Актер Марков Леонид биография

Леонид Марков

фотографии >>

биография

Марков Леонид Васильевич

Родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском Казахской АССР (ныне — Республика Казахстан).

Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (29.03.1977).
Народный артист СССР (31.01.1985).

Старшая сестра — актриса Римма Маркова.
В 1931-1934 годах играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, где работал актёром его отец В.Д. Марков.
В 1945-1947 годах учился в студии при Вологодском драматическом театре. Окончил студию при Московском театре Ленинского комсомола (1950).
С 1950 года — актёр Московского театра Ленинского комсомола.
С 1960 — актёр театра имени А.С. Пушкина.
С 1965 года — актёр академического театра имени Моссовета.
В сезоне 1986-1987 гг. переходил в Малый театр.

Леонид Марков обладал уникальным голосом и манерой говорить. Наверно, поэтому его часто приглашали работать на радио. Около ста записей, охватывающих большой временной период с 1954 по 1990 год, литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда: «В зимнем лесу» С. Богомазова, в роли Волка; «В гимназии» Н. Гарин-Михайловского, в роли Отца; «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, в роли Генри Пулэски; «Судьба» П. Проскурина, в роли Макашина; «Инспектор Тихонов» Аркадия и Георгия Вайнеров, в роли Шарапова; «Королев и Гагарин» В. Губарева, в роли Королева; «Первая любовь» И. Бунина, в роли Отца и другие спектакли. Актер читал литературные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Абашидзе, В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Рождественского.

Скончался в Москве 1 марта 1991 года от рака. Похоронен актёр на Кузьминском кладбище Москвы.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 53 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

Театр имени Моссовета (1966-1986, 1987-1991):
Завтрак с неизвестными (В. Дозорцев/ пост. П. Хомского) — человек в шляпе (1987)
Цитата (Л. Зорин/ пост. П. Хомского) — Кирилл Петрович Балтазаров (1986)
Операция «С Новым годом!» (А. Герман, П. Хомский/ пост. П. Хомского — Локотков
Егор Булычов и другие (М. Горький/ пост. П. Хомского) — Егор Булычов (1982)
Живой труп (Л. Толстой/ пост. Б. Щедрина) — Фёдор Васильевич Протасов (1981)
Превышение власти (В. Черных/ пост. П. Хомского) — Шилов (1978)
Успех (Е. Григорьев, О. Никич/ пост. П. Хомского) (1977)
Царская охота (Л. Зорин/ пост. Р. Виктюка, художественный руководитель постановки Ю. Завадский) — граф Алексей Григорьевич Орлов (1977)
Вечерний свет (А. Арбузов/ пост. Р. Виктюка) — Алексей Георгиевич Ковалёв (1975)
Арктический роман (В. Анчишкин, И. Рубинштейн/ пост. А. Зубова) — Батурин (1974)
Турбаза (Э. Радзинский/ пост. А. Эфроса) — Ходкин (1974)
Последняя жертва (А. Островский/ пост. Ю. Завадского) — Флор Федулыч Прибытков (1973)
Золото, золото — сердце народное! (литературная композиция В. Рогова по произведениям Н. Некрасова/ пост. Е. Завадского) (1971)
Лилиом (Ф. Мольнар/ пост. И. Данкман) — Лилиом (1971)
Спектакль-концерт (литературно-драматическая композиция Б. Яковлева/ пост. Ю. Завадского и И. Данкман) — «Воскресение» (Старик, 1970)
Петербургские сновидения (сценическая композиция С. Радзинского по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»/ пост. Ю. Завадского, реж. В. Шубин) — Порфирий Петрович (1969)
Моё сердце с тобой (Ю. Чепурин/ пост. А. Зубова) (1968)
Шторм (В. Билль-Белоцерковский/ пост. Ю. Завадского, реж. А. Зубов) — Предукома (1967)
Маскарад (М. Лермонтов/ пост. Ю. Завадского) — Арбенин (1967)
Они сражались за Родину (пьеса П. Дёмина по роману М. Шолохова/ пост. А. Зубова) — Иван Звягинцев (1966)
Затейник (В. Розов/ пост. И. Анисимовой-Вульф) — Валентин Селищев (1966)

Малый театр (1986-1987):
Зыковы (М. Горький) — Антипа

Театр имени А. Пушкина (1960-1966):
Поднятая целина (по роману М. Шолохова/ пост. Б. Равенских) — Тимофей Рваный
Высшее существо — Ференц
Столпы общества — Иухан
Романьола (пост. Б. Равенских) — Микеле Даспонси
День рождения Терезы — Марсело

Театр имени Ленинского Комсомола (1947-1960):
Первая конная — Митряй
Святая Жанна — граф Уорик
Утраченные иллюзии (О. де Бальзак) — аббат Эррера
Колесо счастья — Фазан
Мужество — Калюжный
Фабричная девчонка — комсорг
Хлеб и розы — Тельнихин
Друзья-сочинители — Кудрьков
Живой труп (Л. Толстой) — Петрушин
Вишневый сад (А. Чехов) — Яша, Петя Трофимов
Сирано де Бержерак (Э. Ростан) — Кристиан, Карбон де Кастель Жалу
Честь смолоду — Нехода

последнее обновление информации: 13.04.22

трейлер: «Гараж» >>

источники информации

публикации

На роль пирата Билли Бонса кинорежиссёр Воробьёв взял актёра Леонида Маркова. Выбор убедительный. Всё при нём – плечистая фигура, тяжёлый взгляд, след от шрама, наложенный гримёрами так, чтобы не обезобразить, а облагородить изборождённое складками крупное лицо пирата. И говорит этот морской волк иногда так, словно рычит медведь.

И всё же выбор в чём-то неожиданный. Неожиданный – потому, что до поры скрытый, метущийся, взрывной, как вулкан темперамент, который в своих ролях являл Леонид Марков, вкупе с рублеными чертами лица, сильными крестьянскими руками и крупной фигурой больше вязался с одним из исконно-народных типов. Хуторским, вольным, промысловым, разрушительно-бунтарским, близким к окаянным Емельке Пугачёву и Стеньке Разину. Ни того, ни другого разбойника Леониду Маркову сыграть не довелось. Хотя в годы, когда на советский экран выходили «Капитанская дочка» и «Емельян Пугачёв», актёр был на пике своей формы и отлично подходил на роли главарей сухопутных пиратов – по возрасту, по царской харизме, по накопленному творческому потенциалу.

Актёр не особо рвался к воплощению на экране мятежников, открыто бросающих вызов обществу. Бунт сыгранных им героев казался затаённым, и обычно был направлен на другое: на единоборство с мощью природы, на спор с судьбой. Кинорежиссёры охотно брали его на роли геологов и лётчиков, начальников сибирских строек, красных и белых генералов, секретарей обкомов и даже профессоров (один из них носит фамилию Лихачёв!). Но и под цивильным костюмом и под командирской формой в нём читалась неведомая, необузданная первозданная природо-борческая стихия, родственная героям Джека Лондона и Германа Мелвилла. Удивительно, но в своей кинокарьере актёр прошёл мимо и этих героев тоже. Режиссёр Владимир Воробьёв был среди тех немногих, кто угадал, что моряцкий бушлат и просоленная морем косичка ближе и органичнее этому артисту, чем номенклатурный пиджак.

Рискну предположить, что такой выбор был подсказан режиссёру ролью Маркова в фильме «Побег» из телецикла «Следствие ведут знатоки» (1973). Что же общего между советским милицейским детективом и неоромантическим сюжетом Стивенсона?

Осуждённый за хулиганство с отягчающими обстоятельствами Михаил Багров (герой Леонида Маркова) бежит из колонии… Однако взглянем только на фабулу – и станет заметной параллель.

Уберём всё лишнее, что окружает пирата-отступника Билли Бонса и сбежавшего Багрова: обстоятельства, сюжет, историческую эпоху. И увидим: их объединяет вулканический темперамент – от взрывного до обманчиво-умеренного, сильное пристрастие к выпивке, лихое прошлое, и оба – беглецы. Билли бежит от закадычных дружков, желая дожить свой век на сундуке с сокровищами. Багров в грузовом вагоне и на попутках пробирается в родной Еловск, чтобы покарать за измену свою жену и её любовника. В первом случае измена реальная, во втором, скорее, надуманная, нафантазированная Багровым. Но оба захвачены каким-то одним всепоглощающим чувством. Пират – страхом. Багров – желанием покарать. Отныне ими руководит не мысль, а ничего не разбирающее на своём пути чувство, накрывающее с головой, как штормовая волна.

Маршрут их бега на самом деле не географический – он внутри их собственной души. Вернее сказать про обоих, что их куда-то «черти гонят».

В финале «Побега» страшный исступлённый Багров, глядя выпученными глазами куда-то глубоко внутрь себя, ведёт беседу, как ему, наверное, кажется – с самим чёртом, хотя перед ним из плоти и крови майор милиции Томин, который предлагает беглецу сдаться по добру по здорову.

В такие моменты в героях Маркова прорывается что-то глубоко архаично-опасное, как бы из доисторического века. В советском искусстве подобные, идущие из дремучих недр импульсы обычно трактовались как проявления необузданной стихии, неуправляемой слепой материи, ещё непокорённой человеческим разумом (в другом эпизоде следователь Знаменский ведёт с Багровым душеспасительную беседу, тщетно взывая к разуму собеседника). Проводниками таких импульсов нередко оказывались персонажи, связанные ещё не отмершими узами родства с архаикой дореволюционной жизни…

При этом Багров, да и другие киногерои Леонида Маркова, отнюдь не лишённая разума глыба. Характер его – крепкий неразъёмный сплав животного и рассудочного начал, оттого поступки Багрова милиции кажутся нешаблонными, а жене – нелепыми. Можно сказать, что Марков зачастую играл самородков – потому, что сам был таким, и в силу своей мощной органики в иных типажей перевоплощался с трудом. Однако в этих границах его актёрский потенциал проявлялся необычайно широко и мощно, особенно в драматических переходах от одного психологического состояния в другое. Стоит напомнить, что режиссёр Элем Климов пробовал его в «Агонии» на роль Григория Распутина (кандидатами были ещё Е. Евстигнеев и А. Папанов, но режиссёр в итоге выбрал Алексея Петренко).

Актер Леонид Марков: биография, личная жизнь, фильмография

Леонид Марков – актер сильного выразительного таланта и яркой запоминающейся внешности. На сцене он воплотил множество исключительных, выдающихся образов, разнообразных за характером, поведением и темпераментом. Ему легко давались как главные, так и второстепенные роли, как роли коварных злодеев, так и роли несчастных влюбленных.

Кино же встретило театрального актера Леонида Маркова негостеприимно. Он сыграл множество ролей, блистал в разнообразных знаменитых и выдающихся кинолентах, наделял своих героев яркой и колоритной натурой, запомнившейся многим любителям советского киноискусства.

Однако роли ему предлагали второстепенные и эпизодические, закрывая глаза на самобытный талант и творческое исполнение актера.

Биография Леонида Маркова – это живая и динамичная книга, сюжет которой полностью посвящен актерскому искусству и мастерству. Листая страницы этого фолианта, мы сможем насладиться ярким и неповторным талантом знаменитого актера и сможем лучше познать мир лицедейского искусства Советского Союза.

Маленькое дарование

Биография Леонида Маркова берет свое начало в далеком Казахстане, где в семье творческих людей родился маленький мальчик Леня. Это произошло в декабре 1927 года.

Родители будущего актера трудились в артистической среде. Отец – Василий Демьянович, работал актером в провинциальных театрах, мать – Мария Петровна, служила там же гримером. Марковы были постоянно заняты в репертуарах, часто переезжали с места на место: из города в город, из поселка в поселок.

Как и положено в театральных семьях, дети были задействованы в постановках. Маленький Леня (вместе со своей старшей сестрой Риммой — будущей известной актрисой) с пяти лет выступал на сцене. Он играл в “Хижине дяди Тома” и других знаменитых спектаклях того времени. Причем зачастую не мальчиков, а девочек.

Брат и сестра

В детстве внешность будущего выдающегося актера Леонида Маркова очень располагала к таким ролям. У него было нежное красивое лицо, тонкая фигура, спокойные повадки. Сестра же, напротив, росла конопатой и мускулистой, поэтому ей поначалу доставались роли долговязых нескладных подростков.

Уже в то время талант маленького Лени поражал и завораживал. Например, его исполнение семилетней сироты Вальки, умирающей от нищеты и бедности, впечатляло своей реалистичностью и выразительностью (пьеса “Дети улицы”). Во время просмотра постановки зрители настолько проникались трагедией маленькой героини, что у них начинало болеть сердце, а некоторым даже оказывали врачебную помощь!

Талантливых детей обожала театральная публика. Их угощали конфетами и пирожными, обнимали и целовали.

Но, несмотря на явный талант и всеобщее признание, маленький Леня не любил актерскую работу.

Увлечения будущего актера

Юный Марков был творческой личностью, но к театру относился холодно. Он очень любил создавать что-то своими руками: рисовать, лепить, вырезать по дереву. Было время, когда он мечтал стать живописцем. Если бы учился дальше, все было бы вполне осуществимо.

В школе у маленького дарования дела также шли хорошо. Несмотря на кочевую жизнь, он рос дисциплинированным, ответственным, прилежным. Получал высокие отметки, строил планы на будущее, где совсем не было места театральным подмосткам.

Но судьба распорядилась иначе. Началась война.

Юные годы

Великая Отечественная война застала Марковых в Вологде, где одаренный подросток учился в школе и всей душой болел за победу “своих”.

После получения среднего образования перед юношей возник вопрос: где учиться дальше? Война, бомбежки, разруха и неопределенность. Что делать? Куда податься?

И мама посоветовала Леониду поступить в актерскую студию, расположенную при драматическом театре. Обучаясь артистическому мастерству и находясь так близко к театральным подмосткам, Марков Леонид Васильевич всей душой влюбился в сцену и сценическое искусство. Ему доверяли главные роли, которые он исполнял талантливо и самозабвенно, зрители обожали молодого актера и вызывали на бис.

Его встречали аплодисментами и узнавали на улице, в него влюблялись и им восхищались. Такое всеобщее одобрение пришлось по душе начинающему актеру. Ощутив вкус славы и признания, он захотел связать дальнейшую жизнь с актерским мастерством.

Переломный момент

Худрук студии, Лия Ротбаум, видела в молодом Леониде большой потенциал. Она взрастила в нем актерские амбиции и предложила поехать в Москву, покорять столичную сцену.

Жизнь в большом городе была нелегкой. Хотя Марков (вместе с сестрой Риммой) был принят в студию, расположенную при Московском театре имени Ленинского комсомола, с жильем и особенно с деньгами у молодых людей было туго.

В первое время ночевали на вокзале, затем их поселили в ветхой театральной пристройке, чуть позже выделили комнату в общежитии одного из институтов.

С карьерой тоже все получилось не сразу. Поначалу молодых людей ставили на эпизодические роли, потом начали доверять роли второго плана и уже затем — главные. Так, потихоньку, жизнь стала налаживаться.

Положительные стороны

Какими бы ни были внешние условия, молодой Марков всегда сохранял положительный настрой. Он верил в свою звезду, в свое призвание, в свою работу.

Несмотря на нестабильность и шаткость положения, брат и сестра каждый день (если позволяло обучение и не было вечерних спектаклей) посещали культурные мероприятия – музеи, выставки, концерты.

Через четыре года после приезда в столицу Марков Леонид Васильевич был официально принят в театральную труппу Ленкома. Это укрепило его положение на театральном поприще и подарило надежды на блестящее будущее.

Театральная карьера

За свою театральную деятельность актер Леонид Марков сменил три театра, где играл яркие и незабываемые роли в ведущих спектаклях сезона. Ему одинаково блестяще удавалось передать на сцене дух как классических произведений, так и современных постановок. Его герои, независимо от возраста, характера и темперамента, поражали своей реалистичностью, эффектностью, внутренним психологизмом и глубиной эмоций.

Говорят, что за актера “дрались” режиссеры, его переманивали в свои театры разные художественные руководители, а сам Марков – талантливый, счастливый и гордый — играл там, где хотел, стараясь найти свой стиль исполнения, свое изложение произведения, своего колоритного героя.

Он любил героев сильных духом, мятущихся и гротескных. Талантливо передавал их страстный характер, их сомнения и неистовства. Сосредотачивался не на социальной стороне произведения, а на интимной, личностной, индивидуальной. Поэтому многие персонажи актера так полюбились его поклонникам. Зрители видели в них себя, свои мысли, свои чувства и переживания.

Марков очень любил выдерживать на сцене значительную паузу, заставляя публику волноваться и ожидать с нетерпением дальнейшего действия. Истинные театралы застывали в восторге от этого актерского приема, который завораживал и очаровывал одновременно.

Первые постановки

Первым местом работы Леонида Васильевича, как уже упоминалось выше, был московский театр им. Ленинского Комсомола. Там молодому начинающему актеру довелось проработать тринадцать лет, выступив более чем в двадцати постановках.

Самой первой из них был спектакль “Честь смолоду”, где начинающий актер талантливо сыграл молодого и амбициозного Неходу. Затем были пьесы “Вишневый сад” (в которой Марков играл вначале Яшу, а затем – Трофимова), “Живой труп”, “Хлеб и розы”, “Фабричная девчонка”, “В эту ночь никто не уснул”, “Утраченные иллюзии”, “Святая Жанна”, “Первая Симфония” и др.

Кого бы ни представлял актер (будь то современный студент, директор предприятия или средневековый герой), все его персонажи дышали жизнью, энергией и чувствительностью.

В театре им. Пушкина Марков проработал всего пять лет, представив на сцене незабываемые, яркие образы Тимофея Рваного (спектакль “Поднятая целина”), Марсело (“День рождения Терезы”), Микеле Фоскини (“Романьола”) и др.

Становление актера

В театре Моссовета (где Леонид Васильевич прослужил с 1966 года вплоть до своей смерти) он активно выступал во многих классических постановках, а также принимал энергичное участие в пьесах современных авторов.

Его герои были разнообразны и многолики, как и раньше. Он талантливо и проникновенно перенес на сцену образы всевозможных персонажей. Среди них, прежде всего, необходимо отметить Звягинцева (спектакль “Они сражались за Родину”), Арбенина (“Маскарад”), Кузьму Мефодьева (“Мое сердце с тобой)”, Порфирия Петровича (“Преступление и наказание”, “Петербургские сновидения”), Флора Федулыча (“Последняя жертва”), Батурина (“Арктический роман”), графа Орлова (“Царская охота”), Егора Булычова (“Егор Булычов и другие”) и т. д.

Параллельно со сценой, Леонид Марков активно снимался, сыграв в отечественном кинематографе ярких и незабываемых персонажей.

Кинокарьера

Фильмы Леонида Маркова впечатляют своей многочисленностью и разнообразием. Это и детективы, и мистические истории, и мелодрамы, и исторические картины.

Больше всего среди них выделяются “Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег”, “Красное и черное”, “Мой ласковый и нежный зверь”, “Коней на переправе не меняют”, “Змеелов”, “Отель Эдем” и др.

Давайте познакомимся с этой фильмографией поближе.

Немного фильмографии

Пятисерийный фильм “Анна Павлова”, который увидел свет в 1983 году и в котором Марков сыграл генерала Безобразова, является биографической картиной о жизни примадонны российского балета. Талантливая балерина в исполнении Галины Беляевой заставляет зрителей плакать и страдать, радоваться и переживать за ее успехи, достижения и личные трагедии.

Марков же в роли Владимира Михайловича Безобразова помогает зрителям увидеть всю глубину и силу таланта Анны Павловой. Фильм был номинирован на Госпремию СССР.

Фильм “Семь часов до гибели” (вышедший на экран в том же 1983 году), где Леонид Васильевич играет Нечаева – морского капитана, отправившегося в свой последний рейс, рассказывает о героических буднях врачей и других людей, для которых жизнь человека, взаимопомощь и чувство долга – совсем не пустой звук.

Кинокартина “Гараж” запомнилась зрителям своей искристой трагической сатирой, в которой актер сыграл одну из ведущих ролей – профессора Смирновского, имеющего любимую женщину, сверстницу его взрослой дочери.

Следует также упомянуть о последнем фильме, в котором снялся Марков — мистическом “Отеле Эдем”, где пожилому актеру досталась роль развратника-Сатаны, обольщающего молодых женщин в одном из крымских курортных номеров. В фильме Леонид Васильевич предстает перед зрителями очаровательным импозантным мужчиной, несмотря на довольно уже почтенный возраст и болезни.

Картина появилась на экранах в 1991 году. В этом же году скончался Леонид Васильевич – от страшного онкологического заболевания.

Личная жизнь Маркова

Личная жизнь Леонида Маркова была богата и разнообразна на события и происшествия. Обладая яркой эффектной внешностью, он сводил с ума женщин и сам беззастенчиво влюблялся в них.

Первые три брака были скоротечными и несчастливыми. Жены Леонида Маркова терпели его буйный нрав и вредные привычки, неумеренность и необузданность. Они прощали актеру многое, но так и не смогли подарить истинное счастье.

Последняя же жена Маркова – Елена — нашла ключик к сердцу знаменитого супруга. Она многое пережила с ним, многое перенесла, но оставалась для него верной и преданной женой, всегда любящей, всегда улыбающейся.

Между супругами была довольна большая разница – шестнадцать лет, но она не мешала им жить душа в душу, счастливо и благополучно. Они были отдушиной друг для друга, отрадой и опорой. Могли часами вместе общаться и бродить по аллеям, встречаться за завтраком и проводить совместно отпуска.

Леонид Васильевич был для жены настоящим защитником и покровителем, а она для него – музой и вдохновением.

Детей у Леонида Маркова не было. Это немного расстраивало его и печалило. Но он никогда не падал духом. “Мой ребенок – это ты”, — часто говорил он своей любимой жене Елене.

Характеристика актера

В актерской среде Леонида Васильевича очень уважали. Уважали за яркий безграничный талант, за мужественную колоритную внешность, за доброту и отходчивость.

Марков был вспыльчивым и тщеславным, немного заносчивым и насмешливым. Но в то же время запомнился друзьям и знакомым своим добродушием и покорностью, сердечностью и душевностью.

Умер актер в марте 1991 года от рака, снедающего его жизнь в течение долгих месяцев.

Леонид Марков : биография

13 декабря 1927 — 02 марта 1991

советский актёр театра и кино, народный артист СССР

Биография

Леонид Марков родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском Казахской АССР (ныне — г. Акколь, Акмолинская область, Казахстан).

В 1931—1934 годах Лёня Марков играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, где работал актёром его отец В. Д. Марков.

В 1945—1947 годах Леонид Марков учился в студии при Вологодском драматическом театре куда поступил со своей старшей сестрой — Риммой Марковой. Затем поступил в студию при московском театре им. Ленинского комсомола и окончил её в 1950 году, стал актёром этого театра.

В 1960 году Леонид Марков перешёл в Московский театр им. А. С. Пушкина. В 1965 году перешёл в Академический театр им. Моссовета.

Умер 2 марта 1991 года от рака. Похоронен на главной аллее Кузьминского кладбища.

Семья

Вдова: Елена Владимировна Маркова, проректор Православного-Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.


источники:

http://fb.ru/article/333576/akter-leonid-markov-biografiya-lichnaya-jizn-filmografiya

http://www.people.su/71356