Актер Олег Стриженов биография

Олег Стриженов

Биография

Врожденное обаяние, возвышенность, умение существовать в предложенных обстоятельствах, присущие Олегу Стриженову, мало кого оставляют равнодушным. На счету у актера множество главных ролей в успешных советских картинах, ведь имея природное чутье и лидерские качества, он привык всегда быть первым и лучшим. Даже сейчас поклонники уверены, что равного ему в советском кино было не найти.

Детство и юность

Олег Александрович — младший сын военнослужащего Александра Николаевича и выпускницы Мариинской гимназии и Смольного института благородных девиц Ксении Алексеевны Стриженовых. Родился он в Благовещенске в августе 1929 года.

Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в Москву. Но вскоре спокойную и мирную жизнь нарушила война. Старший брат Борис (от первого брака матери) отправился на фронт вместе с Александром Николаевичем, где был летчиком, и погиб в 1942 году. Желая отомстить за него, второй по старшинству Глеб Стриженов приписал себе два года и тоже ушел воевать, в итоге был контужен и комиссован. Отец получил два ранения, но вернулся живым.

В этот период биографии Олег трудился в тылу. Его отправили на строительство вокзала и железной дороги. Но когда наступили мирные времена, юноша смог заняться любимым делом — художественным искусством. До этого он некоторое время трудился механиком в цехе по обработке кинопленки. А после окончания войны поступил в художественно-техническое училище, где отучился на бутафора.

Работать по специальности Стриженову было не суждено. Когда Глеб решил стать актером, уговорил брата пойти с ним за компанию. Так молодой человек стал студентом Щукинского училища. Позже исполнитель открыто признавался, что решил посвятить себя актерству из тщеславия, желания нравиться окружающим.

Театр

После окончания театрального училища Олега распределили в Таллинский драматический театр, но он прослужил там только сезон. Этого времени оказалось достаточно, чтобы артист проявил себя в роли Незнамова из спектакля «Без вины виноватые» по Александру Островскому. Его популярность стремительно возрастала.

Вскоре исполнителя пригласили в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр). Там он тоже задержался ненадолго, год спустя перебрался в Москву. Некоторое время Стриженов выходил на сцену Театра-студии киноактера, затем перешел в труппу МХАТа. Артист играл в классических постановках по Максиму Горькому и Антону Чехову.

Олег Стриженов в молодости / кадр из фильма «Овод»

В 1977 году Олег Александрович решил вернуться в Театр-студию киноактера, из которого больше не уходил, участвуя в чтецких программах и инсценировках.

Фильмы

Первой картиной, в которой снялся Стриженов, была футбольная комедия «Спортивная честь», где он получил небольшую роль болельщика в ресторане. А затем последовала вереница не просто удачных, а по-настоящему легендарных фильмов.

В апреле 1955 года вышла драма «Овод», экранизация романа Этель Войнич, сделавшая молодого актера любимцем советских зрителей. Примечательно, что изначально режиссер проекта отверг кандидатуру Олега Александровича, едва взглянув на фото. Но после того как поиски исполнителя роли Артура затянулись, кинематографист все же решил пригласить его на прослушивание и не прогадал. Критики не переставали нахваливать артиста, пророча большое будущее.

Закрепить успех помогли съемки фильме «Мексиканец». Чтобы воплотить молодого боксера Фелипе Риверу, Стриженов упорно тренировался на ринге. Он неоднократно получал тяжелые удары от соперников, но в итоге сыграл настолько правдоподобно, что восхитились даже профессиональные спортсмены.

Следующей заметной работой актера стала драма «Сорок первый», где он исполнил роль белогвардейца Говоруху-Отрока. Критики отметили не только умение вжиться в образ, но и блестящий актерский дуэт с Изольдой Извицкой. Лента была отмечена на Каннском кинофестивале.

В дальнейшем фильмография Олега Александровича регулярно пополнялась, в ней появились главные роли в таких картинах, как «Капитанская дочка» и «Пиковая дама». Киноэксперты хвалили героев актера за романтизм, называли его воплощением советской мужественности, гармонично сочетающейся с чувственностью.

Очередной всплеск народной любви к исполнителю произошел в конце 60-х, когда вышла мелодрама «Неподсуден», сюжет которой основан на рассказе «Командир» Льва Ющенко. Чтобы заполучить Стриженова в свою картину, режиссеры пошли против распоряжения Госкино, где его категорически запретили снимать. До этого актер сорвал несколько фильмов, самовольно покинув площадку.

Олег Стриженов и Марианна Стриженова / кадр из фильма «Овод»

Но уже в процессе работы Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову стало понятно, что исполнитель просто не приемлет халтуры. Он ответственно относился к работе, запоминал каждую деталь и каждую мелочь и требовал того же от команды. Однажды Олег Александрович даже устроил скандал, что ему подали не ту рубашку, в которой он ранее был в кадре. Лента в итоге была принята с восторгом, Стриженова назвали лучшим актером года по версии журнала «Советский экран».

После этого артист снялся в «Звезде пленительного счастья» и в «Последней жертве». От роли в картине «Приступить к ликвидации» Олег Александрович планировал отказаться — не видел себя в образе милиционера. Но уговорила жена. В итоге исполнитель первым в истории удостоился премии МВД СССР.

С приходом 90-х Стриженов резко исчез с экранов: кино стало для него воплощением всего того, что он так сильно не любил. С тех пор актер сосредоточился на театре, сделав редкие исключения для режиссеров фильмов «Вместо меня» и «Пять звезд», сумевших убедить его в своем профессионализме. Обе роли были отмечены критиками.

Личная жизнь

В браке с первой женой Марианной Стриженовой (Грызуновой-Бебутовой) у Олега родилась дочь Наталья. Супруги расстались по инициативе актрисы — по слухам, поводом послужили измены кумира советских зрителей. Ему приписывали романы со многими коллегами, включая Людмилу Марченко.

Позже артист признавался, что так и не смог наладить связь с дочерью — мать всеми силами настраивала ее против него. Личная жизнь наследницы актера не сложилась, брак с мужем Николаем Холошиным закончился разводом. Ее судьба тоже была трагичной — она умерла в 46 лет, запив снотворное алкоголем.

Внучка Александра по примеру Натальи оборвала общение с дедом. Она многодетная мать, крестной одного из ее сыновей, Алана, стала телезвезда Диана Шурыгина. Со знаменитым актером правнуки не знакомы.

Куда проще исполнителю далось расставание со второй супругой, Любовью Лифенцовой-Земляникиной, с которой он прожил шесть лет. Она подарила Стриженову сына Александра и после развода не стала препятствовать их общению. Наследник тоже сделал карьеру в киноиндустрии, он счастлив в браке с актрисой Екатериной Стриженовой. У пары две дочери — Анастасия и Александра. Старшая осчастливила звезду рождением правнука Петра.

Олег Стриженов и Лионелла Пырьева / «ЭГ»

Но главной любовью Олега Александровича стала Лионелла Пырьева (Скирда). Они познакомились еще в молодости, но в то время актер был женат первым браком и не мог оставить семью. Спустя годы, когда артистка овдовела, а исполнитель развелся во второй раз, они снова встретились и больше не расставались. Общих детей у них нет, но это не мешает семейному счастью.

Олег Стриженов сейчас

Сейчас артист ведет тихую и закрытую жизнь, почти не появляется на публике. Он не любит общаться с журналистами, а все свободное время посвящает живописи. В 2022 году долгожитель отпраздновал свой 93-й день рождения, с чем его поздравили родные и коллеги.

Актер Олег Стриженов — биография, личная жизнь, фото: «Жизнь — не только кино»

Олег Стриженов: биография

В середине 1950-х после выхода на экраны фильма «Овод» в Олега Стриженова влюбилась вся прекрасная половина Советского Союза. Но актер из всех своих поклонниц любил только одну, хотя и соединился с ней лишь через двадцать лет после первой встречи.

Звезда фильма «Овод» в 50-х, лучший актер советского кинематографа в 1970 году, экранный и сценический кумир нескольких поколений Олег Стриженов мечтал стать художником и непременно стал бы только им, если бы не стечение обстоятельств.

Детство и юность

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске. Отец, Александр Стриженов, выпускник петербургской Николаевской кавалерийской школы, после революции стал красным командиром. «Гражданская война давно кончилась, а отец все продолжал воевать, — вспоминает в своей автобиографической книге актер. — Теперь он гонялся, как тогда говорили, за бело-китайскими бандитами.

Шли ожесточенные бои на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, где он был командиром мангруппы, маневрированной группы, то есть кавалерийского разведывательного отряда». Мама, Ксения Алексеевна Коноваленко, в прошлом выпускница Петербургской Мариинской гимназии Ведомства императрицы Марии Федоровны, естественно, не работала, поскольку Стриженовы все время кочевали по стране. Да и детей в семье было трое: Борис, Глеб и Олег.

В середине тридцатых годов Стриженовы осели в Москве. Олегу было шесть лет. «Поселили нас на улице Коровий Вал, еще до революции застроенной двухэтажными домами и конюшнями для конки. Это был район сплошных голубятен, в переулках паслись гужевые лошади, привольно себя чувствовали куры и свиньи. На улицах -детвора. И далеко не интеллигентского круга», -вспоминает свою биографию Олег Александрович. И вот младший сынок комбрига выходит в первый раз во двор. На нем матроска, на голове кокетливый беретик, на ногах белые носочки и сандалики.

Мальчишки приняли новичка за барчука из «гнилых интеллигентов» и сразу налетели, чтобы проучить. Но недаром Олег был сыном красного командира. Он не трус и знает, что, если тебе угрожают, бить нужно первым и бить сразу вожака. Ему удалось сбить того с ног. Так Олег приобрел во дворе статус «своего парня». «Голуби, спорт, вечные драки да кино — вот мое довоенное московское детство», -говорит Стриженов.

Многие фильмы Олег с ребятами смотрел по нескольку раз — те, где играли их кумиры, например, Николай Крючков. Став впоследствии известным артистом. Олег Стриженов рассказал однажды Крючкову эпизод из своего детства, как он с товарищами году в тридцать восьмом или тридцать девятом увидел Николая Афанасьевича, шедшего в сторону Якиманки в модной кепке, в сером костюме и с орденом Ленина на груди. «А мы, пацаны, за тобой всю дорогу бежали с восторженными глазами». Были у Олега еще и спортивные кумиры, например, спартаковский вратарь Анатолий Акимов, но героям киноэкрана они все-таки уступали.

Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт, за ним — оба брата, Борис и Глеб, приписавший себе два лишних года. Олег с мамой остался в Москве. Борис, который был старше его на десять лет, перед войной поступил в Саратовское летное училище. В 1942 году он погиб под Сталинградом. Глеб после контузии был демобилизован и вернулся домой.

Олег еще школьником занимался в разных театральных студиях, поэтому после фронта сразу поступил в Театр Балтфлота. Затем играл в ульяновском театре, во владимирском и одновременно доучивался — получал среднее образование в школе рабочей молодежи. Затем поступил в Московское городское театральное училище, а когда через год его расформировали, он перевелся в Школу-студию МХАТ.

В шестидесятые годы братья Стриженовы, Олег и Глеб, снимались почти наравне и почти поровну делили зрительскую любовь. У Глебa было свое актерское обаяние, своя харизма. Он дивно пел под гитару старинные романсы и был похож на тех, кого называли «бывшие». «У нас была дружная семья, — говорит Олег Александрович. — Родители и братья до сих пор перед глазами стоят. Когда начались потери, я стал меняться характером, из разбитного парня превращаться во взрослого мужчину. Сначала погиб Борис, потом уходили из жизни мама, папа».

Олег хорошо рисовал и решил среднее образование завершить в театрально-художественном училище, поступив летом 1946 года на художественно-бутафорский факультет. Еще учась, начал подрабатывать. Накануне праздника 1 Мая или 7 Ноября студенты училища всегда получали заказы писать лозунги на красных полотнищах. «Я, кроме того, — рассказывает Стриженов, — выполнял особую работу — рисовал сухой краской портреты Ленина и Сталина. Дело это далеко не простое, ведь каждый портрет скрупулезно рассматривали партийные чиновники, прежде чем дать команду выплатить гонорар. А иногда даже могилы оформлял». Часть заработанных денег и стипендию всегда отдавал маме.

Летом 1949 года Олега должны были призвать в армию, а он, глядя на Глеба, вдруг собрался поступать в театральный. Твердо решил, что его призвание — быть артистом и больше никем. Причем в душе уверен был, что непременно станет известным. Главное было успеть сдать вступительные экзамены.

И Олег исчез из дома. Поселился в сарае у товарища, где и готовился к экзаменам. Абитуриенты пугали друг друга тем, что ведет собеседование сам Борис Евгеньевич Захава и всех заворачивает назад. Пока Олег прятался и сдавал экзамены, к маме постоянно наведывался дежурный из военкомата. Когда Олег принес в военкомат справку, что он зачислен студентом Театрального училища имени Б.В. Щукина, майор сказал: «Оплошал я, такого офицера упустил!»

После окончания училища Стриженов поступил в Театр русской драмы в Таллине и получил роль Незнамова в премьерном спектакле «Без вины виноватые». Она стала для Олега первым шагом к славе.

Фильмы

В то время режиссер Александр Файнциммер приступал на Ленфильме к экранизации романа Войнич «Овод» и искал актера на роль Артура. Его помощница предложила Олега Стриженова. Посмотрев на фотографию молодого артиста, режиссер никакого решения не принял. Поиски продолжились.

Возможно, судьба прошла бы мимо Олега, если бы съемки по техническим причинам не отложили, а второй режиссер фильма не оказался в командировке в Таллине, где все улицы были оклеены афишами спектакля «Без вины виноватые». Он пошел на спектакль, увидел Стриженова в роли Незнамова и предложил его кандидатуру режиссеру. «Где-то я это имя уже слышал». — сказал Файнциммер и вызвал Стриженова на пробы.

В тот год на Ленфильме снималось много картин, и весь цвет советского кинематографа был там. Олегу предстояло сниматься с известнейшим актером Николаем Симоновым. Но когда Стриженова утвердили на главную роль, в театре его решили на съемки не отпускать. Тогда художественный руководитель Ленфильма Григорий Козинцев помог артисту получить перевод из таллинского театра в Академический театр драмы имени Пушкина в Ленинграде.

В марте 1955 года «Овод» вышел на экраны страны. В главной роли — дебютант в кино красавец Олег Стриженов. У фильма и его героя Артура сразу же появилось множество поклонников, некоторые из них смотрели картину по двадцать раз кряду. В кинотеатрах даже устраивались дополнительные сеансы, так много было зрителей.

Среди поклонников «Овода» была Лионелла Скирда, которой в ту пору едва исполнилось семнадцать. Посмотрев фильм первый раз. она не могла оторвать взгляда от Олега Стриженова, а потом бегала в кинотеатр чуть ли не каждый вечер. «Сердце при этом то замирало, то бешено колотилось, -вспоминала она, — а в уме вертелась одна и та же мысль: «Обязательно стану актрисой, обязательно встречусь со Стриженовым, буду сниматься хоть в массовке, хоть где, лишь бы с ним познакомиться».

Лина тогда еще не знала, что Стриженов женат. Марина Стриженова играла Джемму в «Оводе». На съемках Олег с ней и познакомился. Кстати, и многие поклонницы не знали, что любимый актер женат. Все думали, что Марина его сестра.

Олег Стриженов еще снимался в «Оводе», а слава о нем уже бежала впереди. И как только съемки закончились, ему пришло предложение с Мосфильма — главная роль в картине «Мексиканец» по Джеку Лондону. «Прихожу к директору Александринки Константину Скоробогатову, — вспоминает Стриженов. — Его сын, Игорь, был художником и моим другом: «Дядя Костя, прошу по собственному желанию». -«Ну. борода (Константин Васильевич почему-то всех так называл), ты даешь! Это первый случай, чтобы из Александринки по собственному желанию уходили. У нас великий гений Мамонт Дальский и тот выгнан был, а не сам ушел».

Вернувшись в Москву, к родителям, Олег наслаждался некоторое время семейным покоем и уютом и готовился к съемкам фильма. Пришлось учиться не только мексиканским танцам, но и боксу. Тренером по боксу у него был Виктор Павлович Михайлов, готовивший в то время сборную СССР.

Стриженов был так занят новой работой, что даже не успел в полной мере вкусить славы. свалившейся на него после фильма «Овод». Закончив павильонные съемки на студии, он с киногруппой тут же направился в Одессу.

Летним вечером 1955 года Лионелла шла после занятий в театральном кружке домой и в переулке за Оперным театром увидала толпу.

Там снималось кино. Зеваки толпились плотным кольцом вокруг веревочного заграждения. Лина, пробравшись вперед, обомлела. Посреди площадки стоял ее кумир. Олег Стриженов. Он заметил очень красивую загорелую девушку, смотревшую на него с восхищением, подошел, взял ее за руку и помог перешагнуть через натянутую веревку. «Какое красивое имя, — восхитился Стриженов, услыхав, что зовут ее Лионелла. -А я буду называть вас просто Ли, хорошо?» Но тут подскочил к Стриженову помреж и сказал, что все готово для съемки. Лине пришлось ретироваться.

Зрители еще не все разошлись, когда съемка закончилась, однако чудной девушки по имени Ли Олег среди них не нашел. На другой день он бродил вокруг Оперного театра, надеясь случайно ее встретить. Киногруппа в этот день отплывала на теплоходе в Ялту, а Олегу так не хотелось покидать Одессу, где оставалась Ли. Он ждал, что, может быть, она позвонит ему в гостиницу, ведь многие поклонницы звонили, хотели познакомиться, объяснялись в любви, назначали свидания. Но Ли оказалась не из их числа — она не позвонила.

После «Мексиканца» Стриженов снимался в экранизации повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Постановщиком был никому пока не известный режиссер Григорий Чухрай. Это был его дебют. Роль поручика Говорухи-Отрока, дворянина, очень драматичная, стала ключевой и в творческой судьбе Стриженова — он был признан лучшим актером 1956 года.

Весной 1957 года картину «Сорок первый» пригласили на Каннский фестиваль. В день премьеры Олег Стриженов, Изольда Извицкая и Григорий Чухрай на шикарном лимузине, который прислали за ними из советского посольства, подъехали к фестивальному дворцу и прошли по красной дорожке под восторженные приветствия зрителей и стрекотанье кинокамер. Фильм показали по всей Франции. «В Марселе, — вспоминал Стриженов, — присутствовало много белоэмигрантов.

Они завалили нас цветами, кричали вдогонку: «Целуйте родину, целуйте нашу землю». «Сорок первый» был отмечен специальным призом и восторженной прессой. Французские журналисты окрестили Стриженова советским Жераром Филипом. В Канне в тот год было много знаменитостей, и Олег познакомился с Жоржем Сименоном, Жаном Кокто, Майклом Тодтом и его юной женой Элизабет Тейлор. На этом празднике жизни ему очень не хватало Ли. Но где же теперь ее искать?

Лионелла тем временем поступила в ГИТИС и мечтала, что судьба как-нибудь случайно сведет ее со Стриженовым. Но он, возвращаясь из одной киноэкспедиции, тут же уезжал в другую и в Москве почти не появлялся.

Два следующих года Стриженов был занят в съемках непрерывно: сыграл Гринева в «Капитанской дочке» и декабриста Бестужева в «Северной повести», снялся у Ивана Пырьева в картине «Белые ночи» по Достоевскому. В 1960 году в киноопере «Пиковая дама» Стриженову досталась роль Германна. «Когда закончились съемки, которые проходили в невероятном темпе и с невероятным нервным напряжением. — вспоминает Стриженов. -я почувствовал, что очень устал. А буквально через пару недель или даже меньше меня уже ждали в Гаграх на съемках «Дуэли» по повести Чехова, где мне предстояло сыграть Лаевского.

Мой старший мудрый друг Николай Афанасьевич Крючков, который в это время тоже снимался на Ленфильме, сказал: «Олегорский (так он меня обычно звал), приезжай ко мне в Ялту. Тебе необходимо чуток передохнуть. Германн, брат, это не шутка!»

В ту пору в Ялте работало много киноэкспедиций с разных киностудий. В санатории ВТО «Актер» отдыхали артисты и кинорежиссеры со всей страны. От коллег Стриженов не раз в эти дни слышал, что у Трауберга в «Вольном ветре» снимается какая-то необыкновенная девушка. «Такая фигура, такой бюст, такая талия!» — восхищались знатоки. Но Олега все это мало трогало. После «Пиковой дамы» он был вымотан, и хотелось побыть одному. В последний день перед отъездом он столкнулся на набережной ей вторым режиссером картины «Вольный ветер» Наташей Птушко, и та сказала ему: «Приходи к нам на съемку в порт. У нас такая прекрасная героиня, и, кстати, влюблена в тебя».

Съемки были в самом разгаре. когда Стриженов появился в порту. Гремела музыка, а герой и героиня фильма стояли на платформе подъемного крана высоко над землей и пели.

Оттуда, сверху, Лина увидела Стриженова сразу. Во всем его облике, в оценивающем, чуть исподлобья, взгляде, в манере держаться было столько мужской привлекательности и силы, «прямо лев перед прыжком». Лину одна только его походка в то время, по ее собственному признанию, «убивала наповал». Но, когда съемки закончились, она Стриженова не нашла. Оказалось. он уже вернулся в гостиницу, собрал вещи и отплыл на теплоходе «Грузия» в Сочи. Но на этот раз тоски у него не было. Уезжал с легким сердцем, знал, что в Москве он обязательно разыщет Ли, и они встретятся. Однако прошел еще год, прежде чем эта встреча состоялась.

1961 году Стриженов отправился в Чехословакию сниматься в картине «Трус» Иржи Вайса. Вообще, Олега не выпускали работать за границу. Если приходила на него заявка от какого-нибудь западного режиссера, чиновники в Министерстве культуры и на киностудии неизменно отвечали: «занята производстве», не считая нужным оповещать актера о том, что его хотят пригласить на съемки за рубеж. Стриженов был известным актером, мог бы стать звездой мировой величины, но система не позволяла «высовываться». Иржи Вайсу тоже ответили: «занят в производстве», но он знал Стриженова по фильму «Сорок первый», поэтому приехал в Москву и лично договаривался с чиновниками.

Стриженов работал в Чехословакии до глубокой осени, затем снимался в Киеве в фильме «В мертвой петле», на съемках которого сдружился с молодым режиссером Сергеем Параджановым, тогда еще не известным. Снявшись в Киеве, Стриженов должен был через некоторое время продолжить работу в Одессе. В Москву, домой, он приехал на несколько дней отпраздновать новый 1962 год.

В первые дни января он заглянул в ресторан ВТО. С актером Владимиром Сошальским они заняли столик неподалеку от входа. Когда Стриженов в поисках других знакомых лиц обвел взглядом зал, то в противоположном конце его в окружении друзей увидел Лионеллу. Олег невольно поднялся со своего места, а она в это время обернулась, тоже встала и пошла ему навстречу. В центре зала они сошлись, обнялись и поцеловались на глазах у всех.

Через полтора месяца Олег уехал сниматься в ее родную Одессу. Лина обещала его там навестить. И действительно приехала на майские праздники. Олег познакомил ее со своими друзьями и партнерами по фильму: Павлом Шпрингфельдом, Ефимом Копеляном, Стасом Чеканом и Петром Тодоровским. Через неделю Лина вернулась в Москву. А Олега ждали три большие киноэкспедиции: Рига, Ленинград и Киев. Прощаясь, он обещал Лине: «Вернемся, все расставим по местам».

Она соглашалась, а сама, как потом рассказывала, думала: «Кто он и кто я? Он звезда, я же — начинающая актриса Театра имени Станиславского со ставкой 69 рублей в месяц, бесприданница. ..»Ей казалось, что их отношения даются ему легко. К тому же он так любил дочь Наташу. А бабушка говорила Лине, что на чужом несчастье счастья не построишь.

«Я даже и не заметил, как в этом жутком и бешеном ритме. — вспоминает Стриженов, — пролетели полтора года после нашей последней встречи». Олег старался гасить вспышки Лининой ревности, но по молодости лет она еще не умела терпеливо дожидаться и заглядывать в будущее далеко вперед. Потому, наверное, и решила с Олегом порвать.

Весть о том, что Лионелла Скирда вышла замуж, застала Олега в Киеве. Он был уверен, что она все еще любит его. Но соперничать с мужем Лины было бы глупо, ведь она вышла замуж за известного режиссера Ивана Пырьева. То обстоятельство, что Пырьев женился на малоизвестной двадцатичетырехлетней актрисе, произвело сенсацию: околокиношная и театральная Москва долго гудела по этому поводу.

Рождество 1965 года Стриженов встречал в Париже — в это время актер был занят в советско-французской ленте «Третья молодость», где играл Петра Ильича Чайковского. В праздник Олегу вдруг стало так грустно, до тошноты, что он решил написать Лине письмо: «Любимая моя. дорогая моя Ли! Тебя нет рядом, и мир рухнул! Мне безумно тебя не хватает. Я тоскую без тебя. Я люблю тебя как прежде. » Письмо он отправил на имя Лининой подруги, актрисы, не рассчитывая, быть может, даже на ответ.

Еще когда в 1962 году Сергей Бондарчук приступил к экранизации романа Толстого «Война и мир» и подбирал актеров, кажется, вся страна переживала, кто же будет играть главные роли. Когда узнали, что на роль князя Андрея утвержден Вячеслав Тихонов, а не Стриженов, многие лишь огорчились. Только спустя годы стало известно, что Стриженов, оказывается, отказался от этой роли. Причина — Бондарчук пробовал на князя Андрея очень многих и только потом предложил пробы ему, и это оскорбило актера. Такие известные режиссеры, как Пырьев или Герасимов, приглашали Стриженова на главную роль без всяких проб.

Отказ Стриженова сниматься в «Войне и мире» имел большой резонанс в начальственных кругах. Министр культуры Екатерина Фурцева лично позвонила Олегу Александровичу и пригласила к себе. Собралась вся коллегия министерства и начальство Мосфильма. Сергей Бондарчук при разговоре не присутствовал, нервно ходил за дверью. Истинную причину нежелания сниматься Стриженов не сообщил, сославшись лишь на то, что только что поступил в новую труппу и не может с первых же дней подводить театр, и, несмотря на уговоры, от предложенной роли отказался наотрез. «Ну не с милицией же заставлять играть Болконского!» — сказал тогда свою «историческую» фразу заместитель Фурцевой Владимир Баскаков.

Театр, который не хотел подводить Стриженов, был МХАТ. Его пригласили туда на персональную ставку, это было, по тем временам, очень престижно. В театре Стриженов сразу поставил себя таким образом, чтобы оградить себя от плохих пьес, чтобы его как «кассового артиста» не раскручивали «на всю катушку». И он играл на сцене с Тарасовой, Ливановым, Станицыным, Массальским, Прудкиным, Яншиным, Степановой, Грибовым, Пилявской, Зуевой и другими прославленными артистами классику.

По Москве между тем поползли слухи о том, что, поссорившись с Фурцевой, Стриженов оказался под запретом и его почти перестали снимать. Никакого запрета, по собственному признанию Стриженова, не было и быть не могло: «У меня никогда не было мысли: «Где бы мне посниматься?» Я всегда жил как хотел и делал что хотел». К тому же министр культуры Фурцева «запретить» снимать Стриженова не могла, хотя бы потому, что была не всесильна в таких вопросах. Политбюро было выше, а в Политбюро Олега Стриженова как большого русского артиста очень любили.

1969 году Стриженов снялся в драме «Неподсуден», и вновь публика повалила в кинотеатры, и вновь затрепетали женские сердца: «Ах, Стриженов!» Вот что говорит о мастерстве актера один из постановщиков фильма «Неподсуден» Валерий Усков: «Он помнит, на какой ноте закончил сцену. Даже если следующая картина снимается через месяц, он тут же подхватывает тот же уровень темперамента». За эту роль Стриженов вновь был признан актером года.

Личная жизнь

Все это время Олег не терял Лину из вида. Узнав о смерти Пырьева, Стриженов сразу позвонил Лине, выразил соболезнование. Но вместе быть они не могли. Первый брак Олега давно распался, и, поступив в труппу МХАТа, он женился во второй раз — на актрисе Любови Лифенцовой. В 1969 году у них родился сын Саша, теперь известный режиссер, актер и телеведущий. Этот год был счастливым не только в кино, но и в театре, где шла шумная премьера «Чайки». Театр гастролировал по стране, затем труппа полетела в Лондон, где спектакль тоже ждал успех, дальше — Япония. Пресса писала восторженные отзывы: «Чайка» облетает мир!»

Большинство из нас знает Стриженова, конечно же, по фильмам, но он говорит о себе так: «Моя жизнь — не только кино. Прежде всего я артист, артист драмы». Он всегда тщательно выбирал, что играть. Его интересовали крупные личности, исторические или, если современные, то — характеры, как пример для подражания. И он эту планку не опускал с самого начала. Когда после фильма «Мексиканец» режиссер Каплуновский задумал экранизировать «Всадника без головы» и предложил Олегу участвовать в картине, тот отказался: «Вы снимайте, а я поищу что-нибудь с головой».

В 1975 году на съемках фильма «Последняя жертва» у Петра Тодоровского Олег узнал, что роль графини Круглой будет играть Лионелла Пырьева и что им предстоит сняться вместе в довольно большой сцене бала. Лина была необычайно хороша в бальном платье, и Олег понял, что любит ее с той же силой. Но с момента их последней встречи прошло тринадцать лет. И Стриженов решил, что будет лучше, если эта встреча так и останется случайной. «Когда-то я думал, что и не проживу без нее. Но ведь как-то же прожил!» — вспоминал о той встрече актер.

Впрочем, очень скоро судьба вновь свела их. Летом 1975 года Стриженов с театром приехал на гастроли в Одессу, где двадцать лет назад впервые увидел девочку Ли, стоявшую за веревочным ограждением и во все глаза смотревшую на него. И вдруг он узнал, что Лина тоже в Одессе, приехала с группой актероь давать концерты в Летнем театре парка имени Шевченко. Стриженов сразу поспешил туда, а после концерта пригласил Лину на ужин. «Я приду, — согласилась она, — с Аллой Ларионовой».

Когда актрисы в вечерних платьях вошли в ресторан гостиницы «Лондонская», публика, сидевшая там, зааплодировала, а некоторые уужчины даже встали. На другой день Лина улетела, но вскоре они снова встретились — на озвучании «Последней жертвы». Боясь потерять ее снова. Олег при всех встал перед ней на колени и сделал предложение. Она уже знала, что Олег свободен, и дала согласие.

«Любимая моя! — писал Лине Олег Александрович. — Расстаться все-таки пришлось. Но это ненадолго. утешаю я себя. Каких-то десять дней.

Но как подумаю. Боже мой! Целых десять дней! Это же -вечность! Ведь мы не расставались ни на час. И вот через четыре с лишним года пришлось. Смотри-ка, а четыре с липшим года-уже срок! Хоть злые языки и пророчили нам, что «они через неделю разбегутся», однако их предсказания не сбылись». Дрезден, 15 ноября 1979 года. Таких писем он написал своей Ли еще много — всякий раз уезжая на съемки или гастроли, он переживал так, будто терял ее навсегда.

В конце семидесятых Стриженов из МХАТа перешел в Театр киноактера, где служила Лионелла, и вплоть до 1987 года продолжал активно сниматься. В некоторых картинах Олег Александрович появлялся вместе с женой. Одна из последних ролей актера — в украинской экранизации романа Артура Хейли «Отель», где он сыграл хозяина отеля. Но о судьбе этой картины актеру, к сожалению, ничего не известно.

Олег Стриженов сегодня

Сейчас Олег Александрович с Линой живут уединенно. На сегодняшний день супруги счастливы на протяжении 40 лет. Они часто собираются вместе с семьей сына Александра и его жены Екатерины Стриженовой, так как общих детей у Лионеллы и Олега Стриженовых нет. Интервью актер не дает. Но вполне доволен своей судьбой. Поэтому не снижает планку и в сериалах не снимается. За плечами у него такие роли, о которых молодым актерам можно только мечтать.

Актер Олег Стриженов: биография, личная жизнь, дети

Олега Стриженова постоянно сравнивали с великолепным французским актером Жераром Филипом. Многие отмечали, что оба артиста обладают схожей внешностью. Но сам Стриженов считает себя в первую очередь русским актером с русским менталитетом и соответствующим характером. Он ослепительной кометой ворвался в советский кинематографический небосклон. Это было в 50-х. В 60-х и 70-х его уже просто боготворили. В тяжелые 80-е и 90-е о Стриженове ничуть не забывали. В нашем тысячелетии его до сих пор прекрасно помнят, хотя он уже давно ушел от киноиндустрии и занимается своим прежним любимым увлечением – живописью. Но, наверное, об этом далеко не все знают. Чем заслужил высоких похвал Олег Стриженов? Биография, личная жизнь актера будут представлены вашему вниманию в статье.

Корни

Стриженов Олег Александрович появился на свет в 1929-м в семействе офицера Красной Армии. Его отец окончил Николаевскую кавалерийскую школу, что в Петербурге. Когда наступил октябрь 17-го, он принял сторону большевиков и стал красным командиром. Ему пришлось пройти горнило братоубийственной гражданской войны. Затем он сражался с т. н. бело-китайскими бандитами в районе Китайско-Восточной железной дороги. В те времена он руководил кавалерийским разведотрядом.

Именно там в начале 20-х он встретил свою будущую супругу. Мама будущего актера окончила Мариинскую гимназию Ведомства императрицы Марии Федоровны в Северной столице.

В семействе красного командира было три ребенка. Борис (от первого брака мамы), Глеб и, собственно, Олег. Стриженовы постоянно кочевали по стране по причине работы отца. И только в середине 30-х семья осела в Москве.

Кумиры

В Москве маленький Олег оказался, когда ему было всего лишь шесть лет. Семья жила тогда на ул. Коровий Вал, где играли дети далеко не интеллигентского круга. Первоначально его они совершенно не приняли в свою компанию и пытались проучить. В этой схватке победителем стал Олег, в результате он приобрел статус «своего парня». Он вспоминал, что все его довоенное детство заключалось в том, что он гонял голубей, занимался спортом, беспрерывно дрался и, конечно, смотрел кино. Ряд фильмов юный Олег видел по нескольку раз. То есть те, где играли его кумиры. Среди них – блистательный Николай Крючков. Кстати, накануне войны он со своими друзьями видел его на улице, и вся ватага бежала с восторженными глазами за ним.

Кроме того, у Олега были кумиры и в спорте. К примеру, таковым был вратарь Анатолий Акимов из «Спартака».

Испытание войной

В 1941-м началась война. Его мама с младшими сыновьями остались в столице. Отец и Борис отправились на фронт.

Еще до войны старший брат поступил в летное училище в Саратове. К сожалению, в 1942-м он пал смертью храбрых под Сталинградом.

Узнав об этом, добровольцем ушел и Глеб, который жаждал отомстить за гибель брата. Он прибавил недостающие годы в своей метрике. Однако первый же бой оказался для него последним. Он получил тяжелую контузию, долго лечился, после чего его комиссовали.

Художник

Тем временем Олег Стриженов, фото которого вы видите в статье, продолжал учиться в обыкновенной школе. Педагоги говорили, что он прилежный и одаренный ученик. Он великолепно читал и стихи, и прозу. Но самое главное, он прекрасно рисовал. По большому счету живописи юный Стриженов пытался уделять больше времени. Он с завидным упоением постигал тонкости этого ремесла. Он тогда совершенно был уверен, что станет художником. Именно поэтому, получив среднее образование, Олег поступил в театрально-художественное училище. Это был 1946-й.

Театральный актер

В 1949-м средний брат Глеб, который всегда мечтал об актерской стезе, смог уговорить будущего художника пойти тем же путем. И через некоторое время он стал студентом Щукинского училища

В этот период Стриженов играл разноплановые роли на студенческих спектаклях. Он был и шекспировским Ромео, и самозванцем в «Борисе Годунове», и Жадовым в «Доходном месте»…

Когда он стал дипломированным артистом, распределился в Театр русской драмы, что в Таллинне.

Он дебютировал там в постановке «Без вины виноватые» А. Островского. Причем ему доверили главную роль — Незнамова. Спектакль очень понравился театралам. В первую очередь из-за Олега Стриженова, в котором признали восходящую звезду. Эта роль стала для него в действительности первым шагом к настоящей славе.

Быть может, талантливого актера в будущем ждала бы блестящая театральная карьера, но однажды вмешался случай.

Его величество Случай

В 1952-м режиссер Александр Файнциммер запустил проект по экранизации романа «Овод» Э. Войнич. Он занимался поисками актера на главную роль Артура. При этом он искал именно дебютантов, которые были бы не замечены в кино. Помощница режиссера предложила начинающего театрального актера Олега Стриженова. На тот момент Файнциммер не смог принять никакого решения, поэтому поиски продолжились.

Через некоторое время съемки были отложены по техническим причинам. А второго режиссера отправили в командировку в столицу Эстонии. Он увидел, что на всех таллиннских улицах были наклеены афишы со спектаклем «Без вины виноватые». И он, естественно, пошел в театр, увидев Стриженова в роли Незнамова. По возвращении домой второй режиссер порекомендовал эту кандидатуру Файнциммеру. А тот, вспомнив знакомую фамилию, решил все-таки вызвать актера на пробы.

Дебют киноактера

Будущий киноактер прибыл в Ленинград и скептически был настроен по поводу проб. Ведь его оппонентами на роль Артура было много известнейших актеров, среди которых Ю. Панич и С. Бондарчук.

На кинопробах актер Олег Стриженов был крайне собран, а самим результатом режиссер был очень доволен. Таким образом, начинающего актера утвердили на роль.

Однако руководство эстонского театра решило не отпускать Стриженова на съемки. Тогда Григорий Козинцев, который являлся на тот момент художественным руководителем «Ленфильма», помог перевести его в Академический театр драмы им. Пушкина, что в Северной столице.

Снова начался киносъемочный процесс. Когда работа над фильмом была завершена и картина пошла в прокат, Стриженов стал знаменитым. Лента имела ошеломляющий успех.

Кстати, этот кинодебют совпал еще с другим важным событием в его личной жизни. Во время съемочного процесса он познакомился с исполнительницей роли Джеммы Марианной. Через некоторое время они расписались. А немногим позже у молодоженов родилась дочка. Ее назвали Наташей. В 2003-м в возрасте 45 лет она скончалась. А следом умерла и ее мама, первая жена блистательного актера.

Триумф

После роли Артура в «Оводе» Стриженов начал получать колоссальное количество предложений от других режиссеров. Так, он согласился сыграть главную роль в кинокартине «Мексиканец». В процессе работы над фильмом актеру пришлось учиться и мексиканским танцам, и боксу. К слову, тренировал его Виктор Михайлов, который в то время готовил советскую сборную.

Кинолента получила весьма хороший прием у киногурманов. Правда, критики, как всегда, утверждали, что этот фильм очень слабый.

Также в 1955-м Стриженов работал над картиной «Сорок первый» Г. Чухрая. Заметим, глава «Мосфильма» Иван Пырьев в главной роли видел только Юрия Яковлева, но сам режиссер настаивал только на Стриженове. В результате снялся Олег.

Эта роль принесла ему заслуженную славу. Лента вышла в прокат в 1956-м и имела колоссальный успех у киноманов. Кроме того, фильм отметили призом на известнейшем фестивале в Каннах.

Последующие четыре года Олег Стриженов, фильмы с участием которого полюбились зрителю, постоянно был занят в съемках. Так, он исполнил роль Гринева в «Капитанской дочке» и декабриста Бестужева в «Северной повести». Также он принял участие в фильмах «Белые ночи» и «Пиковая дама».

В ленте «В твоих руках жизнь» Стриженову впервые довелось играть современника. Он исполнил роль капитана саперов Дудина. По сценарию Дудин и сотоварищи в мирное время ликвидируют последствия этой кровопролитной и страшной войны. Через 15 лет после победы саперы находят склад боеприпасов, который был оставлен фашистскими оккупантами в одном из жилых районов города. После премьеры даже действующие офицеры заметили, что Стриженов, который в фильме воплотил образ настоящего воина, более чем правдоподобен.

В 60-х актер Олег Стриженов, биография которого насыщенна и интересна, активно продолжал сниматься. Так, он отправился в ЧССР для съемок фильма «Трус» И. Вайса. Потом – в Киев, где снялся в картине «В мертвой петле». Кстати, именно тогда он очень сблизился с молодым на тот момент режиссером Сергеем Параджановым.

А через пару лет Стриженов оказался в Париже. Во французской столице он работал над совместной советско-французской картиной под названием «Третья молодость». Актеру там пришлось играть великого композитора Петра Чайковского.

Как итог, к концу 50-х Стриженов стал одним из самых востребованных киноактеров кинематографа СССР. Между прочим, ряд кинокритиков называли его «советским Жераром Филипом». Как известно, Филип блестяще исполнил роль Фанфана-Тюльпана, после чего он стал настоящим идолом мирового экрана. Тем более многие отмечали внутреннюю и внешнюю схожесть с именитым французом. Но Стриженов всегда оставался русским актером.

Возвращение в театр

В конце 60-х Олег Стриженов, фильмография которого была довольно внушительной, после длительного перерыва решил вернуться в театр. Он оказался в труппе МХАТа. Актеру великолепно удалось сыграть Тятина в горьковском «Егоре Булычеве и других», Треплева в чеховской «Чайке», Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера и пр.

Кроме того, когда вернулся на сцену Олег Стриженов, личная жизнь его кардинально изменилась. Дело в том, что он нашел свою новую половинку. Вторую супругу звали Любовью. Она также трудилась во МХАТе. Через некоторое время пара расписалась, а вскоре у них появился наследник фамилии – Александр. Он женат на актрисе и ведущей Екатерине Стриженовой. У них две дочери.

Брак между Олегом и Любовью продлился шесть лет. Из-за взаимных обид и претензий они решили развестись. Спустя десятилетие бывшая супруга ушла в монастырь.

Начало 70-х для Стриженова было более чем многообещающим, а вот назвать этот период удачным с точки зрения творчества вряд ли можно. Теперь его далеко не всегда радовали предложениями ролей. Поэтому он чувствовал, что свой потенциал актера он не раскрывает.

В эти времена самыми заметными ролями, наверное, стали князь Волконский в фильме «Звезда пленительного счастья» и разведчик в «Земле, до востребования».

Ну, а во время киносъемочного процесса фильма, который назывался «Последняя жертва», Стриженов познакомился с актрисой Лионеллой Пырьевой. Она до 1968-го являлась супругой именитого режиссера И. Пырьева. Поклонники кино прекрасно помнят ее. Прежде всего, она отлично сыграла в таких кинолентах, как «Братья Карамазовы», «Опасные гастроли» и «Хозяин тайги». Кстати, в двух последних картинах ей довелось играть любимых дам гениального Владимира Высоцкого.

Калейдоскоп ролей

Конечно же, стоит отдельно отметить и ряд кинокартин, где блистал этот разноплановый актер. В данном списке по праву первую позицию занимает фильм «Его звали Роберт». Картина получила не только премию «Золотой шар» в Триесте, но и диплом на кинофестивале фантастических фильмов в Милане. Между прочим, в этой работе актер смог сыграть сразу две роли — собственно самого робота и молодого ученого специалиста. Фильм отлично был принят кинозрителями, и, на удивление, он до сих пор смотрится с большим интересом.

Также неординарная роль Стриженова получилась и в фильме «Неподсуден» Ускова и Краснопольского. Сюжет показывает классический любовный треугольник. Главные роли исполнили Олег Стриженов (Егоров), Леонид Куравлев и Людмила Максакова. По сценарию, персонажа Стриженова в пору молодости оклеветал и предал бывший ближайший друг. Он женился на любимой женщине Егорова. У пары появился сын. Спустя восемнадцать лет волей случая все трое оказались на борту одного авиалайнера. А капитаном экипажа был именно Егоров. Честно говоря, данная картина собирала полные залы. Фильм был одним из безоговорочных лидеров проката. А поклонники, постоянно споря, еще долго переживали за героев этой картины.

Олег Стриженов, биография, дети, личная жизнь которого интересны его поклонникам, активно снимался до середины 80-х. В этот период он принял участие в нескольких картинах, но самыми удачными можно назвать «Юность Петра» и «Господин Великий Новгород», а также ленту «Приступить к ликвидации» по книге Э. Хруцкого. В этом фильме Стриженов играл начальника оперативной группы МУРа, которая проводила операцию весной 1945-го в Западной Белоруссии. Этот отряд должен был ликвидировать бандформирование бывшего пособника фашистов Болеслава Крука. В целом лента получила отличную оценку не только у критиков, но и у поклонников. Фильм посмотрели порядка 24 млн зрителей. По сути, это был в действительности последний ощутимый успех Стриженова как киноактера.

В последующие 7 лет (1984-1991) великолепный актер смог сняться всего лишь в 6 кинокартинах. При этом ни одна из них не принесла ему подлинного удовлетворения в творчестве. Речь идет о таких фильмах, как «Снайпер», «Акция», «Мой любимый клоун», «Оглашению не подлежит» и др.

Из нереализованного

За всю большую карьеру Стриженова удача лишь дважды пролетела мимо него. Так, в далеком 1958-м он мог сыграть Алешу Скворцова в чухраевском гениальном фильме «Баллада о солдате». Даже сам режиссер планировал отдать эту роль Стриженову. Но судьба распорядилась, как всегда, совершенно по-своему.

А через четыре года великий Бондарчук начал экранизировать роман «Война и мир» Л. Толстого, и уже шел процесс подбора актеров.

По воспоминаниям, вся страна сильно переживала, кто же будет играть главные роли. И когда стало известно, что на роль Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Тихонов, многие были разочарованы. Так как они считали, что князя гармоничнее сыграл бы Олег Стриженов.

Лишь через несколько лет стало известно, что за история случилась на пробах. Бондарчук предложил актеру роль Долохова. Он, конечно же, согласился. А тем временем режиссер на роль Болконского пробовал огромное количество актеров, кроме Стриженова.

Правда, впоследствии сам Бондарчук предложил и ему испытать судьбу на этот предмет. Но теперь, по словам Стриженова, это сильно задело его и оскорбило. Тем более что такие именитые режиссеры, как Герасимов и Пырьев, приглашали его на роли без всяких проб. Так что он отказался.

Однако этот факт получил дальнейшее развитие и имел колоссальный резонанс в начальственных кругах. Даже Екатерина Фурцева, которая являлась на тот момент министром культуры, лично позвонила актеру. Но эти переговоры оказались тщетными.

Современность

В 90-х Олег Стриженов, биография, личная жизнь, дети которого всегда были под пристальным вниманием поклонников и журналистов, был задействован лишь в нескольких фильмах. По его словам, эти работы ему не добавили ни удовлетворения, ни популярности.

На данный момент он практически бросил кинематограф. Одна из его последних работ датирована 2004-м. Речь идет о картине «Пять звезд», где он сыграл директора отеля.

Все свободное время он старается отдавать себя прежнему увлечению — живописи.

Что касается личной жизни, гениальный актер живет уединенно с последней супругой. Они счастливы уже почти сорок лет. Дети Олега Стриженова по стопам отца не пошли. Дочери, как уже упоминалось выше, нет в живых. С сыном Александром актер в прекрасных отношениях. Частенько они собираются все вместе. У Олега и Лионеллы Стриженовых общих детей нет. Но вот от первого брака уже есть даже правнуки.

Кроме того, актер не дает интервью. Но, судя по всему, он более чем доволен своей судьбой. А это, наверное, самое главное…


источники:

http://biography-life.ru/art/310-akter-oleg-strizhenov-biografiya-lichnaya-zhizn-foto-zhizn-ne-tolko-kino.html

http://www.syl.ru/article/311882/akter-oleg-strijenov-biografiya-lichnaya-jizn-deti