Актер Валентин Попов биография

Валентин Попов — биография, новости, личная жизнь

Валентин Васильевич Попов

Валентин Васильевич Попов. Родился 30 мая 1936 года в Москве — умер 18 декабря 1991 года. Советский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист. Исполнитель роли Сергея Журавлева в фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»).

Валентин Попов родился 30 мая 1936 года в Москве.

О ранних годах Валентина известно мало.

В 1950-е годы он играл на сцене знаменитого Народного театра ЗиЛ, откуда вышло немало звезд отечественного кино. Именно там он познакомился с режиссером Марленом Хуциевым, который на тот момент был еще только начинающим кинематографистом и ассестировал Леониду Гайдаю в его дебютной работе в кино — фильме «Ляна».

Когда Хуциев взялся за свою первую самостоятельную работу, то, по некоторым данным, именно Валентина Попова режиссер изначально видел в роли главного героя своего знаменитого фильма «Весна на Заречной улице». Однако в итоге роль Савченко сыграл Николай Рыбников.

В 1960 году Валентин Попов окончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТе, курс Павла Массальского. Учился вместе с Владимиром Высоцким, Георгием Епифанцевым, Валентином Никулиным.

Валентин Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин и Геннадий Портер

Играл в спектаклях «Современника» и Театра на Малой Бронной.

Марлен Хуциев не забыл о Валентине Попове и пригласил его на главную роль в свою ленту «Застава Ильича». Он сыграл простого и обаятельного парня Сергея Журавлёва. Его отец погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой в коммунальной квартире в районе Заставы Ильича. У него есть друзья Николай Фокин (Николай Губенко) и Слава Костиков (Станислав Любшин).

Сергей находится в поисках не только жизненной цели, но и девушки, которая бы соответствовала его высокому идеалу. На первомайской демонстрации он знакомится с Аней (Марианна Вертинская), дочерью обеспеченных родителей. Вместе они идут на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают самые известные поэты эпохи — Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Михаил Светлов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Далее Сергей приходит к Ане на день рождения, но чувствует себя чужим в кругу «золотой молодёжи». После этого происходит необычная встреча Сергея с погибшим отцом. Сын просит его совета, но отец не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца.

Таким образом, картина представляет собой лирическую киноповесть о поколении, вступающем в самостоятельную жизнь в стране, резко изменившейся после XX съезда партии. Работа над фильмом началась в 1959 году, но потом Госкино запретило его к показу. Якобы сам Хрущев раскритиковал картину — герои фильма показались ему безыдейными. Хуциева заставили переснять ряд сцен. Когда сняли самого Хрущева, режиссер вырезал оттуда сцены, касающиеся бывшего руководителя страны. В итоге фильм вышел на экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет» и стал одним из символов эпохи «оттепели».

На МКФ в Венеции в 1965 году Валентин Попов был отмечен журналом «Cinema Nuovo», вручившим ему приз за исполнение главной мужской роли.

Полноценная премьера первоначального (авторского) варианта фильма состоялась только 29 января 1988 года в Доме кино.

Валентин Попов в фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)

Но актерская карьера Попова не задалась и он ушел в режиссуру. В 1969 окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Игоря Таланкина. В качестве дипломной работы представил короткометражку «Зинка» (сценарий Борис Можаев; сорежиссер Светлана Дружинина), где главные роли исполнили Виктория Федорова и Виталий Соломин.

Второй режиссёр фильма «Я его невеста» в 1969 году. В 1970-1978 годах снимал сюжеты для к/ж «Фитиль».

Его полнометражный дебют состоялся на «Мосфильме» — картина «Бой с тенью». Однако она вышла неудачной.

Смерть Валентина Попова

Во время съемок фильма «На новом месте» режиссер пережил инфаркт, на съемках картины «Свидание с молодостью» — инсульт. Получил третью группу инвалидности.

По воспоминаниям современников, Валентин Попов был очень порядочным и принципиальным человеком, при этом добрым и совершенно независтливым. У Валентина был довольно сложный характер, он не умел приспосабливаться и заводить нужные знакомства, не терпел никакой зависимости.

Валентин Попов умер 18 декабря 1991 года в результате инфаркта. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Личная жизнь Валентина Попова:

Жена — Марта Костюк, оперная певица, была солисткой Большого театра.

В браке родился сын Дмитрий, он пошел по стопам отца, стал кинематографистом.

Вдова Валентина Попова в 1997 году повторно вышла замуж за американца, с которым познакомилась в посольстве. Взяла фамилию мужа Холлиер и переехала с ним в США. Сын Дмитрий остался жить в Москве.

Валентин Попов и жена Марта Костюк

Фильмография Валентина Попова:

1962-1964 — Застава Ильича (Мне двадцать лет) — Сергей Журавлёв
1973 — Турындыка (короткометражный) — Петраков

Режиссерские работы Валентина Попова:

1969 — Зинка (короткометражный)
1972 — Бой с тенью
1975 — Вы Петьку не видели?
1978 — На новом месте
1982 — Свидание с молодостью

Сценарии Валентина Попова:

1970 — В лазоревой степи. Червоточина (киноальманах)
1982 — Свидание с молодостью

последнее обновление информации: 10.04.2020

Валентин Попов: трагическая судьба актера из фильма «Застава Ильича»

Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 28.03.2019 · Обновлено 13.07.2019

Валентин Попов проснулся знаменитым после выхода на экраны фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». Было это в 1965 году и это была его первая и последняя главная роль в кино.

Хуциев увидел Попова, когда тот играл в народном театре ЗИЛ, задолго до окончания Валентином школы-студии МХАТ. Режиссер хотел снимать его в «Весне на Заречной улице», но потом по каким-то причинам изменил свое решение. И вот, спустя несколько лет, он вспомнил о нем и утвердил на роль Сергея Журавлева.

Судьба же «Заставы Ильича» оказалась трудной. Снят фильм был еще в 1959 году, но потом Госкино запретило его к показу. Говорят, что сам Хрущев, будучи Генсеком, раскритиковал картину в пух и прах. Герои фильма показались ему безыдейными. Хуциева заставили переснять ряд сцен. Потом сняли самого Хрущева, и режиссер вырезал оттуда уже сцены, касающиеся непосредственно бывшего руководителя страны. В итоге, через пять лет изрядно потрепанный фильм разрешили к показу, но с другим названием — «Мне двадцать лет». Оригинальную режиссерскую версию восстановили только в 80-х.

Фильм ждал большой успех на Венецианском фестивале. А Валентин Попов как актер был удостоен специального приза. Но в дальнейшем он в актерской профессии разочаровался…

Марианна Вертинская и Валентин Попов в фильме «Застава Ильича» (1964)

Попов был однокурсником Владимира Высоцкого по школе-студии МХАТ (выпуск 1960 года под руководством Павла Массальского). Нет, они не были друзьями и не так часто играли на одной сцене.

После школы-студии их пути и вовсе разошлись. Попов работал в «Современнике» и Театре на Малой Бронной. Тем не менее, у Валентина был довольно сложный характер. Он не умел приспосабливаться, заводить нужные знакомства, которые так необходимы в актерской профессии. Не терпел никакой зависимости, а потому решил сам стать режиссером и поступил во ВГИК.

Однокурсники Валентин Попов, Владимир Высоцкий, Валентин Никулин, Геннадий Портер

Позже он сам начал писать и сценарии, снимал сюжеты для «Фитиля». Среди его режиссерских работ фильмы: «Бой с тенью» (1972), «Вы Петьку не видели?» (1975), «На новом месте» (1978). Снялся еще один раз в короткометражке «Турындыка» в 1973 году.

Но и в режиссерской профессии также не было все просто. Многие его сценарии не принимали. А то, что он считал халтурой, характер просто не позволял снимать. Последний свой фильм «Свидание с молодостью» (1982) ему закончить не получилось, его доснял другой режиссер, поскольку Валентина сразил первый инсульт.

На тот момент он уже был женат на оперной певице Марте Костюк, солистке Большого театра. У них родился сын Дмитрий, со слов Марты в интервью, которое она несколько лет назад дала Марку Цыбульскому (v-vysotsky.com), сын также пошел по стопам отца и имеет отношение к кинематографу.

Марта Костюк. Фото: club.berkovich

Попову дали 3 группу инвалидности и он продолжал писать сценарии для театральных постановок, снимать кино уже не мог. Умер Валентин Попов в 1991 году, ему было 55 лет.

Марта повторно вышла замуж в 1997 году за американца, с которым познакомилась в Посольстве. Взяла фамилию мужа Холлиер и вскоре переехала за ним за границу. По долгу службы супруга они много путешествовали по миру. Сейчас она живет в США, сын остался в Москве.

Валентин Попов был порядочным и очень принципиальным человеком, одновременно с этим — добрым, светлым и совершенно независтливым. Таким людям всегда тяжелее других.

Актер Валентин Попов биография

публикуется впервые — 10.01.2016 г. (дополнена 18.02.2019 г.)

Курс Павла Массальского, выпущенный в 1960 году из Школы-студии МХАТ, оказался не слишком удачным: лишь несколько человек сумели сказать своё слово в искусстве. Большинство сокурсников Владимира Высоцкого не известны никому, кроме его биографов, а о некоторых из них мы не знаем практически ничего, за исключением имён.

О Валентине Васильевиче Попове широкая публика знает по его первой и, увы, последней главной роли в картине Марлена Хуциева «Застава Ильича», а высоцковеды – ещё и по упоминанию в раннем стихотворении Высоцкого, написанном в самом начале обучения в Школе-студии МХАТ.

В группе есть у нас ялович
Длинный; Тонкий, длинноносый
В.Попов (но не попович)
Полный, маленький, курносый

Судить о людях можно по походке
Так например, сказать могу я вам
Что В.Попов пристрастен очень к водке
Мочалов – хищник, Вильдан – хулиган. *1

Знатокам фотоархива Высоцкого известен снимок, запечатлевший В.Попова рядом с товарищами по курсу Владимиром Высоцким, Валентином Никулиным и Геннадием Портером. О контактах Высоцкого и Попова после окончания студии ничего неизвестно.

В записках М. Добровольской о В. Попове сказано следующее:
«Выше среднего роста, хорошо сложён, лицо улыбчивое со вздёрнутым носом «уточкой», серо-голубыми глазами и задорным светловолосым хохолком. Валя не был компанейским, держался независимо, но в капустниках неизменно участвовал. Он был из простой рабочей семьи. Жил с мамой где-то в районе Автозаводской. После школы Валя успел немного поработать на заводе. При ДК ЗИЛа был очень хороший народный театр, из которого вышли многие профессиональные артисты. Валя пристрастился к театру именно там. Во время учёбы в студии Валя Попов был основным молодым романтическим героем на нашем курсе и основным моим партнёром. Он был и моим Доном Мануэлем в сценах из «Дамы-неведимки» Кальдерона на третьем курсе, и, начиная со второй половины второго курса, он был моим Джо в выпускном спектакле «Золотой мальчик» Одетса. Валя отлично двигался, хорошо танцевал и хорошо фехтовал. Партнёром он был сговорчивым и приятным. Всегда аккуратный, подтянутый. На выпуске, кроме Джо Бонапарте, Валя Попов сыграл две небольшие характерные роли – Медведева, полицейского в «На дне» и матроса Добровольного флота Мозгового в «Свадьбе». Его пригласили в «Современник», но проработал он там недолго. После съёмок в главной роли у Хуциева в «Заставе Ильича» Валя поступил во ВГИК на курс Таланкина и, став режиссёром, снял две или три картины, но как-то всё или закрывали или отнимали у него. » *2

О творческой судьбе Валентина Попова информации очень мало. Родился он 30 мая 1936 года в Москве, после окончания актёрского отделения Школы-студии МХАТ работал в московских театрах «Современник» и на Малой Бронной. В 1969 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Как уже упоминалось, в 1964 г. снялся в роли Сергея Журавлёва в картине Марлена Хуцева «Застава Ильича», а в 1965 г. на международном кинофестивале в Венеции был удостоен премии журнала «Cinema nuovo» («Новое кино») за исполнение мужской роли. Как режиссёр в период между 1972 и 1982 гг. снял четыре фильма, написал два сценария, в 1970-1978 гг. снимал сюжеты для «Фитиля». Всё. Описание 55 лет жизни талантливого человека уместилось в несколько строк текста.

В 2015 году в газете «Невское время» была опубликована статья, приуроченная к 50-летию выхода на экраны кинофильма «Застава Ильича», в которой рассказывалось, что летом 1963 г., в дни Московского международного кинофестиваля, на свадьбе Валентина Попова побывали Федерико Феллини и Джульетта Мазина. *3 Попытки обнаружить хоть какие-то дополнительные сведения о В.Попове успехом не увенчались, но зато автору этих строк удалось познакомиться с вдовой Валентина Васильевича, впоследствии вышедшей замуж и ныне носящей фамилию нового мужа.

«М.Ц. – Вам известно что-нибудь о контактах Валентина Попова и Владимира Высоцкого после окончания Школы-студии?
Марта Холлиер – Валентин мне рассказывал, что когда они учились с Высоцким на одном курсе, они играли сцену в каком-то спектакле. Там была очень смешная сцена, и когда они подходили к этому месту, то начинали хохотать и просто не могли остановиться. *4 Он мне говорил, что отдаёт должное таланту Высоцкого, но не считает его крупным явлением на театральной сцене. Насколько я знаю, они не встречались.
М.Ц. – У Валентина Попова киноактёрская судьба начиналась просто великолепно – главная роль в фильме «Застава Ильича». А потом ролей не было. Почему?
М.Х. – Да, это был нашумевший фильм, за который Валентин получил приз в Венеции, который вручила Джульетта Мазина, но из актёрства он быстро ушёл. Для него вообще актёрская профессия была мучительна, потому что, как он говорил, актёр всегда продаёт себя, как товар. Да и личные контакты в этом деле важны, а у него был не такой характер. В силу характера он не мог терпеть зависимость. Каждый раз надо идти на то, что тебя подминают. Не всё в актёрской профессии так однозначно. Я никогда не видела в глазах Валентина злости, зависти. Это просто отсутствовало напрочь. В то же время он был очень ранимый, и, в итоге, с этой актёрской профессией он очень быстро распрощался и поступил во ВГИК на курс Игоря Таланкина. Ему это больше нравилось.
Кинорежиссура стала для него новым полем деятельности, надо было утверждать себя заново. Он начал работать на «Мосфильме», а там тоже что-то проходило, а что-то не проходило. Сценарии, которые он хотел, ему не давали, а работать с плохим сценарием ему, естественно, не хотелось. Режиссёра это просто губит, если он начинает с плохого материала. Валентин очень переживал, хотя и не выплёскивал.
Режиссёрство оказалось ему не под силу в связи с проблемами со здоровьем. У него случился первый инфаркт, когда он снимал «Свидание с молодостью», *5 картину заканчивал другой режиссёр, и это был очень болезненный процесс – как ребёнка отдавать.
Ему дали третью группу инвалидности, платили 30 рублей пенсии. Я была начинающая певица Большого театра, у нас был маленький ребёнок. Конечно, тяжело было очень. После этого Валентин начал писать сценарии и пьесы. Его пьеса «Караул» ставилась в Москве в театре имени Пушкина. Остались после него сказки очень лёгкие, заметки. Он пытался ещё работать, но здоровье не позволяло.
Он был очень светлым человеком. Неистощимая фантазия, великолепный танцор. От него всегда веяло душевной чистотой. Педантичен. Всегда одет с иголочки. Выглядел всегда, как барин, иногда даже перебарщивал с этим. Есть люди, которые умеют очень хорошо приспосабливаться. Я, конечно, это не приветствую, но какая-то гибкость должна быть, а у Валентина её не было совершенно. Его принципы были очень серьёзные, и если что-то было против его принципов – всё, дальше вопрос не обсуждался». *6

Долгие годы дружил с В. Поповым кинорежиссёр народный артист России Валерий Лонской. Становление Попова как кинорежиссёра происходило у него на глазах.
«С Валентином мы познакомились на картине «Застава Ильича»», – сказал мне Валерий Яковлевич. – В 1964 году мы вместе с ним поступали во ВГИК на режиссёрский факультет. Он поступил, а я в тот год не поступил. Дружили мы с ним очень близко. Когда он учился во ВГИКе у Таланкина, там была дисциплина «актёрское мастерство». В студенческом спектакле он блистательно играл Обломова. Во время обучения он сделал две работы, которые получили призы на фестивалях ВГИКа.
Валентин был человеком принципиальных воззрений на сценарий. Он не брался за всё, что ему не нравилось, а то, что нравилось, не давали. Однажды они с Володарским написали замечательный сценарий, но ставить его не разрешили. Это уже было время, когда после снятия Хрущева, быстро пошёл откат от «оттепели» и к 70-м годам это стало очень заметно.
Первую картину Попова («Бой с тенью», 1972 г. – М.Ц.) встретили прохладно, потом ему долго снимать не давали. Он взялся за сценарий комедии «Вы Петьку не видели?», снял её на Киевской студии, но это был не его материал. Потом он начал снимать картину по сценарию Артура Макарова, она называлась «На новом месте». У него попалась жуткая группа. Каждый раз он приходил со съёмки, дико неудовлетворённый плохой организацией и выпивал по бутылке водки. У него случился колоссальный инфаркт и думали, что он не выживет. После этого он долго восстанавливался, а картину доделывал другой режиссёр.
Он всё время находился в стрессовых ситуациях и мало что ему удавалось реализовать, поэтому приходилось поступаться принципами и браться за то, за что в других обстоятельствах он бы не взялся. И вот это постоянное ощущение неудовлетворённости, конечно, и сыграло свою роль в том, что он умер в 55 лет». *7

Валентин Васильевич Попов скончался 18 декабря 1991 г., похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.


источники:

http://retrospectra.ru/valentin-popov/

http://v-vysotsky.com/statji/2016/Valentin_Popov/text.html