Актер Николай Дорохин биография

Дорохин Николай Иванович

Дорохин Николай Иванович
Народный артист РСФСР (1948)
Лауреат Сталинских премий (II степени, 1941 – за роль Петра Захаркина в фильме «Последняя ночь»; I степени, 1947 – за роль шофёра Минутки в спектакле «Победители» МХАТа им. М. Горького).
Родился 5 (18) мая 1905 года.
Умер 31 декабря 1953 года.

Николай Дорохин родился в Луганске в семье Ивана Кирилловича Дорохина (1880–?) и Прасковьи Артемьевны Дорохиной (в девичестве – Ачкасовой; 1882–?), был вторым ребёнком из четырёх их детей. В мае 1920 года, желая быть полезным молодой стране советов, поступил добровольцем в Красную армию, но поскольку ещё не достиг совершеннолетнего возраста, был определён в переписчики 3-го стрелкового батальона. Уйдя из армии в августе 1921-го, учился в школе II ступени и одновременно работал счетоводом Елецкого коммунального отдела, в качестве статиста принимал участие в постановках Елецкого городского театра. В 1924 году, окончив школу, уехал в Москву учиться на артиста. Вот как, несколько иначе, вспоминала об этом моменте вдова Николая Дорохина Софья Станиславовна Пилявская: «Из родительского дома в Ельце он почти убежал в Москву – “в артисты”. Было это осенью 1923 года. Подал заявление и документы одновременно на медицинский факультет и в театральное училище, которое впоследствии преобразовалось в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На медицинский факультет был принят в силу крестьянского происхождения, а учиться пошёл в театральное».

По окончании театрального техникума, 31 августа 1927 года Николай Дорохин прошёл большой конкурс и был принят в труппу МХАТа. Оставался там до конца жизни, сформировавшись в интересного разнопланового артиста. Играл, как правило, людей из народа, социальных героев, характерно-комедийные роли. Обладал немного простоватой внешностью, но благодаря обаянию, открытости, оригинальному юмору, музыкальности создавал яркие живые образы. «Дорохин был очень музыкален, играл по слуху на рояле, гитаре, даже на скрипке, и особенно хорошо на “ливенке”», — вспоминала С.С. Пилявская.

В театре Николай Дорохин играл много и плодотворно как в советских пьесах, так и в постановках классических произведений. Среди его сценических образов: Андронов («Блокада» Вс.В. Иванова), Безайс («Наша молодость» С.М. Карташова), Вася («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Стёпа и Бублик («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука), Греков («Враги» М. Горького), Рябинин («Достигаев и другие» М. Горького), Федотик («Три сестры» А.П. Чехова), Веретенников («Офицер флота» А.А. Крона), шофёр Минутка («Победители» Б.Ф. Чирскова), Ванин («Дни и ночи» К.М. Симонова) и другие. В кино Дорохин ярко о себе заявил в фильме Юлия Райзмана «Последняя ночь» в роли Петра Захаркина, одного из лидеров рабочего восстания в Москве. Эта работа принесла актёру широкую известность и Сталинскую премию II степени. За ней последовал ряд интересных образов людей из народа и военных, воплощённых Дорохиным с большой искренностью и теплотой. Среди них: партизан Андрей («Волочаевские дни», режиссёры Братья Васильевы), пекарь Осип Шатунов («Мои университеты», режиссёр Марк Донской), авиаконструктор Кочин («Ошибка инженера Кочина», режиссёр Александр Мачерет), первопечатник Иван Фёдоров в одноимённом фильме Григория Левкоева, рядовой Сизов («Малахов курган», режиссёры Иосиф Хейфиц и Александр Зархи) и другие.

Николай Дорохин и Софья Пилявская поженились в 1933 году, прожили вместе двадцать лет, до момента кончины актёра. Семейная жизнь этой четы была непростой, проходила в дни тяжёлых политических событий в стране. Когда в 1937 году был арестован отец Софьи Станиславовны, Николай Иванович заработал свой первый инфаркт. Тогда он оправился, но сердце актёра с тех пор постоянно давало сбой. В начале 1950-х, чтобы не подвергать его нагрузкам, врачи запретили Николаю Ивановичу сниматься и пытались оградить от активной работы в театре. Но Дорохин не мог ограничиться созерцанием творческого процесса со стороны. В начале сезона 1953/1954 годов он принял на себя обязанности заведующего труппой и начал репетировать роль солдата в «Залпе “Авроры”» М.В. Большинцова и М.Э. Чиаурели в постановке Михаила Кедрова, однако успел выйти на сцену в этом образе всего один раз – 30 декабря 1953 года. По традиции, на следующий день, около двенадцати часов вечера вместе с женой Софьей Пилявской он отправился для встречи нового года к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Едва переступив порог её квартиры, Николай Иванович почувствовал себя плохо, упал и вскоре умер. 4 января 1954 года его похоронили на Новодевичьем кладбище. Софья Пилявская больше никогда не выходила замуж, свято хранила память о муже.

Фильмы и роли:

1925: «Сигнал» (эп.); 1936: «Последняя ночь» (Петр Захаркин); 1937: «Волочаевские дни» (Андрей), «На Дальнем Востоке» (Лубенцов); 1939: «Комендант птичьего острова» (командир катера «Смелый»), «Мои университеты» (Осип Шатунов), «Ошибка инженера Кочина» (Кочин); 1941: «Первопечатник Иван Федоров», к/м (Иван Федоров); 1944: «Малахов курган» (Сизов), «Морской батальон» (Курский); 1947: «Сельская учительница» (Стрекопытов); 1948: «Драгоценные зерна» (Бережной); 1949: «Сталинградская битва» (Н.С. Хрущёв).

Софья Пилявская: 46 лет она встречала Новый год в полном одиночестве

Она оставалась красивой до глубокой старости. Утонченность, интеллигентность, аристократизм и какая-то кажущаяся несовременность стали визитной карточкой Софьи Пилявской и одновременно её наказанием. Как жаль, что на сцене она не смогла сыграть все, на что был способен её талант, а наше кино потеряло и того больше — Пилявскую снимали непростительно мало.

Софью сложно было представить в востребованных в её молодости ролях передовиц производства, крестьянок или бесстрашных комсомолок на фронте. Её красота была вне времени, а сердце навсегда осталось в том МХАТе, где она начинала, и так и не смогла привыкнуть к новой реальности.

Пилявская застала всех корифеев в здравии и на сцене: Константина Станиславского, Ивана Москвина, Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, с которой близко дружила и на пороге дома которой в новогоднюю ночь 1954 года произошло событие, навсегда разделившее жизнь Софьи на до и после…

Софья Пилявская в фильме «Покровские ворота» (1982) и в молодости

Детство Софьи Пилявской и первая встреча со Станиславским

У Пилявской польские корни со стороны обоих родителей. Она была крещена в католической церкви и носила по традиции тройное имя — Софья Аделаида Антуанетта. В доме говорили только на родном языке, иногда на французском, а вот на русский переходили только за его пределами. Из-за этого у юной Зоси (так Софью называли в семье) был сильный акцент, который в будущем не позволил ей с первого раза стать студенткой театрального.

Отец Станислав Пилявский был дворянином, однако в начале 20 века впечатлился идеями большевизма, за что был отправлен в ссылку в Красноярск, где и родилась Софья. Позже её родители разошлись, и в 1917 году Станислав отбыл в Петроград уже с другой женщиной. Он сыграл одну из ключевых ролей в революции и вплоть до 1937 года занимал в правительстве высокий чин.

Софья Пилявская в детстве и юности

После революции вся семья уже жила в Москве. Софья с матерью и братом — в коммуналке, которую они делили с актерами МХАТа, а отец с новой семьей — в положенной ему по статусу четырехкомнатной квартире с видом на Кремль. Пилявская всю жизнь была благодарна за то, что родители оградили их от семейных драм и с уважением относились друг к другу даже после развода.

Однажды в их коммуналку заглянул сам Константин Станиславский — пришел к соседям в гости. Так состоялось первое знакомство 9-летней Зоси и её будущего учителя. Через пару лет она была уже полностью во власти МХАТ, где пересмотрела все спектакли, часто в ущерб учебе.

Впервые Пилявская вышла на сцену еще в школе, а к её окончанию уже понимала, что в её жизни будет только МХАТ и ничего больше. Тем не менее, Пилявская чуть не распрощалась с мечтой, когда пыталась попасть в класс к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре Станиславского, услышав от нее свой приговор:

Милая барышня… Должна вас огорчить. Сильный польский акцент почти не исправим, и на русской сцене вам вряд ли удастся быть.

Зося тогда категорически запретила своим домашним говорить в её присутствии на польском. Особенно сложно это давалось её матери, которая и думала-то на родном языке и только потом переводила на русский. Пилявская занималась часами, днями, месяцами… и поборола свой акцент! Соколова была удивлена и, посовещавшись со Станиславским, сделала её своей студенткой.

Отцу Софья об этом рассказала только после первого занятия. К сожалению, недолго ему оставалось радоваться успехам дочери.

Софья Пилявская и Николай Дорохин

Наверное, Пилявская смогла бы сделать счастливым любого мужчину одним лишь своим нахождением рядом с ним. Однако она хранила верность только двум — собственному мужу актеру Николаю Дорохину и… театру.

Гастроли МХАТ, 30-е годы. Софья Пилявская и Николай Дорохин сидят по центру фото

Познакомились они с Дорохиным во МХАТе, поженились, через какое-то время получили отдельную квартиру, в которую пришел знакомиться с зятем отец Софьи. Однако Николай был на съемках и так сложилось, что больше они с ним так и не свиделись.

Когда через несколько дней молодые супруги сами пришли к отцу, квартира была опечатана, а его самого забрали на Лубянку. «Десять лет без права переписки» — так звучал приговор, лишь спустя много лет Пилявская узнала, что отца давно нет в живых.

Софья стала «дочерью врага народа», а Дорохин — его зятем. Их затаскали по кабинетам и тогда у 33-летнего мужчины случился первый инфаркт. Пилявская сама была на волоске от гибели, в театре её заставили написать заявление «по собственному желанию», однако Станиславский отказался его подписывать. Он спас тогда свою ученицу.

Однако сама она жила с чувством, что предала его. Через какое-то время Станиславский сильно заболел и ждал молодых актеров дома — хотел быть по-прежнему в работе, передавать опыт. На последней встрече взял с Софьи обещание, что она придет снова. И она не пришла… К нему тогда уже практически никого не пускали.

Софья Пилявская и Николай Дорохин

Овдовела Софья очень рано — в свои 42. Случилось это в новогоднюю ночь на пороге квартиры Ольги Книппер-Чеховой, куда они с мужем были приглашены встречать праздник. У Дорохина, как известно, было слабое сердце. На входе он неудачно поскользнулся и ударился головой, через несколько часов его не стало.

На 46 лет пережила Пилявская своего мужа. Каждый следующий Новый год она ставила елочку и встречала его в полном одиночестве. Замуж она больше не вышла, хотя еще долго привлекала внимание мужчин. Софья посвятила себя полностью театру, хотя пережила в нем разные времена и отсутствие ролей — тоже.

Она бы могла обратиться за помощью к своей старшей подруге Ольге Книппер-Чеховой, но они были, как ни странно, слишком близки, чтобы та замолвила за нее словечко. В старом МХАТе для уважающих себя актеров такие протекции были просто немыслимы. А через несколько лет не стало и Чеховой… Она прожила очень долгую жизнь, в самом конце говорила фразу, истинный смысл которой Софья поняла только, когда сама была в её возрасте:

Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…

Последние годы жизни Софьи Пилявской

МХАТ остался единственной любовью Софьи. Она появилась в нем тогда, когда вокруг были просто гении. Они стали уходить один за другим, а каждое новое поколение Пилявская уже понимала и принимала все сложнее. Как и «старики» она по-прежнему приходила за два часа до спектакля, чтобы подготовиться и пропитаться атмосферой театра. Молодежь же ей казалось, что делает все небрежно, на бегу…

Когда МХАТ разделился на два театра, Пилявская словно не замечала этого. Он так и остался для нее един. Она работала с Ефремовым (и позже перешла под его руководство в МХТ имени Чехова). Поначалу режиссер не знал, что с ней делать, но потом у них сложился прекрасный тандем и у Софьи наконец-то снова появились интересные роли.

В возрасте 70 лет она сыграла тетю Костика в фильме «Покровские ворота» и это, пожалуй, самая известная её роль в кино. Молодое поколение тогда открыло для себя актрису Пилявскую и потянулось в театр.

Софья Пилявская и ее «Грустная книга»

И все же к молодежи Софья была добра и воспитала огромное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами советской сцены и кино — Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин, Алла Покровская… Уже под их руководством выросла целая плеяда современных актеров.

Кстати, многие студенты называли Пилявскую просто Зосей. Она была очень душевным человеком, часто приглашала их к себе в гости. В квартире на стене висел большой портрет её мужа Николая Дорохина, о нем она говорила всегда много и с удовольствием.

В конце жизни Софья издала мемуары, которые называются просто «Грустная книга». Она жила со своей домработницей, которую считала членом семьи. Пилявская оставила завещание, где не забыла никого и каждый, кто был рядом, получил от нее что-то на память.

Не стало великой актрисы в январе 2000 года. Тогда она и воссоединилась с теми, кого ей так не хватало на этом свете.

Софья Пилявская

Биография

Как и артистка Театра Красной армии Любовь Добржанская, актриса МХАТа Софья Пилявская имела польские корни. Однако, когда отец первой получал именное оружие за доблестную службу царской власти, второй боролся с монархическим режимом в России.

Детство и юность

Родители Софьи обвенчались в Санкт-Петербурге, где Станислав Пилявский учился на юридическом факультете университета. В российской столице появился на свет и старший брат актрисы, названный в честь отца. Софья родилась в мае 1911 года в Красноярске, куда сослали на вечное поселение ее папу.

У родителей будущей актрисы, друживших со ссыльным Авелем Енукидзе, в услужении находились кухарка, дворник и няня. Деньги «сибирякам поневоле» присылали мама, отчим отца и старшая сестра матери. Была у ссыльных и дача на берегу Енисея.

После рождения Софьи в Красноярск на год приезжала ее бабушка. Затем девочку отвезли в Польшу, где крестили тройным именем Софья Аделаида Антуанетта. Впрочем, актриса предпочитала, чтобы друзья и родные ее называли Зосей.

В младенчестве Соня переболела всеми детскими инфекциями, в 3 года — оспой, а в 7 (уже в Петрограде) — сыпным тифом. Однако девочка росла бойкой, и старший брат ее слушался. В детстве Пилявская дебютировала на сцене, сыграв Муху на подмостках красноярского театра.

Когда девочке было 5 лет, в родительском доме в качестве гостьи поселилась ссыльная Елена Смиттен, вместе с которой в конце 1916 года отец Сони и Стаса уехал в Петроград. Родители Пилявской разошлись, но остались друзьями. В 1917 году уже жившая в городе на Неве мать актрисы приютила и вылечила больную и беременную соперницу. Елена родила единокровную сестру Софьи и Станислава — Наташу.

В 1919 году, после ряда приключений, будущая актриса с матерью и братом поселились в коммунальной квартире в Москве. Пилявский-старший с молодой женой и новорожденной дочерью в это время жил в Кремле, в кельях Чудова монастыря. Мужчина дослужился до должности председателя специальной коллегии Верховного суда СССР, однако в 1937 году его расстреляли. От репрессий Софью спасло заступничество Константина Станиславского.

На актрису Пилявская выучилась в драматическом классе сестры Константина Сергеевича — Зинаиды Соколовой, куда поступила со второй попытки. В первый раз родственница Станиславского отвергла девушку из-за сильного польского акцента. Год Софья работала над произношением, и речь уроженки Красноярска стала безупречной.

Личная жизнь

Замуж актриса, отличавшаяся внешней красотой и царственной осанкой, вышла за коллегу по МХАТу Николая Дорохина. Супруг, праздновавший день рождения на день позже Софьи, обожал красавицу-жену. Увидев в музее статую Венеры, Николай воскликнул:

Однако личная жизнь Пилявской недолго была счастливой.

Муж Софьи Станиславовны скончался за полчаса до наступления Нового 1953 года в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, куда супруги пришли, чтобы отмечать праздник. Причиной смерти мужчины стал сердечный приступ. Больше Пилявская замуж не выходила, детей у актрисы не было.

Театр и фильмы

Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.

В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.

В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).

В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.

В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».

Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».

За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.

Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.

Смерть

В 1993 году Софья Станиславовна издала мемуары. Книга выходила под названиями «По долгу памяти» и «Грустная книга». В конце жизни актриса, в молодости дружившая с вдовами Антона Чехова и Михаила Булгакова, дружила с Наиной Ельциной.

Пилявская умерла 21 января в Кремлевской больнице. Могила актрисы находится на Новодевичьем кладбище Москвы.


источники:

http://retrospectra.ru/sofia-pilyavskaya/

http://24smi.org/celebrity/115944-sofia-piliavskaia.html