название своей лавке – «Изящная обувь Фрейндлих». Но несмотря на все старания, Артур Фрейндлих так и не стал успешным, вскоре его не стало.

Ксения и Бруно Фрейндлих проживали в квартире дома, расположенного на Исаакиевской площади. Новорожденную девочку мама хотела назвать Наташа, но бабушка посоветовала прислушаться, как это имя будет звучать с отчеством и фамилией, и получалась настоящая каша. Тогда мама согласилась на имя Алиса, которое придумал отец. В метрике написали, что она русская.

Свои первые песенки девочка начала напевать в раннем детстве. В трехлетнем возрасте она была очарована дипломной работой маминой сестры и ее мужа, которые учились в консерватории. Ее так впечатлило увиденное, что на протяжении трех дней она пела все, что услышала от родных, потом начала изображать из себя артистку, примеряя поочередно мамины наряды.

Алиса Фрейндлих в молодости

Еще до начала войны Бруно Фрейндлих отправился на гастроли в город Ташкент. На тот момент их семейная жизнь дала трещину, и в воздухе витал развод. Возможно благодаря разводу, мама и дочь остались живы, ведь в то время началось преследование этнических немцев. Алиса осталась на попечении мамы и бабушки по отцовской линии Шарлотты Фридриховны. Родственники Бруно были высланы из города, родной брат и его жена вообще расстреляны сразу после ареста. Всему виной было немецкое происхождение.

В сентябре 1941 года Алиса пошла в школу, и буквально через несколько дней ее родной город оказался в блокаде. Тот период навсегда врезался в ее память, он был самым тяжелым за всю ее долгую жизнь.

До сих пор она не забыла ни одной мелочи, ни одного дня, прожитого в зажатом блокадой городе. Алиса сумела выжить только благодаря родной бабушке, которая сумела грамотно распорядиться скудным хлебным пайком. Режим питания был очень строгим, хлеб выдавался строго по часам.

Но на здоровье девочки и ее родных влияла не только голодовка. Очень напряженной была психологическая сторона их жизни, им приходилось терпеть оскорбления и натиск общественности из-за немецкого происхождения. Во время войны мама работала бухгалтером на военном заводе. Они оставались в Ленинграде до самого конца войны.

После победы мама увезла дочь к родственникам в Таллин. Там они прожили до 1948 года, там Алиса окончила пятый класс. Затем они возвращаются в Северную столицу, и Алиса снова начала учиться в своей прежней школе. Вслед за ними в Ленинграде появился и Бруно Фрейндлих, у которого уже была новая семья. Мама не возражала чтобы дочь общалась с отцом, но категорически против этих встреч была вторая супруга Бруно. В новой семье отца уже родилась девочка, которая даже не знала, что у нее есть сестра по отцу. Однако Бруно находил время и тайком встречался с Алисой.

Параллельно школьным занятиям Алиса охотно занималась в театральном кружке под руководством Марии Призван-Соколовой. Именно она сумела рассмотреть в Алисе талант и развивала в ней актерское мастерство. Когда стал вопрос о выборе жизненного пути, то Фрейндлих задумалась, она не знала, что выбрать, консерваторию или театральный вуз. Советом помог отец, который сказал, что для оперной певицы важен не только голос, но и фактура, а Алиса была мелковатой. Тогда она окончательно склоняется к актерству и становится студенткой Ленинградского театрального института им.Островского.

Театр

Алиса Фрейндлих успешно окончила театральный вуз и стала актрисой Ленинградского драмтеатра им. Комиссаржевской. Именно на сцене этого театра ей довелось начать свою творческую биографию и пройти путь, который артисты называют огнем, водой и медными трубами. Она была молодая и перспективная актриса, однако претендовать на роли не могла. Ей доставалось только то, от чего отказывалась тогдашняя прима Эмма Попова. Алисе было нелегко, она нервничала, металась, но спустя годы вспоминает годы службы в этом театре с благодарностью. Именно этот период научил ее преодолевать трудности и не раскисать. Это была очень хорошая школа, и актерская и житейская. Алиса была задействована в десяти постановках.

Алиса Фрейндлих в театре

В 1961-м Фрейндлих решается уйти из театра и поступить в Ленком. Несмотря на невысокий рост, всего 153 см, она отличалась поразительной трудоспособностью и талантом, поэтому вскоре ее заметили и должным образом оценили. На сцене театра им.Ленсовета к Фрейндлих пришла слава и признательность зрителя, вскоре она стала его ведущей актрисой. Главный режиссер Владимиров старался так подобрать репертуар, чтобы подчеркнуть всю неповторимость и индивидуальность таланта ведущей актрисы.

Могут быть знакомы

Фильмы

В 60-е годы театральный бомонд хорошо знал имя Алисы Фрейндлих, а вот любви с кинематографом не получалось. Ей не давали главных ролей. Актриса дебютировала в фильме «Неоконченная повесть», и роль была настолько незначительной, что ее имя даже не значилось в титрах. Потом была роль школьницы в ленте «Бессмертная песня», буфетчица в фильме «Полосатый рейс», Элочка-людоедка в «Двенадцати стульях», и еще несколько работ в эпизодах. Более заметный образ актриса сыграла в комедии «Похождения зубного врача».

Алиса Фрейндлих в фильме «Двенадцать стульев»

1974 год стал заметно успешнее в плане работы в кинематографе. Сразу ее пригласили на съемочную площадку картины «Анна и Командор», в которой ее партнерами стали Иннокентий Смоктуновский и Василий Лановой.

Потом она снялась в ленте «Опасный возраст», где снова встретилась со Смоктуновским. И снова встреча с известным Иннокентием Михайловичем, на этот раз в детской картине «Принцесса на горошине», в основу которой легли сказки Андерсена. Затем ей доверили роль главной героини в фильме «Тайна Снежной королевы».

Алиса Фрейндлих в фильме «Принцесса на горошине»

Вскоре актриса получила приглашение от режиссера Элена Климова и снялась в его картине «Агония», которой была уготована непростая судьба. Ее никак не хотела пропускать цензура, и лента продолжала пылиться на полке несколько лет. Фрейндлих сыграла придворную даму, поклонницу Григория Распутина.

В комедии «Соломенная шляпка» Алиса перевоплотилась в беззаботную баронессу, внимания которой добиваются персонажи Михаила Боярского и Михаила Козакова.

Когда режиссер Андрей Тарковский задумал экранизировать произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине», то в роли главной героини хотел задействовать свою супругу Ларису. Но по настоянию коллег решил остановить свой выбор на Марине Нееловой и Алисе Фрейндлих. Марина не прошла по возрастному барьеру, а вот Алиса стала экранной женой персонажа, которого сыграл Александр Кайдановский. Фрейндлих всегда сожалела, что это сотрудничество было разовым. В 2015 году актриса получила премию фестиваля «Зеркало» им.Тарковского в номинации «За вклад в кинематограф».

Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман»

Всесоюзная слава и любовь зрителей большой страны пришла к Алисе Фрейндлих после участия в картине «Служебный роман», которая вышла на экраны в 1977-м. По решению режиссера Эльдара Рязанова, она сразу получила эту роль и стала Людмилой Кулагиной, строгой начальницей и старой девой. Режиссер театра Владимиров был категорически против ее съемок в кино, потому что считал, что они отрывают ее от театральной работы. Рязанов лично прилетел в Ленинград из столицы, чтобы добиться у Владимирова разрешения на съемки.

Фрейндлих пришлось ночами учить текст и вживаться в образ Кулагиной. Однако вскоре ее жертвы окупились сторицей – после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность. Алиса сама занималась подбором своего гардероба для роли. В «закромах» Мосфильма она разыскала кримпленовый костюм 52-го размера, а походку подсмотрела у представительниц деловых кругов того времени. В этой ленте актриса проявила и свой певческий талант, она пела две композиции, которые впоследствии стали очень популярными хитами – «Моей душе покоя нет» и «У природы нет плохой погоды». В этой картине актриса сыграла практически два разных образа, «мымру»-начальницу и красивую женщину, которой она стала после своего триумфального преображения.

Чудесная метаморфоза со строгой начальницей случилась после того, как она влюбилась в своего подчиненного Анатолия Новосельцева в исполнении Андрея Мягкова. В ролях других героев можно было увидеть Светлану Немоляеву, Олега Басилашвили, Лию Ахеджакову, которая перевоплотилась в модницу секретаршу Верочку. Девушка давала консультации своей начальнице, выдавала «хиты» по поводу ее бровей и походки, которые потом стали афоризмами и ушли в народ.

После такого триумфа в кинематографе, Фрейндлих уже не могла опускать планку ниже и играть второстепенные и эпизодические роли. Да впрочем, режиссеры и не предлагали ей такую работу. Актриса вскоре засветилась в образе королевы Анны из «Трех мушкетеров». Поначалу у нее никак не получалось войти в роль, но после работы с режиссером она поняла, какими чертами характера и поведения должна обладать ее героиня.

Потом Фрейндлих пригласили одновременно на съемки двух комедий, которые были абсолютно не похожи между собой. Первая получила название «Старомодная комедия» и рассказывала о романтических отношениях в пансионате. Вторую назвали «Комедия ошибок», в ее основу легла пьеса Шекспира.

1981 год принес в жизнь актрисы новый статус, она стала Народной артисткой СССР. В том же году произошли перемены и в ее личной жизни – развод со вторым супругом Игорем Владимировым. Они расстались, но продолжали вместе работать еще на протяжении двух лет.

В 1983-м Алиса Фрейндлих сменила место службы и стала актрисой БДТ им.Горького. Дебютной работой на новой сцене стал спектакль «Киноповесть с одним антрактом». Вслед за этим актрису ввели в основной репертуар театра, и она сыграла много главных ролей в нескольких десятках постановок.

Одновременно со службой в театре, Фрейндлих продолжает сниматься в кино. В эти годы вышли картины «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

После того, как распался Советский Союз, карьера актрисы буквально замерла. В 1993 году ее позвали на съемочную площадку продолжения истории о мушкетерах, однако такой популярности как у первой части, добиться не удалось. Вслед за этим на экраны выходит лента «Подмосковные вечера», режиссера Тодоровского, в которой Алиса снова засветилась в главной роли. Эта работа была награждена «Никой» за главную роль.

Алиса Фрейндлих в фильме «На Верхней Масловке»

Затем наступил достаточно длительный творческий перерыв, и на экраны актриса вернулась только в 2004-м, когда снялась в картине «На Верхней Масловке». Алиса работала вместе с Евгением Мироновым и сыграла очень пожилую скульпторшу Анну Борисовну. За этот образ она удостоилась второй «Ники».

Ее работа в этой картине была высоко оценена критиками, которые отметили, что Фрейндлих удалось сыграть не просто старушку, а женщину в возрасте, которая еще способна чувствовать, мечтать и любить, несмотря на то, что ей уже 87 лет.

В 2008-м фильмография актрисы пополнилась двумя новыми фильмами – «Марево» и «Васильевский остров», в которых она снялась в главных ролях.

Далее на экраны вышел уже четвертый фильм о мушкетерах, получивший название «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Актриса снова стала Анной Австрийской. Эта лента вышла через три десятка лет после первой, но королева в исполнении Фрейндлих по-прежнему оставалась на высоте.

Алиса Фрейндлих в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»

В 2009-м Алису Бруновну пригласили на съемки ленты «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», рассказывающей о жизни и творчестве поэта Иосифа Бродского. По мнению режиссера Андрея Хржановского именно Фрейндлих лучше всего подходила на роль матери Бродского. Актриса обрадовалась такому предложению, потому что считает себя поклонницей творчества поэта.

В 2014-м Алисе предложили работу в картине «Линия Марты», где она сыграла один из ключевых образов. Сюжет фильма построен на истории одной записки, оставленной на стене в квартире блокадного Ленинграда. Мальчик просил прощения у девочки, но скорее всего, она это послание не прочитала. В наше время в эту квартиру въезжают новые жильцы и понимают, что не успокоятся, пока не разыщут ту самую девочку и не передадут ей послание из прошлого.

В том же, 2014-м актрису пригласил Иван Ургант и она с удовольствием побывала в эфире его шоу «Вечерний Ургант». Алиса ответила на все вопросы зрителей и ведущего, рассказала о том, как создавались самые известные постановки и фильмы.

В 2015-2016-м годах Фрейндлих не снималась вообще. И это стало причиной слухов о том, что актриса ушла из профессии. Однако все сомнения развеялись в 2017-м, когда на экраны вышла картина «Большой», режиссера Валерия Тодоровского. Алиса Бруновна сыграла педагога-хореографа и получила награду «Золотой орел» в категории лучшая актриса.

Поклонники актрисы знают еще об одном таланте их кумира – декламаторском. Это еще один способ проявить свои актерские способности, и с помощью проникновенного чтения донести до слушателей всю глубину произведения.

Актриса очень любит Анну Ахматову и Марину Цветаеву, но лучше всего у нее получился «Монолог женщины», написанный поэтом Робертом Рождественским. Это исполнение так понравилось, что некоторые считают, что Алиса сама написала этот монолог.

Творческий путь актрисы отмечен множеством наград, куда входят почетные ордена и престижные премии от государства. Трудно даже сосчитать, сколько Фрейндлих имеет наград, полученных на фестивалях разных уровней.

Личная жизнь

Первым мужем Алисы стал однокурсник Владимир Карасев, за которого она вышла замуж на третьем курсе вуза. Они жили вместе с семьей актрисы, но развелись к моменту получения диплома.

Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев

Второй раз актриса вышла замуж за руководителя театра им. Ленсовета Игоря Владимирова, который был старше ее на шестнадцать лет. Сразу у них закрутился служебный роман, который потом перерос в брак и рождение дочери Варвары. Однако творческие разногласия двух талантливых людей не дали им ужиться под одной крышей. Пара рассталась.

Алиса Фрейндлих с Игорем Владимировым

Потом в личной жизни актрисы нашлось место художнику Юрию Соловьеву, замужем за которым она была на протяжении двенадцати лет. Талант Юрия так и остался не реализованным, ему элементарно не хватило образования. Так как Алиса была более успешной, Юрий ревновал ее к славе и частенько затевал разборки.

Дочь продолжила династию актеров Фрейндлих, служит в том же театре, что и мама. Одновременно занимает должность заместителя генерального директора в строительной компании. У Варвары есть двое детей – Никита и Анна, которых она растила сама. Ее мужа, сенатора Сергея Тарасова убили во время теракта в 2009-м.

Алиса Фрейндлих с дочкой

Анна выучилась на продюсера, в 2017-м сочеталась узами брака с артистом Алексеем Мышинским.

Никита стал режиссером и продюсером, окончил Школу-студию МХАТ. Его фамилия Владимиров, он стал режиссером картины «Карп отмороженный», в которой снималась его любимая бабушка, Евгений Миронов и Марина Неелова. Для съемок ленты нужны были деньги, и Никите пришлось заложить свою квартиру. Жертвы были не напрасными – картина удалась, к тому же удалось найти и спонсора, который оплатил все долги режиссера.

В свободное время Фрейндлих любит бывать в театре в качестве зрителя или просто гулять по городу в одиночестве, избегая толп поклонников, желающих с ней сфотографироваться.

Алиса Фрейндлих сегодня

Актриса продолжает работать в театре им.Товстоногова, она задействована в нескольких постановках.

В 2018-м ее позвали на съемочную площадку картины «Александрина», премьера которой намечена на 2019 год.

Алиса Фрейндлих

Киностудия «Ленфильм» собирается снимать проект под названием «Этажи», в который хотят пригласить известных актеров Санкт-Петербурга – Алису Фрейндлих, Михаила Боярского и Сергея Шнурова.

Избранная фильмография

  • 1955 ф Неоконченная повесть
  • 1958 ф Город зажигает огни
  • 1965 ф Похождения зубного врача
  • 1970 ф Тайна железной двери
  • 1977 ф Служебный роман
  • 1978 ф Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1978 ф Старомодная комедия
  • 1980 ф Сергей Иванович уходит на пенсию
  • 1981 ф Опасный возраст

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .