Актер Зиновий Высоковский биография

Зиновий Высоковский — биография, новости, личная жизнь

Зиновий Высоковский

Зиновий Моисеевич Высоковский. Родился 28 ноября 1932 года в Таганроге — умер 3 августа 2009 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, эстрадный артист. Народный артист Российской Федерации (2003). Заслуженный деятель культуры Польши (1976).

Зиновий Высоковский родился 28 ноября 1932 года в Таганроге.

Отец — главный бухгалтер Таганрогского кирпичного завода.

Окончил с золотой медалью школу им. А.П. Чехова.

Об актерской профессии мечтал с детства.

Когда после школы он собрался поступать в театральный, его отец возмущался: «Ребенок с золотой медалью уходит в босяки!». В 1952 году приехал из Таганрога в Москву с намерением поступить в Театральное училище им. Щукина. Однако поступить не удалось по причине «пятой графы».

Вернувшись домой, он поступил в радиотехнический институт. Однако через несколько лет, уже будучи инженером, бросил все и снова отправился штурмовать театральные вузы Москвы. И на этот раз у него получилось: в 1957 году он стал студентом Щукинского училища.

В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс В.А. Этуша.

В 1961 году стал актером труппы Московского Театра миниатюр, созданном драматургом Владимиром Поляковым.

С 1967 года — в Театре Сатиры, который покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова.

Театральные работы Зиновия Высоковского:

Доктор Бартоло — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше;
Швейк — «Швейк во Второй мировой войне»;
Аптекарь — «Интервенция» Л. Славина;
Почтмейстер — «Ревизор» Н. Гоголя;
Ревнивый муж — «Маленькие комедии большого дома»;
Третье лицо — «Женщина без границ» Ю. Полякова.

С 1963 года снимался в кино, дебютировав в роли военкора Миши в военной драме «Живые и мёртвые».

Зиновий Высоковский в фильме «Живые и мёртвые»

Широкую известность получил благодаря съемкам в «Кабачке 13 стульев», в котором выступал как прозаик пан Зюзя.

Зиновий Высоковский — Кабачок 13 стульев

Наряду с работой в театре и кино, Зиновий Высоковский вышел на эстраду и стал мастером разговорного жанра. Классикой на эстраде стали его «телефонные монологи» из вытрезвителя — разговор подгулявшего интеллигента со своей женой Люльком (автор В. Н. Тихвинский), монологи писателя-графомана пана Зюзи из телекабачка «13 стульев», монолог Аптекаря из спектакля Театра сатиры «Интервенция» Л. И. Славина.

Заслуженный деятель культуры Польши.

В 1985 году создал моноспектакль «Пятая сторона света», сыгранный в Театре эстрады, поставленный режиссером Евгением Каменьковичем, в котором артист выступил не только как сатирик и юморист, он читал стихи Константина Симонова, Расула Гамзатова, Владимира Высоцкого, прозу Михаила Зощенко, Михаила Жванецкого.

В 2000-е снялся в нескольких отечественных картинах. Среди запомнившихся работ — «Кышкин дом» (Эраст Одесский), «Смотрящий вниз» (Иван Штейнберг), «Под небом Вероны» (Ройзман), «Сонька Золотая Ручка» (одесский вор), «Парк советского периода» (распорядитель на похоронах), «Грязная работа» (антиквар Алексеев-Чижевский).

Зиновий Высоковский в фильме «Парк советского периода»

В последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова и вел на радио юмористическую передачу «Говорит Одесса», вышла одноименная аудиокнига с его историями про Одессу.

В 2002 году выпустил книгу «Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза».

Зиновий Высоковский — Пеленгатор. Передовой опыт

Зиновий Высоковский скончался на 77-м году жизни в ночь на понедельник 3 августа 2009 года в Москве. Высоковский был доставлен в Боткинскую больницу в тяжёлом состоянии, ему срочно требовался гемодиализ, однако усилия врачей оказались тщетными. Похоронен 6 августа на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 25).

Личная жизнь Зиновия Высоковского:

Жена — Любовь Ефимовна Высоковская. Вместе прожили больше 50 лет.

Об обстоятельствах знакомства Любовь Ефимовна рассказывала: «Наша встреча с Зиновием, наверное, была назначена свыше. Я поступала в мединститут в Ростове-на-Дону. Сдала прекрасно экзамены на проходной балл, но чтобы окончательно поступить, нужно было платить деньги специальной женщине, и мы с мамой решили этого не делать. Отнесли мои документы в технический вуз, хотя это было не по мне. Но энергии у меня много было, я стала участвовать в самодеятельности. Был какой-то конкурс, и там я впервые увидела Зиновия. Он уже окончил радиотехнический институт. Так вот, когда выступил Зиновий (а он же был такой эффектный, молодой!), да еще так здорово, первое, что я подумала: пожалуй, за такого я могла бы пойти. Мне тогда 18 было, а ему — 23».

У них родилась дочь Екатерина.

Зиновий Высоковский и жена Любовь

Дочь актера Екатерина Высоковская — журналистка и радиоведущая.

Софья Высоковская — внучка Зиновия Высоковского

Фильмография Зиновия Высоковского:

1963 — Живые и мёртвые — Миша, военкор
1965 — Иностранка — покупатель мороженого на пляже (нет в титрах)
1965 — Друзья и годы — Григорий, врач
1968-1981 — Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) — пан Зюзя, прозаик
1968 — Шестое июля
1968 — Судьба играет человеком (фильм-спектакль) — Ворохов
1968 — Ещё раз про любовь — Петр Борисович Гальперин
1969 — Швейк во второй мировой войне (фильм-спектакль) — Швейк
1969 — Похищение — артист Высоковский
1971 — Когда море смеётся (фильм-спектакль) — Блайт
1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль) — доктор Бартоло
1974 — Фитиль (короткометражный)
1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) — Тенгиз
1977 — Пена (фильм-спектакль) — Солома
1981 — Тайна, известная всем — Мечтатель
1982 — Ревизор (фильм-спектакль) — Почтмейстер
1988 — Любовь к ближнему — эпизод (нет в титрах)
1997 — Старые песни о главном — 2 — пан Зюзя
2001-2003 — Кышкин дом — Эраст Одесский
2002 — Смотрящий вниз — Иван Штейнберг, владелец казино
2003 — На углу у Патриарших-3 — Яков Моисеевич Ройтман
2004 — Под небом Вероны — Ройзман, академик
2006 — Сонька Золотая Ручка — одесский вор (нет в титрах)
2006 — Парк советского периода — распорядитель на похоронах
2007 — Кровавая Мэри — Биерман
2009 — Грязная работа — Алексеев-Чижевский, антиквар

Озвучивание Зиновия Высоковского:

1969 — Будет фильм! (документальный) — голос за кадром
1977 — Два клёна (анимационный) — Котофей Иванович
1982 — Алиса в Зазеркалье (анимационный) — Труляля

Сценарии Зиновия Высоковского:

1963 — Фитиль. Сила привычки (короткометражный)

Библиография Зиновия Высоковского:

2002 — Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза

Зиновий Высоковский

Биография

Зиновий Высоковский был выдающимся деятелем культуры. Комик, сыгравший десятки ролей в театре, являлся любимцем советской публики. Он запомнился людям как маленький человек с сильным характером, непревзойденным чувством юмора и широчайшим диапазоном творческих возможностей.

Детство и юность

Зиновий Моисеевич Высоковский родился в конце ноября 1932 года Таганроге в образованной интеллигентной семье со средним достатком. Предки были представителями еврейской национальности, выросшими на территории Советского Союза.

Отец, приверженец традиций собственного народа, работал бухгалтером на строительном предприятии. Мужчина вместе с законной супругой занимался воспитанием сына и следил за его разносторонним развитием. Вечерами дружная ячейка общества читала книги, а по выходным посещала филармонию, театры и музеи.

Мальчику нравилось такое времяпрепровождение, он с раннего детства был искренне заинтересован во всем, что входило в понятие искусства. В раннем возрасте в Зиновии, знавшем наизусть монологи из пьес русских классиков, проснулся актерский талант.

В школе, носившей имя писателя Антона Павловича Чехова, Высоковский заслужил уважение одноклассников и педагогов. Несмотря на то, что подросток не любил делать уроки, учеба давалась ему легко.

Получив аттестат и золотую медаль за успеваемость, отличник собрался подавать документы в театральный вуз. Отец, до глубины души возмущенный таким необдуманным решением, назвал сына «босяком». Несмотря на протест родителя, юноша в 1952 году отправился в столицу Советского Союза в надежде стать студентом легендарной «Щуки». Этому помешала запись в пятой графе паспорта, свидетельствовавшая о том, что абитуриент был евреем.

Разочарованный неудачей, Зиновий вернулся на родину в Таганрог. Чтобы не терять время, он поступил в институт, сейчас известный как Инженерно-технологическая академия ЮФУ, и стал специалистом в сфере автоматики и телемеханики.

Работа на градообразующем предприятии не привлекала молодого человека артистического склада. Переступая через собственное представление о будущей биографии, он исполнял волю расчетливого отца и вечно беспокоившейся за его судьбу матери.

В 1957 году терпение Высоковского лопнуло, и он снова поехал в Москву. На этот раз дипломированному инженеру удалось впечатлить приемную комиссию Щукинского училища. Радости Зиновия не было предела, когда его фамилия появилась в списках студентов актерского отделения.

Личная жизнь

В личной жизни Высоковского была единственная женщина — законная жена Любовь Ефимовна. Артист театра и эстрады дорожил семейным счастьем, длившимся более 50 лет.

Взаимные чувства супругов укрепила дочь Екатерина, ставшая радиоведущей и журналисткой, и внучка Софья — актриса кино и телевидения.

В интервью Зиновий Моисеевич рассказывал о том, что с возлюбленной он познакомился в молодости. Будучи артистом самодеятельности, он обратил внимание на привлекательную партнершу по сцене, бывшую уроженкой города Ростов-на-Дону.

Девушка, пытавшаяся стать студенткой местного медицинского института, хорошо запомнила эффектного темноволосого парня и подсознательно решила стать его женой. Так и случилось, когда Высоковский решился сделать предложение.

Фотографии супругов, обнимавшихся или нежно державшихся за руки, на протяжении десятилетий украшали страницы советских газет и журналов, посвященных искусству.

Творчество

В начале 1960-х Высоковский окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Путевку в жизнь студенту-отличнику выдал мэтр советского кинематографа Владимир Абрамович Этуш. Первым местом работы молодого талантливого актера стал Московский театр миниатюр, созданный сценаристом и драматургом Владимиром Соломоновичем Поляковым.

Параллельно с участием в постановках по мотивам пьес русских писателей, Зиновий Моисеевич снимался в художественных фильмах. Кинодебют состоялся в двухсерийной экранизации романа Константина Симонова «Живые и мертвые». Режиссер Александр Стоппер доверил уроженцу Таганрога роль военкора Миши, и новичок, сразу сообразивший, как вести себя перед камерой, блестяще воплотил характер персонажа.

В 1967 году представитель еврейской национальности перебрался в знаменитый Театр сатиры. Зрители с удовольствием ходили на спектакли «Безумный день, Или женитьба Фигаро», «Швейк во Второй мировой войне», «Ревизор» и «Маленькие комедии большого дома», где актер выступал как главное или второстепенное действующее лицо.

После смерти партнеров Анатолия Папанова и Андрея Миронова Высоковский, 20 лет жизни проведший в здании на Триумфальной площади, покинул сценическую труппу под руководством Валентина Плучека и стал эстрадным артистом разговорного жанра.

В сольных программах звучали отрывки из академических постановок, одесские анекдоты, а также одиночные интермедии и репризы, написанные знаменитыми авторами. Монолог «Звонок из вытрезвителя», где появился женский персонаж по имени Люлек, мгновенно стал классикой советского юмора.

Всесоюзное признание пришло к артисту после выхода телевизионной развлекательной программы «Кабачок «13 стульев «» о жизни сотрудников выдуманного польского треста, их родственников и друзей.

Когда шоу выпустили на телеэкраны, зрители не знали Высоковского. Чтобы завоевать любовь публики, артист долго и тщательно прорабатывал характер героя — писателя-графомана пана Зюзи. Он придумал имя, манеру речи, биографию и внешний вид.

Слава обитателей кафе, высмеивавших общественный строй и события, происходившие в СССР в 60-е–80-е годы, докатилась до Европы. Зиновий Моисеевич и партнеры получили звание заслуженных деятелей искусств Польши.

Вскоре после закрытия «телекабачка» по политическим причинам Высоковский представил зрителям Театра эстрады моноспектакль под названием «Пятая сторона света». Артист читал отрывки из юмористических рассказов Михаила Зощенко, а также стихи Расула Гамзатова, Константина Симонова и Владимира Высоцкого.

В 2000-х годах актер, выпустивший сборник анекдотов «Говорит Одесса», гастролировал и пополнял фильмографию. Зиновий Моисеевич снялся в таких кинолентах, как «Кышкин дом», «Смотрящий вниз», «Под небом Вероны» и «Парк советского периода».

Смерть

По словам близких друзей и родственников, Зиновий Моисеевич был человеком, обладавшим непомерным чувством юмора. Актер всегда старался улучшить настроение окружающих и рассмешить их еврейским анекдотом или эстрадным монологом на злобу дня.

Высоковский не имел привычки жаловаться на невзгоды и проблемы со здоровьем. Он неотступно следовал девизу:

«Плачь перед Богом, смейся перед людьми».

Пока оставались силы, выпускник Щукинского училища участвовал в театральных постановках и снимался в кино. Последним проектом стал фильм «Грязная работа», где заслуженный артист РСФСР сыграл роль антиквара Алексеева-Чижевского.

3 августа 2009 года звезда телекабачка «13 стульев» скончался в московской больнице им. С. П. Боткина. Причиной смерти стал приступ почечной недостаточности.

По распоряжению Министерства культуры России Зиновия Моисеевича похоронили на Ваганьковском кладбище. В день рождения на могилу актера приносят свежие цветы.

Зиновий Высоковский

фотографии >>

биография

Высоковский Зиновий Моисеевич

Родился 28 ноября 1932 года в Таганроге.

Заслуженный артист РСФСР (6.03.1978).
Народный артист России (24.10.2003).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).

В 1956 году получил диплом инженера по автоматике и космической телемеханике в Таганрогском радиотехническом институте.
В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс В.А. Этуша.
Работал в Театре миниатюр, созданном драматургом Владимиром Поляковым и с 1967 года — в Театре Сатиры, который покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова.
Продолжал выступать на эстраде, став мастером разговорного жанра. Классикой стали его «телефонные монологи» из вытрезвителя: разговор подгулявшего интеллигента со своей женой Люльком (автор Владимир Тихвинский). Иногда играл в антрепризных спектаклях.

В 1985 году создал моноспектакль «Пятая сторона света», сыгранный в Театре эстрады, поставленный режиссером Евгением Каменьковичем, в котором артист выступил не только как сатирик и юморист, он читал стихи Константина Симонова, Расула Гамзатова, Владимира Высоцкого, прозу Михаила Зощенко, Михаила Жванецкого.
Телезрителям запомнился как пан Зюзя из «Кабачка 13 стульев» с монологами знаменитого «зайцеведа», писателя‑графомана.
В последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова и вел на радио юмористическую передачу «Говорит Одесса», вышла одноименная аудиокнига с его историями про Одессу.
В 2002 году выпустил книгу «Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза».

Ушёл из жизни ночью 3 августа 2009 года в Боткинской больнице Москвы. Похоронен артист 6 августа на Ваганьковском кладбище (участок № 25).

последнее обновление информации: 29.12.19

источники информации

публикации

И немножко — супруга Леонида Ильича Брежнева

Зиновий Высоковский — известный артист театра, кино, эстрады. А еще он неподражаемый исполнитель «Люлька», очаровательный пан Зюзя из популярного телевизионного «Кабачка «13 стульев», знаток огромного количества анекдотов. А еще он наделен незаурядным литературным даром — писал для себя и коллег репризы, эстрадные скетчи, сценарии все того же «Кабачка». Недавно Зиновий Высоковский завершил работу над книгой «Жизнь моя — анекдот». Предлагаем главку из нее, посвященную истории «Кабачка «13 стульев».

«Кабачок «13 стульев» появился на телеэкранах в 1966 году. Я пришел в Театр сатиры в 67-м и тут же получил приглашение занять один из тринадцати стульев.
Это были мой мир и моя стихия. Я написал себе вступительный монолог «Неприспособленный» и сам придумал себе имя — пан Зюзя. Это славное имя появилось из двух источников. Первый — в моем родном сине-зеленом Таганроге в юности я дружил с представителями простого, красивого и доброго маленького народа — ассирийцами. Самое актуальное сейчас слово «деньги», по-ассирийски — «зузи». Ну а второй источник — думаю, вы понимаете, во все времена народу слово «зюзя» говорило о многом.
Что еще вспоминается в связи с моим первым появлением в «Кабачке «13 стульев»? Моя жена, когда была мною недовольна, всегда грустно говорила: «Ничего не поделаешь — из хама пана не сделаешь!» И вот вся семья у телевизора. На экране появляюсь я, вхожу в «Кабачок». Ведущий объявляет: «Пан Зюзя! Родился талантливым человеком, но в роддоме его подменили». Я кричу: «Смотри, Любаня, видишь, и хам и пан!» В общем, я вошел.
У нас была своя команда, в которой не всякий мог быть. В «Кабачок» приходили прекрасные актеры, но не задерживались, потому что у нас создалась своя, присущая только нам аура.
* * *
Как известно и закреплено в постсоветской философской литературе, есть три вечных русских вопроса: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Куда девался «Кабачок «13 стульев»?». Когда «Кабачок» закрыли, телевидение было завалено письмами, горами писем от зрителей со всех концов нашей большой и прекрасной Родины. Я тоже получал и, как это ни странно, до сих пор получаю такие письма.
Вот выдержки из них:
«. Прошло уже много лет, а закрываем глаза — и стоят перед нами в расцвете и блеске пани Моника, пан Директор, пан Гималайский, пан Зюзя. Неужто наше расставание навсегда?»
«. «Кабачок «13 стульев» — любимая передача наших пап и мам. Многие ратуют за ее воскрешение. С одной стороны, я их не понимаю: мне кажется, время «Кабачка» с его завуалированными актуальными и злободневными темами уже давно кануло в Лету. А с другой стороны, как страшный сон вспоминаю Луисов-Альбертов, Хуанов и Педров мексиканского производства, и становится обидно. Как уж тут ни крути и ни верти, а «Кабачок «13 стульев» был первым и самым качественным сериалом на ТВ, и никакие там Педры рядом с паном Директором не валялись. »
* * *
Что я могу сказать? Кто закрыл «Кабачок», неизвестно по сей день. Родина или не знает, или не выдает своих героев.
* * *
«Кабачок «13 стульев» — это была любимая передача всего советского народа, и она, кроме народа, никому не была нужна. Она столько лет продержалась только благодаря своей народности. Передача, в которой высмеивались и строй, и наши советские замашки — только устами польских панов и паночек.
Кстати, по одной из версий, причина закрытия «Кабачка» в свое время была польская. Мол, проблемы с «Солидарностью» и так далее. Это ерунда. Мы звания свои первые получали не от СССР, а от Польши. «Заслуженные деятели для культуры польской». Когда нам их вручали в польском посольстве, министр культуры Польши сказал: «Нас, поляков, часто спрашивают, не обижаемся ли мы, что в СССР каждый месяц идет такая передача, где паны и пани выглядят немножко балдами? Мы говорим: нет, мы не обижаемся, потому что мы понимаем, если по Центральному телевидению в Советском Союзе каждый месяц будет идти такая передача, где товарищ Директор — дурак, то это как-то неудобно, а когда пан Директор — дурак, то это вроде не у вас, но все понятно!»
* * *
«Кабачок «13 стульев» шел с 66-го по 80-й год. На нас давило руководство Театра сатиры. Главный Вершитель и Фарисей театра понимал, что благодаря «Кабачку» мы приобретаем всесоюзную известность и становимся независимыми и самодостаточными, помимо его самодержавной воли и уготованного им заранее для каждого артиста Театра сатиры места.
И руководство ЦТ, с другой стороны, тоже нас не любило, потому что мы не служили на телевидении и ему не подчинялись. Вообще если по правде, нас любили только народ и немножко супруга Леонида Ильича Брежнева.
В этих тисках — между нелюбовью начальства и всенародным обожанием — мы и существовали. Популярность была сверхфантастической.
* * *
Руководитель ЦТ всесильный Лапин давно искал случая, чтобы нас закрыть, и вот как-то под Новый год он объявил, что новогоднего «Кабачка» не будет и вообще «Кабачка» не будет. Но на новогоднем приеме в Кремле Леонид Ильич Брежнев подошел к нему и говорит: «Слушай, Лапин, тут супруга меня спрашивает, когда будет «Кабачок»? — «3 января», — тут же нашелся Лапин. И нас всех доставали с гастролей, с отдыха, с чего хочешь, и 3 января «Кабачок» состоялся.
А в 80-м нам уже и Леонид Ильич не помог, и «Кабачок» прикрыли. Тихо и тайно. Без шума.
* * *

Попытка возрождения «Кабачка» была предпринята в 1993 году. Я написал три сценария (один из них, «Манделла, Хасбулат и зайцы», публикуется в этой книге). Несколько раз на РТР по этим сценариям вышел в эфир «Кабачок». Но почему-то не «13 стульев», а «На Тверской» — такое было категорическое условие. И без нашей знакомой всем вступительной песенки «Вечер пришел к нам, как всегда. »
И вообще нас всех утопили в соке «Вимм-Билль-Данн». При монтаже передачу растерзали: пан Директор только открывает рот, чтобы сказать: «Уволю!», я только открываю рот, чтобы сказать: «Добрейший всем вечерочек!» — как тут же идет рекламная перебивка — она, полуголая, в кровати: «Чего тебе хочется, милый?». Он, томно: «Только сок «Вимм-Билль-Данн». Пытались что-то объяснить мальчику, который давал деньги: чудак, дай хоть сначала козочке походить, пощипать травку, потом будешь доить, но все попусту. И мы отказались, мы ведь тоже не на помойке сделаны, пусть уж лучше нас будут помнить прежними, когда мы были в собственном соку.
Да, конечно, я понимаю, сейчас другое время — нужны продюсеры, менеджеры, а главное, люди с гордой фамилией Спонсор! Но мы — актеры, мы люди старшего поколения, среди нас не нашлось никого, кто хоть что-нибудь понимал бы в этих продюсерствах и спонсорствах. Я, например, до сих пор не понимаю, к сожалению, как это — искать спонсоров. Это что — снять шапку и просить милостыню?
Но зато я хорошо представляю себе, что было бы сегодня, если бы «Кабачок» по-настоящему, по-серьезному возродился. Я вижу пана Директора с орденскими колодками в качестве швейцара, пана Гималайского в шоу-бизнесе, моего пана Зюзю, теперь ставшего автором нескончаемого «мыльного» сериала «Зайцы тоже скачут!», пани Монику, неунывающую и несдающуюся, сыновей пана Спортсмена в рэкете, вижу и пана Политика, и группу панночек из массажного кабинета под названием «Венера», и пана Пенсионера, и пана Мента, если хотите, и пани Терезу в области магии и чудодейства, и пана Студента, и пана Олигарха, и пана Бомжа, и пана из Администрации, и пана, члена чего-то, и пана Офицера, и пана Солдата. Сегодняшний день. Люди улицы. И у каждого своя личная тема. А на самом деле — общая. Всенародная передача! Такой сегодня нет на наших экранах!

Актер, сатирик, народный артист России Зиновий Высоковский скончался в ночь на 3 августа в московской Боткинской больнице. Ему было 76 лет.

Актера доставили в клинику в тяжелом состоянии. Его необходимо было срочно подключить к аппарату «искусственная почка». Врачи сделали все возможное, однако так и не смогли спасти Зиновия Моисеевича.
Этого актера очень любили зрители. Фразы, которые он произносил в кино или одном из первых комедийных сериалов в истории советского телевидения «Кабачок «13 стульев», часто расходились на цитаты. Например, вот эти высказывания его «кабачкового» персонажа — писателя-графомана пана Зюзи: «Добрейший всем вечерочек», «Каждый, кто попробует обидеть Зайца, будет иметь дело со мной!», «Чтоб вы у меня все были здоровенькими».
Его лучшими работами в кино стали «Живые и мертвые», «Еще раз про любовь», «Ревизор. А на телевидении и радио Зиновий Моисеевич завоевал славу мастера разговорного жанра. Классикой на эстраде признаны его «телефонные монологи» из вытрезвителя. А в театре — роль ироничного, мудрого аптекаря с одесским говорком из спектакля Театра сатиры «Интервенция».

Зиновий Высоковский родился в Таганроге. Наилучшим образом о биографии друга сказал некогда Анатолий Папанов: «Зиновий Высоковский родился в Таганроге. Для юмориста — это уже большая удача! Но на этом он не остановился и там же, в Таганроге, окончил школу имени Чехова с золотой медалью. Для артиста — это большая редкость, но и на этом не остановился и там же, в Таганроге, окончил с отличием Радиотехнический институт. И для юмориста, и для артиста этого вполне достаточно, но он и на этом не остановился и закончил опять же с отличием, уже в Москве, Театральный институт (Щукинское училище. — Ред.). Для инженера — это больше чем достаточно».
Зиновий Высоковский работал на знаменитых сценах: в Театре миниатюр и Театре сатиры, который покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова.
В последние годы Высоковский вел на радио юмористическую передачу «Говорит Одесса», вышла одноименная аудиокнига с его историями про мировую столицу юмора. Одной из любимых одесских зарисовок актера была сценка в аэропорту:
— Я прилетел в Одессу на Юморину. В аэропорту меня встречала машина. За рулем пожилой одессит. Я спросил у него: «Ну как вы сейчас живете?» Он ответил: «Что вам сказать, товарищ Высоковский? Мы раньше жили хорошо. Сейчас мы живем еще лучше. Но мы не возражаем, чтобы снова было хорошо!»

Однако чуть больше двух лет назал Высоковский все-таки решил вернуться в Театр сатиры. Сыграл в постановке 2007 года «Женщина без границ» — комедии режиссера Александра Ширвиндта по пьесе Юрия Полякова, которая рассказывает о том, как в отношения двоих, мужчины и женщины, неизбежно вторгаются третьи лица. Зиновий Моисеевич сыграл такое «третье лицо», ему досталась роль любовника героини.
Как говорил тогда Высоковский о спектакле, ему хотелось «в этой смешной комедии найти трогательные стороны», по-другому посмотреть на современную жизнь.
«РГ» удалось связаться с писателем и драматургом Юрием Поляковым, который рассказал о последних днях работы Зиновия Высоковского в театре:
— Решение о приходе в спектакль Зиновия Моисеевича принял Ширвиндт. На роль старого друга героини, ее первого мужчины он изначально хотел пригласить именно Высоковского. Постановщику виднее, но когда я увидел пьесу в черновой сборке, то почувствовал, что это очень удачный выбор. Высоковскому удалось совместить комичность фигуры пожилого любовника с трагичностью.
Эта роль — самая репризная в пьесе. Высоковский, конечно, мастер репризы еще со времен «Кабачка «13 стульев», и он подавал роль блестяще. Зал встречал его аплодисментами и с восторгом провожал со сцены. Высоковский внес в текст роли много своего, подошел к ней творчески, в частности, читал стихи Цветаевой, придумал несколько своих фирменных реприз. Поначалу я несколько настороженно отнесся к этому вмешательству, но по реакции зала понял, что эти вещи органически вписались в мой замысел персонажа.
Полтора месяца назад Зиновий Моисеевич позвонил мне. Он сказал, что неважно себя чувствует, тогда в спектакле появился дублер на его роль. Он просил меня посмотреть и сравнить работы. Он сказал мне, что считает эту работу одной из лучших своей театральной карьере. Высоковский очень дорожил этим спектаклем. Зиновий Моисеевич плохо себя чувствовал в последнее время, был привязан к аппарату, очищающему кровь, но смерть его все равно стала для меня большой неожиданностью.

Соболезнования в связи с кончиной Зиновия Высоковского выразил президент РФ Дмитрий Медведев.


источники:

http://24smi.org/celebrity/125320-zinovii-vysokovskii.html

http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/883/bio/