Актер Вадим Бероев биография

Вадим Бероев — биография, новости, личная жизнь

Вадим Бероев

Вадим Борисович Бероев (осет. Беройты Барисы фырт Вадим). Родился 10 января 1937 года в селе Хумалаг под Бесланом Северо-Осетинской АССР — умер 28 декабря 1972 года в Москве. Советский актер театра и кино, радиоведущий. Заслуженный артист РСФСР (1969). Дед актера Егора Бероева.

Вадим Бероев родился 10 января 1937 года в селе Хумалаг под Бесланом Северо-Осетинской АССР (ныне село в Правобережном районе Северной Осетии — Алании, административный центр Хумалагского сельского поселения).

По национальности — осетин.

Отец — Бероев Борис Бодзиевич (1905-1976), врач, во время Великой Отечественной войны командовал санитарной дивизией во Владикавказе, был тяжело ранен.

Мать — Карафа-Корбут Зинаида Эдуардовна (1898-1976), родом из Польши, была учительницей в сельской школе.

После войны его семья оказалась на Западной Украине — во Львове, куда направили работать его отца. Там он учился в мужской школе №12, а в 1954 году окончил львовскую школу № 35.

Окончил музыкальное училище по классу фортепиано.

В 1957 году окончил ГИТМС имени А. В. Луначарского, где его педагогами были Варвара Вронская, Николай Петров и Борис Докутович.

С 1957 года служил в Театре имени Моссовета, среди его работ: Звездич — «Маскарад»; «Сверчок»; «Жизнь Сент-Экзюпери»; «Странная миссис Сэвидж»; «Цезарь и Клеопатра»; «Маскарад»; «Сверчок»; «Жизнь Сент-Экзюпери»; «Странная миссис Сэвидж». В спектакле «Странная миссис Сэвидж» играл вместе с Фаиной Раневской.

С 1962 года, параллельно с работой в театре, Вадим Бероев вместе с женой Эльвирой Бруновской работал на радиостанции «Юность». Вместе они сыграли в радиоспектакле «Я, ты, он и телефон».

Член КПСС с 1964 года.

С 1962 года снимался в кино, дебютировав в фильме «Телефонистка» по сценарию Исидора Анненского.

Широкую известность получил в 1967 году благодаря главной роли в военной драме «Майор Вихрь» режиссёра Евгения Ташкова по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Он сыграл легендарного майора «Вихря».

По сюжету в оккупированный Краков советским командованием забрасывается специальная группа, её члены знают друг друга по псевдонимам: «Вихрь», «Коля» (Виктор Павлов) и «Аня» (Анастасия Вознесенская). Задача группы — не допустить готовящегося немцами взрыва города в рамках особой программы уничтожения очагов славянской культуры. Выброс группы проходит неудачно, все приземляются порознь. Командир группы Вихрь захвачен гестапо, найден также и его парашют. Радистка Аня приходит на конспиративную квартиру, не зная, что её хозяин «Муха» давно перевербован абвером. Только адаптация Коли проходит успешно. Вихрь на допросе рассказывает ложную легенду о себе — он стратегический разведчик ГРУ, заброшен в одиночку, на Краковском рынке в определённые часы его ждет агент-связник. Немцы выводят Вихря в город, чтобы проверить его показания. В рыночной толкотне Вихрю удаётся бежать. В итоге в последние часы перед разрушением города Вихрь и польские подпольщики находят главный кабель минной системы, взрывают его и обороняют место подрыва до прихода советских войск. Весь отряд вместе с Вихрем и Аней погибает за минуту до появления советских танков. В живых остается только Коля.

Вадим Бероев в фильме «Майор Вихрь»

Также на экраны выходили фильмы-спектакли с его участием — «Ленинградский проспект» (Борис), «Улица Ангела» (Тарджис), «Офицер флота» (командир подводной лодки Горбунов).

Вадим Бероев в фильме-спектакле «Офицер флота»

Заслуженный артист РСФСР (24.04.1969).

Ушёл из жизни 28 декабря 1972 года в Москве от цирроза печени.

Похоронен актёр на Введенском (Немецком) кладбище, участок № 29.

Личная жизнь Вадима Бероева:

Жена — актриса Эльвира Павловна Шварёва-Бруновская (1936-2000), Заслуженная артистка России.

Дочь — Елена Вадимовна Бероева (1958 г.р.), актриса Театра им. Моссовета.

Внуки — актер Егор Бероев и Дмитрий Бероев (1988 г.р.).

Вадим Бероев и Эльвира Бруновская

Вадим Бероев и дочь Елена

Фильмография Вадима Бероева:

1962 — Телефонистка (Телефончу гыз) — эпизод (нет в титрах)
1963 — Самолёты не приземлились — Риад
1964 — Ленинградский проспект (фильм-спектакль) — Борис
1965 — Я, ты, он и телефон (фильм-спектакль)
1965 — Наш дом — Николай Иванов, старший сын
1967 — Майор «Вихрь» — майор «Вихрь» (Кирилл Алексеевич Савельев, настояшее имя — Алексей)
1967 — В огне брода нет — Вася, художник из агитвагона
1969 — Улица Ангела (фильм-спектакль) — Тарджис, служащий конторы «Твиг и Дэрсингем»
1971 — Офицер флота (фильм-спектакль) — Горбунов, командир подводной лодки, капитан-лейтенант
1972 — Любимые страницы (фильм-спектакль) — чтец (нет в титрах)
1973 — До последней минуты — эпизод

Вадим Бероев

Биография

Советский зритель запомнил Вадима Бероева как майора Вихря – отважного, мужественного и печального советского разведчика. Звездная роль принесла актеру всенародную славу. Вадим Борисович прожил недолго, но оставил в советском кинематографе яркий след, а фильмы с ним смотрят и по сей день.

Детство и юность

Настоящее имя Вадима Бероева – Беройты Барисы фырт Вадим, обусловлено осетинским происхождением актера. Он родился 10 января 1937 года в селе Хуламаг Северной Осетии.

Актер Вадим Бероев

Родители мальчика были представителями интеллигенции. Мать Зинаида Эдуардовна Бероева, в девичестве Карафа-Корбут, училась в педагогическом университете Ташкента. Отец Борис Бодзиевич тоже начал учебу с педагогического факультета, но после переезда в Узбекистан выучился на врача.

В годы войны Борис Бероев командовал санитарной дивизией во Владикавказе, во время службы был тяжело ранен. Вскоре после этого врача отправили работать во Львов. Вадим, начавший учебу во Осетии, во Львове сначала учился в мужской школе №12, затем – в школе №35, которую и закончил в 1954 году.

Вадим Бероев в молодости

Артистическая деятельность привлекала Вадима с детства: он участвовал в школьных спектаклях, играл на фортепиано, хорошо пел.

После окончания школы юноша уехал в Москву и с первого раза поступил в ГИТИС, хотя конкурс в этот вуз всегда был огромным. В тот год было всего 20 свободных мест на 2 тыс. желающих поступить, но Бероев оказался одним из счастливой двадцатки.

Театр

В 1957 году Бероев выпустился из института и уже в 1958-м был принят на службу в московский театр им. Моссовета, в котором проработал до самой смерти. Молодому актеру быстро начали доверять исполнение главных ролей, минуя этап «кушать подано». Вадима задействовали в таких спектаклях, как «Вешние воды», «Жизнь Сент-Экзюпери», «Маскарад», «Странная миссис Сэвидж».

Театр стал основой актерской биографии Бероева, именно здесь он был наиболее востребован и любим коллегами. Зрители быстро оценили талант молодого актера, и стало принято ходить в театр прицельно «на Бероева».

Вадим Бероев в театре

Отдельно от остальной театральной карьеры стоял спектакль «Странная миссис Сэвидж». Вадиму досталась потрясающая, но трудная партнерша – Фаина Георгиевна Раневская. Фуфа, как ее называли друзья, была гениальной актрисой, но непростым человеком. Резкая в суждениях и острая на язык, Раневская никому не давала спуску, однако молодой актер пришелся ей по душе.

Они играли в спектакле несколько лет, неизменно восхищая зрителей, и даже на поклон выходили вместе (за что коллеги шутливо прозвали Вадима Фуфовозом). Когда Бероев умер, Раневская не стала участвовать в спектакле без него, отказавшись от роли и передав ее Любови Орловой.

Вадим Бероев в спектакле «Маскарад»

Еще одной знаковой театральной ролью Вадима Борисовича стал Звездич в спектакле «Маскарад». Режиссер Завадский обновил постановку, стремясь приблизиться ко времени, окружавшему зрителей. Герой Бероева из эдакого херувима превратился в персонажа печоринского типажа, трагическую, страстную личность.

Зрителей неизменно поражала сцена, в которой общество отказывается от Звездича. По тексту Лермонтова, опальному князю чуть кланяются, таким образом свидетельствуя свое неприятие. В трактовке Завадского от изгоя отворачивались, быстро расступаясь. Игра Бероева в этой сцене, его потерянность и непонимание неизменно вызывали овации.

Фильмы

Невзирая на талант, любовь зрителей и яркую внешность, в кино Вадим Борисович успешен не был. Он сыграл в трех полнометражных фильмах, но ни один не был успешен. К тому же актера приглашали на одни и те же роли – положительного молодого интеллигента.

Вадим Бероев в фильме «Майор «Вихрь»

Когда Евгений Ташков позвал Бероева сыграть в фильме о разведгруппе, актер поначалу думал отказаться – исполнять роль классического героического разведчика не хотелось. Однако режиссер сумел переубедить Вадима: он видел в Вихре не типичного рыцаря без страха и упрека, а живого человека, который к тому же даже в условиях военного задания не может совладать с чувствами. Привлекало и то, что кино снималось на основании реальной истории разведгруппы «Голос», заброшенной в 1944 году в район Кракова.

Фильм имел бешеный успех и получил приз на Всероссийском фестивале искусств, а Вадим Борисович в глазах массового зрителя так и остался бесстрашным, но таким человечным майором Вихрем.

Вадим Бероев в фильме «В огне брода нет»

В 1969 году Бероев сыграл последнюю роль в своей фильмографии – художника Васю Мастенко в картине о Гражданской войне «В огне брода нет». Фильм также оказался успешным, а режиссер Глеб Панфилов удостоился «Золотого леопарда» — главного приза фестиваля кино в Локарно.

На экранах, однако, актер еще появлялся – в популярном в СССР жанре телеспектакля. Последней работой в этой области стала постановка «Офицер флота», где Бероев сыграл вместе с Татьяной Пельтцер и Татьяной Васильевой.

Личная жизнь

На первом курсе института 17-летний Вадим встретил Эльвиру Швареву-Бруновскую, в которую влюбился. 2 года старания начинающего актера оставались без ответа, но он не отступал и в итоге добился своего – в 1957 году, сразу по окончании института Эльвирой, они расписались.

Вадим Бероев и Эльвира Бруновская

Почти сразу после свадьбы молодым пришлось расстаться, хотя Бруновская уже ждала ребенка: Вадим остался доучиваться, а Эльвира отправилась в Ростов-на-Дону – создавать с однокурсниками новый городской театр. Однако беременность не позволила молодой жене надолго остаться в рабочем строю. Оформив академический отпуск, Эльвира вернулась в Москву, где 30 января 1958 года родила дочь Лену.

Сначала актеры жили скромно – в одной комнате коммуналки возле станции «Электрозаводская» жили Вадим, Эльвира, маленькая дочка, а также мама и тетка Бероева. Позже от театра им. Моссовета (Бруновская тоже служила в нем) актеры получили 2-комнатную квартиру в районе Измайловского парка.

Вадим Бероев с дочерью

Отношения в семье были нежные, Вадим и Эльвира очень друг друга любили. Супруги устраивали дома творческие вечера и старались жить весело, без скуки.

Творческая жилка передалась по наследству детям: дочь актеров, Елена Бероева – актриса все того же театра им. Моссовета, внук Егор Бероев – востребованный театральный и киноактер. Второй внук Дмитрий Бероев тоже пошел по стопам семейного клана и играет на сцене театра «Сфера».

Смерть

Судьба подарила Вадиму талант, но не здоровье. Актер пошел в мать и изначально был болезненным, а бешеный актерский ритм жизни не помогал укрепить организм. К тому же Бероев злоупотреблял алкоголем, что тоже не лучшим образом сказывалось на его состоянии.

Вадим Бероев

Переломным моментом стали съемки в «Майоре Вихре»: во время съемок актеру пришлось долго пролежать в снегу, и Вадим подхватил воспаление легких, от которого окончательно так и не оправился.

Алкоголь усугублял проблемы и сильно вредил печени. Он уже с трудом выходил на сцену, когда по сценарию Бероеву надо было падать на колени, встать без посторонней помощи актер уже не мог. Коллеги заботились о нем, Вадиму Борисовичу даже разрешили выходить на сцену в войлочных ботинках, но было понятно, что срок жизни Бероева на исходе.

Могила Вадима Бероева

Понимал это и он сам. Когда в 1972 году ему стало совсем плохо и потребовалось ложиться в больницу, актер осознал, что обратно он уже не вернется. Сев в такси, он попросил водителя покружить по городу, чтобы в последний раз увидеть здание театра, Садовое кольцо, Красную площадь.

Вадим Бероев умер 28 декабря 1972 года, причиной смерти стал цирроз печени. Могила актера находится на Введенском кладбище, в Москве.

Бероев Вадим Борисович: биография, жена, фото, причина смерти

Родился будущий кумир советских мальчишек ‒ Бероев Вадим Борисович ‒ 10 января 1937 года в селении Хумалаг недалеко от Беслана. Но осетинский период семьи Бероевых длился недолго, в связи с назначением отца Вадима ‒ Бориса Бодзиевича — в город Львов. Там врач-фронтовик продолжил заниматься медициной, а мать будущего артиста ‒ Зинаида Эдуардовна — занялась педагогической деятельностью.

Во Львове юный Вадим становится постоянным гостем на любительских театральных постановках, и делает первые шаги на сцене. Талантливый парень обучается в музыкальном училище по классу фортепиано, хорошо поет, и после окончания в 1954 году львовской школы №35, уже не сомневается в выборе специальности.

ГИТИС

Несмотря на большой конкурс, Вадиму Бероеву удается с первого раза попасть в двадцатку счастливчиков, которых приемная комиссия ГИТИСа отобрала из двух тысяч претендентов. Бероев Вадим Борисович, фото которого вы видите в статье, попадает в руки великих педагогов ‒ замечательной актрисы Варвары Вронской и режиссеров ‒ Николая Петрова и Бориса Докутовича.

Талантливого студента захватывает водоворот всевозможных театральных постановок, ему поступают интересные предложения с телевидения, начинаются первые пробы актера на радио. В знаменитом вузе происходит одно из главных событий в жизни артиста ‒ встреча с будущей женой ‒ Эльвирой Бруновской.

Бероев Вадим Борисович: жена, семья

В 1957 году, сразу после того, как Эльвира окончила ГИТИС, молодым супругам приходится на некоторое время расстаться. Пока Вадим доучивался на последнем курсе института, беременная супруга, вместе с однокурсниками, была отправлена в Ростов-на-Дону для создания на базе местного Театра комедии нового театра ‒ имени Ленинского комсомола. Через несколько месяцев девушка ушла в академический отпуск, и вернулась в Москву, где родила дочь ‒ Елену.

Молодая пара хотела служить в одном театре, но обстоятельства долгое время мешали их планам, пока Вадим не получил роль в театре имени Моссовета, труппа которого была и так переполнена блистательными исполнителями. Супруги Бероевы вместе появились на «смотринах», и обоим нашлось место в звездном составе театра, который станет их постоянным местом службы на всю жизнь. Чуть позже молодая пара начнет свою совместную карьеру на радио, которую будет совмещать с основной работой в театре.

Театр Моссовета

В театре имени Моссовета, молодой артист не ушел в тень и сразу занял ведущие позиции. Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Георгий Слабиняк, Вера Марецкая и многие другие, настоящие «зубры» кино и театрального искусства, были партнерами и настоящими учителями начинающего артиста. Интеллигентный, красивый, обаятельный Бероев Вадим Борисович очаровывал зрителей своим талантом, и вскоре московская публика начала ходить «на Бероева».

Театралам надолго запомнились его роли в постановках «Жизнь Сент-Экзюпери», «Сверчок», «Странная миссис Сэвидж» и, конечно, лучшая, по мнению специалистов и самого Бероева, роль Звездича в «Маскараде». На кинопленке остались телеспектакли с участием актера ‒ «Улица ангела», «Ленинградский проспект», «Офицер флота» и другие, в которых артисту также удалось создать неповторимые образы.

Раневская

В короткой жизни Вадима Борисовича были разные периоды. Его игра была постоянно под пристальным вниманием, и сопровождалась всякого рода отзывами и мнениями вездесущих критиков. Но поистине самую высокую оценку творчеству артиста дала его коллега, эпатажная звезда театра и кинематографа ‒ Фаина Раневская.

От едких острот Фаины Георгиевны доставалось многим общепризнанным гениям, обласканным властью и имевшим особый статус в советском искусстве. Но в молодом Бероеве остроумная любимица всего Советского Союза рассмотрела неоспоримый талант. Она с удовольствием играла с ним в тандеме, и на поклон выходила исключительно с Вадимом. На «Странную миссис Сэвидж», в которой блистали Раневская и Бероев, невозможно было достать билеты. Но после смерти Вадима Фаина Георгиевна сильно загрустила и отказалась от дальнейшего участия в успешном спектакле, отдав свою роль Орловой.

Кино и культовый «Вихрь»

Полностью отдавая себя театру, где артист уже добился определенного успеха, Вадим Бероев, тем не менее, долгое время не мог подружиться с кинематографом. Фильмы ‒ «Телефонистка», «Самолет не приземлился», «Наш дом», безусловно, сыграли огромную роль в становлении киноактера Бероева, но не принесли ему желаемого результата. Поэтому приглашение Евгения Ташкова на главную роль в фильме о разведчиках актер принял с надеждой и в то же время с некой опаской.

Написанный Юлианом Семеновым сценарий фильма «Майор Вихрь» казался малоправдоподобным. Но, как оказалось, в основе сценария лежала реальная история о советских разведчиках, которые во время войны действительно сыграли основную роль в спасении Кракова от разрушения. Бероев сыграл роль легендарного командира разведгруппы ‒ и до конца жизни остался «майором Вихрем».

Картина завоевала любовь зрителей, получила приз на Всесоюзном фестивале, а лицо Вадима Бероева стало одним из самых узнаваемых на территории государства.

После триумфального «Майора Вихря» последовала лента о гражданской войне ‒ «В огне брода нет», в которой Вадим Бероев снялся в компании великолепных актеров ‒ Инны Чуриковой, Михаила Глузского, Анатолия Солоницына, Михаила Кононова. Кинокартина получила главный приз в Локарно и стала последней в короткой жизни актера.

Бероев Вадим Борисович: причина смерти

Воспаление легких, которое артист заработал во время съемок «Майора Вихря», сильно подорвало и без того хрупкое здоровье Вадима Бероева. Но решающую роль в быстром уходе популярного артиста, безусловно, сыграл алкоголь, который еще более усугубил целый ряд хронических заболеваний актера.

Несмотря на то что Бероев до конца жизни продолжал числиться ведущим актером театра, по причине постоянных отлучек из-за болезней почек и печени в последние годы его роли часто доставались другим исполнителям. Сильно исхудавший, с пожелтевшим лицом, артист в своих последних спектаклях уже не мог передвигаться без помощи партнеров. Окружающие уже понимали, что трагедия неминуема, чувствовал это и сам Бероев. Поэтому отправляясь в декабре 1972 года на свою последнюю госпитализацию по причине ухудшения состояния, артист попросил супругу прокатить его на такси по Москве.

Бероев Вадим Борисович, биография которого так насыщена, но, к сожалению, так коротка, ушел из жизни 28 декабря 1972 года. Кончина его совпала с празднованиями 50-летия со дня образования СССР, и поклонники узнали о смерти любимого артиста лишь из короткого некролога в «Вечерней Москве».


источники:

http://24smi.org/celebrity/69641-vadim-beroev.html

http://fb.ru/article/242123/beroev-vadim-borisovich-biografiya-jena-foto-prichina-smerti