Актер Петренко Алексей биография

Алексей Петренко — биография, новости, личная жизнь

Алексей Петренко

Алексей Васильевич Петренко. Родился 26 марта 1938 года в с. Чемер Черниговской области (Украинская ССР) — умер 22 февраля 2017 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Алексей Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области. Хотя в паспорте у него стоит другая дата рождения — 1 апреля 1938 года. Так получилось, что только через пять дней удалось сделать запись о новорожденном в ближайшем к селу Чемер сельсовете, поэтому у актера два «дня рождения».

Поступить в театральный институт ему удалось только с третьего раза, а в промежутках, чтобы «не сидеть на шее у родителей», Петренко осваивал совсем другое ремесло: в 1955–1957 годах он работал кузнецом в Чернигове. «А если бы я в третий раз не поступил — то в армию бы попал! Меня бы обязательно на четыре года во флот взяли», — говорил актер.

В 1961 году окончил Харьковский театральный институт (курс народного артиста СССР Ивана Марьяненко).

С 1961 года, по распределению, — актёр Запорожского музыкально-драматического театра имени Щорса.

В 1963-1964 гг — актер Донецкого областного русского драматического театра (город Мариуполь).

C 1964 — в Ленинградском театре им. Ленсовета, куда был приглашён Игорем Владимировым. Первая роль актера в театре – солдат в сказке «Солдат и змея» (1964 год).

Затем артист часто менял театры и роли – предпочитал «свободное плавание», дающее возможность выбирать материал и сцену самому. Даже сейчас он нередко отказывается от предложенных ролей. Так, в свое время он отказался от роли Захара в картине «Несколько дней из жизни И. И Обломова» у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. По словам самого Петренко, «лучше немного и толково, нежели всеядно».

C 1977 — актёр Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1978 — МХАТа, в 1982-1986 работал с Анатолием Васильевым (спектакль «Серсо»), в 1991-1992 — в театре «Школа современной пьесы».

С 1991 года — штатный актёр Киностудии им. М. Горького.

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

В кино дебютировал в 1967 году. Первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (1971 год) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина (на фото — кадр из фильма). От роли Петра Великого в американском проекте Петренко в свое время отказался. А в русской картине самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. В фильме также сложился удачный дуэт Петренко с Владимиром Высоцким, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.

Алексей Петренко в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

Звездной для артиста стала роль Григория Распутина в фильме «Агония» режиссера Элена Климова. На нее пробовались многие известные актеры, но Климов, увидев Петренко в спектакле «Преступление и наказание», выбрал его: «У него сумасшедший глаз!». Алексей Петренко безупречно показал горячий, необузданный нрав Распутина, его звериную натуру и зарекомендовал себя как актера с высокой самоотдачей. «Ничего не могу делать в полсилы!», — сказал о себе Петренко.

Наряду с такими образами, как Петр Первый, Иван Грозный, атаман Платов, Распутин и Сталин, Петренко также можно увидеть в роли отчаявшихся, слабых людей, как например роль Сатина из пьесы «На дне» (1988 год) или роль деревенского алкоголика Вячеслава Кулигина, переживающего распад личности в социальной драме режиссера Динары Асановой «Беда» (1977 год).

В конце 1970-х годов Петренко появлялся на разных сценических площадках, работал с самыми разными режиссерами. Так, в спектакле «Серсо» (на фото) Анатолия Васильева ему досталась роль Коки. Спустя годы Петренко признается , что не сразу понял роль, и не стесняется этого, ведь актер часто ошибается в видении себя. Несмотря ни на что, первая постановка «Серсо» в 1985 году увенчалась ошеломительным успехом.

Его роли настолько разные, что будто бы предназначались для разных актеров. Отчаянный Сатин в пьесе «На дне» (1988), мерзкий Свидригайлов в «Преступлении и наказании» (1971), богач-купец Кнуров в «Жестоком романсе» (1984), устрашающий коллекционер в одноименном фильме (2011). Всего в театре и кино Петренко сыграл около 100 ролей.

Алексей Петренко в фильме «Жестокий романс»

Алексей Петренко в фильме «Узник замка Иф»

Алексей Петренко в фильме «В августе 44-го. «

Алексей Петренко в фильме «Вольф Мессинг»

Кроме актерской деятельности актер участвовал в озвучке фильмов и аудиокниг. Любимые Алексеем Васильевичем русские сказки он записал в 24-серийный цикл. В шутку актер как-то заявил: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

Смерть Алексея Петренко

Алексей Петренко скончался 22 февраля 2017 года в одной из клиник Москвы.

Прощание с актером состоялось 27 февраля в Доме кино. Согласно воле актера, его проводили без традиционных аплодисментов. Вместо этого звучали стихи.

«Ты хотел, чтобы не говорили на твоих проводах, каким великим ты был, чтобы читали только стихи, ты хотел, чтобы не было пошлых аплодисментов, когда тебя будут провожать со сцены, надеюсь, что этого не будет», — заявил Николай Бурляев во время прощания.

Гроб с телом Петренко был установлен на сцене Большого зала. На экране показывали фотографии со съемок самых известных фильмов с участием актера, снимки из его личного архива, звучали записи монологов самого Петренко.

«Все, что было свыше ему дано, он все вернул людям, ничего себе не оставил. Главной движущей силой его дарования была любовь к ближним», — сказал президент Гильдии актеров кино Сергей Никоненко. По его словам, Петренко был замечательным человеком и выдающимся художником.

Алексей Петренко был похоронен на Никольском кладбище Москвы.

Рост Алексея Петренко: 190 сантиметров.

Личная жизнь Алексея Петренко:

Трижды был женат.

Первая супруга (1960-1979) — певица Алла Петренко. В браке родилась дочь Полина Петренко (1962 г.р., вдова актёра Алексея Полуяна), у нее есть дочь Анастасия (1992 г.р.), проживают в Германии.

Актер с дочерью от первого брака не общался. Как рассказывала Полина, однажды Алексей Петренко заявил ей: «Ты мне не дочь!».

Алла Петренко — первая жена Алексея Петренко

Вторая жена — известный журналист, в прошлом театральный обозреватель «Правды», Галина Петровна Кожухова-Петренко (1933-2009). Пасынок — журналист и телеведущий Михаил Кожухов.

Алексей Петренко и Галина Кожухова

В 2010 году женился в третий раз на Азиме Расуловне Абдумаминовой, журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Кыргызфильмофонда, возглавляла пресс-центр президента Киргизии).

Алексей Петренко и Азима Абдумаминова

Фильмография Алексея Петренко:

1967 — День солнца и дождя — фарцовщик
1970 — Король Лир — Освальд
1974 — 1981 — Агония — Григорий Распутин
1976 — Волны Чёрного моря — Гаврила Семёнович Чёрноиваненко
1976 — Двадцать дней без войны — Юрий Строганов, лётчик-капитан
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Пётр I, царь
1976 — Ключ без права передачи — Кирилл Алексеевич, директор школы
1977 — Женитьба — Иван Кузьмич Подколёсин
1977 — Портрет с дождём — Игорь Петрович
1978 — Беда — Слава Кулигин
1978 — Острова в океане (ТВ-спектакль) — Бобби, друг Хадсона
1978 — Юлия Вревская — Степан Князев
1980 — Поезд чрезвычайного назначения — Петровский
1981 — Прощание — председатель совета по строительству ГЭС
1982 — Грачи — судья
1984 — ТАСС уполномочен заявить. — Пол Дик
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — банкир
1984 — Лев Толстой — Чертков
1984 — Жестокий романс — Мокий Пармёныч Кнуров, крупный предприниматель
1985 — В. Давыдов и Голиаф — Голиаф
1985 — Господин гимназист — Кирилл Андреевич Потанин
1985 — День гнева — Меллер
1987 — Без солнца — Сатин
1987 — Клуб женщин — Силин
1988 — Наш бронепоезд — Василий Васильевич Пухов
1988 — И свет во тьме светит — Николай Иванович Сарынцев
1988 — Слуга — Роман Романович Брызгин
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Сталин
1989 — Узник замка Иф — аббат Фариа
1989 — Искусство жить в Одессе — Фроим Грач
1989 — Руфь — учитель
1990 — Сфинкс — архитектор
1991 — Игра на миллионы — Аркадий
1992 — Ангел жатвы
1992 — Присутствие — Петя
1992 — Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание — двойник Сталина
1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя — король Карл I
1993 — Свечи во тьме / Candles in the Dark
1993 — Сенсация — Савушкин
1993 — Стреляющие ангелы
1993 — «А чой-то ты во фраке?» (ТВ-спектакль) — Чубуков
1994 — Империя пиратов — капитан ла Буш
1995 — Налётъ — Карп Игнатьич
1996 — Агапэ — художник
1998 — Сибирский цирюльник — Николай Карлович Радлов, генерал
1999 — Послушай, не идёт ли дождь. — Юрий Казаков
2000 — Фортуна — Петрович
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — Артур Конан Дойль
2000 — В августе 44-го. — Егоров
2001 — Коллекционер — Коллекционер
2001 — Династия полковника «N» — дед
2002 — Чёрная Рада — Богдан Хмельницкий
2002 — Казус Белли
2003 — Идиот — генерал Иволгин
2004 — Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства
2004 — Шахматист — Ковальчик
2004 — Смерть Таирова — Сталин
2005 — Не хлебом единым — Бусько
2005-2007 — Гражданин начальник — Малкин
2006 — Доктор Живаго — Фаддей Казимирович
2007 — 12 — 5-й присяжный, ветеран труда
2007 — Семейный ужин — Тихон Семёныч
2007 — Ветка сирени — Н. С. Зверев
2007 — Дом на набережной — академик Ганчук
2007 — Бегущая по волнам — капитан Дюк
2007 — Свадьба. Дело. Смерть — Муромский
2008 — Вторая мировая война: За закрытыми дверями (World War Two: Behind Closed Doors, Би-Би-Си) — Сталин
2008 — Иллюзия страха — Петровский
2008 — Не отрекаются любя — генерал
2008 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! — Дмитрий Голицын
2008 — Время земляники — большой наблюдатель
2009 — Вольф Мессинг — Сталин
2009 — Навстречу шторму (Into the Storm, HBO films) — Сталин
2009 — Похороните меня за плинтусом — Семён Михайлович
2010 — Утомлённые солнцем 2 — пожилой лейтенант-бухгалтер
2011 — Ёлки 2 — Григорий Земляникин
2012 — Петрович — Трофим Петрович Стрельцов
2014 — Уходящая натура — Раззамазов, советский писатель
2014 — Виктор (Viktor) — Ветров

последнее обновление информации: 05.03.2021

Актер Петренко Алексей Васильевич: биография, творческая деятельность, семья

Самобытный, уникальный актер, народный артист РСФСР Петренко Алексей Васильевич, сыгравший Распутина, Петра І, Сталина и десятки других ролей, продолжает в свои семьдесят восемь лет радоваться жизни, баловать зрителя своим появлением на сцене театра и кино и воспитывать детей. В 72 года у него началась третья молодость, которую создала своей любовью журналиста из Киргизии и давняя поклонница таланта актера — Азима Абдумаминова. Помимо всего, Алексей Васильевич является членом Патриаршего совета православной церкви. Однако вернемся к истокам.

Родители

Петренко Алексей Васильевич, актер, фильмография которого насчитывает более пятидесяти ролей, среди которых цари, судьи, военачальники, генералиссимусы, родился в крестьянской семье на Черниговском хуторе.

Вообще, родословная артиста берет свое начало с Полтавской Губернии. Именно из Лохвиц его родители. Старший брат, бабушка, дедушка умерли от голода, а отец за срыв планов по хлебосдаче был осужден людьми Сталина и сослан отбывать наказание в лагерь. Невиновному Василию Алексеевичу неимоверным образом удалось ускользнуть от работ по возведению канала Москва – Волга, которым занимались осужденные. Прячась от преследования, отец Алексея отправился в 1935 году в Черниговскую область. Недалеко от Чемера, в одном из совхозов, и остепенился старший Петренко. А через три года на свет появился будущий актер Петренко Алексей Васильевич. Когда сыну исполнилось 11 лет, семья переехала в Чернигов, где смогла за заработанные деньги приобрести полхаты по улице Боевой.

Детство и юность

На самом деле Алексей родился 26 марта, хотя в некоторых источниках о биографии артиста, да и в самом паспорте, стоит дата 1 апреля. Дело в том, что Василий Алексеевич регистрировать сына пришел в сельсовет именного 1 апреля 1938 года и во избежание лишних вопросов о несвоевременной прописке малыша назвал текущий день датой рождения Алексея.

Мускулистого телосложения парень — Петренко Алексей Васильевич, увлекался спортом. Манила его борьба. Да это и понятно, ведь чувствуя превосходство в физическом воспитании перед одногодками, парень понимал, какого успеха можно добиться в спорте. Но параллельное увлечение в драмкружке взяло верх над спортивным хобби. Тогда руководитель театрального кружка Дворца Пионеров объяснил Алексею о важности внешнего вида актера, а этому могли помешать сломанный нос и другие травмы, полученные в результате борьбы. Сейчас, наблюдая внушительный перечень работ актера, несложно сделать вывод, что будущее парень связал с театральной и кинематографической сценой.

Вступительные экзамены

Лишь с третьего раза смог поступить в Храм искусства Петренко Алексей Васильевич. Фильмография актера датируется 1967 годом, когда парню было 29 лет, а это довольно поздний срок для начинающего артиста. Дело в том, что два года подряд парень штурмовал Киевский театральный институт. Результатом вступительных экзаменов стали следующие отметки: диктант по русскому языку – 2, а сочинение на украинском языке и вовсе не написано.

В перерывах между поступлениями Алексей постигал профессии слесаря, молотобойца и матроса. На третий год судьба подчинилась желанию парня стать актером, и он поступил в Харьковский театральный институт. Вспоминая сейчас те годы, Алексей Васильевич благодарен такому стечению обстоятельств, которые позволили ему познать жизнь заводчанина и рабочего до того момента, как он стал студентом своей альма-матер. Эта мощная школа жизни помогает ему до сих пор.

«Если ты веришь в Господа, то чтобы с тобой ни случилось, будет во благо», — вот таким изречением актер Петренко Алексей Васильевич описывает все жизненные ситуации, произошедшие с ним.

В титрах есть, а в кадре нет

Сейчас в киношколах изучают роли Алексея Петренко, а вот первое перевоплощение тогда еще молодого актера (1966 год) просто вырезали из фильма. Кинолента была посвящена 50-летию Октябрьской революции и повествовала о молодом комиссаре и борьбе с американскими капиталистами. Алексею в фильме «Начальник Чукотки» предназначалась роль бандита, да и появление Петренко в кадре было недолгим. Для самого артиста эта премьера была долгожданной, и ему до выхода ее на экраны не сказали о том, что эпизод с ним вырезали. Так что же стало причиной?

Когда киноленту отсняли на «Ленфильме», требовалось утверждение фильма цензорами в Москве. Первоначально картину приняли нормально, но уже перед самой премьерой позвонили режиссеру и приказали убрать сцену грабежа, в которой снимался Петренко Алексей Васильевич, обосновав это оскорблением советской власти. Дело в том, что по сценарию это было вторым нападением на начальника, и членов комиссии возмутил этот повторный инцидент, мол, в стране не может быть столько грабежей.

А тем временем Алексей уже пригласил на премьеру фильма в кинотеатр своего друга, который, рискуя своей репутацией, ушел с занятий, дабы посмотреть первую работу Петренко. Начало фильма, в титрах фамилия актера, сюжет и отсутствие эпизода с ограблением. Вот такое разочарование и неловкий момент пришлось пережить начинающему артисту. Но и это было во благо, режиссер, чувствуя за собой вину, пригласил актера в киноленту «Женитьба», которая вышла на экраны через десять лет после провального для Петренко «Начальника Чукотки».

К новым ролям: в Ленинград, в Москву!

Окончив в 1961 году институт, Алексей попал в Запорожский музыкальный драмтеатр. Затем перевелся в русский драматический театр в городе Жданове. Волею судьбы там работали выходцы из Ленинграда, которые, оценив потенциал молодого парня, сказали ему, что с таким талантом здесь делать нечего и написали ходатайство Игорю Владимирову (режиссеру театра им. Ленсовета). Не прочитав и строчки из письма, Алексей собрал вещи, и уехала в Ленинград за главными ролями.

Режиссер спросил у Петренко, кого бы тот хотел играть. Алексей ответил: «Рыцаря Трибальда». Но эта роль была закреплена за другим перспективным актером. Тогда Игорь Владимиров посоветовал ему искать в объявлениях газеты «Культура» персонажей, которые требуются для игры в новых постановках. Петренко удалось отыскать роль, но и на этот раз она была мимолетной с одной лишь фразой. Но он и этому обрадовался, ведь это стало началом его творческой деятельности в Ленинграде. За 10 лет в одиннадцати спектаклях Ленсовета перевоплощался Алексей Васильевич. С 1977 года он поехал покорять Москву.

Первая супруга

В 1960 году Алексей женился на оперной певице Алле, которая на тот момент воспитывала одна дочь от первого брака Полину. Девятнадцать лет прожили они вместе. Однако раскол в семье произошел за два года до официального расторжения брака, и виной тому стало проживание супругов в разных городах. В 1977 году в Московском театре на Малой Бронной работал Алексей Васильевич Петренко. Алла Петренко в это время вместе с дочерью проживала в Ленинграде. Полине уже исполнилось 15 лет, и отец по секрету рассказал девочке о своих новых отношениях с журналисткой из Москвы Галиной Кожуховой. Но подросток, зачитывающийся Конан Дойлом, решил анонимным письмом сообщить маме имя и фамилию женщины, которую полюбил отец. Тогда Алла Александровна заявила мужу о решении расторгнуть брак.

После развода дочь осталась жить с отцом, так настаивал Алексей Васильевич Петренко. Полина Петренко переехала в Москву. Она пробовала поступить в Щукинское училище, но, провалив экзамены, вернулась к матери в Ленинград. Сейчас Алла Александровна, Полина и ее дочь Анастасия живут в Мюнхене.

Петренко Алексей Васильевич (актер): жена на 30 лет

Галина Кожухова стала для актера опорой и поддержкой на долгие годы. Сам артист говорит об этом союзе как о самом счастливом случае в его личной жизни. Она — театральный обозреватель «Правды», журналист, пришла однажды брать интервью у Алексея Васильевича. Вскоре стала его супругой и главным критиком. Она отговаривала брать Алексея периферийные роли и на хвалебные оды в адрес супруга всегда отвечала: «Не портите мне мужика».

Они вместе с Галиной воспитывали ее сына от первого брака Михаила, который сейчас известен зрителю как телеведущий передач «Вокруг света», «В поисках приключений». Их брак был обречен на счастье, но смерть Галины Петровны прекратила отсчет совместного проживания на тридцати годах.

Встреча с Мессингом

Играя в театре имени Ленсовета, Петренко заприметил Элем Климов, который как раз искал актера на роль Распутина в фильм «Агония». Элем Германович перед утверждением кандидатуры Алексея, подходившей по всем критериям, решил пригласить Мессинга, чтобы убедиться в верности своего решения.

Тогда Алексею было 30 лет. Они встретились с Вольфом Григорьевичем и беседовали около часа о жизни, о здоровье. Петренко даже давал рекомендации Мессингу, как тому вылечить больные колени лопухом. После их разговора Вольф пожелал сделать фото с Алексеем на память и попросил принести ему на следующий день фотокарточку домой.

Когда Петренко Алексей Васильевич, актер, фото показал Мессингу, Вольф Григорьевич перевернул фотокарточку и сделал надпись: «Дорогой Алеша! У вас все будет хорошо, я мысленно с вами, 1973 год».

«Агония»

После того как Мессинг увидел в Петренко потенциал артиста, способного сыграть Распутина, Климов утвердил его на роль и начались напряженные съемки. Фильм стал визитной карточкой актера. Он вживался в роль, пропуская через себя всю энергию исторического персонажа. В результате Алексей Васильевич попал в больницу со стенокардией.

После выздоровления Петренко съемки возобновились, и итогом работы получилась историческая драма с великолепной игрой актеров, которая вышла в прокат лишь через 10 лет после запланированного показа.

Образы влиятельных людей

Творческая деятельность Петренко Алексея Васильевича содержит основательные и солидные образы. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — картина, в которой Алексей Васильевич перевоплотился в самодержца Петра Великого. В этой работе его напарником по кадру был Владимир Высоцкий. Образ Петра получился у артиста разносторонним: эмоциональным, энергичным, но в то же время добрым и страдающим.

В картинах «Пиры Валтасара», «Кооператив «Политбюро» и «Вольф Мессинг» артист перевоплотился в И. В. Сталина. Актер создавал своих персонажей по своему чутью и зачастую выходил за режиссерские рамки, отведенные для конкретной роли. Такой ответственный подход нравился и зрителю, и создателям кинокартин. Его приглашали в свои работы Динара Асанова, Эльдар Рязанов, Никита Михалков.

Третья молодость

В 2010 году появилась информация о том, что Алексей Васильевич Петренко, Азима Абдумаминова – расписались. Ему 72, а она моложе своего супруга на 30 лет. Познакомилась пара в Белых Столбах на кинофестивале. Азима была приглашенной гостьей и представляла Киргизский государственный фильмофонд. Волею судьбы, как и вторая жена актера, она работала журналистом.

Их любовь стала предметом обсуждения и сплетен. Они обвенчались в православном храме. На женихе красовался узбекский национальный костюм, а невеста облачилась в украинское убранство.

Шестеро детей от трех браков воспитывал и продолжает это делать Петренко Алексей Васильевич. Актер, дочь (неродная) которого сейчас мало общается с отчимом, растит двух девочек Азимы. Хотя у киргизской жены четверо детей, но двое старших уже имеют свои семьи. В некоторых информационных источниках есть сведения, что самая младшая девочка Алия – это якобы совместный ребенок пары. Пасынок Михаил тоже не общается с отчимом и ничего не хочет знать о новой жизни Алексея Васильевича.

Еще один талант знаменитого актера

Тяга к пению у Петренко началась с детства. Ведь как можно не влюбиться в украинские народные песни, да еще когда их напевает родной голос матери. Со временем Алексей Васильевич начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах и петь в сопровождении оркестра. Репертуар у артиста разный: украинский фольклор, романсы, классика и русские народные песни. Как человек верующий, Алексей Васильевич полюбил и церковное песнопение.

Алексей Васильевич Петренко

Фото Все

Видео Все

На 79-м году ушел из жизни выдающийся артист Алексей Петренко.

Алексей Петренко. Линия жизни / Телеканал Культура

«Алексей Петренко. Кто из вас без греха?». Документальный фильм

Алексей Петренко — биография

Алексей Петренко один из немногих актеров, которым под силу любое перевоплощение. Его образы обладали невероятной реалистичностью и пронзительностью. Он не был заложником одного амплуа, Петренко мог одновременно играть персонажей не только разных жанров, но и разных эпох. Актер обладал умением точно попадать в цель, и раскрыть образ так, что он просто врезался в память зрителя, оставаясь там навсегда.

Фильмография актера насчитывает почти восемьдесят разножанровых картин, и почти все они стали настоящими шедеврами. Известность к актеру пришла после фильмов «Агония», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Женитьба».

Детство и юность

Родился Алексей Петренко 26 марта 1938 года в украинской деревушке Чемер под Черниговом. Семья была не очень богатая, поэтому когда в 1935-м отец Василий Алексеевич был не в состоянии выполнить норму по хлебосдаче, его просто сослали за неповиновение. Мужчина оказался на строящемся Беломорканале, откуда он сумел сбежать и долго скрывался в родной области.

Фото: Алексей Петренко в молодости

Датой рождения Алексея в документах написано 1 апреля. Дело в том, что в их небольшом селе никогда не было сельсовета, и отцу пришлось добираться до ближайшего. Он появился там спустя пять дней после рождения сына, и чтобы не отвечать на разные вопросы, сказал, что ребенок родился в этот день. Кроме Алексея в семье подрастал еще один мальчик – сын Федор.

Когда Алеше было 11 лет, их семья переехала в Чернигов, где поселилась в купленной половине дома на улице Боровой. Мальчик был настоящим крепышом, ходил на секцию вольной борьбы, а несколько позже увлекся театром, и записался в драматический кружок. Парню очень нравилось смешить своих ровесников, у него было потрясающее чувство юмора, за которое его все любили. Однажды в драмкружке начали репетицию постановки, в которой была женская роль. А так как в школах того времени было раздельное обучение, то девочку на роль найти было невозможно. Эту работу предложили Алексею, и он справился на отлично, несмотря на свой высокий рост и крепкое телосложение, его персонаж выглядел очень убедительным. Эта постановка стала своеобразным дебютом на сцене.

У мамы Алексея был удивительной красоты голос, она очень любила петь, и эту свою любовь передала младшему сыну. Она одна поддерживала сына в его увлечении театром, отец был настроен более категорично, постоянно повторяя, что это не мужское занятие. Ему, потомственному крестьянину, было непонятно, как можно получать удовольствие от «кривляния» на сцене. Он даже пытался уговорить руководителя драмкружка выгнать сына из артистов. Когда никакие уговоры не подействовали, мужчина решил перейти к более жестким методам – он послал сына за торфом, на открытой подводе, в лютый мороз. Естественно, Алексей сильно простудился, у него пропал голос, но даже это не остановило парня – он все равно сыграл свою роль и был щедро награжден аплодисментами зрителей.

Получив школьный аттестат, Алексей на протяжении двух лет безуспешно пытается стать студентом Киевского театрального института, но проваливает экзамен по языкам.

Чтобы не зависеть от родителей, парень устраивался на работу. В его трудовой книжке за эти три года есть запись «слесарь», «кузнец», «матрос». Потом он говорил, что за это время набрался намного больше опыта от простого рабочего, чем от коллег по сцене. Третья попытка поступить увенчалась успехом, и он наконец-то оказался в театральном институте, правда в городе Харькове. Его наставником стал известный артист Иван Марьяненко.

Парню повезло, что он поступил, иначе пришлось бы служить в армии, а с его богатырским ростом в 1м 90см, прямая дорога во флот. В те годы на флоте служили 4 года, и за это время он мог передумать, и никогда не связать свою биографию с искусством.

Театр

Диплом об окончании вуза Петренко получил в 1961-м, и сразу же был распределен в труппу Запорожского музыкально-драматического театра им.Щорса. На этих подмостках состоялся дебют Алексея, как актера.

Фото: Алексей Петренко в театре

В 1963-м Петренко перешел в Донецкий русский драмтеатр, в котором прослужил только год. Он был очень ярким, подающим большие надежды молодым актером, поэтому обратил на себя внимание Игоря Владимирова – главрежа театра им.Ленсовета. Владимиров пригласил Алексея в труппу своего театра.

Прошло несколько лет, Петренко уже заработал себе имя в театральном мире Ленинграда, и ушел, предпочитая самому решать, где играть. Он часто менял сцены, отказывался от многих ролей, оставляя выбор за собой. Петренко считал, что нужно действовать по принципу, лучше немного, но от души, чем все подряд.

В 1977-м он поступил на службу в драмтеатр на Малой Бронной, в 1978-м перешел во МХАТ, сцене которого отдал 4 года. Потом ушел в Театр «Школа современной пьесы» и Театр на Таганке.

Любители театра до сих пор вспоминают актера в образе Коки из спектакля «Серсо», поставленного режиссером Анатолием Васильевым. Постановка пользовалась большим успехом, поэтому не снималась с репертуара на протяжении четырех лет.

Была у Петренко еще одна роль, в которой его помнят настоящие театралы – Сатин из пьесы Горького «На дне». Общее количество ролей, сыгранное актером в театре и в кинематографе перевалило за сотню.

Могут быть знакомы

Фильмы

В 1991-м Алексей стал штатным актером киностудии им.Горького. Биография в кинематографе сложилась еще более успешно, чем в театре, и именно благодаря кино его имя стало известно миллионам зрителей необъятной страны.

В кино Алексей Петренко дебютировал в 1967-м. Его первая роль в картине «День солнца и дождя» была второстепенной. Актер стал официантом-фарцовщиком. Но и эта незначительная роль оказалась очень успешной, Алексея заметили, и в 70-х его фильмография пополняется первыми серьезными ролями. Режиссер Григорий Козинцев пригласи Петренко в свою картину «Король Лир», где дал ему роль Освальда.

Первую заметную роль Алексей сыграл в фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», который снял режиссер Александр Митта. Петренко сумел очень достоверно передать облик самодержца, царь в его исполнении был точной копией оригинала – суровый и одновременно справедливый. Партнером Петренко в этой картине был Владимир Высоцкий, которому досталась роль арапа.

Еще одной по-настоящему звездной работой стала картина «Агония», снятая режиссером Элемом Климовым. Петренко стал Григорием Распутиным, причем его персонаж получился настолько достоверным, что казалось, воскрес сам прототип. Права на прокат картины были проданы в Америку, Италию и Францию, она была удостоена многочисленный наград, самой высокой из которых стала Гран-при «Золотой орел».

В СССР картину «Агония» увидели только в 1985-м. Роли других главных персонажей достались Анатолию Ромашину, Алисе Фрейндлих, Леониду Броневому.

После этого режиссеры стали предлагать Петренко проекты, в которых нужно было играть сильных личностей. Актер несколько раз перевоплощался в Сталина, был Иваном Грозным и атаманом Платовым. Но актер Петренко был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его можно было увидеть и роли слабого, отчаявшегося мужчины. Одну из таких ролей он сыграл в драме «Беда», режиссера Динары Асановой. Актеру предложили стать сельским алкашом Кулигиным, и он справился просто блестяще.

Искусство перевоплощения очень пригодилось Алексею Петренко в картинах «Преступление и наказание», «Жестокий романс», «Двадцать дней без войны». Фильмы были очень разными по жанру, персонажи Петренко совершенно далеки друг от друга, но талант актера помог сделать их живыми и реальными.

В 2000-х Петренко не перестает сниматься, скорее наоборот, его востребованность даже больше, чем в прошлом веке. В 2003-м на суд зрителей была представлена новая интерпретация Достоевского «Идиота». Сериал снял режиссер Владимир Бортко, Петренко стал генералом Иволгиным, почти обезумевшим пропойцей. Актер смог создать по-настоящему реальный образ, в точности передав характерные черты своего героя. В главных ролях режиссер задействовал также Евгения Миронова, Владимира Машкова, Лидию Вележеву.

Новая работа Петренко вышла в 2006-м. На этот раз он снялся в картине «Доктор Живаго», и перевоплотился в Фаддея Казимировича, еще раз закрепив за собой звание настоящего мастера перевоплощения.

В 2007-м зрители могли оценить работу любимого актера в картине «12», которую снял Никита Михалков. Петренко стал пятым присяжным, пенсионером, и отлично передал характер своего героя. В актерском составе картины кроме Петренко режиссер задействовал Сергея Маковецкого, Валентина Гафта, Никиту Михалкова, Сергея Гармаша.

Еще одним неожиданным сюрпризом для зрителей стала картина «Похороните меня за плинтусом», которая вышла в 2009-м. Алексею Петренко досталась роль Сашиного дедушки.

В том же 2009-м канал «Россия» представил новую ленту под названием «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», в которой Алексею досталась роль всемогущего вождя Сталина. Драму высоко оценили не только зрители, но и критики, она прошла с большим успехом.

В 2010-м на экраны вышла военная драма «Утомленные солнцем-2: Предстояние», в котором Петренко стал пожилым лейтенантом-бухгалтером. Бюджет этого фильма измерялся миллионами долларов, но это не спасло его от провала. Но Петренко и тут был на высоте, зрители отметили его высокое мастерство и профессионализм, поставив его работе как всегда высочайшую отметку.

После этого в карьере актера была новогодняя комедия под названием «Елки-2», которую зрители увидели в конце 2011-го. Петренко стал пилотом Земляникиным, возлюбленным Юлии Снегиревой. В 2012-м Алексея Петренко зрители увидели в сериале «Петрович», а в 2014-м в многосерийной ленте «Уходящая натура».

По мнению критиков, самыми яркими ролями артиста стали работы в картинах «Женитьба», «ТАСС уполномочен заявить», «Узник замка Иф». В фильмографии Петренко свыше восьми десятков полнометражных картин и многосерийных проектов.

Не отказывался Алексей Петренко и от озвучивания картин, особенно он любил работать над русскими сказками. Актер создал свой цикл сказок, в который вошли 24 серии. У него была мечта – после выхода на пенсию, он хотел посещать детские садики, и читать детишкам сказки. В 2016-м он работал над озвучиванием мультика «Гофманиада», его героем стал Коппелиус.

Одной из ярких и запоминающихся работ Петренко стала последняя роль в франко-российском проекте «Виктор», которую зрители увидели в 2014-м. Главных персонажей сыграли Жерар Депардье и Элизабет Херли. Премьера картины состоялась в Москве, а потом ее могли увидеть жители Нью-Йорка.

Алексей Петренко с детства был верующим человеком, и эта вера с годами становилась все крепче. В 2010-м он вошел в Патриарший совет по культуре, как представитель Русской православной церкви.

Личная жизнь

В личной жизни актера было три официальных брака. Первый раз актер женился на певице Алле Петренко, их брак длился 19 лет. Все эти годы супруга помогала и поддерживала Алексея, который только начинал свой творческий путь. У них родилась дочка Полина. Супруги развелись в 1979-м.

Фото: Алексей Петренко с женой

Второй раз Петренко женился на журналистке Галине Кожуховой-Петренко. Совместных детей они не родили, Алексей сумел найти общий язык с сыном Галины от первого брака – Михаилом. Парень выучился на журналиста и телеведущего. Одно время дочь Петренко Полина жила с ними, но однажды между пятнадцатилетней девушкой и отцом возник серьезный конфликт, и она уехала к маме в Германию, где и живет до настоящего времени.

В 2009-м не стало Галины Кожуховой, с которой артист прожил в браке 30 лет. Но горевал актер недолго, вскоре в его жизни появилась журналистка Азима Абдумаминова, узбечка. До этого женщина жила в Бишкеке, но затем переехала к Петренко в Москву, забрав с собой двух младших дочек. Двое ее старших детей живут отдельно. Разница в возрасте супругов в 32 года не помешала им быть счастливыми. Они проводили вместе много времени, посещали все публичные мероприятия и премьерные показы картин.

Смерть

Алексей Петренко никогда не отличался богатырским здоровьем. Первый приступ стенокардии артист перенес еще в 70-е, потом серьезные приступы были в 2006-м и 2011-м. В 2012 году Петренко получил перелом лодыжки, но сумел быстро восстановиться и очень скоро вышел на съемочную площадку.

Фото: Похороны Алексея Петренко

Алексея Петренко не стало 22 февраля 2017 года, он не дожил до своего 79-летия несколько недель. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Местом упокоения великого актера стало Николо-Архангельское кладбище в Москве.

Избранная фильмография

  • 1967 — День солнца и дождя
  • 1974 — 1981 — Агония
  • 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
  • 1977 — Женитьба
  • 1982 — Грачи
  • 1988 — Наш бронепоезд
  • 1992 — Присутствие
  • 1998 — Сибирский цирюльник
  • 2001 — Коллекционер
  • 2003 — Идиот
  • 2007 — Ветка сирени
  • 2008 — Иллюзия страха
  • 2010 — Утомлённые солнцем 2
  • 2016 — Ёлки 5

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://fb.ru/article/249094/akter-petrenko-aleksey-vasilevich-biografiya-tvorcheskaya-deyatelnost-semya

http://biographe.ru/znamenitosti/aleksey-petrenko/