Актер Менглет биография Личная

Актер Георгий Менглет: биография, личная жизнь, семья, фильмы

В нашей статье речь пойдет о биографии и личной жизни Георгия Менглета – прекрасного человека, талантливого, самобытного артиста и отличного семьянина. Он прошел долгий жизненный путь, сыграл множество разноплановых ролей и оставил после себя хорошую добрую память. Итак, начнем наше повествование.

Как все начиналось

Как гласит биография, Менглет Георгий Павлович родился в Воронеже 4 сентября 1912 года. Актерские способности проявились у него еще в школьные годы. Мальчик записался в драмкружок, который вела преподавательница литературы и русского языка.

Юному актеру доверяли играть самые сложные роли: Осипа в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума», профессора Кругосветова в «Плодах просвещения» и т. д. Учительница заметила, как одарен ее ученик, и посоветовала ему обязательно поступать в театральное училище.

В 1930 году юноша едет в Москву сдавать экзамены в ГИТИС. Несмотря на огромный конкурс, Менглет легко проходит все вступительные испытания и становится студентом столичного театрального вуза.

Дворянские корни

Поклонников Менглета всегда интересовало, откуда у этого человека, рожденного в провинции, в семье обычного советского служащего и домохозяйки, такие аристократические манеры и благородный облик. Видимо, все дело в дворянских корнях.

Отец Георгия Павловича был потомственным дворянином, тщательно скрывавшим при большевиках свое происхождение. Российская ветка рода Менглетов берет начало от капитана французской армии Людовика Менглета.

Театр

После успешного окончания ГИТИСа Менглета принимают в качестве артиста в студию Алексея Дикого. Впоследствии актер называл этого человека самым главным своим учителем.

Первый успех пришел к молодому актеру после исполнения роли приказчика Сергея в нашумевшем спектакле Алексея Дикого «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова. В 1937 году Алексей Дикий был арестован по доносу как иностранный шпион. Студийцы осиротели. Оставаться в Москве было небезопасно, и труппа отправилась в Сталинабад (впоследствии город был переименован в Душанбе). Так Георгий Менглет оказался в Таджикистане.

В Сталинабаде столичные артисты организовали Русский драматический театр. В этом городе Менглет жил и работал до 1942 года. В годы Великой Отечественной войны Георгий Павлович становится членом артистической фронтовой бригады и ездит на фронт выступать перед бойцами. Впоследствии его назначают руководителем фронтового театра. После окончания войны в 1945 году Менглет поступает в труппу столичного Театра сатиры и буквально с первых своих ролей становится ведущим артистом. Вся дальнейшая творческая биография Георгия Менглета будет прочно связана именно с этим театром, в нем он прослужит всю свою долгую жизнь.

Наш герой был не только талантливым артистом, но и удивительно красивым и обаятельным человеком. В начале своей карьеры в Театре сатиры он часто играл героев-любовников. Без преувеличения можно сказать, что в те годы Менглет считался одним из самых лучших артистов, работающих в этом амплуа.

Особенно он был хорош в роли Жоржа Дюруа в спектакле, поставленном по роману Мопассана «Милый друг». Восторженные поклонницы ходили за ним толпами. Даже партнерши не могли устоять перед обаянием Менглета и влюблялись в красавца-артиста. Ниже можно увидеть фото Георгия Менглета в молодости.

Шли годы и постепенно актер переключился на более интересные острохарактерные роли. На сцену родного театра Георгий Павлович Менглет выходил до самых последних дней жизни.

Такие разные роли

Среди лучших ролей, сыгранных артистом в Театре сатиры, особенно выделяются следующие:

  • старый слуга Фирс («Вишневый сад»);
  • судья («Женитьба Фигаро»);
  • попечитель Земляника («Ревизор»);
  • Пишта («Проснись и пой»);
  • Девятов («Мы, нижеподписавшиеся»);
  • Вышневский («Доходное место»);
  • Кучумов («Бешеные деньги»).

Работа в кино

Актер не любил работать в кино, его раздражала камера. Фильмов с Георгием Менглетом мало, на большом экране он практически не появлялся. В 1984 году Евгений Матвеев пригласил его сняться в роли Черчиля в полнометражном фильме «Победа». Менглет очень органично смотрелся в образе английского премьер-министра.

В разные годы актер успешно играл в телевизионных фильмах: «Андро и Сандро», «Обыкновенный человек», «Дом, где разбивают сердца» и многих других. Менглет даже успел сняться в нескольких сериях популярного сатирического телепроекта «Кабачок 13 стульев» в комедийной роли пана Мамонта Маломальского.

В советские времена был очень популярен жанр телеспектаклей. Некоторые наиболее успешные постановки Театра сатиры были сняты на пленку для показа по центральному телевидению. Благодаря этому мы можем и сегодня наслаждаться театральным творчеством Георгия Менглета. По телевизору иногда транслируют легендарные постановки «Женитьба Фигаро» и «Проснись и пой», где играл артист.

Личная жизнь Георгия Менглета

Первый раз актер женился в очень молодом возрасте на актрисе Валентине Королевой. В этом браке у актера родилась дочь Майя, ставшая впоследствии знаменитой киноактрисой. Этот первый брак просуществовал достаточно долго, супруги вместе вырастили дочь и выдали ее замуж. Но в 1961 году актер принял решение уйти из семьи и начать новую жизнь.

Второй женой Георгия Менглета стала актриса Театра сатиры – Нина Архипова. Их отношения начались еще во время совместных репетиций спектакля «Милый друг». Биография и семья Георгия Менглета – эти темы всегда волновали его поклонников, но актер не любил посвящать окружающих в тайны своей личной жизни.

Нина Архипова рассказывала журналистам, как Жорик – так все называли молодого Менглета, – помогал ей во всем, давал советы, поддерживал, когда что-то у нее не получалось с ролью. Женщину покорила его доброта и отзывчивость. В то время актриса переживала тяжелый период в своей жизни, у нее умер супруг – писатель Горбатов, оставив ей на попечение четырех детей от предыдущего брака и больную свекровь.

Менглету пришлось несколько лет терпеливо ухаживать за Ниной Архиповой, прежде чем та согласилась выйти за него замуж. Впоследствии она никогда не пожалела о своем решении. Они жили очень счастливо и любили друг друга.

Менглет был прекрасным мужем! Ему приходилось заботиться не только о своей любимой жене, но и о детях Горбатого, и даже о его матери. Личная жизнь актера Георгия Менглета была наполнена не только радостями ответной любви, но и бесконечными трудами.

Он был хорошим отчимом, дети любили и почитали его как родного отца. Когда они выросли и стали жить отдельно, то часто навещали родителей, помогали им во всем.

Хотя Архипова и Менглет служили в одном театре, им почти не удавалось играть вместе. Исключением был спектакль, поставленный на сцене Театра сатиры Марком Захаровым – «Проснись и пой». В этой постановке супруги исполняли комедийные роли мужа и жены.

Дочь актера

Хотелось бы немного рассказать о судьбе родной дочери Менглета – Майи, родившейся в 1935 году. Она известна любителям советского кино по роли в фильме «Дело было в Пенькове».

Дочь актера закончила Школу-студию МХАТ и долгое время работала в Театре им. Станиславского. Еще в студенческие годы Майя Менглет вышла замуж за актера Леонида Сатановского. У супругов родилось двое сыновей. Когда дети выросли, они эмигрировали в Австралию, вслед за ними туда уехали и их родители. В 2015 году муж Майи скончался.

Майя Менглет после того, как отец ушел из семьи, долгое время не разговаривала с ним, считала, что он предал ее мать – Валентину Королеву. Со временем горечь обиды стала утихать, но до конца так и не прошла. Сегодня Майя Георгиевна живет в Мельбурне, воспитывает внуков и правнуков.

Хобби актера

В юности Менглет страстно увлекался фотографией и очень любил читать книги. Позже он стал настоящим футбольным фанатом. Болел за команду ЦСКА. Если его любимая команда выигрывала матч, он радовался словно ребенок. В случае проигрыша он звонил своему другу – конферансье Евгению Кравинскому (такому же страстному болельщику) – и буквально рыдал в телефонную трубку. Об этом рассказывала журналистам Нина Архипова.

Также она говорила, что знаменитый артист был очень домашним человеком. Менглет не любил шумных компаний и ресторанов, всегда старался после спектакля сразу же отправиться домой.

Забавные случаи из жизни

В жизни Георгия Менглета было много забавных ситуаций, он часто рассказывал о них друзьям. Вот некоторые из этих историй:

1. Дочь актера – Майя Менглет – стала очень известной после успеха фильма «Дело было в Пенькове», а ее отец в то время еще не был знаком широкому зрителю. Когда он с кем-нибудь знакомился и называл свою фамилию, его сразу же спрашивали: не родственник ли он знаменитой киноактрисы?

Отцу очень хотелось сравняться по популярности со своей дочерью, но это удалось ему нескоро. Ведь он предпочитал не сниматься в кино, а именно оно является самым массовым видом искусства. Менглет стал по-настоящему знаменит и узнаваем многомиллионной советской зрительской аудиторией только после премьеры двух новых серий «Знатоков» в 1975 году, где он бесподобно сыграл роль обаятельного жулика.

2. В 1952 году режиссер Александров приступил к съемкам фильма о композиторе Глинке. На главную роль он пригласил попробоваться Менглета. Кинопробы были удачными, но на художественном совете было сказано, что будет очень странным, если роль русского композитора будет играть актер по фамилии Менглет.

После этого замечания для фильма подыскали другого актера, а Георгий Менглет очень обиделся на кинематограф и несколько лет старался избегать кинопроб.

3. В двадцатые годы молодой артист ездил с агитбригадой по деревням. На одном из представлений, когда актер пел перед крестьянской публикой частушки о «кулаках» и «подкулачниках», один из деревенских мужиков встал со своего места, подошел к Менглету и обрушил на его голову удар огромной дубиной.

К счастью, артист успел быстро отклониться, и это спасло его от тяжелой травмы. На следующий день почти все столичные советские газеты напечатали заметки об этом инциденте. Так Менглет впервые ощутил вкус «славы».

Фильмография

Георгий Менглет был в первую очередь театральным актером, поэтому список фильмов, в которых он снимался, не столь велик. Вот он:

  • «Швейк готовится к бою»;
  • «Обнаженная со скрипкой»;
  • «Лермонтов»;
  • «Наследники Рабурдэна»;
  • «Обыкновенный человек»;
  • мини-сериал «Короткие истории»;
  • комедийный телесериал «Кабачок «13 стульев»;
  • «Лабиринт»;
  • «Офицер флота»;
  • «Швейк во Второй мировой войне»
  • «Безумный день или женитьба Фигаро»;
  • «Проснись и пой»;
  • «Андро и Сандро»;
  • «Дом, где разбиваются сердца»;
  • «Пощечина»;
  • сериал «Следствие ведут знатоки»;
  • «Ну, публика!»;
  • «Пена»;
  • «Таблетку под язык»;
  • «Победа»;
  • «Черчиль»;
  • «Самоубийца».

Звания и награды

За свою долгую жизнь Георгий Павлович Менглет получил много наград и несколько почетных званий. Среди них:

  • звание Народного артиста РСФСР (получено в 1956 году);
  • звание Народного артиста СССР (1974 год);
  • орден «За заслуги перед Отечеством»;
  • орден Трудового Красного Знамени;
  • орден «Знак Почета»;
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;
  • медаль «В память 850-летия Москвы».

Причина смерти и место захоронения

Народный артист скоропостижно скончался 1 мая 2001 года. В этот день жене Георгия Менглета, Нине Архиповой, исполнялось 80 лет. В театре готовились отмечать юбилейную дату; Менглет репетировал торжественную речь, с которой должен был выступать на мероприятии.

Внезапно актеру стало плохо. Как потом выяснилось, у него оторвался тромб. Георгий Павлович Менглет был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Он прожил 88 лет.

Георгий Менглет — биография, новости, личная жизнь

Георгий Менглет

Георгий Павлович Менглет. Родился 4 (17) сентября 1912 года в Воронеже — умер 1 мая 2001 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, режиссер. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1977).

Георгий Менглет родился 4 (17 по новому стилю) сентября 1912 года в Воронеже.

Отец — Павел Владимирович Менглет (1884-1967), был выходцем из дворянской семьи Подольской губернии, служащий.

Мать — Екатерина Михайловна Менглет (1887-1978), домохозяйка.

Фамилия Менглет (Mainglet) имеет французские корни. А начало российской ветви положил Людовик Менглет, который служил в польских частях наполеоновской армии и даже участвовал в походе на Москву. В сражении при Торгау второго января 1814 года он попал в плен к русским войскам. Людовику Менглету, решившему остаться в той части Польши, которая отошла к России, удалось добиться поступления в русскую армию в том же чине капитана. В 1830 году Людовик Менглет с женой и сыном был внесен в родословную книгу дворянства Подольской губернии. Внук Людовика Менглета, Владимир Антонович, служил в уездном городе Коротояке Воронежской губернии. В 1897 году он переехал в Воронеж и поступил на службу в управление государственных имуществ помощником делопроизводителя. У него и у его жены, Александры Павловны родилось шестеро детей, один из которых — Павел — стал отцом Георгия Менглета.

В 1930 году он окончил 1-ю Воронежскую советскую трудовую школу 2-й ступени. Еще будучи школьником, он начал посещать драмкружок, который организовала их учительница литературы. Там юный актер играл: Чацкого в «Горе от ума», Вильгельма Телля, Осипа в «Ревизоре», профессора Кругосветлова в «Плодах просвещения». Уже в столь ранние годы Георгий демонстрировал незаурядный актерский талант, что было отмечено его учительницей.

В 1930-1933 годах учился в ЦЕТЕТИСе (ныне — ГИТИС), в классе А. П. Петровского.

В 1931 году параллельно с учёбой начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл в спектаклях «По указу его величества» К. Л. Мур, «Чернышевский и Александр II» Н. Н. Лернера, а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933).

В 1932-1933 годах — актёр Театра сатиры.

Как говорил Георгий Менглет, решающее влияние на него оказал Алексей Денисович Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Там Менглет показал себя актером острой и точной формы, меткой характерности, обладал ярким импровизационным даром. Уже первая его роль в студии Дикого — любовника в интермедии М. де Сервантеса «Ревнивый старик» (премьера спектакля 19 декабря 1934 года считается «днём рождения» студии), и особенно приказчика Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С. Лескову, выявили характерные черты его артистической индивидуальности.

В начале 1936 года студия Дикого была закрыта. Летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ). Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Менглет.

В Большом драматическом театр им. М. Горького сыграл в постановках: «Аристократы» А. Ф. Погодина (реж. Б. Тамарин) — Боткин; «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа (реж. А. Д. Дикий) — прапорщик Сезан; «Русалка» по А. С. Пушкину (реж. А. Дикий, Б. Бабочкин, В. Ланге, С. Марголин, Я. Штейн) — Князь.

После ареста Дикого в августе 1937 года актёр решил создать новый театр — из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно — русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было.

В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (позже Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского. На сцене этого театра сыграл более 20 ролей.

Работы Георгия Менглета в Русском драматическом театре им. В. Маяковского (Сталинабад):

  • 1937 — «Земля» Н. Е. Вирты (пост. Я. Штейна) — Листрат;
  • 1937 — «Ночной смотр» В. В. Шкваркина (пост. И. Савельева) — Верховский;
  • 1937 — «Очная ставка» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (пост. А. Бендера) — шпион Иванов;
  • 1937 — «Пограничник» В. Н. Билль-Белоцерковского (пост. А. Бендера и П. Ершова) — Хитров;
  • 1937 — «Похищение Елены» Л. Вернейля (пост. А. Бендера) — Жермон;
  • 1938 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (пост. А. Бендера) — Незнамов;
  • 1938 — «На дне» М. Горького (пост. В. Ланге) — Барон;
  • 1938 — «Разлом» Б. А. Лавренёва (реж. М. М. Яншин и В. Ланге) — матрос Пузырь;
  • 1938 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (пост. В. О. Топоркова и П. Ершова) — Беркутов;
  • 1938 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов;
  • 1939 — «Князь Мстислав Удалой» И. Л. Прута (пост. А. Бендера) — Лосенко;
  • 1939 — «Павел Греков» Б. И. Войтехова (пост. А. Бендера) — Сорокин;
  • 1939 — «Повесть о женщине» Л. Левина (пост. Г. Менглета) — Бережной;
  • 1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина (пост. А. Бендера) — Блажевич;
  • 1940 — «Мой сын» Ш. Гергеля и О. С. Литовского (пост. В. Ланге) — Ковач;
  • 1940 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (пост. С. Якушева) — Марк Громан;
  • 1941 — «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн (пост. О. Солюса) — Макс;
  • 1942 — «Мать» К. Чапека (пост. С. Юткевича) — Пётр;
  • 1942 — «Дым отечества» братьев Тур и Л. Р. Шейнина (пост. В. Ланге) — Якутович;
  • 1942 — «Тот, кого искали» А. Б. Раскина (пост. О. Солюса) — Женечка;
  • 1942 — «Русские люди» К. М. Симонова (пост. О. Солюса) — Козловский;
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука (пост. В. Ланге) — Крикун;
  • 1942 — «Пропавший без вести» С. В. Михалкова и Н. Кружкова (пост. О. Солюса) — Николай Чирков.

В театре осуществил постановки: «Сады цветут» В. С. Масса, Н. Куличенко; «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского.

В 1943 году создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии.

Несколько месяцев выступал на сцене Театра имени Е. Вахтангова в Москве, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни.

Работы Георгия Менглета в Московском театре Сатиры:

  • 1945 — «Пенелопа» С. Моэма (постановка Э. Краснянского) — Дик;
  • 1946 — «Человек с того света» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — Александр Иванович;
  • 1947 — «Время, вперед!» по В. П. Катаеву (постановка Н. Горчакова) — Маргулиес;
  • 1947 — «Встреча с юностью» А. Н. Арбузова (постановка О. Солюса) — Коля Шишкин;
  • 1947 — «Остров мира» Е. П. Петрова (постановка Н. Горчакова, Э. Краснянского) — Джекобс-младший;
  • 1948 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского по водевилю А. М. Бонди (постановка Э. Краснянского) — князь Ветринский;
  • 1949 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (постановка Н. Горчакова) — Костя;
  • 1949 — «Роковое наследство» Л. Р. Шейнина (постановка Н. Петрова) — Джеймс Уорфилд;
  • 1949 — «Мешок соблазнов» Н. Базилевского, В. Нейштадта по рассказам М. Твена (постановка Н. Петрова) — Вильсон;
  • 1949 — «Кто виноват?» Г. Мдивани (постановка Э. Краснянского) — Волков;
  • 1950 — «Комедия ошибок» У. Шекспира (постановка Э. Краснянского) — Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский;
  • 1950 — «Лондонские трущобы» Б. Шоу (постановка Э. Краснянского) — доктор Трэнч;
  • 1951 — «Их было трое» В. З. Масса, М. А. Червинского (постановка Э. Краснянского) — Чарльд Олбрайт;
  • 1951 — «Господин Дюруа» И. Л. Прута, А. Е. Штейнберга по Г. де Мопассану (постановка Э. Краснянского) — Жорж Дюруа;
  • 1952 — «Личная жизнь» К. Финкина (постановка Ю. Егорова, Ю. Победоносцева) — Иван Брыкин;
  • 1953 — «Где эта улица, где этот дом» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — Березкин;
  • 1953 — «Баня» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича, Н. Петрова) — Победоносиков;
  • 1954 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского по водевилю А. М. Бонди (постановка Э. Краснянского) — Лев Гурыч;
  • 1955 — «Клоп» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека, С. Юткевича) — Олег Баян;
  • 1956 — «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартры (постановка В. Плучека) — Жорж де Валера;
  • 1957 — «Домик» по В. П. Катаеву (постановка Э. Краснянского) — Передышкин;
  • 1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (постановка Г. Георгиевского) — Либеро;
  • 1958 — «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского (постановка В. Плучека) — немец;
  • 1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (постановка А. Лобанова) — Глумов;
  • 1959 — «Обнаженная со скрипкой» Н. Кауарда (постановка В. Плучека) — Себастьян;
  • 1960 — «Смейся, паяц!» В. П. Строкопытова (постановка Г.Георгиевского) — Багрянцев;
  • 1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского (постановка Э. Краснянского) — дядя Гриша;
  • 1960 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета (постановка В. Плучека) — комиссионер;
  • 1961 — «Игроки» Н. В. Гоголя (постановка В. Плучека) — Степан Иванович Утешительный;
  • 1961 — «Четвёртый позвонок» Н. Слоновой по М. Ларни (постановка Д. Тункеля) — Говард Эткинсон;
  • 1961 — «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова (постановка В. Плучека) — дед Северига;
  • 1962 — «Фунт лиха» С. Д. Нариньяни (постановка Д. Тункеля) — В.В.;
  • 1962 — «Наследники Рабурдена» Э. Золя (постановка В. Плучека) — доктор Мург;
  • 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В. Плучека) — Гектор Хешебай;
  • 1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского, В. З. Массы и М. А. Червинского (постановка Д. Тункеля) — Зефиров;
  • 1964 — «Обыкновенный человек» Б. Нушича (постановка П. Резникова) — Иованче Мицич;
  • 1964 — «Двенадцатифунтовый взгляд» Д. Барри (постановка О. Солюса) — Гарри Симс;
  • 1964 — «Бидерман и поджигатели» М. Фриша (постановка В. Плучека, М. Захарова) — Готлиб Бидерман;
  • 1965 — «Тёркин на том свете» по А. Т. Твардовскому (постановка В. Плучека) — читатель-дока;
  • 1966 — «Процесс Ричарда Ваверли» Р. Шнайдера (постановка З. Кюна) — адвокат доктор Андерсон;
  • 1966 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В. Плучека) — капитан Шотовер;
  • 1967 — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (постановка В. Плучека) — отец Диего;
  • 1967 — «Интервенция» Л. И. Славина (постановка В. Плучека) — полковник Фредамбе;
  • 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского (постановка М. Захарова) — Вышневский;
  • 1968 — «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина (постановка М. Захарова) — Брюкин;
  • 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (постановка В. Плучека) — Дон Бридуазон;
  • 1969 — «Брак поневоле» Ж.-Б. Мольера (постановка Н. Дешко) — Сгапарель;
  • 1970 — «Офицер флота» А. А. Крона (постановка М. Микаэлян) — художник Иван Константинович;
  • 1970 — «Судьба Овода» по роману Э. Войнич (постановка Ю. Кротенко) — Монтанелли;
  • 1970 — «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (постановка М. Захарова и А. Ширвиндта) — Пишта Орбок;
  • 1970 — «Впотьмах» А. И. Куприна (постановка М. Микаэлян) — Кашперов;
  • 1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Ф. Погодина (постановка М. Захарова) — Орджоникидзе;
  • 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя (постановка В. Плучека) — Земляника;
  • 1972 — «Падение Тапра» Д. Афруза (постановка С. Евлахишвили) — Ахмет;
  • 1974 — «Таблетка под язык» А. Е. Макаёнка (постановка В. Плучека) — Каравай;
  • 1974 — «Пощёчина» С. В. Михалкова (постановка В. Плучека, Л. Эйдлина) — профессор Щеглов;
  • 1975 — «Ремонт» М. М. Рощина (постановка В. Плучека) — человек в шлепанцах;
  • 1975 — «Пена» С. В. Михалкова (постановка В. Плучека) — Пал Палыч Махонин;
  • 1977 — «Андро и Сандро» Г. Д. Хугаева (постановка Г. Давидова) — Сандро;
  • 1977 — «Бег» М. А. Булгакова (постановка В. Плучека) — Корзухин;
  • 1978 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана (постановка В. Плучека) — Юрий Николаевич Девятов;
  • 1980 — «Её превосходительство» С. И. Алёшина (постановка А. Ширвиндта) — Карл;
  • 1980 — «Чудак» Н. Хикмета (постановка В. Кондратьева, В. Плучека) — Реджеб Бей;
  • 1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского (постановка А. Миронова) — Кучумов;
  • 1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (постановка В. Плучека) — Аристарх Доминакович Гранд-Скубик;
  • 1984 — «Крамнэгел» П. Устинова (постановка П. Холмского) — сэр Невилл Ним;
  • 1984 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (постановка В. Плучека) — Фирс;
  • 1985 — «Молчи, грусть, молчи…» А. Ширвиндта (постановка А. Ширвиндта) — Подколесин;
  • 1986 — «Бремя решения» Ф. М. Бурлацкого (постановка В. Плучека) — Эдгар Гувер;
  • 1987 — «Последние» М. Горького (постановка А. Папанова) — Иван Коломийцев;
  • 1988 — «Страсти Черноморья» Ф. А. Искандера (постановка А. Ширвиндта) — Первый пенсионер;
  • 1988 — «Трибунал» В. Н. Войновича (постановка В. Плучека) — председатель;
  • 1992 — «Горячее сердце» А. Н. Островского (постановка В. Плучека) — Серапион Мардарьич Градобоев.

Поставил в театре спектакль «Ложь для узкого круга» А.Д. Салынского.

Сыграл Барона в постановке театра «Вернисаж» «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину.

Член КПСС с 1974 года.

Георгий Менглет в кино

Сниматься начал во время войны, дебютировав в фильме 1942 года «Швейк готовится к бою», исполнив роль чешского коммуниста Решанека. Спустя год сыграл князя Александра Иларионовича Васильчикова в исторической биографической драме «Лермонтов».

Георгий Менглет в фильме «Лермонтов»

После войны часто появлялся на экране в фильмах-спектаклях (в основном в экранизациях спектаклей Театра Сатиры).

Сыграл начальника в музыкальной комедии «Короткие истории», состоящей из экранизации юмористических миниатюр писателей зарубежных стран.

В 1975 году снялся в детективном телесериале «Следствие ведут Знатоки», исполнив роль начальника мусорной свалки, жулика Евгения Евгеньевича.

Георгий Менглет в фильме «Короткие истории»

Георгий Менглет в фильме «Следствие ведут Знатоки»

Появлялся в телешоу «Кабачок «13 стульев»» в роли руководителя киностудии Мамонта Маломальского.

В 1984 году актер появился в роли Черчилля в киноэпопее Евгения Матвеева «Победа».

Георгий Менглет в фильме «Победа»

Написал книгу «Амплуа — первый любовник».

Георгий Менглет умер 1 мая 2001 года в Москве на 89-м году жизни в день 80-летия своей второй супруги актрисы Нины Архиповой. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Личная жизнь Георгия Менглета:

Дважды был женат.

Первая жена — Валентина Григорьевна Королева (1911-1986). Ее бабушка — латышка, отец — русский. Она училась в ЦЕТЕТИСе одновременно с Менглетом, затем попала вместе с ним в бригаду, которая гастролировала по раскулаченным селам. Вскоре они поженились.

8 августа 1935 года у них родилась дочь Майя Георгиевна Менглет, актриса, заслуженная артистка РСФСР, ныне живет в Австралии.

Валентине Королевой, пришлось уйти из театра из-за болезни, и она полностью посвятила себе супругу. В семье всё было подчинено его интересам. Как вспоминала впоследствии Майя Георгиевна, если покупалось на сэкономленные деньги яблоко, то оно было для отца. Когда отец отдыхал перед спектаклем, в доме все ходили на цыпочках и разговаривали шепотом.

Внуки — Алексей и Дмитрий.

Георгий Менглет и Валентина Королева

Вторая жена — Нина Николаевна Архипова (1921-2016), актриса, народная артистка РСФСР.

Георгий Менглет ушел к Нине Архиповой после 27 лет брака с первой женой. У него и раньше были романы на стороне, но жена, если и догадывалась о них, просто молчала. Но потом в жизни актёра появилась Нина Архипова, коллега по театру. Одно время он скрывал свои отношения с актрисой, а после понял, что не может и не хочет жить на два дома. Его дочь Майя вспоминала, как застала родителей на кухне, сидящих друг напротив друга. Ее отец плакал, а мать сохраняла тяжелое молчание. Когда же они сказали дочери о своём расставании, Майя перенесла настоящий шок, она сочла уход отца предательством по отношению не только к маме, но и к себе. Сам Георгий Менглет писал в своих мемуарах, что дочь Майя устроила дикий скандал, узнав о том, что он уходит из семьи. Официальный развод Георгий Менглет и Валентина Королёва оформили лишь спустя несколько лет и потом продолжали всю жизнь тепло общаться.

Георгий Менглет и Нина Архипова

Был страстным спортивным болельщиком. Болел за команду ЦСКА.

Фильмография Георгия Менглета:

1942 — Швейк готовится к бою — Вацлав Рышанек, чешский коммунист, жених Юльки
1943 — Лермонтов — Александр Иларионович Васильчиков, князь
1959 — Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) — Себастьян, слуга художника Поля Сородэна
1960 — Сизиф и смерть (фильм-спектакль)
1960 — Игроки (фильм-спектакль) — Степан Иванович Утешительный
1962 — Наследники Рабурдэна (фильм-спектакль) — дoктop Mуpк
1962 — Интервью у весны (фильм-спектакль) — ВВ из редакции
1963 — Короткие истории — начальник
1965 — Обыкновенный человек (фильм-спектакль) — Йованче Мицич, торговец из провинции
1965 — Двенадцатифунтовый взгляд (фильм-спектакль) — Гарри Симс
1966-1980 — Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) — Мамонт Маломальский, руководитель киностудии
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль) — артист, сценка про суфлёра
1966 — Лабиринт (фильм-спектакль) — директор газеты
1967 — Фитиль (короткометражный)
1969 — Швейк во второй мировой войне (фильм-спектакль) — Буллингер
1969 — Эрни и дачники (фильм-спектакль) — Эрни
1969 — Брак поневоле (фильм-спектакль)
1970-1971 — Терем-теремок (фильм-спектакль)
1970 — Судьба Овода (фильм-спектакль) — Монтанелли
1970 — Впотьмах (фильм-спектакль)
1971 — Офицер флота (фильм-спектакль) — Иван Константинович, художник
1972 — Падение Таира (фильм-спектакль) — Ахмет
1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль) — Дон Гусман Бридуазон
1974 — Проснись и пой (фильм-спектакль) — Пишта Орбок
1974 — Андро и Сандро (фильм-спектакль) — Сандро
1975 — Следствие ведут Знатоки. Ответный удар / Дело N10 — Евгений Евгеньевич Воронцов
1975 — Дом, где разбиваются сердца (фильм-спектакль) — капитан Шотовер
1976 — Пощёчина (фильм-спектакль) — Иван Иванович Щеглов, профессор-медик
1976 — Ну, публика! (фильм-спектакль) — Михаил, тайный советник
1977 — Пена (фильм-спектакль) — Махонин Пал Палыч
1977 — Весенний смотр (фильм-спектакль) — Зверев
1978 — Таблетку под язык (фильм-спектакль) — Владимир Андреевич Каравай, председатель колхоза
1982 — Ревизор (фильм-спектакль) — Земляника
1984 — Победа (Sieg, Der) — Уинстон Черчилль
1984 — Крамнэгел (фильм-спектакль) — сэр Невилл Ним
1989 — Самоубийца (фильм-спектакль) — Гранд-Скубик Аристарх Доминикович
1989 — Голос памяти (документальный)
1994 — Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный)
1999 — Скупой рыцарь (фильм-спектакль) — Барон
2001 — Андрюша (фильм-спектакль)

Озвучивание Георгия Менглета:

1977 — Марусина карусель (анимационный) — директор цирка
1978 — Робинзон Кузя (анимационный) — Толстый Кот

Режиссерские работы Георгия Менглета:

1966 — Соперники (фильм-спектакль)
1966 — Два болтуна (короткометражный)
1967 — Приказы не обсуждаются (фильм-спектакль)
1969 — Эрни и дачники (фильм-спектакль)

Награды и звания Георгия Менглета:

— Заслуженный артист Таджикской ССР (1939);
— Народный артист Таджикской ССР (1943) — за роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
— Народный артист РСФСР (1956);
— Народный артист СССР (1974);
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Пал Палыча Махонина в спектакле «Пена» С. В. Михалкова;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997);
— Орден Трудового Красного Знамени (1982) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения;
— Орден «Знак Почёта» (1941);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 850-летия Москвы»;
— Первая премия «России первая любовь» в номинации «За верность Пушкинскому слову» за лучшую мужскую роль в спектакле «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину (роль Барона) в театре «Вернисаж» (2000).

последнее обновление информации: 16.09.2021

Георгий Менглет

Биография

Георгий Менглет – выдающийся артист, в отличие от современников считавший, что истинное призвание творческого человека – это театр, а не кино.

«Даже один актер на сцене (без декораций и режиссуры) – это все равно театр, в то время как талантливый монтаж кадров, два часа музыкального яркого рассказа на экране, где нет ни одного актера, – все равно кино» — говорил он.

Легенда советского театра оставил след в искусстве целой эпохи.

Детство и юность

Георгий родился 4 сентября 1912 года в Воронеже. Отец Павел Владимирович – военнослужащий, мать Екатерина Михайловна – домохозяйка. Редкой фамилией семья обязана предку со стороны отца. После Отечественной войны 1812 года французский капитан с фамилией Менглет не вернулся на родину, обрусел, принял православие. По национальности будущий актер – русский, но не без европейского «вмешательства».

Актер Георгий Менглет

В детстве мальчик увлекался фотографией, кино, театром и футболом. Страсть к последнему пронес через всю жизнь, оставаясь заядлым болельщиком до преклонных лет. Дочь актера Майя вспоминала:

«Папа был невероятным футбольным фанатом, собирал газетные вырезки о футболе, знал все! Ночью его разбуди и спроси, кто какой гол забил в 1938 году — ответит».

Школьная учительница по литературе Александра Ивановна стала первой, кто заметил в Жоре актерский талант в чтении по ролям произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Благодаря ей в биографии появились первые роли. Игра на уроке переросла в спектакль, где мальчик сыграл Чацкого. Постановка прошла хорошо, а в воронежской школе № 11 появился собственный театр им. А. С. Грибоедова.

Георгий Менглет

Ребята, среди которых и Менглет, погрузились в актерский мир. Школьники давали постановки за стенами школы, выступали на сценах клубов, народных домов, кинотеатров Воронежа. На юных артистов приходили посмотреть взрослые коллеги по цеху.

После школы юноша решил поступать в столичный ЦЕТЕТИС (позже ГИТИС, затем РАТИ). Мама его одноклассницы приходилась племянницей великому Станиславскому и даже написала мальчику рекомендательное письмо, адресованное родственнику, которым Жора так и не воспользовался. Добиться хотел сам. В 1930-м с первого раза поступил на курс Андрея Петровского.

Георгий Менглет в молодости

Уже в студенчестве играл в Государственном историко-революционном театре в постановках по произведениям Кэтрин Мур, Николая Лернера и Уильяма Шекспира. Год стажировался в Театре сатиры, сцена которого стала его мечтой. Фундаментальное влияние на становление юного актера оказал Алексей Дикий, народный артист СССР.

Еще школьником, приехав в составе воронежской делегации футболистов на открытие стадиона «Динамо», увидел работу режиссера. Постановка врезалась в память юного Жоры, поэтому неудивительно, что при первой возможности в 22 года стал играть в его студии.

Георгий Менглет

Вскоре мастерская закрылась, а Дикого назначили худруком БДТ, куда он пригласил большинство труппы. Среди актеров был и Менглет.

Уже в 1937-м Дикого арестовывают, а у молодого и полного творческих замыслов Георгия рождается мысль продолжить дело учителя, открыв негласный «театр Дикого» в одной из отдаленных республик СССР. В том же году покидает столичный БДТ и с группой единомышленников открывает Русский драматический театр в Сталинабаде (позже – Душанбе).

Театр

Уже в молодости артист получил звание «Заслуженный артист Таджикской ССР». На сцене основанного им театра в Сталинабаде сыграл свыше 20 ролей, прежде чем стал худруком Первого фронтового театра Таджикской ССР, в составе которого ездил и поддерживал боевой дух солдат спектаклем-концертом «Привет, друзья!», давал страху смерти отпор.

Георгий Менглет в театре

Среди зрителей постановки был сам маршал Советского союза Константин Рокоссовский. В книге «Актер – лицо действующее» Менглет так описал эту встречу:

«Хорошо, что на сцене не стреляют, – сказал Константин Константинович. – Мы это делаем лучше. Зато такая веселая, оптимистическая программа воспламеняет дух».

В 1944 году в Румынии фронтовая деятельность Георгия Павловича окончилась. Артист вернулся в Москву, где начал выступать в театре им. Е. Вахтангова у Рубена Симонова, но несколько месяцев спустя получил звонок из Театра сатиры, который с юношеских лет оставался мечтой.

Георгий Менглет во время войны

В 1945-м актер поступил туда на службу и выступал на этой сцене до конца жизни, сыграв в более чем 70 постановках. Зрителю запомнились его образы карьериста Жоржа Дюруа в «Милом друге», судьи Бридуазона в «Женитьбе Фигаро», полковника Фредамбе в «Интервенции» и десятки иных ролей.

Фильмы

Георгий Павлович считал, что призвание артиста – театр, а не кино, но в съемках фильмов изредка участвовал. Фильмография в сравнении со списком театральных работ мала: 6 кинолент за 40 лет.

Георгий Менглет в роли Уинстона Черчилля

Он сыграл князя Васильчикова в «Лермонтове», начальника в прообразе передачи «Кабачок «13 стульев» — киносериале «Короткие истории», Черчилля в «Победе».

Личная жизнь

Актер был дважды женат. С первой женой, артисткой Валентиной Королевой, познакомился в студенчестве. После окончания вуза расписались и уехали в Сталинабад. У пары родилась дочь Майя, ставшая впоследствии популярной советской киноактрисой, звездой ленты «Дело было в Пенькове».

Майя Менглет, дочь Георгия Менглета

Описывая семью, она позже скажет:

«Папа в 30 лет стал народным артистом. А мама, хотя и была очень талантливой, сразу взяла «вторую роль». Я могу точно сказать: отец не состоялся бы без мамы. Сколько помню, все в семье было для отца, ради отца».

Перемены в личной жизни актера произошли в 1961 году, когда он ушел к Нине Архиповой, ведущей артистке Театра сатиры. В интервью изданию «7 дней» Майя Георгиевна рассказывала, что не прощала отца, чей уход стал трагедией. Не сразу, но отношения с бывшей супругой и дочерью у артиста наладились. В 2001 году на похоронах Королевой Менглет сказал, что любил ее всю жизнь. В том же году умер сам актер.

Смерть

Георгий Менглет скончался 1 мая 2001 года по естественным причинам в 88 лет, в день рождения супруги Нины Архиповой. Она пережила мужа на 15 лет.

Могила Георгия Менглета

Могилы обоих артистов находятся на Кунцевском кладбище.


источники:

http://stuki-druki.com/authors/menglet-georgiy.php

http://24smi.org/celebrity/68811-georgii-menglet.html