Актер Виталий Шаповалов биография

Виталий Шаповалов — биография, новости, личная жизнь

Виталий Шаповалов

Виталий Владимирович Шаповалов. Родился 1 мая 1939 года в селе Юрковка Ставищенского района Киевской области (ныне — Черкасская область Украины) — умер 14 ноября 2017 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1990).

Виталий Шаповалов родился 1 мая 1939 года в селе Юрковка Ставищенского района Киевской области (ныне — Черкасская область Украины).

Своего отца почти не помнит — он погиб на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Мать — Оксана, украинка, по профессии — трактористка. Рассказывал о ней, как о женщине волевой. В годы войны семья оказалась под оккупацией и его мать однажды не побоялась дать оплеуху немцу, который пытался к ней приставать.

В школе учился хорошо. Особой дисциплиной не отличался, но и шпаной тоже не был.

Занимался спортом. Участвовал в самодеятельности. Увлекался музыкой, играл на танцах. Об актерстве в те годы не задумывался. Он вспоминал: «В детстве я в театр не ходил и вообще не знал, что это такое. У меня был выбор — пойти в музыкальное училище или стать футболистом».

После окончания школы отправился в Хабаровск, где поступил в музыкальное училище по классу трубы. Также отлично играл на гитаре и хорошо пел.

Далее был призван в армию. После демобилизации поступил в Театральное училище им. Б. Щукина, которое окончил в 1968 году.

В 1968 году окончил Театральное училище им. Б. Щукина. К слову, в училище он получил прозвище Шапен, которое с тех пор закрепилось за ним на всю жизнь — в театре и среди друзей. Сам он не раз отмечал: «Не Шопен, а Шапен. Не путать с великим польским композитором».

Сразу после окончания училища был принят в труппу Театра на Таганке. В 1985 году во время изгнания из СССР Юрия Любимова, когда главным режиссёром в Театре на Таганке был назначен Анатолий Эфрос, Шаповалов совместно с Вениамином Смеховым и Леонидом Филатовым ушёл в московский театр «Современник», где играл в течение двух лет. Его работы на сцене Театра «Современник»: «А по утру они проснулись. » — Пилипенко; «Близнец» — Александр.

В 1987 году снова вернулся в Театр на Таганке.

Для Шаповалова, как для актёра, характерно мастерство перевоплощения, бережное внимание к слову, жесту, мощный темперамент. Один из коллег по театру Александр Трофимов характеризовал его так: «На мой взгляд — это вот та редкая порода артистов. Это из области Бориса Андреева и Павла Луспекаева — вот он такой народный человек». Юрий Любимов о нем говорил: «Он вообще-то был хороший трубач, а это — уже достояние. Человек умеет играть на трубе, а это уже клад для артиста. То есть, он имел хороший слух музыкальный. Упорный, упрямый. И хороший артист, очень достоверный».

В 2009 году, когда Виталий Шаповалов получил травму (у него был перелом шейки бедра), он был уволен Юрием Любимовым из Театра на Таганке, но, вопреки ожиданиям, в 2011 году, когда Любимов ушёл в отставку, он так и не был восстановлен на прежнем месте работы при новом художественном руководителе театра Валерии Золотухине.

Среди его работ в Театре на Таганке: «А зори здесь тихие. » — старшина Васков; «Пугачёв» — Емельян Пугачёв; «Мастер и Маргарита» — Понтий Пилат; «Живой» — Гузенков; «Преступление и наказание» — Свидригайлов; «Борис Годунов» — Борис Годунов; «Тартюф» — Лояль; «Мать» — Рыбин; «Пристегните ремни» — Щербатов; «Самоубийца» — Подсекальников.

Неоднократно исполнял под гитару песни Владимира Высоцкого.

Виталий Шаповалов — Владимир Высоцкий, «Сегодня в нашей комплексной бригаде. «

С 1969 года начал сниматься в кино, дебютировав в картинах «Дорога домой» режиссера Александра Сурина и «Эхо далёких снегов» режиссера Леонида Головни. А уже в 1970-м исполнил свою первую главную роль — Максима в киноальманахе «В лазоревой степи» по мотивам ранних рассказов Михаила Шолохова.

Виталий Шаповалов в фильме «Дорога домой»

В 1979 году сыграл Степана Казанца в фильме «Летние сны» Виталия Кольцова — экранизации пьесы Анатолия Софронова «Стряпуха замужем».

Виталий Шаповалов в фильме «Летние сны»

В активе актера главные роли в фильмах «Родные» (Павел Петрович Тарасов), «Театр неизвестного актера» (Князьковский), «Женщина в белом» (граф Фоско), «Обрыв» (Иван Иванович Тушин).

Виталий Шаповалов в фильме «Родные»

Виталий Шаповалов в фильме «Женщина в белом»

Виталий Шаповалов в фильме «Обрыв»

Яркой получилась роль Ноздрева в экранизации произведения Гоголя «Мёртвые души» режиссером Михаилом Швейцером в 1984 году.

Виталий Шаповалов в фильме «Мёртвые души»

В 1990 году Виталию Шаповалову было присвоено почетное звание Народный артист РСФСР.

«Я работаю всегда, постоянно. Еду в метро, думаю: здесь так, здесь вот так. Сижу курю, а сам думаю, проигрываю. И так — постоянно, до тех пор, пока не получается», — говорил актер.

В 2000-е в кино снимался редко, признавался, что ему претит чернуха, заполонившая экраны: «Что ж получается, смотрю по телевизору — не нравится, а если сам в этом приму участие, то всё будет хорошо и правильно?».

Засветился в ленте «Next». Во 2-м и 3-м сезоне сериала «Каменская» сыграл роль Леонида Петровича, отчима Каменской. Актера можно увидеть в проектах «Близнецы» (подполковник Никита Васильевич Бобров), «Клоунов не убивают» (Арсений), «Лебединый рай» (Тарас), «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (генерал Леонтьев).

Виталий Шаповалов в сериале «Каменская-3»

Болезнь и смерть Виталия Шаповалова

В 2009 году Шаповалов сломал шейку бедра.

В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию в связи с осложнениями после перенесённой тяжёлой операции на суставе.

10 ноября 2017 года Московский Театр на Таганке объявлял о сборе средств на дорогостоящее лечение Виталия Шаповалова: «Народному артисту, актеру Театра на Таганке, Виталию Владимировичу Шаповалову требуется помощь в сборе средств на дорогостоящую операцию. Его имя неразрывно связано с легендами Театра на Таганке — Юрием Любимовым, Валерием Золотухиным, Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым, Аллой Демидовой и др. Критики говорят, что он из той плеяды русских трагиков, которых не так уж много осталось на современных подмостках. Сейчас Виталию Шаповалову нужна Ваша помощь».

Рост Виталия Шаповалова: 186 сантиметров.

Личная жизнь Виталия Шаповалова:

Подробности частной жизни скрывал.

Фильмография Виталия Шаповалова:

1969 — Мистер-Твистер (короткометражный)
1969 — Эхо далёких снегов — эпизод
1969 — Дорога домой — водитель
1970 — В лазоревой степи (киноальманах) — Максим
1972 — Свеаборг (Sveaborg) — солдат
1972 — Летние сны — Степан Казанец, муж председателя Павлины
1973 — Назначение — эпизод
1973 — Бесстрашный атаман — урядник
1974 — Иван да Марья — Нечистая сила
1976 — Театр неизвестного актера — Князьковский
1977 — Родные — Павел Петрович Тарасов
1979 — Ярость (фильм-спектакль) — Кот
1981 — Механик (короткометражный)
1981 — Ленин в Париже — матрос
1981 — Женщина в белом — граф Фоско
1982 — Трест, который лопнул — мужчина на площади
1982 — Грачи — Леонид Осадчий, он же Чикин Леонид Михайлович
1983 — Петля — Ян Янович, капитан, участковый в Тукуме
1983 — Обрыв — Иван Иванович Тушин
1983 — Не было бы счастья. — Толик, диспетчер
1984 — Мёртвые души — Ноздрев
1986 — Накануне отъезда (фильм-спектакль) — Константин Александрович Лесогор
1987 — Десять дней, которые потрясли мир (фильм-спектакль)
1988 — Трагедия в стиле рок — друг Дмитрия Ивановича Багрова
1988 — Загадка. Разгадка (фильм-спектакль) — отец Бугаева
1989 — Смиренное кладбище — Александр Раевский, работник кладбища
1989 — Дежа вю (Deja vu) — швейцар (озвучил Юрий Саранцев)
1991 — Затерянный в Сибири (Lost In Siberia) — эпизод (нет в титрах)
1991 — Клан — Зяблый (озвучил Владимир Ферапонтов)
1999 — Борис Годунов (фильм-спектакль) — Борис Годунов
2001 — Next — председательствующий авторитет
2002 — Марш Турецкого (2 сезон) — Степан Алексеевич Киселев, маршал
2002 — Каменская-2 — Леонид Петрович, отчим Каменской
2002 — Вовочка
2003 — Чёрная метка (Heydər Əliyev)
2003 — Каменская-3 — отчим Каменской
2002 — Шарашка (фильм-спектакль) — Бобынин, Спиридон Егоров
2004 — Кодекс чести-2 — «Старый»
2004 — Близнецы — Никита Васильевич Бобров, подполковник
2005 — Май — начальник ГСП, капитан I ранга
2005 — Лебединый рай — Тарас
2005 — Клоунов не убивают — Арсений
2008 — Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII — генерал Леонтьев

Озвучивание Виталия Шаповалова:

1969 — Мистерия-Буфф (анимационный)
1975 — Какого рожна хочется? (анимационный)
1980 — Продается медвежья шкура — От автора
1985 — Перфил и Фома (анимационный)

Виталий Шаповалов

фотографии >>

биография

Шаповалов Виталий Владимирович

1 мая 1939, Юрковка, Киевская область, Украинская ССР, СССР — 14 ноября 2017, Москва, Российская Федерация.

Заслуженный артист РСФСР (6.02.1976).
Народный артист РСФСР (2.02.1990).

Окончил Хабаровское музыкальное училище по классу трубы, служил в армии.
В 1968 году окончил Театральное училище имени Щукина. В том же году принят в труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке.
В 1985-1987 годах работал в Театре «Современник».
В 1987 году вернулся в Театр на Таганке.
В 2009 году, когда Виталий Шаповалов получил травму (перелом шейки бедра), он был уволен Юрием Любимовым из Театра, и, вопреки ожиданиям, в 2011 году, когда Любимов ушёл в отставку, он так и не был восстановлен на прежнем месте работы при новом художественном руководителе театра Валерии Золотухине.

Театр на Таганке
«А зори здесь тихие…» — старшина Васков
«Пугачёв» — Емельян Пугачёв
«Мастер и Маргарита» — Понтий Пилат
«Живой» — Гузенков
«Преступление и наказание» — Свидригайлов
«Борис Годунов» — Борис Годунов
«Тартюф» — Лояль
«Мать» — Рыбин
«Пристегните ремни» — Щербатов
«Самоубийца» — Подсекальников

Театр «Современник»
«А по утру они проснулись…» по В. Шукшину — Пилипенко
«Близнец» М. Рощина — Александр

последнее обновление информации: 02.12.20

публикации

Ведущий актер театра на Таганке Виталий Шаповалов отмечает сегодня свой семидесятилетний юбилей. Критики говорят, что он из той плеяды русских трагиков, которых не так уж много осталось на современных подмостках. Борис Годунов, Ноздрёв и Понтий Пилат — это его звездные роли. Накануне талантливого артиста поздравили друзья и коллеги по сцене.

Он играл царя Бориса в пушкинском «Борисе Годунове» и старшину Васкова в спектакле «А зори здесь тихие… » по пьесе Бриса Васильева, Свидригайлова, Понтия Пилата. Актер Виталий Шаповалов отмечает сегодня свой юбилей. Есу исполнилось 70 лет, большая часть из которых прошла в Театре на Таганке, куда он был принят сразу после окончания Щукинского училища. Народный артист России Валерий Золотухин вспоминает:» Он ввелся в спектакль «Послушайте!» по Маяковскому. И вот приходит на спектакль Лиля Брик и говорит, что всех ближе к Володе, то есть, к Владимиру Владимировичу Маяковскому, читает стихи вот этот большой увалень».

Виталий Шаповалов родился в Хабаровске, увлекался спортом, об актерской профессии никогда и не мечтал. Говорит: «В детстве я в театр не ходил и вообще не знал, что это такое. У меня был выбор — пойти в музыкальное училище или стать футболистом» . Музыка «перетащила» — он окончил Хабаровское музыкальное училище по классу трубы, хотел поступать в консерваторию, но на одном из концертов,как он сам вспоминает, «прочел какую-то байку, имел успех и актеры Хабаровского драмтеатра посоветовали идти в театральный.» И вот, отслужив в армии, уже сержант Шаповалов поехал в Москву — учиться на актера.

Главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов вспоминает: «Он вообще-то был хороший трубач, а это — уже достояние. Человек умеет играть на трубе, а это уже клад для артиста. То есть, он имел хороший слух музыкальный. Упорный, упрямый.И хороший артист, очень достоверный».

«Мертвые души», «Бесстрашный атаман», «Женщина в белом», «Грачи», «Дежавю»- Виталий Шаповалов начал сниматься с 1969 года, но всегда отдавал предпочтение театру. «Кино- это популярность, деньги, слава – считает он. – А театр -это творчество, особая атмосфера, живые глаза зрителей».

«Его называют «медведь», «увалень», но когда он играл Свидригайлова на гастролях в Японии, там каким-то образом присутствовала наследница престола из Романовых- Мария Владимировна. Она говорит: «Откуда этот дворянин у вас в труппе?»- впоминает Валерий Золотухин.

Заслуженный артист России Александр Трофимов считает: «На мой взгляд — это вот та редкая порода артистов. Это из области Бориса Андреева, Павла Луспекаева — вот он такой народный человек».

. Прозвище к нему прилипло ещё в Щукинском училище. Одна из его сокурсниц как-то в сердцах сказала: «Шаповалов. Ша-по-ва-лов. До чего длинная фамилия — не выговоришь! Шапен — и всё!»
С того дня «новая фамилия» закрепилась намертво: в театре и вне театра, среди друзей и среди постоянных зрителей, в глаза и за глаза его зовут — Шапен.
Он сам, кстати, совсем не против, даже разъясняет: «Не Шопен, а Шапен. Не путать с великим польским композитором».
Насчёт не путать — это он зря; что-что, а спутать его с кем-нибудь невозможно. Он — сам-семь. Особая статья.
Странный он человек — актёр «Таганки», народный артист России Виталий Шаповалов. Странный не в смысле «чудной», а в смысле «особенный».
За тридцать с гаком лет работы на «Таганке», кажется, и сам Любимов к нему не приноровился: неизвестно, как Шапен прореагирует на ситуацию, фразу, событие.
. На одном из собраний в Театре на Таганке Ю.П. Любимов в очередной раз бушует по поводу дисциплины. В ход идёт всё —кнут и пряник. Под занавес главреж рассказывает назидательную закулисную страшилку с моралью: «Актёр А. за систематическое и злостное употребление горячительных напитков был мною сурово наказан: переведен на договорную систему. (Пауза. Строгий взгляд на притихшую труппу). Договорная система — это очень хорошо, правильно, потому что. »
Речь Любимова вдруг самым неучтивым образом прерывается. Одиноким, но весьма внушительным по тембру смехом. Любимов возмущён: «Что за жлобство?! Что смешного я сказал?!»
Очевидный парадокс в речи шефа заметил В.Шаповалов. Заметил и по-актёрски мгновенно среагировал — рассмеялся: «Юрий Петрович! Вы сказали, что А. переведён на договор за пьянку, и тут же говорите, что договорная система — это хорошо. Так вы А. — наказали или поощрили?»
Все тридцать четыре года, что В.В. Шаповалов служит в Театре на Таганке, он, вероятно, является для Любимова если не раздражителем, то причиной для беспокойства: Шапен малопредсказуем. Причиной тому отнюдь не дурной характер (хотя он у актёра не ангельский), а способность видеть и ощущать мир по-своему. Он может не считаться с очевидным и остро реагировать на детали, абсолютно неприметные для других, потому что смотрит на жизнь под своим, непривычным и неожиданным для окружающих, углом зрения.
Он плохо вписывается в какие бы то ни было рамки и существует по своим внутренним законам: внешние обстоятельства и нормы для него вторичны; первичны и важны только те, что установил и определил для себя он сам. Недаром много лет назад Ю.П. Любимов весьма метко окрестил его Неуправляемой Саблей Чапаева.
Виталий Шаповалов принадлежит к поколению, которое принято называть «детьми войны». Отца своего почти не помнит — он погиб в первые месяцы Великой Отечественной. Его первые воспоминания — оккупация; чужая враждебная речь вокруг; злая, натасканная на людей овчарка по кличке Сталин, которой её хозяева-немцы бросили вместо подстилки детское пальтишко — его пальто. Мать Виталия была украинка. При слове «украинка» сразу возникает образ круглолицей Оксаны — с ямочками на щеках, толстыми косами вокруг головы. Она была совсем другая: коротко стриженная, в брюках, кепке. Комсомолка тридцатых, эмансипе, обладательница модной в те годы мужской профессии — трактористка. Самостоятельная, независимая, сильная духовно и физически.
Однажды она, жена воюющего с фашистами советского солдата, дала немцу в морду. А история случилась такая: разомлевший к ночи немец, стосковавшись по женской ласке, положил глаз на молодую здоровую женщину. Попытка сближения со стороны фашиста была пресечена в мгновение ока мощной оплеухой. Шок, пережитый представителем Третьего рейха, был столь велик, что эксцесс продолжения не имел.
Широко известна фраза «мы родом из детства». Применительно к Виталию Шаповалову и его поколению точнее прозвучит: «Они родом из войны». Сам актёр, вспоминая школьные годы, говорит о том, что и он и его одноклассники, независимо от возраста, детьми, пацанами не были — у каждого за плечами уже была биография. Учителям с теми детьми приходилось не просто: они остро чувствовали несправедливость, отстаивали своё «я», не лезли за словом в карман.
Идеальным поведением Шаповалов не блистал, но и шпаной не был. Учился играючи и мог получить по окончании школы медаль, но сам для себя решил, что медаль — это чересчур. Чересчур правильно, слишком идеально. Как и многих школьников тех лет, его притягивала самодеятельность. Я не раз размышляла над этим необъяснимым для меня явлением: откуда в тридцатые-сороковые-пятидесятые годы бралась у многих эта тяга к творчеству, к художественному самовыражению? Пик самодеятельности, её расцвет приходится на самые неблагополучные и трагические десятилетия; по мере стабилизации жизни она пошла на убыль. Была ли в этом компенсация лишений, отсутствия светлых эмоций, уход от нищей, убогой повседневности? Кто знает. Но практически в любой тьмутаракани работали драмкружки, хоровые студии и прочее, прочее, прочее.
Вот и в шахтёрском посёлке, в послевоенные лихие годы, где и тогда все поголовно вкалывали и пили, в людях, тем не менее, была сильна тяга к творчеству.
Шаповалов с радостью участвовал в любых затеях: от школьных концертов до игры на местных танцах. В те годы на первом месте среди его увлечений стояла музыка. Было вполне логичным, что после окончания школы он поступил в Хабаровское музыкальное училище по классу трубы. После была армия, демобилизация и. вопрос о том, чем заниматься дальше.
Профессию драматического актёра Виталий Шаповалов, можно сказать, «вычислил»: продолжать обучение как музыкант, дирижёр — не хотел. Обладая голосом весьма красивого тембра, прекрасно понимал, что для профессионального вокала голосовых данных может не хватить.
В общем, подошёл к себе по гамбургскому счёту. На вопрос, чем не устраивала профессия музыканта, коротко и сразу отвечает: «Не хотел быть лабухом».
В итоге звёзды распорядились так, что, отслужив в армии, Виталий Шаповалов стал студентом Московского театрального училища имени Щукина. Учась на третьем курсе, кто-то из его однокашников (а с ним вместе учились Ф. Антипов, Д. Межевич и другие, ставшие чуть позже и коллегами по таганковской сцене), решил показаться в недавно открывшемся Театре на Таганке. Шаповалова, профессионально владевшего инструментом (кроме трубы, ещё и гитарой), попросили саккомпанировать. Заодно и показаться самому, хотя Шаповалов в то время отнюдь не рвался искать работу и не сильно заботился о своём будущем: его вела судьба.
К слову, нашумевшего «Доброго человека из Сезуана» он увидел позже других, хотя и о Любимове и о его курсе он, студент той же театральной школы, был наслышан.
На том судьбоносном показе Любимову он ничего не читал —просто взял в руки гитару и спел. Юрию Петровичу этого было вполне достаточно: Шаповалов, ещё будучи студентом, был принят в театр.
По окончании Щукинского училища он получил предложения из нескольких московских театров, в том числе и из Вахтанговского, но для него вопрос уже был решён в пользу «Таганки».
Ему не могла не импонировать музыкально-поэтическая природа этого театра. Был и ещё один довод: поступив в сложившуюся труппу любого из академических театров, он, вне всякого сомнения, опять оказался бы в положении «лабуха». Молодой, только зарождавшийся театр открывал возможности неограниченные.
Интересно, что, сыграв у Любимова Годунова и Пугачёва, Понтия Пилата и Маяковского, Виталий Шаповалов ни разу не удостоился от Шефа спектакля, поставленного специально с расчётом на него. Даже старшина Васков в спектакле «А зори здесь тихие», ставшем классикой и принесшем актёру звание заслуженного артиста РСФСР, поначалу ставился на другого исполнителя. Другой исполнитель неожиданно посреди репетиционного процесса запил, и роль перешла к Шаповалову. Почти курьёз: в «Зорях» был эпизод, когда Васков-Шаповалов, став в тупик от очередной остроты языкастых девочек-зенитчиц, морщил лоб, да так, что фуражка сама собой уползала на затылок. Несколько лет спустя режиссёр «Таганки» Борис Глаголин ставил повесть Б. Васильева в провинциальном театре. Исполнитель роли Васкова в том спектакле специально привязывал к фуражке нитку, чтобы повторить эту сцену.
Так вот, несмотря на то, что В. Шаповалов всегда вводился на роли, предназначавшиеся для других актёров, эти работы становились его эксклюзивом во всех смыслах: во многих ролях он играл и играет по сей день, не имея дублёра.
На моей памяти исключение составляли только «Пугачёв» и «Борис Годунов», поскольку в те времена, когда Николай Губенко — первый исполнитель этих ролей — возвращался из кинематографа на сцену, у Шаповалова была замена.
Сам Виталий Владимирович у Шефа ролей не просил никогда. Общеизвестен, к примеру, факт, когда Владимир Высоцкий убеждал Юрия Петровича: «Дайте Гамлета сыграть. »
Параллели с Высоцким, Губенко напрашиваются сами собой, поскольку их амплуа и амплуа Шаповалова пересекались на сцене «Таганки». Но тем и отличается Шапен, что в отличие и от Высоцкого и от Губенко он никогда не пытался самостоятельно выстраивать свою творческую судьбу, монтировать свою сценическую биографию: не актёрское это дело. В театре есть режиссёр, есть репертуар, и дело артиста быть идеальным исполнителем. Для Шаповалова профессия актёра — самодостаточна. Она заполняет его целиком, являясь и источником всего, и вечной мукой.
Вопрос. Как вы работаете над ролью?
Ответ. Я работаю всегда, постоянно. Еду в метро, думаю: здесь так, здесь вот так. Сижу курю, а сам думаю, проигрываю. И так — постоянно, до тех пор, пока не получается.
Вопрос. А что же для вас является критерием того, что роль получилась: режиссёр об этом сказал, публика. критика.
Ответ. Ни то, ни другое, ни третье. Любимов хвалить не любит. Ругать — да. А похвала обычно скупая: «Ну, Шапен, сегодня нормально работал». Зрители. Я хорошо знаю, как бесконечно добр и бесконечно жесток зал: сегодня ты понравился — готовы на руках носить; завтра что-то не так — и никому не нужен. забудут моментально. Я же не первый год на сцене и ничего не преувеличиваю: ни успех, ни неуспех.
Критерий один: внутреннее самочувствие, сознание того, что сделал всё что мог. Хотя не могу сказать, что к аплодисментам равнодушен, но хорошо, когда реакция публики совпадает с собственным внутренним ощущением.
А вообще с возрастом всё больше убеждаюсь, что ничего по собственной воле не происходит. Стараешься, бьёшься, вроде всё как надо делаешь, а результат — никакой. И вдруг, как будто откуда-то извне, — пошло, пошло. Называйте это как хотите: вдохновенье, Бог, энергетика космическая. Дело не в терминах, а в сути: сам-то ты ничего не можешь, ты как проводник — и только. Пошёл ток — значит, пошлО; нет — значит, ничего не выходит.
В театре Шаповалов к себе строг. Например, от любимой и звёздной для него роли старшины Васкова отказался сам, хотя Юрий Петрович Любимов хотел, чтобы спектакль продолжал жить на таганковских подмостках. Причина одна: возраст. Васкову по сюжету тридцать два года, самому Шаповалову недавно исполнилось шестьдесят. А вот от роли Пилата он отказываться не собирается, говорит, что будет играть Прокуратора Иудеи до тех пор, пока жив и пока ноги носят.
Он хочет передать свои роли молодёжи: ревности к собственным работам не испытывает. Хотел передать и Васкова, и Пилата; предлагал: давайте порепетируем, попробуем, а потом Любимову покажем. Отказываются. То ли остерегаются без ведома Юрия Петровича за работу браться, то ли конкурировать с Шаповаловым трудновато, то ли какая другая причина, но. Охотников пока не нашлось.
Актёрская профессия опустошает и сжигает изнутри. Не всех, конечно. Но таких актёров, как Шаповалов, — точно. Сам он говорит, что его главным учителем в театре был Михаил Чехов. А это значит, что основным инструментом для него является не внешнее, а внутреннее: «Главное для актёра — разбудить собственную природу», — повторяет Шаповалов. Но ведь персонажи бывают разные: добрые и злые, герои и негодяи. Значит, природа должна развиваться в обе стороны — и в сторону хорошего, и в сторону дурного? Кто-то ведь справедливо заметил: актёры не люди, они — всё.
Люди ни одной профессии так не нуждаются в признании, как нуждается в нём артист. Признание, благодарность — это, по сути, единственная награда и единственное осязаемое подтверждение, укрепляющее в мысли о необходимости профессии. В смысле жизни. В незряшности духовных жертв, одиночества, душевной муки.
Сегодня на «Таганке» всё идёт своим чередом: гастроли, репетиции, установка кондиционеров, ремонты, премьеры, фуршеты — жизнь. У Виталия Шаповалова внешне всё складывается вполне благополучно: он работает почти во всех недавних премьерах («Шарашке», «Хрониках»), репетирует в «Театральном романе» М.А. Булгакова — давней и осуществляемой со второй попытки работе Ю. Любимова. Есть предложения и из других театров, и от кинематографистов. В кино, кстати, последние годы он почти не снимался. Говорит, что ему и нравственно и физически претит социальная чернуха: «Что ж получается, смотрю по телевизору —не нравится, а если сам в этом приму участие, то всё будет хорошо и правильно?»

При внешнем благополучии, при профессиональной востребованности, он не может похвастаться душевным покоем и ощущением того, что многое достигнуто и сложилось так как надо. «Я расплачиваюсь сейчас. Мне фартило всю жизнь: любимая профессия, лучшие роли, которые я сыграл, лучший театр. Я наигрался. А сегодня от профессии — устал. Она выжимает, а я уже всё в ней знаю. »
Но позволю себе смелость не согласиться. Я думаю, что дело совсем в другом: в обстановке в театре и с театром. Хотя внутреннее ощущение — тоже не последнее, но всё-таки ему не хватает обычной благодарности, ему не хватает солнца, тепла, которые проявлялись бы в стенах его театра.
. Когда руководство «Таганкой» принял А.В.Эфрос, Шаповалов вместе с Филатовым и Смеховым ушёл в «Современник». В «Современнике» всё складывалось хорошо. Потому что Г.Б. Волчек — любит актёров, опекает их и каждому даёт понять: ты — талантлив, необходим, ценен.
По возвращении Любимова Шаповалов вернулся на «Таганку»: своя рубашка ближе к телу, и это — истина. Была и ещё причина. Виталий Владимирович — человек благодарный, и он не мог не выказать этого чувства к сцене, где были сыграны лучшие роли, — не вернувшись.
Идёт репетиция «Шарашки». В гримёрке Шапена не работает трансляция. К своему выходу он запаздывает и появляется на сцене по сигналу «внутренних часов» — почувствовал, что пора, хотя сигнала помрежа не слышал. За несколько мгновений до его появления на сцене Ю.Любимов ехидно обронил: «Ну, теперь все мы подождём народного. » Шаповалов об этой реплике ничего не знает, выходит на сцену, быстро ложится на нары (декорация «Шарашки»). Молча.
Ю.Л. — Вы бы хоть извинились, Виталий Владимирович!
В.Ш. — Да что извиняться, Юрий Петрович, я же знаю вашу реакцию на свои извинения: «Мне надоели ваши вечные отговорки. »
Репетиция продолжается.

Виталий Шаповалов: биография, роли и фильмы, фото

Шаповалов Виталий – известный и талантливый актер кино и театра. Он работал в театре на Таганке, где сыграл более 10 ролей. Также Виталий снялся примерно в 50 кинолентах, исполняя разноплановые роли. Его личная жизнь по-прежнему неизвестна зрителям. Но его работа в кинематографе получила большое количество наград и премий, актер завоевал любовь и признание зрителей.

Детские годы

Шаповалов Виталий родился 1 мая 1939 года в украинском селе Юрковка Ставищенского района. Своего отца будущий актер не помнит, так как в самом начале войны он погиб. Мать Оксана, как вспоминал сам актер, настоящая украинская женщина, которая не только легко водила трактор, но и имела сильный, волевой характер. Она даже не побоялась, находясь в оккупации, дать пощечину немцу, который пытался к ней приставать.

Образование

Известно, что будущий актер Шаповалов в школе учился хорошо, но не всегда был дисциплинированным. По некоторым фото Виталия Шаповалова можно понять, что он занимался спортом. Также в детстве будущий актер любил участвовать в школьной самодеятельности. Например, он прекрасно танцевал и увлекался музыкой.

О том, чтобы в будущем выбрать профессию актера, Шаповалов Виталий даже не задумывался. По воспоминаниям самого актера, он никогда в детские годы не был в театре, и даже не имел представления о том, что такое существует. Поэтому во время обучения в школе, когда он начал задумываться, в какой области в дальнейшем строить свою карьеру, выбирал он между музыкой и футболом.

Особенно хорошо Шаповалов Виталий пел, а также он превосходно играл на гитаре. Поэтому после окончания школы он поехал поступать в музыкальное училище города Хабаровска. Он выбрал класс трубы. Лишь только после армии будущий актер поступил в столичное театральное училище имени Бориса Щукина. Его Виталий успешно окончил в 1968 году. Кстати, именно в училище за Шаповаловым закрепилось прозвище Шапен, которое затем было перенесено за театральные кулисы в круг друзей.

Театральная карьера

В 1968 году Шаповалов Виталий, актер, биография которого насыщена событиями, поступает в труппу Театра на Таганке. Когда в этом театре сменился режиссер и Юрий Любимов был изгнан из Советского Союза, то Виталий Владимирович вместе с Леонидом Филатовым и Вениамином Смеховым переходят работать в столичный театр «Современник». На этой сцене этого с 1985 года он сыграл в двух спектаклях: «А поутру они проснулись…» и «Близнец».

В 1987 году актер Виталий Шаповалов снова возвращается в Театр на Таганке. Там он проработал достаточно долго – лишь спустя 22 года актер уволился по состоянию здоровью. Это произошло из-за того, что Виталий Владимирович получил травму: у него был перелом шейки бедра. В будущем травма и осложнения, которые она повлекла, сильно повлияют на жизнь и судьбу знаменитого актера.

В Театре на Таганке он сыграл разноплановые роли в десяти спектаклях. Так, в спектакле «А зори здесь тихие…» он исполнил роль старшины Васкова, а в театральной постановке «Пугачев» он был самим Емельяном. В известном спектакле «Мастер и Маргарита» Виталий Владимирович предстал в роли Понтия Пилата, а в спектакле «Борис Годунов» он играет главного персонажа.

Карьера в кинематографе

Свою творческую карьеру актер Виталий Шаповалов, личная жизнь которого закрыта от общественности, начал в 1969 году, когда снялся в короткометражной киноленте «Мистер-Твистер». В этом же году он исполнил небольшую эпизодическую роль в киноленте «Эхо далеких снегов» режиссера Леонида Головня. Чуть позже он снялся и в роли водителя в фильме «Дорога домой».

В 1970 году Виталий Владимирович принял участие в киноальманахе «В лазоревой степи» режиссера Ю. Лугина. Здесь он успешно сыграл роль Максима. В 1972 году известный и талантливый актер Шаповалов снимается сразу в двух кинолентах. Так, в фильме «Летние сны» режиссера Виталия Кольцова он играет главную мужскую роль – Степан Козанец. Вместе с другими мужчинами своего казачьего хутора, неожиданно для женской половины станицы, он начинает ходить в клуб на репетицию спектакля. А оправдывается это тем, что приехала молодая и симпатичная руководительница этого самого клуба.

В исторической киноленте «Свеаборг» режиссера Сергея Колосова актер Шаповалов играет небольшую роль солдата. Многим детям запомнилась нечистая сила из сказки «Иван да Марья» режиссера Бориса Рыцарева. Сюжет фильма переносит маленьких зрителей в царство царя Евстигнея Тринадцатого, которому постоянно не везло. Но зато он водил дружбу с обыкновенным русским солдатом Иваном. Оборотень, сыгранный актером Шаповалом, очень понравился детям.

В 1981 году Виталий Владимирович принял предложение от режиссера Вадима Дербенева сняться в киноленте «Женщина в белом». В этом двухсерийном фильме талантливый актер играет графа Фоско. В детективной киноленте «Петля» режиссера Аркадия Адамова известному актеру досталась роль участкового в Тухумсе.

В одном из котлованов заброшенной стройки найден труп – была убита молодая девушка. За это дело берутся три известных следователя. Они должны будут установить причину смерти и, если это не самоубийство, то найти преступника. В этом расследовании им помогает и капитан Ян Янович, которого как раз играет известный актер Шаповалов.

В 2004 году Виталий Владимирович исполнил роль Боброва в киноленте «Близнецы» режиссера Зиновия Ройзмана. Некая преступница Фатима успешно совершает свои преступления. Ей всегда удается скрыться. Расследовать это дело поручают следователю Петру Ерожину.

Кинолента «Мертвые души»

В 1984 году актер Виталий Владимирович Шаповалов соглашается на съемки в киноленте «Мертвые души» режиссера Михаила Швейцера. Главный герой ездит по небольшим провинциальным городам, предлагая помещикам продать мертвых душ. Одним из таких помещиков и является Ноздрев, которого сыграл актер Виталий Шаповалов.

Фильм «Смиренное кладбище»

В драматической киноленте «Смиренное кладбище» режиссера Александра Итыгилова Виталий Владимирович также сыграл одну из главных ролей. Этот фильм вышел в прокат в 1989 году. Никто и никогда не задумывался о том, что на кладбище тоже работают люди, и что среди них царят свои законы. Эта кинолента рассказывает о том, как проходит жизнь работников самого лучшего и престижного кладбища в городе.

Но это «смиренное» кладбище на самом деле оказывается уже не таким и смиренным. На этой территории царят суровые и жестокие нравы. И люди, которые связывают свою судьбу с ним, трагично проживают свою жизнь. В этой киноленте Шаповалов играет одного из работников кладбища. Своего героя Александра Раевского он исполнил с особым трепетом и очень искренне.

Съемки в сериалах

Начиная с 2002 года известный актер Шаповалов снимается в телевизионных сериалах. Это такие многосерийные киноленты, как «Каменская», «Марш Турецкого» и «Тайны дворцовых переворотов». В 2002 году известный актер играет роль отца Каменской. Сначала во втором эпизоде ставшего популярным сериала, а затем еще и в третьей части. В киноленте «Марш Турецкого» он успешно и талантливого исполняет роль маршала Киселева.

В 2008 году, в восьмом эпизоде многосерийного кинофильма «Тайны дворцовых переворотов», Виталий Владимирович играет генерала Леонтьева. Съемки в этом фильме стали последними для талантливого актера Шаповалова.

Озвучка мультфильмов

В 1969 году актер Виталий Владимирович Шаповалов впервые озвучивал анимационный фильм «Мистерия-буфф». После этого в 1975 году последовало озвучивание другого анимационного фильма под названием «Какого рожна хочется?». Через пять лет он озвучил автора в мультипликационном фильме «Продается медвежья шкура». В 1985 году Виталий Владимирович озвучивал мультфильм «Перфил и Фома».

Личная жизнь

Свою личную жизнь актер Шаповалов всегда скрывал от общественности и прессы. Поэтому никаких данных о его семье нет. Известно только, что он разведен и его жену звали Ирина Борисовна. Но зато в этой статье есть фото Виталия Шаповалов, актера, которого знает и любит вся страна.

Как уже было упомянуто, в 2009 году актер сломал шейку бедра, из–за этого некоторое время не мог работать. Но вскоре его состояние улучшилось, и актер снова стал сниматься в кино, а также вернулся в театр. Но уже осенью 2017 года неожиданно Виталий Владимирович попал в больницу из-за осложнений, которые произошли после перенесенной им операции на суставе. Пока Виталий Владимирович Шаповалов находился в реанимации, в столичном театре на Таганке, где он работал долгие годы, стали уже собирать деньги на его лечение, которое стояло очень дорого. Ведь в театре все были как одна семья. Артист Виталий Шаповалов скончался 14 ноября 2017 года. Деньги, которые собирали его друзья и коллеги, так и не были направлены на лечение.


источники:

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/4814/bio/

http://fb.ru/article/428715/vitaliy-shapovalov-biografiya-roli-i-filmyi-foto